Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы производится с целью повышения учебной мотивации и развития творческого мышления учащихся.
статья по русскому языку по теме

Шабурина Наталья Николаевна

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы производится с целью повышения учебной мотивации и развития творческого мышления учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_ikt_v_predmetnoy_oblasti.docx24.08 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 1.

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы производится с целью повышения учебной мотивации и развития творческого мышления учащихся.

В современном образовании наряду с традиционными средствами обучения, которые нам всем хорошо известны, учителя все больше используют современные технологии. Использование информационных технологий повышает эффективность урока, развивая мотивацию обучения, что делает процесс обучения более успешным.

Информационные  технологии не только открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности.

Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации, вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.

Учителя русского языка и литературы особенно осторожно относятся к применению ИКТ на уроке в силу понятных причин.

Задачи, стоящие перед учителем – словесником, во многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников. Мы чаще, чем другие педагоги-предметники обращаемся к вопросам нравственности, в большей мере несем ответственность за формирование и становление внутреннего мира ребенка, чаще обращаемся к душе. По большому счету наша главная цель – формирование языковой компетенции как главнейшего средства социализации личности, и вместе с тем развитие творческой личности.

Все это, конечно, предполагает в первую очередь работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Поэтому перед учителем – словесником, который собирается использовать возможности ИКТ на своих уроках, всегда возникает вопрос о целесообразности их использования на уроках русского языка и литературы.

Используя на своих уроках ИКТ, прежде всего необходимо руководствоваться принципом целесообразности .

ИКТ применяется на уроках, во-первых, для того, чтобы решать специальные практические задачи:

  1. для изучения нового материала, предъявления новой информации;
  2. для закрепления пройденного, отработки учебных умений и навыков;
  3. для повторения, практического применения полученных знаний, умений навыков;
  4. для обобщения, систематизации знаний.

Во-вторых, ИКТ целесообразно использовать для организации самостоятельной работы учащихся по формированию основополагающих знаний школьного курса, для коррекции и учета знаний учащихся.

Учащимся интересно работать  с программами-тренажерами, отрабатывая темы, изученные на уроках, с контролирующими программами, тестами.

Каждый ученик работает в индивидуальном темпе и с индивидуальной программой, здесь можно легко применять принцип дифференциации. Слабый ученик может при желании повторить материал столько раз, сколько требуется, и делает он это с большим желанием, чем на обычных уроках работы над ошибками. Сильные ученики получают более трудные варианты заданий или консультируют слабых.

Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью ИКТ предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить степень усвоения материала и способность применять его на практике. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработки информации.

В-третьих, применение информационных технологий , в частности средств мультимедиа, позволяет  усилить наглядность. Напомним известную фразу К.Д. Ушинского: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти не известным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету. Вы объясняете ребенку очень простую мысль, и он вас не понимает; вы объясняете тому же ребенку сложную картину, и он вас понимает быстро... Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова (а таких классов у нас не искать стать), начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…».

Использование ИКТ при подготовке и проведении уроков позволяет повысить интерес учащихся к предмету, успеваемость и качество знаний, сэкономить время на опрос, дает возможность учащимся самостоятельно заниматься не только на уроках, но и в домашних условиях, помогает и учителю повысить уровень своих знаний.

Следует затронуть и другой аспект: проведение самого урока с использованием ИКТ. Как бы хорошо ни был разработан урок, многое зависит от того, как учитель подготовится к нему. Виртуозное проведение такого занятия сродни работе шоумена какой-нибудь телепередачи. Учитель должен не только, и не столько (!), уверенно владеть компьютером, знать содержание урока, но вести его в хорошем темпе, непринужденно, постоянно вовлекая в познавательный процесс учеников. Необходимо продумать смену ритма, разнообразить формы учебной деятельности, подумать, как выдержать при необходимости паузу, как обеспечить положительный эмоциональный фон урока.

Практика показывает, что, благодаря использованию ИКТ учитель экономит до 30% учебного времени, нежели при работе у классной доски. Он не должен думать о том, что ему не хватит места на доске, не стоит беспокоиться о том, какого качества мел, понятно ли все написанное. Экономя время, учитель может увеличить плотность урока, обогатить его новым содержанием.

В работе учителя русского языка и литературы используют Интернет, а именно возможности сайта «Дневник.ru» , для консультации, отправки контрольных работ создания тестов, для выдачи индивидуальных заданий к урокам, а также для осуществления дифференцированного подхода. Целесообразно также его использование для проведения электронных занятий в асинхронном режиме, когда обучающимся предварительно пересылается текст занятия в электронном виде, выдержки из рекомендованной литературы и другие учебные материалы.

Работа ведется  по следующим направлениям:

  1. использование готовых программных продуктов («Фраза», методический комплекс компании «Медиахауз», «Энциклопедия русской литературы», «Большая энциклопедия Кирилла и  Мефодия», коллекции ЦОР и ЭОР,
  2. работа с программами MS Office (Word, Power Point),
  3. работа с интерактивной доской: Интерактивная доска. Работаем так!  ,
  4. Использование интерактвной системы голосования и тестирования VOTUM,
  5. работа с ресурсами Интернет, в том числе использование возможностей сайта «Дневник.ru» , для консультации, отправки контрольных работ создания тестов, для выдачи индивидуальных заданий к урокам, а также для осуществления дифференцированного подхода. Целесообразно также его использование для проведения электронных занятий в асинхронном режиме, когда учащимся предварительно пересылается текст занятия в электронном виде, выдержки из рекомендованной литературы и другие учебные материалы.

В работе используются и готовые программные продукты,  Интернет-ресурсы, текстовые материалы, тесты, презентации учебного материала, разработанные мной для уроков.

Создание проектов, презентаций, работа с системой VOTUM требуют от учителя творческого подхода, применения исследовательских методов, владения компьютерными технологиями.

Дидактический материал, представленный в компьютерном варианте, решает несколько задач:

  1. повышает производительность труда учителя и учащихся на уроке;
  1. увеличивает объем использования наглядности на уроке;
  1. экономит время учителя при подготовке к уроку.

Активно внедряется в обучение метод проектов, который позволяет формировать исследовательские навыки учащихся, активизировать творческое мышление, использовать полученные ими знания на практике.

Необычайно интересна работа с использованием программы PowerPoint.  Она  приводит к целому ряду положительных эффектов:

  1. обогащает урок наглядностью;
  2. психологически облегчает процесс усвоения;
  3. возбуждает живой интерес к предмету познания;
  4. расширяет общий кругозор учащихся;
  5. повышает производительность труда учителя и учащихся на уроке.

Обилие  дополнительного материала в сети  Интернет позволяет создать банк наглядных и дидактических материалов, тесов, критических статей, рефератов и т.д.  

Прослушивание  художественной литературы в электронном варианте служит для демонстрации профессионального исполнения различного рода литературных произведений с целью демонстрации красоты звучащего слова для привития любви к родному языку и литературе.

Электронные словари и энциклопедии позволяют мобильно получить  дополнительные знания и использовать их на уроке.

Каждый учитель знает, как оживляет урок использование видеоматериалов.

Применение ИКТ на уроках литературы приводит к целому ряду положительных результатов:

  1. создание учителем и учащимися  медиатеки, включающей в себя презентации по биографиям и творчеству писателей;
  2. повышает качество обучения;
  3. повышает учебную мотивацию и мотивацию на успех;
  4. дает возможность рационально распределять время урока; 
  5.  помогает доходчиво объяснять материал, делать его интересным.

При объяснении нового материала на уроке  используются предметные коллекции (иллюстрации, фотографии, портреты, видеофрагменты, видеоэкскурсии), таблицы и схемы, проектируя их на большой экран. При этом существенно меняется технология объяснения – учитель комментирует информацию, появляющуюся на экране, по необходимости сопровождая ее дополнительными объяснениями и примерами.

Применение ИКТ эффективно при подготовке и проведении учителем различных форм урока: мультимедийной  школьной лекции, урока - наблюдения, урока - семинара, урока – практикума, урока - виртуальной экскурсии.

Применение компьютерных технологий позволяет:

  1. наполнить уроки новым содержанием;
  2. развивать творческий подход к изучаемому материалу и окружающему миру, любознательность учащихся;
  3. формировать элементы информационной культуры и информационной компетентности;
  4. прививать навыки рациональной работы с компьютерными программами;
  5.  поддерживать самостоятельность в освоении информационных технологий.

Название

Обоснование

Сущность

Способы реализации

Результат использования технологии

ИКТ

Без использования современных средств информационно-коммуникационных технологий уже невозможно представить образовательный процесс, отвечающий требованиям современного информационного общества. ИКТ, ЦОР, ЭОР - важнейшая составляющая всех направлений деятельности современного учителя, способствующая оптимизации и интеграции учебной и внеучебной деятельности.

Дополняя широкий спектр педагогических (образовательных) технологий, ИКТ помогают решить вопросы формирования общей коммуникативной компетенции - условия успешной социализации выпускников.

Системное внедрение в образовательный процесс наборов цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), ЭОР, информационных источников сложной структуры (ИИСС), инновационных учебно-методических комплексов (ИУМК)

Приложение № 2, с.65-80

Повышение эффективности урока за счет использования мультимедиа средств, Интернет-технологий. Формирование общих и специальных информационных и коммуникативных компетенций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ И РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ

В современном образовании наряду с традиционными средствами обучения, которые нам всем хорошо известны, учителя все больше используют современные технологии. Использование информационных технологий по...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ И РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ

В современном образовании наряду с традиционными средствами обучения, которые нам всем хорошо известны, учителя все больше используют современные технологии. Использование информационных техноло...

Обобщение педагогического опыта работы по теме: «Использование ЭОР на уроках русского языка и литературы с целью повышения мотивации учащихся к предмету»

Обобщение педагогического опыта работыпо теме: «Использование ЭОР на уроках русского языка и литературы с целью повышения мотивации учащихся к предмету»Ереминой Ольги ЮрьевныУчителя русского язык...

План самообразования учителя русского языка и литературы «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока»

В рамках работы над темой самообразования «Использование электронных ресурсов  ИКТ на уроках русского языка и литературы условиях перехода на ФГОС 2 поколения»  работаю над повышением к...

Использование информационных технологий на уроках английского языка и внеурочной деятельности как средство повышения учебной мотивации и качества обучения.

В статье сделан обзор  условий для формирования у школьников иноязычной коммуникативной компетенции, т. е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с...