Общеобразовательная программа объединения «Объектив»
рабочая программа на тему

Настоящая программа предлагает возможность использования  современных методов фотографического творчества (технология фотопечати и компьютерная обработка) на занятиях фотообъединения с детьми младшего, среднего и старшего школьного возраста  Программа рассчитана  на 4 года обучения, возраст обучающихся  9-16 лет.

      На вопрос, что такое фотография, можно ответить, что это рисование светом, то есть фиксация изображения с помощью физико-химических свойств света. По словам  французского писателя Альфонса де  Ламартина, фотография - это «искусство, призванное сотрудничать с солнцем».

Занимаясь в фотообъединении, дети узнают, какие бывают жанры и виды фотосъемки, как правильно составить композицию, какое  значение имеют элементы композиции, что делает фотографию эмоциональной и информативной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_foto.doc232.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Станция юных техников»

с. Дивное

Программа утверждена

с изменениями и дополнениями

на педагогическом совете

       протокол № 1  

          от 1 сентября 2014г.

Директор МКОУ ДОД СЮТ

 __________        /А.С.Харченко/

Общеобразовательная программа

объединения «Объектив»

Возраст обучающихся: 9 - 16 лет

Срок реализации программы 4 года

                                                                 Автор- составитель программы:

                                                           Ганжа О.В. - педагог

                                                                              дополнительного образования

с. Дивное

Год разработки программы: 2006г.

Пояснительная записка

Настоящая программа предлагает возможность использования  современных методов фотографического творчества (технология фотопечати и компьютерная обработка) на занятиях фотообъединения с детьми младшего, среднего и старшего школьного возраста  Программа рассчитана  на 4 года обучения, возраст обучающихся  9-16 лет.

      На вопрос, что такое фотография, можно ответить, что это рисование светом, то есть фиксация изображения с помощью физико-химических свойств света. По словам  французского писателя Альфонса де  Ламартина, фотография - это «искусство, призванное сотрудничать с солнцем».

Занимаясь в фотообъединении, дети узнают, какие бывают жанры и виды фотосъемки, как правильно составить композицию, какое  значение имеют элементы композиции, что делает фотографию эмоциональной и информативной.

Не каждый ребенок имеет возможность приобрести и развивать навыки фотографии самостоятельно. Одна из причин этого - недостаточный уровень материального обеспечения многих семей. Поэтому, обучение фотоделу должно осуществляться централизованно: в центрах,  дворцах,  домах детского творчества,  фотостудиях,  на станциях детского технического творчества.

Актуальность данной программы определяется необходимостью и особой значимостью связи фотолюбительского творчества с различными видами художественной деятельности. Формирование творческого потенциала подрастающего поколения представляется сложным, без реализации одного из важнейших условий: повышения не только интеллекта и аудиовизуальной культуры, но главным образом - способности к глубокому чувственному восприятию действительности. Через занятия художественной фотографией можно приобщить подростков к культурным и духовным ценностям только при тесном соприкосновении с многообразием художественных проявлений в искусстве и жизни.

В программе большое внимание уделяется созданию условий проявления творческой уникальности личности. Однако педагогический уровень аудиовизуальной деятельности в сфере образования и культуры значительно снижается по причине обособленности художественного и творческого развития. В связи с этим, возникает необходимость совершенствования фототворчества через комплексное овладение средствами искусства, обладающими большими возможностями для духовно- нравственного становления личности, что означает ориентацию на использование любительской деятельности в фотографии, как возможность всестороннего художественного развития.

Новизна данной программы заключена в том, что программа расширяет познавательную деятельность обучающихся, дает такие знания, которых нет в школьной программе, однако в ней  четко прослеживаются  межпредметные связи:

- изобразительное  искусство (композиция, перспектива, монтаж.);

- информатика (программы «Photoshop», «Дизайн календарей», «Виртуальный макияж», «Фотодекор»).

- химия (реактивы);

- физика (диффузия света, оптика, поляризация).        

Получая разносторонние знания, обучающиеся становятся всесторонне развитыми личностями, у них появляется самостоятельность в суждении, собственное видение происходящего.

Содержание программы соответствует Закону Российской Федерации «Об образовании», Конвенции о правах ребенка, Типовому положению об учреждении дополнительного образования детей

Цель программы:

-содействие развитию духовно-нравственных основ личности подростка, его творческих способностей и эмоционального мира, через приобщение к искусству фотографии;

Для достижения поставленной цели программа ставит следующие задачи:

Обучающие:

-дать знания по основам фотографии, научить приемам фотосъемки в разных жанрах на любых носителях информации;

-научить самостоятельно, работать над созданием фотографического образа;

-сформировать профессиональные навыки в области черно-белой, цветной, цифровой фотографии;

-сформировать чувство неповторимости стиля, характера фотоискусства, стилевые особенности исторических эпох, особенности быта, жизни, мировоззрения людей.

Воспитывающие:

-формировать гуманистические ценности и идеалы, выработку человеческого достоинства, ответственности за свои поступки;

-сформировать умение работать коллективно (дети – педагог -  родители), проживать жизнью коллектива;

-воспитывать основы профессиональной этики.

Развивающие:

-приобщить к широкому пласту духовно-нравственных и культурных ценностей России;

-дать эмоционально - чувственную базу культуре взаимодействия с миром природы, миром людей, с духовным опытом человечества;

-приобщить воспитанников к основам творческого самовыражения средствами фотографии, формируя творческую мотивацию и устремленность к созиданию, и способность передать в своем творчестве красоту окружающего мира;

-создать условия для раскрытия таланта каждого обучающегося и преодоления психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению, через многообразные виды творческой деятельности;

-формировать эстетический вкус, чувство гармонии;

-развить физическую выносливость необходимую в профессиональной деятельности.

Данная программа отличается  от уже существующих программ, решением педагога фотообъединения задач, по созданию образовательного пространства, социально- значимой, практико-ориентированной деятельности обучающихся.

 В ходе образовательного процесса, обучающимся предлагается, освоение 3-х ступеней образовательной деятельности, по годам обучения.

Первая ступень обучения: «Стажер» - 1 год обучения, (по профилю учебной группы) - начально-универсальный.

Вторая ступень: «Умелец»- 2-й, 3-й год обучения (основа - практическая деятельность) – поисковый, зондирующий.

Третья ступень: «Мастер-инструктор» - 4 год обучения - исследовательский,      креативный.

Реализация программы.

 Программа рассчитана  на 4 года обучения.

      В первый год частота проведения занятий  составляет два раза в неделю по два часа (всего 144 часа). Наполняемость групп 10-12 человек. Программа  первого года обучения предусматривает изучение фотопроцесса в целом, овладение элементарными  навыками фотосъемки, лабораторной обработки фотопленки, навыками  фотографической печати. Обучающиеся знакомятся с цифровой фотографией. В первый год закладывается основа овладения техникой фотографии. Уровень освоения предполагает расширение кругозора и информированности в данной области, приобретение навыков общения и умений совместной деятельности, адаптации в коллективе, и соответствует первой ступени обучения «Стажер».

В конце первого года обучения, обучающиеся должны знать:

- Правила работы с фотоаппаратом.

- Виды и устройство фотоаппарата.

- Жанры фотосъемки.

- Правила построения изображения на картинной плоскости.

- Растворы для обработки фотографических материалов.

- Режимы обработки фотоматериалов.

- Области применения фотографии.

- Правила техники безопасности при работе с электроприборами и реактивами.

Должны уметь:

- Определить экспозицию.

- Правильно выбрать композицию.

- Пользоваться пленочными фотоаппаратами.

- Правильно использовать химические реактивы.

- Пользоваться техническими средствами для фотопечати.

  На втором году занятия проводятся два раза в неделю по три часа (всего 216 часов). Наполняемость групп 8 человек. Обучающиеся повторяют и закрепляют полученные знания первого года обучения. Больше времени уделяется на создание репортажей. Предусматривается качественное углубление и расширение знаний с введением новых тем. Время отводится на творческую  работу, чтобы ребенок ощущал себя не пассивным слушателем, а активным экспериментатором, пробующим свои силы в различных видах фотоискусства, что соответствует второй ступени  «Умелец».

 Обучающиеся второго года обучения должны знать:

 - Классификацию фотоаппаратов.

- Виды освещения.

- Назначение и устройство объектива.

- Специфику фотожурналистики.

- Методы создания репортажа.

- Устройства позволяющие ввести фотоизображения в компьютер.

- Программы для редактирования фотографий.

- Особенности съемки архитектурных сооружений.

Должны уметь:

- Создать фоторепортаж с места конкретного события.

- Анализировать фоторепортаж.

- Редактировать фотографии на компьютере (кадрировать снимок, корректировать цвет, контраст, тональность изображения).

-Анализировать и применять на практике композиционные подходы к           решению задуманного при съемке.

- Вести фотосъемку разными фотоаппаратами (пленочными, цифровыми).

- Оформлять работы в рамки при помощи фотопрограмм.

    На третьем  году обучения занятия проводятся два раза в неделю по три часа (всего 216 часов). Наполняемость групп 7 человек. Большое значение уделяется павильонной съемке. Программа предусматривает не только получение знаний, способностей выполнять и решать более сложные фотографические задания, сколько предлагает путь, по которому творческая личность может следовать в познании окружающего мира с помощью фотоискусства, что соответствует второй ступени  

«Умелец». Основная цель третьего года обучения: овладение фотомастерством. Развитие компетентности в данной образовательной области, формирование навыков на уровне практического применения, передача своего опыта младшим членам коллектива. На данном этапе обучения вводится  дополнительный предмет:  «Компьютерные технологии».

Обучающиеся третьего года обучения должны знать:

- Компьютерные средства обработки.

- Устройство и классификацию цифровых фотоаппаратов.

- Специфику съемки павильонного портрета.

- Классификацию портретов по видам направления освещения.

- Классификацию фотографических портретов.

- Требования к снимкам для фотовыставки.

- Правила построения натюрмортов.

- Применение макрофотосъемки и микрофотосъемки в науки и технике.

- Условия выполнения репродукционной съемки.

Должны уметь:

- Определять виды освещения и применять их для решения авторского замысла.

- Оформлять работы для фотовыставок.

- Работать по специальным видам фотосъемки.

-Устранить ошибки сделанные при съемке. Отредактировать изображение в программе «Photoshop».

- Выполнить павильонную фотосъемку.

- Выполнить качественную ретушь фотографий.

- Объединить несколько изображений для создания коллажа (монтаж фотографий).

- Выполнить фотосъемку в интерьере.

Четвертый год обучения предусматривает подготовку обучающихся в качестве инструкторов фотографического искусства, являющихся помощниками педагога, что соответствует третьей ступени «Мастер - инструктор» Наполняемость групп 5-6 человека, продолжительность занятий по 3 часа два раза в неделю (всего 216 часов). В течение четвертого года обучения обучающиеся работают над  фотофильмами. Тему выбирают самостоятельно. В конце года у обучающихся защита творческих проектов.

На защите проектов присутствуют все обучающиеся объединения.

 Обучение по данной  программе предполагает следующую особенность: каждый учащийся «впитывает» в себя столько, сколько может «впитать».

Обучающиеся четвертого года обучения должны знать:

- Программы обработки фотографий.

- Жанры фотографии используемые в рекламе.

- Требования к оформлению визитных карточек, фотографиям на документы.

Должны уметь:

- Выполнить фотосъемку на документы.

- Изготовить визитную карточку.

- Применить различные эффекты к тексту.

- Выполнить фотомонтаж.

- Создать рекламный проект.

- Выполнить многокадровый репортаж.

- Создать фотофильм.

Предполагаемые результаты.

После освоения данной программы обучающиеся научатся:

-обращаться и работать с фотографической аппаратурой различных классификаций отечественных и зарубежных фирм.      

-выполнять фотографическую съемку по основным жанрам фотографии, самостоятельно работать над созданием фотографического образа;

- создавать фотоснимок и применять элементы дополнительной обработки изображений;

-творческому самовыражению посредством фотографии;

Получат:

-возможность для раскрытия своего таланта, сформированную творческую мотивацию и устремленность к созиданию.

-навыки: допрофессиональной подготовки, коллективной творческой деятельности, культуры поведения, здорового образа жизни, профессиональной этики;

Приобретут:

-способность чувствовать, понимать и любить искусство, потребность к созданию художественной фотографии;

-оценивать жизненные ситуации, делать нравственный выбор;

-умения творчески подходить к окружающему миру и давать ему собственную оценку через фотографию, правильно оформлять фотоснимок.

Освоят:

-культуру взаимодействия с миром природы, миром людей, духовным опытом человечества;

-теорию и практику фотосъемки, технологию и химию фотопроцессов;

-правила и приемы работы с фотографическим оборудованием, основы компьютерной грамотности (с использованием программ по работе с фотоизображением).

Окажут:

-помощь педагогу, работая инструкторами в коллективе объединения.

-консультативную и практическую помощь родителям, обучающимся объединения, в области фотодела.

В программу могут вноситься изменения: сокращение или увеличение объема материала по отдельным темам, включение дополнительных теоретических сведений и практических работ.

Приведенный в программе тематический план является примерным. В течении учебного года допускается перераспределение часовой нагрузки между темами для создания возможности развития каждого ребенка по собственной образовательной траектории. Если воспитаннику легко дается выполнение учебной программы, он может дополнительно заниматься по программе индивидуального обучения. Данная программа рассчитана на 18 часов или на 36 часов с более усложненным материалом. По данной программе воспитанники обучаются 2 или 4 часа в месяц (18 или 36 часов в год).  Приложение 1

Формой подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы фотообъединения по годам обучения и определения уровня обученности может быть: тестирование, анкетирование, выполнение контрольных практических заданий,  защита проектов, участие в выставках, конкурсах,  согласно положению о промежуточной и итоговой аттестации обучающихся образовательного учреждения, что дает  возможность объективно оценивать усвоения обучающимися программного материала.  Для того, чтобы воспитанники могли перейти на следующий год обучения проводится предварительная (промежуточная) аттестация обучающихся. Приложение 2

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(1- год обучения).

п\п

      Наименование тем

           Количество часов

  Всего

  Теория

Практика

1

Вводное занятие

2

2

2

Устройство фотоаппарата

8

4

4

3

Определение экспозиции

4

2

2

4

Фотосъемка. Экскурсии.

Различные виды фотосъемки

52

8

4

5

Растворы для обработки

4

2

2

6

Обработка фотопленки.

16

4

12

7

Обработка фотобумаги.

20

6

14

8

Основы цифровой фотографии

36

8

2

9

Итоговое занятие

2

2

Итого:

    144

40

104

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

(1- год обучения).

 Тема №1. Вводное занятие.

 План и задачи объединения. Знакомство с программой обучения на текущий год.  Режим работы кружка. Организационные вопросы. Правила по технике безопасности. Значение фотографии в нашей жизни. Из истории фотографии. Негатив – позитив. Первые в мире снимки.

Тема №2. Устройство фотоаппарата.

Теория. Основные узлы фотоаппарата. Пять основных частей фотоаппарата                                                 (корпус, объектив, затвор, лентопротяжный механизм, видоискатель). Дать

общее представление об их назначении.

Классификация фотоаппаратов по способу наводки на резкость.

Устройство кассеты и способы зарядки. Принадлежности для фотосъемки.

Практическая работа. Разборка, сборка некоторых узлов фотоаппарата, кассеты, изучение принадлежностей для фотосъемки.

Тема №3.Определение экспозиции.

 Теория.  Определение и установка экспозиции. Влияние искусственного и естественного освещения на экспозицию. Виды экспонометров. Два способа определения экспозиционных параметров.

Практическая работа. Расчет экспозиции в разных условиях съемки (в помещении, с выходом на экскурсию).

 Тема №4. Фотосъемка. Различные виды фотосъемки.

Теория. Жанры фотосъемки. Общее представление. Назначение и сферы применения фотографии. Композиция кадра. Определение смыслового центра в кадре. Освещение при съемке. Разделение на планы. Репродукционная фотосъемка.

Фотосъемка на открытом воздухе. Закрепление навыков фотосъемки. Фотосъемка в интерьере. Особенности применения электронных вспышек.

Практическая работа. Экскурсии, походы в парк. Фотосъемка в интерьере. Фотосъемка при естественном освещении и с использованием электронных вспышек.

Тема №5. Растворы для обработки.

Теория. Понятие о фотографическом растворе. Какими растворами мы пользуемся? Как отличить проявитель от фиксажа? Общие правила составления растворов. Температурный режим. Правила техники безопасности при работе с фотохимическими растворами.

Практическая работа. Составление растворов (развешивание химических реактивов с помощью разновесов). Изучение рецептуры (состав проявляющих растворов, фиксажей).

Тема №6. Обработка фотопленки.

Теория. Негативные материалы, их обработка, строение, различие по светочувствительности. Требования к качеству обработки фотопленки. Выбор проявителя.

 Практическая работа. Обработка фотопленок с помощью специальных проявителей, сушка.

Тема №7. Обработка фотобумаги.

Теория. Позитивные фотоматериалы, различие фотобумаги по формату, составу эмульсии, контрасту, чувствительности, подложке. Два способа печати (проекционный и контактный). Техника проекционной печати. Устройство фотоувеличителей. Подготовка к работе, оборудование фотолаборатории. Метод проб, определение времени экспонирования фотобумаги при печати, подбор фотобумаги к негативу.

 Практическая работа. Фотопечать пробы ступенчатым способом. Фотопечать фотографий.

Тема №8.Основы цифровой фотографии.

Теория. Области применения цифровой фотографии. Общая характеристика фотокамер. Правила обращения с фотоаппаратом. Основные требования освещения. Возможности фотоаппарата.

Практическая работа. Фотосъемка цифровым фотоаппаратом. Просмотр работ на компьютере. Обрезка фотографий в фоторедакторе.

Тема №9. Итоговое занятие.

Подготовка и проведение  итоговой выставки. Подведение итогов работы объединения за учебный год. Коллективное обсуждение качества выполненных работ. Итоговая выставка.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(2-й год обучения).

№ п\п

      Наименование тем

           Количество часов

  Всего

  Теория

Практика

1

Вводное занятие

3

3

2

Значение фотографии современной мировой культуре

3

1

2

3

Устройство и классификация цифровых фотоаппаратов

9

3

6

4

Уход за объективами. Назначение и устройство объектива

6

3

3

5

 Репортажная съемка

72

9

63

6

 Различные виды фотосъемки

48

9

39

7

 Цифровая фотограф

66

12

54

8

Подготовка к выставке

6

6

9

Итоговое занятие

3

3

Итого:

216

43

173

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

(2-й год обучения).

Тема №1. Вводное занятие.

 План и задачи кружка. Знакомство с программой обучения на текущий год.  Режим работы кружка. Организационные вопросы. Этапы технического развития фотографии.

Тема №2. Значение фотографии современной мировой культуре.

Теория. Влияние фотографии на развитие науки и техники. Роль фотографии в изобразительном искусстве.

Практическая работа. Просмотр репродукций картин, фотографий на компьютере. Просмотр работ воспитанников за летний период. Анализ работ.

Тема №3. Устройство и классификация цифровых фотоаппаратов.

Теория. Устройство цифрового фотоаппарата. Компактные камеры с оптическим видоискателем и без него. Цифровые зеркальные камеры. Зеркальные камеры со встроенным зум-объективом. Зеркальные камеры со сменной оптикой. Компактные видеофотоаппараты. Мобильные телефоны. Различные аксессуары (кабели с различными разъемами, диски, зарядные устройства, аккумуляторы и батареи).  

 Практическая работа.  Фотосъемка фотоаппаратами различных производителей и мобильными телефонами. Анализ качества снимков.

Тема №4. Уход за объективами. Назначение и устройство объектива.

Теория. Линза и система линз. Принцип получения оптического изображения в фотоаппарате. Элементарные основы оптики. Связь между предметом и его изображением. Правила обращения и уход за объективами.

Практическая работа. Обработка линз различных модификаций (очистка, влажная обработка специальным составом).

Тема №5.  Репортажная съемка.

Теория. Тематика и содержание репортажного снимка. Постановочный и репортажный (событийный) метод съемки. Серия. Фотоочерк. Принципы

 сюжетного объединения отдельных снимков.

 Практическая работа. Репортажная съемка по темам: «Очей очарование», «Праздник урожая», «Наедине с природой», «Мир вокруг нас»,  «Природа родного края», «Памятники Апанасенковья».   «Земля в наследство»,  «Братья наши меньшие», «Жизнь насекомых», «Весна пришла»! «Досуг», «День школьника», «Празднование Дня Победы».                                                

Тема №6. Различные виды фотосъемки.

Теория. Композиция. Сложные и простые композиционные построения. Зависимость построения кадра от пропорционального соотношения его границ. Изменение масштаба изображения по отношению к фокусному расстоянию объектива. Выделение сюжетно-тематического центра. Перспективные искажения и способы их устранения. Интерьерная съемка как самостоятельный жанр фотографии. Особенности интерьерной съемки в сочетании с другими видами съемок.

Практическая работа. Портретная съемка, фотосъемка пейзажа, архитектуры, натюрмортов, репродукций, фотосъемка скульптуры и гипсовых фигур, рекламная фотография.

Тема №7. Цифровая фотография.

 Теория. Применение новых технологий для редактирования фотоизображений. Устройства позволяющие ввести фотоизображения в компьютер. Средства редактирования фотоизображения на компьютере. «Фабрика открыток».

Практическая работа. Доработка изображений в программе «Photoshop». Кадрирование, тональная и цветовая коррекция. Устранение ошибок, допущенных при съемке. Оформление работ в фотопрограммах.

Тема №8. Подготовка к итоговой выставке.

Выставка.  Обсуждение работ, отбор лучших их оформление. Приглашаются родители воспитанников, учителя школ, специалисты.

Тема № 9. Итоговое занятие.

Подведение итогов работы объединения. Анализ работ.  Коллективное обсуждение качества выполненных работ. Подведение итогов – выставка.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(3-й год обучения).

№   п\п

      Наименование тем

           Количество часов

  Всего

  Теория

Практика

1

Вводное занятие

3

3

-

2

Классификация фотоаппаратов

18

6

12

3

 Фотографические объективы

24

6

18

4

Источники освещения.

Светопись

18

2

16

5

Компьютерные технологии. Цифровая фотография 

18

6

12

6

Специальные виды съемки

27

9

18

7

Павильонная съемка

57

9

48

8

 Интерьерная съемка

9

3

6

9

Репортажная съемка

30

6

24

10

Фотовыставка

9

-

9

11

Итоговое занятие

3

3

-

 Итого:

216

53

163

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

(3-й год обучения).

Тема №1. Вводное занятие.

 План и задачи объединения. Организационные вопросы. Правила поведения и техника безопасности. Игра-соревнование «Дело-мастера боится».

Тема №2. Классификация фотоаппаратов.

 Теория. Классификация фотоаппаратов по наводке на резкость. Классификация фотоаппаратов по формату.

Практическая работа. Фотосъемка полуформатными, малоформатными, среднеформатными, цифровыми фотоаппаратами.

Тема №3. Фотографические объективы.

  Теория. Классификация объективов; авторский замысел и фотообъективы.

Практическая работа. Фотосъемка со сменной оптикой; масштаб изображения объекта, выполненный различными объективами.

Тема №4. Источники освещения. Светопись.

Теория. Освещение в фотографии. Виды освещения. Свет как изобразительное средство фотографии.

 Практическая работа. Отработка навыков фотосъемки с использованием различных видов освещения.

Тема №5. Компьютерные технологии. Цифровая фотография.

Теория. Фотографические программы для обработки фотоизображений, работа с цифровой камерой, обработка полученных данных.

 Практическая работа.  Работа с фотопрограммами, обработка полученных изображений.

Тема №6. Специальные виды съемки.

Теория. Съемка живой природы; Съемка некоторых явлений природы (ночная, молнии, тумана);  съемка с фотовспышкой; репродукционная съемка.

 Практическая работа.  Отработка навыков специальных видов фотосъемки; «Удивительное рядом».

Тема №7. Павильонная съемка.

Теория. Способы создания образа в портретной съемке. Особенности съемки натюрмортов. Сложные и простые композиционные построения. Предметный и нейтральный фон.

 Практическая работа.  Выбор плана, ракурса, освещения. Съемка групповых и индивидуальных портретов.

Тема №8. Интерьерная съемка.

Теория. Интерьерная съемка, как самостоятельный жанр фотографии.

Практическая работа. Интерьерная съемка в сочетании с другими видами съемок.

Тема №9. Репортажная съемка.

Теория. Тематический и событийный репортаж. Специальные особенности съемки. Оснащение фотокорреспондента.

Практическая работа.  Съемка репортажей о жизни СЮТ. Съемка соревнований, конкурсов.

Тема №10. Фотовыставка.

Теория. Требования к снимкам для фотовыставки. Способы оформления.

 Практическая работа. Оформление индивидуальных выставочных фотографий; анализ выставочных фотографий.

Тема №11. Итоговое занятие.

Подготовка и проведение  итоговой выставки. Подведение итогов работы объединения за учебный год.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

                                                 (4-й год обучения).

№ п\п

      Наименование тем

           Количество часов

  Всего

  Теория

Практика

1

Вводное занятие

3

3

2

Освещение

3

1

2

3

Основы фототехники.

18

6

12

4

Программы обработки изображений

57

9

48

5

Рекламная фотография

18

3

15

6

Создание фотофильмов

87

6

81

7

Репортажная фотосъемка

24

3

21

8

Творческий отчет

3

3

9

Итоговое занятие

3

3

                      Итого:

216

34

182

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 (4-й год обучения).

Тема №1. Вводное занятие.

 План и задачи объединения. Организационные вопросы. Правила поведения и техника безопасности. История фотографии в России. Наиболее известные фотохудожники и их работы.

Тема №2. Освещение.

Теория. Естественный и искусственный свет: Заполняющий, рисующий моделирующий, контурный, фоновый, отраженный. Использование отражателей Результат действия.

Практическая работа. Фотосъемка портретов. Подбор освещения. Фотосъемка с использованием отражателей.

Тема №3. Основы фототехники.

Теория. Устройство цифрового фотоаппарата. Объективы. Форматы записи снимков и сжатие. Вывод изображений и хранение данных. Карты памяти. Сканирование изображений. Настройка процесса сканирования. Различные методы цветной печати.

Практическая работа. Фотосъемка по выбору воспитанников.

Тема №4. Программы обработки изображений.                                        

Теория. Профессиональные, полупрофессиональные и любительские программы. Стандартные инструменты для обработки изображений. Цветокоррекция. Фотомонтаж.

Практическая работа. Фотосъемка по выбору воспитанников с целью коррекции изображения на компьютере.

Тема №5. Рекламная фотография.

Теория. Выбор определяющих элементов в фотографии, характеризующих рекламируемый объект. Использование фотографии для создания рекламы.

Практическая работа. Создание рекламных проектов. Монтаж изображений в программе «Photoshop».

Тема №6. Создание фотофильмов.

 Теория. Обсуждение тем фильмов. Подбор материала. Используемые программы.

Практическая работа. Фотосъемка по выбранной теме, коррекция снимков.

Монтаж фотофильмов.

Тема №7. Репортажная фотосъемка.

Практическая работа. Фотосъемка  различных мероприятий проводимых на

 «Станции юных техников».

Тема №8.Творческий отчет.

Практическая работа. Представление работ. Просмотр фотофильмов.

Тема №9. Итоговое занятие.

 Подведение итогов работы объединения за период обучения. Проведение тестирования обучающихся.

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. Методы работы.

1.1. Практические методы: фотосъемка, хим. обработка пленки, фотопечать, обработка фотографий с цифровых носителей в программах «Photoshop», «Дизайн календарей», «Виртуальный макияж», «Фотодекор» и т.д. Создание репродукций, коллажей, фотофильмов.

1.2. Наглядные методы: использование эскизов, фотографий, плакатов, рисунков, репродукций, видеотеки на жестких носителях с фотографиями.

1.3. Словесные методы  применяются тогда, когда главным  источником усвоения знания обучающимися является слово (без опоры на наглядные пособия и практическую работу). К ним относятся: беседа, рассказ, объяснение, лекции.

2. Формы работы.

     При организации занятия органически сочетаются все формы работы с        обучающимися: коллективные, индивидуальные, групповые и т.д. Фотовыставки: форма работы фотостудии стимулирующая активность воспитанников, развивающая образовательные и профессиональные интересы, индивидуальные способности воспитанников. Фотоконкурс на заданную тематику выявляет творческие способности воспитанников, их умение нестандартно мыслить.

3. Материально-техническое обеспечение.

 Для первого года обучения набираются 15-16 школьников, для того, чтобы в дальнейшем, учитывая неизбежность отсева, в объединении оставалось 10-12 воспитанников (вполне закономерно, если учесть, что дети в этом возрасте еще не имеют четко сформировавшихся, устойчивых интересов и пробуют свои силы в самых разных видах деятельности), это оптимальное количество воспитанников для первого года обучения. Количество детей в каждой группе второго, третьего и четвертого годов обучения меняется в соответствии с учебной программой, нормами СЭС и ППБ.  Это ограничение связано с тем, что воспитанники осваивают новые виды технического оборудования: цифровые фото и видео камеры, компьютеры, что требует большего внимания педагога в индивидуальной работе с обучающимися. Поэтому количество учащихся второго года – 8, третьего года -7 и четвертого года -6  воспитанников,  это позволяет оптимизировать учебный процесс, а превышение оптимального количества учащихся, способствует снижению качества занятий.

 Для проведения теоретических занятий  необходимы:

- фотолаборатория, оснащенная фотооборудованием: фотоувеличители - 5 единиц, лабораторные фонари - 2 единицы, кадрирующая рамка -  1 единица, проявочные бачки (для узкой и среднеформатной пленки) - 10 единиц, копировальный станок - 1 единица,  глянцеватель -  3 единицы, резиновый валик - 2 единицы, шкаф для сушки фотоматериала, шкаф для хранения фотооборудования, сейф для хранения фотореактивов, ванночки для растворов различного объема - 10 единений;

- учебный кабинет, оснащенный компьютерами в количестве 6 единиц, принтерами для цветной печати «Canon- ip- 4500» - 2 единицы, сканер - 2 единицы;

-  павильон для фотосъемки, оснащенный осветительными приборами различной мощности от  6 до 8 единиц, стационарные и переносные  лампы дневного освещения - 4 единицы, штативы - 4 единицы, среднеформатные фотоаппараты: «Киев-90» , «Ленинград»  - 2 единицы, фотоаппараты для узкой пленки - «Зенит- 122», «ФЭД-5» - 5 единиц, фотоэкспонометр - 2 единица,  электронные лампы- вспышки -  2 единицы, цифровые фотоаппараты - «NIKON» - 2 единицы  или «LUMIX»; «Samsung-1060» - 4 единицы, набор декораций;

- учебные стенды с фотографиями по номинациям: портрет, пейзаж, натюрморт, архитектура, репортаж,  работы, выполненные  в компьютерной графике;

- уголок по технике безопасности  при работе с фотооборудованием;

-  Спец. Литература: справочники по фотоделу - 6 единиц, фотоэнциклопедии –

 2 единицы, журналы «Фотография», видеотека на жестких носителях с фотографиями.

                               

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Для педагога:

1.  Бунимович Д.З. «Практическая фотография» -М. : Искусство,1999.

2.  Дыко Л.П. «Основы композиции в фотографии»-М.: Выш.шк.1988.

3.  Иофис Е.А. «Практическое пособие по фотографии»- М.: Искусство. 2000.

4.  Иофис Е.А. «Техника фотографии»- М.: Искусство, 1997.

5.  Кириленко А.П. «Самоучитель Photoshop CS2»- СПб.:Питер, 2006.

6.  Коваленко Г.Я. «В объективе - жизнь»- М.: Искусство,2001.

7.  Концаренко Ф,.Шершеньт О. «Adobe Photoshop»- СПб.:Ленинградское издательство, 2009.

8.  Куновский Г.Н. «Фотографируем без ошибок». Мн.:Полымя, 1986.

9.  Лиза Мэтьюз «Азбука обработки цифровых фотографий»- М.:N.T. Press, 2006.

10.  Олеся Шершень, Ирэна Клинцевич, Филипп Концаренко, Анастасия Суворовец «Цифровое фото»- СПб.:Ленинградское издательство, 2009.

11. Плужников Б.Ф. «Занимательная фотография: Различные способы съемки    и печатания»- М.:Искусство, 1982.

12. Фельдман Я.Д., Курский Л.Д. «Техника и технология фотосъемки» Учебное пособие для техникумов. Под ред. Р.Н. Ильина. - М.: Планета, 2001.

13. Фомина А.А... Панфилова Н.Д и Краткий справочник фотолюбителя. - М.: Искусство, 1990.

14.  Хайнц фон Бюлов «Основы Цифровой фотографии»- М.: Кристина-новый век, 2004.              

15. Чибисов К.В., Шеберстов В.Н., Слуцкий А.А. «Фотография в прошлом, настоящем и будущем: Наука и технический прогресс- М.: Наука, 2003.

Для обучающихся:

1. Агафонов А., Пожарская С. Фотобукварь-М.: Детская книга.1993

2.Воробей П.С. « В помощь фотолюбителю» Практическое пособие-Минск           « Полымя»,1993

3. Журба Ю.И. Краткий справочник по фотоматериалам- М. «Искусство». 1995.

4. Кириленко А.П. Краткий справочник фотолюбителя. Сост. И общ. ред. Н.Д.    Панфилова13. «Самоучитель Photoshop CS2»- СПб.:Питер, 2006.

5.Куновский Г.Н. «Фотографируем без ошибок»- Мн.:Полымя, 1986.

6. Лиза Мэтьюз «Азбука обработки цифровых фотографий». М.:N.T.

7. Плужников Б.Ф. «Занимательная фотография: Различные способы съемки    и печатания»- М.:Искусство, 1982.

Для родителей:

1.Бунимович Д.З. «Практическая фотография» - М.: Искусство,1999.

2.Воробей П.С. « В помощь фотолюбителю» Практическое пособие-Минск           « Полымя»,1993

3. Коваленко Г.Я. « В объективе – жизнь»- М.:Искусство, 1987.

4. Хайнц фон Бюлов «Основы Цифровой фотографии»- М.: Кристина-новый век, 2004.              

5.Чибисов К.В., Шеберстов В.Н., Слуцкий А.А. «Фотография в прошлом,

 настоящем и будущем: Наука и технический прогресс- М.: Наука, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общеобразовательная программа объединения «Сокол» (Авиамоделирование)

Авиамодельное объединение относятся к спортивно-техническому моделизму. В нем в течение 5 лет занимаются, как правило, школьники 5 – 11 классов. Каждый из учащихся первого - пятого года обучения ...

Общеобразовательная программа Объединения «Картингист - конструктор»

Данная программа является модифицированной и предусматривает дополнительное обучение  по развитию технического интереса  у детей младшего и среднего возраста.Картинг – один из самых популярн...

Общеобразовательная программа объединения: «Начальное техническое моделирование»

Настоящая программа предлагает использовать  интеграционные основы на занятиях начально-технического моделирования,  дает возможность обучающемуся в объединении сделать осознанный выбор...

Общеобразовательная программа Объединения: «Оригами»

Оригами имеет многовековые традиции. Во второй половине прошлоговека  оно  получило  новый  импульс  в  своем  развитии  и  сейчас  очень  бурно ...

Общеобразовательная программа объединения Экология и Я

В настоящее время в связи с обострением глобального экологического кризиса встает проблема экологического образования как процесса, направленного не только на приобретение системы экологических знаний...

Дополнительная общеобразовательная программа объединения декоративно-прикладного творчества "Волшебный сундучок".

Дополнительная общеобразовательная программа Студии декоративно-прикладного творчества разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общ...