Педагогический проект "Как обеспечить успех занятия"
проект на тему

Суслова Оксана Владимировна

проект  для педагогов дополнительного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskiy_proekt.doc74 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_k_pedagogicheskomu_proektu.ppt2.61 МБ

Предварительный просмотр:

                                                                       

                                                                                         Автор:

Суслова Оксана Владимировна

педагог дополнительного образования

2015 год.

Содержание.

  1. Аналитико - прогностическое обоснование проекта.                 3
  2. Концепция проекта.                                                                      4-5
  3. Стратегия и тактика проектных действий.                                   6
  4. Ожидаемые результаты и способы их оценки.                             7
  5. Ресурсная база проекта.                                                                  8
  6. Возможные риски проекта.                                                             8
  7. Необходимая поддержка проекта.                                                 8

                         

1. Аналитико - прогностическое обоснование проекта.

  В новых социально-экономических условиях особое значение приобретает деятельность учреждений дополнительного образования детей как открытых социально-педагогических институтов, наиболее полноценно и эффективно раскрывающих социально-педагогический потенциал свободного времени детей, в котором реализуются запросы социальной практики и существенно расширяются традиционные направления, формы, технологии работы с детьми и подростками.

 В учреждении дополнительного образования большинство педагогов не имеют профессионального образования, поэтому перед ними стоит проблема (особенно перед начинающими педагогами) методически правильно разработать и провести занятие с детьми в творческом объединении, которое дало бы результат в работе.

Для разрешения этой проблемы встала необходимость разработать рекомендации по подготовке и проведению учебного занятия педагогом дополнительного образования.

Занятие - основная форма организации образовательного процесса в учреждении дополнительно образования детей.

 В дополнительном образовании, в отличие от школы, существенно меняются подходы в  организации занятия.

 Учебное занятие  должно раскрывать идеи программы, авторскую оригинальную методику. То есть важно таким образом построить  занятие, чтобы убедительно и увлекательно  решать на практике заявленные в программе задачи.

 Во время проведения занятия педагог практически реализует почти все важнейшие учебно-воспитательные задачи, стоящие перед ним: передает детям новые знания, формирует у них стремление к освоению умений и навыков, развивает познавательные интересы и творческие способности, волю, характер и другие качества личности.

Очень важно, чтобы в результате взаимодействия и диалога педагога и обучающихся в душе каждого остался праздник творчества. Хорошо, если на занятии будет как можно больше действия. При проведении занятия педагогу не следует занимать доминирующее положение. Правильнее организовать деятельность детей, используя проблемную ситуацию, эвристический и другие развивающие методы ведения занятия. Чтобы проводимое  занятие было, с одной стороны, завершенным, а с другой показывало детям перспективы изучения представленной тематики, целесообразно подготовить план проведения  занятия. План – личное дело педагога: он имеет право самостоятельно отработать и другую удобную для себя модель проведения занятия. Цель планирования – привести в систему  всю подготовительную работу, так организовать образовательный процесс, чтобы создать оптимальные условия для решения задач данного занятия.

2. Концепция проекта.

Залогом успешного проведения учебного занятия является также умение поставить конкретную цель, определить задачи и подобрать нужные для их решения средства.

Цель – это заранее  осознанный и планируемый результат.

Цель – запланированный результат образовательного процесса, к которому должны быть направлены все усилия педагога и детей.

Задачи – это конкретизированная формулировка пути достижения какой – либо части содержания поставленной цели.

Цель проекта: Повышение уровня методического и профессионального самообразования.

Задачи проекта:

- изучение структуры (пошаговой модели) проведения учебного занятия;

- формирование системы знаний о последовательности этапов проведения занятия;

- формирование профессиональной грамотности педагога дополнительного образования;

- развитие самостоятельности у педагога в проведении и правильном построении учебного занятия.

Действия педагога при разработке структуры занятия  представим в виде последовательности шагов по его подготовке и организации.

Шаг первый - определить цель - заранее запланированный конечный результат (то, чего надо достичь).

Шаг второй - отобрать содержание материала, т.е. определить его объем и сложность в соответствии с поставленной целью и возможностями обучающихся; определить систему заданий и самостоятельных работ детей.

Материал делится на обособленные части по смыслу, с выделением наиболее важных вопросов; второстепенные вопросы и мелкие детали группируются вокруг главных. Таким образом, изложение или демонстрация материала развертывается не как ровная нить, а имеет «узлы». На них сосредотачивается внимание обучающихся . Такое разделение содержания позволяет педагогу применять различные методические приемы подачи материала.

Шаг третий - выбрать наиболее эффективное сочетание приемов и методов в соответствии с поставленными целью, задачами и содержанием материала. При выборе методов обучения педагог руководствуется несколькими принципами: наглядность в сочетании с развитием абстрактного мышления и дифференцированным подходом к обучающимся; сочетание коллективной, групповой и индивидуальной форм работы; учет возрастных и других психологических особенностей детей в группе.

В зависимости от содержания материала планируется и деятельность обучающихся . При одних методах их активность на занятии  ограничивается пониманием и запоминанием материала, при других - обучающиеся не только получают знания, но и приобретают умения самостоятельно добывать их, работать с литературой, наблюдать, анализировать и обобщать факты, объяснять новые явления при помощи изученных законов и правил.

Шаг четвертый - управление деятельностью обучающихся  со стороны педагога. Педагог - источник социального опыта. Он обучает и воспитывает своей личностью, оказывает всестороннее воздействие на ребенка, его разум, чувства, волю, манеру поведения.

Успех занятия  во многом зависит от педагога: насколько широко он образован и методически опытен, как относится к своему делу и к детям, хорошо ли он подготовлен именно к данному занятию, с каким настроением ведет занятие , умеет ли наблюдать за детьми, понимать их переживания, тактично влиять на каждого. Все это в совокупности характеризует стиль его работы, педагогическое мастерство, определяет силу воспитательного воздействия его личности на личность ребенка.

Шаг пятый - педагог на занятии  работает с целым учебным коллективом и с каждым ребенком индивидуально, что накладывает определенный отпечаток на современное занятие . Отсюда необходима корректировка методики с таким расчетом, чтобы усилить воспитательную и развивающую функции занятия.

Шаг шестой - организационный - оснащение занятия  разнообразными средствами. Оснащение тесно связано с методами проведения и оказывает большое влияние на их эффективность и наглядность. После того как составлен план проведения занятия  и отработано его содержание, необходимо составить список оборудования, наглядных пособий, технических средств и других материалов.

3. Стратегия и тактика проектных действий.

п/п

Этапы проектирования

Проектные мероприятия

Срок

исполнения

Промежуточный результат

1.

Аналитико - прогностическое

обоснование проекта.

Проработка проблемы:

1.выявление проблемы проекта;

2.изучение проблемы проекта;

3. подбор литературы по проблеме;

4. обсуждение на совещании при директоре.

Сентябрь – ноябрь

2015 г.

Выявлена и изучена проблема проекта

2.

Основной

Пошаговая реализация занятия:

1.определение цели и задач;

2.сбор содержание материала;

3.выбор наиболее эффективного сочетания приемов и методов в соответствии с поставленными целями, задачами и содержанием материала;

4. управление деятельностью обучающихся (участников проекта)  со стороны педагога;

5.   работа с целым учебным коллективом и с каждым ребенком индивидуально;

6.  оснащение занятия методическими и техническими средствами.

Декабрь 2015 г.-апрель2016 г.

На основе теоретической части проекта было дано открытое занятие с использованием пошаговых этапов.

3.

Заключительный

Подведение итогов:

1.анализ результата проекта;

2.внедрение в свою практику  пошаговых этапов.

Май-июнь 2016г.

Проведен анализ проекта, применение в своей практике пошаговых рекомендаций по подготовке и проведению занятия.


4. Ожидаемые результаты и способы их оценки.

  В работе любого педагога, воспитателя, руководителя кружка важен результат – как текший, промежуточный, так и конечный, главный.

Результат учебного занятия  должен соответствовать поставленной цели. Следует выбрать эффективную форму его проведения, исходя из узловых вопросов содержания. Ведь на каждом занятии  разное содержание, а значит, и различные методы. Именно содержанием отличаются они друг от друга; отличаются по содержанию и разные моменты одного и того же занятия (мероприятия). В связи с этим все его содержание делится по смыслу на более или менее обособленные логические части - узловые (основные) вопросы, вокруг них группируется второстепенный материал. Исходя из основных вопросов содержания и подбирается метод. Однако не надо забывать, что ни один из методов не обходится без живого слова педагога.

Таким образом, для того чтобы  занятие  было ярким, интересным, развивающим детей, его нужно тщательно подготовить. Также следует проанализировать ход его подготовки с точки зрения того, ведет ли оно к достижению выдвинутой цели.

Занятие   должно содержать увлекательное действие с оригинальной постановкой проблем, открытием удивительного в обычных явлениях. Несомненно при этом педагог должен обладать как профессиональными, так и яркими личностными качествами:

• способностью к импровизации;

• умением слушать детей, чутко реагировать на их вопросы, вести диалог, чувствовать аудиторию;

• способностью держать себя в руках, управлять своими эмоциями;

• хорошим знанием своего предмета;

• умением использовать традиционные и новейшие способы передачи знаний и навыков в соответствии с поставленными задачами;

• коммуникативными способностями, актерским мастерством, ораторским искусством.

Педагог интересен ребенку тогда, когда он сам в совершенстве владеет своим предметом и способен донести свою увлеченность до других. Его задача заключается в том, чтобы мобилизоваться перед занятием, сосредоточить свои усилия именно на раскрытии собственных ресурсов.

Следует иметь в виду, что все необходимое для проведения занятия, кроме технических средств, обеспечивает сам педагог.  

Ожидаемые результаты проекта:

- знать структуру проведения учебного занятия;

- знать последовательность проведения учебного занятия;

-уметь профессионально правильно построить учебное занятие.

-уметь самостоятельно  провести учебное занятие.

5. Ресурсная база проекта.

При разработке проекта были использованы следующие ресурсы:

  • Методическая литература;
  • Компьютер;
  • Мультимедийная установка.

Оказывалась  помощь методической службой и администрацией.

6. Возможные риски проекта и способы их преодоления.

Риски проекта

Способы преодоления рисков проекта

Не последовательность пошаговых этапов.

Четко следовать рекомендациям по разработке учебного занятия

Нечетко поставленные цели и задачи препятствуют к достижению ожидаемых результатов.

Научиться более конкретно, ставить цели и задачи занятия.

7. Необходимая поддержка проекта:

  • Выпуск брошюры по теме проекта;
  • Выступление на педсоветах по теме проекта;
  • Показ открытого занятия.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педагогический проект По теме: «Как обеспечить успех занятия» Автор: Суслова Оксана Владимировна педагог дополнительного образования р.п. Красные Баки 2015 год.

Слайд 2

1. Аналитико - прогностическое обоснование проекта. Во время проведения занятия педагог практически реализует почти все важнейшие учебно-воспитательные задачи, стоящие перед ним: передает детям новые знания, формирует у них стремление к освоению умений и навыков, развивает познавательные интересы и творческие способности, волю, характер и другие качества личности. План – личное дело педагога: он имеет право самостоятельно отработать и другую удобную для себя модель проведения занятия. Цель планирования – привести в систему всю подготовительную работу, так организовать образовательный процесс, чтобы создать оптимальные условия для решения задач данного занятия.

Слайд 3

2. Концепция проекта. Цель проекта: Повышение уровня методического и профессионального самообразования. Задачи проекта: - изучение структуры (пошаговой модели) проведения учебного занятия; - формирование системы знаний о последовательности этапов проведения занятия; - формирование профессиональной грамотности педагога дополнительного образования; - развитие самостоятельности у педагога в проведении и правильном построении учебного занятия.

Слайд 4

2. Концепция проекта. Шаг первый - определить цель; Шаг второй - отобрать содержание материала; Шаг третий - выбрать наиболее эффективное сочетание приемов и методов в соответствии с поставленными целью, задачами и содержанием материала; Шаг четвертый - управление деятельностью обучающихся со стороны педагога; Шаг пятый - педагог на занятии работает с целым учебным коллективом и с каждым ребенком индивидуально; Шаг шестой - организационный - оснащение занятия разнообразными средствами.

Слайд 5

3. Стратегия и тактика проектных действий. № п/п Этапы проектирования Проектные мероприятия Срок исполнения Промежуточный результат 1. Аналитико - прогностическое обоснование проекта. Проработка проблемы: 1.выявление проблемы проекта; 2.изучение проблемы проекта; 3. подбор литературы по проблеме; 4. обсуждение на совещании при директоре. Сентябрь – ноябрь 2015 г. Выявлена и изучена проблема проекта 2. Основной Пошаговая реализация занятия: 1.определение цели и задач; 2.сбор содержание материала; 3.выбор наиболее эффективного сочетания приемов и методов в соответствии с поставленными целями, задачами и содержанием материала; 4. управление деятельностью обучающихся (участников проекта) со стороны педагога; 5. работа с целым учебным коллективом и с каждым ребенком индивидуально; 6. оснащение занятия методическими и техническими сред­ствами. Декабрь 2015г. -апрель 2016 г. На основе теоретической части проекта было дано открытое занятие с использованием пошаговых этапов. 3. Заключительный Подведение итогов: 1.анализ результата проекта; 2.внедрение в свою практику пошаговых этапов. Май-июнь 2016г. Проведен анализ проекта, применение в своей практике пошаговых рекомендаций по подготовке и проведению занятия.

Слайд 6

4. Ожидаемые результаты и способы их оценки. Ожидаемые результаты проекта: - знать структуру проведения учебного занятия; - знать последовательность проведения учебного занятия; -уметь профессионально правильно построить учебное занятие. -уметь самостоятельно провести учебное занятие.

Слайд 7

5. Ресурсная база проекта. При разработке проекта были использованы следующие ресурсы: Методическая литература; Компьютер; Мультимедийная установка. Оказывалась помощь методической службой и администрацией.

Слайд 8

6. Возможные риски проекта и способы их преодоления. Риски проекта Способы преодоления рисков проекта Не соблюдение 0последовательности пошаговых этапов. Четко следовать рекомендациям по разработке учебного занятия. Нечетко поставленные цели и задачи препятствуют достижению ожидаемых результатов. Научиться более конкретно, ставить цели и задачи занятия.

Слайд 9

7. Необходимая поддержка проекта: Выпуск брошюры по теме проекта; Выступление на педсоветах по теме проекта; Показ открытого занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическим совете "Школа успеха - проблемы и достижения"

«Все, что перестает удаваться, перестает и привлекать»...

Эссе на тему Моя педагогическая философия "Ситуация успеха"

Возможно публикация будет полезна учителям, которые впервые сталкиваются с написанием Эссе на тему педагогической философии....

Педагогические аспекты ситуации успеха на уроке.

Выступление на педагогическом совете содержит определение ситуации успеха и  раскрывает  её типы, даёт методические рекомендации по созданию ситуации успеха на уроке....

Педагогический практикум "Секрет успеха семейного воспитания"

Мероприятие раскрывает принципы воспитания в семье, способствующие полноценному социальному становлению и воспитанию детей...

Педагогическое эссе "Формула успеха"

Педагогическое эссе - это оценка своей работы, рассуждение над правильным выбором профессии....

Педагогический проект «Слагаемые успеха»

Математика является одним из наиболее важных предметов школьного курса. Ее изучение необходимо как для обеспечения повседневной жизнедеятельности каждого человека, так и для изучения других дисциплин....

Защита системы педагогической деятельности "Горизонты Успеха"

Успех рождает сильный дополнительный импульс к активной работе, содействует становлению достоинства ученика, это залог положительного отношения к учению, к школе, к науке, к труду как таковому. Т...