ПРОГРАММА духовно-нравственного и патриотического воспитания детей «Дорогой добра».
рабочая программа по теме

Остроухова Марина Георгиевна

ПРОГРАММА   духовно-нравственного и патриотического воспитания детей «Дорогой добра» реализуемая в МБОУДОД "Дом детского творчества г. Льгова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_ddt_dorogoy_dobra.doc163.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Дом детского творчества г.Льгова»

ПРОГРАММА

  духовно-нравственного

и патриотического воспитания детей

«Дорогой добра»

Составила:

замдиректора МБОУ ДОД «Дом

 детского творчества г. Льгова»

Остроухова Марина Георгиевна

Программа

 духовно-нравственного и патриотического воспитания

детей « Дорогой  добра»

1. Пояснительная записка

Программа духовно-нравственного воспитания «Дорогой добра» разработана в соответствии с

  1. Конституцией РФ, ст. 28, ст. 29 (о свободе совести и о свободе информации)
  2. Законом Российской Федерации «Об образовании»
  3. Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (от 24.07.1998 г. №124-ФЗ)
  4. Национальной доктриной образования в Российской Федерации (утверждена Постановлением Правительства РФ 14.10.2000 г. №751).
  5. Всеобщей декларацией прав человека (принята 10.12.1948 г.)
  6. Декларацией прав ребенка (издательство ЮНЕСКО, принята 20.11.1959 г.)
  7. Рекомендацией о воспитании в духе уважения прав человека и основных свобод (издательство ЮНЕСКО, принята 19.11.1974 г.)
  8. Концепцией духовно-нравственного воспитания в Российской Федерации
  9. Федеральным законом «О свободе совести и религиозных объединениях»,
  10.   Законом Курской области «Об образовании в Курской области»
  11.  Областной целевой программой «Воспитание детей и молодежи в Курской области на 2010–2015 годы».

    Все эти юридические документы утверждают гарантии прав ребенка получать знания и воспитываться в соответствии с теми культурно-историческими традициями, которые являются для него родными. Для русского человека эти традиции коренятся в Православии – государствообразующей и культуро-образующей духовной среде России.   К работе по созданию программы привлекались: администрация  МБОУ ДОД «Дом детского творчества г.Льгова»,  представители родительской общественности.         Программа является открытой для качественных изменений, корректировки целей и способов достижения результатов с учетом изменяющихся внешних условий. Программа рассчитана на 5  лет.

Великий русский педагог К.Д. Ушинский писал, что, прежде чем перейти к твердой пище, ребенок вскармливается молоком матери, прежде чем учить ребенка любить другие страны и другие народы, надо его научить уважать свою страну и свой народ. Воспитание должно быть культуросообразным, тогда только можно сформировать гражданина своей страны, нравственно развитую личность.

    Программа духовно-нравственного и патриотического воспитания «Дорогой добра»   МБОУ ДОД «Дом детского творчества г.Льгова» направлена на создание

условий для приоритетности духовно-нравственного и патриотического

воспитания в процессе образования, развитие   системы духовно-нравственного и патриотического воспитания обучающихся.

Основные направления деятельности:

1. Повышение квалификации педагогических работников в области

воспитания молодого поколения.

Реализуется через:

- конференции по проблемам воспитания и развития дополнительного

образования детей;

- конкурсы педагогического мастерства (педагогических инноваций «Мир педагогических открытий», «Сердце отдаю детям», по организации оздоровления, каникулярного отдыха и занятости детей, «Жизнь дана на добрые дела» и др.);

- семинары-практикумы;

 - творческие мастерские;

 - мастер-классы;

- выставки программно-методического обеспечения.

2. Развивающая образовательная и досугово-познавательная деятельность разных категорий детей и подростков: одарённых в различных видах творчества (социально-педагогическом, литературном, художественном, интеллектуальном и др.), девиантного поведения, групп риска.

Реализуется через:

-  программы «Детский народный календарь», «Мой край», «Лепка», «Умелые руки», «Вязание», «Декоративно – прикладное творчество», «Природа и творчество», «Юный натуралист», «Конструктор», «Стрелок»;

- коллективные творческие дела, организационно-деятельностные игры;

- благотворительные акции «Уборка территории храма», «Рождественская открытка», пасхальная «Помоги ближнему», «Мы помним тебя солдат» (уборка территории одиночных памятников и братских могил);

 - участие в городских православных  молодёжных фестивалях и праздниках «Николай Чудотворец», «Рождество Христово», «Золотые купола», «Святая Русь. (Троица)»;

 - организацию мероприятий, выставок и экскурсий  музея «Дома детского творчества г. Льгова» «Молодая гвардия».

3. Психолого-педагогическое просвещение родительской общественности по вопросам семейного воспитания.

Реализуется через:

- индивидуальные и групповые консультации;

- совместную творческую деятельность: занятия, праздники народного и православного  календаря и др.

Кадровое обеспечение:

Кадровое обеспечение предусматривает поэтапную реализацию системы мер по просвещению, подготовке и переподготовке работников образования в вопросах духовно-нравственного и патриотического воспитания, способных эффективно, на уровне современных требований решать задачи духовно-нравственного и

патриотического воспитания детей и молодёжи  г. Льгова.

2. Актуальность  программы духовно-нравственного и патриотического воспитания

  • Наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
  • В современном мире  ребёнок живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на его неокрепший интеллект и чувства, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
  • Само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».
  • Вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют  обучающегося о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

    Дополнительное образование детей  строится на принципах гуманистической педагогики, впитавшей в себя многие ценности христианской антропологии. Философы, педагоги, психологи, стоявшие у истоков этого учения (К.Д.Ушинский, В.В.Зеньковский, С.И.Гессен), утверждали право ребенка идти своим путем, иметь свои вкусы и интересы, а от педагога требовали относиться к своему воспитаннику с уважением, ценить его внутренний мир и  право на  свободу выбора, поскольку «все подлинное в человеке может быть только свободным, идущим изнутри» (Зеньковский. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М., 1993, с. 29)

При этом свобода рассматривается не как абсолютное благо, а как большая ответственность в выборе между добром и злом, как источник творческого роста   и способ ухода от зла. Такой подход тем более важен, что этот выбор должен сделать сам человек,  в него невозможно вложить добро, нельзя заставить быть добрым. Этот тезис является основным в духовном воспитании, цель которого – в обеспечении связи добра и свободы.

   Программа « Дорогой добра» построена на местном материале с целью воспитания уважения к своему дому, родной земле, малой родине; приобщение ребёнка к национальному культурному наследию: местному фольклору, народным художественным промыслам, культурным традициям, произведениям местных поэтов и писателей, мастеров-умельцев, художников, природе родного края.

Создание программы является закономерным итогом целенаправленной деятельности, военно-патриотической работы педагогического коллектива с целью воспитания у  обучающихся высоких духовно-нравственных качеств.

 

3. Этапы реализации Программы

  • I этап – подготовительный (2010/2011 гг.)

Аналитико-диагностическая деятельность.

Поиск и коррекция инновационных технологий, форм, методов и способов воспитания с учетом личностно значимой модели образования. Изучение современных технологий новаторов, обобщение их педагогического опыта. Определение стратегии и тактики деятельности.

  • II этап – практический (2011/2012гг., 2012/2013гг., 2013/2014гг.)

Апробация и использование в учебно-воспитательном процессе личностно-ориентированных технологий, приемов, методов воспитания  детей, социальной и психолого-педагогической поддержки личности ребенка в процессе развития и раскрытия его индивидуальных особенностей.

Осуществление опытно-педагогической деятельности по моделированию и построению воспитательной системы по духовно – нравственному и патриотическому воспитанию.

  • III этап – обобщающий (2014/2015гг.)

Обработка и интерпретация данных за  5 лет. Соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами. Определение перспектив и путей дальнейшего формирования воспитательной системы.

4. Цель и задачи Программы

Целью Программы является гармоничное духовное развитие личности  обучающегося и привитие ему основополагающих принципов нравственности на основе православных, патриотических, культурно-исторических традиций России.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

  • Воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции,

сопричастности к героической истории Российского государства, готовности служить Отечеству.

  • Формирование духовно-нравственных ориентиров на основе традиционных общечеловеческих и христианских ценностей.
  • Раскрытие определяющей роли Православия в становлении культурных и духовно-нравственных традиций русского народа, гражданских основ Российского государства.
  • Физическое развитие учащихся, формирование навыков здорового образа жизни.
  • Консолидация и координация деятельности Дома детского творчества, семьи, общественности в духовно-нравственном и патриотическом воспитании детей.

5. Принципы Программы

1. Принцип природосообразности.

2. Принцип целостности учебно-воспитательного процесса.

3. Принцип сотрудничества, социального партнёрства.

4. Деятельностный подход.

5. Личностно-ориентированный подход.

6. Возрастной подход.

6. Ожидаемые результаты

1. Знание и понимание учащимися истоков отечественной материальной и духовной культуры, осознание духовных основ русской культуры, культурообразующей роли православия для России, способность к творчеству в пространстве русской культуры, умение жить по законам гармонии и красоты.

2. Духовно-нравственный потенциал подрастающего поколения. Высокий уровень самосознания, самодисциплины, способность сделать правильный нравственный выбор. Гуманность, уважение прав, свобод и достоинства других людей.

3. Убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит свою Родину, гордится ее славной историей, изучает историко-культурное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.

4. Ведение здорового образа жизни, физическое развитие и стремление к физическому самосовершенствованию, отсутствие вредных привычек, отношение к духовному и физическому здоровью как к важной личной и общественной ценности, экологической культуре.

5. Взаимодействие семьи, школы, православного прихода Свято – Никольского храма и МБОУ ДОД «Дом детского творчества г.Льгова»  в процессе духовно-нравственного и патриотического воспитания, Дом детского творчества – центр социокультурной среды.

6. Убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.

7. Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле. Воспитание экологической культуры.

7.  Разделы программы:

«Здравствуй, это Я!»

«Красота вокруг нас»

«Россия – Родина моя»

«Православная радуга»  

«Здоров будешь - всё добудешь!».

 «Содружество с семьёй»

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

п./п

Этапы

Цель

Задачи

Формы работы

1

«Здравствуй, это Я!»

Создание условий для проявления обучающимися объединения инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в  реальных  жизненных ситуациях, развитие интереса к  деятельности Дома детского творчества.

Создание условий для равного проявления  обучающимися своих индивидуальных способностей в творческой деятельности,

использование активных и нестандартных форм   деятельности  детей, отвечающих их интересам и возможностям,

развитие способностей адекватно оценивать свои и чужие достижения, радоваться своим успехам и огорчаться за чужие неудачи,

использование досуговой деятельности как средство развития эстетических умений учащихся и  становление этических понятий. 

Тестирование, анкетирование, опрос, творческие работы,    педагогические  наблюдения, беседы,

празднование памятных дат в жизни   обучающихся; празднование памятных дат календаря;

театрализованные представления, фестивали, презентации, конкурсы талантов.

2

«Красота вокруг нас»

Развитие творческой активности  обучающихся.

Раскрытие нравственной стороны познания окружающего мира, его богатства, красоты и разнообразия;
воспитание чувства ответственности по отношению к природе, понимание взаимосвязи живой и неживой природы;
формирование средствами  программ художественно-эстетического  направления духовно-нравственную личность, способную отличать внешнюю красоту от внутренней, стремящуюся к гармонии, 

выявление и развитие индивидуальных способностей, умений и навыков
в творческой деятельности, творческого воображения обучающихся,

развитие трудовых умений в процессе выполнения творческих заданий, включение в общественно-полезную деятельность.

Конкурсы (внутри учреждения, муниципальные, региональные, Всероссийские и т. д.), выставки работ; кружки, позволяющие развить творческие способности, творческие мастерские; театральные постановки, тематические вечера, проектная деятельность

этические беседы, совместные экскурсии, часы общения, творческие работы индивидуальные и коллективные, проекты, выставки,

использование ИКТ: проектные задания (презентации).

3

«Россия – Родина моя».

Формирование основных нравственных качеств, чувства гордости за родной край, ответственности за сохранение памятников истории и культуры

Воспитание любви к родному краю, к своей малой родине, чувства благоговения к святыням, уважения к защитникам Отечества;
знакомство с изменениями в общественно-политической жизни страны, развитие чувства патриотизма;
развитие личности гражданина, защитника Отечества, ответственного отношения к семье, к людям
поддержка стремления семьи к духовному росту, к высшим духовным ценностям, реализующимся в служении ближним, обществу, Отечеству.

   Встречи с ветеранами войн, уроки мужества, этические беседы, встречи с семьями, диспуты, торжественные сборы, линейки, классные часы, КТД, конкурсы, сочинения, просмотр и обсуждение фильмов, и т.д.

4        

«Православная радуга».

Формирование представлений о православной культуре в контексте прошлого и настоящего нашей Родины.

Формировать систему отношений и нравственного поведения школьников на примере духовно-нравственных традиций и ценностей отечественной культуры;

- воспитывать уважительное отношение к традициям своего и других народов;

- развивать нравственные чувства (сопереживание, ответственность за другого человека, благодарение, уважение к старшим, терпимость, доброжелательность, милосердие) на материале положительных примеров жизни героев отечественной истории и культуры и христианских святых.

Посещение  храмов  Курской области,

паломнические экскурсии. Посещение музеев, знакомство с подвигами святых и героев своей Земли.

Беседы, открытые занятия, участие в концертах, инсценировки библейских сюжетов, выставка детских работ, конкурсы, викторины.

Организация работы с детской православной воскресной школой, сотрудничество с молодёжным православным клубом Свято – николаевского храма.

Участие в трудовых десантах по уборке территории храмов.

Выпуск фотогазет.

6

«Здоров будешь - всё добудешь!»

 Использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости физического и психического здоровья человека. Воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения.

способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении

результата,

 осознание обучающимся ценности человеческой жизни,

формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу

для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной

безопасности личности.

Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни и привитие навыков ответственного отношения к нему;
профилактика вредных привычек;
на примерах семьи, средствами художественно-эстетического цикла  воспитывать нравственную личность, стремящуюся к правде, добру, красоте внутренней и внешней. 

Дни здоровья. Совместные прогулки, кроссы, спортивные соревнования, праздники, походы, эстафеты, турниры, акции, встречи и пр.

Сотрудничество с детской спортивной школой города  Льгова.

«Содружество с семьёй»

Формирование отношения к семье

как основе российского общества,

 формирование у обучающегося

уважительного отношения к родителям,

осознанного, заботливого отношения к

старшим и младшим, формирование представления

 о семейных ценностях,

гендерных семейных ролях и уважения к ним,

развитие доброжелательности и эмоциональной  отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям,

 развитие трудолюбия,

 Организация и совместное проведение досуга  детей родителей,

 организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед,

создание  условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов,  детей и родителей,

обучение родителей умению быть родителем, владеть приемами воспитания и взаимодействия с детьми.

Праздники семьи, спортивные состязания с участием мам, пап, бабушек и дедушек,

праздники, посвященные красным датам календаря (Рождество, Сретение, 23 февраля, 8 Марта, Пасха, День Победы, Троица и др.) и красным датам  Дома детского творчества (1 Сентября, День памяти Льговских Молодогвардейцев, День  освобождения г. Льгова и др.)

походы выходного дня, экскурсии, викторины.

дни творчества, дни открытых  дверей,

индивидуальные и групповые консультации для детей и родителей, тематические беседы с детьми и родителями.

Мероприятия

МБОУДОД «Дом детского творчества г. Льгова»

по реализации программы духовно-нравственного развития и патриотического воспитания

№ п/п

Наименование мероприятия

Место проведения

Время проведения

1.

Линейка знакомств «Здравствуй, это я!»

Дом детского творчества, г. Льгов

 Сентябрь

2.

Вахта памяти Льговских молодогвардейцев.

Дом детского творчества, г. Льгов

19 сентября

3.

Беседы о православных праздниках.

Дом детского творчества, г. Льгов

Сентябрь – Май

4

Тематические,

беседы, устные журналы,

дискуссии, диспуты по

духовно-нравственной

тематике.

Дом детского творчества, г. Льгов

Сентябрь – Май

5

Конкурс фоторабот «Святые места родного края»

Дом детского творчества, г. Льгов

Сентябрь – Май .

6

Беседы, уроки Милосердия, с

приглашением священнослужителей.

Дом детского творчества, г. Льгов

Сентябрь – Май .

7

Организация мероприятий по уборке территорий храмов

Курская область

Сентябрь – Май .

8

Городские соревнования по стрельбе, посвящённые Дню рождения Героя Советского Союза Бессонова В.Б.

Дом детского творчества, г. Льгов

 Октябрь

9

«Безопасное колесо»

Дом детского творчества, г. Льгов

Октябрь

10

Месячник пожилого человека.

Акция милосердия «Спешите

делать людям добро»

Г. Льгов

Сентябрь - октябрь

11

«Осенний бал»

Дом детского творчества

 Октябрь

12

Всемирный день не курения:

- выпуск стенгазет;

- тематические  беседы

Дом детского творчества,

 г. Льгов

Ноябрь

13

Выставка творческих работ «Все вместе делаем добро!»

Дом детского творчества, г. Льгов

Ноябрь,

осенние каникулы

14

Областной фотоконкурс «Мир, в котором я живу»»

Курск, ОЭБЦ

Ноябрь

15

Всемирный день борьбы со

СПИДом:

- выставка стенгазет

Дом детского творчества, г. Льгов

Декабрь

15

Областной фотоконкурс «Техника и мы»

Курск,   ЦТРГО

 

Декабрь

16

Участие в международном творческом конкурсе «Три эпохи – Три великие победы!»

Г. Курск, ул. Сонина, 4

Декабрь

17

Участие в городском молодёжном православном фестивале «Под покровом Святителя Николая»

г.Льгов

Районный Дом Культуры

Декабрь

18

Участие в областном конкурсе «Рождественская открытка»

Курск ЦТРГО

 Декабрь

19

Коллективная творческая

работа «Рождественские

окна», выставка рисунков

«Рождество»

Дом детского творчества, г. Льгов

Декабрь - январь

20

Участие в   выставке

рисунков «Дорога к Храму»

Дом детского творчества, г. Льгов

Декабрь - январь

21

«Новогодняя сказка»

Дом детского творчества

 Декабрь

22

Театрализованное представление «Рождество Христово»

Дом детского творчества,

Воскресная школа Свято-Никольского храма, Покровский храм с. Ивановское, Коррекционная школа,

ОКУ «Льговский центр соцпомощи»

 Декабрь

Январь

 

23

Игра «Путешествие по городу мастеров»

Дом детского творчества

Январь

24

Областной фото-конкурс «Память жива»

ОБОУДОД «Курский ОДЭБЦ»

В течение года

 

25

Областной смотр-конкурс музеев образовательных учреждений Курской области (ОБО ОЦРТД и Ю)

«Молодая гвардия»

«Музей предметов быта»
ДДТ

 Раз в три года

26

Месячник патриотического воспитания:

- декада посещения музеев;

- День защитника Отечества

 - День освобождения г. Льгова

Дом детского творчества, г. Льгов

Февраль - Март

27

Спортивная игра «Мама, папа, я –

спортивная семья»

Дом детского творчества, г. Льгов

Февраль

28

Соревнования по стрельбе, посвящённые «Дню защитника Отечества»

Дом детского творчества

 Февраль

29

Городская выставка рисунков и изделий декоративно-прикладного творчества

Дом детского творчества

Февраль - Март

 

30

Областной конкурс творческих работ «Зелёная планета»

Г. Курск, ОЭБЦ

Февраль - Март

 

31

«Здравствуй, Масленица!»

Дом детского творчества

 Март

32

Творческая мастерская

«Пасхальный сувенир».

Дом детского творчества, г. Льгов

Март - Май

33

Областная выставка творческих работ

Г. Курск,  

ОБО ОЦРТД и Ю

 Март

34

Областная акция «Покормите птиц зимой»

Льгов –Курск ОБОУДОД «Курский ОДЭБЦ»

Декабрь-Апрель

35

Праздник «Сороки»

Дом детского творчества, г. Льгов

Март

36

Областной конкурс творческих работ «Природа и мы»

Областной конкурс творческих работ «Зелёная планета»

Апрель

37

Всемирный урок здоровья:

- конкурс стенгазет;

- тематические беседы.

Дом детского творчества, г. Льгов

Апрель

38

Областная выставка творческих работ «Русь мастеровая»

Г. Курск,

 ОБО ОЦРТД и Ю)

Февраль - Март

39

Театрализованное Пасхальное представление

МОУ СОШ № 4, ДДТ г.  Дом детского творчества,

Воскресная школа Свято-Никольского храма, Покровский храм с. Ивановское, Коррекционная школа,

ОКУ «Льговский центр соцпомощи»

 Пасхальная неделя

40

Участие в городском  православном фестивале «Золотые купола»

г.Льгов

Районный Дом Культуры

Пасхальная неделя

Благотворительная акция

«Помоги ближнему»

г. Льгов

Пасхальная неделя

41

Встречи с ветеранами Великой

Отечественной войны, участниками боевых действий.

Дом детского творчества, г. Льгов

В течение года

Благотворительная акция

«Мы помним тебя солдат»

г. Льгов

             Май

42

Конкурсы, викторины по военной

тематике (совместно со школами)

Дом детского творчества, г. Льгов

Май

43

Соревнования по стрельбе из ПВ, посвящённые Дню Победы

Дом детского творчества

 Май

44

Вахта памяти, посвящённая Дню Победы

Дом детского творчества

 Май

45

«День открытых дверей»

Дом детского творчества

 Май

46

Областная краеведческая конференция «История войны в истории семьи»

ОБОУДОД «Курский ОДЭБЦ»

 В течение года

 

47

Экскурсии, поездки по боевым и историческим местам Курской области

г. Льгов и Льговский район

Сентябрь - октябрь

Апрель - Май

48

Пешеходная экскурсия по г. Льгову

г. Льгов

Сентябрь - октябрь

Апрель - Май

49

Участие в реализации муниципального проекта «Улицы нашего города»

Г. Льгова

В течение года

50

Паломнические поездки и экскурсии по Святым местам Курской земли.

Курская область

В течение года

51

Участие в городском молодёжном православном  празднике»Святая Русь»

г. Льгов

Стадион «Льгов»

            Июнь

 

8. Ожидаемые результаты.

Обучающиеся должны иметь представления:
- о духовных и нравственных ценностях;
- о ценностном отношении к здоровому образу жизни, к окружающему их миру;

 - о семейных традициях, об особенностях семейных отношений;
- знакомы с историей и православной культурой   своей страны;
- умеют беречь и поддерживать красоту;
- проявляют сострадание, сочувствие, сопереживание;
- верят в свои силы, имеют желание самоотверженного служения на благо Родины; стремятся к добру и неприятию зла.

9. Диагностика

   Изучение особенностей учащихся, понимание мотивов их поведения дают возможность предвидеть их реакции в различных ситуациях, что, в свою очередь, делает воспитательную работу более рациональной и экономной.

Направления диагностики:

1. Изучение индивидуальных особенностей личности обучающегося:

  • общие сведения;
  • способности;
  • темперамент;
  • тип личности в общении;
  • самооценка;
  • успешность в деятельности;
  • уровень воспитанности.

 2. Изучение межличностных отношений:

  • социометрия;
  • социально-психологический климат в классе;
  • общие сведения;
  • способности;
  • темперамент;
  • тип личности в общении;
  • самооценка;
  • успешность в деятельности;
  • уровень воспитанности.

 3. Формы диагностики:

  • анкетирование;
  • тестирование;
  • наблюдение;
  • беседа.

Формы подведения итогов   программы:

- открытые мероприятия;

- выставки творческих работ воспитанников;

-участие в конкурсах;

- создание фотоальбомов и фотогазет;

- создание презентаций и видеофильмов;

- выступления с докладами и сообщениями по изучаемым темам;

- викторины, кроссворды, игры;

- инсценировки;

- итоговые концерты для родителей.

10. Заключение

   В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы, ставило перед собой основную цель – воспитать ребёнка мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым, верящим в возможность совершенствования мира и людей, честным, трудолюбивым, скромным, уважительным, ответственным.

    Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идёт поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждается в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования. 

       В ходе реализации программы  «Дорогой добра» происходит рациональное осмысление общечеловеческих и социальных ценностей, направленное на сознание личной причастности к миру во всех его проявлениях. Это позволяет нам сегодня надеяться, что мы сможем усвоить и продолжить лучшие традиции нашего Курского края. Сможем воспитать такие  качества личности как любовь к своей малой Родине,  трудолюбие, целеустремлённость, ответственность за результаты своей деятельности, уважительное отношение к людям труда и старожилам края; развивать способность понять безусловную значимость и разумность семейных традиций, приобщиться к православной и народной культуре родного края.

     Это доказывает особую значимость и  актуальность    программы « Дорогой добра»  по духовно-нравственному образованию и воспитанию детей.  Духовное развитие невозможно  без духовного опыта и без постоянного самообразования, самообучения, саморазвития в интеллектуальной сфере.

   Программа  «Дорогой добра» отвечает  требованиями Федерального государственного образовательного  стандарта общего образования. Создаёт  благоприятную среду,  для развития  личности обучающегося,     способствует  формированию его духовно – нравственной культуры, укреплению   здоровья.

11.Список литературы

1.  Государственная программа « Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» М-2001.

2. Областная целевая программа «Воспитание детей и молодежи в Курской области на 2010–2015 годы»

3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещение, 2009.

4.  Бруднов А.К..  Духовное воспитание  детей в системе доп. образования. Вечное слово. 1999, № 1

5.  Евладова Е.Б. Духовно – нравственное воспитание школьников в системе дополнительного образования.

Интернет – ресурс http://www.verav.ru/common/mpublic.php?num=17 

6. Лутовинов В.И. « Патриотическое воспитание молодёжи»; АПК и ПРО, М-2001.

7. Янушкявичус Р.В., Янушкявичус О.Л.. Основы нравственности. Беседы по этике для старшеклассников. М.: ПРО-ПРЕСС, 1998.