Главные вкладки

    Программа для учителей-логопедов ДОУ. Коррекция речевого развития дошкольника с ОНР III уровня с учетом его возрастных и личностных особенностей.
    рабочая программа на тему

    Горбунова Ирина Львовна

    Коррекция речевого развития дошкольника с ОНР III уровня с учетом его возрастных и личностных особенностей.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл programma_onr.docx32.93 КБ

    Предварительный просмотр:

    Пояснительная записка

    Общее недоразвитие речи (ОНР) является нарушением как фонетико-фонематической так и лексико-грамматической системы языка. Это определение относится к детям с нормальным слухом и сохранным интеллектом.

    Цель программы:

    Коррекция речевого развития дошкольника с ОНР III уровня с учетом его возрастных и личностных особенностей.

    Задачи:

    1. Формирование  и коррекция произносительной стороны речи;

    2. Формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонематических функций;

    3. Развитие самостоятельно развернутой фразовой речи;

    4. Развитие мелкой моторики

    Актуальность программы:

    В современной логопедии существует 4 уровня ОНР: I уровень – самый тяжелый (отсутствие самостоятельной общеупотребительной речи; IV уровень – незначительное недоразвитие лексико-грамматического и фонетического строя речи). В данной программе предложен вариант программы по работе с детьми подготовительной группы ДОУ с ОНР III уровня как наиболее часто встречающийся в логопедической практике диагноз.

    Для детей данной категории необходимо продумывать комплексное разностороннее планирование занятий, направленное на развитие различных сторон языка. В данной программе представлен один из вариантов такого планирования работы логопеда по развитию произносительной стороны речи, развитию фонематических функций, а также по развитию лексико-грамматического строя речи и развитию мелкой моторики, что, что облегчит работу логопеда при составлении тематического планирования .

    В планирование по развитию произносительной стороны речи включена работа по коррекции нарушений самых распространенных групп звуков: свистящих, шипящих, соноров и аффрикат, а также дифференциации различных групп звуков.

     Количество часов на каждую группу звуков – примерное (зависит от успешности группы или ребенка в усвоении темы).

    Также в программе представлена характеристика детей с III уровнем речевого развития

    Условия реализации программы:

    1. Форма проведения занятий – индивидуальная, групповая (в зависимости от показаний и рекомендаций врача и особенности ребенка).
    2. Частота занятий – 2 раза в неделю Продолжительность занятий – 30-35 минут .
    3. Количество занятий  - 72 часа в год.
    4. Форма занятий - игровая.
    5. Состав группы-  учащиеся с идентичными проблемами в развитии.
    6. Занятия построены с обеспечением всех трех уровней подачи информации: наглядно-действенного, наглядно-образного и вербального.
    7. Оценка успеха ребенка проводится относительно его самого.
    8. Занятия составлены с учетом зоны ближайшего развития каждого ребенка.

    Для решения вышепоставленных задач в работе используются следующие технологии и методы:

    -работа в малых группах;

    -индивидуальная работа с ребенком;

    -элементы арттерапии;

    -ролевые игры;

    -использование компьютерных технологий и ЭОР;

    В программе реализованы следующие принципы дошкольной коррекционной педагогики:

    •  Принцип развивающего обучения ( «формирование зоны ближайшего развития»);
    •  Принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;
    •  Принцип коррекции и компенсации, позволяющий определить адресные логопедические технологии в зависимости от структуры и выраженности речевого нарушения;
    •  Деятельностный принцип, определяющий ведущую деятельность, стимулирующую психическое и личностное развитие ребенка;

    Планируемые результаты:

    К концу года дети должны научиться:

    -понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;

    -фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи:

    -правильно передавать слоговую сторону слов, используемых в самостоятельной речи;

    -пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;

    -владеть элементарными навыками пересказа;

    -владеть навыками диалогической речи;

    -владеть навыками словообразования (образование существительных от глаголов, прилагательных от существительных, уменьшительно-ласкательных форм и др.);

    -грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка;

    Программа адресована логопедам дошкольных образовательных учреждений, реализующим задачи коррекции нарушений речи детей с ОНР III уровня.

    Характеристика детей с III уровнем речевого развития речи

    Для данного уровня развития речи детей характерно наличие развернутой фразовой речи с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Типичным является использование простых распространенных, а также некоторых видов сложных предложений. Структура предложений может быть нарушена за счет пропуска или перестановки главных и второстепенных членов, например: «бейка мотлит и не узнайа» — белка смотрит и не узнала (зайца); «из тубы дым тойбы, потамута хдйдна» — из трубы дым валит столбом, потому что холодно. В высказываниях детей появляются слова, состоящие из трех-пяти слогов («акваиюм» — аквариум, «татал лист» — тракторист, «вадапавод» — водопровод, «задигайка» — зажигалка).

    Специальные задания позволяют выявить существенные затруднения в употреблении некоторых простых и большинства сложных предлогов, в согласовании существительных с прилагательными и числительными в косвенных падежах («взяла с ясика» — взяла из ящика, «тли ведёлы» — три ведра, «коёбка лезит под стула» — коробка лежит под стулом, «нет количная палка» — нет коричневой палки, «писит ламастел, касит лучком» — пишет фломастером, красит ручкой, «ложит от тоя» — взяла со стола и т. п.). Таким образом, формирование грамматического строя языка у детей на данном уровне носит незавершенный характер и по-прежнему характеризуется наличием выраженных нарушений согласования и управления.

    Важной особенностью речи ребенка является недостаточная сформированность словообразовательной деятельности. В собственной речи дети употребляют простые уменьшительно-ласкательные формы существительных, отдельных притяжательных и относительных прилагательных, названия некоторых профессий, приставочные глаголы и т. д., соответствующие наиболее продуктивным и частотным словообразовательным моделям («хвост — хвостик, нос — носик, учит — учитель, играет в хоккей — хоккеист, суп из курицы — куриный и т. п.»). В то же время они не обладают еще достаточными когнитивными и речевыми возможностями для адекватного объяснения значений этих слов («выключатель» — «ключит свет», «виноградник» — «он садит», «печник» — «печка» и т. п.). Стойкие и грубые нарушения наблюдаются при попытках образовать слова, выходящие за рамки повседневной речевой практики. Так, дети часто подменяют операцию словообразования словоизменением (вместо «ручище» — «руки», вместо «воробьиха» — «воробьи» и т. п.) или вообще отказываются от преобразования слова, заменяя его ситуативным высказыванием (вместо «велосипедист» — «который едет велисипед», вместо «мудрец» — «который умный, он все думает»). В случаях, когда дети все-таки прибегают к словообразовательным операциям, их высказывания изобилуют специфическими речевыми ошибками, такими, как: нарушения в выборе производящей основы («строит дома — домник», «палки для лыж — палные»), пропуски и замены словообразовательных аффиксов («тракторил — тракторист, читик — читатель, абрикосный — абрикосовый» и т. п.), грубое искажение звуко-слоговой структуры производного слова («свинцовый — свитеной, свинцой»), стремление к механическому соединению в рамках слова корня и аффикса («гороховый — горохвый», «меховой — мёхный» и т. п.). Типичным проявлением общего недоразвития речи данного уровня являются трудности переноса словообразовательных навыков на новый речевой материал.

    Для этих детей характерно неточное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактным и переносным значением (вместо «одежда» — «палъты», «кофнички» — кофточки, «мебель» — «разные столы», «посуда» — «миски»), незнание названий слов, выходящих за рамки повседневного бытового общения: частей тела человека (локоть, переносица, ноздри, веки), животных (копыта, вымя, грива, бивни), наименований профессий (машинист, балерина, плотник, столяр) и действий, связанных с ними (водит, исполняет, пилит, рубит, строгает), неточность употребления слов для обозначения животных, птиц, рыб, насекомых (носорог — «корова», жираф — «большая лошадь», дятел, соловей — «птичка», щука, сом — «рыба», паук — «муха», гусеница — «червяк») и т. п. Отмечается тенденция к множественным лексическим заменам по различным типам: смешения по признакам внешнего сходства, замещения по значению функциональной нагрузки, видо-родовые смешения, замены в рамках одного ассоциативного поля и т. п. («посуда» — «миска», «нора» — «дыра», «кастрюля» — «миска», «нырнул» — «купался»).

    Наряду с лексическими ошибками у детей с III уровнем развития речи отмечается и специфическое своеобразие связной речи. Ее недостаточная сформированность часто проявляется как в детских диалогах, так и в монологах. Это подтверждают трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления. Характерными особенностями связной речи являются нарушение связности и последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линии, заметная фрагментарность изложения, нарушение временных и причинно-следственных связей в тексте. Указанные специфические особенности обусловлены низкой степенью самостоятельной речевой активности ребенка, с неумением выделить главные и второстепенные элементы его замысла и связей между ними, с невозможностью четкого построения целостной композиции текста. Одновременно с этими ошибками отмечается бедность и однообразие используемых языковых средств. Так, рассказывая о любимых игрушках или о событиях из собственной жизни, дети в основном используют короткие, малоинформативные фразы. При построении предложений они опускают или переставляют отдельные члены предложения, заменяют сложные предлоги простыми. Часто встречается неправильное оформление связей слов внутри фразы и нарушение межфразовых связей между предложениями.

    В самостоятельной речи типичными являются трудности в воспроизведении слов разной слоговой структуры и звуконаполняемости: персеверации («неневик» — снеговик, «хихиист» — хоккеист), антиципации («астобус» — автобус), добавление лишних звуков («мендведъ» — медведь), усечение слогов («мисанел» — милиционер, «ваправот» — водопровод), перестановка слогов («вокрик» — коврик, «восолики» — волосики), добавление слогов или слогообразующей гласной («корабылъ» — корабль, «тырава» — трава). Звуковая сторона речи характеризуется неточностью артикуляции некоторых звуков, нечеткостью дифференциации их на слух. Недостаточность фонематического восприятия проявляется в том, что дети с трудом выделяют первый и последний согласный, гласный звук в середине и конце слова, не подбирают картинки, в названии которых есть заданный звук, не всегда могут правильно определить наличие и место звука в слове и т. п. Задания на самостоятельное придумывание слов на заданный звук не выполняют.

    Содержание программы

    Темы по коррекции произносительной стороны речи

    Темы по развитию словарного запаса

    Темы по развитию грамматического строя речи

    Игры и упражнения по развитию мелкой моторики

    Предполагаемое количество часов

    Логопедическое обследование

    2

    Свистящие. Звук С, уточнение произношения и  постановка

    Тема Фрукты

    Предложения. Границы предложения

    Пальчиковая гимнастика

    3

    Звук С'. Уточнение произношения и постановка

    Овощи

    Деление предложения на слова

    Штриховка

    2

    Дифференциация

    С - С'

    Фрукты – Овощи

    Предлоги

    Лепка из пластилина

    2

    Звук З. Уточнение произношения и постановка

    Времена года. Осень.

    Предлоги

    Обводка

    3

    Звук З'

    Игрушки

    Согласование прилагательных и существительных в роде

    Вырезание ножницами

    2

    Дифференциация

    З - З'

    Семья

    Согласование прилагательных и существительных в роде

    Рисование карандашами

    2

    Дифференциация

    С – С' - З - З'

    Семья

    Согласование существительных и прилагательных в числе

    Раскрашивание мелками

    2

    Свистящие.  Обобщение.

    1

    Шипящие. Звук Ш. Уточнение произношения и постановка

    Посуда

    Образование существительных от глаголов

    Игры с мозаикой

    3

    Звук Щ. Постановка.

    Продукты питания

    Образование прилагательных от существительных

    Рисование красками

    2

    Дифференциация Ш - Щ

    Части тела

    Единственное – множественное число существительных

    Вырезание ножницами

    2

    Звук Ж. Уточнение произношения и постановка

    Одежда

    Единственное – множественное число существительных

    Обводка

    3

    Дифференциация Ш – Щ – Ж

    Обувь

    Согласование существительных и прилагательных в падеже

    Игры с мозаикой

    3

    Шипящие. Обобщение

    1

    Аффрикаты. Звук Ц. Уточнение произношения и постановка

    Времена года. Зима

    Притяжательная форма прилагательных

    Игры с песком

    2

    Звук Ч. Уточнение произношения и постановка

    Новый год

    Притяжательная форма прилагательных

    Оригами

    2

    Дифференциация Ц - Ч

    Занятия и игры детей зимой

    Образование глаголов совершенного вида с помощью приставок

    Игры с бусинами

    2

    Дифференциация: свистящие – шипящие – аффрикаты. Дифференциация

    С – Ш

    Дифференциация

     З – Ж

    Дифференциация

    Ц – С – З – Ж - Ч

    Транспорт

    День защитника Отечества

    Домашние животные

    Слово. Деление на слоги

    Слово. Деление на слоги

    Слово. Деление на слоги

    Пальчиковая гимнастика

    Работа с пластилином

    Раскрашивание красками

    2

    2

    3

    Сонорные звуки. Звук Р. Уточнение произношения и постановка

    Весна. Приметы весны

    Синонимы

    Письмо элементов букв

    5

    Звук '. Уточнение произношения и постановка

    Профессии

    Преобразование профессий мужского рода в профессии женского рода.

    Аппликация

    4

    Дифференциация Р – Р'

    Праздник 8 марта

    Антонимы

    Раскрашивание карандашами

    2

    Звук Л. . Уточнение произношения и постановка

    Животные Севера и Африки

    Образование сложных слов

    Оригами

    4

    Звук Л'. Постановка

    Дикие животные России

    Сравнительные степени прилагательных

    Письмо элементов букв

    3

    Дифференциация Л – Л'

    Птицы

    Существительные с увеличительным значением

    Лепка из пластилина

    2

    Дифференциация Л – Л'

    Насекомые

    Существительные с уменьшительно-ласкательным значением

    Игры с мозаикой

    3

    Дифференциация Р' – Л'

    Времена года. Лето

    Притяжательные местоимения + существительные

    Игры с камушками

    2

    Заключительное логопедическое обследование

    1

    Список используемой литературы:

    1. Чиркина Г.В., Филичева Т.Б. Коррекция нарушений речи. Программы ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. М, 2010.
    2. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. М, 1991.
    3. Лопатина Л.В.Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. СПб, 2004.
    4. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. Ярославль, 1996.
    5. Комратова Н.Г. Учимся правильно говорить. М., 2005.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект подгруппового логопедического занятия для детей первого класса с ОНР III уровня речевого развития на тему "Домашние животные"

    Конспект  подгруппового  логопедического  занятия для детей первого класса с ОНР III  уровня речевого развития. Лексическая  тема: «Домашние животные»...

    План по самообразованию учителя - логопеда "Культурно-досуговая деятельность как средство сохранения и укрепления психофизиологического здоровья детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня" 2013-2014 г.г.

    План по самообразованию "Культурно-досуговая деятельность как средство сохранения и укрепления психофизиологического здоровья детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 2013-2014 г....

    Конспект открытого занятия по коррекции лексико – грамматического строя языка и развитию связной речи с детьми с ОНР III уровня II года обучения Тема: Сказочный вернисаж

    Конспектоткрытого занятия по коррекции лексико – грамматического строя языка и развитию связной речи с детьми с ОНРIII уровня II года обучения Тема:     Сказочный верниса...

    Методическая разработка по обучению основам грамоты детей старшего дошкольного возраста с ОНР, III уровнем речевого развития

    Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста ОНР III уровнем речевого развития Тема:Фонетико-фонематическая тема: Звуки [Ы]-[И], буквы «Ы»-&la...

    Комплекс речевых игр для развития произвольного внимания у дошкольников с ОНР (III)

    Речевые игры представляют большую ценность в развитии произвольного внимания дошкольников. Внимание ребенка формируется в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на данном возрастном этап...