Дополнительная общеобразовательная программа "Основы сценического движения"
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Приемская Алла Ивановна

Программа направлена на привитие подросткам навыков сценического движения и искусства дефиле при демонстрации моделей одежды на подиуме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ Г. МОСКВЫ

ЮЖНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР

                                                                                                 «Утверждаю»

Директор ГБОУ ДЮЦ

                                                                         ____________Абдуллаева С.В.

                                                                         «____» _______________ 2014 г.

Направленность: художественная

Дополнительная общеобразовательная программа

«Основы сценического движения»

Вид деятельности: хореографическое искусство

                                                                 Авторы: Волкова Елена Николаевна,                                                                         Приемская Алла Ивановна,

педагоги дополнительного образования

                                                                                                                                       

Возраст детей: 10 – 17 лет

Срок реализации: 2 года

Программа принята

педагогическим советом ГБОУ ДЮЦ

Протокол № ______

от «_____» ________________ 2014 г.

Москва, 2014 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность программы – художественная. Также в программе прослеживается социально-педагогическая направленность.

Сценическое движение, пластика и дефиле – сложнейшие дисциплины. Они имеют дело не только с тренировкой человеческого тела, но и обращаются к интеллекту, эмоциональной сфере человека. Занятия сценическим движением, пластикой и дефиле направлены, прежде всего, на гармонизацию взаимодействия тела, разума и эмоций человека и гармонизацию его взаимодействий с миром.

Программа направлена на ознакомление обучающихся с сущностью исполнительского театрального  творчества, выразительностью и содержательностью «языка» действий и движений, с возможностями его использования на сцене и подиуме. Овладевая им, учащиеся выявляют и развивают свой творческий потенциал, овладевают приёмами индивидуального самовыражения.

Актуальность программы

Для улучшения организации образовательного процесса в театре моды «Алиса» и для повышения уровня результативности возникла необходимость более глубокого подхода и детального изучения навыков сценического движения и искусства дефиле, как важнейших составляющих любого театрализованного показа, без которых нет   зрительности, нет игры, нет жизни на сцене. Владение навыками сценического движения очень актуально в театральной среде, так как через язык жестов и пластическую выразительность можно добиться желаемого результата, более точно изобразить и показать поставленную цель, визуально помочь справится с задачей постановки.

Интерес детей, родителей и зрительской аудитории к этому виду художественного творчества возрастает с каждым днем, очень заметен и актуален.

Данная программа составлена  с учётом тенденций сценического искусства нашего времени и соответствует уровню развития современной детской педагогики, поэтому является актуальной и востребованной на сегодняшний день.

Программа актуальна ещё и потому, что обучение сценическому движению, и дефиле способствует улучшению общего физического состояния и осанки подростка.

Программа создаёт условия для восприятия подростка сверстниками, так как если его движения нескованны и эстетичны, то подросток чувствует себя уверенно и комфортно, что помогает ему легче находить контакт со сверстниками и ликвидировать в себе комплексы.

Участие в различных конкурсах и концертах способствует развитию личностных талантов каждого воспитанника, повышению самооценки и уверенности в себе.

Актуальность данной программы заключается в возможности получения допрофессионального образования и возможно, дальнейшей ориентации подростка на приобретение профессии, связанной с хореографическим искусством и индустрией моды.

Новизна программы

Как известно, всё новое – это хорошо забытое старое. В системе обучения навыкам актерского мастерства сценическое движение является одной из главных, основополагающих дисциплин, навыки и владения которыми легли в основу зарождения театрального искусства, с которых начинались театральные зрелища в древности. Со временем они изменялись, дополнялись, совершенствовались, но всегда оставались важным и необходимым элементом в жизни и развитии театра и театральной деятельности в целом.

Новизна данной программы состоит в том, что её содержание объединяет несколько видов образовательной деятельности, а именно: изучение основ дефиле, сценического движения, пластики движений, хореографических элементов.

Педагогическая целесообразность

Большое значение в общей системе развития ребёнка имеет эстетическое воспитание. Приобщение детей к наследию русской и мировой классики, к лучшим образцам современной театральной культуры – способствует их гармоничному развитию.

Занятия по сценическому движению имеют большое значение для физического и эстетического развития ребёнка, так как происходит укрепление мышц всего тела, улучшается осанка, развивается мягкость, эластичность и эстетичность движений. 

Основной задачей сценического движения является достижение абсолютной мышечной свободы, лёгкости и уверенности в работе с собственным телом, смелое освоение физических навыков, снятие зажимов и избавлении от неуверенности и страха.

Педагогически важно развивать в детях и подростках умение не пасовать при неудачах, а смело решать возникшие проблемные ситуации.  В центр внимания учебно-воспитательного процесса ставится личность ребёнка, его интересы, индивидуальные особенности, потребность в творческой деятельности, способность к импровизации.

Образовательная область программы

На занятиях обучающиеся знакомятся с сущностью театрального творчества – выразительностью и содержательностью «языка» действий на сцене, изучают основы пластики и движения на подиуме (дефиле). «Сценическое движение» относится к числу дисциплин, на которых дети и подростки раскрывают своё собственное «Я», получают и показывают навыки, связанные с пластичностью, подвижностью, ритмом, движением.

На занятиях также происходит формирование навыков хореографического искусства посредством изучения и выполнения некоторых элементов классического, народного и современного танцев, что даёт возможность подготовки танцевальных номеров для спектаклей, мюзиклов и театрализованных шоу. 

На занятиях дети и подростки учатся определять сценический образ, замысел движений или танца, идет работа над образом как логикой действия, отрабатываются динамичность и статичность, исполнительская техника, изучение специфики сценических движений и умение использовать определённые движения по назначению.

Отличительные особенности программы

        Программа написана на основе типовой программы по сценическому действию авторов А.П. Ершовой и В.М. Букатова (1987г.) для театральных отделений школ искусств с частичной  корректировкой, добавлением и изменением некоторых тем, ориентируясь и опираясь на цели и задачи данной программы, на возможности детей, их творческий потенциал, на запросы родителей, времени, детей и общества в целом, включая индивидуальные особенности обучающихся.

        Отличительной особенностью данной программы является то, что изучение тем обеспечивает комплексную выработку у обучающихся умений и навыков, предусмотренных в образовательной программе театра моды «Алиса». Эти навыки подводят обучающихся к пониманию знаков ритмического строения театрального действия и помогает воспитанию эмоционально-осознанного отношения к сценическим постановкам.

        Отличительной особенностью также является то, что при системно-комплексном подходе на одно занятие может быть вынесено несколько тем: одна для предварительного ознакомления или разминки (выполнение специально подобранных упражнений), другая для детального изучения (выполнение сценических упражнений, творческих заданий), третья  для закрепления  умений и навыков (репетиции показательных номеров, театрализованных показов). Поэтому указанное общее количество часов представляет собой время, затраченное на тему в течение  в течение всего учебного года.

Основные дидактические принципы

         В основу программы положены следующие принципы:

  • принцип индивидуального подхода;
  • принцип наглядности;
  • принцип связи теории с практикой;
  • принцип заинтересованности детей в том, что они делают;
  • принцип самостоятельности детей в работе;
  • принцип самостоятельной оценки полученных результатов (выработка самооценки, анализа своей работы);
  • принцип последовательности и систематичности обучения и воспитания;
  • принцип гуманизации (развитие вкуса, важных психофизических, интеллектуальных, нравственных качеств, личностных талантов каждого ребёнка, повышение самооценки и уверенности в себе).

Основной целью программы является формирование активной, творческой личности, обогащение её духовного и эмоционально-чувственного опыта через освоение комплекса навыков сценического движения и пластической культуры.

Задачи программы

Развивающие задачи:

  • выявлять и развивать художетсвенно-творчекие способности, фантазию обучающихся;
  • развитие способности фиксировать и осмысливать особенности поведения в наблюдениях, собственных работах, произведениях искусства;
  • развивать пластичность тела;
  • развивать быстроту и четкость реакции;
  • совершенствовать чувство ритма;
  • развивать эстетический вкус.

Воспитательные задачи:

  • воспитание классической культуры обучающихся;
  • воспитание культуры поведения на сцене;
  • воспитание основ доброжелательных, дружеских отношений в коллективе.

Обучающие задачи:

  • привить обучающимся самостоятельность и индивидуальный своеобразный подход к решению творческих задач;
  • научить коллективности выполнения задания, управлению своим вниманием;
  • дать знания в области законов сценических движений и умение их использовать по назначению;
  • выработка общих двигательных навыков: конкретности, точности движения, правильности распределения мышечных усилий, ритмичности, музыкальности;
  • изучение частных двигательных навыков – технических приёмов выполнения заданий повышенной сложности, а так же ознакомление с исторической стилистикой движения;
  • обучение координированности, свободы пластичности на основе восприятия музыки;
  • научить детей свободно владеть своим телом на пространстве сцены.

Срок реализации программы. Программа рассчитана на 2 года обучения.

Возраст занимающихся. Программа предназначена для детей и подростков 10-17 лет.

Формы и режим занятий

Формы занятий могут быть следующие:

  • групповая (6 – 10 человек);
  • индивидуально-групповая (3 – 5 человек);
  • индивидуальная (1 – 2 человека).

Выбор формы каждого занятия зависит от подготовки к определённому сценическому выступлению, т.е. может осуществляться постановка конкретных сценических действий, в которых задействовано фиксированное количество человек. Например, по запросу театра моды для постановки коллективного показа коллекции, как правило, применяется групповая форма занятия (по количеству участников показа – 5 – 9 человек). А для участия в конкурсе «Платье года» применяется индивидуальная форма (1 человек).

Режим занятий. Занятия проводятся, как правило, 2 раза в неделю по 1 часу. В зависимости от расписания, занятия могут проводиться 1 раз в неделю по 2 часа. На каждом занятии применяются здоровьесберегающие технологии – смена деятельности, отдых детей, проветривание помещения.

Ожидаемые результаты

Обучающиеся должны чётко открыть и уяснить для себя то, что поведение на сцене является результатом актерского мастерства, в которое входят определенные навыки. По окончании курса обучения по программе, предполагается, что воспитанники:

  • овладеют  навыками коллективного творчества при реализации события в сценическом задании;
  • освоят навыки определения замысла, сценической задачи этюда;
  • научатся видеть в особенностях бессловесных элементов действий проявление индивидуальности человека;
  • научатся видеть особенности действия и чётко их выполнять;
  • освоят общие и частные двигательные навыки;
  • научатся использовать технические приёмы в управлении физическим аппаратом;
  • получат навыки точной передачи сценического образа средствами двигательной активности;
  • получат навыки размещения тела в сценическом пространстве.

У детей разовьются и сформируются следующие позиции:

  • способность анализировать работу свою и товарищей;
  • осознание ответственности исполнителя перед партнерами и зрителями;
  • творческая требовательность к себе;
  • способность работать в ансамбле (группой), в коллективе при реализации события в сценическом задании;
  • стремление к постоянному духовному совершенствованию, расширению кругозора.

Формы подведения итогов реализации программы

Основной формой подведения итогов являются зачёты в середине учебного года и по окончанию учебного года, на которых обучающиеся демонстрируют полученные навыки и умения, которыми они овладели за время обучения. По окончании курса выпускники могут показать отчётную творческую работу, что является экзаменом и итогом их деятельности. Критерии, по которым оценивается творческое задание, представлены в таблице 1. Уровень усвоения образовательной программы определяется путём суммирования набранных баллов.

Также все обучающиеся по мере возможности и востребованности активно принимают участие в творческой жизни детско-юношеского центра – участвуют в концертных выступлениях, конкурсах, фестивалях и т.п.

Критерии оценивания творческого задания

Таблица 1.

Критерии оценки

Баллы

5 баллов

3-4 балла

1-2 балла

Размещение тела в сценическом пространстве

Правильное

В целом верное, но наблюдается смещение во время движений относительно центра

Сценическое действие производится на одном участке сцены: в углу, близко к краю сцены и т.п.

Передача сценического образа

Сценический образ узнаваем, точно создан и доступно передан

Сценический образ создан, но не очень узнаваем

Передача сценического образа не соответствует заданным исходным параметрам

Использование технических приёмов в управлении физическим аппаратом

Движения и позиции тела правильно подобраны, отражают характер музыкального сопровождения. Сценический рисунок гармоничный, имеет плавные переходы от одного движения к другому

Движения и позиции тела подобраны правильно, отражают характер музыкального сопровождения, но несколько однообразны. Переходы от одного движения к другому сильно заметны

Движения и позиции тела не соответствуют заданным параметрам и музыкальному оформлению. Переходы от одного движения к другому сильно заметны, наблюдаются необъяснимые остановки во время сценического показа.

Уровни усвоения программы:

высокий: 11-15 баллов;

средний: 6-10 баллов;

достаточный: до 5 баллов.

Учебно-тематический план

по программе «Основы сценического движения»

первого года обучения

Таблица 2.

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

всего

теория

практика

Вводное занятие

2

2

-

I.

Специальные упражнения

12

3

9

1.1.

Развитие гибкости и подвижности тела, укрепление мышц туловища

2

0,5

1,5

1.2.

Упражнения на развитие координации движений

2

0,5

1,5

1.3.

Моторные упражнения для развития гибкости и подвижности рук

2

0,5

1,5

1.4.

Упражнения в равновесии (управление центром тяжести тела)

2

0,5

1,5

1.5.

Тренировка музыкальности, пластичности и ритмичности

4

1

3

II.

Элементы хореографического искусства

8

4

4

2.1.

Позиции ног и рук

2

1

1

2.2.

Движения ног и рук в позициях

2

1

1

2.3.

Упражнения корпуса, рук, головы в усложнённом сочетании

2

1

1

2.4.

Танцевальные элементы

2

1

1

III.

Основы искусства движений на пространстве сцены

26

6

20

3.1.

Целенаправленные физические действия (конкретность, экономичность, точность и освобождение мышц)

2

0,5

1,5

3.2.

Характер движения, стилевое поведение

4

1

3

3.3.

Темпо-ритм физического действия

2

0,5

1,5

3.4.

Простые двигательные навыки (осанка, походка, позы и жесты), различные виды шага

6

2

4

3.5.

Образные упражнения, этюды

6

1

5

3.6.

Импровизация

6

1

5

IV.

Постановочная работа

18

6

12

V.

Конкурсная и концертная деятельность

8

-

8

Итого:

74

21

53

Итоговое занятие

2

-

2

Всего:

76

21

55

Учебно-тематический план

по программе «Основы сценического движения»

второго года обучения

Таблица 3.

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

всего

теория

практика

Вводное занятие

1

1

-

I.

Специальные упражнения

6

3

3

1.1.

Развитие гибкости и подвижности тела, укрепление мышц туловища

1

0,5

0,5

1.2.

Упражнения на развитие координации движений

1

0,5

0,5

1.3.

Моторные упражнения для развития гибкости и подвижности рук

1

0,5

0,5

1.4.

Упражнения в равновесии (управление центром тяжести тела)

1

0,5

0,5

1.5.

Тренировка музыкальности, пластичности и ритмичности

2

1

1

II.

Элементы хореографического искусства

4

2

2

2.1.

Позиции ног и рук

1

0,5

0,5

2.2.

Движения ног и рук в позициях

1

0,5

0,5

2.3.

Упражнения корпуса, рук, головы в усложнённом сочетании

1

0,5

0,5

2.4.

Танцевальные элементы

1

0,5

0,5

III.

Основы искусства движений на пространстве сцены

30

6

24

3.1.

Целенаправленные физические действия (конкретность, экономичность, точность и освобождение мышц)

2

0,5

1,5

3.2.

Характер движения, стилевое поведение

4

1

3

3.3.

Темпо-ритм физического действия

2

0,5

1,5

3.4.

Простые двигательные навыки (осанка, походка, позы и жесты), различные виды шага

10

2

8

3.5.

Образные упражнения, этюды

6

1

5

3.6.

Импровизация

6

1

5

IV.

Постановочная работа

21

6

15

V.

Конкурсная и концертная деятельность

12

-

12

Итого:

74

18

56

Итоговое занятие

2

-

2

Всего:

76

18

58

        По программе «Основы сценического движения» на 1-ом и 2-ом годах обучения изучаются одинаковые темы. Но на 2-ом году обучения больше внимания уделяется постановочной работе номеров для выступлений и концертной деятельности обучающихся, поэтому для этих тем отводится больше часов.

Содержание программы 1-ого и 2-ого годов обучения

Вводное  занятие

        Теория. Знакомство  педагога с детьми (на 1-ом году обучения). Правила  безопасности  на  занятиях. Правила  поведения в ГБОУ ДЮЦ и на занятиях. Требованиями  к  внешнему  виду. Правила поведения при чрезвычайных ситуациях.

Раздел 1. Специальные упражнения

  1. Развитие гибкости и подвижности тела, укрепление мышц туловища

Теория. Демонстрация педагогом комплексов упражнений:

I комплекс. Упражнения на полу: стоя, на коленях, сидя и лежа. Упражнения стоя на коленях. Упражнения сидя и лежа.

II комплекс. Упражнения на «станке».

III комплекс. Упражнения стоя, на коленях, сидя и лежа.

Практика. Выполнение упражнений.

  1. Упражнения на развитие координации движений

Теория. Демонстрация педагогом комплексов упражнений:

I комплекс. Упражнения в ходьбе, беге и поскоках.

II комплекс. Сценические прыжки и падения.

Практика. Выполнение упражнений.

  1. Моторные упражнения для развития гибкости и подвижности рук

Теория. Демонстрация педагогом комплексов упражнений:

 I комплекс. Упражнения для рук и плечевого пояса.

 II комплекс. Образные упражнения.

Практика. Выполнение упражнений.

  1. Упражнения в равновесии (управление центром тяжести тела)

Теория. Демонстрация педагогом упражнений в выпадах, упражнений в приседе.

Практика. Выполнение упражнений.

  1. Тренировка музыкальности, пластичности и ритмичности

        Теория. Понятие о музыкальном ритме, такте, темпе, характере музыки. Понятие о такте, фразе, музыкальном размере. Объяснение важности ритмичного и музыкального исполнения движений.

        Практика. Обучение различным ритмическим рисункам, сочетанию различных длительностей. Строение музыкального произведения (вступление, части, музыкальные фразы).

      Определение характера различных частей в музыкальном отрывке:

  • выделение хлопком сильной доли в музыкальном произведении;
  • выделение хлопками количества тактов во фразе;
  • простые сочетания хлопков с шагами, подскоками, прыжками под музыкальное сопровождение;
  • музыкальные игры на создание образа под музыку разного характера.

Раздел 2. Элементы хореографического искусства

2.1. Позиции ног и рук

Теория. Демонстрация позиций  ног  и  рук.

        Практика. Изучение и выполнение основных позиций ног и положений рук в классическом танце на середине.

2.2. Движения ног и рук в позициях

        Теория. Демонстрация движений рук и ног в позициях.

        Практика. Изучение и выполнение различных упражнений с использованием основных позиций рук и ног на середине.

2.3. Упражнения корпуса, рук, головы в усложнённом сочетании

        Теория.  Демонстрация различных упражнений корпуса, рук, головы в усложнённом сочетании.

        Практика. Изучение и выполнение различных упражнений корпуса, рук, головы в усложнённом сочетании, в том числе и движений на координацию.

2.4. Танцевальные элементы

      Теория. Объяснение методики исполнения элементов классического и народно-сценического танца.

танца.

        Практика.  Изучение и выполнение различных видов танцевальных шагов:

- шаг с носка в медленном темпе,

- «па дегаже»,

- вальсовая дорожка,

- шаг с высоким подъёмом колена вперёд на полупальцах,

- шаг, сгибая ноги сзади, на полупальцах,

- бег, вынося прямые ноги вперёд.

Изучение простых комбинаций:

- полуприседания в сочетании с поднятием на полупальцы,

- выдвижение ноги на вытянутый носок в сочетании с полуприседанием в направлении вперёд и в сторону,

- переводы рук из одной позиции в другую.

Переводы рук из позиции в позицию:

- сочетания работы рук с движениями корпуса,

- сочетания работы рук с движениями ног.

Раздел 3. Основы искусства движений на пространстве сцены

3.1. Целенаправленные физические действия (конкретность, экономичность, точность и освобождение мышц)

Теория. Понятия «Непрерывность и прерывность движения», «Характер движения».

Практика. Выполнение движений по заданному рисунку.

3.2. Характер движения, стилевое поведение 

Теория. Речедвигательные и вокальнодвигательные координации (умение соединять речь и движения в одинаковых и меняющихся по ходу исполнения темпо-ритмах действия). Зависимость двигательных элементов от характера роли, сценического действия.

Практика. Выполнение творческих заданий.

3.3. Темпо-ритм физического действия

Теория. Воля и активность (стремление, желание, хотение, самостоятельность, инициативность, решительность, настойчивость, смелость, самообладание). Внимание, память и контроль за движениями. Скорость, быстрота, медлительность. Выносливость, ловкость.

Практика. Выполнение творческих заданий.

3.4. Простые двигательные навыки (осанка, походка, позы и жесты), различные виды шага

Теория. Правильная осанка, правильная походка, положение тела в позах сидя, жесты. Целенаправленные физические действия (конкретность, экономичность, точность и освобождение мышц). Непрерывность и прерывность движения. Характер движения.

Практика. Выполнение движений разного характерапод музыкальное сопровождение.

3.5. Образные упражнения, этюды

Теория. Создание образа посредством движений.

Практика. Выполнение творческих заданий.

3.6. Импровизация

        Теория. Понятие «Импровизация».

Практика. Выполнение творческих заданий.

Раздел 4. Постановочная работа

        Теория. Подбор музыкального сопровождения для танцевальных комбинаций.  Выбор темы и музыки для постановки танцевального номера. Объяснение замысла постановочного номера (танца). Показ характерных движений.

        Практика. Постановка и разучивание танцевальных номеров и двигательных композиций.

 

Раздел 5. Конкурсная и концертная деятельность

        Практика. Проведение открытого занятия для родителей. Участие детей в концертах и в мероприятиях.

Итоговое занятие

Проведение зачетного занятия. Анализ усвоения и качества прохождения программы.

Методическое обеспечение

Театр для детей – источник особой детской радости, где маленький человек открывает для себя волшебный сказочный мир прекрасного, возвышенного искусства. Юные артисты должны иметь первое представление о средствах актерского искусства, помогающих преодолеть статичность исполнения (купания в чувствах по Станиславскому).

Методику театральной работы с детьми можно сравнить с незаметной постепенностью роста зерна. Игровой, энергетически затратной, весёлой постепенностью роста. Мы не имеем права передавать детям свои предрассудки, нести на занятие свои штампы восприятия искусства, эстетические пристрастия и свои внутренние проблемы, которые, так или иначе, отражаются на стиле нашего общения с детьми. Необходимое условие творчества – свобода.

Пластика – сложнейшая синтетическая дисциплина. Она имеет дело не только с тренировкой человеческого тела, но и обращается к интеллекту, эмоциональной сфере человека. Занятия пластикой направлены, прежде всего, на гармонизацию взаимодействия тела, разума и эмоций каждого отдельного человека и гармонизацию его взаимодействий с миром. О значении пластического образа писали виднейшие деятели театра: К.С. Станиславский, Е.Б. Вахтангов, В.Э. Мейерхольд, М.П. Чехов и др.

Исходя из этих требований, подбираются педагогические методы, которые приемлемы для всех дисциплин театрального воспитания, и в частности для дисциплины «Сценическое движение»:

  • метод полных нагрузок;
  • метод ступенчатого повышения нагрузок;
  • метод игрового существования. 

        Естественно, что гармоническое развитие только тогда полноценное, когда ребёнок ориентируется на подлинные духовно-эстетические ценности, созданные человечеством.  Надо помнить, что ребёнок, воспитанный искусством, формирует в себе всесторонне развитую личность.  Формирование такой личности – есть цель и важнейшая задача учреждения системы дополнительного образования.

Сценическое движение неразрывно связано с актерским мастерством и помогает обучающимся максимально эффективно использовать свои телесные навыки в театральной деятельности.

В ходе изучения предмета дети развивают и тренируют психофизический аппарат с помощью обширного комплекса упражнений. В начале занятий рекомендуется использовать упражнения чисто моторного типа; затем, постепенно создавая ситуации, упражнения, близкие к сценической задаче, – они приближают эти упражнения к простейшим физическим действиям; и, наконец, поставив перед обучающимися конкретную сценическую задачу, превращает эти упражнения в сценические этюды – тот или иной действенный эпизод. Благодаря этому обучающиеся уже в тренировочном предмете способны пользоваться приобретенными навыками для решения задач драматического искусства. Так уничтожается разрыв между тренировочным предметом и драматическим искусством, между техническими умениями и воплощением «жизни человеческого Духа роли».

Внешняя техника при наличии творческой одаренности всегда способна создать высокий сценический результат. Но для того, чтобы понять возможности актера в процессе физического воплощения, необходимо познать «законы тела на сцене».

У детей подросткового возраста достаточно развиты двигательные навыки: они умеют ритмично ходить, бегать, реагировать на музыку – выполнять какие-либо танцевальные движения. В возрасте 10-17-и лет у подростков быстрая реакция, пластичное и легко поддающееся обучению тело, податливое восприятие окружающего мира. Это благоприятный возраст, когда можно пытаться посредством движений «лепить» различные ритмические рисунки, строить сценические образы.

Одной из основных задач предмета является выработка общих двигательных навыков: конкретности, точности движения, правильности распределения мышечных усилий, ритмичности, музыкальности. Важным является и изучение частных двигательных навыков – технических приёмов выполнения заданий повышенной сложности, а так же ознакомление с исторической стилистикой движения.

Одной из существенных задач курса является развитие классического воображения, что достигается систематической и целенаправленной тренировкой. Программа так же даёт обучающимся необходимые знания в области законов сценического творчества и умение их использовать по назначению.

Форма и режим занятий  зависит от поставленных цели и задач. На групповых занятиях обучающиеся получают информацию, проходят новую тему, получают и отрабатывают навыки коллективного сотворчества.

На индивидуальных занятиях обращается внимание на трудности, с которыми приходится сталкиваться, отрабатываются неточности и слабые моменты, выявленные у обучающихся на групповых занятиях, а также ставятся сольные номера.

При более близком контакте дети лучше раскрепощаются и справляются с поставленной целью. Очень важно в процессе обучения прививать обучающимся пластическую эстетику и культуру поведения на сцене.

Форма подведения итогов проделанной работы может быть разнообразной. Главной целью является оценить усвоение полученного материала, выявить интерес к этой дисциплине у обучающихся, родителей, зрителя. Привить умение пользоваться полученными навыками, как на сцене, так и в жизни. В течение полугодий это могут быть технические зачёты, по окончанию курса обучения и в течение года – творческие задания и выступления.

Результатом обучения  должно стать воспитание у подростков интереса к постоянному совершенствованию в театральной и исполнительской деятельности на основе высоких духовных потребностей и ценностей.

В период обучения наиболее ценны самостоятельность и индивидуальный подход каждого обучающегося к решению творческих задач. Эти творческие находки требуют от педагога особого обострённого внимания и чуткости, а главное индивидуального подхода. Руководствуясь данной программой, преподаватель сможет осуществлять постепенное и последовательное развитие юного артиста.

Предлагаемый в программе материал должен быть освоен обучающимися в данном объёме за счёт системно-комплексного планирования занятий.

Методическим ключом к тематическому распределению учебного материала является приведённый в каждом разделе перечень умений и навыков, которыми должны овладеть воспитанники при изучении той или иной темы (они представляют собой практическую часть в изучении  материала).

В работе с подростками более целесообразно начинать с далеких предлагаемых обстоятельств, опирающихся на воображение. В них подростки находят наиболее интересных способ поведения.

         Навыки сценической практики могут видоизменяться, подстраиваясь на злободневность и актуальность настоящего времени, в зависимости от  запросов и интересов зрителя, от целей и задач постановки. Манера движений, жанр должны отражать эпоху и проблемы обыгрываемого времени, сценическая постановка должна быть актуальна и злободневна.

Работа по программе «Основы сценического движения» сводится к следующим правилам:

1. Только в профессии актера человек сталкивается с необходимостью обстоятельно познать свою телесную форму, которой он обладает к моменту, когда начинает сценическую работу. Он должен познать возможности полноценного использования своего тела для выразительного сценического действия.

2. Поскольку природные данные могут быть улучшены только соответствующей тренировкой, обучающийся должен заниматься совершенствованием этих данных в нужном направлении.

3. Обучающийся должен довести свои умения до степени полуавтоматизированных навыков, а некоторые – до привычных повседневных действий. Привычные действия – автоматизмы, совершенные по форме, непроизвольно переносимые на сцену, создают в спектакле высокий пластический результат. Правильно подготовленный аппарат даст ему возможность безупречно выполнять на сцене физические действия. Эти действия с внешней стороны проявляются в движениях; и от того, на каком уровне будет находиться культура движения, зависит, поймет или не поймет зритель, что происходит на сцене.

Методические приёмы:

  • Правильная последовательность задач в упражнении;
  • Создание логической схемы при разучивании упражнения;
  • Необходимость четырехкратного повторения упражнений при разучивании;
  • Объяснение значения каждого упражнения в двигательной подготовке актера;
  • Постепенное сокращение объяснений по мере усвоения техники упражнения;
  • Словесное исправление ошибок по ходу выполнения упражнения;
  • Собеседование как средство проверки знаний обучающихся о назначении упражнений;
  • Исправление типичных ошибок на показе неверного индивидуального исполнения;
  • Контрольные упражнения как средство проверки;
  • Внезапное применение новых заданий;
  • Смена партнеров (замены);
  • Необходимость обязательно выполнять все упражнения;
  • Привлечение посторонних наблюдателей на занятия;
  • Воспитание этических и эстетических норм поведения на сцене.

 

Методы работы:

  • Создание ситуаций успеха на занятиях по программе является одним из основных методов эмоционального стимулирования и представляет собой специально созданные педагогом цепочки таких ситуаций, в которых ребёнок добивается хороших результатов, что ведёт к возникновению у него чувства уверенности в своих силах и «лёгкости» процесса обучения.
  • Метод формирования готовности восприятия учебного материала с использованием способов концентрации внимания и эмоционального побуждения.
  • Метод стимулирования занимательным содержанием при подборе ярких, образных средств, музыкального сопровождения.
  • Метод создания проблемных ситуаций заключается в представлении материала занятия в виде доступной, образной и яркой  проблемы.
  • Метод создания креативного поля (или метод решения задач дивергентного характера) выступает ключевым для обеспечения творческой атмосферы в коллективе. Работа «в креативном поле» создаёт возможность поиска различных способов решений задач, поиска новых художественных средств воплощения сценического образа.

Условия реализации программы

        Для реализации программы необходимо светлое просторное помещение и раздельные раздевалки для девочек и мальчиков. Помещение для занятий (хореографический кабинет) должно быть оборудовано станками для исполнения движений классического и народно-сценического танцев. Хореографический кабинет должен быть чистым и хорошо проветриваться, так как во время исполнения движений усиливается нагрузка на сердце и лёгкие.

        Желательным является наличие в помещение зеркал, пред которыми можно разучивать и отрабатывать движения.

        Необходимо наличие гимнастических ковриков для занятий партерной гимнастикой.

        Дети должны заниматься в удобной спортивной одежде и обуви. Исключение составляют генеральные репетиции в сценических костюмах.

        Музыка в танце имеет первостепенное значение, поэтому желательно участие концертмейстера. Умение аккомпанировать движению, чувствовать все его нюансы, оттенки – составляет особенность работы музыкального работника. Он первый помощник педагога. И от того, насколько, грамотно, увлеченно, интересно будет он играть на занятиях, во многом зависит успешность обучения.

Необходимые  музыкальные инструменты и технические средства:

- фортепиано;

- магнитофон или музыкальный центр;

- видеоаппаратура для просмотра видеозаписей с выступлений и тренировок, а также  для проведения  теоретических занятий.

Наглядные и дидактические материалы:

  • наглядные пособия (тематические стенды, видеотека);
  • видеоматериалы с концертов, конкурсов;
  • музыкальные диски с записями концертов и выступлений (носители СД, МР-3 и др.);
  • видеозаписи отрывков спектаклей, показов мод, выступлений известных танцевальных коллективов;
  • фотографии исполнителей театрального и разных видов танцевального искусства.

Список литературы

  1. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. – М.: Педагогическое общество России, 2003.
  2. Добрович А. «Воспитателю о психологии и психогигиене общения». – М., 1992.
  3. Кон И.С. Психология ранней юности. – М.: Изд-во «Просвещение», 1989.
  4. Поляев Б.А., Лайшева О.А., Калашникова О.М. Правильная осанка. Памятка для родителей. – М.: Изд-во  «Расмирби», 2003.
  5. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. – М., 1979.
  6. Базарова Н., Мей В. «Азбука классического танца». – Л., 1983.
  7. Бахто С.Е. «Ритмика и танец». – М., 1984.
  8. Бекина С.И. «Музыка и движение». – М., 1983.
  9. Васильева Т.И. «Балетная осанка-основа хореографического воспитания детей». – М., 1983.
  10. Зуев В.И. « Волшебная сила растяжки». – М., 1990.
  11. Костровицкая В., Писарев А. «Школа классического танца». – Л., 1976г.
  12. Кряжева Н. Развитие эмоционального мира детей. – М.: Академия развития, 1997.
  13. Макарова Е.П. «Ритмическая гимнастика и игровой танец на занятиях стретчингом»-СПб., 1993.
  14. «Ритмика». Методические рекомендации для преподавателей ДМШ и ДШИ. – М.,1989.
  15. Немеровский А. Пластическая выразительность актера. – М., 1981.
  16. Станиславский К. Работа актера над образом и над собой. Том 2. – М., 1954.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая записка "Практика применения элементов сценического движения в обучении музыканта-любителя в системе дополнительного образования детей".

Краткое изложение некоторых оригинальных педагогических приёмов из личного многолетнего опыта работы с детьми и подростками....

Рабочая дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования детей "Юный инспектор дорожного движения"

Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, вн...

Дополнительная общеобразовательная программа «Юные инспектора движения»

Дополнительная  общеобразовательная программа "ЮИД"  расчитана для учащихся 11-13 лет. Данная программа опробирова и дала положительные результаты....

Методическая разработка мастер-класса по теме «Гимнастика чувств. Эмоциональная свобода. Сценическая импровизация» в рамках дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Мультимедийный театр «Сфера»

Данный мастер-класс создает эмоционально комфортную атмосферу на занятии, направлен на снятие эмоциональных барьеров в общении, создаёт ситуацию успеха, позволяя участникам проявить себя. Цель за...