Особенности подготовки туристов школьного возраста
статья (5 класс) на тему

Петров Валерий Валерьевич

Статья предлагает вашему вниманию материал, который может быть использован для написания программы дополнительного образования по спортивному туризму.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_podgotovki_turistov_shkolnogo_vozrasta.docx26.89 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности подготовки туристов школьного возраста

Спортивный туризм на пешеходных дистанциях – молодой и развивающийся вид спорта. Ранее пешеходный туризм был широко представлен только в виде дисциплины «маршруты». В последующие годы появилось новое самостоятельное направление – «дистанции». 

Изначально спортивный туризм на пешеходных дистанциях представлял собой только соревнования в природной среде. В дальнейшем, из-за невозможности проведения стартов в зимнее время года, появились зальные соревнования в закрытых помещениях.

В пешеходном туризме дистанция представляет собой набор технических приемов, совершаемых благодаря использованию специального снаряжения, проходимых в строго определенном порядке на скорость.

Дистанция – участок естественного и (или) искусственного рельефа между стартовой и финишной линией с комплексом судейского оборудования. Преодоление дистанции заключается в прохождении группой (связкой, участником) всех этапов в заданном по Условиям прохождения дистанции порядке.

      Этап технический – часть дистанции, на которой группа (связка, участник) преодолевает препятствие посредством технических приемов.

Технический приём

     – это действия группы (связки, участника), направленные на прохождение этапа и не противоречащие Правилам и Регламенту проведения спортивных соревнований по спортивному туризму (номер-код вида спорта – 0840005411Я).

 Техническая подготовка включает в себя: подготовку по технике преодоления естественных препятствий, технике страховки, технике бивачных работ, спасательных работ, подготовку по технике ориентирования на местности.

Техника туризма - это совокупность технических приемов и технических средств, используемых для решения туристских задач.

Технический прием - одно или несколько взаимосвязанных действий с использованием или без использования технических средств.

К техническим средствам относится личное или групповое туристское снаряжение специального технического назначения.

В обучении начинающих туристов техническая подготовка занимает сравнительно небольшой объем часов, но с повышением уровня квалификации нагрузки значительно увеличиваются.

Техническая подготовка бывает индивидуальная и групповая. Первая направлена на освоение туристами индивидуальных технических приемов. Вторая - на взаимодействие туристов при выполнении групповых технических заданий.

В спортивном туризме существуют два вида туристско-спортивных соревнований.

Это:

соревнования на длинных дистанциях (спортивные походы);

соревнования на технических дистанциях (туристское многоборье).

Соревнования по туристскому многоборью проводятся по разным видам туризма (пешеходный, лыжный, горный и т.д.). Состязания на технических дистанциях носят прикладной характер (Кодыш Э. Н., 1990; Константинов Ю. С., 2000; Федотов Ю. Н., Востоков И. Е., 2002; Вяткин Л. А., 2004).

То есть соревнования проводятся с целью повышения технического и тактического уровня подготовленности туристов. В настоящее время туристское многоборье выходит за «рамки» прикладного характера и постепенно становится самостоятельным видом спорта. Не так давно спортивное ориентирование отделилось от спортивного туризма и стало независимым видом спорта мирового масштаба.

Пешеходный туризм включает в себя 3 вида дистанций

  • Дистанция – личная – спортсмен преодолевает всю дистанцию индивидуально;
  • Дистанция – связка  – дистанция преодолевается совместно двумя спортсменами;
  • Дистанция – группа – дистанция преодолевается силами четырех спортсменов.

Спортивный туризм на пешеходных дистанциях включает в себя:

Дистанции в закрытых помещениях

Природные

дистанции

По ориентированию на местности природные дистанции делятся на

Короткие

(по маркированному маршруту)

Длинные

(с элементами спортивного ориентирования)

Основой подготовки туристов-спортсменов является техническая подготовка. Она включает в себя теорию и практику, но отрабатываются технические приемы на практических занятиях в природных условиях. Это подготовка по технике преодоления естественных препятствий, технике страховки, спасательных работ, подготовка по технике ориентирования на местности.

Техническая подготовка взаимосвязана с тактической и подготовкой по безопасности, однако сами технические приемы в процессе подготовки туристов-спортсменов можно выделить в отдельные группы по содержанию и видам туризма. В обучении начинающих туристов техническая подготовка занимает 20-25% от общего времени подготовки, а на этапе спортивного совершенствования с повышением уровня квалификации спортсменов суммарный объем технической нагрузки увеличивается до 75-80%. При этом большая часть технических приемов реализуется в условиях сложных туристских походов и участий в соревнованиях на дистанциях высокого класса.

Техническая подготовка подразделяется на индивидуальную и групповую. Первая направлена на освоение туристом индивидуальных технических приемов. Вторая - на взаимодействие туристов при выполнении групповых технических заданий. Если турист имеет высокую индивидуальную подготовку, то он увереннее взаимодействует в группе. В настоящее время обычной практикой становится подготовка спортсменов к участию в соревнованиях по определенному виду туризма (пешеходному, горному, лыжному, водному и т.д.). Многие туристы-спортсмены специализируются на одном из видов туризма, одни тренируются к соревнованиям на дистанциях, другие - к соревнованиям на маршрутах (Прил.2.).

Техника пешеходного туризма весьма разнообразна и постоянно модифицируется (Правила соревнований на 2005-2008). Это связано с разнообразием рельефа и скоростью прохождения данного этапа дистанции. Технику в пешеходном многоборье можно условно разделить на два вида:

техника организации страховки предусматривает ряд технических приёмов обеспечивающих безопасность спортсмена;

техника передвижения по этапу включает способы движения на этапе (Федотов Ю. Н., Востоков И. Е., 2002). Техника передвижения зависит от индивидуальных особенностей многоборцев и от сложности рельефа местности.

Технические приемы приведены в Прил.3.

В соревнованиях по спортивному туризму на дистанциях выполнение технических приемов довольно специфично и занимает в структуре соревновательной деятельности 41,4% общего времени прохождения дистанции (Соболев С.В., Гелецкий В.М., 2006).

Процесс подготовки в туристском многоборье предусматривает совершенствование отдельных технических приемов, используемых на соревнованиях. Чаще всего спортсмены тренируют эти технические действия раздельно, что затрудняет выступление на конкретных соревнованиях (Кодыш Э.Н., 1990; Константинов Ю.С., 2000; Федотов Ю.Н., Востоков И.Е., 2003).

Комплексное использование технических приемов, предусматривающее тренировку нескольких технических этапов дистанции, позволит более эффективно готовить спортсменов-туристов к соревнованиям на дистанциях.

Техника пешеходного туризма значительно отличается от техники других видов спорта. Все технические действия спортсменов, участвующих в соревнованиях по группе дисциплин «дистанции - пешеходные», мы разделили на следующие четыре группы:

1) техника передвижения по пересеченной местности - заключается в умении спортсмена перемещаться по дистанции между техническими этапами максимально быстро. Сложность элементов данной группы изменяется в зависимости от:

- сложности рельефа;

-  количества и веса специального снаряжения;

- количества и последовательности технических этапов;

2)  техника передвижения по препятствию (этапу) зависит от физической подготовленности спортсмена. Например, выбор техники передвижения по навесной переправе будет зависеть от угла наклона переправы, техника передвижения по перилам (веревка) на склоне зависит от характера склона и от его крутизны и т.д.;

3)  техника преодоления препятствий (этапов/ достаточно подробно описана в «Регламенте группы дисциплин "дистанции - пешеходные"», который является руководством для судей и участников соревнований. Одна из основных идей данного документа - это безопасное преодоление технических этапов;

4)  техника ориентирования на местности -совокупность применяемых технических приемов и средств, позволяющих эффективно (с наименьшими физическими и иными затратами) свое положение относительно окружающих ориентиров местности, определять стороны света, нужное направление движения и точное движение согласно этому направлению, а также решать конкретные задачи ориентирования.

В спортивном туризме существуют несколько видов туристско-спортивных соревнований. Один из таких видов это - соревнования на технических дистанциях (туристское многоборье).

Соревнования заключаются в прохождении дистанции, содержащей естественные и искусственные препятствия, выполнении специальных заданий с использованием снаряжения, облегчающего и ускоряющего передвижение, обеспечивающего безопасность и выполнение технических и тактических задач (Русский турист, 1998; Федотов Ю. Н., Востоков И. Е., 2002; Правила соревнований по туристскому многоборью, 2005-2008).

Соревнования могут проводиться на одной или нескольких видах дистанций:

✓        Дистанция по технике туризма

✓        Тактико-техническая дистанция

✓        Другие виды дистанций в соответствии со спецификой данного вида туризма.

Соревнования по технике пешеходного туризма заключаются в прохождении участниками дистанции, требующей знания технических приёмов и способов преодоления препятствий. Дистанция состоит из определённого набора естественных препятствий, которые принято называть этапы.

Туристское многоборье очень насыщено различными техническими приемами и действиями. Они составляют основу данного вида спорта, и их значимость стоит на одной ступени с безопасностью их выполнения.

Во многих источниках (Кодыш Э. Н.,1984,1990; Константинов Ю. С., 2000; Вяткин Л. А., Сидорчук Е. В., Немытов Д. Н., 2004; 1001 совет туристу, 1998) авторы дают представление о технике пешеходного туризма, перечисляя при этом технические этапы, не описывая саму технику пешеходного туризма. Или просто дают описание техническим этапам, не упоминая даже слова о технике туристского многоборья (Лосев А. С. Кошельков С. А.., 1995; Варламов В. Г., 2006)

Кодыш Э.Н.(Соревнования туристов), кроме этого предлагает разделить технику пешеходного туризма на группы:

∙        Технически сложные

∙        Технически простые

∙        Без физической нагрузки

∙        Начальные туристские навыки

В каждую группу входят технические этапы и специальные задания. Но классификация по группам сделана ориентировочно, так как только конкретные условия прохождения каждого этапа могут позволить объективно оценить его действительную сложность.

Все технические действия участников строго регламентированы (Русский турист, 1998; Регламент проведения соревнований по спортивному туризму 2014 г.; Теплоухов В. , 2000; Лосев А. С., Кошельков С. А,1995) в правилах организации и проведению соревнований по туристскому многоборью. В них дается указания для конкретных этапов, но описания техники в них тоже нет. Эти руководства направлены на обеспечение безопасности организации и проведения соревнований.

Школьные соревнования целесообразно проводить по I (первому) классу дистанции и по разным возрастным категориям, которые можно разделить на группы начальных (младших), средних (5 - 8) и старших классов.

Желательно в основную команду включать не менее 6 участников из них двоих девушек и + одного участника в запас. Обычно, можно формировать несколько команд от одного класса, в конечном итоге можно определить самый лучший класс среди участников соревнований по спортивному туризму в соответствующей возрастной категории.

Такие соревнования можно проводить во внеурочное время, выходные, праздничные дни, или общешкольные дни здоровья. В ходе школьных соревнований, особенно среди младших классов рекомендуется проводить встречные эстафеты по типу "веселых стартов"; "Попробуй догони" и другие, наиболее динамичные и зрелищные.

Практикуется проведение соревнований с элементами спортивного ориентирования (на топографических картах где в одном см 250 м, 500 м, 1000 м) по правилам спортивного ориентирования, с микроспринту.

Соревнования по микроспринту проводятся в основном в личном зачете по олимпийской системе. Они проводятся на открытой местности, на которой размечаются рядом две площадки одинаковые по размеру и форме (не более 60 квадратных метров). На этих площадках по всей территории располагают в произвольном порядке контрольные пункты (КП) с обязательным нумерацией и отметками (компостеры или цветные карандаши). Количество контрольных пунктов в обеих площадках должно быть одинаково, но не менее 12.

Участнику от команды выдается контрольная карточка где указаны номера КП в два раза меньше общего количества. Участник должен отметить все свои КП и пересечь контрольную линию. Старт обоим участникам дается одновременно. Тот участник, который пересек контрольную линию раньше, переходит в следующий тур. В финальном туре разыгрываются 1- 2 и 3-4 места.

При проведении двухдневных соревнований (слетов) рекомендуется организовывать конкурс туристского быта, у общего вечернего костра проводить конкурсы представления команд, художественной самодеятельности (туристской песни), туристской фантазии, газет, фотографий, определение растений, минералов и другие.

Организация учебно-тренировочного процесса в ДЮСШ и СДЮСШОР по спортивному туризму

Эффективность тренировочного процесса зависит от рациональной организации занятии, выбора оптимальной дозировки нагрузки и тщательного учета индивидуальных особенностей занимающихся.

В силу специфики спортивного туризма организация оздоровительно-спортивных лагерей и учебно-тренировочных сборов является обязательной и играет большую роль в подготовке юных туристов.

Техника и тактика спортивного туризма тесно связана с координацией, физической готовностью, выносливостью, памятью, вниманием и мышлением спортсмена. Поэтому данное положение обуславливает проведение ряда практических занятии в спортивном зале, который должен быть специально оборудован.

Соревнования — важная составная часть спортивной подготовки детей, подростков, юношей и девушек.

Соревновательная деятельность в спортивном туризме весьма интенсивна, н сильнейшие спортсмены стартуют на соревнованиях в течение года 16-20 раз.

Соревнования в детских спортивных школах должны планироваться таким образом, чтобы по своей направленности и степени трудности они соответствовали задачам, поставленным перед спортсменами на данном этапе многолетней спортивной подготовки.

На начальных этапах тренировки планируются только подготовительные и контрольные соревнования, основными целями которых являются контроль за эффективностью данного тренировочного этапа, приобретение соревновательного опыта н повышение эмоциональности учебно-тренировочного процесса.

Разделы учебной программы сохраняются на каждом этапе образования. Усложняются спортивные нормативы и глубина освоения тем.

Этап начальной подготовки

Задачи и преимущественная направленность учебно-тренировочного процесса:

- укрепление здоровья, улучшение физического развития;

- овладение основами техники выполнения физических упражнений;

- приобретение разносторонней физической подготовленности на основе занятии различными видами спорта;

выявление задатков и способностей детей;

- привитие стойкого интереса к занятиям спортом;

- воспитание черт спортивного характера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему:" Учёт психологических особенностей детей младшего школьного возраста в работе со слабоуспевающими учениками на уроках английского языка ".

В настоящее время в преподавании иностранного языка происходит этап качественного преобразования и обновления. Иностранный язык как учебный предмет активно внедряется в практику работы начальной школы...

Психологические и физиологические особенности детей старшего школьного возраста

Краткое описание психологических и физиологических особенностей подростков старшего школьного возраста...

Статья по теме: "Психологические особенности детей младшего школьного возраста" (доклад на МО).

Доклад о том, для чего необходимо знать психологические особенности детей....

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "Эмоционально-личностные особенности детей младшего школьного возраста"

Используется при проведении круглых столов для педагогов и родителей с целью психологического просвещения и профилактики возможных проблем адаптации первоклассников, обучения и воспитания учащихся мла...

«Психологические особенности детей младшего школьного возраста»

Этот материал будет полезен родителям учащихся начальной школы, посколько дает возможность понять особенности развития ребенка в этом периоде....