Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «РОБОТОТЕХНИКА И ПРОГРАММИРОВАНИЕ. УРОВЕНЬ 2»
методическая разработка (8 класс) на тему

Настоящая программа имеет техническую направленность, является продолжением курса «Робототехника и программирование (уровень 1)» и позволяет обучающимся углубить знания в сфере робототехники, усовершенствовать навыки по конструированию и программированию робототехнических устройств и подготовиться к соревнованиям конкурса «Hello, Robot! Arduino», а также познакомиться с азами 3d-моделирования и принципами работы чпу-устройств.

Программа призвана развить творческие способности обучающихся, развить у обучающихся осознанный интерес к изучению школьных дисциплин (физики, информатики, алгебры, геометрии, биологии, истории) и способствовать их ранней профориентации.

Возраст детей, участвующих в реализации программы – 14-16 лет.

Отличительной особенностью программы является разделение курса на три части (по триместрам) с реализацией в каждой части отдельного крупного сквозного проекта.

Первая часть посвящена повторению и закреплению основ программирования в среде Arduino IDE, переходу на написание чистого кода, сборке и настройке робота для подготовки к соревнованиям.

В ходе освоения первой части обучающиеся (в группах по 2 человека) собирают и программируют робота, способного двигаться по линии (соревнования шорт-трек). Предусмотрено проведение соревновательных заездов по мере усовершенствования робота. Это позволит мотивировать обучающихся к занятиям, эффективно развивать у них умения:

-  сформулировать проблему и найти способ её решения;

- разрабатывать и корректировать планы работы;

- структурировать полученные знания, анализировать и синтезировать новые знания;

- вести диалог.

Результаты соревнований служат основанием для отбора команд на региональный этап соревнований фестиваля «Робофест» 2017 года.

Вторая часть посвящена основам мехатроники и бионики.

В ходе освоения второй части обучающиеся (в группах по 4 человека) собирают и программируют роботизированный манипулятор с 3 степенями свободы, а также проектируют, собирают (в группах по 6 человек) и программируют бионическую руку-аватар (повторяет движения руки в управляющей перчатке).

Третья часть посвящена основам 3d-моделирования. Обучающиеся на примере принтера Prusa i3 знакомятся с принципами работы ЧПУ-устройств и технологиями 3d-печати, изучают основы 3d-проектирования в программе Компас-3d LT.

В ходе освоения третьей части обучающиеся (в группах по 2 человека) разрабатывают модель и изготавливают отдельные детали для самодельного 3d-принтера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл robototehnika_2016-2uroven.docx30.2 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация городского округа город Бор

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя школа №4 городского округа город Бор Нижегородской области

Утверждена ___________________

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«РОБОТОТЕХНИКА И ПРОГРАММИРОВАНИЕ.
УРОВЕНЬ 2»;

Возраст обучающихся: 14-16 лет.

Срок реализации программы: 1 год.

Составил: Зорин Василий Владимирович.

г. Бор
2016 г.


Оглавление

Пояснительная записка        

Содержание программы        

Календарно-учебный график        

Учебный план        

Рабочая программа «Электроника и робототехника: основы».        

Оценочные материалы        

Список литературы        


Пояснительная записка

Настоящая программа имеет техническую направленность, является продолжением курса «Робототехника и программирование (уровень 1)» и позволяет обучающимся углубить знания в сфере робототехники, усовершенствовать навыки по конструированию и программированию робототехнических устройств и подготовиться к соревнованиям конкурса «Hello, Robot! Arduino», а также познакомиться с азами 3d-моделирования и принципами работы чпу-устройств.

Программа призвана развить творческие способности обучающихся, развить у обучающихся осознанный интерес к изучению школьных дисциплин (физики, информатики, алгебры, геометрии, биологии, истории) и способствовать их ранней профориентации.

Возраст детей, участвующих в реализации программы – 14-16 лет.

Отличительной особенностью программы является разделение курса на три части (по триместрам) с реализацией в каждой части отдельного крупного сквозного проекта.

Первая часть посвящена повторению и закреплению основ программирования в среде Arduino IDE, переходу на написание чистого кода, сборке и настройке робота для подготовки к соревнованиям.

В ходе освоения первой части обучающиеся (в группах по 2 человека) собирают и программируют робота, способного двигаться по линии (соревнования шорт-трек). Предусмотрено проведение соревновательных заездов по мере усовершенствования робота. Это позволит мотивировать обучающихся к занятиям, эффективно развивать у них умения:

-  сформулировать проблему и найти способ её решения;

- разрабатывать и корректировать планы работы;

- структурировать полученные знания, анализировать и синтезировать новые знания;

- вести диалог.

Результаты соревнований служат основанием для отбора команд на региональный этап соревнований фестиваля «Робофест» 2017 года.

Вторая часть посвящена основам мехатроники и бионики.

В ходе освоения второй части обучающиеся (в группах по 4 человека) собирают и программируют роботизированный манипулятор с 3 степенями свободы, а также проектируют, собирают (в группах по 6 человек) и программируют бионическую руку-аватар (повторяет движения руки в управляющей перчатке).

Третья часть посвящена основам 3d-моделирования. Обучающиеся на примере принтера Prusa i3 знакомятся с принципами работы ЧПУ-устройств и технологиями 3d-печати, изучают основы 3d-проектирования в программе Компас-3d LT.

В ходе освоения третьей части обучающиеся (в группах по 2 человека) разрабатывают модель и изготавливают отдельные детали для самодельного 3d-принтера.

Формы и режим занятий

Наряду с групповой формой работы во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Все занятия делятся на теоретические и практические. Теоретические занятия планируются с учетом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся.

План теоретического занятия:

  • заполнение журнала присутствующих на занятиях обучаемых, оргмомент;
  • объявление темы занятий, постановка целей и задач;
  • раздача наглядных материалов для самостоятельной работы, повторение пройденного материала;
  • представление и объяснение новой (в форме лекции, индивидуального или группового изучения текстово-графических материалов);
  • проверка и закрепление полученных знаний.

План практического занятия:

  • заполнение журнала присутствующих, оргмомент, инструктаж по технике безопасности;
  • объявление темы занятий, постановка целей и задач;
  • показ конечного результата занятия в виде собранного робота (узла, конструкции) или его графической модели, формулировка алгоритмической задачи;
  • показ последовательности сборки узлов робота преподавателем, самостоятельное или групповое изучение инструкций по сборке;
  • групповая работа по сборке узлов робота (разработке программы) обучающимися;
  • разбор допущенных ошибок.

Содержание программы

Объем программы составляет 72 академических часа.

Цели программы:

Развитие творческих способностей и формирование ранней профориентации обучающихся в процессе конструирования и программирования роботов и других автоматизированных устройств, участия в соревнованиях (фестивалях, выставках) по робототехнике.

Задачи программы:

  • Развить навыки алгоритмизации на основе программирования мобильного робота;
  • Развить навыки конструирования, сформировать представление о роли естественно-научных дисциплин для формирования профессиональной компетентности отдельного человека и для научно-технического прогресса;
  • Способствовать развитию образного и технического мышления;
  • Способствовать воспитанию:
  • настойчивости в достижении цели, ответственности, дисциплинированности, трудолюбия;
  • коммуникативных качеств, умения работать в коллективе;
  • творческого отношение к выполняемой работе;

Сроки освоения программы

Срок освоения программы – 1 год (____ 2016 года по ____ 2017 года).

По окончании курса обучающиеся должны

ЗНАТЬ:

  • правила техники безопасности при работе с инструментом и электрическими приборами;
  • теоретические основы создания робототехнических устройств;
  • порядок взаимодействия механических узлов робота с электронными и оптическими устройствами;
  • порядок создания алгоритма программы действия робототехнических средств;
  • перечень и основные правила соревнований фестиваля «Робофест», к которым допускаются роботы на базе Arduino.

УМЕТЬ:

  • проводить сборку робототехнических устройств с применением с использованием платформы Arduino;
  • разрабатывать программы в среде программирования Arduino IDE (основана на языке программирования C/C++);
  • моделировать простые трехмерные модели в программе Компас-3d LT.;
  • объяснять принципы автоматизации процессов в окружающих технических устройствах на основе знаний о видах датчиков, электронных компонентов и знаний, полученных из курса естественно-научных предметов.

Календарно-учебный график

Дата

Тема

I. КОЛЕСНЫЙ РОБОТ ДЛЯ СОРЕВНОВАНИЙ

Инструктаж по ТБ. План на триместр. Повторение основ языка

Повторение основ языка

Собираем 3-колесного робота

Программируем основные движения

Настраиваем датчик скорости

Программируем круиз-контроль

Выносим маневры в подпрограммы

Подключаем и настраиваем датчики линии

Тестируем трек с двумя датчиками

Тестируем трек с тремя датчиками

Подключаем робота к телефону

Открытый урок. Презентация робота для соревнований «Hello, robot! Arduino»

II. МЕХАТРОНИКА И БИОНИКА

Планы на триместр. Параллелограммный механизм.
Моделируем робо-кран из картона.

Собираем робо-кран из дерева

Моделируем робо-клешню из картона

Собираем робо-клешню из дерева

Программируем робо-кран с клешней

Моделируем руку-аватар из картона.

Собираем рабочий прототип руки-аватара.

Собираем датчики изгиба.

Собираем робо-перчатку и градуируем датчики.

Программируем руку-аватар.

Собираем руку-аватар из дерева.

Открытый урок. Презентация проекта «рука-аватар»

III. МОБИЛЬНЫЕ РОБОТЫ

Планы на триместр. Устройство 3d-принтера. Пробная печать.

Знакомство с Компас-3d. Эскизы

Эскизы. Построение кривых.

Выдавливание. Вырезание.

Скругления. Кронштейн для принтера.

Кинематические операции. Кружка.

Кинематические операции. Резьба.

Операции по сечениям.

Операции по сечениям. Крепление вентилятора.

Параметрические операции. Решетка вентилятора

Модель по картинке. Решетка вентилятора с логотипом


Учебный план

Тема занятия

Кол-во часов

Всего

Теория

Практика

I. КОЛЕСНЫЙ РОБОТ ДЛЯ СОРЕВНОВАНИЙ

Инструктаж по ТБ. План на триместр.

Повторение основ языка

2

1

1

Повторение основ языка

2

1

1

Собираем 3-колесного робота

2

0

2

Программируем основные движения

2

0,5

1,5

Настраиваем датчик скорости

2

1

1

Программируем круиз-контроль

2

0,5

1,5

Выносим маневры в подпрограммы

2

0,5

1,5

Подключаем и настраиваем датчики линии

2

0,5

1,5

Тестируем трек с двумя датчиками

2

0

2

Тестируем трек с тремя датчиками

2

0

2

Подключаем робота к телефону

2

1

1

Открытый урок. Презентация робота
для соревнований «Hello, robot! Arduino»

2

0

2

II. МЕХАТРОНИКА

Планы на триместр. Параллелограммный механизм. Моделируем робо-кран из картона.

2

1

1

Собираем робо-кран из дерева

2

0

2

Моделируем робо-клешню из картона

2

0

2

Собираем робо-клешню из дерева

2

0

2

Программируем робо-кран с клешней

2

0

2

Моделируем руку-аватар из картона.

2

1

1

Собираем рабочий прототип руки-аватара.

2

0

2

Собираем датчики изгиба.

2

1

1

Собираем робо-перчатку и градуируем датчики.

2

0

2

Программируем руку-аватар.

2

0

2

Собираем руку-аватар из дерева.

2

0

2

Открытый урок. Презентация проекта «рука-аватар»

2

0

2

III. ОСНОВЫ 3D-МОДЕЛИРОВАНИЯ

Планы на триместр. Устройство 3d-принтера. Пробная печать.

2

1,5

0,5

Знакомство с Компас-3d. Эскизы

2

0,5

1,5

Эскизы. Построение кривых.

2

0,5

1,5

Выдавливание. Вырезание.

2

0,5

1,5

Скругления. Кронштейн для принтера.

2

0,5

1,5

Кинематические операции. Кружка.

2

0,5

1,5

Кинематические операции. Резьба.

2

0,5

1,5

Операции по сечениям.

2

0,5

1,5

Операции по сечениям. Крепление вентилятора.

2

0,5

1,5

Параметрические операции. Решетка вентилятора

2

0,5

1,5

Модель по картинке. Решетка вентилятора с логотипом

2

0,5

1,5

Открытый урок. Соревнование по 3d-моделированию.

2

0

2

ИТОГО:

72

15,5

56,5


Оценочные материалы

1 триместр – открытые соревнования по правилам «Hello, robot! Arduino» команд (групп) по 2 человека. Решением экспертной комиссии дается оценка по 5-балльной шкале.

Критерии оценки: призовые места – 5, успешно проехавшие – 4, не проехавшие до конца – 3 или 2.

2 триместр – презентация программы для мехатронной руки-аватара группами по 2 человека. Решением экспертной комиссии дается оценка по 5-балльной шкале.

Критерии оценки: точность повторения движений (макс 4 балла), наличие конструктивных улучшений, предложенных группой (по консультации с руководителем кружка, макс 1 балл)

3 триместр – открытый урок-соревнование по 3d-моделированию. Решением экспертной комиссии дается оценка по 5-балльной шкале.

Критерии оценки: точность измерений и выполнения (макс 3 балла), скорость выполнения (макс 2 балла).

Список литературы

  1. «Программа «Робототехника» как базовый образовательный модуль центров технического творчества для детей и молодежи на базе социально ориентированных НКО» - АНО НМЦ «Школа нового поколения»: М., 2013.
  2. «Учебник для образовательного набора «Амперка». Основы программирования микроконтроллеров».
  3. «Электроника для начинающих» – Чарльз Платт: БХВ-Петербург, 2012.

Дополнительные материалы для педагога:

  1. http://arduino.ru/
  2. http://edurobotics.info/
  3. http://edurobots.ru/
  4. http://rus-robots.ru/
  5. http://wiki.amperka.ru/
  6. https://www.youtube.com/channel/UCoy0duz0ZzVzL91-E75Mw7w (канал)
  7. https://www.youtube.com/channel/UC7aH7HVqDvwB1xNHfSl-fDw (канал)

Дополнительные материалы обучающихся:

  1. http://arduino.ru/
  2. http://www.russianrobofest.ru/
  3. http://wiki.amperka.ru/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «РОБОТОТЕХНИКА И ПРОГРАММИРОВАНИЕ. УРОВЕНЬ 1»

Настоящая программа имеет техническую направленность, знакомит обучающихся с основами алгоритмизации, электроники и конструирования подвижных роботов.Программа призвана развить творческие способности ...

Дополнительная общеразвивающая программа «Робототехника»

Дополнительная общеразвивающая программа «Робототехника»...

Дополнительная общеобразовательная программа "Шелковая ленточка" стартовый уровень 72 часа

Дополнительная образовательная программа «Шелковая ленточка» является прикладной и направлена на овладение учащимися основными приёмами и техниками вышивки шёлковыми лентами и использовани...

Дополнительная общеразвивающая программа «Робототехника»

Для развития ребенка необходимо организовать его деятельность организующую условия, провоцирующих детское действие. Такая стратегия обучения легко реализовывается  в образовательной среде LEGO, к...

Дополнительная общеразвивающая программа "Робототехника"

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности "Робототехника"...

Дополнительная общеобразовательнаяобщеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности "Юный краевед".

Пояснительная записка Нормативная базаФедеральный закон «Об образовании» от 29.12.2012Концепция развития дополнительного образования в РФ от 04.09.2014г. № 1726-рСтратегия развития во...

Дополнительная общеобразовательная программа технической направленности «Программирование роботов»

Цель и задачи программыЦелью программы «Программирование роботов» является: развитие алгоритмического мышления обучающихся, их творческих способностей, аналитических и логических компетенц...