Юный математик
материал (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Лоскунина Надежда Александровна

Программа математического кружка "Юный математик"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunyy_matematik.docx50.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное  учреждение

Мамонтовская основная  школа.

        

Принято  педагогическим советом                 Утверждено

Протокол №3 от 03. 09.2015г.                      Директор            Смирнова. Т. Б.  

Программа  математического кружка:

                          «Юный математик».

Срок реализации 1 год.

Возраст: 11-15 лет.

Программа составлена на основе  «Программы общеобразовательных учреждений 5-9 классов и методических рекомендаций по математике» .  Составитель : Бурмистрова  Татьяна Антоновна.

Естественнонаучная  направленность.

Руководитель:  Лоскунина Н.А.

                                   

                                         с. Мамонтово  2015год.

2.        Оглавление.

Программа кружка включает в себя пять разделов:                          

 *пояснительную записку,                                                                                                                              *основное содержание с примерным распределением учебных часов,                                               *учебно-тематическое планирование курса,                                                                                             *список учебно-методической литературы,  

 *приложение.

3.       Пояснительная записка.                                                 

Настоящая программа кружка по математике для обучающихся 5-9 классов создана на основе государственных образовательных стандартов основного общего образования второго поколения. Программа кружка рассчитана на обучающихся, склонных к занятиям математикой и желающих повысить свой математический уровень. Именно в этом возрасте формируются математические способности и устойчивый интерес к математике. Обучающийся в 7 или 8 классе будет всерьез заниматься математикой, если на предыдущих этапах он почувствовал, что размышления над трудными, нестандартными задачами могут доставлять подлинную радость.

Актуальность данного курса определяется тем, что обучающиеся расширяют представления   о математике, об исторических корнях математических понятий и символов, о роли математики в общечеловеческой культуре.

Освоение содержания программы способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию обучающихся.  При реализации содержания программы учитываются возрастные и индивидуальные возможности, личностно-деятельный подход.   Уровень сложности подобранных заданий таков,  что к их рассмотрению можно привлечь значительное число обучающихся.

Математика - «наука наук». Математика – удобный, даже универсальный, инструмент описания мира. А прикладная математика, то есть математика практическая, ориентированная на конкретные актуальные цели и нужды, является не только средством познания, но также и средством воздействия на окружающий мир.

Современный этап развития общества характеризуется резким подъемом его информационной культуры, модернизацией общего образования, поэтому приоритет отдается вкладу математического образования в индивидуальное развитие личности. Развитие, прежде всего, в таких направлениях, как точность и ясность мысли, высокий уровень интеллекта, воля и целеустремленность в поисках и принятии решений, способность ориентироваться в новых ситуациях, стремление к применению полученных знаний, умение и желание постоянно учиться, творческая активность и самостоятельность.  

Математическое образование должно подчиняться общей цели: обеспечить усвоение системы математических умений и знаний, развивать логическое мышление и пространственное воображение, сформировать представление о прикладных возможностях математики, сообщить сведения об истории развития науки, выявлять образовательные склонности и предпочтения обучающихся.

Содержание курса позволяет обучающимся активно включаться в учебно-познавательную деятельность и максимально проявить себя, поэтому при изучении акцент делается не столько на приобретении дополнительных знаний, сколько на развитие способностей обучающихся приобретать эти знания самостоятельно, их творческой деятельности на основе изученного материала.

Занятия проходят в форме беседы с опорой на индивидуальные способности обучающихся. В ходе занятий предполагается обязательное выполнение практических заданий. Акцент сделан на самостоятельную работу обучающихся, большое внимание уделяется индивидуальной работе.

Вопросы, рассматриваемые в курсе, выходят за рамки школьной программы, но вместе с тем тесно примыкают к ней.

Занятия в кружке будут способствовать совершенствованию математических знаний, формированию интереса к предмету, пониманию роли математики в деятельности человека.  

4.Содержание.

 Цели кружка:

Придать предмету математика привлекательность, расширить творческие способности учащихся, укрепить в них математические знания.

Привитие учащимся интереса к математике;

Углубление и расширение знаний учащихся по математике;

Развитие математического кругозора, логического мышления,

исследовательских умений учащихся;

Развитие интеллекта, способностей учащихся;

Работа со способными учащимися;

Воспитание настойчивости, инициативы, внимательности;

Воспитание у учащихся чувства коллективизма.

 Задачи кружка:

-развивать устойчивый интерес обучающихся к математике,                                                                                                                

- углублять и расширять знания обучающихся,

- развивать умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой,

-воспитывать у обучающихся чувство коллективизма и умения сочетать индивидуальную работу с коллективной.

Программа рассчитана на 26 часов.

                                       Методы и приемы обучения:

Информативный анализ, исследования, наблюдения, эксперимента.

                                         Формы занятий:

Основными формами организации деятельности обучающихся являются:

*изложение узловых вопросов курса (лекционный метод),

*собеседования (дискуссии),

*тематическое комбинированное занятие,

*соревнование, экспериментальные опыты, игра,

*решение задач.

Планируемые результаты.

•        Учащиеся должны научиться анализировать задачи, составлять план решения, решать задачи, делать выводы.

•        Решать задачи на смекалку, на сообразительность.

•        Решать логические задачи.

•        Работать в коллективе и самостоятельно.

•        Расширить  свой математический кругозор.

•        Пополнить свои математические знания.

•        Научиться работать с дополнительной литературой.

      Принципы программы:

1.Актуальность

Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности  учащихся.

2.Научность

Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.

3.Системность

Программа строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).

4.Практическая направленность

Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и районных олимпиадах и других математических играх и конкурсах.

5.Обеспечение мотивации

Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.

6.Реалистичность

С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 33 занятия.

7.Курс ориентационный

Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной  учебной дисциплине.

Формы и режим занятий

Занятия учебных групп проводятся:

1 занятие в неделю по 45 минут.

Структура занятия математического кружка:

•        Доклад кружковца 5-10 мин. ( по истории математики, об ученом – математике, о развитии современной математики, о математике в жизни человека и т.д.).

•        Решение задач, в том числе и повышенной сложности.

•        Решение задач занимательного характера и задач на смекалку.

•        Ознакомление с задачами, предполагаемыми на олимпиадах.

•        Ответы на разные вопросы учащихся.

Основные формы проведения кружковой работы:

1.        Комбинированное тематическое занятие:

•        Выступление учителя или кружковца;

•        Самостоятельное решение задач по избранной определённой теме;

•        Разбор решения задач;

•        Решение задач занимательного характера, задач на смекалку, разбор математических софизмов, проведение математических игр и развлечений;

•        Ответы на вопросы учащихся;

•        Домашнее задание.

2. Конкурсы по решению математических задач, олимпиады, игры, соревнования:

•        Математическая карусель.

•        Математический бой, хоккей, футбол.

•        Математические турниры, эстафеты.

•        Математические викторины.

•        Устные или письменные олимпиады.

  Формы контроля.

 Итоговый контроль   осуществляется в формах:

- тестирование;

- практические работы;

- творческие работы учащихся;

- контрольные задания.

3. Основными требованиями к программе являются:

Связь содержания кружковых занятий с изучаемым программным материалом;

Использование занимательности;

Использование исторического материала;

Решение нестандартных, олимпиадных задач, задач «Кенгуру».

4. Занятия планируются комбинированными, с частой сменой видов деятельности.

5.        Календарно – учебный график.

Месяц

дата

 занятия

Тематика кружкового занятия

Ответственный за подготовку

1

1.Организационное занятие. Задачи на смекалку.

Руководитель кружка

________

 

2        

 

________

3.

_______  4.

_

5.

  1.Числа расскажут о себе.       Числа – великаны.

1.Танграмы-китайская головоломка.

________________________

Задачи на сообразительность.

Каламбур «Математический.»

Члены кружка.

_______________________

Руководитель кружка

Члены кружка

Руководитель кружка

Члены кружка.

6.

Игры разума.

 Руководитель кружка

7.

 

8.

Числа – палиндромы.

___________________________

Мониторинг знаний по математике.

Руководитель кружка

Члены кружка

_______________________

Члены кружка.

Магические квадраты.

Игра «Поле чудес»

Руководитель кружка

Руководитель кружка

11.

Математика в жизни человека

( подсчет вариантов рационального использования времени делового человека).

Руководитель кружка

12.

Рисуем по координатам.

Члены кружка.

13.

14.

15.

Математические ребусы.

Лист Мебиуса.

Не отрывая карандаш от бумаги.

Руководитель кружка

 Члены кружка.

Члены кружка.

 Члены кружка.

16.

Занимательные задачи со спичками

Члены кружка.

17.

Приёмы быстрого счёта.

 Члены кружка.

18.

19.

Арифметические ребусы.

Математический конферанс.

Члены кружка.

20.

Математические игры (Отгадай задуманное число)

Руководитель кружка

21.

Цепочка слов.

Руководитель кружка

22.

 Конкурс на лучший ребус и кроссворд.

Староста кружка

23.

Головоломки со спичками.

Члены кружка

24.

Конструирование геометрических фигур.

Члены кружка.

25.

 Математические сказки.

Староста кружка.

Члены кружка.

26.

Математическая викторина: “Угадай задуманное число”, “Любимая цифра”, “Угадайте возраст и дату рождения”.

Члены кружка.

27.

Занимательные задачи

Члены кружка.

28.

29.

Решение задач конкурса                        « Кенгуру»

Игра «Лабиринт»

Члены кружка.

30.

Отгадывание математических кроссвордов.

Староста кружка.

Члены кружка.

6 .Рабочая программа. Учебно – тематический план без деления на теорию и практику, где отражаются все темы по порядку.

1. Логические задачи 1 час

2. Комбинированные задачи 1 час

3. Ребусы 2 часа

4. Математические фокусы 1 час

5. Задачи повышенной трудности 1 час

6. Математика – это интересно 1 час

а) непрерывное рисование;

б) лист Мебиуса;

в) иллюзии.

7. Задачи на разрезание 1 час

8. Сказки и подсказки 1 час

9. Задачи «Кенгуру» 3 часа

10. Олимпиадные задачи 1 час

11. Из истории математики 1 час

12. Игровые моменты 1 час

13. Живая математика 1 час

14. Задачи со спичками 2 часа

15. Олимпиада 1 час

16. Интеллектуальные игры 2 часа

17. Тренировка памяти 1 час

18. Игры математического кружка 12 часов

а) Математическая драка 1 час

б) Экзамен на космонавта 3 часа

в) Следопыт 1 час

г) Поле чудес 1 час

д) КВН 1 час

е) Проверь свои способности 1 час

ж) Фруктовый базар 1 час

з) Математический огонек 2 часа

и) Математический теплоход 1 час.

7.Оценочные материалы. Аттестация (компоненты, диагностика, мониторинг).

Каждое занятие кружка проводится в форме соревнования. За каждое правильно решенное задание, сначала объявляется количество очков (в зависимости  ), читается задача, каждый самостоятельно, стараются решить  . Вот поднимается рука. Первый ученик, правильно справившийся с заданием, получает на балл выше. Предоставляется возможность каждому

ответить, но говорят ученики ответ не вслух, а нашептывают мне или ответ пишут в тетрадях. Всем, конечно, хочется решить задачу и на вопрос: «Сдаётесь?», часто можно услышать: «Нет, еще немного подождите». Остальные, уже справившиеся с заданием, могут решить домашнее задание и не сидят без дела. В конце занятия подводятся итоги. Каждый ученик сдает руководителю набранные в ходе игры жетоны. В начале следующего занятия объявляются ученики, занявшие первые 3места и набранные ими очки. Эта форма работы с жетонами мне нравится, так как здесь проявляется самостоятельность учащихся и их заинтересованность, желание

заработать больше жетонов, а значит справиться с заданием. Победители и

призеры игр награждаются на линейке грамотами и сладкими призами. В конце года подводятся итоги всей работы математического кружка и лучшие из ребят награждаются тоже грамотами и сладкими призами.

Работу кружка я стараюсь разнообразить, так как однообразие, шаблонность вызывают скуку, их интерес пропадает.

Очень важно поддерживать любознательность ребят, разумно дозируя

подобранные задачи ,в соответствии с уровнем развития. Разумеется, задачи не должны дублировать материал учебника. Они должны иметь нестандартный характер, иногда могут соответствовать принципу опережающего обучения. Очень эффективны задачи, требующие неожиданного поворота мысли, Рабочая программа. Учебно – тематический план без деления на теорию и практику, где отражаются все темы по порядку.

8.        Методические материалы

1 занятие.

Задачи-шутки, задачи-загадки.

Цель. Уметь решать задачи-шутки и задачи-загадки на основе логического мышления.

Ход занятия

I Знакомство с планом.

II Решение задач.

1)                     Дележ

2)                     Сколько копеек

3)                     Портной

4)                     Число 666

5)                     Дробь

6)                     Разрубить подкову

7)                     Что сказал старик?

III Физкультминутка

IV Задачи на определение возраста.

Задача. Дочери в настоящее время 8 лет, а матери 38. Через сколько лет мать будет втрое старше дочери?

Задача. Когда отцу было 37 лет, то сыну было только 3 года, а сейчас сыну в три раза меньше лет, чем отцу. Сколько лет сейчас каждому из них?

V Самостоятельная работа.

Выполните действия.

1)                     703-21·(361-349)

2)                    2346:(209-186) ·15

Домашнее задание. Сочинить задачу-шутку или задачу-сказку.  

2 занятие.

Старинные математические истории.

Цель. Увидеть во всем сущность математики.

Ход занятия

I Проверка домашнего задания «задачи-шутки, задачи-загадки»

II Cтаринные истории.

1)    Как гусь с аистом задачу решали

2)    Недоумение крестьянок.

3)    Крестьяне и картофель

III Физкультминутка

IV  «Разминка ума» Зоина бабушка развела гусей и кроликов, у которых вместе 25 голов и 54 лапки .Сколько гусей и сколько кроликов у бабушки?

V Полезно помнить

1) 37·3=111

37·6=37·3·2

37·12=37·3·4

37·15=37·3·5

2) 7·11·13=1001

77·39=77·13·3

77·26=77·13·2

3) 91·11=1001

91·22

91·33

Домашнее задание. Сочинить математическую сказку.

3 занятие.

Упражнение со спичками

Цель. Уметь придумывать остроумные забавные задачи, решаемые с помощью спичек.

Ход занятия

I Проверка домашнего задания

I Упражнения со спичками:  (сто, три, дом, рак, весы, две рюмки, храм, флюгер, фонарь, топор, лампа, ключ, квадраты)

III Физкультминутка

IV «Разминка ума»

Задача. Имеющийся в магазине картофель был развешен в 24 пакета – по5 кг и по3 кг. Вес всех пакетов по 5 кг оказался равным весу всех пакетов по3 кг. Сколько было тех и других пакетов?

V Полезно помнить.

Умножение на 9 и на 11.

Чтобы устно умножить число на 9, приписывают к нему нуль и отнимают множимое.

Например.

1)    62·9=620-62=600-42=558

2)    73·9=730-73=700-43=657

Чтобы устно умножить число на 11 приписывают нуль и прибавляют множимое.

1)    87·11=870+87=957

2)    34·11=340+34=374

VI Самостоятельная работа.

Выполни действия.

1)    6422-24·(372:12)=5678

2)    2678:(506-480)+297=400

4 занятие

(Задачи на переливание.)

Цель. Развивать математическую интуицию, нестандартное мышление                                                                                                                                         Ход занятия.

I Проверка домашнего задания.

II Решение задач.

1. Один человек имеет в бочонке12 пинт вина (пинта – старинная французская мера объема, 1 пинта≈0,568 л) и хочет подарить половину вина, но у него нет сосуда в 6 пинт, однако имеются два пустых сосуда объемом8 пинт и5 пинт. Как с их помощью отлить ровно 6 пинт вина?

2. Имеются два пустых бидона – трехлитровый и пятилитровый. Как, пользуясь этими бидонами, набрать из реки ровно 1 л воды.

3. Как налить ровно4 л воды, пользуясь двумя пустыми ведрами объемом5 л и7 л, водопроводным краном для наливания воды и раковиной для ее выливания.

4. Как и бочки с квасом налить ровно3 л кваса, пользуясь пустыми девятилитровым ведром и пятилитровым бидоном?

III Физкультминутка.

IV Разминка ума.

Задача. В школу привезли коробку мела, которой было 144 куска. В течение 20 дней первый класс использовал по 1 куску в 2 дня, второй класс – по 1 куску в день, а третий и четвертый классы – по 2 куска в день каждый. Сколько кусков мела осталось?

V Самостоятельная работа.

Выполните действия

1)    77·(452-348)-99

2)    874-(27·90-1999)

Домашнее задание. Придумать кроссворд на слово «математика»

5 занятие.

(Задачи «Как сосчитать»)

Цель. Развивать фантазию и уметь считать на пальцах.

Ход занятия.

I Проверка домашнего задания.

II Решение задач

1)    Рейс через океан

2)    Продажа яблок

3)    Гусеница

4)    Велосипедисты и муха

IIIФизкультминутка.

IV Разминка ума. Запиши число 1000, используя знаки действий и шесть раз цифру 3.

V Полезно помнить

Быстрое возведение в квадрат (чисел, оканчивающихся на 5)

1)    352=(3·3+1)25=1225

2)    852=8·925=7225

VI Самостоятельная работа.

Вычислите.

4900:14(62·205-12360)

Домашнее задание. Составьте ребус.

6 занятие.

Упражнение с куском бумаги.

Цель. Развивать фантазию и логику.

Ход занятия.

I Проверка домашнего задания.

II Работа с куском бумаги.

III Физкультминутка

IV «Разминка ума».

Задача-шутка.

На пастбище паслись телята, гуляли гусята. Общее число ног телят было 392, а общее число лап гусят на 94 меньше числа ног телят. Сколько телят и сколько гусят было на пастбище?

V Продолжи ряд

6, 8, 16, 18, 36, …

9, 11, 31, 33, 53, …

15, 24, 35, 48, 63, …

2, 3, 6, 7, 10, 11, 14, …

Домашнее задание. Задача. Стоимость книги равна 620 р. плюс половина стоимости книги. Сколько стоит эта книга?

7 занятие.

Математическая олимпиада.

Цель. Развивать сообразительность логическое мышление, фантазию.

Ход занятия.

I Проверка домашнего задания.

II Выполните задания. 1. Задача. Два туриста выехали на велосипедах в разное время, а ехали с одинаковой скоростью. Когда второй турист проехал5 км, первый уже проехал13 км. Через сколько км пути первый турист проедет расстояние в два раза больше второго? ( через3 км, I –16 км, II –8 км. (3 очка. 2. В левой части равенства расставьте знаки действий и скобки, чтобы равенство стало верным

123456789=1

(1·2+3+4-5+6+7-8):9=1

(2 очка)

3. Отец купил сыну пальто за 19 руб. в уплату он дал только трехрублевки и получил 5 руб сдачи. Сколько дал трехрублевок продавцу?

(8 трехрублевок)

(2 очка)

4. Сколько времени прошло от начала суток, если часы показывают без четверти 10?

(9 ч 45 мин)

(2 очка)

5. Девочку спросили, сколько у нее сестер. Она ответила, что у нее сестре столько, сколько и братьев. А ее брат на этот же вопрос ответил, что у него сестер вдвое больше, чем братьев. Сколько в этой семье мальчиков  и сколько девочек?

(4 девочки и 3 мальчики)

(3 очка)

6. сколько всего цифр потребуется, чтобы пронумеровать 24 страницы тетради?

(39 цифр)

(2 очка)

7. Какое число (четное или нечетное) получить, если сложить по порядку 6 натуральных чисел?

(нечетное)

(2 очка)

8. Что больше:

1+2+3+4+0 или 1·2·3·4·0?

(>)                                                                      

 (1 очко)

9. Что будет в 2016 году?

(поживем, увидим) (1 очко)

Домашнее задание. Сочинить стихотворение о цифрах.

8 занятие.

(Переправы и разъезды.)

Цель. Развивать математическую интуицию.

Ход занятия.

I Анализ олимпиадных работ.

II Решение задач.

1.Переправы и разъезды.

1)    Через ров

2)    Отряд солдат

3)    На станции железной дороги

1.Дележки при затруднительных обстоятельствах.

1)    Дележ между тремя

2)    Дележ между двумя

3)    Дележ пополам.

III Физкультминутка.

1V «Разминка ума» В первой пачке было на 10 тетрадей больше,чем во второй, а всего 70 тетрадей. Сколько тетрадей было в каждой пачке?

V Полезно помнить.

Вычисли наиболее удобным способом

1)    12·17+35·13+17·23

2)    41·80-25·41+55·29

3)    6·25+15·70+25·36

Домашнее задание. Придумать название математической газеты.

9 занятие.

(Задачи и еще раз задачи.)

Цель. Развивать логическое мышление.

Ход занятия.

I Проверка домашнего задания.

II Решение задач.

Задача. Как с помощью двух пустых бидонов емкостью17 л и5 л отлить из молочной цистерны ровно13 л молока?

Задача. Как, пользуясь двумя пустыми ведрами объемом12 л и7 л, а также водопроводным краном и раковиной, налить ровно1 л воды?

Задача. В бидоне не менее10 л молока. Как отлить из него ровно6 л молока с помощью пустых девятилитрового ведра и пятилитрового бидона?

III Игра «Магический квадрат  «математики»  В.Г.Коваленко)

IV Сбор материала для математической газеты «Начинающие математики»

Домашнее задание. Придумать материал для странички “Угадывай»

 10 занятие.

Комбинаторные задачи с квадратом.

Цель. Развивать сообразительность, логическое мышление.

Ход занятия

I Проверка домашнего задания.

II Решение задач (стр. 95, «В Царстве смекалки»)

1)    Расставить 3 числа

2)    Расставить 9 чисел

3)    Расставить 4 буквы

4)    Расставить 16 офицеров

III Физкультминутка.

IV Самостоятельная работа.

Расставить 16 чисел.

Домашнее задание. Записать четыре  тремя пятерками.

11 занятие.

Выпуск математической газеты «Начинающие математики»

12 занятие.

Выполнение, угадывание заданий из газеты.

13 занятие.

Обобщающие занятие.

Цель. Повторить и обобщить изученное.

Ход занятия.

I Повторение.

Задачи-шутки, задачи на переливание.

Упражнения со спичками, с куском бумаги.

Комбинаторные задачи.

II Подведение итогов.

14 занятие

Карандаши и бумага

Цель. Развитие фантазии, выдумки.

1. Знакомство с планом.

2. Реши без карандаша и бумаги.

№6, №7, №8 (Ф.Ф.Нагибин)

3. Задача «Праздничный окорок»

(№49, стр. 21 (Т.Штейнгауз)

15 занятие

Числовые головоломки

Цель. Развивать нестандартное мышление

   1. Числовые головоломки. №22, №24, №25, стр.17 (Ф.Ф.Нагибин)

1.Задачи «Раздел лепешки» №50,

«Раздел треугольного торта» №51, стр. 22 (Т.Штейнгауз)

Дополнительно.

Решите уравнение:

 (А.Г. Мерзляк)

16 занятие

Задачи на взвешивание

Цель. Научить решать задачи на взвешивание

  1. Задачи: №52 «Взвешивания»,
  2. №52а «Когда его день рождения»,

№53 «Сколько лет Софье Сергеевне»  (Г.Штейнгауз)

2. Числовые головоломки

№38, №41 стр.18 (Ф.Ф.Нагибин)

Дополнительно.

а) Задача №44, стр.33.

б) Неравенство №45, стр.33 (А.Г.Мерзляк)

17 занятие

Задачи-шутки

Цель. Научить решать задачи-шутки на основе логического мышления

1. Задачи:

№54 «Сколько рыб в пруду»,

№57 «Места на трубке»,

№58 «Часы с одинаковыми стрелками». (Г. Штейнгауз)

2. Много ли это?

№59, №61, №74, №76, стр. 19-21. (Ф.Ф.Нагибин)

Дополнительно.

Вычислите х, пользуясь зависимостью между компонентами и результатами действий:

  18 занятие

Задачи логического тип

Цель. Развивать логическое мышление

1. Задачи

№82, №84, №85, №97, стр.22-24 (Ф.Ф.Нагибин)

1.Развлечения. Игры.

№859, №860, стр.129 (Ф.Ф.Нагибин)

Дополнительно.

1.Расшифруйте запись умножения.

б)

  х  ГГГГ

    ГГГ

  ААА +АААА АААА

АБВГДА

в)   х  **,   2,*  + **,**  ***

     **,835Стр.31-33    (Ф.Ф.Нагибин)

19 занятие

Арифметическая викторина

Цель. Развивать сообразительность, фантазию.

1.1.     На какое число нужно разделить 2, чтобы получить 4?

2.2.     Когда делимое и частное равны между собой?

3.3.     Может ли сумма трех последовательных натуральных чисел быть простым числом?  двух? четырех?

4.4.     Существует ли простое число, являющиеся четным?

5.5.     Как с помощью одного знака неравенства можно записать, что число а больше -2, но меньше 2.

6.6.     Сколько га в 1 м2?

7.7.     За книгу заплатили 60 коп. и еще стоимости ее. Сколько стоила эта книга?

8.8.     Половина от половины числа равна половине. Какое это число?

9.9.     наполненные довержу водой сосуд имеет массу 5 кг, а заполненный наполовину 3 кг 250 г. Сколько воды вмещает сосуд?

10.10.                       Сколько будет трижды сорок и пять? Стр. 33-34 (Ф.Ф.Нагибин)

20 занятие

Комбинаторные задачи

Цель. Развивать память, логическое мышление

1. Верные и неверные высказывания

№307, стр. 56 (Ф.Ф.Нагибин)

2. Веселые вопросы.

Когда нельзя сокращать сократимую обыкновенную дробь?

Три курицы за три дня снесут три яйца. Сколько снесут 6 куриц за 6 дней? 4 курицы за 9 дней?

числа равняется  его. Какое это число?

Половина – треть числа. Какое это число?

 21 занятие   Отрицание – «не», конъюнкция  - «и», дизъюнкция – «или».

Цель. Развивать математическую логику и интуицию.

1. «Не»; «и», «или»

Отрицание – не.

Конъюнкция – и

Дизъюнкция – или.

№302, №309 стр.55.

(Ф.Ф.Нагибин)

2. «Лабиринт английского короля», стр. 124 (Е.И.Игнатьев)

3. Затруднительные положения №342, №343, стр.61. (Ф.Ф.Нагибин)

4. Задачи №95, №96, стр.39. (А. Г. Мерзляк).

22 занятие

Геометрическая викторина

Цель. Развивать сообразительность, логическое мышление, пространственное воображение.

1.1.     Прямая  MN лежит внутри угла АВС, который больше нулевого угла, но не больше полного. Какай это угол?

2.2.     Можно ли из проволоки, длина которой 20 см, согнуть такой треугольник, одна сторона которого была бы равна 8 см? 10 см? 12 см?

3.3.     Одна сторона равнобедренного треугольника равна 20 см, а другая равна  третье. Чему равен периметр этого треугольника?

4.4.     Все высоты данного треугольника пересекаются в одной из его вершин. Какой это треугольник?

5.5.     Имеются 13 равных квадратов. Как составить из них два квадрата?

6.6.     Листочек бумаги надо разрезать на 8 частей, ограниченных отрезками. Сколько разрезов нужно для этого сделать?

 Стр. 124-126  Ф.Ф.Нагибин.

23 занятие

Кроссворды, ребусы, сказки.

Цель. Развивать выдумку, аккуратность.

Выбор материала для математической газеты.

24 занятие

Выпуск газеты «Занимательная математика

Цель. Разработать и выпустить математическую газету.

Выпуск математической газеты.

   25 занятие

Задачи на расположение элементов по окружности.

Цель. Познакомить учащихся с решением задач на расположение элементов по окружности

1. Работа над заданиями в математической газете.

2. Задачи на расположение элементов по окружности.

№358, №359 стр.110. (Е.В.Галкин.)

Дополнительно  №205 (2,4) №207 (5,6) №212 №200

Стр. 97-98. (А.Г.Мерзляк)

26 занятие

Экскурсия «Математика в природе» (презентация)

Цель. Показать связь математики с природой. Повторить и обобщить весь пройденный материал.

1. Экскурсия «Математика в природе»

2. Подведение итогов.

3. Математические развлечения.

Который сейчас час, если оставшаяся часть суток вдвое больше прошедшей?

Как записать 1024 при помощи четырех четверок и знаков действий (включая возведение в степень)

Игра «Угадайте задуманное число».

Задачи на разрезание (6ч)

Задачи на разрезание на клетчатой бумаге. Разрезание квадрата, состоящего из 16 клеток, на две равные части. Разрезание прямоугольника 3х4 на две равные части. Разрезание различных фигур, изображенных на клетчатой бумаге, на две равные части. Пентамимо. Фигуры домино, тримино, тетрамино (игру с такими фигурками называют тетрис), пентамимо составляют из двух, трех, четырех, пяти квадратов так, чтобы квадрат имел общую сторону хотя бы с одним квадратом.

Основная цель – развивать комбинаторные навыки (рассмотреть различные способы построения линии разреза фигур, правила, позволяющие при построении этой линии не терять решения), развивать представления о симметрии.

Логические задачи (12ч). Высказывания. Истинные и ложные высказывания.

Отрицание высказываний. Составление отрицаний высказываний. Двойное отрицание. Решение логических задач с помощью отрицания высказываний. Задачи, решаемые с конца.

Основная цель – развивать логическое мышление, умение составлять таблицы, познакомить с некоторыми законами логики, научить использовать их при решении задач.

Дележи в затруднительных обстоятельствах (2ч). Задачи на переливания, задачи на взвешивание и на деление между двумя и тремя.

Основная цель – развивать умение составлять “цепочку рассуждений”, логически мыслить, составлять таблицы для решения задачи.

Занимательные задачи на дроби (2ч).

Старинные задачи на дроби. Задачи на совместную работу.

9.         ЛИТЕРАТУРА.

• Внеклассная работа по математике. З. Н. Альхова. - Саратов, ОАО Издательство «Лицей», 2001г.

•        Математические кружки в школе.5-8 классы/А.В. Фарков.-М.:Айрис-пресс,2007.

•        Активизация внеурочной работы по математике в средней школе. Книга для учителя./В. Д.Степанов. - М.: Просвещение,1991г.

•        Задачи по математике для 4-5классов./Баранов И.В.-М.:Просвещение,1998г.

•        Спасибо за урок, дети./Окунев А.А.-М.:Просвещение,1988.

Литература для учащихся:

•        Математический тренинг. Развитие комбинационной способности: книга для учащихся5-7кл./ М.И.  Зайкин. М. :Гуманит  из-во Центр ВЛАДОС,1996г.

•        В царстве смекалки./ Е.И. Игнатьев.-  М.: Наука. Главная редакция Ф-М литературы    1979г.

•        Тысяча и одна задача по математике: Кн.: для учащихся 5-7 кл./ А.В.Спивак.-М.: Просвещения,2002г.

•        Математические олимпиады в школе, 5-11кл./А.В.Фарков.-М.: Айрис-пресс,2004г.

•        Задачи на резанье./М.А.Евдокимов.М.:МЦНМО,2002Г. Как научиться решать задачи./Фридман Л.М.-М.:Просвещение,1989г.

Приложение

Задания на развитие внимания.

К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.

Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.

Задания, развивающие память.

В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.

Задания на развитие и совершенствование воображения.

Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;

-        дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;

-        выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;

-        вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо на-чертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);

-        выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;

-        выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;

-        деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;

             - складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.

     Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).

 Задания, развивающие мышление

 Приоритетным направлением обучения в  школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения  самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).

В конце каждого  занятия ученики получают домашнее задание. В зависимости от сложности изучаемой темы домашние задания носит индивидуальный  характер. Проверка домашнего задания оценивается  с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика.