Программа духовно – нравственного воспитания учащихся МБУ ДО «Центр информационных технологий» "Дорогою добра"
учебно-методический материал (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Барбун Ольга Викторовна

 

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

logo.png

 

 

 

Принята

на МС № 2  от   18.05.2016 года

С учётом мнения Родительского комитета

Утверждена:

приказом директора

от  19 .05.2016 года

 № 41    

 

М.П

 

ДОРОГОЮ ДОБРА

Программа

 духовно – нравственного воспитания

учащихся МБУ ДО «ЦИТ»

 

            Срок реализации: 2016 – 2020 гг.

Возраст: 7 – 17 лет

 

 

Составитель программы:

 

педагог дополнительного образования

Барбун Ольга Викторовна

 

 

 

МО «Кингисеппский муниципальный район»

Ленинградская область

2016 г.

 

 

 

 

Паспорт программы

1

Название программы: Дорогою добра

2

Тип программы: программа духоно-нравственного воспитания

3

География Проекта: Кингисеппский район,  Ленинградской области

4

Сроки реализации Проекта: бессрочно

5

Название организации-заявителя проекта: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр информационных технологий»

6

Руководитель организации:

 

Должность: директор

ФИО: Пинчук Галина Анатольевна

 

Раб. тел.: 8(81375) 45320

Факс: 8(81375) 45320

 

E-mail: pinchuk_ga@bk.ru

7

Ответственный исполнитель программы:

 

Должность: педагог дополнительного образования

ФИО: Барбун Ольга Викторовна

 

Раб. тел.: 8(81375) 45320

Факс: 8(81375) 45320

 

Мобильный телефон: 8-981-700-89-12

E-mail: obarbun@mail.ru

8

Реквизиты организации-заявителя

 

Юридический адрес: 188490, Ленинградская область, Кингисеппский район, г.Ивангород, Кингисеппское шоссе, д.24

 

Адрес для корреспонденции (с индексом): 188480, Ленинградская область, г.Кингисепп, ул. Восточная, д.4

 

Интернет-сайт: http://kngcit.ru

 

ОГРН: 1054700332246

Дата регистрации в ЕГРЮЛ: 05.04.2005

 

ИНН/КПП: 4707022373/ 470701001

 

Л/счет 05915008850 в Комитете финансов администрации МО «Кингисеппский муниципальный район»  Ленинградской области                    БИК: 044106001

                                                               

«Особая сфера воспитательной работы –

ограждение детей, подростков и юношества

от одной из самых больших бед –

пустоты души, бездуховности….

Настоящий человек начинается там,

где есть святыни души…»

В.А. Сухомлинский

 

1. Концепция программы

В последние годы проблеме духовно-нравственного воспитания уделяется пристальное внимание. В послании В.В.Путина к Федеральному Собранию было сказано: «если нация утрачивает жизненные ориентиры и идеалы, ей и внешний враг не нужен, все и так развалится само по себе» и поставил задачу «укреплять прочную духовно-нравственную основу общества». Развитие общества немыслимо без согласия по общим целям. И эти цели не только материальные. Не менее важны духовные и нравственные цели. Единство России скрепляют присущий нашему народу патриотизм, культурные традиции, общеисторическая память. И сегодня в нашем обществе вновь растёт интерес к отечественной истории, к нашим корням, к тому, что дорого нам всем. Это, без сомнения, начало нового духовного подъёма, возрождения Российского государства.

 

Определенные проблемы общества, идеалы, мораль, культура, традиции и т.п. могут изменяться бесконечно из века в век. А суть духовности, нравственности почти не меняется. Доказательством актуальности темы служат высказывания знаменитых педагогов, живших в разное время в разных странах. В работах исследователей по духовно-нравственному воспитанию Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского встречаются такие понятия, как «воспитание нравов», «духовное воспитание», «идейно-нравственное воспитание». Они связывались главным образом с тем, что только нравственное воспитание обеспечивает у личности формирование доброжелательных отношений к людям. Проблемы нравственности как основы образа жизни и как решающей роли в развитии и формировании  человека как личности, осознавались и ставились в педагогике.  Поэтому,  жизненно важной необходимостью становится воспитание на высоко духовных основах, осознанное понимание смысла личностной и общественной духовной практики. В настоящее время процесс модернизации образования в России призван обеспечить развитие духовности и творческой личности не как желаемый педагогический идеал, а как равенство: творческая личность – условие «сохранения человечества на планете». Важными ценностями модернизации образования служат степень его интеллектуализации и технологизации. Интеллектуализация рассматривается как необходимое условие формирования духовности, способной творчески преобразовывать действительность в соответствии с идеалами истины, добра и красоты.

Известно, что с начала 90-х годов взяла свое следующая точка зрения школы – хорошо учить, и не более того!  Понятие нравственного воспитания вообще исчезло. Так в педагогической энциклопедии говорится, что в обществе нет никого, кто бы имел право считаться нравственным авторитетом, а значит нельзя такие понятия, как нравственность, вносить в образовательный процесс. Как это не парадоксально но, установка современного образования на качественное обучение во многом оказывается не достижимой из-за выпадения воспитательного компонента.

У детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Наряду с девальвацией ценностей, связанных со служением обществу, государству, происходит снижение доверия к старшему поколению, переориентация на личное благополучие, выживаемость, самосохранение. Материальные блага стали занимать значительно больше места в желаниях школьников, культура и образование, как и духовно-нравственные ценности, отодвигаются на задний план их ценностных ориентаций.

Очевидно, что преодоление этого кризиса и в жизни общества, и в жизни отдельных людей, формирование подлинно нравственной личности возможно только при восстановлении подлинных духовных основ бытия нашего общества, его нравственности.

Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.

Россия выросла на духовных основаниях православного верования. Исторические вехи ее становления связаны с именем святого князя Владимира, со "Словом о законе и благодати" митрополита Киевского Иллариона (ХI в.), с единением русского воинства на поле Куликовом под духовным водительством преподобного Сергия Радонежского.

Доброта, милосердие, трудолюбие, совестливость, семейное и соборное братство формировались в православном быту, и потому изучение подлинной истории жизни и традиций русского народа, народной культуры невозможно без знаний основ духовной культуры.

Все усилия педагогов  направлены на социальную адаптацию ребенка, т. е. на его активное приспособление к принятым в обществе правилам и нормам поведения, а также открыть возможности для развития  информационной культуры детей, в том числе детей-инвалидов, оторванных от социума.

 

Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.

 

2. Актуальность  программы

В последнее время в нашей стране, постепенно возрождающейся после неисчислимых бедствий и испытаний атеистического времени, особое внимание уделяется проблемам духовного воспитания подрастающего поколения. Дети - наше будущее, будущее нашей страны, и каким будет оно, зависит от того, какими мы воспитаем наших детей, какие морально-этические нормы жизни будут заложены в них. Государство, общество всё более осознают это и выявляют всё больше доброй воли в стремлении сотрудничать в деле духовного возрождения нашей страны с Русской Православной Церковью, объединяя с ней свои усилия в деле воспитания и образования подрастающего поколения.

Для того, чтобы общество смогло выжить и сохранить свою уникальную культуру, оно должно обязательно передавать – наследовать те духовные, ценностные ориентиры, по которым жило, на которых держалось всю историю своего существования. Если общество не обращается за опытом передачи духовных ценностей, то оно неизменно в конечном итоге разлагается.

Актуальность программы заключается в следующем:

·        её реализация будет способствовать становлению национального сознания, заполнению существующего у молодёжи духовного вакуума;

·        даст надёжные нравственные ориентиры, вытекающие из традиций национального сознания;

·        утверждение национального образа жизни, основанных на духовных ценностях, будет способствовать формированию принципов жизнеспособной цивилизации;

·        единый духовный стержень консолидирует общество и будет способствовать укреплению стабильности в обществе.

Проблема развития личности подростка, формирование ее духовно-нравственной сферы является одной из центральных задач педагогики. Эти знания помогают учащимся приобрести черты зрелой личности, способной в дальнейшем адаптироваться в социуме.

Детство - время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек. С самого юного возраста происходит накопление нравственного опыта и обращение к духовной жизни с нравственным самоопределением и становлением самосознания. И чем же насыщено сегодня это самое детство? Со всех сторон на детей обрушились цинизм, насилие, безверие и глумление над всем, что свято для души человеческой.

Именно сегодня, говоря о спасении и возрождении России, в первую очередь необходимо говорить о создании единого образовательного и воспитательного пространства по духовно-нравственному воспитанию детей и подростков

Главная забота всех, кому небезразлично будущее России, - есть многостороннее очищение нашего Отечества "от всякия скверны", восстановление силы Святой Руси. Для этого надо, не теряя ни минуты, начинать работу по пробуждению в детских сердцах Веры, Надежды и Любви. Именно сегодня нужно посеять в детских душах семена таких понятий как долг, честь, советь, покаяние, любовь и преданность Отечеству и другие, для того, чтобы завтра они дали всходы. Иначе на их месте снова произрастут "плоды", ведущие к гибели нации. В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость; ее, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности страны.

 

3. Цель Программы

Цель духовно-нравственного воспитания – развитие высокой духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах родного края и Родины.

Цель определяется общей потребностью россиян в сильном и могущественном государстве; восстановлении и укреплении национальных традиций, ценностей, идеалов; в сплочении всего народа на благо Родины, Отечества, человека; в духовно-нравственном оздоровлении всех слоёв населения; психологической готовности к любым испытаниям, трудностям во имя интересов каждого человека и всего народа нашей великой Родины.

Идея возрождения национальных духовных традиций и ценностей оформляется в цель жизнедеятельности российского общества, всех слоёв населения, воплощается в процессе воспитания и просвещения подрастающего поколения.

Познать жизнь и достигнуть истинного счастья может лишь духовно развитая личность, способная гармонично воспринимать окружающий мир в его вселенской целостности. Для постижения этого человеку необходимо уметь оценивать мир высшими нравственными категориями, осознавать ответственность за свои поступки перед людьми и собственной совестью. Отсюда вытекают следующие основные задачи.

4. Задачи Программы

Стратегические задачи:

служение своему Отечеству и народу;

возрождение и формирование у учащихся духовных ценностей;

формирование бережного отношения к культурному наследию родного края, России; природе страны; людям и природному окружению своей местности; истории и традициям Кингисеппского района, Ленинградской области;

усвоение лучших моральных и нравственных принципов, выработанных человечеством на протяжении своей истории;

усвоение и воплощение в жизнь нравственных традиций русского народа и своего этноса;

гармоничное духовное развитие каждой личности, привитие ей основополагающих принципов нравственности: доброты, честности, желания заботиться о ближнем, укрепления семейных уз, любви к младшим и уважения к старшим;

формирование национального самосознания, ответственного отношения к русскому языку как государственному и как средству межнационального общения, уважения к своему родному языку.

Тактические задачи:

активизация совместной просветительской деятельности всех заинтересованных сторон, обмен опытом, информацией и осуществление совместных проектов;

достижение нового уровня взаимодействия семьи, образовательных учреждений, органов управления образованием, культурой, детских и молодежных общественных организаций, религиозных организаций, исповедующих традиционные религии, в воспитании и социализации детей и подростков;

развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; формирование духовно-нравственных качеств личности;

воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, уважающих права и свободы личности, проявляющих национальную и религиозную терпимость;

утверждение национальных чувств и национального достоинства каждого человека в повседневной жизни и деятельности; формирование уважительного отношения друг к другу и преодоление кичливости, эгоизма и чванства.

Организационные задачи:

интеллектуальное, методическое и финансовое обеспечение программы;

интеграция задач духовно-нравственного воспитания и просвещения в исследовательские проекты.

 

5. Ценностные установки духовно-нравственного воспитания обучающихся, воспитанников

Традиционными источниками нравственности являются:

·        патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);

·        социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям; справедливость, милосердие, честь, достоинство);

·        гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);

·        семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);

·        труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);

·        наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);

·        традиционные российские религии, искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);

·        природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);

·        человечество (мир во всем мире, многообразие и равноправие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).

 

6. Направления организации работы

по духовно-нравственному воспитанию

Основными направлениями работы по духовно-нравственному воспитанию являются:

 

В сфере образования:

включение духовно-нравственных компонентов в воспитательную деятельность ЦИТ;

включение мероприятий, направленных на духовно-нравственное воспитание учащихся в деятельность ЦИТ, вовлечение в данную работу родителей и общественных организаций;

проведение конференций, семинаров, совещаний по вопросам духовно-нравственного воспитания детей и молодежи;

организация мероприятий: экскурсии, десанты, сборы помощи, благотворительные, экологические, военно-патриотические мероприятия, полезные дела и т.д. ;

усиление взаимодействия семьи и ЦИТ для духовно-нравственного развития и гражданского воспитания учащихся;

проведение научно-практических семинаров по духовно-нравственному,  гражданскому и патриотическому воспитанию детей и подростков для педагогов дополнительного образования, текущих консультаций, заседаний научно-методических объединений и открытых мероприятий по духовно-нравственному, гражданскому и патриотическому воспитанию учащихся;

участие в конкурсах по гражданской, патриотической и духовно-нравственной тематике.

 

В сфере семейной политики:

содействие популяризации семейных ценностей, оказание поддержки семьям во внедрении традиционных и новых методов духовно-нравственного, семейного воспитания, способствующих развитию патриотизма;

возрождение и укрепление семейных традиций, духовности и нравственности в обществе;

обеспечение условий для роста воспитательного, духовно-нравственного потенциала семьи, предупреждение насилия в семье;

формирование позитивного "просемейного" общественного мнения, повышение в обществе престижа многодетной и социально благополучной семьи;

повышение ответственности родителей за создание условий по жизнеобеспечению, воспитанию, образованию и развитию детей.

 

В сфере совершенствования системы патриотического воспитания граждан:

поддержка общественных инициатив, направленных на патриотическое воспитание граждан Российской Федерации;

формирование авторитета и уважения к государственным символам, активное их использование в духовно-нравственном воспитании и развитии подрастающего поколения;

активное использование внешней атрибутики и символики в идейно-воспитательной работе, формирование авторитета и уважения к государственным символам, ознакомление с правилами их использования;

проведение торжественных мероприятий, посвященных государственном праздникам и дням воинской славы.

 

В сфере профилактики межнациональных и межрелигиозных конфликтов:

принятие профилактических, воспитательных и пропагандистских мер, направленных на предупреждение межнациональных и межрелигиозных конфликтов, противодействие распространению экстремистских материалов через средства массовой информации и информационно-телекоммуникационную сеть Интернет;

формирование в ученической среде обстановки нетерпимости к пропаганде и распространению идей экстремизма, ксенофобии, национальной исключительности, направленных на подрыв общественно-политической стабильности, национального мира и согласия;

предотвращение и пресечение деятельности, направленной на подрыв безопасности государства, разжигание расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды;

 

В сфере использования средств массовой информации:

обеспечение защиты детей и подростков от информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию;

целенаправленное и творческое освещение духовно-нравственных идеи, противодействие всем попыткам дискредитации, девальвации духовно-нравственных ценностей в СМИ, литературе и искусстве;

организация постоянно действующих рубрик по духовно-нравственному воспитанию и просвещению на официальном сайте ЦИТ;

использование СМИ и иных информационных ресурсов при проведении мероприятий, популяризирующих ценности российского общества (здоровье, семья, Родина, патриотизм, труд, служение отечеству, добрососедство, права человека, активная жизненная и гражданская позиция, ответственность и пр.);

регулярное освещение в СМИ итогов работы в сфере духовно-нравственного воспитания.

 

 

                                    7.  Механизм реализации программы

7. 1 Основополагающие принципы работы:

1.     "Дойти до каждого" - это основной принцип работы. Каждый учащийся может стать участником православно ориентированного мероприятия, будь то  тематическое занятие в кружках,  выставки, праздники, экскурсии и д.т.

2.     "Добровольное участие" – каждый учащийся должен сам решить степень своего участия в программе, определить свое место в системе мероприятий, но главное, он должен захотеть быть приобщенным к познанию ценностей духовной культуры и основ нравственности.

3.     "Уважай личность каждого" - предполагает атмосферу бережного отношения к личности каждого человека, уважение его мнения и выбора.

7. 2 Методы реализации программы

·        наглядный

·        словесный

·        исследовательский

7. 3 Формы работы:

  • Планирование единой системы духовно-нравственного воспитания учащихся кружков разных направленностей.
  • Инклюзивное обучение и индивидуальное обучение детей-инвалидов.
  • Участие в конкурсах и духовно-нравственного содержания.
  • Проведение совместных мероприятий.
  • Экскурсии, целевые поездки по историческим, культурным и святым местам.
  • Тематические вечера патриотической направленности.
  • Тематические вечера эстетической направленности (открытые занятия курса «Волшебный мир Русского музея», презентации научно-публицистического журнала «ЦИТрон»).
  • Организация выставок (совместная деятельность педагогов, детей и родителей).
  • Разработка и реализация виртуальной галереи творчества художников Кингисеппской земли.
  • Встречи в рамках курса «Путешествие по малой Родине» при сотрудничестве с Кингисеппским историко-краеведческим музеем.
  • Организация кружковой работы.
  • Публикация информации о мероприятиях и достижениях учащихся на официальном сайте ЦИТ.

7. 4 Формы работы с педагогами

 в процессе реализации программы:

  • Заседания педагогического  и методического советов учреждения 
  • Партнерство по вопросам духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения с представителями  Кингисеппской средней общеобразовательной школы Православной культуры, районным Советом ветеранов, районным поисковым отрядом «Форпост».
  • Круглые столы творческой группы.

 

7. 5 Формы работы с родителями

  • Родительские собрания на духовно-нравственные темы.
  • Дни открытых дверей.
  • Проведение совместных учебно-воспитательных мероприятий (выставки, конкурсы).
  • Привлечение родителей к организации походов, поездок и экскурсий.
  • Проведение совместных с детьми мероприятий при подготовке и презентации научно-публицистического журнала «ЦИТрон».
  • Публикация информации о мероприятиях и достижениях учащихся на официальном сайте ЦИТ.

 

7.6. Нормативно – правовое обеспечение  программы.

·        Конституция Российской Федерации;

·        Закон Российской Федерации «Об образовании»;

·        Федеральный закон от 26.09.1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»;

·        Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2015 г. № 1493 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 гг.»;

·        Письмо Министерства Образования РФ от 19 марта 1993 г. «О светском характере образования  в государственных образовательных учреждениях Российской Федерации»;

·        Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников.

                               

7.7.  Информационное сопровождение

           Популяризация достигнутых результатов в реализации программы:

·       на сайте МБУ ДО «Центр информационных технологий»;

·       в социально-образовательных сетях;

·       в СМИ;

·       в научно-публицистическом журнале «ЦИТрон».    

                        

7.8. Распространение педагогического опыта

·       на семинарах различного уровня,

·       на методических объединениях,

·       на педагогических советах,

·       на открытых занятиях и др.

         

7.9. Развитие социального партнёрства учреждения 

в ходе  реализации программы:

·        Кингисеппская средняя общеобразовательная школа Православной культуры;

·        Кингисеппский историко-краеведческий музей;

·        Кингисеппский поисковый отряд «Форпост»;

·        Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей  "Центр эстетического воспитания и образования детей";

·        Государственный Русский музей г.Санкт-Петербург;

·        Ивангородская центральная библиотека;

·        Ивангородский художественный музей.

 

7.10. Организация контроля

1.     Проведение исследований и мониторингов.  

2.     Промежуточный мониторинг эффективности реализуемой программы  и внесение в неё необходимых корректировок.

3.     Итоговый анализ реализации программы.    

 

 

 

 

 

7.11. Материально-технические ресурсы

 

Ресурсы

Оснащение

Назначение

Лекционный кабинет на 25 рабочих мест

Мультимедийная техника с возможностью проведения видеоконференций

Проведение лекций и семинаров, видеоконференций, вебинаров

2 Конференц-класса на 20 рабочих мест

 

Мультимедийная техника с возможностью проведения видеоконференций

Проведение занятий по групповой методике, соревнований, турниров, вебинаров

4 кабинета информатики и ИКТ на 12 рабочих мест каждый

Интерактивный комплекс

Проведение учебных занятий в группах, индивидуальных занятий

Серверные

Собственные сервера

Управление единой образовательной сетью, предоставление защищенного хостинга для образовательных ресурсов Кингисеппского района

Автоматизированная информационная система «Сетевой город. Образование»

Электронный  журнал, портфолио, обратная связь, объявления, отчетность

Электронный  журнал, портфолио, обратная связь, объявления, отчетность

Официальный сайт МБОУ ДОД «ЦДОД «ЦИТ»

Электронные базы данных

Электронная форма заявок, электронная приемная, обратная связь, объявления, отчетность, портфолио, электронные публикации

Виртуальный филиал Русского музея

Мультимедийный комплекс, 12 учебных мест, оснащенных ПК, программное обеспечение, библиотека

Виртуальные экскурсии по Русскому музею, исследовательская деятельность, учебные и творческие мероприятия

Виртуальная галерея произведений художников Кингисеппского района

Экспозиция картин, биографические справки, эссе

Исследовательская деятельность, учебные и творческие мероприятия

Научно-публицистический журнал

Интернет-издание

Площадка для публикации исследовательских и творческих работ учащихся

 

 

7.12. Система основных мероприятий программы

 

Наименование мероприятия

Сроки исполнения

Исполнители

1. Нормативное - правовое обеспечение реализации Программы

1.1.

Разработка нормативно-правового  акта об утверждении Программы

2016 г.

Заместитель директора по УВР

1.2.

Формирование нормативной базы по вопросам духовно-нравственного воспитания

На весь период

Заместитель директора по УВР

2. Мониторинг Программы

2.1.

Формирование банка данных эффективных диагностических методик, программ, научно- методических разработок, рекомендаций по проблеме духовно-нравственного воспитания.

постоянно

Заместитель директора по УВР

2.2.

Выпуск сборников  проектно-исследовательских работ учащихся ЦИТ.

2 раза в год

Педагоги дополнительного образования

2.3.

Подготовка ежегодного информационно-аналитического отчета

ежегодно

Заместитель директора по УВР, педагоги дополнительного образования

3. Финансирование в рамках Программы

3.1

Финансовое обеспечение муниципального задания

ежегодно

Администрация МО «Кингисеппский муниципальный район»

3.2

Целевая поддержка участия детей в региональных, международных, предметных олимпиадах и конкурсах (премии, стипендии, гранты).

ежегодно

Администрация МО «Кингисеппский муниципальный район»

Комитет по образованию

3.3

Целевая поддержка мероприятий по досугу одаренных детей.

ежегодно

Администрация МО «Кингисеппский муниципальный район»

Комитет по образованию

3.4

Целевая поддержка одаренных детей- инвалидов, их развития и социальной адаптации.

ежегодно

Администрация МО «Кингисеппский муниципальный район»

Комитет по образованию

3.5

Целевая поддержка талантливых педагогов, создающих специальные образовательные программы для поддержки детской одаренности.

ежегодно

Администрация МО «Кингисеппский муниципальный район»

Комитет по образованию

4.  Методическое обеспечение реализации Программы

4.1

Разработка модели реализации программ дополнительного образования технической, естественнонаучной, социально-педагогической, художественной направленностей средствами исследовательской деятельности, методиками духовно-нравственного воспитания

2016 г.

Методический совет

4.2

Создание технологии по формированию индивидуальной образовательной траектории в рамках образовательного кластера.

2016-2017 гг.

Заместитель директора по УВР, методист

4.3

Разработка и внедрение индивидуальных образовательных маршрутов, вариативных моделей образования учащихся, их адресная  дифференцированная поддержка.

201-2018 гг.

Заместитель директора по УВР, методист, педагоги дополнительного образования

4.4

Экспертиза и  утверждение образовательных программ

2016 г.

Методический совет

4.5

Методическая поддержка деятельности педагогов дополнительного образования

постоянно

Методист

5. Психолого-педагогическое сопровождение реализации программы

5.1

Консультации психолога по проблемам духовно-нравственного воспитания

постоянно

Администрация ЦИТ

5.2

Психолого-педагогический лекторий для родителей по проблемам духовно-нравственного воспитания

ежегодно

Администрация ЦИТ

6. Информационно-технологическая  поддержка реализации программы.

6.1

Создание  информационной системы развития исследовательской деятельности учащихся в образовательной системе, включая банк данных образовательных программ, использующих элементы исследовательской деятельности.

2016-2017 гг.

Администратор сайта ЦИТ

6.2

Подготовка и пополнение каталога образовательных информационных ресурсов по проблемам духовно-нравственного воспитания для работы с учащимися

постоянно

Администратор сайта ЦИТ

6.3

Организация разработки, проведение экспертизы и внедрение авторских электронных материалов  на основе новых образовательных методик и технологий.

ежегодно

Администрация ЦИТ

6.4

Освещение в СМИ результатов деятельности по проблемам духовно-нравственного воспитания

В соответствии с годовым графиком мероприятий

Администрация

ЦИТ

 

 

7.13. Календарный план

 

Направления реализации проекта

Сроки

Количественные характеристики

Колич. часов

Колич. участников

Возрастной ценз

Организационные мероприятия

Подготовка и утверждение нормативных документов

Май-июнь 2016

 

Адм.– 3 чел.

 

Модернизация материально-технической базы

III-IV кварталы 2016 г.

 

Адм.– 3 чел.

 

Мониторинговые исследования

1 раз в полугодие

 

 

11-17 лет

Подведение итогов программы

2020 г.

 

 

 

Работа научно-исследовательских мастерских

Виртуальный филиал Русского музея

2016-2020 гг.

108

24

10-17 лет

Путешествие по малой Родине

2016-2020 гг.

72

12

10-12 лет

Клуб робототехники «Леонардо»

2016-2020 гг.

72

30

10-14 лет

Создание мультфильмов

2016-2020 гг.

72

320

10-11 лет

Научно-публицистический журнал «ЦИТрон»

2016-2020 гг.

Сверх прогр.

360

7-17 лет

Клуб «Без границ» (работа с детьми-инвалидами)

2016-2020 гг.

36

11

7-14 лет

 

 

 

 

 

Создание системы духовно-нравственного воспитания

Мониторинговые исследования

1 раз в полугодие

 

 

10-17 лет

Проведение научно-практической конференции

Ноябрь

3

25

14-17 лет

Участие в вебинарах по проблемам духовно-нравственного воспитания

По внешнему графику

По внешнему графику

Группы до 30 чел.

14-17 лет

Участие в видеоконференциях по разным предметам

По внешнему графику

По внешнему графику

Группы до 25 чел.

14-17 лет

Участие учащихся в конкурсном движении

постоянно

По внешнему графику

1185

7-17 лет

Проведение мероприятий, посвященных памятным датам

ежегодно

По календарномуграфику ЦИТ

12

14-17 лет

Торжественная церемония награждения лучших учащихся ЦИТ «Звездный Олимп»

Май

2

50

7-1 лет

Фестиваль личных достижений (портфолио)

Июнь

Декабрь

3

По заявкам

7-17 лет

Определение социальной значимости потенциала учащихся для своего региона

Изучение ориентации учащихся на будущую профессию.

Март-декабрь

16

 

14-17 лет

Экскурсионная поездка в Санкт-Петербург на День открытых дверей в СПбГУ

По графику СПбГУ

8

30

15-17 лет

Экскурсионная поездка в Санкт-Петербург на День открытых дверей в ИТМО

По графику ИТМО

8

30

15-17 лет

Экскурсия в Кингисеппский вычислительный центр

Сентябрь

2

30

10-14 лет

Экскурсия в порт «Усть-Луга»

Сентябрь

6

30

14-17 лет

Развитие педагогического потенциала

Семинар «Духовно-нравственное воспитание в современном информационном обществе»

2017 г.

2

30

 

Привлечение педагогов из числа преподавателей ВУЗов Санкт-Петербурга и Ленинградской области

В теч.года

В соответствии с уч.планом

3 преподавателя

 

Открытие на базе МБОУ ДОД «Центр информационных технологий» стажерской площадки кафедры информатизации Ленинградского областного института развития образования.

Сентябрь-декабрь

По плану ЛОИРО

30 педагогов района

 

 

 

 

 

 

 

 

7.14. Источники финансирования

1. Средства на выполнение муниципального задания

2. Муниципальные субсидии на поддержку образования

3. Собственные средства

 

7.15. Организация контроля

·        Проведение исследований и мониторингов.  

·        Промежуточный мониторинг эффективности реализуемой программы  и внесение в неё необходимых корректировок.

·        Итоговый анализ реализации программы.    

 

 

 

8. Ожидаемые результаты:

1.Повысится духовно-нравственный уровень подрастающего поколения.

2. Нравственное воспитание и духовное образование поможет учащимся  в    самоутверждении.

3. Выполнение данной программы позволит правильно  оценивать окружающий их мир.

4. Духовно-нравственное воспитание будет способствовать сохранению и укреплению семейного микроклимата.

5. Позволит молодому поколению бережно относиться к историческому и культурному наследию нашего Отечества.

6. Реализация программы будет способствовать позитивной социализации молодёжи.

7. Поможет осознать ценность и уникальность своей личности.

8.Молодые люди смогут сформировать правильное патриотическое и гражданское самосознание.

9. Поможет сориентироваться в выборе дальнейшего жизненного пути.

10. Повысится уровень толерантности среди учащихся и родителей.

 

 

                                                       

 

 

                                                       

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

logo.png

Принята

на МС № 2  от   18.05.2016 года

С учётом мнения Родительского комитета

Утверждена:

приказом директора

от  19 .05.2016 года

 № 41    

М.П

 ДОРОГОЮ ДОБРА

Программа

 духовно – нравственного воспитания

учащихся МБУ ДО «ЦИТ»

        Срок реализации: 2016 – 2020 гг.

Возраст: 7 – 17 лет

Составитель программы:

педагог дополнительного образования

Барбун Ольга Викторовна

МО «Кингисеппский муниципальный район»

Ленинградская область

2016 г.

Паспорт программы

1

Название программы: Дорогою добра

2

Тип программы: программа духоно-нравственного воспитания

3

География Проекта: Кингисеппский район,  Ленинградской области

4

Сроки реализации Проекта: бессрочно

5

Название организации-заявителя проекта: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр информационных технологий»

6

Руководитель организации:

Должность: директор

ФИО: Пинчук Галина Анатольевна

Раб. тел.: 8(81375) 45320

Факс: 8(81375) 45320

E-mail: pinchuk_ga@bk.ru

7

Ответственный исполнитель программы:

Должность: педагог дополнительного образования

ФИО: Барбун Ольга Викторовна

Раб. тел.: 8(81375) 45320

Факс: 8(81375) 45320

Мобильный телефон: 8-981-700-89-12

E-mail: obarbun@mail.ru

8

Реквизиты организации-заявителя

Юридический адрес: 188490, Ленинградская область, Кингисеппский район, г.Ивангород, Кингисеппское шоссе, д.24

Адрес для корреспонденции (с индексом): 188480, Ленинградская область, г.Кингисепп, ул. Восточная, д.4

Интернет-сайт: http://kngcit.ru

ОГРН: 1054700332246

Дата регистрации в ЕГРЮЛ: 05.04.2005

ИНН/КПП: 4707022373/ 470701001

Л/счет 05915008850 в Комитете финансов администрации МО «Кингисеппский муниципальный район»  Ленинградской области                    БИК: 044106001

        

«Особая сфера воспитательной работы –

ограждение детей, подростков и юношества

от одной из самых больших бед –

пустоты души, бездуховности….

Настоящий человек начинается там,

где есть святыни души…»

В.А. Сухомлинский

1. Концепция программы

В последние годы проблеме духовно-нравственного воспитания уделяется пристальное внимание. В послании В.В.Путина к Федеральному Собранию было сказано: «если нация утрачивает жизненные ориентиры и идеалы, ей и внешний враг не нужен, все и так развалится само по себе» и поставил задачу «укреплять прочную духовно-нравственную основу общества». Развитие общества немыслимо без согласия по общим целям. И эти цели не только материальные. Не менее важны духовные и нравственные цели. Единство России скрепляют присущий нашему народу патриотизм, культурные традиции, общеисторическая память. И сегодня в нашем обществе вновь растёт интерес к отечественной истории, к нашим корням, к тому, что дорого нам всем. Это, без сомнения, начало нового духовного подъёма, возрождения Российского государства.

Определенные проблемы общества, идеалы, мораль, культура, традиции и т.п. могут изменяться бесконечно из века в век. А суть духовности, нравственности почти не меняется. Доказательством актуальности темы служат высказывания знаменитых педагогов, живших в разное время в разных странах. В работах исследователей по духовно-нравственному воспитанию Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского встречаются такие понятия, как «воспитание нравов», «духовное воспитание», «идейно-нравственное воспитание». Они связывались главным образом с тем, что только нравственное воспитание обеспечивает у личности формирование доброжелательных отношений к людям. Проблемы нравственности как основы образа жизни и как решающей роли в развитии и формировании  человека как личности, осознавались и ставились в педагогике.  Поэтому,  жизненно важной необходимостью становится воспитание на высоко духовных основах, осознанное понимание смысла личностной и общественной духовной практики. В настоящее время процесс модернизации образования в России призван обеспечить развитие духовности и творческой личности не как желаемый педагогический идеал, а как равенство: творческая личность – условие «сохранения человечества на планете». Важными ценностями модернизации образования служат степень его интеллектуализации и технологизации. Интеллектуализация рассматривается как необходимое условие формирования духовности, способной творчески преобразовывать действительность в соответствии с идеалами истины, добра и красоты.

Известно, что с начала 90-х годов взяла свое следующая точка зрения школы – хорошо учить, и не более того!  Понятие нравственного воспитания вообще исчезло. Так в педагогической энциклопедии говорится, что в обществе нет никого, кто бы имел право считаться нравственным авторитетом, а значит нельзя такие понятия, как нравственность, вносить в образовательный процесс. Как это не парадоксально но, установка современного образования на качественное обучение во многом оказывается не достижимой из-за выпадения воспитательного компонента.

У детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Наряду с девальвацией ценностей, связанных со служением обществу, государству, происходит снижение доверия к старшему поколению, переориентация на личное благополучие, выживаемость, самосохранение. Материальные блага стали занимать значительно больше места в желаниях школьников, культура и образование, как и духовно-нравственные ценности, отодвигаются на задний план их ценностных ориентаций.

Очевидно, что преодоление этого кризиса и в жизни общества, и в жизни отдельных людей, формирование подлинно нравственной личности возможно только при восстановлении подлинных духовных основ бытия нашего общества, его нравственности.

Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.

Россия выросла на духовных основаниях православного верования. Исторические вехи ее становления связаны с именем святого князя Владимира, со "Словом о законе и благодати" митрополита Киевского Иллариона (ХI в.), с единением русского воинства на поле Куликовом под духовным водительством преподобного Сергия Радонежского.

Доброта, милосердие, трудолюбие, совестливость, семейное и соборное братство формировались в православном быту, и потому изучение подлинной истории жизни и традиций русского народа, народной культуры невозможно без знаний основ духовной культуры.

Все усилия педагогов  направлены на социальную адаптацию ребенка, т. е. на его активное приспособление к принятым в обществе правилам и нормам поведения, а также открыть возможности для развития  информационной культуры детей, в том числе детей-инвалидов, оторванных от социума.

Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.

2. Актуальность  программы

В последнее время в нашей стране, постепенно возрождающейся после неисчислимых бедствий и испытаний атеистического времени, особое внимание уделяется проблемам духовного воспитания подрастающего поколения. Дети - наше будущее, будущее нашей страны, и каким будет оно, зависит от того, какими мы воспитаем наших детей, какие морально-этические нормы жизни будут заложены в них. Государство, общество всё более осознают это и выявляют всё больше доброй воли в стремлении сотрудничать в деле духовного возрождения нашей страны с Русской Православной Церковью, объединяя с ней свои усилия в деле воспитания и образования подрастающего поколения.

Для того, чтобы общество смогло выжить и сохранить свою уникальную культуру, оно должно обязательно передавать – наследовать те духовные, ценностные ориентиры, по которым жило, на которых держалось всю историю своего существования. Если общество не обращается за опытом передачи духовных ценностей, то оно неизменно в конечном итоге разлагается.

Актуальность программы заключается в следующем:

  • её реализация будет способствовать становлению национального сознания, заполнению существующего у молодёжи духовного вакуума;
  • даст надёжные нравственные ориентиры, вытекающие из традиций национального сознания;
  • утверждение национального образа жизни, основанных на духовных ценностях, будет способствовать формированию принципов жизнеспособной цивилизации;
  • единый духовный стержень консолидирует общество и будет способствовать укреплению стабильности в обществе.

Проблема развития личности подростка, формирование ее духовно-нравственной сферы является одной из центральных задач педагогики. Эти знания помогают учащимся приобрести черты зрелой личности, способной в дальнейшем адаптироваться в социуме.

Детство - время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек. С самого юного возраста происходит накопление нравственного опыта и обращение к духовной жизни с нравственным самоопределением и становлением самосознания. И чем же насыщено сегодня это самое детство? Со всех сторон на детей обрушились цинизм, насилие, безверие и глумление над всем, что свято для души человеческой.

Именно сегодня, говоря о спасении и возрождении России, в первую очередь необходимо говорить о создании единого образовательного и воспитательного пространства по духовно-нравственному воспитанию детей и подростков

Главная забота всех, кому небезразлично будущее России, - есть многостороннее очищение нашего Отечества "от всякия скверны", восстановление силы Святой Руси. Для этого надо, не теряя ни минуты, начинать работу по пробуждению в детских сердцах Веры, Надежды и Любви. Именно сегодня нужно посеять в детских душах семена таких понятий как долг, честь, советь, покаяние, любовь и преданность Отечеству и другие, для того, чтобы завтра они дали всходы. Иначе на их месте снова произрастут "плоды", ведущие к гибели нации. В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость; ее, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности страны.

3. Цель Программы

Цель духовно-нравственного воспитания – развитие высокой духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах родного края и Родины.

Цель определяется общей потребностью россиян в сильном и могущественном государстве; восстановлении и укреплении национальных традиций, ценностей, идеалов; в сплочении всего народа на благо Родины, Отечества, человека; в духовно-нравственном оздоровлении всех слоёв населения; психологической готовности к любым испытаниям, трудностям во имя интересов каждого человека и всего народа нашей великой Родины.

Идея возрождения национальных духовных традиций и ценностей оформляется в цель жизнедеятельности российского общества, всех слоёв населения, воплощается в процессе воспитания и просвещения подрастающего поколения.

Познать жизнь и достигнуть истинного счастья может лишь духовно развитая личность, способная гармонично воспринимать окружающий мир в его вселенской целостности. Для постижения этого человеку необходимо уметь оценивать мир высшими нравственными категориями, осознавать ответственность за свои поступки перед людьми и собственной совестью. Отсюда вытекают следующие основные задачи.

4. Задачи Программы

Стратегические задачи:

служение своему Отечеству и народу;

возрождение и формирование у учащихся духовных ценностей;

формирование бережного отношения к культурному наследию родного края, России; природе страны; людям и природному окружению своей местности; истории и традициям Кингисеппского района, Ленинградской области;

усвоение лучших моральных и нравственных принципов, выработанных человечеством на протяжении своей истории;

усвоение и воплощение в жизнь нравственных традиций русского народа и своего этноса;

гармоничное духовное развитие каждой личности, привитие ей основополагающих принципов нравственности: доброты, честности, желания заботиться о ближнем, укрепления семейных уз, любви к младшим и уважения к старшим;

формирование национального самосознания, ответственного отношения к русскому языку как государственному и как средству межнационального общения, уважения к своему родному языку.

Тактические задачи:

активизация совместной просветительской деятельности всех заинтересованных сторон, обмен опытом, информацией и осуществление совместных проектов;

достижение нового уровня взаимодействия семьи, образовательных учреждений, органов управления образованием, культурой, детских и молодежных общественных организаций, религиозных организаций, исповедующих традиционные религии, в воспитании и социализации детей и подростков;

развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; формирование духовно-нравственных качеств личности;

воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, уважающих права и свободы личности, проявляющих национальную и религиозную терпимость;

утверждение национальных чувств и национального достоинства каждого человека в повседневной жизни и деятельности; формирование уважительного отношения друг к другу и преодоление кичливости, эгоизма и чванства.

Организационные задачи:

интеллектуальное, методическое и финансовое обеспечение программы;

интеграция задач духовно-нравственного воспитания и просвещения в исследовательские проекты.

5. Ценностные установки духовно-нравственного воспитания обучающихся, воспитанников

Традиционными источниками нравственности являются:

  • патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);
  • социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
  • гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
  • семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
  • труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
  • наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
  • традиционные российские религии, искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
  • природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);
  • человечество (мир во всем мире, многообразие и равноправие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).

6. Направления организации работы

по духовно-нравственному воспитанию

Основными направлениями работы по духовно-нравственному воспитанию являются:

В сфере образования:

включение духовно-нравственных компонентов в воспитательную деятельность ЦИТ;

включение мероприятий, направленных на духовно-нравственное воспитание учащихся в деятельность ЦИТ, вовлечение в данную работу родителей и общественных организаций;

проведение конференций, семинаров, совещаний по вопросам духовно-нравственного воспитания детей и молодежи;

организация мероприятий: экскурсии, десанты, сборы помощи, благотворительные, экологические, военно-патриотические мероприятия, полезные дела и т.д. ;

усиление взаимодействия семьи и ЦИТ для духовно-нравственного развития и гражданского воспитания учащихся;

проведение научно-практических семинаров по духовно-нравственному,  гражданскому и патриотическому воспитанию детей и подростков для педагогов дополнительного образования, текущих консультаций, заседаний научно-методических объединений и открытых мероприятий по духовно-нравственному, гражданскому и патриотическому воспитанию учащихся;

участие в конкурсах по гражданской, патриотической и духовно-нравственной тематике.

В сфере семейной политики:

содействие популяризации семейных ценностей, оказание поддержки семьям во внедрении традиционных и новых методов духовно-нравственного, семейного воспитания, способствующих развитию патриотизма;

возрождение и укрепление семейных традиций, духовности и нравственности в обществе;

обеспечение условий для роста воспитательного, духовно-нравственного потенциала семьи, предупреждение насилия в семье;

формирование позитивного "просемейного" общественного мнения, повышение в обществе престижа многодетной и социально благополучной семьи;

повышение ответственности родителей за создание условий по жизнеобеспечению, воспитанию, образованию и развитию детей.

В сфере совершенствования системы патриотического воспитания граждан:

поддержка общественных инициатив, направленных на патриотическое воспитание граждан Российской Федерации;

формирование авторитета и уважения к государственным символам, активное их использование в духовно-нравственном воспитании и развитии подрастающего поколения;

активное использование внешней атрибутики и символики в идейно-воспитательной работе, формирование авторитета и уважения к государственным символам, ознакомление с правилами их использования;

проведение торжественных мероприятий, посвященных государственном праздникам и дням воинской славы.

В сфере профилактики межнациональных и межрелигиозных конфликтов:

принятие профилактических, воспитательных и пропагандистских мер, направленных на предупреждение межнациональных и межрелигиозных конфликтов, противодействие распространению экстремистских материалов через средства массовой информации и информационно-телекоммуникационную сеть Интернет;

формирование в ученической среде обстановки нетерпимости к пропаганде и распространению идей экстремизма, ксенофобии, национальной исключительности, направленных на подрыв общественно-политической стабильности, национального мира и согласия;

предотвращение и пресечение деятельности, направленной на подрыв безопасности государства, разжигание расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды;

В сфере использования средств массовой информации:

обеспечение защиты детей и подростков от информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию;

целенаправленное и творческое освещение духовно-нравственных идеи, противодействие всем попыткам дискредитации, девальвации духовно-нравственных ценностей в СМИ, литературе и искусстве;

организация постоянно действующих рубрик по духовно-нравственному воспитанию и просвещению на официальном сайте ЦИТ;

использование СМИ и иных информационных ресурсов при проведении мероприятий, популяризирующих ценности российского общества (здоровье, семья, Родина, патриотизм, труд, служение отечеству, добрососедство, права человека, активная жизненная и гражданская позиция, ответственность и пр.);

регулярное освещение в СМИ итогов работы в сфере духовно-нравственного воспитания.

                                    7.  Механизм реализации программы

7. 1 Основополагающие принципы работы:

  1. "Дойти до каждого" - это основной принцип работы. Каждый учащийся может стать участником православно ориентированного мероприятия, будь то  тематическое занятие в кружках,  выставки, праздники, экскурсии и д.т.
  2. "Добровольное участие" – каждый учащийся должен сам решить степень своего участия в программе, определить свое место в системе мероприятий, но главное, он должен захотеть быть приобщенным к познанию ценностей духовной культуры и основ нравственности.
  3. "Уважай личность каждого" - предполагает атмосферу бережного отношения к личности каждого человека, уважение его мнения и выбора. 

7. 2 Методы реализации программы

  • наглядный
  • словесный
  • исследовательский

7. 3 Формы работы:

  • Планирование единой системы духовно-нравственного воспитания учащихся кружков разных направленностей.
  • Инклюзивное обучение и индивидуальное обучение детей-инвалидов.
  • Участие в конкурсах и духовно-нравственного содержания.
  • Проведение совместных мероприятий.
  • Экскурсии, целевые поездки по историческим, культурным и святым местам.
  • Тематические вечера патриотической направленности.
  • Тематические вечера эстетической направленности (открытые занятия курса «Волшебный мир Русского музея», презентации научно-публицистического журнала «ЦИТрон»).
  • Организация выставок (совместная деятельность педагогов, детей и родителей).
  • Разработка и реализация виртуальной галереи творчества художников Кингисеппской земли.
  • Встречи в рамках курса «Путешествие по малой Родине» при сотрудничестве с Кингисеппским историко-краеведческим музеем.
  • Организация кружковой работы.
  • Публикация информации о мероприятиях и достижениях учащихся на официальном сайте ЦИТ.

7. 4 Формы работы с педагогами

 в процессе реализации программы:

  • Заседания педагогического  и методического советов учреждения  
  • Партнерство по вопросам духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения с представителями  Кингисеппской средней общеобразовательной школы Православной культуры, районным Советом ветеранов, районным поисковым отрядом «Форпост».
  • Круглые столы творческой группы.

7. 5 Формы работы с родителями

  • Родительские собрания на духовно-нравственные темы.
  • Дни открытых дверей.
  • Проведение совместных учебно-воспитательных мероприятий (выставки, конкурсы).
  • Привлечение родителей к организации походов, поездок и экскурсий.
  • Проведение совместных с детьми мероприятий при подготовке и презентации научно-публицистического журнала «ЦИТрон».
  • Публикация информации о мероприятиях и достижениях учащихся на официальном сайте ЦИТ.

7.6. Нормативно – правовое обеспечение  программы.

  • Конституция Российской Федерации;
  • Закон Российской Федерации «Об образовании»;
  • Федеральный закон от 26.09.1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2015 г. № 1493 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 гг.»;
  • Письмо Министерства Образования РФ от 19 марта 1993 г. «О светском характере образования  в государственных образовательных учреждениях Российской Федерации»;
  • Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников.

                               

7.7.  Информационное сопровождение

           Популяризация достигнутых результатов в реализации программы:

  • на сайте МБУ ДО «Центр информационных технологий»;
  • в социально-образовательных сетях;
  • в СМИ;
  • в научно-публицистическом журнале «ЦИТрон».        

                         

7.8. Распространение педагогического опыта

  • на семинарах различного уровня,
  • на методических объединениях,
  • на педагогических советах,
  • на открытых занятиях и др.

         

7.9. Развитие социального партнёрства учреждения  

в ходе  реализации программы:

  • Кингисеппская средняя общеобразовательная школа Православной культуры;
  • Кингисеппский историко-краеведческий музей;
  • Кингисеппский поисковый отряд «Форпост»;
  • Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей  "Центр эстетического воспитания и образования детей";
  • Государственный Русский музей г.Санкт-Петербург;
  • Ивангородская центральная библиотека;
  • Ивангородский художественный музей.

7.10. Организация контроля

  1. Проведение исследований и мониторингов.        
  2. Промежуточный мониторинг эффективности реализуемой программы  и внесение в неё необходимых корректировок.        
  3. Итоговый анализ реализации программы.        

7.11. Материально-технические ресурсы

Ресурсы

Оснащение

Назначение

Лекционный кабинет на 25 рабочих мест

Мультимедийная техника с возможностью проведения видеоконференций

Проведение лекций и семинаров, видеоконференций, вебинаров

2 Конференц-класса на 20 рабочих мест

Мультимедийная техника с возможностью проведения видеоконференций

Проведение занятий по групповой методике, соревнований, турниров, вебинаров

4 кабинета информатики и ИКТ на 12 рабочих мест каждый

Интерактивный комплекс

Проведение учебных занятий в группах, индивидуальных занятий

Серверные

Собственные сервера

Управление единой образовательной сетью, предоставление защищенного хостинга для образовательных ресурсов Кингисеппского района

Автоматизированная информационная система «Сетевой город. Образование»

Электронный  журнал, портфолио, обратная связь, объявления, отчетность

Электронный  журнал, портфолио, обратная связь, объявления, отчетность

Официальный сайт МБОУ ДОД «ЦДОД «ЦИТ»

Электронные базы данных

Электронная форма заявок, электронная приемная, обратная связь, объявления, отчетность, портфолио, электронные публикации

Виртуальный филиал Русского музея

Мультимедийный комплекс, 12 учебных мест, оснащенных ПК, программное обеспечение, библиотека

Виртуальные экскурсии по Русскому музею, исследовательская деятельность, учебные и творческие мероприятия

Виртуальная галерея произведений художников Кингисеппского района

Экспозиция картин, биографические справки, эссе

Исследовательская деятельность, учебные и творческие мероприятия

Научно-публицистический журнал

Интернет-издание

Площадка для публикации исследовательских и творческих работ учащихся

7.12. Система основных мероприятий программы

Наименование мероприятия

Сроки исполнения

Исполнители

1. Нормативное - правовое обеспечение реализации Программы

1.1.

Разработка нормативно-правового  акта об утверждении Программы

2016 г.

Заместитель директора по УВР

1.2.

Формирование нормативной базы по вопросам духовно-нравственного воспитания

На весь период

Заместитель директора по УВР

2. Мониторинг Программы

2.1.

Формирование банка данных эффективных диагностических методик, программ, научно- методических разработок, рекомендаций по проблеме духовно-нравственного воспитания.

постоянно

Заместитель директора по УВР

2.2.

Выпуск сборников  проектно-исследовательских работ учащихся ЦИТ.

2 раза в год

Педагоги дополнительного образования

2.3.

Подготовка ежегодного информационно-аналитического отчета

ежегодно

Заместитель директора по УВР, педагоги дополнительного образования

3. Финансирование в рамках Программы

3.1

Финансовое обеспечение муниципального задания

ежегодно

Администрация МО «Кингисеппский муниципальный район»

3.2

Целевая поддержка участия детей в региональных, международных, предметных олимпиадах и конкурсах (премии, стипендии, гранты).

ежегодно

Администрация МО «Кингисеппский муниципальный район»

Комитет по образованию

3.3

Целевая поддержка мероприятий по досугу одаренных детей.

ежегодно

Администрация МО «Кингисеппский муниципальный район»

Комитет по образованию

3.4

Целевая поддержка одаренных детей- инвалидов, их развития и социальной адаптации.

ежегодно

Администрация МО «Кингисеппский муниципальный район»

Комитет по образованию

3.5

Целевая поддержка талантливых педагогов, создающих специальные образовательные программы для поддержки детской одаренности.

ежегодно

Администрация МО «Кингисеппский муниципальный район»

Комитет по образованию

4.  Методическое обеспечение реализации Программы

4.1

Разработка модели реализации программ дополнительного образования технической, естественнонаучной, социально-педагогической, художественной направленностей средствами исследовательской деятельности, методиками духовно-нравственного воспитания

2016 г.

Методический совет

4.2

Создание технологии по формированию индивидуальной образовательной траектории в рамках образовательного кластера.

2016-2017 гг.

Заместитель директора по УВР, методист

4.3

Разработка и внедрение индивидуальных образовательных маршрутов, вариативных моделей образования учащихся, их адресная  дифференцированная поддержка.

201-2018 гг.

Заместитель директора по УВР, методист, педагоги дополнительного образования

4.4

Экспертиза и  утверждение образовательных программ

2016 г.

Методический совет

4.5

Методическая поддержка деятельности педагогов дополнительного образования

постоянно

Методист

5. Психолого-педагогическое сопровождение реализации программы

5.1

Консультации психолога по проблемам духовно-нравственного воспитания

постоянно

Администрация ЦИТ

5.2

Психолого-педагогический лекторий для родителей по проблемам духовно-нравственного воспитания

ежегодно

Администрация ЦИТ

6. Информационно-технологическая  поддержка реализации программы.

6.1

Создание  информационной системы развития исследовательской деятельности учащихся в образовательной системе, включая банк данных образовательных программ, использующих элементы исследовательской деятельности.

2016-2017 гг.

Администратор сайта ЦИТ

6.2

Подготовка и пополнение каталога образовательных информационных ресурсов по проблемам духовно-нравственного воспитания для работы с учащимися

постоянно

Администратор сайта ЦИТ

6.3

Организация разработки, проведение экспертизы и внедрение авторских электронных материалов  на основе новых образовательных методик и технологий.

ежегодно

Администрация ЦИТ

6.4

Освещение в СМИ результатов деятельности по проблемам духовно-нравственного воспитания

В соответствии с годовым графиком мероприятий

Администрация

ЦИТ

7.13. Календарный план

Направления реализации проекта

Сроки

Количественные характеристики

Колич. часов

Колич. участников

Возрастной ценз

Организационные мероприятия

Подготовка и утверждение нормативных документов

Май-июнь 2016

Адм.– 3 чел.

Модернизация материально-технической базы

III-IV кварталы 2016 г.

Адм.– 3 чел.

Мониторинговые исследования

1 раз в полугодие

11-17 лет

Подведение итогов программы

2020 г.

Работа научно-исследовательских мастерских

Виртуальный филиал Русского музея

2016-2020 гг.

108

24

10-17 лет

Путешествие по малой Родине

2016-2020 гг.

72

12

10-12 лет

Клуб робототехники «Леонардо»

2016-2020 гг.

72

30

10-14 лет

Создание мультфильмов

2016-2020 гг.

72

320

10-11 лет

Научно-публицистический журнал «ЦИТрон»

2016-2020 гг.

Сверх прогр.

360

7-17 лет

Клуб «Без границ» (работа с детьми-инвалидами)

2016-2020 гг.

36

11

7-14 лет

Создание системы духовно-нравственного воспитания

Мониторинговые исследования

1 раз в полугодие

10-17 лет

Проведение научно-практической конференции

Ноябрь

3

25

14-17 лет

Участие в вебинарах по проблемам духовно-нравственного воспитания

По внешнему графику

По внешнему графику

Группы до 30 чел.

14-17 лет

Участие в видеоконференциях по разным предметам

По внешнему графику

По внешнему графику

Группы до 25 чел.

14-17 лет

Участие учащихся в конкурсном движении

постоянно

По внешнему графику

1185

7-17 лет

Проведение мероприятий, посвященных памятным датам

ежегодно

По календарномуграфику ЦИТ

12

14-17 лет

Торжественная церемония награждения лучших учащихся ЦИТ «Звездный Олимп»

Май

2

50

7-1 лет

Фестиваль личных достижений (портфолио)

Июнь

Декабрь

3

По заявкам

7-17 лет

Определение социальной значимости потенциала учащихся для своего региона

Изучение ориентации учащихся на будущую профессию.

Март-декабрь

16

14-17 лет

Экскурсионная поездка в Санкт-Петербург на День открытых дверей в СПбГУ

По графику СПбГУ

8

30

15-17 лет

Экскурсионная поездка в Санкт-Петербург на День открытых дверей в ИТМО

По графику ИТМО

8

30

15-17 лет

Экскурсия в Кингисеппский вычислительный центр

Сентябрь

2

30

10-14 лет

Экскурсия в порт «Усть-Луга»

Сентябрь

6

30

14-17 лет

Развитие педагогического потенциала

Семинар «Духовно-нравственное воспитание в современном информационном обществе»

2017 г.

2

30

Привлечение педагогов из числа преподавателей ВУЗов Санкт-Петербурга и Ленинградской области

В теч.года

В соответствии с уч.планом

3 преподавателя

Открытие на базе МБОУ ДОД «Центр информационных технологий» стажерской площадки кафедры информатизации Ленинградского областного института развития образования.

Сентябрь-декабрь

По плану ЛОИРО

30 педагогов района

7.14. Источники финансирования

1. Средства на выполнение муниципального задания

2. Муниципальные субсидии на поддержку образования

3. Собственные средства

7.15. Организация контроля

  • Проведение исследований и мониторингов.        
  • Промежуточный мониторинг эффективности реализуемой программы  и внесение в неё необходимых корректировок.        
  • Итоговый анализ реализации программы.        

8. Ожидаемые результаты:

1.Повысится духовно-нравственный уровень подрастающего поколения.

2. Нравственное воспитание и духовное образование поможет учащимся  в    самоутверждении.

3. Выполнение данной программы позволит правильно  оценивать окружающий их мир.

4. Духовно-нравственное воспитание будет способствовать сохранению и укреплению семейного микроклимата.

5. Позволит молодому поколению бережно относиться к историческому и культурному наследию нашего Отечества.

6. Реализация программы будет способствовать позитивной социализации молодёжи.

7. Поможет осознать ценность и уникальность своей личности.

8.Молодые люди смогут сформировать правильное патриотическое и гражданское самосознание.

9. Поможет сориентироваться в выборе дальнейшего жизненного пути.

10. Повысится уровень толерантности среди учащихся и родителей.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по нравственно-этическому воспитанию"Дорогами добра"

Программа «Дорогами добра» предназначена для воспитанников 7 – 8 классов коррекционной школы.Она актуальна и своевременна, так как в обществе остро ощущается дефицит бережного и заботливого отно...

ПРОГРАММА духовно-нравственного и патриотического воспитания детей «Дорогой добра».

ПРОГРАММА   духовно-нравственного и патриотического воспитания детей «Дорогой добра» реализуемая в МБОУДОД "Дом детского творчества г. Льгова"...

Классный час - дискуссия по духовно-нравственному воспитанию «Два гномика. Дорога добра»

“Из всех наук, которые человек должен знать, главная наука есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла, как можно больше добра”.Л.ТолстойОписание. Данная методическая разработка являет...

Практикум нравственности "Дорогою добра"

Практикум нравственности "Дорогою добра"...

Нравственный классный час-путешествие "Дорога добра"

Вводное занятие для мотивации подростков заниматься наставничеством с младшими школьниками....