Дополнительная общеобразовательная программа "Цветоделие"
рабочая программа по теме

Литвинова Ольга Яковлевна

Программа "Цветоделие" реализуется в Центре дополнительного образования "Радуга".Образовательная программа "Цветоделие"составлялась с учетом изучения педагогического опыта в направлении декоративно прикладного искусства и относится к художественному направлению,предназначена для детей от 9 до14 лет,срок реализации 2 года.Основная цель программы: раскрытие и развитие творческого потенциала личности через воспитание к живой природе средствами искусства цветоделия. Искусство цветоделия имеет свою историю и отражает жизненный уклад,являясь украшением одежды,жилища и быта. Разнообразие фантазии изящных цветов,а также множество возможных способов  их изготовления,использование  разнообразного  матариала,отличает изделия друг от друга. Это и привлекает обучающихся заниматься этим увлекательным  видом декоративно-прикладного творчества. Учебные занятия имеют теоретическую  и практическую части, для практических действий втрое больше времени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon программа145 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации

муниципального образования Брюховецкий район

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Центр дополнительного образования «Радуга»

ст.Брюховецкой муниципального образования Брюховецкий район

УТВЕРЖДАЮ

Директор

____________  Л.В. Петренко

«30» августа 2016 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ПРОГРАММА

(общеразвивающая)

«Цветоделие»

(наименование программы)

Направленность: художественная

Уровень: базовый

Рассчитана на детей от 9 до 14 лет

Срок реализации (общее количество часов) 2 года (288 часов)

Литвинова Ольга Яковлевна

педагог дополнительного образования

(Ф.И.О. должность, составителя)

ст. Брюховецкая

2016

 

Пояснительная записка

Образовательная программа «Цветоделие» составлялась с учетом изучения педагогического опыта в направлении декоративно прикладного искусства и относится к художественному направлению. Программа «Цветоделие» создана на основе типовой программы «Художественное выжигание по ткани» под редакцией Е. М. Васильчиковой 2002 г. Сборник авторских программ дополнительного образования детей.

Рукоделие всегда и у всех народов было в большом почете. Один из самых распространенных видов прикладного творчества: изготовление искусственных цветов из ткани и бумаги. Искусство цветоделия имеет свою историю и отражает жизненный уклад, являясь украшением одежды, жилища и быта. Разнообразие фантазии изящных цветов, а также множество возможных способов их изготовления используя разнообразный материал, отличает изделия друг от друга. Это и привлекает обучающихся заниматься этим увлекательным видом декоративно-прикладного творчества. Искусственные цветы имеют широкое применение, здесь составление букетов и икебан, составление творческих композиций, декорирование штор и помещений. Данная программа обеспечивает не только обучение, воспитание, но и расширение кругозора, развитие творческих способностей обучаемых в декоративно-прикладном творчестве с учетом современных условий жизни, дизайна быта. Очень важно научить этому детей, сформировать у них потребность в красоте, в самовыражении через творчество. В связи с этим предлагается данная программа по цветоделию. В основу программы положены теоретические и практические материалы.

Актуальность данной программы заключается в том, что через знакомство и приобщение детей к искусству цветоделия оказывается влияние на формирование художественного вкуса и открывается простор для последующего совершенствования творческих способностей обучающихся. В результате обучения, по программе «Цветоделие» обучающиеся получают знания и практические навыки по изготовлению искусственных цветов, составлению композиций из них, что позволит им в будущем применять эти знания на практике как любое ремесло.

Новизна учебной образовательной программы в том, что она составлена с учетом требований современной педагогики и корректировалась в процессе работы в соответствии с интересами учащихся среднего школьного возраста. В программу внесены разделы по изготовлению цветов в разнообразной технике из разнообразных материалов. Большое внимание в работе с детьми уделяется приобщению  к региональным особенностям, к знанию родного края.

Педагогическая целесообразность программы: основная идея программы – развитие у подрастающего поколения мотивации к познанию и творчеству. В процессе творческой деятельности изменяется и сам человек, форма и способы его мышления, личностные качества. Поэтому важно научить ребенка ориентироваться в окружающем мире, найти себя и реализоваться в деятельности, способствующей его духовному развитию. Целесообразно давать возможность выбора задания на практике по силам, часто используется помощь сверстников, что сплачивает коллектив. Немаловажную роль играет совместная деятельность обучаемых и педагога в изготовлении дидактического материала к занятиям: образцов изделий, карточек, схем-описаний, наборов рисунков, папок по отдельным темам. При таком подходе в обучении проявляются творчество, индивидуальность воспитанников, развивается соревнование между детьми. На занятиях и праздниках в объединении всегда много разнообразных ярких тематических поделок, которые притягивают сначала своей неповторимостью, а потом пробуждают детей сделать своё изделие.

Цель программы: раскрытие и развитие творческого потенциала личности через воспитание интереса к живой природе средствами искусства цветоделия.

Задачи:

- Научить технологии изготовления искусственных цветов, дать представление об основах цветоведения и композиции, об основных правилах флористики;

- Научить самостоятельно приобретать знания в области изготовления цветов и составления цветочных композиций;

- Развивать устойчивый познавательный интерес к растительному миру, миру природы, привлечь внимание к экологическим проблемам;

- Развивать творческие способности личности ребенка, художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение;

- Формировать устойчивую систематическую потребность саморазвитию и самосовершенствованию в процессе общения со сверстниками, в тяге к искусству, культуре, традициям. Формирование у обучающихся знаний и умений по изготовлению цветов из бумаги и ткани;

- Формировать потребность в творческой деятельности, в самовыражении через творчество;

- Формировать навыки культуры ЗОЖ и заботливого отношения к своему здоровью;

- Воспитывать любовь к природе, к родному краю, приобщить воспитанников к общечеловеческим ценностям, воспитать интерес к культуре, традициям и обычаям своей страны;

- Воспитывать внимание, трудолюбие, целеустремленность, чувство толерантности, прививать чувство коллективизма, доброжелательное отношение друг к другу;

- Обогащать визуальный опыт детей через посещение выставок в музее, экскурсий в природу.

Отличительной особенностью данного курса является изучение народных традиций и региональных особенностей в тесной взаимосвязи с дизайном современной жизни. Учебные занятия имеют теоретическую и практическую части, причем для практических действий отводится втрое больше времени. данной программы состоит в сочетании получаемых знаний по морфологии растений и изготовлению искусственных цветов. Важный аспект в обучении – индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности подростка.

Большое внимание в процессе обучения уделяется экологическому воспитанию, изучаются морфологические и биологические особенности цветов, которые учитываются при изготовлении изделий, обращается внимание на группы редких и охраняемых растений, правила поведения в природе во время экскурсий. В экологическом воспитании акцент делается на то, что в природе на все красивое лучше любоваться, не уничтожая ничего, а затем своими руками постараться воссоздать то, что так поразило.

Цветоделие требует использования специальных инструментов, поэтому большое внимание уделяется выполнению правил техники безопасности при работе с электроплитой, с горячими, острыми и режущими инструментами.

Обучающиеся по программе.

Программа рассчитана на детей в возрасте от 9 до 12 лет на начало реализации программы. Психологические особенности подростков учитываются содержанием программы, которая реализуется в форме практических занятий, где ребята имеют возможность раскрыть собственный потенциал, удовлетворить коммуникативные потребности, получают знания, способствующие осмысленной начальной профориентации. В ходе занятий проявляются личностные особенности обучающихся, формируется адекватная самооценка своих способностей.

В этом возрасте, когда у ребят уже сформированы основные навыки работы с карандашом и ножницами, возникает желание овладеть каким-либо интересным и необычным видом ручного творчества. Цветоделие привлекает их своим разнообразием вариантов изделий, красотой, практическим применением.

В группу 1 года обучения принимаются все желающие без предварительного отбора. Состав группы постоянный в количестве 10-12 человек.

Программа рассчитана на 2 года обучения.

1 год обучения – 144 часа;

2 год обучения – 144часа.

Формы и режим занятий. 

В процессе практического обучения обучающиеся осваивают виды обработки основных деталей цветка, выполняют сборку цветка. Весь процесс обучения должен быть творческим, направлен на изготовление красивых и нужных изделий, созданных руками учащихся. Именно это имеет большое значение для воспитания у них здорового нравственного начала, уважения к своему труду и людям труда.

В процессе обучения используются следующие формы занятий: вводное занятие, итоговое занятие, теоретическое занятие, практическое занятие, экскурсии, выставки, тематические мероприятия воспитательного характера.

В основе методики обучения цветоделию лежит три принципа: восприятие, воспроизведение, творчество.

Основные принципы организации занятий: наглядность, доступность, системность, последовательность, преемственность, научность. Процесс обучения построен по принципу постепенного усложнения материала, что позволяет учащимся последовательно осваивать более сложные приемы обработки и сборки изделий, не испытывая особых трудностей. Такой метод обучения, вселяет в обучающихся уверенность в своих силах, пробуждает интерес к занятиям.

Содержание обучения предусматривает ознакомление обучающихся с основами композиции; материаловедением; с технологией изготовления цветов из ткани, цветоведением. В процессе занятий обучающихся знакомят с литературой и иллюстративным материалом, с легендами и преданиями о цветах. Программой предусмотрено посещение выставок по изучению декоративно-прикладного искусства, экскурсий по наблюдению за живой природой.

Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей. На первом году обучения обучаемые получают элементарные навыки работы, изучают простые схемы и изготавливают шаблоны, изучают технологию изготовления цветов из бумаги, затем из ткани различной фактуры. На втором году обучения, обучающиеся закрепляют уже полученные знания, навыки и умения; продолжают овладевать более сложными технологиями изготовления цветов, декоративных элементов, целостных композиций, дополняя различными элементами, что параллельно связано с изучением основ композиции.

В план 1-го и 2-го года обучения внесены часы, рассчитанные на разработку и изготовление индивидуальных работ, что стимулирует творческий потенциал обучающихся, развивает их самостоятельность.

Содержание тем занятий подобрано с учетом постоянно обновляющейся методической литературы по данному направлению. Поэтому каждый год содержание программы также корректируется и изменяется.

Неотъемлемой частью программы являются выставки детских работ, которые проходят 1 раз в полугодие и позволяют проследить творческий рост каждого ребенка по следующим критериям:

- качество исполнения;

- соответствие работы возрасту ребенка;

- оригинальность идеи.

Участие в районных и краевых конкурсах и выставках позволяет активизировать творческий потенциал обучающихся.

Режим занятий: 1 год обучения – 2 раза в неделю по 2 часа;

2 год обучения - 2 раза в неделю по 2 часа.

Предполагаемые результаты.

К концу 1 учебного года обучающиеся должны знать:

- правила техники безопасности при работе с электроприборами, требования и организацию рабочего места;

- применяемые инструменты, их назначение;

- свойства и виды тканей;

- морфология цветка;

- технологический процесс изготовления и сборки цветов.

Должны уметь:

- владеть инструментом;

- изготавливать основные виды цветов;

- выполнять простую гофрировку лепестков и листьев;

- подготавливать ткань к работе;

- собирать отделочный букет;

- организовать рабочее место;

- соблюдать правила безопасности труда.

- концу 2 учебного года обучающиеся должны знать:

- способы изготовления сложных тычинок (маковая головка, лилия и т. д.);

- виды красителей, их применение;

- технологию окраски лепестков пищевыми красителями;

- основные сведения о видах художественной обработки ткани;

- правила техники безопасности при работе с электроприборами.

- должны уметь:

- художественно оформлять лепесток с помощью красителей;

- выполнять сложный вид гофрировки лепестков и листьев;

- рисовать эскиз и выполнять работу по замыслу;

- собирать отделочную ветку и букетики.

Формы и виды контроля. 

Система отслеживания результатов обучения включает два способа учета знаний, умений и навыков.

1) критерии оценки качества знаний, умений и навыков (для каждого обучающегося),

2) вопросы для начального, промежуточного и итогового контроля.

По результатам оценки качества знаний умений и навыков и вопросов контроля каждый обучающийся набирает определенное количество баллов, что позволяет педагогу определить его уровень овладения материала. Процедура оценивания - собеседование, тестирование (по вопросам контроля), выставки.

I год обучения: первичный контроль – это устный опрос: основные понятия, оборудование и инструменты, морфология растений. Проводиться по окончании первого полугодия. Промежуточный контроль проводиться по окончании второго полугодия. Контрольный срез: технология изготовления цветка. Итоговый: итоговая выставка работ.

II год обучения: первичный контроль - контрольный срез: технология окраски лепестков и листьев, технология выполнения сложного вида гофрировки. Промежуточный контроль - выполнение проекта: технология аранжировки букета. Итоговый контроль: итоговая выставка работ.

Учебно – тематический план

I год обучения

№ п/п

Тема раздела

Количество часов

Всего

Теория

Практика  

1

Вводное занятие. Т.Б. Инструменты и оборудование.

4

4

2

История прикладного творчества.

2

2

3

Материаловедение.

2

2

4

Цветы рукотворные.

134

18

116

5

Итоговое занятие.

2

2

ИТОГО:

144

26

118

II год обучения

№ п/п

Тема раздела

Количество часов

Всего

Теория

Практика  

1

Вводное занятие. Т.Б. Инструменты и оборудование.

4

4

2

История прикладного творчества.

2

2

3

Материаловедение.

2

2

4

Цветы рукотворные.

134

24

110

5

Итоговое занятие.

2

2

ИТОГО:

144

32

112

Содержание программы

1 год обучения

1.Вводное занятие. Т.Б. Инструменты и оборудование.

Теоретическая часть: просмотр работ детского объединения «Цветоделие», план работы на 1 год обучения, история возникновения данного направления, инструменты и оборудование, основные и вспомогательные материалы. Инструктаж по технике безопасности.

2. История прикладного творчества.

Теоретическая часть. Творчество народов нашей Родины. Просмотр иллюстративного материала. Презентация.

3. Материаловедение.

Теоретическая часть. Материал для изготовления цветов. Свойства.

Краткая характеристика тканей, используемых для изготовления цветов, структура тканей, аппретура, хранение тканей, полезные советы.

4. Цветы рукотворные.

Теоретическая часть: строение цветка в природе, морфология цветов и листьев, необходимые ботанические термины, применение искусственных

цветов из ткани, бумаги.

Последовательность работ по изготовлению цветов из бумаги.

Практическая часть: Бумажное творчество, подготовка бумаги к работе. Розочки из гофрированной бумаги. Разнообразие направлений.

Практические работы. Изготовление розочек из гофрированной бумаги. Заготовка деталей. Сборка цветов и оформление работы. Астры из гофрированной бумаги. Заготовка деталей. Сборка цветов и оформление работы.

Теоретические занятия. Открытки ручной работы. Из истории открыток. Практические занятия. Открытка ко Дню учителя. Заготовка деталей. Сборка цветов и оформление работы. Открытка в технике бумажной пластики. Сборка цветов и оформление открытки.

Теоретические занятия. Из истории оригами, цветочные шары из модулей. Практические занятия. Модульные цветы. Разметка бумаги и складывание модулей. Склеивание модулей в цветы. Сборка цветочного шара и оформление. Изготовление открытки для мамы. Незабудки из бумаги. Заготовка деталей. Гофрирование цветов, сборка и оформление открытки. Практические занятия. Открытка для мамы Объёмные лютики. Заготовка деталей. Выбуливание, сборка и оформление открытки.

Теоретические занятия. История техники вырезания из бумаги. Практические занятия. Симметричное вырезание. Колокольчики. Изготовление рождественской звезды в технике оригами. Подвеска. Разметка бумаги, складывание, сборка и оформление. Вырезание из бумаги – ёлочка. Разметка по шаблону. Вырезание заготовок для ёлочки. Сборка на основе из диска и оформление. Открытка в форме ёлочки. Разметка по шаблону и оформление. Вырезание снежинок.

Теоретическое занятие. Цветы из ткани. Последовательность изготовления цветов из ткани.

Практические занятия. Незабудки из ткани. Заготовка деталей, изготовление стеблей. Гофрирование лепестков, листьев. Сборка цветов и оформление. Астры из ткани. Заготовка деталей, изготовление стеблей и листьев. Гофрирование лепестков, листьев и сборка цветка.

Теоретическое занятие. Цветочные скульптуры. Оборудование и материал.

Практические занятия. Розочки из пластики (простой вариант). Изготовление листьев и стеблей из холодного фарфора. Изготовление рамки для фотографий и оформление розочками. «Валентинки» в форме сердечек. Оформление цветами. Розы из ткани. Заготовка деталей, изготовление стеблей, листьев. Гофрирование лепестков и листьев, сборка розы и ветки.

Теоретические занятия. Стилизованные цветы. Назначение и материалы.

Практическое занятие. Ветка из роз. Заготовка деталей цветов и бутонов. Изготовление стеблей. Изготовление листьев, гофрирование лепестков и листьев. Сборка цветов, бутонов. Оформление ветки. Незабудки из пластики. Изготовление стеблей, тычинок, листьев. Лепка цветов из пластики. Сборка веточки.

Практическое занятие. Открытка маме. Оформление незабудками.

Теоретическое занятие. Кусудамы. Модульное оригами. Из истории и применение.

Практическое занятие. Кусудама бабочки. Разметка бумаги и складывание модулей №1, 2. Сборка модулей №1, 2 в основные модули. Сборка кусудамы и оформление бусинками. Хризантемы из ткани. Заготовка деталей для цветов и листьев. Гофрирование лепестков и листьев. Сборка цветов и ветки. Изготовление ромашки. Заготовка деталей цветка и листьев.

Практические занятия. Изготовление стеблей, листьев. Гофрирование и сборка цветов. Гофрирование листьев, сборка ветки и оформление работы.

Практические занятия. Подсолнухи из пластики. Изготовление стеблей и лепка листьев. Изготовление сердцевины, лепка лепестков и подклеивание. Лепка чашелистиков и подклеивание. Сборка ветки.

Практические занятия. Шкатулка. Заготовка деталей, оклеивание заготовок. Сборка шкатулки и оформление крышки цветами.

Бутоньерка из розы. Заготовка деталей, стеблей и листьев. Изготовление петелек, гофрирование и сборка. Оформление.

Практические занятия. Ромашки из пластики. Изготовление стеблей и сердцевины. Лепка листьев. Лепка лепестков и сборка ромашки, ветки.

Колокольчики из пластики. Изготовление стеблей и тычинки. Лепка чашечки. Сборка колокольчиков. Оформление работы.

5. Итоговое занятие.

Выставка детских работ. Подведение итогов.

2 год обучения

1. Вводное занятие. Т.Б. Инструменты и оборудование.

Теоретическая часть: просмотр работ детского объединения «Цветоделие», план работы на 1 год обучения, история возникновения данного направления, инструменты и оборудование, основные и вспомогательные материалы.

2. История прикладного творчества.

Теоретическая часть: Прикладное творчество нашей Родины.

3. Материаловедение.

Теоретическая часть. Материалы для изготовления цветов.

 Разнообразие и свойства материалов при изготовлении искусственных цветов. Подготовка тканей к работе, изготовление конвертов для хранения шаблонов, изготовление шаблонов из картона, изготовление стеблей, окрашивание манной крупы для тычинок, изготовление различных тычинок (нитки, вата, бусинки), раскладка шаблонов на ткани, изготовление листьев, процесс отбуливания венчиков и лепестков горячим инструментом.

4. Изготовление цветов.

Теоретическая часть: Применение и назначение искусственных цветов.

Теоретическая часть: Морфология цветов. Строение цветка и листьев. Общие сведения о цветах, морфология цветка, основные и вспомогательные материалы, дополнительные природные материалы для оформления композиции, легенды о цветах, цветочный гороскоп, условные обозначения при работе с инструментом, основы цветовых гармоний, сочетаемость цветовых тонов, дополнительное окрашивание лепестков.

Теоретическая часть: Последовательность изготовления цветов из ткани.

Практическая часть: Изготовление конвертов для хранения шаблонов. Изготовление шаблона из картона. Подготовка ткани к работе и хранение.

Практическая часть: Букетик из незабудок. Заготовка деталей, гофрирование венчиков. Незабудка – заготовка деталей, венчиков и листьев; изготовление стеблей и тычинок из манки; изготовление листьев; гофрирование лепестковых венчиков; гофрирование листьев; сборка цветов. Изготовление стеблей, листьев, тычинки – бусинки. Сборка цветов. Сборка букетика, оформление бусинки на леске. 

Практическая часть: Роза (упрощенный вариант). Заготовка деталей по шаблонам. Чайная роза – заготовка деталей цветка по шаблонам, тонирование лепестков, изготовление стеблей и листьев, изготовление тычинки из ваты, гофрирование лепестков и листьев, сборка веточки, окрашивание стебля розы гуашью.

Практическая часть: Изготовление стеблей, листьев, тычинки, петелек с бусинками. Гофрирование заготовок, сборка розы, бутонов, оформление.

Теоретическая часть. Бумажное творчество. Свойства бумаги и возможности.

Практическая часть: Топиарий – шар из бумаги, оклеивание бумагой и крепление ствола. Оклеивание сезалью шара и ствола, крепление в горшке. Розы из салфеток -1 цвет, разметка, гофрирование края на шпажке. Сборка розочек для топиария. Разметка салфеток – 2 цвет. Гофрирование края на шпажке. Сборка розочек для топиария. Крепление роз на шаре, заполнение листьями, оформление.

Теоретическая часть: Открытка ручной работы. История открытки.

Практическая часть: Открытка. Дырокольные цветы и листья, тонирование. Разметка картона, сборка цветов. Оформление открытки.

Теоретическая часть: Вырезание из бумаги. Из истории этой техники. Инструменты. ТБ. Разновидность: симметричное, силуэтное. Обзор работ. Применение.

Практическая часть: Открытка в смешанной технике. Роза, разметка контура рисунка. Вырезание ножницами, сборка, тонирование и оформление. Осенние цветы – астры. Заготовка деталей по шаблонам, тонирование. Изготовление листьев и стеблей. Вырезание лепестков, гофрирование лепестков и листьев. Сборка цветов, оформление стеблей.

Практическая часть: Шар из модулей. Вырезание заготовок для модулей. Сгибы по разметкам, сборка модулей. Сборка шара из модулей. Оформление шара.  

Теоретическая часть: Из истории техники Айрис фолдинг. Материалы и схемы.

Практическая часть: Разработка схемы на основе треугольника, квадрата. Ёлочка. Вырезание контура. Материал по выбору, работа по схеме. Декорирование синтепоном, пайетки. Оформление работы в рамку. Симметричное вырезание – ажурная ёлка А – 3. Разметка по шаблону. Вырезание ножницами первой половины кроны. Вырезание второй половины кроны. Проглаживание заготовок. Приклеить ствол к основе. К стволу, крону на ребро – Драконом. Оформление основы синтепоном, снежинками. Вырезание снежинок по шаблону для аппликации на стекло окна. Вырезание ажурных ёлок для аппликации на стекло окна.

Практическая часть: Колокольчики в технике Айрис фолдинг. Контур, работа по схеме. Оформление в рамку, по периметру рамки – снежинками.

Теоретическая часть: Традиции дарения подарков. Оформление.

Практическая часть: Шкатулка из ткани. Заготовка деталей по шаблонам и оклеивание. Вырезание зубчиков, сборка коробки, оформление тесьмой.

Теоретическая часть: Из истории квиллинга. Материалы и инструменты. Обзор литературы.

Практическая часть: Основные приёмы скручивания роллов. Закрепление. Изготовление рамки из картона. Разметка на картоне, сгибание. Сборка рамки на основе для панно. Изготовление панно с рябиной. Тугие и выпуклые роллы для ягод. Ажурные листья на расческе. Изготовление коробки сердечком. Заготовка деталей, оклеивание. Вырезание зубчиков, сборка коробки и крышки.  

Практическая часть: Изготовление «валентинки». Заготовки по шаблону. Оформление элементами квиллинга, бусинки, сеточка.

Практическая часть: Открытка Ветерану. Скручивание роллов для гвоздик, листьев. Сборка цветов, оформление открытки ажурными листьями.

Теоретическая часть: Из истории холодного фарфора. Рецепты приготовления фарфора. Инструменты, красители. Улучшенный рецепт фарфора.

Практическая часть: лепка гиацинта из фарфора. Изготовление тычинок. Изготовление цветов – капля с острого конца, сборка и сушка. Изготовление листьев, тонирование цветов и листьев. Сборка цветов в соцветие с листьями, крепление в горшке – гипс

Практическая часть: Оригами – супер шар. Коллективная работа. Разметка бумаги. Сгибание модулей для шара первой половины шара. Разметка и сгибание модулей для второй половины шара. Сборка модулей на нить, скрепление двух половинок шара в одно.

Практическая часть: Фиалки из фарфора. Окрашивание фарфора, изготовление тычинок. Лепестки – форма и молд. Сборка и сушка фиалок. Изготовление листьев – форма и молд. Тонирование лепестков. Тонирование листьев. Сборка розетки фиалок и крепление в горшке.

Практическая часть: Ромашки в технике квиллинг. Скручивание роллов для лепестков. Роллы с бахромой – серединка, сборка ромашек. Скручивание роллов для колосков, их сборка. Изготовление сложных листьев. Сборка работы и оформление. Роза из фарфора. Основание для розы. Стебель и листья – молд. Лепестки № 1-5 шт., сборка на основу№ 2 -5 шт., форма молд. на первые. Лепестки № 3-4 – форма, молд. – подсушка и поочередное приклеивание. Лепестки № 5- форма, молд- подсушка и приклеивание. Сушка розы. Оформление низа розы чашелистиками, тонирование листьев. Тонирование края лепестков. Сборка листьев и ветки. Оформление стебля. Лилии из ткани. Заготовка деталей, стеблей и тычинок. Гофрирование лепестков, сборка и оформление ветки листьями.

Практическая часть: Топоарий. Изготовление шара из бумаги, крепление ствола. Оклеивание шара сезалем, крепление в горшке (гипс). Практическая часть: Розочки из холодного фарфора. Окрашивание, лепка цветов. Листья из фарфора с оттиском молда, приклеить к цветам. Крепление розочек на шаре, оформление бусинками, ленточкой.

Практическая часть. Бутоньерка на руку – роза. Зоготовка деталей по шаблону – трилистник. Гофрирование лепестков, сборка розы. Гофрирование листьев, сборка бутоньерки и крепление на ленту.

Практическая часть: Розочки для прически. Заготовка деталей по шаблону – трилистик. Изготовление петелек с бусинками, гофрирование лепестков. Сборка розочек, листьев. Оформление усиками, петельками. Практическая часть: Пионы из шифона. Заготовка деталей по шаблонам. Изготовление стеблей. Изготовление тычинки, листьев и их гофрирование. Гофрирование лепестков, сборка цветка. Оформление.

5. Итоговое занятие.

Практическая часть: Оформление выставки. Выставка работ. Подведение итогов.

Условия реализации программы.

Помещение и оборудование:

1.Учебный кабинет на 12-15 человек.

2.Учебный стол 5 шт.

3.Рабочий стол -1

4.Рабочий стол педагога -1

5.Стулья – 17

6.Шкафы для хранения материалов – 2-3

7.Полки для выставочных работ –2-3

8.Библиотека с методической литературой

Специальные инструменты и приспособления:

1.Специальные инструменты для цветоделия – бульки;

2.Электрическая плита;

3.Ножницы (для ткани и для проволоки и картона);

4.Шила;

5.Проволока разного диаметра;

6.Клеевой пистолет,

7.Нож-резачок;

8.Подушки из песка, резины разной толщины жесткости.

Дополнительные материалы:

1.Гофрированная бумага разного цвета;

2.Картон;

3.Вата;

4.Нитки разного цвета и разной толщины, пряжа;

5.Клей ПВА, клей «Титан» или «Дракон»;

6.Краски гуашь, акварель, пищевые и др.;

7.Карандаши простые и цветные;

8.Ленты, тесьма;

9.Крашеная в разные цвета манная крупа;

10.Желатин;

11.Ткань х\б, атлас, шелк разных цветов;

12.Пенопласт в виде шариков;

Методическое обеспечение.

Образовательные, воспитательные и развивающие задачи программы направлены на расширение кругозора обучающихся, а также знаний по биологии и экологии родного края, обучение навыкам работы с разнообразной методической литературой, развитие самостоятельности, творческих способностей, чувства коллективизма. Для организации образовательного процесса по данной программе применяются следующие педагогические технологии: ИКТ, элементы здоровьесберегающих технологий. При реализации программы используются разнообразные методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности. Наиболее широко используются:

- иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала),

- репродуктивный (воспроизведение),

- проблемно-поисковые(ставится задача и вместе с детьми ищутся пути её решения),

- практические,

- методы самостоятельной работы.

Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала и подкрепляется практическим освоением темы. Основной формой работы являются учебные занятия. Отчет о работе проходит в форме выставок.

Широко используются организационные формы, основанные на взаимодействии педагога и воспитанников, развитии творческих способностей. Традиционные формы организации деятельности детей в учебном процессе: групповая (включая одновременную работу со всей группой, работу в парах) и индивидуальная работа, беседа, лекция, экскурсия, практическая работа, выставка. Нетрадиционные формы организации деятельности детей: конкурсы, викторины, защита проектов и участие в акциях, разнообразные творческие работы.

Для обеспечения возможно более полного и разностороннего изучения данного курса, знания по теории дополняются практической работой, экскурсиями в природу, в краеведческий музей, на различные выставки. Доля практической работы преобладает, что позволяет более полно формировать весь комплекс знаний, умений и навыков, заложенных программой.

Использование перечисленных методов, методик и технологий осуществляется с учетом возрастных, физиологических и психологических особенностей воспитанников.

Методические рекомендации.

Каждое занятие по темам программы включает теоретическую и практическую часть.

Теоретические сведения - это объяснение нового материала. Основное место на занятиях отводится практическим работам, которые включают вырезку деталей из картона, крой деталей из ткани, изготовление стеблей и сердцевины цветка, гофрирование горячим инструментом лепестков и листьев, сборку цветов и оформление изделия.

Содержание и ход каждого занятия надо продумать так, чтобы практическая часть являлась продолжением и закреплением теоретических сведений.

Для поддержания интереса учащихся к занятиям нужно разнообразить методы работы. Надо учитывать их возрастные особенности, степень подготовленности и имеющиеся знания. Индивидуальные особенности характера учащихся определяют результат его практической деятельности. В связи с этим, детям с завышенной самооценкой преподаватель в тактичной форме указывает на недочёты, предлагает доработать своё изделие. Особое внимание уделяется детям, неуверенным в себе, которые часто обращаются за помощью. Таких детей нужно ободрить, вселить уверенность.

Детям, у которых хорошо развиты художественные способности, необходимо предложить усложнить свою работу каким-либо дополнительным украшением. Планируя работу в течение года, можно изменить темы в зависимости от контингента учащихся, условий работы, от имеющегося материала.

Объяснение теоретического материала и практических заданий сопровождается демонстрацией различного рода наглядных пособий. Готовясь к занятиям, нужно тщательно продумывать методику показа наглядного материала, в какой последовательности проводить показ и объяснение, на что обратить внимание.

Цель показа - научить правильно использовать эти образцы и вызвать желание творить самому.

В целом этапы деятельности младших школьников при выполнении творческих проектов должны соответствовать общей структуре проектирования и содержать его основные этапы: организационно-подготовительный, технологический, заключительный.

Список литературы для педагога

1. Малахова Е. «Изготовление искусственных цветов», М., 2000г.

2. Н.Гликина «Искусственные цветы», 2004г.

3. Джени Реворт, Сьюзен Берри «Аранжировка цветов», Москва 2000 г.

4. Джудит Блэклок «Аранжировка цветов», 2000 г.

5. Борисова Е. «Аранжировка цветов», 2000г.

6. Л.М. Евстратова «Цветы из ткани, бумаги, шерсти, кожи, бисера, перьев, раковин». 1992г.

7. Е.П.Сухорукова, Л.Г.Чечулинская «Искусство делать цветы» Москва 1994г.

8. Мария Федотова «Цветы из ткани» Москва 2000 г.

9. Н.А.Гликина «Искусственные цветы», Москва, «ЭКСМО», 2004 г.

10 В.Н.Полунина, А.А.Капитунова «Гербарий», Москва, АСТ «Астрель», 2001 г.

11. Т.О.Скребцова, Л.А.Данильченко «Объемные картины из кожи», «Феникс», Ростов-на-Дону, 2006 г.

12. Е.В.Малахова «Изготовление искусственных цветов», «Феникс», Ростов-на-Дону, 2000 г.

Список литературы для обучающихся

1.Малахова Е. «Изготовление искусственных цветов», учебный курс, 2000 г.

2.Сухорукова Е. П., Чегулинская Л. Г. «Искусство делать цветы», 1994 г

3.Евстратова Л. М. «Цветы из ткани», 1997 г.

4.Джени Реворт, Сьюзен Берра «Аранжировка цветов», 2000 г.

5.Джудит Блэклок «Аранжировка цветов», 2000 г.

6.Борисова Е. «Аранжировка цветов», 2000г.

7. Н.А.Гликина «Искусственные цветы», Москва, «ЭКСМО», 2004 г.

8. Н.А.Гликина «В подарок – цветы из ткани»,

9. О.П.Медведева, О.В.Горяинова «Школа юного дизайнера», «Феникс», Ростов-на-Дону, 2005 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования детей "Юный инспектор дорожного движения"

Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, вн...

Дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования социально - педагогической направленности "Познай себя. Школа юного психолога"

Представлена модифицированная дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования социально - педагогической направленности "Познай себя. Школа юного психолога". Это программ...

Дополнительная общеобразовательная общеобразовательная программа

Авторская программа элективного курса «Полиглот» предназначена для учащихся 7 класса и предполагает получение учащимися практических навыков и умений, которые будут востребованы в их дальнейшей жизни....

Проверочные работы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Коррекция дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненной дизорфографией, у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы»

Каждый этап коррекционной программы по требованию ФГОС должен завершаться проверочной работой. Представленные материалы позволяют оценить уровень усвоения морфологического анализа и синтеза в баллах....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...