Аналитический отчет профессиональной деятельности.
опыты и эксперименты на тему
Целью воспитательной работы с детьми является создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе, формирование коммуникативных навыков общения и волевой регуляции, воспитание гуманистических ценностей, учитывая индивидуальные возможности и способности каждого ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_mamin.docx | 30.64 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОУ ТО «Тульская общеобразовательная школа для детей с ОВЗ № 4»
Аналитический отчет
воспитательной работы
за 2015 – 2016 учебный год
воспитатель
высшей категории
Рыбина В.И.
г. Тула 2016 г.
Цели и задачи воспитательной деятельности.
Цель воспитательной работы: создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе, формирование коммуникативных навыков общения и волевой регуляции, воспитание гуманистических ценностей: ответственности, доброты, добросовестности, духовности, патриотизма, толерантности, учитывая индивидуальные возможности и способности каждого ребёнка.
Основные задачи воспитательной деятельности:
- Формирование культуры общения школьников с товарищами, педагогами, родителями;
- Формирование здорового образа жизни;
- Организация системной работы с обучающимися в классе;
- Формирование нравственных и гражданских качеств личности;
- Вовлечение родителей в воспитательный процесс класса;
- Воспитывать ответственность, культуру поведения и общения;
- Создать условия для личностного и творческого самовыражения детей;
- Способствовать развитию волевых усилий и нравственных интересов;
- Способствовать снятию эмоционального напряжения, посредством игр и упражнений;
- Закреплять навыки бесконфликтного общения и навыки сотрудничества;
- Формирование у учащихся межличностных отношений, толерантности, навыков самообразования и разностороннее развитие их творческих способностей;
- Создание условий для физического, интеллектуального, нравственного и духовного развития детей;
- Повышение социальной активности учащихся, их самостоятельности и ответственность в организации жизни детского коллектива и социума;
- Развитие общей культуры школьников через приобщение к русской национальной культуре, обычаям и традициям;
- Воспитание нравственных качеств личности, уважения к истории отечества, любви к своей Родине, стране, городу, к окружающей среде и природе;
- Совершенствование системы семейного воспитания, повышение ответственности родителей за воспитание и бучение детей, правовая и экономическая защита личности ребёнка.
В 2015 – 2016 учебном году определены следующие направления работы:
- Духовно – нравственное воспитание.
- Патриотическое воспитание. Краеведение.
- Интеллектуальное воспитание, развитие познавательных способностей.
- Трудовое воспитание. ЗОЖ.
- Индивидуальная работа с родителями.
При планировании и разработке воспитательной работы с классом учитывались психолого-педагогические особенности возраста учащихся.
В классе обучалось 10 человек, 6 из них мальчики и 4 девочки.
В неполных семьях проживают 4 детей: Баранов Дима, Левкова Елена, Серегин Олег, Картушина Анастасия.
В классе 1 ребёнок из многодетной семьи.
В целом, ученики воспитываются в хороших семьях, в которых родители уделяют должное внимание своим детям. Из всего классного коллектива только один ученик склонен к правонарушениям – Венглинский Алексей.
Старостой класса является Жеребчук Алина, с ролью старосты Алина справляется хорошо. Старается поддерживать дисциплину в классе, ведет контроль за посещаемостью и успеваемостью, помогает в организации дежурства в классном кабинете.
Неформальным лидером класса является Баранов Дмитрий. Дима – активный, принимает участие в организации и проведении различных мероприятий, как классных, так и общешкольных. Любит находиться в центре внимания, как одноклассников, так и учителей. В классе мнение Димы уважают и зачастую прислушиваются к нему.
Большинство учащихся объединены по своим группам, в основном по интересам.
В классе преобладает спокойный, деловой и доброжелательный настрой. Все дети находятся в дружеских отношениях друг с другом.
Анализ успеваемости и качества знаний учащихся показывает, что 2 детей (Серёгин Олег и Картушина Настя) учатся на «хорошо». Все учащиеся аттестованы, сдали успешно экзамены и получили аттестаты.
Класс проявляет высокую заинтересованность в успехе, стойко преодолевает трудности, все учащиеся дорожат честью класса. При решении коллективных задач учащиеся быстро ориентируются, находят общий язык. В целом учащиеся хорошо знают друг друга, между ними складываются доброжелательные отношения.
Однако, учащиеся не всегда умеют терпеливо и внимательно выслушать друг друга на перемене, при выполнении различных дел.
Школьники переживают удачи и неудачи своего класса, болеют за свой коллектив. При проведении общественных мероприятий стараются держаться вместе.
4 учащихся посещали в течение года спортивную секцию, 1 человек – танцевальный кружок, 1 человек – театральный кружок, 4 человека – изостудию.
Дети увлекаются футболом, шахматами, игровыми видами спорта, полученные знания и умения используют на уроках, в разнообразных конкурсах и соревнованиях, которые проводятся в классе и в школе.
Класс неоднократно награждался грамотами, благодарственными письмами.
Родители учащихся заинтересованы в хороших результатах. Учебной и воспитательной деятельности. Активно посещают родительские собрания, школу, приходят на беседы.
Все обучающиеся прилежны, опрятны, обеспечены учебниками и необходимыми школьными принадлежностями. Это позволяет сделать вывод, что родители заботятся о своих детях.
Анализ эффективности целеполагания и планирования воспитательного процесса в классе.
Воспитательные задачи, поставленные перед классом решаются. Наблюдения и коррекционная работа дали выводы основных направлений, содержание, формы и методы работы, средства педагогического влияния, приемов включения учащихся в деятельность – правильные, основываются на психологических, возрастных и индивидуальных особенностях учащихся.
Анализ развития учащихся класса:
Воспитанность учащихся:
Трое учащихся класса допускают грубость в отношениях между собой.
В ряде бесед мы рассматривали вопросы культуры поведения, правил поведения в школе и общественных местах.
Для решения задач по воспитанию потребности в нравственных поступках и личностных отношениях проводилась следующая работа:
- Изучение «Конвенции о правах ребенка». Знакомство с основными положениями Конвенции, формирование положительного отношения к правам других.
- Беседа «Слушай старших внимательно». Знакомство с основными способами общения, развитие сочувствия, внимательности, взаимоуважения, формирование положительных качеств, таких как умение, слушать и уважать старших.
- Круглый стол «Законы жизни в семье». Знакомство с основными правилами в семье, формирование положительных качеств общения со своими родителями.
- Беседа «Что я могу сделать? К чему буду стремиться?». Знакомство с основными правилами поведения на улице, уважение к природе, к окружающим людям, формирование положительных навыков трудолюбия, уважения к обществу.
- Беседа «Я и общество». Знакомство с основными правилами поведения в обществе, уважение, взаимопонимание, общение.
- Беседа «Как понравиться людям». Знакомство с правилами поведения в обществе, формирование таких качеств как уважение, общение, выдержка, терпимость.
В начале и конце учебного года были проведены следующие диагностики:
- Этика поведения + / -;
- Изучение нравственных качеств;
- Самооценка;
- Отношение к жизненным ценностям;
- Нравственная мотивация (диагностика прилагается);
В течение учебного года были проведены следующие коррекционные работы:
- внимание;
- сказка – упражнение;
- память;
- творческие способности;
- весёлая викторина на воображение и на интеллектуальное развитие;
- математические упражнения;
- интеллектуально – развивающие упражнения;
- «Я знаю о себе всё»;
- поиграем и подумаем;
Хочется также остановиться на досуговой деятельности. Я считаю, что досуговая деятельность сплачивает классный коллектив, создаёт особый психологический микроклимат, когда ребёнок чувствует себя комфортно, может проявлять свои творческие и коммуникативные способности, именно это очень важно для наших детей.
В нашем классе стали традиционными проведение дней рождения, огоньков, посвященных празднованию Нового года и 8 Марта.
Досуговая деятельность позволяет развивать инициативу и творчество, формировать организаторские и самоуправленческие навыки. Досуговая деятельность помогает «втянуть в своё поле» трудных учащихся и тех, кто не может отличиться в учении. Дети за свою досуговую деятельность не раз были награждены почетными грамотами и подарками.
Хотелось бы также отметить классные мероприятия, которые были проведены совместно с родителями:
- Праздник Арбуза;
- Праздник, посвященный Дню матери, «Дорогая, любимая, родная»;
- «Здравствуй, Новый год!»
- Конкурс на лучшую экибану;
- Конкурс блинов «Широкая масленица»;
- «Мы – здоровое поколение!»
- «В гостях у госпожи Конвенции»;
- «Герои нашего времени»;
Также следует отметить участие учеников моего класса в областном конкурсе «Красная книга», в котором Левкова Елена заняла 1 место в номинации «Растения Тульской области».
Мероприятие «В гостях у сказки», которое являлось продолжением работы МО по теме «Роль сказки в развитии речи у учащихся с ОВЗ». В этом мероприятии принимали участие 5 – 9 классы, каждый класс сочинил свою сказку, на основе этих сказок, и была создана книга «Коллективные сказки».
Организация досуговой деятельности проходила через реализацию воспитательных программ и вовлечение обучающихся в кружки и секции.
Большое внимание в воспитательной работе уделялось трудовому воспитанию. В учебных кабинетах ежедневно после окончания уроков проводилась влажная уборка, а генеральная уборка проходила 1 раз месяц.
Также важной задачей является сохранение и укрепление здоровья учащихся. Работа воспитателя строится посредством привития учащимся необходимости жить, соблюдая режим дня, проведения цикла бесед о здоровом образе жизни, искоренении вредных привычек. Двигательной активности, как наиболее сильному физиологическому раздражителю, стимулирующему нормальную жизнедеятельность, отводится основная роль в развитии потенциалов организма.
Ежедневная биологическая потребность школьников в движении реализовывается через прогулки на свежем воздухе, через организацию подвижных игр, спортивные соревнования и т.д.
В 2015 – 2016 учебном году для расширения познавательной активности детей было организовано и проведено 20 экскурсий:
- в дом творчества на спектакль «Володя Дубинин»,
- в музей «Экспериментория»,
- экскурсия в «Тульский кремль»,
- экскурсия в «Музей оружия»,
- экскурсия в Музей – усадьбу «Ясная поляна»,
- экскурсия «Тульский молочный комбинат» и «Бежин луг»,
- экскурсия на кондитерскую фабрику «Ясная поляна»,
- экскурсия в «Музей древностей».
С 4 по 9 апреля прошла воспитательская неделя. Открыла воспитательскую неделю выставка творческих работ «Цветочная композиция» и «Космос». Целью работ в творческих мастерских являлось развитие у воспитанников воображения, фантазии, формирование эстетического вкуса.
Цикл развивающих занятий «Мы – здоровое поколение» знакомил учащихся с вредными и плохими привычками, способствовал формированию полезных привычек.
Тема «Космос» познакомила учащихся с фигурами выдающихся людей, жизнь которых была связана с развитием космоса, и направлена на воспитание гордости за достижения нашего отечества в освоении космоса.
Школа и семья – два важных воспитательно-образовательных института, которые изначально призваны дополнить друг друга и взаимодействовать между собой.
Я убеждена, что очень важно поддерживать с родителями учащихся тесную связь. Родители моих воспитанников всегда принимали активное участие в делах класса: в организации чаепитий,
в посещении родительских классных и общешкольных собраний по темам:
- «О детском одиночестве»,
- «В плену компьютера»,
- «Союз семьи и школы»,
- «В мире вредных привычек»,
- «Склонности и интересы подростков в выборе профессий»
- «Экзамен, как избежать стресс?»
в посещении родительских консультации и бесед по темам:
- «В семь растет дочь»,
- «В семье растет сын»,
- «Авторитет родителей, с чего он складывается»,
- «Как вести себя с агрессивным ребёнком»,
- «Как воспитать в ребёнке трудолюбие»
Результатом воспитательной работы являются показатели уровня воспитанности обучающихся.
Воспитанность – это интегративная личностная характеристика, представляющая собой систему убеждений, ценностей, личностных качеств и норм поведения человека, обнаруживается в отношении к себе, другим людям, предметам и явлениям окружающего мира. Воспитанность предполагает как соблюдение правил поведения и общения, принятых в обществе, так и внутреннюю культуру человека, отражающуюся в его мировоззрении.
Диагностика уровня воспитанности проверялась в конце 2016 учебного года.
Цель: определить общий уровень воспитанности.
Задачи:
- Определение уровня воспитанности учащихся.
- Анализ различных аспектов, влияющих на уровень воспитанности ребёнка.
- Воспитанность учащихся и уровень развития креативной, интеллектуальной, эмоционально – волевой, ценностно – мотивационной сфер личности учащихся.
Условия проведения:
- Карты изучения уровня воспитанности 9 «Б» класса, по материалам Шиловой М.И. «Учителю о воспитанности школьников»;
- Сводный лист данных изучения уровня воспитанности;