Программа курса "Дорогами добра"
материал (9 класс) на тему

Грачёва Лариса  Ивановна

Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования как к организации самого учебно-воспитательного процесса в школе, так и к содержанию образования. В период стремительной информатизации жизненного пространства, засилья рекламы и подмены ценностей, ребёнок каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранять здоровье и отстаивать свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте.

В общенациональной программе развития воспитания детей в РФ до 2020 года важнейшими проблемами воспитания названы размытость нравственных представлений и гражданских принципов детей и молодежи. Одной из задач гражданского и патриотического воспитания, согласно программе, является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kursa_dorogami_dobra.docx926.02 КБ

Предварительный просмотр:

Волонтёрский  отряд «Алые паруса»  

МКОУ «Стакановская СОШ имени лейтенанта А.С.Сергеева»

Черемисиновского района  Курской  области

Методическая  разработка

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\clip_image001.png

(Номинация «Копилка волонтёра»)

Составитель: Грачёва Лариса Ивановна,

старшая  вожатая

СОДЕРЖАНИЕ

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА………………………………………….…2

II. ОБЩАЯ   ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ………………………………....4

III. ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА …………………………………………………………....5

IV. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ……………………………………………….…..6

V. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ…………….10

VI.ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ………………………………………… .12

VII. УЧЕБНО-МЕТОДИТЕСКОЕ   И   МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА……………………………..13

VIII. ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………16

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования как к организации самого учебно-воспитательного процесса в школе, так и к содержанию образования. В период стремительной информатизации жизненного пространства, засилья рекламы и подмены ценностей, ребёнок каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранять здоровье и отстаивать свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте.

В общенациональной программе развития воспитания детей в РФ до 2020 года важнейшими проблемами воспитания названы размытость нравственных представлений и гражданских принципов детей и молодежи. Одной из задач гражданского и патриотического воспитания, согласно программе, является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года указывается, что “общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество содержания образования”.

Именно первую группу и составляют политические и социальные компетенции, владение которыми позволит молодым людям брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путём, участвовать в функционировании и улучшении демократических институтов. В отечественной педагогике накоплен большой опыт детской социализации. Пионерские дружины и комсомольские активы, тимуровцы и юные следопыты – далеко не полный перечень разных форм, направленных на формирование и развитие социальных и, главным образом, политических взглядов детей. Вот только лишены они были одного, и самого главного - собственного желания и возможности выбора.

Ушедшие в прошлое старые формы организации досуга учащихся и изменившаяся социально-экономическая обстановка в стране, требовала появления новых подходов и методов активизации учащихся. Волонтёрское движение может стать одной из форм вовлечения учащихся в социальную активность, средством формирования политической и социальной компетенции подрастающего поколения.

Волонтеры (от англ.Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием. Волонтерское движение сейчас развивается довольно бурно. И одна из основных причин этого – добровольность и свобода выбора. Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для личности ребёнка навязанной извне.

Рабочая программа курса «Дорогами добра» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее – ФГОС ООО).

Цели  программы:

1. Инициировать и развить детское волонтёрское движение.

2. Возродить лучшие отечественные традиции благотворительности, воспитание доброты, чуткости, сострадания.

Задачи:

1. Знакомство с деятельностью волонтерских организаций в России.

2. Содействие утверждению в жизни современного общества идей добра и красоты, духовного и физического совершенствования детей.

3. Овладение основными практическими умениями в области социальных отношений.

4. Формирование позитивного мнения по отношению к людям с ограниченными возможностями.

5. Формирование опыта и навыков для реализации собственных идей и проектов в социальной сфере.

II. ОБЩАЯ   ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

1. Срок освоения программы курса и объем учебного времени

Программа строится на основе знаний возрастных, психолого - педагогических, физических особенностей детей 11- 15 лет, увлекающихся социально значимой деятельностью.

Нормативный срок освоения программы курса волонтерского движения «Дорогами добра» рассчитан на 1 год.

2. Формы реализации

Реализация программы проводится во внеурочной форме. На занятиях предусматриваются следующие формы организации деятельности: индивидуальная, фронтальная, проектная, коллективная.

Содержательными формами проведения занятий могут быть: практическое занятие, беседа, участие в акции.

Задания направлены на освоение теоретической базы волонтёрского движения, а также их практической реализации.

3. Методы обучения

Для достижения поставленной цели и решения задач программы используются современные методы обучения и образовательные технологии деятельностного типа, взаимно дополняющие друг друга. Отбор осуществляется с учетом особенностей содержания программы курса волонтёрского движения социальной направленности «Дорогами добра». На занятиях используются общепедагогические методы, к которым относятся:

  • проблемно-поисковый;
  • исследовательский;
  • творческий (художественный);
  • метод учебного диалога;
  • наглядный (иллюстрация, демонстрация, презентация);
  • игровой и др.

III. ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Личностные результаты освоения программы волонтерского движения «Дорогами добра»:

- формирование духовно-нравственных качеств, приобретение знаний о принятых в обществе нормах отношения к памятникам культуры, к людям, к окружающему миру;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности.

Метапредметные результаты освоения программы курса «Дорогами добра»» проявляются в:

  • расширении круга приёмов составления разных типов плана;
  • расширении круга структурирования материала;
  • умении работать со справочными материалами и Интернет-ресурсами, планировать волонтёрскую деятельность;
  • обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.);
  • умении организовывать волонтёрскую деятельность;
  • способности оценивать результаты волонтёрской деятельности собственной и одноклассников.

Направления работы:

  • духовно-нравственное воспитание: проектная, просветительская деятельность;
  • патриотическое и гражданское воспитание: шефство, благоустройство школы и села;
  • здоровьесберегающее: пропаганда ЗОЖ;
  • формирование толерантности: организация досуга детей и подростков.

Критерии оценки волонтёрской деятельности учащихся

  • Активность участия.
  • Умение планировать работу волонтёров.
  • Самостоятельность.

IV. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Содержание программы разделено на два блока. У каждого блока своя тематика, которая привязана к календарю памятных и знаменательных дат. Это позволяет ребенку отслеживать и осмысливать все изменения в окружающей жизни, почувствовать себя сопричастным к происходящему, а значит и неравнодушным к миру вокруг.

Раздел 1. Волонтерское движение в России

Учащиеся узнают о волонтерском движении в России, знакомятся с правами и обязанностями волонтеров. Анкетирование поможет обучающимся осмыслить требования, предъявляемые к личным качествам волонтера. Участие в тренингах поможет обучающимся осознать свою готовность к участию в волонтерской деятельности, подготовиться к её осуществлению.

Раздел 2. Участие в благотворительных акциях.

Обучающиеся определяют круг людей, нуждающихся в заботе и внимании - это дети с ограниченными возможностями, близкие, пожилые люди, ветераны,  а также животные. Волонтёры оказывают им адресную помощь, на практике реализуют знания, полученные ими в период подготовки.

Занятия проводятся 1 раз в   неделю по 2 часа.

Программа содержит теоретические и практические занятия. Реализация программы предусматривает включение учащихся в социальную практику, образовательные тренинги, анкетирование по созданию базы добровольческой деятельности. Освоение программы «Дорогами добра» обучающимися осуществляется последовательно: от теории к практике. При изучении программы обучающиеся активно участвуют в волонтерских акциях.

Направления и формы волонтерской деятельности:

Основными направлениями добровольческой (волонтерской) деятельности являются:

•        Социальное патронирование пожилых людей, инвалидов;

•        Спортивная, туристическая и военная подготовка;

•        Интеллектуальное и творческое развитие (организация и проведение мероприятий);

•        Досуговая деятельность (организация свободного времени молодежи)

•         Помощь в реставрационных работах

•         Восстановление и уход за воинскими захоронениями погибших в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

  • Экскурсионная деятельность;

•        Оказание помощи ветеранам ВОВ и пожилым людям;

•        Экологические  акции;

•        Встречи с интересными людьми;

•        Групповые занятия волонтеров;

•        Анкетирование;

•        Изготовление плакатов, видео;

•        Выпуск буклетов;

•        Оформление информационного стенда;

•        Акции волонтеров;

•        Листовки;

•        Тренинги;

•        Разработка проектов;

•        Выступления;

•        Праздники;

•        Проекты;

•        Рейды;

•        Мастер-классы;

•        Дискуссии;

•        Диспуты.

Направления могут расширяться в зависимости от существующих проектов волонтерской деятельности.

Основные принципы волонтерской деятельности:

•        Солидарность с принципами и целями волонтерской деятельности.

•        Добровольность — каждый человек вправе участвовать в добровольческой деятельности по собственному свободному волеизъявлению.

•        Безвозмездность и сознательность — труд волонтера не оплачивается.

•        Добросовестность — волонтер, взявший на себя обязательство выполнить ту или иную работу, должен довести ее до конца.

•        Социальная значимость — востребованность и соответствие актуальным потребностям общества.

•        Личностная значимость — добровольческая деятельность должна носить значимый характер для личностного развития волонтера, способствовать удовлетворению личностно значимых, социально позитивных потребностей и должна учитывать индивидуальные особенности волонтеров.

Заповеди волонтеров:

1. Помоги тому, кто нуждается в твоей помощи и поддержке.

2. Раскрой себя в любой полезной для окружающих и тебя самого деятельности.

3. Принимай участие в мероприятиях волонтерской направленности.

4. Оценивай себя и своих товарищей не по словам, а по реальным отношениям и поступкам.

V. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема

Всего часов

В том числе        

теория

практика

Раздел 1. Волонтерское движение в России

Вводное занятие. Техника безопасности. Санитарно - гигиенические требования. Тренинг «Знакомство. Узнаём друг друга».

2

1

1

История  волонтёрского движения в России

2

1

1

Выборы актива отряда. Выборы названия, девиза, эмблемы, клятвы  волонтерского отряда.

1

1

Изучение нормативно — правовых документов. Занятие «Учимся сотрудничать».

1

1

Составление плана работы добровольческого отряда. Взаимодействие с  районным координационным центром волонтеров.

2

2

Раздел 2. Участие в благотворительных акциях

Акция «Мы ВАС помним»  Составление картотеки ветеранов ВО войны и тружеников тыла, ветеранов труда.

2

1

1

Изготовление поделок (подарков) к Декаде пожилых людей

2

2

Встреча с педагогами находящимися на заслуженном отдыхе. Оказание им помощи

2

2

Акция «Территория ДОБРА»

«Просто старушка»  Рассказ В. Осеевой  занятие о толерантном отношении друг к другу, о готовности помогать другим, уметь принимать помощь от других.

1

1

Акция «Забота». Поисковая работа. Создание информационного банка данных о людях, нуждающихся в помощи.

1

1

Акция «Покормите птиц зимой»

 Презентация о зимующих птицах.

2

2

Практическая деятельность, изготовление и размещение кормушек

2

2

Составления плана помощи людям, нуждающихся в социальном патронировании. Социальное патронирование по месту жительства.

2

2

Оказание посильной помощи престарелым людям

4

4

Акция «Международный день отказа от курения». Вводное занятие. Изготовление листовок, буклетов по профилактике табакокурения.

2

1

1

Оформление  информационного стенда «Бросайте курить, а лучше не начинайте!»

2

2

Акция Всемирный день борьбы со СПИДом.

Мероприятие «По дорогам жизни».

2

2

Разработка агитационных  буклетов, памяток, рекомендаций, презентаций о здоровом образе жизни.

2

2

Акция «На пороге НОВЫЙ ГОД!»

Составление плана добрых дел.

1

1

Творческая  мастерская (изготовление подарков). Поздравление и вручение подарков людям с ограниченными физическими и умственными возможностями.

3

3

Акция« Как живешь, ветеран?» (помощь ветеранам)

2

2

Акция «Как живёшь книга?»

(оказание помощи сельской библиотеке в сохранности фонда и ремонте книг)

2

2

 Объявление конкурса на самого аккуратного пользователя  школьных учебников. Проверка, оценка  внешнего вида учебников.  Оказание помощи в ремонте учебников.

2

2

Акция «Мы перед памятью в долгу!» (помощь вдовам, труженикам тыла)

2

2

Акция«8 МАРТА -  самый светлый праздник». Составление плана добрых дел. Творческая  мастерская (изготовление подарков)

2

2

Поздравление педагогов –пенсионеров, опекаемых людей с праздником 8 Марта.

2

2

Акция «Осторожно -ДОРОГА!»

Организация игр и конкурсов для детей.

2

2

Акция «Помоги птицам». Международный день птиц.

2

2

Изготовление и вывешивание скворечников

2

2

Акция «Георгиевская ленточка».

Составление плана добрых дел. Творческая  мастерская (изготовление подарков).

2

2

Поздравление ветеранов ВОВ.

2

2

Акция «Чистый двор»

Составление плана добрых дел.

1

1

Организация и проведение коллективного субботника на территории нашего двора.

3

3

Акция «Посади  дерево»  

2

2

Акция «31 Мая – Всемирный день без табака».

2

2

Итого:

68

5

63

VI.ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Обучающиеся будут знать:

- о волонтерском движении в России;

- права и обязанности волонтеров;

- основные направления деятельности волонтеров;

- основные формы работы волонтеров.

Обучающиеся будут уметь:

- организовывать и проводить различные мероприятия для

соответствующих категорий нуждающихся в помощи;

- аргументированно отстаивать свою позицию;

- адекватно общаться с учащимися и взрослыми;

- издавать агитационную печатную продукцию;

- принимать общечеловеческие ценности.

VII. УЧЕБНО-МЕТОДИТЕСКОЕ   И   МАТЕРИАЛЬНО-

ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

1. Абросимова Е.А., Бурцева Н.Ф., Семионкина И.Л., Толмасова А.К. Как создать общественное объединение. — М: Россия, 2010г.

2. Иванов ИюП., Воспитывать коллективистов. Педагогический поиск. — Москва «Педагогика», 2005г.

3. Фопель Клаус, Сплочённость и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения. Перевод с немецкого. — Москва «Генезис», 2002

4. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие/ Под ред. А.В. Петровского. — М: Просвещение, 2011

5. Волонтёр и общество. Волонтёр и власть: научно-практический сборник/ Сост. С.В.Тетерский/ Под редакцией Л.Е. Никитиной.-М: «ACADEMIA», 2009.-160с.

6. Волохов А.В. Социализация ребёнка в детских общественных организациях. — Ярославль, 2012.

7. Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности — основа целостного учебно-воспитательного процесса. — М.: Педагогика, 2009

8. Кон И.С. В поисках себя. Личность и самопознание. — М.: Политиздат, 2004

9. Корчак Я. Как любить ребёнка: Книга о воспитании. — М.: Политиздат. 1990

10. Куприянова Г.В. Молодёжные и детские общественные объединения России на современном этапе: тенденции и проблемы развития: В сборнике докладов и выступлений «Молодёжные и детские общественные объединения: проблемы преемственности деятельности и исследований. — М.: Логос, 2002

11. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса: Соч. В 7-ми тг. Т.5. — М.: Изд-во Акад. пед. наук, 1960. -558с.

12. Медведева Г.П. Этика социальной работы: учебное пособие для студентов ВУЗов. — М., 2012. -208с.

13. Никитин В.А. Социальная работа: проблемы теории и подготовки специалистов. Учебное пособие. — М.: МПССИ, 2008. — 236с.-с.57

14. Общественное движение в современной России: От социальной проблемы к коллективному действию. Отв. ред. В.В.Костюшев

15. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем возрасте / Под ред. И.В.Дубровиной. -6-е изд. — М.: Академический Проект,2009. -128с.

16. Рабочая книга участника проекта «Малая Родина»: Учебно — практическое пособие.-М.: МОО «Ассоциация юных лидеров», 2007.-76с.

17. Решетников О.В. Работа добровольцев с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации,-М.: ООО «Ритм», 2010. -128с.

18. Советский энциклопедический словарь / гл.ред. А.М. Прохоров.-3-е изд. -М.: Сов.энциклопедия. 1984.-1600с.

19. Сорочинская Е.Н. Детское движение в современном обществе. — Ростов-на-Дону, 2011.-117с.

20. Теория и методика социальной работы: краткий курс / Под ред. Жукова В.И.-М.: союз, 2006-192с.

21. Кульневич С.В. Воспитательная работа в детском доме М.: Творческий центр «Учитель»; Ростов -на-Дону., 2008.

22. Статья «Коллективно-творческая деятельность в школе» /»Воспитание школьника». -2002. -№6

23. Рожков М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах /методическое пособие /М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2009.

24. Ильина И. Волонтерство в России // Интернет советы — http://www.isovet.ru/

25. Майорова Н.П. Обучение жизненноважным навыкам. СПб, 2006

26. Макеева А.Г. Помогая другим, помогаю себе. М., 2003.

27. Макеева А.Г. Как организовать работу молодежной группы волонтеров. М., 2012

28. Островок безопасности./ Под ред. О.А.Минич, О.А. Хаткевич. Минск, 2010.

29. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами. / Под ред. Г.Н. Тростанецкой

30. Школа без наркотиков. /Под ред. Л.М. Шипицыной, Е.И.Казаковой. СПб., 2001.

C:\Users\User\Desktop\Волонтерский проект\Новая папка\fxb0WBtSYv4.jpg

Методическая разработка занятия

Тема:  История волонтерского движения  в  России

Цель: Вовлечение подростков в волонтёрское движение.

Задачи: Ознакомление ребят с историей и развитием волонтерского движения в России и Курской области; развитие созидательной активности подростков через разработку социальных проектов; содействие развитию добровольческого движения.

Участники: учащиеся 5-9 классов, старшая вожатая школы.


Ход урока

(Муз. заставка: песня «Твори добро»)

Вожатая: Здравствуйте, ребята! Посмотрите, пожалуйста, на экран и попытайтесь ответить на вопрос: О чем сегодня пойдет речь на нашем занятии?
                                       На экране слайд с афоризмом Гете:

«Тот, кто ничего не делает для других – ничего не делает для себя».

(2 слайд)

Вожатая: Да, вы, совершенно правы. Но сегодня мы поговорим не просто о добре, а о добрых, открытых, бодрых, равноправных, отзывчивых, верных, обаятельных людях, у которых есть единая цель. Догадались?
-Конечно, это волонтеры или как их еще называют - добровольцы.
-А кто же такие волонтеры?

 (3слайд)
Вожатая: Слово волонтер произошло от французского volontaire, которое в свою очередь имеет корни в латинском voluntarius, и в дословном переводе означает доброволец, желающий. Это люди, которые добровольно готовы потратить свои силы и время на пользу обществу или конкретному человеку. Синонимом слова «волонтер» является слово «доброволец». Иногда волонтеров называют общественными помощниками, внештатными добровольными сотрудниками, ассистентами, лидерами, посредниками. Общее, что их объединяет, — добровольность.

В самом слове добровольчество (добрая воля) уже содержится его смысловое значение. Добровольчество – социально полезная, добровольная деятельность на безвозмездной основе. Любой, кто сознательно и бескорыстно трудится на благо других, может называться добровольцем. Это - человек любого пола, возраста, вероисповедания. Благополучатель – лицо, получающее помощь добровольцев.

Вожатая: Сегодня ребята расскажут нам о добровольчестве. Итак, первое выступление познакомит вас с историей добровольчества. (4слайд)

Волонтер 1

После Великой французской революции 1792 года французская армия наёмников перестала существовать. Но довольно скоро Франции понадобились военные, так как к границам государства подошли австрийские войска. Мужское население стало добровольно записываться в ряды защитников Отечества. Именно тогда слово «волонтёр» вошло в обиход. Крестьян, рабочих и ремесленников, по собственному желанию вступивших в армию, стали называть волонтёрами.

Подобная практика сбора армии была на протяжении многих лет характерна многим европейским странам, в частности Испании, Италии, Великобритании и Австро-Венгрии. И только во 2-й половине XIX века подобный способ сбора армии потерял свою актуальность.

В России слово «волонтёр» известно с начала XVIII века. Правда, называли таких людей на иной манер: «волентир» или «волунтер».

Официальной датой основания международного волонтерского движения принято считать 1920 год. Именно в это время сразу после Первой мировой войны во Франции был осуществлен первый волонтерский проект с участием группы добровольцев из Англии, Германии, Швеции, Австрии. Вчерашние солдаты враждующих армий, собрались, чтобы совместными усилиями восстановить разрушенную деревню близ Вердена. Тогда молодёжь Франции и Германии выступила под лозунгом: «Лучше работать вместе, чем воевать друг против друга».

Следствием этого беспрецедентного события стало основание старейшей международной волонтерской организации – Service Civil International (имеет 33 отделения по всему миру), которая послужила примером для создания множества других.

В 60-х годах прошлого века возникают десятки волонтерских программ с миротворческой миссией подружить Восточную и Западную Европы. С 80-х годов ХХ века широкое распространение получают экологические проекты. В 1998 г. было осуществлено около 2000 проектов в 84 странах мира.
В 1990 году на XI Всемирной конференции волонтерского движения была принята всеобщая декларация добровольчества, провозгласившая волонтерство фундаментом гражданского общества. Цели и задачи добровольческого движения декларация определила как достижение мира, свободы, безопасности и справедливости для всех народов и признала право каждой женщины, мужчины или ребенка участвовать в организации волонтерского движения.


Вожатая: А мы передаем эстафету нашему второму докладчику, который расскажет нам о добровольчестве в России (слайд 5).


Волонтер 2

 В России одно из самых ранних официальных упоминаний волонтерской деятельности относится к 1894 году. В этом году были учреждены городские попечительства о бедных, в которых подавались добровольные пожертвования и где трудились волонтеры. В советские времена добровольцы ехали на целину и БАМ, работали на субботниках, уборках урожая.

В России история волонтерского движения изначально связана с деятельностью православной церкви, позднее – с инициативой первых некоммерческих общественных объединений – земств, учителя и врачи которых много делали для русского крестьянства. В России же возникло и первое женское волонтерское движение – сестры милосердия, которые во время русско-турецкой войны добровольно отправились на фронт, чтобы помогать раненым солдатам.

С середины 1990-х гг. отдельные российские организации - спортивно-концертные комплексы, музеи и т.п., начали активно привлекать добровольцев в период проведения различных соревнований и культурных мероприятий.
В России первый опыт организованного добровольчества, который затем дал импульс для развития добровольческого движения по всей стране, появился в Москве и Санкт - Петербурге в начале 90х годов. К началу 1997 года идеи добровольческой деятельности получают более широкое распространение в российском некоммерческом секторе в Сибири, Нижнем Новгороде и других регионах Российской Федерации.

С 2000 года российская молодежь празднует Всемирный День Молодежного Служения (ВДМС), который празднуется во всем мире с 1985 года. Это ежегодное мероприятие, которое проводится для того, чтобы молодежь смогла заявить о своих добровольческих инициативах обществу, чтобы люди увидели активность молодых ребят, их вклад в развитие местного сообщества. В России этот праздник получил название Весенней недели добра.

Добровольчество становится все более популярным в молодежной среде. В ряде российских регионов  запускаются новые проекты по созданию молодежных добровольческих служб (например, проекты "Малая Родина", "Добровольная помощь населению", проекты общественно полезной деятельности как альтернативная гражданская служба и другие).

Вожатая: А как же развивалось добровольчество в Курской области. Об этом нам расскажет следующий докладчик.(слайд 6,7)

Волонтер 3

Молодежное добровольчество активно развивается в Курской области с 2001 года. В настоящее время на территории области зарегистрировано около 7 000 волонтеров. Спектр их деятельности разнообразен: творческие концерты в детских домах, больницах, помощь ветеранам Великой Отечественной войны, уход за территориями памятников и мемориалов, экологические акции.

Добровольческое движение в Курской области активизировало свою работу с 2009 года. Основными этапами стали:

1. определение и закрепление локальным актом специалистов, ответственных за работу по вовлечению молодежи в добровольческую деятельность в муниципальных образованиях региона;

2. формирование базы данных волонтеров по территориальной принадлежности;

3. формирование базы данных объектов добровольческой (волонтерской) деятельности по территориальному принципу (г. Курск, Курская область);

4. организация консультирования граждан в возрасте от 14 до 30 лет об особенностях осуществления добровольческой (волонтерской) деятельности (ОБУ ОЦМП, муниципальные образования);

5. круглые столы, информационно-методические семинары на базе ОБУ ОЦМП и муниципальных образований с целью разъяснительной работы, создания условий для реализации прав каждого молодого человека на добровольное, непосредственное участие в решении социально-значимых проблем Курской области.

 
Вожатая: Чем же заняты волонтеры сегодня? Давайте ознакомимся с направлениями их деятельности: ( 8слайд )

  • Добровольцы посещают больных в стационарах;
  • доставляют продукты старикам и инвалидам;
  • работают с детьми в школе;
  • собирают необходимые вещи для детей-сирот и детей из малообеспеченных семей;
  • проводят различные акции для того, чтобы привлечь внимание общественности к актуальным проблемам современности: экологии, асоциальным явлениям, здоровому образу жизни, материнству и детству, проявлению гражданско-патриотической позиции, благоустройству сёл и городов и многому другому.

Практическое задание


Вожатая: Вы познакомились с историей и развитием добровольческого движения и его направлениями. А сейчас я предлагаю вам каждому побыть в роли волонтера. Для этого вы разделитесь на 3 группы (экологи, социальные работники, администрация села), выберите направление волонтерской деятельности и попробуете составить небольшой проект, который в последующем можно будет доработать. Это может быть выпуск листовки, плаката, акция и т.д.


Детям дается план составления проекта

(Приложение 1) (слайд9)

  1. Цель и задачи проекта.
  2. Благополучатель
  3. Основные мероприятия.
  4. Необходимые ресурсы.
  5. Ожидаемый результат.


После отведенного времени каждая группа знакомит со своим проектом в течение 1-2 минут.


Вожатая: Понравилось вам роль волонтера?

В 2009 году под руководством Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации стартовал Всероссийский проект «Вовлечение молодежи в социальную практику».

Цель проекта – развитие добровольчества в молодежной среде: социальное патронирование детских домов, пожилых людей, инвалидов; организация свободного времени детей и подростков; проведение благотворительных акций; и другие мероприятия социальной направленности.

Вожатая: А теперь я хочу познакомить вас с «Личной книжкой волонтера», которую держу в руках.

Для организации учета работы добровольцев разработана единая форма «Личной книжки волонтера», в которую вносятся сведения не только о трудовом стаже волонтера, в том числе об участии в различных акциях, мероприятиях, но и поощрениях и дополнительной подготовке.

Твои действия для получения «Личной книжки волонтёра»: (приложение 2) (слайд 10)

Шаг 1: Написать заявление на получение «Личной книжки волонтёра». Заявление оформляется в произвольной форме с указанием Ф.И.О., даты рождения, полученного образования, профессии, наименования учебного заведения, домашнего адреса и контактного телефона. К заявлению прикладывается цветная фотография размером 3×4 см.

Шаг 2: Отнести в Управление по делам молодёжи, физической культуре и спорту администрации Подосиновского района письменное заявление.

Шаг 3: Получить оформленную «Личную книжку волонтера», заверенную подписью и печатью Управления по делам молодёжи по Кировской области в п. Подосиновец.

Шаг 4: Расписаться за получение «Личной книжки волонтера» в Листе учёта выдачи волонтёрских книжек.


Вожатая: Каждому учащемуся вручается приложение 1.

Вожатая:  Наше занятие подходит к концу. И если вы хотите стать добровольцем или волонтером, то поднимите  лежащие у вас на партах красные солнышки, чтобы я  приготовила на вас бланки заявлений на вступление в ряды волонтеров. (слайд 11)

Спасибо за внимание!

(Муз. заставка песни «Твори добро»)

Тренинг

по выработке навыка отказа от вредных привычек

Цель:

- повысить уровень информированности подростков по проблемам, связанным с вредными привычками;

-выработать и развить навыки, предотвращающие употребление алкогольных, наркотических и табачных веществ. 

Задачи: 1)Объяснить, что пассивное курение вредно для здоровья;

              2)Научить детей делать правильный выбор в ситуации пассивного

                курения

Материалы для занятия: коробка, мяч, две пачки нераспечатанных сигарет (мужские и женские), джин тоник, газета,  два сердца «красное» и «чёрное»  из цветной бумаги.

Ход тренинга.

I. Организационный момент.

Энергизатор «Здравствуй, друг» (в паре)

Здравствуй, друг!

(рукопожатия)

Как ты тут?

(хлопают друг друга по плечу)

Где ты был?

(дергают за ухо)

Я скучал!

(прикладывают руку к сердцу)

Ты пришел!

(разводят руки в стороны)

Хорошо!

(обнимаются)

II.Основная часть.

Энергизатор: «Черный ящик».

Учитель вносит  в класс черный ящик. (В ящике спрятаны две пачки запечатанных сигарет). Предлагает заглянуть в него и узнать, что там спрятано. В классе  будут дети, которые захотят  посмотреть, что находится внутри и те, кто будут убеждать, что это опасно, ни в коем случае не стоит этого делать.

В итоге создаются две группы.

Вывод: в жизни часто встречаются ситуации, когда нужно делать выбор. Многие люди поддаются соблазну и, даже если они потом горько сожалеют об этой минутной слабости, невозможно бывает что-либо исправить. Поэтому надо уметь контролировать свои желания и поступки.

Энергизатор: Комок неприятностей.

Дети становятся в круг, кидают друг другу мячик, одновременно по кругу передают комок бумаги. (Игра длится недолго, т.к. дети не успевают следить и за мячом, и за комком.)

Вывод: Комок сбил нас с ритма. Курение тоже сбивает с ритма жизни.

Опыт: «Модель курения»

(Детям предлагается сесть в круг вместе с учителем.)

Берется пустая пластиковая бутылка большого размера (чисто вымытая и высушенная). Обмотать один конец сигареты без фильтра ватой или марлей и вставить в горлышко бутылки свободным концом наружу. Зажечь сигарету и начать «раскуривать» ее, нажимая на бутылку, как на резиновую грушу. «Выкурить» сигарету до конца вблизи окна. Достать вату из бутылки и показать детям ее цвет. Предложить понюхать.

- Когда человек курит, часть дыма попадает в его легкие, часть в окружающее помещение, таким образом, загрязняя воздух. Остальные люди, находящиеся в помещении, вынуждены вдыхать ядовитые вещества. Это называют пассивным курением. Пассивное курение может вызвать головную боль, кашель, чихание, слезотечение. Пассивное курение в течение длительного периода времени может вызвать серьезные заболевания легких. Самое страшное заболевание курильщиков и пассивных курильщиков – это рак легких или опухоль легких

       У каждого человека есть право дышать чистым воздухом. Курильщики не должны вредить здоровью остальных людей. Существуют правила, защищающие права не курящих людей.

- Посмотрите, что это знак? (Рисунок 1) (Не курить!)

Давайте его раскрасим. Каким должен быть круг? (Красным, поскольку знак запрещающий).

- Видели ли вы где-нибудь подобный знак?

- Приведите примеры мест, где курение запрещено? (Метро, магазин, купе поезда, вагон электрички, самолет, школа).

- Везде ли висит этот знак?

-Что должны делать дети, если кто-то курить в том месте, где курить запрещено?

(Вежливо попросить взрослого не курить)

Мозговой штурм (составляется коллаж из идей  выбора детей заготовки сделаны зарание)

-Почему люди употребляют наркотики, алкоголь и табак?

Фиксируются следующие идеи: Из любопытства, за компанию, от нечего делать, чтобы испытать новые ощущения, назло родителям, это модно, чтобы снять боль или напряжение…

-Какой урон наносят вредные привычки организму?

Ответы фиксируются: потеря уважения окружающих, СПИД, конфликты с родителями, ранняя смерть.

-Какие альтернативные занятия можно предложить?

Фиксируются следующие идеи: Спорт, творчество, чтение книг….

  При обсуждении обратить внимание   на альтернативные способы  проведения досуга, от которых можно получить удовольствия не меньше и при этом избежать конфликтов и не нанести урон здоровью.

Вывод: Практически во всех случаях человек сам выбирает, употреблять ему алкоголь, наркотики, табак  или нет, а тот,  кто выбирает их, тот выбирает и последствия.

III.Заключительная часть

Упражнение «Пожелание»

Каждый участник пишет на листке бумаги какое-либо пожелание, сворачивает листок и кладет его в коробочку (можно сделать дерево желаний, на которое приклеивают листья ). Все находятся в кругу, каждый берет по одному пожеланию, таким образом, получается, что все участники группы обменялись пожеланиями.

Энергизатор « Настроение»

  В заключение  тренинга  на противоположных стенках помещения  прикреплены  два сердца « красное»-жизнь  без вредных привычек   и  «чёрное»- жизнь с сигаретой, выпивкой. Детям предлагается  подойти к тому сердцу, какое они выбирают…..

Выводы

-Можно научиться вежливо, но твердо отказываться.

-Есть много способов сказать «НЕТ».

Приложение

Материал  для составления коллажа

1) -От дыма сигарет желтеют зубы и пальцы.

-  Изо рта плохо пахнет.

-Курящий плохо различает вкус еды. Снижается аппетит.

-Дым сигарет загрязняет легкие, вызывает кашель.

-Никотин затрудняет работу сердца, ускоряет пульс.

-Человек становиться напряженным, раздражительным.

2)        

Причины не курить         

Причины курить

Мне не нравится курить

Мне нравится курить

Курение вредно для моего здоровья

Курение снимает раздражение, расслабляет меня

Я не хочу иметь вредные привычки.                            

Это привычка. Все вокруг меня курят

Это неприятно выглядит.

Курение помогает мне выглядеть и   чувствовать  старше.

Это слишком дорого

Курение стимулирует меня.

Это вызов другим, показать, что я не курю.        

Курение дает мне шанс занять чем-то руки

Никто из моих друзей не курит.

Это поможет мне сбавить вес.

Это повредит моим спортивным достижениям.                    

Курение позволяет мне отвлечься,   когда я скучаю или в плохом настроении

Мои родители не одобряют курение.

Мои родители курят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

воспитательная программа "Дорогою добра"

основана на духовно-нравственном воспитании...

Рабочая программа кружка "Добрые дела"

Рабочая программа разработана для обучающихся 2 класса....

Воспитательная программа "Дорогою добра"

Программа воспитательной работы с классом и родителями...

Игровая программа Дорога Добра

Игровая программа для воспитанников 1-4 класса...

программа "Азбука добра"

программа расчита на несколько лет,5-8 классы,можно применить вл внеклассной работе...

Программа "Мастерская добрых дел"

За 2012 год в городе Урае по данным городской поликлиники, с нарушением мозгового кровообращения и черепно-мозговыми травмами, ведущими к потере различных функций и систем обратилось 244 человек Именн...

Рабочая программа электива "Добро пожаловать в Великобританию"

Данная рабочая программа поможет учителю познакомить учащихся с культурой и историей изучаемого языка...