Использование технологии развития критического мышления для реализации ФГОС в рамках ОДОД: Дискуссионный клуб «Дебаты»
методическая разработка (8, 9, 10, 11 класс) на тему

Сухов Иван Борисович

Технология развития критического мышления (ТРКМ) основана на творческом сотрудничестве ученика и учителя, на развитии у учащихся аналитического подхода к любому материалу. Эта технология рассчитана не на запоминание материала, а на постановку проблемы и поиск ее решения. Критическое мышление означает не негативность суждений или критику, а разумное рассмотрение разнообразия подходов с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения. Ориентация на критическое мышление предполагает, что ничто не принимается на веру.

Цель технологии РКМ – обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс

В основе ТРКМ лежит дидактическая закономерность, получившая в отечественной педагогике название дидактического цикла, а в указанной технологии – «вызов – осмысление – рефлексия».

I. Стадия вызова. Первый этап работы направлен на актуализацию и обобщение имеющихся знаний по изучаемой теме, формирование личностной заинтересованности каждого ученика в получении новой информации. На данном этапе работы необходимо вызвать интерес к теме и мотивировать школьников к активной учебной деятельности. На стадии вызова целесообразно сочетать индивидуальную и групповую формы работы.

В рамках дискуссионного клуба «Дебаты» ОДОД ГБОУ Гимназия №63 для подготовки к дискуссии на заданную заранее тему используются различные методические приёмы. Один из таких приемов – «правило 4 П» или «проблема-причина-план-преимущество». Учащимся в рамках предложенной темы предлагается выбрать наиболее острую и социально значимую проблему, которая побуждает нас обсуждать предложенную темы, т.е. выявить актуальность темы. Далее учащиеся посредством наводящих вопросов педагога или самостоятельно выявляют различные причины, которые лежал в основе данной проблемы. В соответствии с озвученными причинами предлагается план, который бы ликвидировал причину проблемы. После формирования плана выявляются его преимущества в сравнении с возможными другими путями решения проблемы, а также возможные дополнительные, сторонние и несвязанные с рассматриваемой проблемой преимущества введения для общества предложенного в плане действия.

Другой методический прием – метод актеров или метод акторов (диаграммы Эйлера — Венна). В рамках данного приема в предложенной для дискуссии теме учащимся предлагается выявить основных действующих лиц, для которых важно решение обозначенной в теме проблемы. Это могут быть государство, общество, определенная часть общества или группа людей, имеющая интересы в данной области. Для каждой группы учащиеся вместе с педагогом рассматривают последствия введения предложенного в теме действия и разбивают их на положительные и отрицательные, тем самым выявляя возможные проблемы во взаимодействии выявленных в теме акторов.

И наконец, третий наиболее распространенный способ вызова имеющихся знаний – это метод квадратов или «четыре возможности».

Все возможные причины, почему необходимо совершить предложенное в теме действие можно разбить на 4 блока. Блок 1. Почему следует совершить действие, указанное в интерпретации (какие негативные явления следует устранить)? Блок 2. Ради чего следует совершить действие, указанное в интерпретации (к каким позитивным явлениям может привести действие)? Блок 3. Почему данное действие лучше возможных альтернатив? Блок 4. Какие морально-философские ориентиры оправдывают совершение данного действия?

II. Стадия осмысления. Главными задачами второго этапа являются: создание устойчивой мотивации школьника на активное получение новой информации; соотнесение полученной информации с тем, что школьнику уже известно; последующая систематизация информации. В процессе такой работы школьники учатся ставить вопросы, определять собственную позицию, выполнять различные логические операции. Задача учителя на данном этапе заключается в том, чтобы с помощью ряда методических приемов помочь ученикам отследить сам процесс познания (получения новых знаний) и понимания.

На данной стадии в рамках дискуссионного клуба «Дебаты» мы используем классическую модель С. Тулмина для практической аргументации, предложенную в 1958 году.  Модель состоит из 3 основных элементов: заявления, основания и доказательства (фактов, поддержек). Например, заявление о том, что «есть огонь», подтверждает факт «я вижу дым», а связывает их между собой основание, что «нет дыма без огня». Также и заявление о том, что «использование животных для научных экспериментов недопустимо» подтверждает тот факт, что «животные чувствительны к боли и страдают от экспериментов», но данный аргумент был бы не полноценен без основания, на которое мы опираемся, связывая заявление и факт, а именно то, что «причинять страдание недопустимо», следовательно, нельзя использовать животных в экспериментах. На основании данной модели и выявленных на первой стадии занятия причин, побуждающих принять или не принять предложенное в теме действие учащиеся с помощью педагога собирают аргументы «за» и «против»:

1.      Заявление/Заголовок/Утверждение (claim + label) – краткое название аргумента, отражающее его суть; «ярлычок» или «заглавие», под которым данный аргумент будет фигурировать в игре (до 20 слов)

2.      Объяснение/Основание (warrant, reasoning, explanation) – раскрытие Вашего заявления, пояснение, почему это важно, как это подтверждает тему (до 140 слов)

3.      Доказательства/Поддержки (data, examples, illustration) – примеры, статистика, факты, показывающие верность Вашего суждения (до 60 слов)

4.      Вывод/Заключение (conclusion, tie-back) – показать, КАК Ваш аргумент связан с темой и критерием и как он их достигает (до 30 слов)

III. Стадия рефлексии. Организация работы школьников на третьем этапе направлена на целостное осмысление и присвоение информации; выработку собственного отношения к изучаемому материалу; выявление «белых пятен» (отсутствие информации по каким-либо вопросам), формулирование познавательных задач и проблем для дальнейшего продвижения в информационном поле («стадия нового вызова»); анализ всего процесса изучения материала.

Данная стадия реализуется с помощью методического приема, основанного на технологии международной образовательной программы «Дебаты». В мире практикуется большое число форматов данной программы. В нашем дискуссионном клубе мы используем Всемирный школьный формат дебатов (WSDF). Формируются две команды учащихся, по 3 участника («спикера»). Одна из команд выступает «за» предложенное в теме действие (команда «утверждения»), а другая «против» (команда «отрицания»). Каждый спикер выступает поочередно, начиная с команды «утверждения» в течении 6 минут. Во время выступления 1 и 2 спикеры каждой из команды должны привести в подтверждение своей позиции по 2-3 аргумента и опровергнуть аргументы другой стороны («оппонентов»). 3-ий спикер уже не может приводить новые аргументы, но может восстановить свои, предложив новые поддержки или опровергнув оппонентов. После трех выступлений произносится заключительная трехминутная речь каждой из команд. Вначале выступает отрицание, а завершает дискуссию команда утверждения.

Педагог выступает судьей в данной дискуссии. Он оценивает выступление учащихся по 20 балльной шкале, при этом особое внимание уделяет оценке содержания, стиля и стратегии каждой из команд. Суммарно судья принимает решение, какой из сторон были предложены более весомые аргументы «за» или «против», обосновывает в устном разборе причину вынесения своего решения.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon diskussionnyy_klub_debaty.pdf2.77 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология развития критического мышления в обучении географии в рамках реализации системно-деятельностного подхода.

Технология развития критического мышления в обучении географии в рамках реализации системно-деятельностного подхода....

О теории развития критического мышления (ТРКМ). Особенности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроке английского языка (из опыта работы учителя)

На смену знаниесуммирующей ориентации в обучении приходит личностная и интеллекторазвивающая, призванная преодолеть инертность традиционного обучения....

Использование технологии развития критического мышления как средство развития познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС.

Одной из образовательных технологий, которая отвечает всем требованиям ФГОС и способствует формированию УУД, является Технология развития критического мышления, целью которой является развитие критиче...

Тема выступления на школьном методическом объединении "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС ОО"

С внедрением новых образовательных стандартов повышается значимость инновационной активности человека во всех сферах деятельности. В этих условиях необходимо создание инновационной системы образ...