: Использование кластеров на уроках русского языка и литературы как один из приемов технологии развития критического мышления при реализации ФГОС
статья на тему

Юлия Семеновна Мекина

Предварительный просмотр:

                                                                                       Мекина Юлия Семеновна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Ивановская СШ»

Саргатского муниципального района

Омской области

Тема: Использование кластеров на уроках русского языка и литературы как один из приемов  технологии развития критического мышления при реализации ФГОС .

С переходом на предметное обучение возрастает роль смыслового чтения, основы которого в соответствии с требованиями  ФГОС закладываются в начальной школе, в среднем звене школьники учатся решать учебно - познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста. На современном этапе развития общества человека окружает мощное информационное поле, в котором нелегко ориентироваться не только ребёнку, но и взрослому. Для успешного освоения новых знаний, умений и компетентностей, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, учащиеся должны овладеть универсальными учебными действиями УУД.

Изучение русского языка в нашем ОУ осуществляется по УМК под редакцией Т.А.Ладыженской, составители учебника считают чтение одним из важнейших видов речевой деятельности. Система работы с лингвистическими текстами, предложенная УМК Т.А. Ладыженской, дает возможность преодолеть однообразие в работе на уроке, помогает детям понять теорию языка, преобразовывать тексты в таблицы и кластеры,  и  является эффективным средством формирования познавательных УУД.

   Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы.

Овладев навыками графического изложения материала, ребенок открывает для себя новые стороны изображаемого явления, учится отделять информацию, усвоенную от имеющихся знаний  Благодаря составлению рисунков, схем, кластеров мы развиваем творчество ученика, ведь каждый кластер индивидуален и неповторим. для стимулирования мыслительной деятельности.  Они помогают превратить урок в увлекательную игру, где учащиеся делают попытки систематизировать тот материал, к изучению которого они еще не приступали. Например, при изучении темы «Имя прилагательное» предлагается вспомнить, что им известно об имени прилагательном (На какие вопросы отвесает. Что обозначает  как часть речи? Какие морфологические признаки имеет прилагательное? Как оно изменяется?  Каким членом предложения обычно бывает?) Учащиеся вспоминают материал, изученный в начальной школе по этой теме, узнают новое и добавляют в кластер, что позволяет им систематизировать материал. Создавая кластер, ребята многократно обращаются к тексту, а многократное повторение способствует лучшему запоминанию информации.

 Объединившись в группы, ученики оформляют полученную информацию в тетрадях в виде кластеров. Проводят презентацию кластеров и выбирают наиболее интересный вариант.

Например, на уроке русского языка  в 7 классе при изучении  темы  «Деепричастие» дети знакомятся с новым материалом.  Учащиеся анализируют и характерезуют общекатегориальное значение, морфологические признаки и синтаксическую роль деепричастия. На основе услышанного  составляют кластер, что позволяет им обобщить и  систематизировать материал. На уроках повторения по этой теме учащиеся по  кластеру легко воспроизводят изученный материал.

 На уроках русского языка в 9 классе при обобщении темы «Сложное предложение» учащиеся составляют кластер. Это позволяет  обобщать    теоретические сведения о многочленных сложных предложениях, видах связи в  сложных предложениях, усваивать правила постановки знаков препинания .(слайд) При подготовке к ЕГЭ и ГИА на уроках русского языка  в старших классах  учащиеся  пишут сочинение на морально-нравственную тему , и именно здесь возникают трудности в умении дать точное определение понятию. Я предлагаю учащимся создать кластер, в котором отобразить, с чем может быть сопряжено данное понятие. Например, при написании  сочинения  на тему «Дружелюбие», мы подбираем понятия  и ситуации, где форму дружбы можно охарактеризовать  с разных точек зрения ( верность, предательство, уважение), приводим примеры из литературных произведений и на основе этого составляем кластер. Далее по нему учащиеся составляют текст сочинения. (слайд)

На уроках литературы кластер можно применять при составлении характеристики героя. Например,  при изучении  произведения А.С. Пушкина «Евгений Онегин» герой рассматривается с различных позиции : молодой повеса, как денди лондонский одет, как рано мог он лицемерить, легко мазурку танцевал; а также его отношение к другу Ленскому, Татьяне, Ольге.) Все эти моменты способствуют развитию речи.

Кластер другого рода раскрывает «образ маленького человека» в русской литературе на примере рассказа А.Пушкина «Станционный смотритель». В процессе составления данного кластера обсуждается система образов произведения, осуществляется анализ их душевного состояния, выявляются закономерности их поступков, подводится итог осмысления образа главного героя как типичного «маленького человека», находящегося в непримиримом конфликте с окружающей действительностью.  Или , например, кластер по произведению В.Распутина «Уроки французского» - это взаимосвязь внешних и внутренних оболочек образа главного героя, отражающая взросление, становление его характера.

Подводя итог такой работе, обучающиеся приходят к выводу, что в произведении отражена извечная борьба добра и зла, самые мучительные сражения которых происходят не во внешнем мире, а в сердце каждого человека в решающие, переломные годы его жизни. Именно здесь, в период взросления, вступления во взрослую жизнь решается главный вопрос: на какой, светлой или тёмной, стороне останется человек, не потянет ли его в пропасть неспособность противостоять жестокому миру? Исход этой борьбы может решить добрый человек (воплощение доброты), который протянет руку помощи, проявит милосердие и любовь.

Таким образом, составление кластера на уроке литературы способствует не только раскрытию идейного содержания художественного произведения, но и осмысленному деятельностному подходу обучающихся к осмыслению текстов. Помимо структурирования нового материала, кластеры целесообразно использовать при повторении и закреплении, а также в качестве опоры при написании творческих работ. Данный приём позволяет визуализировать мыслительный

Предлагаю просмотреть фрагмент урока   русского  языка в 5 классе  по теме «Описание внешности». Цель урока: научиться описывать внешность человека.

  С описанием внешности  мы встречается во многих произведениях, например,

«Настя была как золотая курочка на высоких ножках. Волосы у неё, ни темные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Только носик один был чистенький и глядел вверх.

   Митраша был моложе сестры на два года. Ему было всего только десять лет с хвостиком. Он был коротенький, но очень плотный, лобастый,

затылок широкий. Это был мальчик упрямый и сильный.»

      « Это был мальчик лет десяти, больше меня, худощавый и тонкий, как тростинка. Одет он был в грязной рубашонке, руки держал в карманах узких и коротких штанишек. Тёмные волосы лохматились над чёрными задумчивыми глазами.»

ZКаждое лицо- интересно. Задача художника- портретиста выразить внутренний мир человека, дать ему оценку. На уроке мы  пробуем описать внешность  при помощи кластера. Первоначально мы  вспоминаем , что такое внешность и обобщаем понятия.(слайд)

Таким образом, на любых уроках можно  использовать приемы технологии критического мышления. На занятиях ученики воспринимают и интерпретируют информацию, изображают персонажей с помощью символов, составляют по схемам текст, проводят различные дискуссии, что способствует развитию универсальных учебных действий. Такой подход к преподаванию русского языка и литературы помогает им приблизиться к тайнам слова, выводит на путь познания и обретения себя. Обстановка психологического комфорта мотивирует детей на высказывание личного мнения в процессе анализа произведения, порождает стремление к творчеству, развивает мыслительные навыки учащихся, необходимые не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).

        



Предварительный просмотр:

Редакция «Белочки»

Нашего редактора зовут Катя. Это  красивая рыжеволосая девушка  с необычным темпераментом. Иногда за глаза мы называем ее рыжая бестия. Катерина  очень активная молодая девушка, поэтому ее трудно застать в кабинете на своем рабочем месте. Она очень трудолюбивая и готова заниматься своим любимым делом постоянно: редактировать тексты, писать статьи, создавать новые образы. У Катерины есть привычка, которая отличает ее от своих коллег. Она постоянно что-то грызет: конфеты, печенье чипсы, поэтому мы называем ее «наша белочка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы производится с целью повышения учебной мотивации и развития творческого мышления учащихся.

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы производится с целью повышения учебной мотивации и развития творческого мышления учащихся....

Презентация по теме "Синквейн на уроках русского языка и литературы как один из приемов формирования аналитических умений учащихся (в свете введения ФГОС ООО)"

Презентация содержит рекомендации по составлению синквейнов, примеры синквейнов, составленные учащимися....

Использование технологии развития критического мышления для реализации ФГОС в рамках ОДОД: Дискуссионный клуб «Дебаты»

Технология развития критического мышления (ТРКМ) основана на творческом сотрудничестве ученика и учителя, на развитии у учащихся аналитического подхода к любому материалу. Эта технология рассчитана не...

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В РАМКАХ ФГОС.

В мировой практике ведутся поиски способов организации самостоятельной деятельности учащихся, предусматривающие вовлечение каждого ученика в активную познавательную деятельность, так как каждый выпуск...

Выступление на семинаре Районного методического объединения учителей русского языка и литературы.Мастер-класс "Приемы технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы"

«Приёмы технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы» Цели мастер-класса: • Продемонстрировать некоторые методические приемы личностно- ориентированной техноло...

Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы как один из путей развития способностей учащихся в рамках ФГОС

Стандарт нового поколения направлен на обеспечение перехода в образовании к стратегии социального проектирования и конструирования, от простой ретрансляции знаний к развитию творческих способностей об...

Возможности использования ИКТ на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС

В данной статье размещен материал о современных  ИКТ ресурсах для педагогов....