Эссе "Моя первая педагогическая победа".
статья на тему

Белоусова Елена Ильинична

Размышления педагога дополнительного образования, руководителя  школьного драмкружка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon esse_belousova_e_i.zip548.79 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурсное эссе

«Моя первая педагогическая победа»

Педагог

дополнительного образования

СП «Спектр»

ГБОУ СОШ с. Подстёпки

м.р. Ставропольский

Белоусова

Елена Ильинична

педагогический стаж 31 год

В каждом человеке солнце. Только дайте ему светить!

Сократ

      Я не люблю… быть одинокой…, быть бесполезной…, видеть хилое тело, слабые мысли, ржавую душу...  Я люблю… дарить радость людям…, делиться тем, что имею, сожалея о том, что имею так мало…, настраивать душу, свою и детскую таким образом, чтобы она была больше открыта.  И потому я - педагог ДО,  руководитель драмкружка, на занятиях которого, действуя с позиции Истины, Добра и Красоты, учу своих воспитанников не столько искусству перевоплощения, сколько добру. Это важнее. Не случайно народная мудрость гласит: «Кто не познал науку добра, тому всякая иная наука будет во вред».

     Школьным театром занимаюсь давно. За плечами  всякий опыт: иногда  заглядываешь  в себя так глубоко, что не всё, что  там видишь, приятно (согласитесь: как бы ни был чист колодец, грязь  внизу всё равно есть).  …Помню, на первое занятие пришла уверенная: «Я  главная в мире!». Чуть позже поняла: это  был мой переходный возраст. В смысле профессии.  Главные – они,  мальчишки и девчонки, в каждом из которых  есть солнце. Моя же задача  дать возможность этому солнцу светить.  А тогда… Наверное, была диктатором, хотя слова Макаренко из его «Педагогической поэмы», прочитанной ещё на 1-ом курсе университета: «Я твёрдо решил, что буду диктатором, если другим методом не овладею» помнила хорошо и признавать   профессиональное бессилие  не хотела.   Навязывание своих мыслей, требование исполнения моей воли ни к чему хорошему привести не могли.  Ребята стали терять интерес к занятиям.  И тогда помог К.С. Станиславский: «Всё, что вы хотели бы провести  в жизнь…, пропускайте через себя».  И я стала пропускать через себя и верить, что каждый из моих воспитанников в глубине души желает хорошего, но что-то мешает ему. Мешает светить.   Ответы на вопрос «Как дать светить?»   ищу до сих пор.  Может,  занятия в  драмкружке помогут  учиться? Безусловно! На уроках русского языка   ребята изучают речь, на моих же занятиях овладевают её. Может, скрывшись за образом, который ребёнок создаёт на сцене,  он полнее раскроет себя? Конечно!  В этом главный феномен театра, по общепризнанному мнению. Театральные формы работы воспитают в ребёнке «человеческую душу», т.е. «совершенную душу», как говорят философы? Обязательно!  Ну не может человек остаться прежним, если он плакал над «Хижиной дяди Тома», любил вместе с Наташей Ростовой,  размышлял над образом сказочного героя! И он точно не может быть подонком, если выходит на сцену в любимом образе в поиске неважно чего: спасительных ответов или хотя бы неясных подсказок.  

        Все мы имеем право  на успешно пройдённый путь. Успех же, по словам Вашингтона,  «следует измерять не столько положением в жизни, сколько теми препятствиями, которые мы преодолели, добиваясь успеха».   В чём я вижу успех своей деятельности? В том, что  наш кружок – это зона доверия между  мной, его руководителем, и каждым кружковцем.   Между нами душевный контакт, особенно важно это для тех детей, в семье  у которых подобных отношений нет.  Но равны мы с питомцами только в одном -  в искренности.  Уверена,  подросток ищет в педагоге не сверстника, а старшего друга и наставника. Ещё К.Д. Ушинский говорил, что «воспитательная сила изливается только из живого источника личности взрослого». И сила эта должна быть справедливой.

        Вернусь к себе, той молодой максималистке,  с трудом признающей свои ошибки, болеющей душой  о том, что нужно мне, а не детям.   В кружок пришёл новенький, молчун, на первый взгляд,  не обладающий никакими творческими способностями.  Живого участия в наших тренингах, психофизических упражнениях, миниатюрах не принимал, больше наблюдал за происходящим со стороны.  Он сразу же не понравился нашей «звезде», мальчику с явными актёрскими способностями, привыкшему к главным ролям и  искреннему восхищению благодарных зрителей.  И начались придирки,  попытки обидеть, высмеять.  До сих пор виню себя в том, что некоторое время допускала это. Но разве правильно не замечать дурные наклонности? Не то, что неправильно – преступно! И, как не жалко мне было даже на время  (мы готовились к очередному районному фестивалю творчества) расстаться со «звёздой», сделать это пришлось.  Отстранив же воспитанника от занятий, весь день пребывала в каком-то невнятном состоянии, будто и меня, и мои чувства разобрали на винтики и шурупчики, разложили для чистки на верстаке, да так и забыли…   Ведь я учила Красоте и Добру!... Почему же он такой злой?! Что сделала не так?! Позже, извинившись перед молчуном,  мой лучший артист снова приступил к занятиям.  Отношения между мальчиками наладились, даже завязалась дружба.  И все мы были счастливы.  По-другому быть и не могло. Ведь цель воспитания в любом детском коллективе  - душевное здоровье воспитанника и его человеческое счастье. Говорят: счастье нельзя купить, отнять, ему бесполезно подражать, но его можно дарить.  Защитив от нападок одного, наказав и простив другого, я подарила счастье обоим. А если человек счастлив, он делится этим счастьем с другими, он светит, и рядом с ним  тепло и уютно.  

      В одной из книг прочитала фразу: «Гораздо безопаснее бежать от огня, но неподдельное восхищение  вызывают лишь те, кто не боится бежать на огонь».   Может быть, это нескромно, но я бегу на огонь.  Не для того, чтобы вызывать чьё-то восхищение.  Просто… в каждом моём воспитаннике – солнце, и оно не греет, если его  не зажечь.  Просто… жизнь прекрасна! А прекрасна она потому,  что наполнена особым смыслом.  И  этот особый смысл – театр на школьной сцене, где у каждого своя роль, где каждый – луч большого и доброго солнца…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Первая педагогическая практика

В данной презентацией я делюсь опытом после прохождения своей первой педагогической практики по русскому языку. Рассматриваю каким должен быть учитель и ученик, как они могут взаимодействовать, также ...

Классный час«От первых стягов земли русской до знамени Победы»

Классный час«От первых стягов земли русской до знамени Победы»,разработка для 6 класса...

Электронный сборник материалов первого этапа педагогической эстафеты 2019-2020 учебного года, посвященной 75 -летию Великой Победы в Великой Отечественной войне и 25-летию проведения районного конкурса "Учитель года"

Материалы выступлений педагогов на первом этапе педагогической эстафеты 2019-2020 учебного года, посвященной 75 -летию Великой Победы в Великой Отечественной войне и 25-летию проведения районног...

«Первая Великая победа Великой войны .Декабрь 1941 года- битва под Москвой».

Цель: формирование гражданской позиции, патриотических чувств и любви к Родине. Задачи:Ознакомление с героическими и трудовыми традициями старших поколений; Воспитание уважения к борцам за с...

Приказ об итогах проведения педагогической Эстафеты педагогических мероприятий, посвященной 75 - летию Победы в ВОВ и 25-летию проведения районного конкурса "Учитель года"

      В соответствии  с приказом МКУ «Управление образования Ельниковского муниципального района» №61 от 05.09.2019г  «О...