Аналитический отчет профессиональной деятельности.
опыты и эксперименты на тему

Рыбина Вера Ивановна

Целью воспитательной работы с детьми является создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе, формирование коммуникативных навыков общения и волевой регуляции, воспитание гуманистических ценностей, учитывая индивидуальные возможности и способности каждого ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_mamin.docx30.64 КБ

Предварительный просмотр:

ГОУ  ТО «Тульская общеобразовательная школа для детей с ОВЗ № 4»

Аналитический отчет

воспитательной работы

за 2015 – 2016 учебный год

воспитатель

высшей категории

Рыбина В.И.

 

                                      г. Тула    2016 г.

Цели и задачи воспитательной деятельности.

Цель воспитательной работы: создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе, формирование коммуникативных навыков общения и волевой регуляции, воспитание гуманистических ценностей: ответственности, доброты, добросовестности, духовности, патриотизма, толерантности, учитывая индивидуальные возможности и способности каждого ребёнка.

Основные задачи воспитательной деятельности:

  • Формирование культуры общения школьников с товарищами, педагогами, родителями;
  • Формирование здорового образа жизни;
  • Организация системной работы с обучающимися в классе;
  • Формирование нравственных и гражданских качеств личности;
  • Вовлечение родителей в воспитательный процесс класса;
  • Воспитывать ответственность, культуру поведения и общения;
  • Создать условия для личностного и творческого самовыражения детей;
  • Способствовать развитию волевых усилий и нравственных интересов;
  • Способствовать снятию эмоционального напряжения, посредством игр и упражнений;
  • Закреплять навыки бесконфликтного общения и навыки сотрудничества;
  • Формирование у учащихся межличностных отношений, толерантности, навыков самообразования и разностороннее развитие их творческих способностей;
  • Создание условий для физического, интеллектуального, нравственного и духовного развития детей;
  • Повышение социальной активности учащихся, их самостоятельности и ответственность в организации жизни детского коллектива и социума;
  • Развитие общей культуры школьников через приобщение к русской национальной культуре, обычаям и традициям;
  • Воспитание нравственных качеств личности, уважения к истории отечества, любви к своей Родине, стране, городу, к окружающей среде и природе;
  • Совершенствование системы семейного воспитания, повышение ответственности родителей за воспитание и бучение детей, правовая и экономическая защита личности ребёнка.

В 2015 – 2016 учебном году определены следующие направления работы:

  • Духовно – нравственное воспитание.
  • Патриотическое воспитание. Краеведение.
  • Интеллектуальное воспитание, развитие познавательных способностей.
  • Трудовое воспитание. ЗОЖ.
  • Индивидуальная работа с родителями.

При планировании и разработке воспитательной работы с классом учитывались психолого-педагогические особенности возраста учащихся.

В классе обучалось 10 человек, 6 из них мальчики и 4 девочки.

В неполных семьях проживают 4 детей: Баранов Дима, Левкова Елена, Серегин Олег, Картушина Анастасия.

В классе 1 ребёнок из многодетной семьи.

В целом, ученики воспитываются в хороших семьях, в которых родители уделяют должное внимание своим детям. Из всего классного коллектива только один ученик склонен к правонарушениям – Венглинский  Алексей.

Старостой класса является Жеребчук Алина, с ролью старосты Алина справляется хорошо. Старается поддерживать дисциплину в классе, ведет контроль за посещаемостью и успеваемостью, помогает в организации дежурства в классном кабинете.

Неформальным лидером класса является Баранов Дмитрий. Дима – активный, принимает участие в организации и проведении различных мероприятий, как классных, так и общешкольных. Любит находиться в центре внимания, как одноклассников, так и учителей. В классе мнение Димы уважают и зачастую прислушиваются к нему.

Большинство учащихся объединены по своим группам, в основном по интересам.

В классе преобладает спокойный, деловой и доброжелательный настрой. Все дети находятся в дружеских отношениях друг с другом.

Анализ успеваемости и качества знаний учащихся показывает, что 2 детей (Серёгин Олег и Картушина Настя) учатся на «хорошо». Все учащиеся аттестованы, сдали успешно экзамены и получили аттестаты.

Класс проявляет высокую заинтересованность в успехе, стойко преодолевает трудности, все учащиеся дорожат честью класса. При решении коллективных задач учащиеся быстро ориентируются, находят общий язык. В целом учащиеся хорошо знают друг друга, между ними складываются доброжелательные отношения.

Однако, учащиеся не всегда умеют терпеливо и внимательно выслушать друг друга на перемене, при выполнении различных дел.

Школьники переживают удачи и неудачи своего класса, болеют за свой коллектив. При проведении общественных мероприятий стараются держаться вместе.

4 учащихся посещали в течение года спортивную секцию, 1 человек – танцевальный кружок, 1 человек – театральный кружок, 4 человека – изостудию.

Дети увлекаются футболом, шахматами, игровыми видами спорта, полученные знания и умения используют на уроках, в разнообразных конкурсах и соревнованиях, которые проводятся в классе и в школе.

Класс неоднократно награждался грамотами, благодарственными письмами.

Родители учащихся заинтересованы в хороших результатах. Учебной и воспитательной деятельности. Активно посещают родительские собрания, школу, приходят на беседы.

Все обучающиеся прилежны, опрятны, обеспечены учебниками и необходимыми школьными принадлежностями. Это позволяет сделать вывод, что родители заботятся о своих детях.

Анализ эффективности целеполагания и планирования воспитательного процесса в классе.

Воспитательные задачи, поставленные перед классом решаются. Наблюдения и коррекционная работа дали выводы основных направлений, содержание, формы и методы работы, средства педагогического влияния, приемов включения учащихся в деятельность – правильные, основываются на психологических, возрастных и индивидуальных особенностях учащихся.

Анализ развития учащихся класса:

Воспитанность учащихся:

Трое учащихся класса допускают грубость в отношениях между собой.

В ряде бесед мы рассматривали вопросы культуры поведения, правил поведения в школе и общественных местах.

Для решения задач по воспитанию потребности в нравственных поступках и личностных отношениях проводилась следующая работа:

  • Изучение «Конвенции о правах ребенка». Знакомство с основными положениями Конвенции, формирование положительного отношения к правам других.
  • Беседа «Слушай старших внимательно». Знакомство с основными способами общения, развитие сочувствия, внимательности, взаимоуважения, формирование положительных качеств, таких как умение, слушать и уважать старших.
  • Круглый стол «Законы жизни в семье». Знакомство с основными правилами в семье, формирование положительных качеств общения со своими родителями.
  • Беседа «Что я могу сделать? К чему буду стремиться?». Знакомство с основными правилами поведения на улице, уважение к природе, к окружающим людям, формирование положительных навыков трудолюбия, уважения к обществу.
  • Беседа «Я и общество». Знакомство с основными правилами поведения в обществе, уважение, взаимопонимание, общение.
  • Беседа «Как понравиться людям». Знакомство с правилами поведения в обществе, формирование таких качеств как уважение, общение, выдержка, терпимость.

В начале и конце учебного года были проведены следующие диагностики:

  • Этика поведения + / -;
  • Изучение нравственных качеств;
  • Самооценка;
  • Отношение к жизненным ценностям;
  • Нравственная мотивация (диагностика прилагается);

В течение учебного года были проведены следующие коррекционные работы:

  • внимание;
  • сказка – упражнение;
  • память;
  • творческие способности;
  • весёлая викторина на воображение и на интеллектуальное развитие;
  • математические упражнения;
  • интеллектуально – развивающие упражнения;
  • «Я знаю о себе всё»;
  • поиграем и подумаем;

Хочется также остановиться на досуговой деятельности. Я считаю, что досуговая деятельность сплачивает классный коллектив, создаёт особый психологический микроклимат, когда ребёнок чувствует себя комфортно, может проявлять свои творческие и коммуникативные способности, именно это очень важно для наших детей.

В нашем классе стали традиционными проведение дней рождения, огоньков, посвященных празднованию Нового года и 8 Марта.

Досуговая деятельность позволяет развивать инициативу и творчество, формировать организаторские и самоуправленческие навыки. Досуговая деятельность помогает «втянуть в своё поле» трудных учащихся и тех, кто не может отличиться в учении. Дети за свою досуговую деятельность не раз были награждены почетными грамотами и подарками.

Хотелось бы также отметить классные мероприятия, которые были проведены совместно с родителями:

  • Праздник Арбуза;
  • Праздник, посвященный Дню матери, «Дорогая, любимая, родная»;
  • «Здравствуй, Новый год!»
  • Конкурс на лучшую экибану;
  • Конкурс блинов «Широкая масленица»;
  • «Мы – здоровое поколение!»
  • «В гостях у госпожи Конвенции»;
  • «Герои нашего времени»;

Также следует отметить участие учеников моего класса в областном конкурсе «Красная книга», в котором Левкова Елена заняла 1 место в номинации «Растения Тульской области».

Мероприятие «В гостях у сказки», которое являлось продолжением работы МО по теме «Роль сказки в развитии речи у учащихся с ОВЗ». В этом мероприятии принимали участие 5 – 9 классы, каждый класс сочинил свою сказку, на основе этих сказок, и была создана книга «Коллективные сказки».

Организация досуговой деятельности проходила через реализацию воспитательных программ и вовлечение обучающихся в кружки и секции.

Большое внимание в воспитательной работе уделялось трудовому воспитанию. В учебных кабинетах ежедневно после окончания уроков проводилась влажная уборка, а генеральная уборка проходила 1 раз месяц.

Также важной задачей является сохранение и укрепление здоровья учащихся. Работа воспитателя строится посредством привития учащимся необходимости жить, соблюдая режим дня, проведения цикла бесед о здоровом образе жизни, искоренении  вредных привычек. Двигательной активности, как наиболее сильному физиологическому раздражителю, стимулирующему нормальную жизнедеятельность, отводится основная роль в развитии потенциалов организма.

Ежедневная биологическая потребность школьников в движении реализовывается через прогулки на свежем воздухе, через организацию подвижных игр, спортивные соревнования и т.д.

В 2015 – 2016 учебном году для расширения познавательной активности детей было организовано и проведено 20 экскурсий:

  • в дом творчества на спектакль «Володя Дубинин»,
  • в музей «Экспериментория»,
  • экскурсия в «Тульский кремль»,
  • экскурсия в «Музей оружия»,
  • экскурсия в Музей – усадьбу «Ясная поляна»,
  • экскурсия «Тульский молочный комбинат» и «Бежин луг»,
  • экскурсия на кондитерскую фабрику «Ясная поляна»,
  • экскурсия в «Музей древностей».

С 4 по 9 апреля прошла воспитательская неделя. Открыла воспитательскую неделю выставка творческих работ «Цветочная композиция» и «Космос». Целью работ в творческих мастерских являлось развитие у воспитанников воображения, фантазии, формирование эстетического вкуса.

Цикл развивающих занятий «Мы – здоровое поколение» знакомил учащихся с вредными и плохими привычками, способствовал формированию полезных привычек.

Тема «Космос» познакомила учащихся с фигурами выдающихся людей, жизнь которых была связана с развитием космоса, и направлена на воспитание гордости за достижения нашего отечества в освоении космоса.

Школа и семья – два важных воспитательно-образовательных института, которые изначально призваны дополнить друг друга и взаимодействовать между собой.

Я убеждена, что очень важно поддерживать с родителями учащихся тесную связь. Родители моих воспитанников всегда принимали активное участие в делах класса: в организации чаепитий,

в посещении родительских классных и общешкольных собраний по темам:

  • «О детском одиночестве»,
  • «В плену компьютера»,
  • «Союз семьи и школы»,
  • «В мире вредных привычек»,
  • «Склонности и интересы подростков в выборе профессий»
  • «Экзамен, как избежать стресс?»

в посещении родительских консультации и бесед по темам:

  • «В семь растет дочь»,
  • «В семье растет сын»,
  • «Авторитет родителей, с чего он складывается»,
  • «Как вести себя с агрессивным ребёнком»,
  • «Как воспитать в ребёнке трудолюбие»

Результатом воспитательной работы являются показатели уровня воспитанности обучающихся.

Воспитанность – это интегративная личностная характеристика, представляющая собой систему убеждений, ценностей, личностных качеств и норм поведения человека, обнаруживается в отношении к себе, другим людям, предметам и явлениям окружающего мира. Воспитанность предполагает как соблюдение правил поведения и общения, принятых в обществе, так и внутреннюю культуру человека, отражающуюся в его мировоззрении.

Диагностика уровня воспитанности проверялась в конце 2016 учебного года.

Цель: определить общий уровень воспитанности.

Задачи:

  1. Определение уровня воспитанности учащихся.
  2. Анализ различных аспектов, влияющих на уровень воспитанности ребёнка.
  3. Воспитанность учащихся и уровень развития креативной, интеллектуальной, эмоционально – волевой, ценностно – мотивационной сфер личности учащихся.

Условия проведения:

  • Карты изучения уровня воспитанности 9 «Б» класса, по материалам Шиловой М.И. «Учителю о воспитанности школьников»;
  • Сводный лист данных изучения уровня воспитанности;