КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ ПЕДАГОГА
статья на тему

Бебех Григорий Валентинович.

. Понятийное поле культуры здоровья педагога

Использование понятий, связанных в смысловом поле со словом «здоровье» (здоровьесбережение, здоровьеформирование, здоровьеобеспечение, здоровьесозидание и др.) требуют их объяснения.

За основу определения значений вышеобозначенных терминов мы взяли толкование слов, которое приводит в «Словаре русского языка» С.И.Ожегов (2005).

Поскольку «сберегать – это сохранить, не дать утратиться, пропасть» [Ожегов 2005:686], поэтому здоровьесбережение (синоним – здоровьесохранение) – это сохранение здоровья на заданном уровне (в частности, на том, с которым ребенок пришел в школу).

Здоровьесовершенствование – от «совершенствоваться – становиться лучше, совершеннее; улучшать, доводить до лучшей степени превосходства» [Там же, с. 727] характеризует достижение человеком более высокого уровня здоровья по сравнению с предыдущим состоянием.

Слово «здоровьеформирование» происходит от «формировать придавать чему-нибудь определенную форму, законченность; порождать; создавать, составлять, организовывать» [Там же, с. 837], поэтому нами оно понимается как целенаправленная организация процесса по созданию нового состояния (уровня, качества) здоровья субъектов образовательного процесса.

Здоровьеобеспечение – содержит смыслы и как «обеспечить, сделать вполне возможным, действующим, несомненным», так и «оградить, охранить» [Там же, с.413], следовательно, означает обеспечение и создание условий и для сохранения, и для формирования здоровья  субъектов образовательного процесса.

Здоровьесозидание (от «созидатьсделать существующим, произвести, основать») [Там же, с. 730] – содержит смыслы созидания здоровья как качественно новой характеристики. Поэтому это слово близко по смыслу здоровьетворчеству, «творчески создавать, творение, сотворение, созидание, как деятельное свойство» [Там же, с. 775], в котором явно сознается субъектное начало.

В качестве характеристики личности педагога, которая представляет собой систему ценностных ориента­ций на здоровьесбережение и здоровьеформирование, задающих иерархическую структуру доминирующих мотивов лич­ности педагога, побуждающих учителя к утверждению здоровьесозидания в профессиональной деятельности нами рассматривается здоровьесозидающая педагогическая направленность.

При употреблении словосочетания «здоровьесозидающая педагогическая (профессиональная) деятельность» мы руководствовались смыслом созидания (сотворение) здоровья как качественно новой характеристики, поэтому в нашем понимании это словосочетание содержит и здоровьесберегающую (поскольку невозможно созидать на разрушенном), и здоровьесозидающую (с позиций организации процесса создания нового качества состояния здоровья) педагогическую деятельность.

Здоровьесозидающая деятельность педагога включает: а) использование педагогом  здоровьесберегающих принципов, способов и средств, позволяющих сохранять и развивать здоровье школьников; б) творческое дополнение содержания учебного предмета валеологическими смыслами, знаниями, умениями, навыками с целью формирования мировоззренческих основ культуры здоровья учащихся; в) совершенствование педагогом индивидуального здоровья  как условия эффективной самореализации в сфере педагогического труда.

Здоровьесозидающая педагогическая деятельность является содержательной характеристикой культуры здоровья педагога, которая,  учитывая социально-психологическое предназначение его профессиональной деятельности в нашем понимании,  включает  не только личную (культура здоровья личности), но и профессиональную (часть педагогической культуры) составляющие. Мы рассматриваем культуру здоровья педагога в качестве    непрерывно трансформирующейся системы ценностно-смысловых установок, знаний, мотивационно-волевого опыта педагога и его практической деятельности, которая направлена на: 1) познание, развитие и совершенствование индивидуального здоровья в качестве условия эффективной самореализации в сфере педагогического труда и в целом в жизнедеятельности; 2) использование педагогом  принципов, способов и средств, позволяющих сохранять,  развивать здоровье учащихся, формировать  у них здоровьеориентированное поведение.

Поскольку одним из ведущих в нашем исследовании является словосочетание «здоровьесозидающая деятельность» рассмотрим собственно понятие «деятельность».

Деятельность понимается как активность со своим особым содержанием и направленностью на конечные результаты,  удовлетворяющие потребности человека. Достижение этих конечных результатов осуществляется поэтапно, шаг за шагом, через достижение каких-то промежуточных целей. Эти отдельные шаги или этапы деятельности получили название действий. Совокупность отдельных действий, направленных на достижение промежуточных результатов, осознаваемых человеком как цели, составляет деятельность в целом (С. Л. Рубинштейн,  А.Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина, В. В. Давыдов и др.).

В   более   поздних   работах А. Н. Леонтьева деятельность стала выделяться через отношение активности человека к его мотивам. Это в отличие от технологического, – смысловой анализ деятельности. По А. Н. Леонтьеву, «Строение смысла кристаллизует в себе строение деятельности…. Раскры­тие строения смысла и раскрытие строения деятель­ности есть одна и та же единая задача» [А. Н. Леонтьев, 1994; 168].

За теорией деятельности А. Н. Леонтьева видится образ человека, осваивающего, усваивающего, при­сваивающего мир культуры. Б. С. Братусь в качестве иллюстрации данного положения предлагает горизон­тальную плоскость, заданную двумя осями: одна – это знаки, значения, предметы окружающего мира (это ось культуры); другая – целенаправленная деятельность по присвоению субъектом этих значений (ось бытия) [Б. С. Братусь 1999; 284]. По мнению А.Ф.Закировой (2006), сведение теории А. Н. Леонтьева только к подобной схеме – это упрощение, поскольку в последние годы в его взглядах обозначилась третья – вертикальная – ось. В книге «Деятельность. Сознание. Личность» он писал: «В движении индиви­дуального сознания, описанном раньше как процесс взаимопереходов непосредственно-чувственного со­держаний и значений... открывается движение еще в одном измерении. Если описанное раньше движение образно представить себе в горизонтальной плоскости, то это новое движение происходит как бы по вертикали. Оно заключается в соотнесении мотивов друг с другом;  некоторые занимают место подчиняющих себе другие и как бы возвышаются над ними, некоторые, наоборот, опускаются до положения подчинённых или даже вовсе утрачивают свою смыслообразуюшую функцию. Становление этого движения и выражает собой становление связной системы личностных смыслов – становление личности» [А. Н. Леонтьев, 1994; с. 212].

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon maljarchuk_kultura_zdor_ped.doc1.98 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Прививка любви к физической культуре должна быть сделана в школе (роль учителя физической культуры)

Я считаю, что физическая культура среди других предметов занимает одно из приоритетных мест. Она закладывает основы физического и духовного здоровья, на базе которого только и возможно...

"Предшественники античной культуры. Крито-Микенская культура"- учебно-методический материал для проведения уроков Мировой художественной культуры и искусства в 8-9 классах.

Данный материал "Предшественники античной культуры. Крито-Микенская культура" знакомит учащихся 8-9 классов с историей и образами древнейших представителей раннего периода античной культуры, рассказыв...

Предмет «Физическая культура» в соответствии с ФГОС вхо-дит в предметные области: «Физическая культура» на ступени на-чального общего образования; «Физическая культура и основы безо-пасности жизнедеятельности» - на ступени основного общего обра-зования;

Настоящие методические рекомендации разработаны с целью разъяснения подходов к преподаванию предмета «Физическая культура» в условиях реализации примерного учебного плана для общеобразовательных...

Разработка урока по ОРКСЭ. Модули: Основы мировых религиозных культур; Основы православной культуры; Основы светской этики. Тема урока: Культура и религия"

Разработка урока по ОРКСЭ. Модули: Основы мировых религиозных культур; Основы православной культуры; Основы светской этики. Тема урока: Культура и религия"Программа для общеобразовательных учрежд...

ДОКЛАД НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Тема: «Формирование культуры здорового образа жизни на уроках физической культуры, как одна из стратегических задач ФГОС»

       Задача оздоровления имеет три взаимосвязанных аспекта:Воспитательный, состоящий в воспитании у детей бережного отношения к своему здоровью, понимание ценности и важно...

Слово, речь – показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры. Вот почему овладение культурой речи, её совершенствование особенно активно начинается и продолжается в школьные годы. Культура речи – важнейший регулятор системы «ч

Слово, речь – показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры. Вот почему овладение культурой речи, её совершенствование особенно активно начинается и продолжается в шко...

Доклад учителя физической культуры на тему_ «Повышение роли предмета «Физическая культура» в формировании культуры здоровья и здорового образа жизни школьника».

Доклад учителя физической культуры на тему_ «Повышение роли предмета «Физическая культура» в формировании культуры здоровья и здорового образа жизни школьника»....