Инструментальный ансамбль
рабочая программа по теме

Долгова Марина Валентиновна

Структура программы учебного предмета

 

I. Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

- Срок реализации учебного предмета;

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного

учреждения на реализацию учебного предмета;

- Форма проведения учебных аудиторных занятий;

- Цели и задачи учебного предмета;

- Обоснование структуры программы учебного предмета;

- Методы обучения;

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

II. Содержание учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени;

- Годовые требования по классам;

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

IV. Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки;

V. Методическое обеспечение учебного процесса

- Методические рекомендации педагогическим работникам;

- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;

VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

- Список рекомендуемой нотной литературы;

- Список рекомендуемой методической литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon instrumentalnyy_ansambl_razvivayushch_1-4_goda.doc319.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

«Рассмотрено»

Методическим советом

 МБОУ ДОД ДШИ №4

«Утверждаю»

Директор    - Филянин В.Н.

________________

дата рассмотрения

дата утверждения

Разработчик – Долгова Марина Валентиновна

                            преподаватель I категории

                         Павлова Татьяна Николаевна

                            преподаватель 1 категории

Структура программы учебного предмета

I. Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

- Срок реализации учебного предмета;

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного

учреждения на реализацию учебного предмета;

- Форма проведения учебных аудиторных занятий;

- Цели и задачи учебного предмета;

- Обоснование структуры программы учебного предмета;

- Методы обучения;

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

II. Содержание учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени;

- Годовые требования по классам;

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

IV. Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки;

V. Методическое обеспечение учебного процесса

- Методические рекомендации педагогическим работникам;

- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;

VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

- Список рекомендуемой нотной литературы;

- Список рекомендуемой методической литературы.

I.    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Инструментальный ансамбль» разработана на основе рабочей программы «Ансамбль» для учащихся отделения народных инструментов и с учетом  «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ. При составлении программы использован многолетний опыт преподавателей отделения народных инструментов.

Ансамблевое музицирование использует и развивает базовые навыки, полученные на занятиях в классе по специальности. За время обучения ансамблю должен сформироваться комплекс умений и навыков, необходимых для совместного музицирования. Музицировать в ансамбле могут все учащиеся, обучающиеся на отделении. Это могут быть ансамбли аккордеонистов, баянистов, домристов, гитаристов, а так же смешанные ансамбли. Например: аккордеон-домра, баян- аккордеон, аккордеон- гитара, аккордеон-фортепиано и т.д. К ансамблям может присоединиться вокалист.

Работа в классе ансамбля направлена на выработку у партнеров единого творческого решения, умения уступать и прислушиваться друг к другу, совместными усилиями создавать трактовки музыкальных произведений на высоком художественном уровне.         

Наряду с практической подготовкой в задачи предмета входит: формирование художественного вкуса, чувства стиля, творческой самостоятельности, стремления к самосовершенствованию, знакомство с лучшими образцами отечественной и зарубежной музыки.

Данная программа отражает комплексное развитие и индивидуальный подход к ученику, академическую направленность. Содержание программы направлено на обеспечение художественно-эстетического развития личности и приобретения ею художественно-исполнительских знаний, умений и навыков.

2. Срок реализации учебного предмета «Инструментальный ансамбль»

Срок освоения программы для детей, поступивших в образовательное учреждение в 1-й класс в возрасте с восьми до двенадцати лет, составляет 4 года.

 3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию предмета «Инструментальный ансамбль».

        

Количество часов

(общее на 4 года)

Максимальная нагрузка

210 часа

Количество часов на аудиторную

нагрузку

70 часов (из расчёта 0,5 часа в неделю)

Количество часов на

внеаудиторную

(самостоятельную) работу

140 часов

(из расчёта 1 час в неделю)

  4. Форма проведения учебных аудиторных занятий: чередование индивидуальных и мелкогрупповых (от 2-х человек) занятий. Индивидуальная и мелкогрупповая формы занятий позволяют преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.  Рекомендуемая продолжительность урока - 40 минут. По учебному предмету "Инструментальный ансамбль" к занятиям могут привлекаться как обучающиеся по данной образовательной программе, так и по другим образовательным программам в области музыкального искусства.

5. Цели и задачи учебного предмета

Цель:

• развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков ансамблевого исполнительства.

Задачи:

• решение коммуникативных задач (совместное творчество обучающихся разного возраста, влияющее на их творческое развитие, умение общаться в процессе совместного музицирования, оценивать игру друг друга);

• стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления, воображения и творческой активности при игре в ансамбле;

• формирование у обучающихся комплекса исполнительских навыков, необходимых для ансамблевого музицирования;

• развитие чувства ансамбля (чувства партнерства при игре в ансамбле), артистизма и музыкальности;

• обучение навыкам самостоятельной работы, а также навыкам чтения с листа в ансамбле;

• приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений в сфере ансамблевого музицирования;

• расширение музыкального кругозора учащегося путем ознакомления с ансамблевым репертуаром, а также с выдающимися исполнениями и

исполнителями камерной музыки.

• формирование у наиболее одаренных выпускников профессионального исполнительского комплекса .

 

6. Обоснование структуры программы учебного предмета «Инструментальный ансамбль»

Обоснованием структуры программы являются опыт реализации дополнительных образовательных программ в области художественно-эстетического развития детей в МБУ ДО ДШИ №4, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником. Программа содержит следующие разделы:

- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

- распределение учебного материала по годам обучения;

- описание дидактических единиц учебного предмета;

- требования к уровню подготовки обучающихся;

- формы и методы контроля, система оценок;

- методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

7. Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, разбор, анализ и сравнение музыкального материала обеих партий);

- наглядный (показ, демонстрация отдельных частей и всего произведения);

- практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующая организация целого);

- прослушивание записей выдающихся исполнителей и посещение концертов для повышения общего уровня развития обучающегося;

- индивидуальный подход к каждому ученику с учетом возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.

Предложенные методы работы с ансамблем в рамках общеразвивающей образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях ансамблевого исполнительства на народных инструментах.

8. Описание материально-технических условий реализации учебного

предмета

Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Учебные аудитории для занятий по учебному предмету "Инструментальный ансамбль" должны иметь площадь не менее 12 кв.м., звукоизоляцию и наличие, не менее, двух инструментов для работы. В образовательном учреждении должны быть созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.

II. Содержание учебного предмета

1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Инструментальный ансамбль», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:

                                                                                                         

Срок обучения – 4 года.

Распределение по годам обучения

Классы

1

2

3

4

Продолжительность учебных занятий

(в неделях)

35

35

35

35

Количество часов на аудиторные занятия

(в неделях)

0,5

0,5

0,5

0,5

Общее количество часов на аудиторные занятия

(на всё время обучения)

70

Количество часов на внеаудиторную(самостоятельную) работу (в неделю)

1

1

1

1

Общее количество часов на внеаудиторную работу

(на всё время обучения)

140

Общее максимальное количество часов на весь период обучения

210

Аудиторная нагрузка по учебному предмету  распределяется по годам обучения с учетом общего объема аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому учебному традиций, методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика. предмету определяется с учетом сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности.

Виды внеаудиторной работы:

- выполнение домашнего задания;

- подготовка к концертным выступлениям;

- посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных

залов и др.);

- участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др. Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.

2. Годовые требования по классам

В ансамблевой игре так же, как и в сольном исполнительстве, необходимо сформировать определенные музыкально-технические знания, умения владения инструментом, навыки совместной игры, такие, как:

• сформированный комплекс умений и навыков в области коллективного творчества - ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в ансамблевой игре единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла;

• знание ансамблевого репертуара отечественных и зарубежных композиторов;

• знание основных направлений камерно-ансамблевой музыки различных эпох;

• навыки по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого исполнительства, обусловленных художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения.

1 класс

На первом этапе формируется навык слушания партнера, а также восприятия всей музыкальной ткани в целом. В основе репертуара – несложные произведения, доступные для успешной реализации начального этапа обучения.

Партнеры подбираются по близкому уровню подготовки.

За год ученики должны пройти 2-3 ансамбля.  

Примерный рекомендуемый репертуарный список:

 

Репертуар ансамбля народных инструментов:

М. Балакирев. «На Волге». «30 русских народных песен»

А. Брукнер. Три маленькие пьесы

А. Дюбюк. «Детский музыкальный цветник». 18 пьес (по выбору)

Ц. Кюи. 10 пятиклавишных пьес, соч. 74 (по выбору)

Ф. Мендельсон. «На крыльях песни»

Ж. Металлиди. «На пони в зоопарке», «Почемучка», «Сонный слон», «Ночью к нам приходит сон», «В лодочке», Ариетта, «Грустный клоун», «Дождливая песенка», «Старая карета»

Р. Пергамент. «Пастушок», «Танец стариков»

К. Сорокин. Украинская колыбельная

И. Стравинский. «Балалайка»

П. Чайковский. «50 русских народных песен»

Д. Шостакович. «Песня о встречном»

А.Купревич « Пингвины»

А.Шаинский « Кузнечик»

Репертуар вокального ансамбля:

Р.н.п. в обр. Балакирева «У ворот, ворот»

Р.н.п. в обр. Римского-Корсакова «Ходила младёшенька по борочку», «Во поле берёзонька стояла»

Брамс И.  Колыбельная.
В. Шаинский «Улыбка»

В Шаинский «Антошка»

В. Шаинский «Чунга-чанга»

В.Шаинский «Голубой вагон»

Калмогорова «Бабушка»

Д.Тухманов «Песенка про ноты»

Д.Тухманов «Дровосек-жук»

Б. Савельев «Настоящий друг»

Г.Фиртич «Четыре таракана и сверчок»

Репертуар смешанного ансамбля:

Введенский В. «Паровоз»

Карасева А. «Горошина»

Моцарт В. «Пастушья песенка»

Невельштейн С. «Машенька-Маша»

Теличеева Е. «Качели»

Теличеева Е. «Часы»

Польская народная песня «Два кота»

Русская народная песня«Скок-поскок»

Русская народная песня «Сорока»

Якубовская В. «Колыбельная»

2 класс

 Продолжение работы над навыками ансамблевого музицирования:

• умением слушать мелодическую линию, выразительно ее фразировать;

• умением грамотно и чутко аккомпанировать партнеру;

• совместно работать над динамикой произведения;

• анализировать содержание и стиль музыкального произведения.

В течение учебного года следует пройти 3-4 ансамбля (с разной степенью готовности).

Примерный рекомендуемый репертуарный список:

Репертуар ансамбля народных инструментов:

Б. Асафьев. Вальс из балета «Бахчисарайский фонтан»

Л. Бетховен. Два немецких танца

И. Брамс.    Колыбельная

Ж. Металлиди. «Обезьяны грустят по Африке»; «В летнем саду»

М. Равель. «Моя матушка - Гусыня»: «Павана Спящей красавицы»

В. Ребиков.   Маленькая сюита. Соч. 30: № 2 «Танец незабудок»; № 4 «Восточный танец»

А. Смелков.  «Балет! Балет! Балет!»

Д. Шостакович.  Колыбельная

А.Темнов « Веселая кадриль»

А.Попонов «Наигрыш»

Р.Н.П. « Перевоз Дуня держала»

А.Бухвостов « Незабудка»

Репертуар вокального ансамбля:

Балакирев М.     «Как по морю, морю синему», «Заиграй, моя волынка».
Абренский А.     Детская песенка «Спи дитя моё, усни»
Александров А.   «Я по садику гуляла».
Бетховен Л.        «Сурок».
А.Рыбников «Песенка Красной Шапочки»

Г. Гладков «Песня о волшебниках»

Д. Тухманов «Папа»

Р. Паулс «Золотая свадьба»

М. Минков «Дорога добра»

А.Зацепин «Остров невезения»

Г.Фиртич «Добрый жук»

В.Моцарт «Колыбельная»

В.Шаинский «Вместе весело шагать»

Репертуар смешанного ансамбля:

Бакланова Н. «Хоровод», «Мазурка»

Гайдн Й. Анданте  

Моцарт  Вальс

Шуберт Ф. Лендлер

Брамс И. «Петрушка»  

Калинников В. «Журавель»

Глюк X. «Веселый танец»  

«Украинские народные песни «Веселые гуси», «Журавель»

Русская народная песня «Как под горкой»  

Русская народная песня «У кота- воркота»  

Чайковский Б. «Тише мыши»

3 класс

Продолжение работы над навыками ансамблевого музицирования:

• умением слушать мелодическую линию, выразительно ее фразировать;

• умением грамотно и чутко аккомпанировать партнеру;

• совместно работать над динамикой произведения;

• анализировать содержание и стиль музыкального произведения.

В течение учебного года следует пройти 3-4 ансамбля (с разной степенью готовности).

Примерный рекомендуемый репертуарный список:

Репертуар ансамбля народных инструментов:

А. Аренский. Соч. 65: Скерцино; Прелюдия; Ария. Соч. 34. Шесть детских пьес: «Сказка», «Волк»

И. Беркович. Вальс

Г. Госсек. Гавот

Гайдн Й. "Учитель и ученик"

 Зив М. "Предчувствие"

Л. Моцарт. Тема с вариациями, Песня

Л. Моцарт. Тема с вариациями, Песня

Г. Синисало. «Детская сюита»: Танец

А. Смелков. «Петроградский вальс», «Бал Энгельгардта», «3енит»-чемпион,   «На Фонтанке», Элегия

Д. Г. Тюрк. Tonstucke. 120 пьес (по выбору)

Чайковский П. Вальс из балета " Спящая красавица"

Репертуар вокального ансамбля:

Аренский «Расскажи, мотылёк»

Брамс Божья коровка

Народная русская песня в обр. А. Егорова «Не летай, соловей»
Народная русская песня в обр. В. Волкова «Уедешь и вернёшься»
Ж.Калмагорова «Дуэт»

Ж.Калмагорова «Отчий дом»

Ж.Калмагорова «Звездный дождь»

Ю.Вережников «Звездная принцесса»

Ю.Вережников «Золушка»

Ю. Вережников «Лампа Алладина»

В. Осошник «Капитошка»

Ж.Калмагоров «Дворовый рок – н – рол»

Л. Марченко «Как не странно»

Л. Марченко «Менуэт»

Репертуар смешанного ансамбля:

Перселл Г. Менуэт  «Семь народных песен»

Паулс Р. «Колыбельная сверчка»

Металлиди Ж. «Мой конь», «Деревенские музыканты»

Гайдн Й. Анданте.

Бакланов Н. «Хоровод», «Мазурка».  

Моцарт В. Вальс  

Шуберт Ф. Лендер

Кабалевский Д. «Марш»  

Люли Ж. «Жан и Пьерро»  

Потоловский Н. «Охотник»

4 класс

Продолжение работы над навыками ансамблевого музицирования:

• умением слушать мелодическую линию, выразительно ее фразировать;

• умением грамотно и чутко аккомпанировать партнеру;

• совместно работать над динамикой произведения;

• анализировать содержание и стиль музыкального произведения.

В течение учебного года следует пройти 3-4 ансамбля (с разной степенью готовности).

Примерный рекомендуемый репертуарный список:

Репертуар ансамбля народных инструментов:

Агафонников Н. Русский танец из цикла " Пестрые картинки"

Бизе Ж. " Хор мальчиков " из оперы "Кармен"

Бородин А. Полька

Вебер К. Вальс из оперы " Волшебный стрелок"

Гаврилин В. "Часики" из цикла "Зарисовки"

Гречанинов А. "Весенним утром", пьеса соч.99 № 2

Иршаи Е. "Слон- бостон"

Куперен Ф. "Кукушка"

Мак -Доуэлл Э. "К дикой розе"  

Прокофьев С. "Петя и волк"Равель М. "Моя матушка-гусыня",

Рахманинов С. "Итальянская полька"

Р.-Корсаков Н. Колыбельная из оперы “Сказка о царе Салтане”

Свиридов Г. "Романс"

Чемберджи Н. "Снегурочка" из балета "Сон Дремович"

Шостакович Д. "Контрданс", "Вальс", "Шарманка", "Галоп"

Шуберт Ф. Ор.61 Два полонеза, ор.51 Три военных марша

Репертуар вокального ансамбля:

Народная русская песня в обр. А. Живцова «Под окном черёмуха колышется Народные русские песни в обр. В. Волкова «Тонкая рябина», «Пряха»,
«Что ты жадно глядишь на дорогу»
Народная русская песня в обр. А. Фёдорова «Лучинушка» 
Народная русская песня в обр. Д. Владимирова «Гуляла я в садочке» Народные русские песни «Отдавали молоду», «На горе-то калина»,«Катенькй весёлая», «Как за реченькой, да за Дарьею», «Во лесочке комарочков много», «Ты пойди, моя коровушка, домой»
Векерлен Ж.      «Пастушка - резвушка»
Григ Э.   Весной, Детская песенка
Л. Марченко «Осенний бал»

Л. Марченко «Кискин блюз»

В. Осошник «Рыжий мальчишка»

В. Осошник «С днем рожденья»

В. Осошник «Девочка на сцене танцевала»

Ж. Калмагоров «Музыка моя»

М. Дунаевский «Ах, этот вечер…

Репертуар смешанного  ансамбля:

Бах Ф.Э. «Марш»

Карш Н. «Кубики»

Фрид Г. «Вальс»

Гайдн Й. Анданте  

Карш Н. «Музыкальный алфавит»  

Рамо Ж. Ригодон 

Барток Б. Марш  

Емельянова Л. «Ох уж эти гаммы»  

Маковская Л. «Маленькая плакса», «Веселый наигрыш»  

Свиридов Г. «Старинный танец», «Бьют часы на башне»

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения программы учебного предмета «Инструментальный ансамбль», который предполагает формирование следующих знаний, умений, навыков, таких как:

• наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству, совместному музицированию в ансамбле с партнерами;

• сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий использовать многообразные возможности народных инструментов для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать ансамблевый репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;

• знание ансамблевого репертуара ;

• знание художественно-исполнительских возможностей народных инструментов;

• знание других инструментов (струнных, духовых, народных), их особенностей и возможностей;

• знание профессиональной терминологии;

• наличие умений по чтению с листа музыкальных произведений;

• навыки по воспитанию совместного для партнеров чувства ритма;

• навыки по воспитанию слухового контроля при ансамблевом музицировании;

• навыки использования особенностей народных инструментов:  смена меха на баяне, аккордеоне, тремоло на домре, звукоизвлечение на гитаре и т.д.

• наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;

• наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве ансамблиста.

IV. Формы и методы контроля, система оценок

1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Оценка качества реализации учебного предмета "Инструментальный ансамбль" включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающегося в конце каждого учебного года.

В качестве средств текущего контроля успеваемости могут использоваться

классные вечера. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Форму и время проведения промежуточной аттестации по предмету

«Инструментальный ансамбль» образовательное учреждение устанавливает самостоятельно. Формой аттестации может быть контрольный урок, зачёт, а также - прослушивание, выступление в концерте или участие в каких-либо других творческих мероприятиях.

        

2.Критерии оценок

Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств,

которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить

приобретенные знания, умения и навыки.

Критерии оценки качества исполнения: по итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании или экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале:

Таблица 3

Оценка

Критерии оценивания выступления

5 («отлично»)

технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения

4 («хорошо»)

оценка    отражает   грамотное    исполнение с небольшими  недочетами   (как  в техническом плане, так и в художественном)

3 («удовлетворительно»)

исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата и т.д.

2 («неудовлетворительно»)

комплекс серьезных недостатков, невыученный текст,  отсутствие домашней работы,  а также плохая посещаемость аудиторных занятий

«зачет» (без оценки)

отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения

Данная система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом целесообразности, оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно и точно оценить выступление учащегося.

Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков.

При выведении переводной оценки учитывается следующее:

• оценка годовой работы ученика;

• оценка на академическом концерте или экзамене;

• другие выступления ученика в течение учебного года.

Оценки выставляются по окончании каждого полугодия

учебного года.

V. Методическое обеспечение учебного процесса

1.Методические рекомендации педагогическим работникам

Одна из главных задач преподавателя по предмету "Инструментальный ансамбль" – подбор учеников-партнеров. Они должны обладать схожим уровнем подготовки в классе специальности.

В работе с учащимися преподаватель должен следовать принципам последовательности, постепенности, доступности и наглядности в освоении материала. Весь процесс обучения строится с учетом принципа: от простого к сложному, опирается на индивидуальные особенности ученика - интеллектуальные, физические, музыкальные и эмоциональные данные, уровень его подготовки.

Необходимым условием для успешного обучения по предмету "Инструментальный ансамбль "  является формирование правильной посадки за инструментом обоих партнеров. Необходимо привлекать внимание учащихся к прослушиванию лучших примеров исполнения камерной музыки. Предметом постоянного внимания преподавателя должна являться работа над синхронностью в исполнении партнеров, работа над звуковым балансом их партий, одинаковой фразировкой, агогикой, штрихами, интонациями, умением вместе начать фразу и вместе закончить ее. Необходимо совместно с учениками анализировать форму произведения, чтобы отметить крупные и мелкие разделы, которые прорабатываются учениками отдельно. Форма произведения является также важной составляющей частью общего представления о произведении, его смыслового и художественного образа.

Техническая сторона исполнения у партнеров должна быть на одном уровне. Отставание одного из них будет очень сильно влиять на общее художественное впечатление от игры. В этом случае требуется более серьезная индивидуальная работа.

Важной задачей преподавателя в классе ансамбля должно быть обучение учеников самостоятельной работе: умению отрабатывать проблемные фрагменты, уточнять штрихи, фразировку и динамику произведения. Самостоятельная работа должна быть регулярной и продуктивной. Сначала ученик работает индивидуально над своей партией, затем с партнером. Важным условием успешной игры становятся совместные регулярные репетиции с преподавателем и без него.

В начале каждого полугодия преподаватель составляет индивидуальный план для учащихся. При составлении индивидуального плана следует учитывать индивидуально-личностные особенности и степень подготовки учеников. В репертуар необходимо включать произведения, доступные по степени технической и образной сложности, высокохудожественные по содержанию, разнообразные по стилю, жанрам, форме и фактуре. Партнеров следует менять местами в ансамбле, чередовать исполнение 1 и 2 партии между разными учащимися.

Основное место в репертуаре должна занимать академическая музыка как

отечественных, так и зарубежных композиторов.

1.1. Методические рекомендации при работе с учащимися в классе вокального ансамбля

Ученику-концертмейстеру необходим предварительный этап работы над вокальным сочинением. А именно: знание вокальной строчки, осмысление поэтического текста, определение жанра произведения (колыбельная,  баркарола, полька, мазурка, вальс, марш и т. д.). Необходимо научить ученика петь вокальную строчку под собственный аккомпанемент.

Большое значение у вокалистов имеет правильное дыхание. Начинающий концертмейстер должен научиться предчувствовать смену дыхания у певца; понимать закономерности дыхания, зависящие от профессиональной подготовки вокалиста, состояния его голоса и от правильно выбранного темпа.

Одна из первостепенных задач преподавателя - научить будущего концертмейстера понимать вокальную природу музыкального интонирования,  научить слышать наполненность интервалов, грамотно и выразительно фразировать музыкальный текст.

Обучающиеся должны получить первоначальные знания о вокальной технологии и понимать: как вокалист берет и как держит дыхание; что такое пение "на опоре" и "бездыханное" пение; различие между чистой и фальшивой интонацией, а также иметь представление о "филировке" звука, пении " portamento" и т.д.

Преподаватель должен четко проанализировать совместно с учеником структуру произведения, обозначив такие понятия, как вступление, заключение, сольные эпизоды. В сольных эпизодах важно сохранить общий эмоциональный настрой, не теряя формы произведения. Вступление, заключение и проигрыши должны быть частью целого и подчиняться единому художественному замыслу.

Необходимо сразу определить основной темп произведения, а также обратить внимание на темповые отклонения, ферматы, цезуры и т.д. Подобные отступления диктуются стилистическими требованиями и особенностями индивидуальной интерпретации произведения у каждого солиста. Ансамблист должен чутко поддерживать солиста, добиваться единого движения, избегая отставания или опережения его партии, добиваться свободы исполнения за счет слышания всей фактуры. Концертмейстер должен выполнять не только функцию аккомпаниатора, но и функцию дирижера, иметь навык целостного восприятия 3-строчной или многострочной фактуры.

 

1.2. Методические рекомендации преподавателям при работе с учащимися в классе смешанного ансамбля

Необходимо познакомить ученика с другими инструментами, с его строением, названием частей (корпус, дека, гриф, подгрифник, струны, подставка, колки),  спецификой строя. С основными приемами игры на инструментах, звукоизвлечении.

Очень большое значение в аккомпанементе принадлежит линии баса. Бас всегда поддерживает партию солиста.

Следует обратить внимание на точность фразировки, на совпадения с солистом в длительностях, в паузах, на заполнение выдержанных звуков, а также очень важному умению совпадать в началах и окончаниях фраз.

На протяжении всей работы над музыкальным произведением преподавателю необходимо прослеживать связь между художественной и технической сторонами исполнения.

 

2. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся

Учащийся должен тщательно выучить свою индивидуальную партию, обращая внимание не только на нотный текст, но и на все авторские указания, после чего следует переходить к репетициям с партнером по ансамблю. После каждого урока с преподавателем ансамбль необходимо вновь репетировать, чтобы исправить указанные преподавателем недостатки в игре. Желательно самостоятельно ознакомиться с партией другого участника ансамбля. Важно, чтобы партнеры по ансамблю обсуждали друг с другом свои творческие намерения, согласовывая их друг с другом. Следует отмечать в нотах ключевые моменты, важные для достижения наибольшей синхронности звучания, а также звукового баланса между исполнителями. Работать над точностью штрихов и динамики (там, где это предусмотрено).

 V. Список литературы для ансамблей:

  1. Баян в детской музыкальной школе 2 класс., редакторы – составители А. Денисов, В. Угринович.; «Музыкальная Украина»., Киев., 1980г.
  2. Баян в детской музыкальной школе 3 класс., редакторы – составители А. Денисов, В. Угринович.; «Музыкальная Украина»., Киев., 1981г.
  3. Баян в детской музыкальной школе 4 класс., редакторы – составители А. Денисов, В. Угринович.; «Музыкальная Украина»., Киев., 1982г.
  4. Баян в детской музыкальной школе 5 класс., редакторы – составители А. Денисов, В. Угринович.; «Музыкальная Украина»., Киев., 1983г.
  5. Учебный репертуар для ДМШ второй класс; издание девятое.; «Музыкальная Украина». Киев., 1977.
  6. Учебный репертуар для ДМШ третий класс; издание девятое.;;Музыкальная Украина». Киев., 1978.
  7. Учебный репертуар для ДМШ четвертый класс; издание девятое.; «Музыкальная Украина». Киев., 1978.
  8. Учебный репертуар для ДМШ пятый класс; издание девятое.; «Музыкальная Украина». Киев 1979.
  9. Пособие для руководителей ансамблей баянистов составитель С. Рубинштейн; выпуск 1.; «Советский композитор». М. 1970 г.
  10. Ансамбли баянистов тетрадь 1 составитель В. Угринович.; «Музыкальная Украина». Киев., 1980.
  11. Ансамбли баянистов тетрадь 2 составитель В. Угринович.; «Музыкальная Украина». Киев., 1981.
  12. Ансамбли баянистов тетрадь 3 составитель В. Угринович.; «Музыкальная Украина». Киев., 1982.
  13. Ансамбли баянистов тетрадь 4 составитель В. Угринович.; «Музыкальная Украина». Киев., 1982.
  14. Ансамбли баянов в музыкальной школе выпуск 1 составитель В.Г. Грачев.; «Советский композитор». М., 1983 г.
  15. Ансамбли баянов в музыкальной школе выпуск 2 составитель В.Г. Грачев.; «Советский композитор». М.,1984 г.
  16. Ансамбли баянов в музыкальной школе выпуск 3 составитель В.Г. Грачев.; «Советский композитор». М., 1984 г.
  17. Ансамбли баянов в музыкальной школе выпуск 4 составитель В.Г. Грачев.; «Советский композитор». М. ,1985 г.
  18. Хрестоматия для баяна. Часть 1, 1 год обучения. Музыка народов мира; «Композитор».  С.-Петербург., 2007г.
  19. Хрестоматия для баяна. Часть 2, 2 год обучения. Музыка народов мира.; «Композитор». С.-Петербург., 2007г.
  20. Хрестоматия для баяна. Часть 3, 3 год обучения. Музыка народов мира.; «Композитор». С.-Петербург., 2007г.
  21. Хрестоматия для баяна. Часть 4. 4 год обучения. Оригинальная музыка и обработки.; «Композитор».  С.-Петербург., 2007г.
  22. Хрестоматия для баяна. Выпуск 3. 2 кл. ДМШ.; «Композитор». С.-Петербург., 2006г.
  23. Хрестоматия для баяна. Выпуск 3. 3 кл. ДМШ.; «Композитор»С.-Петербург., 2006г.
  24. Репертуар для ансамблей русских народных инструментов «Ансамбли баянов» выпуск 2., редактор П. Лондонов.; «Музыка». М., 1965г.
  25. Репертуар для ансамблей русских народных инструментов «Ансамбли баянов» выпуск 3., редактор П. Лондонов.; «Музыка». М., 1966г.
  26. Репертуар для ансамблей русских народных инструментов «Ансамбли баянов» выпуск 4., редактор П. Лондонов.; «Музыка». М., 1966г.
  27. Репертуар для ансамблей русских народных инструментов «Ансамбли баянов» выпуск 5., редактор П. Лондонов.; «Музыка». М., 1967г.
  28. Репертуар для ансамблей русских народных инструментов «Ансамбли баянов» выпуск 6., редактор П. Лондонов.; «Музыка». М., 1967г.
  29. Репертуар для ансамблей русских народных инструментов «Ансамбли баянов» выпуск 7., редактор П. Лондонов.; «Музыка». М., 1967г.

форум» № 2, 2011, ред. Задерацкий В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа "Вокально-инструментальный ансамбль"

Рабочая программа педагога дополнительного образования в детском доме "Вокально-инструментальный ансамбль"...

Авторская (адаптационная) педагогическая разработка образовательной программы дополнительного образования "Вокально-инструментальный ансамбль"

Программа имеет художественно--эстетическую направленность и предназначена для получения школьниками дополнительного образования в области вокально-инструментальной музыки....

Образовательная программа "Инструментальный ансамбль "АккСи+"

Образовательная программа студии электроакустической музыки "АккСи+"последние изменения к лицензированию в 2013г....

Учебно-методическое пособие к образовательной программе "Инструментальный ансамбль "АкСи+"

Данное пособие является необходимой частью методического комплекса к образовательной программе "Инструментальный ансамбль "АккСи+" для 1-2-го года обучения.Цель пособия-дать базовые знания по музыкаль...

Инструментальный ансамбль как средство всестороннего развития учащихся в ДШИ

Совместное исполнение произведений ансамблевой музыки двумя  или несколькими лицами представляет собой форму культурного общения, обмена и сотрудничества. В этом контакте лежит основа культурно-в...

Формирование коммуникативных навыков у учащихся подростков в классе инструментального ансамбля ДШИ.

Цель: Изучить особенности формирования коммуникативных компетенций обучающихся подросткового возраста на занятиях инструментального ансамбля в ДШИ, выявить практические методы решения данной проблемы....

Программа дополнительного образования "Вокально-инструментальный ансамбль"

Данной  программой могут воспользоваться педагоги дополнительного образоваия....