Дополнительная общеобразовательная программа объединения начального технического моделирования ( с элементами художественного конструирования) «Кузница Гефеста»
календарно-тематическое планирование по теме

Целик Наталья Васильевна

Методические разработки и материалы по начальному техническому моделированию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное  учреждение  дополнительного  образования  

«Дом  детского  творчества  г. Ершова  Саратовской  области»

                                                                                                                         

РАССМОТРЕНО

на методическом совете

МБУ ДО «Дом детского

творчества г. Ершова

Саратовской области»

Протокол №__ от ________

СОГЛАСОВАНО

на педагогическом совете

МБУ ДО «Дом детского

творчества г. Ершова

Саратовской области»

Протокол №__ от ________

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБУ ДО «Дом

детского творчества

г. Ершова

Саратовской области»

Приказ №___ от _________

Дополнительная  общеобразовательная  программа

объединения начального технического моделирования

( с элементами художественного конструирования)

«Кузница Гефеста»

САМОДЕЛКИНЫ

                                                                                                     

                                                                         Возраст  детей  -  9-11 лет

                                                                     Срок  реализации  -  1  год

                                                                     Тип  программы  -  модифицированная

                                                                         Программа  разработана

                                                                    Целик Натальей Васильевной,

                                                                 педагогом дополнительного  

                                                                  образования  

г. Ершов

2016 г.

Пояснительная  записка

                Дополнительная общеобразовательная   общеразвивающая  программа 

«Самоделкины» объединения начального технического моделирования (с элементами художественного конструирования) «Кузница Гефеста» МБУ ДО «Дом детского творчества г.Ершова Саратовской области» (далее ДДТ) разработана в соответствии с «Законом об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.), Концепцией развития дополнительного образования детей, с «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (пр. Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. №1008), с учётом норм СанПиНа 2.4.4.3172-14(от 04.07.2014 №4, и носит техническую направленность.

         Начальное техническое моделирование – первая ступенька в занятиях детей техническим творчеством. Являясь наиболее доступным для детей 9-11 лет, начальное техническое моделирование обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью. Образовательный процесс выстраивается в соответствии с возрастными и психологическими возможностями и особенностями детей, что предполагает возможную необходимую коррекцию времени и режима занятий.

Программа позволяет развить индивидуальные творческие способности, накопить опыт в процессе изготовления моделей разной сложности, развить полученные знания и приобретенные трудовые навыки. Кроме того, обучающиеся получают дополнительную информацию по изучаемым в школе предметам (технологии, истории, окружающему миру).

Новизна программы в том, что в основе организации занятий лежит системно-деятельностный подход, что позволяет использовать ее для организации досуговой деятельности обучающихся. Готовить детей 9-11 лет к конструкторско-технологической деятельности – это значит учить их наблюдать, размышлять, представлять, фантазировать, что является весьма актуальной задачей современного образования.

Актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на получение учащимися знаний в области конструирования и технологий и нацеливает детей на осознанный выбор профессии, связанной с техникой: инженер-конструктор, инженер-технолог, проектировщик.

               Педагогическая целесообразность дополнительной общеобразовательной     программы  «Самоделкины» заключается в том, что она достаточно динамична и откликается на потребности сегодняшнего дня. Объединение технического моделирования – одна из форм распространения среди обучающихся знаний по основам машиностроения, воспитания у них интереса к техническим специальностям. Работа в объединении позволяет воспитывать у ребят дух коллективизма, развивает внимательность, целеустремлённость,  интерес к технике и техническое мышление. Готовить обучающихся  9-11 лет к конструкторско-технологичекой деятельности – это значит учить детей наблюдать, размышлять, представлять, фантазировать и предполагать форму, устройство (конструкцию) изделия. Учить детей доказывать целесообразность и пользу предполагаемой конструкции. Дать возможность ребятам свободно планировать и проектировать, преобразовывая своё предположение в различных мыслительных, графических и практических вариантах. Занятия детей в объединении способствует формированию у них не только созерцательной, но и познавательной деятельности. Стремление, научиться самому строить модели из различных материалов, научиться пользоваться ручным инструментом, изучить основы машиностроения, участие в соревнованиях и конкурсах по моделизму с построенными своими руками моделями способно увлечь ребят, отвлечь от пагубного влияния улицы и асоциального поведения. Беспорядочное увлечение компьютером в раннем возрасте не даёт развития в творческом плане, не даёт познания в технической и конструкторской деятельности. Программа даёт развитие не только мелкой и средней моторики рук, но и развитие технического и творческого мышления. Немаловажно и то, что, занимаясь в коллективе единомышленников, воспитывается уважение к труду и человеку труда, самодеятельность и ответственность за собственные действия и поступки. Повышается самооценка за счёт возможности самоутвердиться путём достижения определённых результатов в соревновательной деятельности, ребята могут научиться достойно воспринимать свои успехи и неудачи, что позволит детям и подросткам адекватно воспринимать окружающую действительность. Кроме этого занятия моделизмом дают представление о судо – , авто – и авиастроительных специальностях, что является ориентиром в выборе детьми интересной профессии.

               Цель программы: Формирование у детей начальных научно-технических знаний, профессионально-прикладных навыков и создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка в окружающем мире.

Задачи.

Обучающие:

  • знакомство с  простейшими материалами и инструментами, правилами работы с ними;
  • обучение  навыкам работы с инструментами и приспособлениями при       обработке различных материалов;

Развивающие:

  • формирование желания и умения трудиться;
  • развитие воображения, памяти, мышления, моторики рук.

Воспитательные:

  • воспитание настойчивости в достижении поставленной цели;
  • воспитание аккуратности в работе;
  • воспитание патриотизма (интереса к  родному краю, культуре и искусству, природе).

     Отличительной особенностью программы является  то, что она  имеет интегрированный характер, включает в себя тематические блоки разной направленности. Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие обучающихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и развитие определенных профессиональных навыков.

Программа даёт развитие не только мелкой и средней моторики рук, но и развитие технического и творческого мышления. Неоценима роль моделирования в умственном развитии детей. Изготавливая то или иное техническое изделие, учащиеся знакомятся не только с его устройством, основными частями, но и значением. Получают сведения общеобразовательного характера, учатся планировать и исполнять намеченный план, находить наиболее рациональное конструктивное решение, создавать свои оригинальные поделки.

Немаловажно и то, что, занимаясь в коллективе единомышленников, воспитывается уважение к труду и человеку труда, ответственность за собственные действия и поступки. Повышается самооценка за счёт возможности самоутвердиться путём достижения определённых результатов в соревновательной деятельности, ребята могут научиться достойно воспринимать свои успехи и неудачи, что позволит детям и подросткам адекватно воспринимать окружающую действительность. Занятия моделизмом дают представление о судо- , авто-  и авиастроительных специальностях, что является ориентиром в выборе детьми интересной профессии.

         Программа курса предусматривает задания, предлагающие разные виды коллективного взаимодействия: работа в парах, работа в малых группах, коллективный творческий проект, инсценировки, презентации своих работ, коллективные игры и праздники. Социализирующую функцию учебно-методических и информационных ресурсов образования обеспечивает ориентация содержания занятий на жизненные потребности детей. У ребёнка формируются умения ориентироваться в окружающем мире и адекватно реагировать на жизненные ситуации. Значительное внимание должно уделяться повышению мотивации. Ведь настоящий процесс технического творчества невозможно представить без особого эмоционального фона, без состояния вдохновения, желания творить. В таком состоянии легче усваиваются навыки и приемы, активизируются фантазия и изобретательность. Произведения, возникающие в этот момент в руках детей, невозможно сравнить с результатом рутинной работы.

На первом этапе формируется деятельность наблюдения. Ребенок анализирует изображение поделки, пытается понять, как она выполнена, из каких материалов. Далее он должен определить основные этапы работы и их последовательность, обучаясь при этом навыкам самостоятельного планирования своих действий. В большинстве случаев основные этапы работы показаны в пособиях в виде схем и рисунков. Однако дети имеют возможность предлагать свои варианты, пытаться усовершенствовать приёмы и методы, учиться применять их на других материалах. Дети могут изготавливать изделия, повторяя образец, внося в него частичные изменения или реализуя собственный замысел.

Сроки реализации программы объединения начального технического моделирования «Самоделкины» рассчитана на 1 год занятий с детьми 9-11  лет. Объем занятий составляет 294 часа в год. из них 252 часа учебные занятия, остальные – внеаудиторная деятельность. 

Формы и режим занятий. Обучение осуществляется по принципу «теория-практика», то есть, все теоретические знания  обучающиеся  закрепляют на практике.  Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа. Продолжительность учебного часа – 45 минут. В процессе занятий сочетается групповая и индивидуальная работа.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности. Основной целью процесса обучения в объединении (ожидаемые результаты) является овладение учащимися первоначальными знаниями, умениями и навыками по изготовлению простейших сувениров, по проектированию макетов,  зданий и сооружений, технических объектов, творческий подход педагога к реализации самовыражения творчества детей в процессе кружковой работы.

Ожидаемые результаты соответствуют поставленной цели, комплексу задач в обучении, воспитании, развитии обучающихся  по основным критериям:

  • усвоение специальных теоретических знаний по изучению технологии выполнения изделий из бумаги, картона различных видов природного и бросового материалов;
  • приобретение умений и навыков технической деятельности;
  • публичное предъявление учащимися собственных результатов технической деятельности;
  • развитие личностных качеств учащихся.

Предполагается, что после творческого прохождения курса предлагаемой программы обучающиеся смогут самостоятельно разрабатывать и изготавливать простейшие макеты, подарки и сувениры своими руками.

Знать:

  • правила безопасности при работе с ручными инструментами;
  • правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами: ножницами, шилом, ножом для картона и бумаги;
  • условные обозначения, применяемые при работе с чертежами и шаблонами: линия отреза, надреза, сгиба, складывания, места прокола, нанесения клея;
  • понятия о контуре, силуэте, макете, шаблоне, чертёже.
  • способы и приёмы обработки бумаги и картона, сборки макетов путём склеивания;
  • названия и назначение ручных инструментов для обработки бумаги и картона и правила безопасного пользования ими и личной гигиены при обработке разных материалов;
  • принципы работы и устройство некоторых несложных технических объектов;
  • Элементарные сведения об экономике производства;

Уметь:

  •  правильно оценивать последствия человеческой деятельности и собственных поступков;
  • воспитывать в себе такие качества как отзывчивость, дружелюбие, бережливость, стремление помочь; чувство собственного достоинства;
  • бережно и уважительно относиться к плодам своего и чужого труда;
  • ориентироваться в авиационной технике разных периодов и стран, различать её назначение;
  • по чертежу представлять внешний вид прототипа и воплощать это представление в виде модели;
  • изготавливать простейшие модели скоростных самолётов, ракет, макетов космической техники будущего по собственному замыслу из бумаги и картона;
  • изготавливать транспортные устройства, модели технических объектов из набора готовых деталей конструктора.

Личностными  результатами  освоения  программы  "Самоделкины" являются:

  • умение оценивать значение коллективной работы;
  • применение полученных  навыков в быту,
  • умение передавать свои знания сверстникам.
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,  наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

     Метапредметные

Познавательные

Общеучебные:

  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Логические :

  • анализ объектов с целью выделения признаков
  • синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; 
  • постановка и решение проблемы: формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Регулятивные:

  • оценка результатов работы.

Коммуникативные:

  • планирование учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  • управление поведением партнёра-контроль, коррекция, оценка его действий;
  • Результативность работы по программе "Самоделкины"  заключается в том, что дети получат возможность:
  • развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;
  • расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
  • познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;
  • использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
  • познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
  • совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
  • оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
  • достичь оптимального для каждого уровня развития;
  • сформировать навыки работы с информацией.

Способы определения результативности выражаются в виде тестов на выявление уровня развития творческого мышления; диагностики выполнения работ с различными видами материалов; фиксации результатов участия в различных выставках, конкурсах.

Формами подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы являются: Выставка проделанной работы за год. Коллективное обсуждение качества выполненных моделей. Советы по изготовлению изделий и заготовке материалов летом в лагере и дома. Информация о работе технических кружков для младших школьников в городе.

Учебно-тематический  план

дополнительной  общеобразовательной программы

"Самоделкины"

п\п

Перечень

разделов  и  тем.

Количество  часов.

Общее

Теория

Практика

Вводная  часть  -   2  часа

1

Вводное  занятие.

2

2

-

I раздел. Моделирование из бумаги и бросового материала -  60 часов

1

Плоскостные композиции

20

10

10

2

Моделирование из бросового материала                    

20

10

10

3

Бумагопластика или объемное конструирование

20

10

10

II раздел. Техника будущего, робототехника – 60 часов

1

Робототехника.

30

10

20

2

Изготовление космических объектов

30

10

20

     III раздел. Конструирование – 130 часов

1

Основы конструирования

4

2

2

2

Конструирование автомоделей

30

4

26

3

Конструирование авиамоделей

24

4

20

4

Конструирование судомоделей

24

4

20

6

Конструирование  железнодорожного транспорта

22

2

20

7

Конструирование зданий

26

4

22

IV Раздел.  Внеаудиторная деятельность – 42 часа

1

Испытание моделей

12

-

12

2

Выставка работ технического творчества

10

-

10

3

Мастер- класс

10

-

10

4

Индивидуальные занятия

10

5

5

Всего: 294 часа

Содержание

дополнительной  общеобразовательной  программы

«Самоделкины»

Вводная  часть. (2  часа). Знакомство  с программой объединения. Знакомство с

детьми. Тестирование. Проведение инструктажей по технике безопасности на занятии. Правила поведения на занятии. Правила пользования материалами и инструментами. Беседа «Значение техники в жизни человека». Демонстрация моделей. Изготовление поделок на свободную тему из одного листа бумаги.

I раздел. Моделирование из бумаги и бросового материала. (60 часов).

Теоритические занятия. Плоскостные композиции. Бумага, ее виды, свойства. Знакомство с бумагой. Элементарные сведения о производстве бумаги. Изготовление геометрических фигур с использованием необходимых инструментов. Работа над навыками вырезания дисков, начертания полос для колес. Работа над навыками вырезания дисков, начертания полос для колес. Моделирование из бросового материала. Беседа «Вторая жизнь вещей». 

Техника бумагопластики. Общие сведения о технике бумагопластики или объемном конструировании. Скручивание, гофрировка бумаги.

Практические занятия. Техника работы с бумагой. Правила сгибания и складывания. Выполнение серии заданий по сгибанию листа в разных направлениях, работа с готовыми выкройками (домик, лодочка и т.д.), конструирование объектов различной формы. Конструирование из объемных деталей.  Моделирование из бумажных полос. Конструирование из объемных деталей. Конструирование из бросового материала (пластиковых бутылок, пластмассовых крышек, контейнеров от киндер-сюрпризов, коробок, консервных банок). Конструирование  бабочки. Конструирование  лягушонка. Конструирование  фигурки льва. Конструирование  фигурки ежа.

II раздел. Техника будущего, робототехника. (60 часов)

Теоритические занятия. Робототехника. Из истории. Изготовление модели робота из бросового материала. Изготовление  робота из объемных геометрических фигур.

Практические занятия. Изготовление модели - космические исследователи.

Изготовление космоцикла. Изготовление модели - космические исследователи-2. Соревнования по запуску «летающих тарелок».

Изготовление робота – 1. Изготовление робота – 2

III раздел. Конструирование. (130 часов)

Теоритические занятия. Автомоделирование. Общие понятия о машинах, механизмах, видах транспорта. Основные части автомобиля и его модели (двигатель, движитель, передающий механизм, механизм управления и контроля, рама). Изготовление моделей легковых автомобилей. Знакомство с терминологией, применяемой в автомобилестроении. Работа над чертежами легковых автомобилей. Ознакомление учащихся с историей развития авиаконструирования в нашей стране. Технология изготовления авиамоделей из бумаги и картона.

Устройство самолета: крыло, фюзеляж, стабилизатор, киль. Просмотр видеоматериала «Модели в воздухе». Работа над чертежами модели самолета.

Ознакомление учащихся с историей развития кораблестроения, судомоделизма в нашей стране.

Значение и виды ж/д транспорта. Водный транспорт: речной и морской. Важнейшие качества судов: плавучесть, устойчивость, непотопляемость. Архитектура города – что это?

Практические занятия. Изготовление модели легкового автомобиля «Мерседес».

Современные достижения и задачи дальнейшего развития автомобильного транспорта. Оформление модели «Мерседес».

Изготовление модели легкового автомобиля «Тойота».

Изготовление модели легкового автомобиля «Тойота», оформление модели.

Изготовление модели легкового автомобиля «Лотус».

Изготовление модели легкового автомобиля «Лотус», оформление модели.

Изготовление модели легкового автомобиля с открытым верхом, работа над чертежами.

Изготовление модели легкового автомобиля с открытым верхом.

Изготовление колес для модели легкового автомобиля с открытым верхом.

Оформление модели легкового автомобиля с открытым верхом.

Изготовление модели гоночного автомобиля, работа над чертежами.

Изготовление модели гоночного автомобиля, оформление.

Изготовление модели «Искра».

Изготовление модели «Альбатрос». Игровое занятие «Посадка на аэродром», «Дальний перелет».

Изготовление модели «Парашют».

Изготовление модели «Вертолет», работа над чертежами.

Изготовление модели «Вертолет», оформление модели.

Изготовление простейшей лодки.

Изготовление катера, работа над чертежами.

Изготовление катера, оформление модели.

Изготовление пароходика, работа над чертежами.

Изготовление пароходика, оформление модели.

Изготовление военного корабля, работа над чертежами.

Изготовление военного корабля.

Изготовление военного корабля, оформление модели.

Моделирование железнодорожного транспорта.

Изготовление вагонов, работа над чертежами.

Изготовление вагонов.

Изготовление тепловоза, работа над чертежами.

Изготовление тепловоза.

Изготовление макета железнодорожной станции.

Изготовление макета железнодорожной станции.

Конструирование «Квартира моей семьи». Конструирование своего  дома. Конструирование своего двора. Конструирование своей улицы. Наш любимый город (коллективная работа). Город будущего.

IV Раздел.  Внеаудиторная деятельность. (42 часа)

Теоритические занятия. Индивидуальные занятия по всем темам программы.

Практические занятия. Выставки. Мастер-классы.

Методическое  обеспечение

дополнительной  общеобразовательной  программы

«Самоделкины»

Для реализации программы используются следующие методические материалы: учебно-тематический план; методическая литература для педагогов дополнительного образования и обучающихся; ресурсы информационных сетей по методике проведения занятий. Учебно-наглядные пособия: плакаты, схемы, модели, демонстрационный материал, методические пособия, дидактические игры, художественная и вспомогательная литература, фотографии, иллюстрации, разработка бесед, игр, образцы, диагностические тесты.

Формы проведения учебных занятий подбираются с учетом цели и задач,  специфики содержания данной общеобразовательной программы и возраста обучающихся. Из нетрадиционных форм занятий наиболее часто используются  упражнения на взаимодействия в группе, проектные и творческие   занятия, проигрывание ситуаций. Индивидуальный подход в работе объединения – это действенное внимание к каждому обучающемуся, его творческой индивидуальности. Он предполагает разумное сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы в ходе занятия и помогает вовлечь всех детей в активную работу объединения. В ходе занятия  используется сочетание словесных, наглядных и практических методов обучения. Дети работают самостоятельно и под контролем педагога.

Название раздела

Формы занятий

Приемы и методы учебно-воспитательного процесса

Формы подведения итогов по темам

1

Вводная часть

Беседа

Диагностирование с различными видами материалов

Анкетирование

2

Бумажное моделирование

Занятие-практикум. Беседа.

Метод репродуктивный, словесный (объяснение, беседа, диалог, консультация),

-графические работы (работа со схемами, чертежами и их составление),

Метод упражнений и заданий; индивидуальные, групповые задания.

Коллективная работа.

Выставка

3

Моделирование из природного и бросового материала

Занятие-практикум. Комплексное занятие. Беседа.

Графические работы (работа со схемами, чертежами и их составление).

Метод иллюстративно-объяснительный, метод практических действий, метод индивидуальные, групповые задания.

Выставка индивидуальных работ

4

Конструирование

Беседа. Занятие-практикум.

 Работа в парах, демонстрация, объяснение,

Коллективная работа. Выставка

5

Внеаудиторная деятельность

Индивидуальные занятия

Демонстрация, метод практических действий

Мастер-класс

 Материально-техническое обеспечение программы. Кабинет на 20 рабочих мест (ученические столы, стулья),  светлое сухое, просторное и хорошо проветриваемое помещение, соответствующее санитарно – гигиеническим требованиям: стол педагога – 1шт; доска – 2 шт.

Для успешной реализации программы используются: мультимедийный проектор, экран,  ноутбук  с выходом в Интернет.  Дидактические материалы по основам детского моделирования и конструирования (чертежи), раздаточный и наглядный материал; методическая и педагогическая литература (книги, журналы, газеты); наличие электронных образовательных ресурсов.


Список литературы.

Бумажное моделирование

Для педагога:

  1. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Оригами от простых фигурок до сложных форм. - М.: «Оникс», 2008г.
  2. Афонькин С. Сборник лучших моделей из бумаги..-М. Аким 2001
  3. Выгонов В. Оригами. – М.: Издательский Дом МСП, 2006 г.
  4. Волков И. П. Учим творчеству. - М., 1983г.
  5. Васина Н.С. Бумажная симфония – Москва Айрис-Пресс, 2009.
  6. Гагарин Б.Г. Конструирование из бумаги.-Ташкент,1998.
  7. Журавлева А.П., Болотина Л.А. 'Начальное техническое моделирование' - Москва: Просвещение, 1982.
  8. Запорожец А. В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности. - М., 1978.

Для обучающихся:

  1. Иванова Л. В. Цветы оригами для любимой мамы. – М.: АСТ, Донецк, Сталкер, 2007
  2. Пантелеева Л.В. Художественный труд. – Москва-Белград, 1987.
  3. Романина В. И. Аппликационные работы. -М.: Просвещение,1983.
  4. Способности вашего ребенка. - М., 1974г.
  5. Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство. – М.: Просвещение, 1988.
  6. Цейтлин Н.Е. Внеклассные занятия по труду. – М.: Просвещение,1999.
  7. Шевалье Мари Цветы из бумаги. – М.: «Контэнт», 2010.

"Моделирование из бросового материала"

Для педагога:

1. Андреева Р.П., “Расписные самоделки”,

Издательский дом “Литера”, Санкт

-Петербург, 2000 г.;

2. Брыкина Е.К. “Творчество детей с различными материалами”, Педагогическое общество России, М: 2002г.;

3. Гомозова Ю.Б. “Калейдоскоп чудесных ремесел”, “Академия развития”, Ярославль, 1999 г.;

4. Гульянц З.К., Базик И.Л. “Что можно сделать из природного материала, М:

“Просвещение”, 1991 г.;

5. Гершензон М.А. “Головоломки профессора Головоломки”, М: “Детская литература”;

6. Гульянц З.К. “Учите детей мастерить”, М: “Просвещение”, 1979 г.;

7. Гусакова М.А. “Подарки и игрушки своими руками” (для занятий с детьми

старшего дошкольного и младшего школьного возраста).

–М: ТЦ “Сфера”, 2000.

–112 с. (Серия “Вместе с детьми”.)

8. Демина И.П. “Подарки из природных материалов”, Смоленск “Русич”, 2001 г.;

9. “Делаем сами”

-ежемесячный журнал;

10. “Дошкольное воспитание” -журнал 1995-1999, 2000-2005, 2006-2008 гг.;

Для обучающихся:

1. Кошелев В.М. “Художественный и ручной труд в детском саду”, М: “Просвещение”, 2002 г.;

2. Корчинова О.В. “Декоративно-прикладное творчество в детских

дошкольных учреждениях”, Серия “Мир вашего ребенка”. Ростов н/Д:

Феникс, 2002. –320 с.

3. Куцакова Л.В. “Конструирование и ручной труд в детском саду”, М:

“Просвещение”, 1990 г.;

4. Литвиненко В.М., Аксенов М.В. “Игрушки из ничего”, Издательство

“Кристалл”, Санкт -Петербург, 1999 г.;

5. Малышева Н. М.: Сказочные поделки -АСТ –ПРЕСС, 2001

6. Малышева А.Н. Струкова Т. Н. «Фигурки, игрушки, сувениры. Аппликация, бумага,ткань.», Ярославаль: ООО «Академия развития», 2012.-80 с.24

7. Нагибина М.И. “Чудеса из ткани своими руками”. Популярное пособие

для родителей и педагогов. –Ярославль: “Академия развития”, 1998. –208 с., ил. –

(Серия: “Вместе учимся мастерить”).

8. Новикова И.В.Конструирование из бумаги в детском саду. Издательство:

Академия Развития, 2009

9. Тарабарина Т.И. “Оригами и развитие ребенка”, “Академия развития”,

Ярославль, 1996 г.

10. Делаем открытки,«Хобби клуб» .: М. ООО «АСТ-ПРЕСС КНИГА»,2012-32с

Конструирование

Для педагога:

1.     Анищенков П.С., Шуринов В. Е. Третья воздушная. - М.:

         Воениздат, 1984.

2.        Бутаев Б. Амет-хан Султан. — М.: Политиздат, 1990.

3.        Виноградов Ю. А. Иду на Берлин. - М.: ДОСААФ, 1980.

4.       Евстигнеев К. А. Крылатая гвардия. - М. Воениздат, 1982.

5.       Козлов П. Я. Штурмовики. - М.: ДОС ААФ, 1987.

6.       Кузьмин И. В. Палубные истребители Второй мировой войны. - М.:

           ООО «Издательство   Астрель» : ООО «Издательство АСТ» , 2001.

7.        Лагутин О. В. Самолет на столе. - М.: ДОСААФ, 1988.

8.        Мерников А. Курская битва. - М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2001.

9.        Павлов А. П. Твоя первая модель.— М.: ДОСААФ, 1979.

10.  Пантюхин С. П. Воздушные змеи.— М.: ДОСААФ, 1984.

11.        Покрышкин А. И. Познать себя в бою. - М.: ДОСААФ, 1986.

12.      Покрышкина М. К. Жизнь, отданная небу. - М.: «Патриот», 1989.

13.      Программа педагога дополнительного образования: от разработки

           до реализации. / Сост. Н.         К. Беспятова. М.: Айрис - пресс, 2004.

Для обучающихся:

1.      Руденко С. И. Крылья победы. - М.: Международные отношения. 1985.

2.     Самолеты. М.: ООО «Издательство АСТ», 2002.

3.      Саукке М. Ту - 2. М.: Авиантик, 2001.

4.       Сомов Г. А. Маршал авиации. - М.: Политиздат, 1990.

5.      Сомов Г. А. Третья высота. - М.: ДОСААФ, 1983.

6.      Тарадеев Б. В. Модели - копии самолетов. - М.: Патриот, 1991.

7.        Тарадеев Б. В. Летающие модели-копии.— М.: ДОСААФ, 1983.

8.      Шахурин А. И. Крылья победы. - М.: Политиздат, 1983.

9.     Яковлев Н. Н. Перл - Харбор, 7 декабря 1941 года. Быль и небыль. -

         М.: Политиздат, 1988.

10. Голубев Ю. А., Камышев Н. И. Юному авиамоделисту.— М.: Просвещение,     1979.

11. Ермаков А. М. Простейшие авиамодели.— М.: Просвещение, 1989.

12. Киселев Б. А. Модели воздушного боя.— М.: ДОСААФ, 1981.

13. Рожков В. С. Авиамодельный кружок.— М.: Просвещение, 1986.

.



Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное  учреждение  дополнительного  образования    

«Дом  детского  творчества  г. Ершова  Саратовской  области»

                                                                                                       

                                                                                              УТВЕРЖДАЮ

                                                                                                              Директор  МБУ ДО

                                                                                                             «Дом детского творчества

                                                                           г. Ершова Саратовской

                                                                                                             области»

                                                                                                               ________ О.Н. Чернышова

План

учебно-воспитательной работы

 "Кузницы Гефеста"

на 2016-2017 учебный год.

Анализ работы объединения за 2016 - 2017 учебный год.

                Техническое - моделирование – это вид моделирующей творческо-продуктивной деятельности. Диапазон использования Технического моделирования с точки зрения конструктивно-игрового средства для детей довольно широк.

Студия "Кузница Гефеста" образовалась в ДДТ в 2015 году, в состав которой входят дети 9-11 лет. Режим работы студии -  три раза в неделю, в 15.00 часов по вторникам и четвергам, и в 14.00 ч. в пятницу. Продолжительность занятий - 2/3 часа.  

Занятия студии проводятся по дополнительной, общеобразовательной, общеразвивающей программе начального технического моделирования «Техно-моделирование», которая носит техническую направленность и способствуют формированию у обучающихся целостного представления о мире техники, устройстве конструкций, механизмов и машин, их месте в окружающем мире, а также творческих способностей. Реализация данного курса позволяет стимулировать интерес и любознательность, развивать способности к решению проблемных ситуаций – умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать решения и реализовывать их, расширяет активный словарь.  

Разнообразие конструкторов позволяет заниматься с обучающимися разного возраста и различных образовательных возможностей.

        Практическая часть занятий в студии - конструирование планировалось и проводилось по трем основным видам: образцу, условиям и  замыслу.

                      Формами подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы и контроля деятельности обучающихся является участие детей в учрежденческих выставках детского творчества и  международном творческом конкурсе «Мой - город», в котором ребята стали лауреатами и дипломантами.

Цель: Развитие творческих способностей и мышления детей младшего школьного возраста в процессе освоения азов разных  видов технического творчества, посредством изготовления макетов и моделей несложных объектов.

Задачи: Обучающие:

-знакомить с историей развития отечественной и мировой техники, с ее создателями;

-знакомить с технической терминологией и основными узлами технических объектов;

-обучать работе с технической литературой;

-формировать графическую культуру на начальном уровне: умение читать простейшие чертежи, изготавливать по ним модели, навыки работы с чертежно-измерительным и ручным инструментом при использовании различных материалов;

-обучать приемам и технологии изготовления простейших моделей технических объектов;

развивать интерес к технике, знаниям, устройству технических объектов.

Развивающие:

-формировать учебную мотивацию и мотивацию к творческому поиску;

-развивать у детей элементы технического мышления, изобретательности, образное и пространственное мышление;

-развивать волю, терпение, самоконтроль.

Воспитательные:

-воспитывать дисциплинированность, ответственность, социальное поведение, самоорганизацию;

-воспитывать трудолюбие, уважение к труду;

-формировать чувство коллективизма, взаимопомощи;

-воспитывать у детей чувство патриотизма, гражданственности, гордости за достижения отечественной науки и техники.

Культурно -  массовая работа

№ п/п

Название мероприятия

Дата

1

Игровая программа «Безопасный путь домой»

сентябрь

2

Праздник, посвященный Дню матери «С любовью к мамочке».

ноябрь

3

«Новогодняя фантазия». Новогодний праздник в ДДТ.

декабрь

4

«Так точно!» игровая программа, посвященная Дню Защитников Отечества

февраль

5

Выставка творческих работ «Сувенир солдату»

февраль

6

Огонек «Самая прекрасная из женщин»

март

7

День здоровья. «Спортивный калейдоскоп»

апрель

8

Итоговые огонёк «Мы за чаем не скучаем»

май


Календарно  -  тематический  план  объединения "Самоделкины"

на  2016 -  2017  учебный  год.

(294 часа)

№ п/п

Перечень разделов, тем.

Количество часов.

Теория

Практика

Дата

Оборудование

Вводная часть- 2 часа.

1

Знакомство  с программой объединения. Знакомство с

детьми. (1час)

Тестирование. Проведение инструктажей по технике безопасности на занятии.

1

01.09

Тесты

2

Правила поведения на занятии. Правила пользования материалами и инструментами. Демонстрация моделей. (1час)

Беседа «Значение техники в жизни человека».

1

01.09

Тексты инструктажей, готовые модели, картинки.

I раздел. Моделирование из бумаги и бросового материала (60 часов) 13+47

3

Знакомство с бумагой .Бумага, ее виды, свойства. (4часа)

Бумага, ее виды, свойства

1

02.09

Разноцветная бумага различного типа

4

Элементарные сведения о производстве бумаги. (4часа)

Производство бумаги

1

Демонстрация бумажных моделей, Изготовление бумажных моделей.

02.09

Иллюстрации

5

«Вторая жизнь вещей». (6часов)

Где используют старые вещи

1

Демонстрация моделей

02.09

Иллюстрации

6

Моделирование из бросового материала. (5часов)

Что такое бросовый материал и что можно из него сделать?

1

Конструирование из бросового материала

4

06.09,08.09,09.09

Открытки, пластиковые бутылки, пластмассовые крышки, контейнеры от киндер-сюрпризов, коробки, зубочистки, спичечные коробки,п алочки от мороженого

7

Общие сведения о технике бумагопластики или объемном конструировании. (5часов)

Что можно сделать из листа бумаги?

1

Правила сгибания и складывания

4

09.09,13.09.15.09

Цветная бумага, стикеры, цветной картон, клей ПВА, ножницы, карандаши

8

Техника работы с бумагой. (5часов)

Как работать с бумагой, методы и приемы

1

Скручивание, гофрировка бумаги

4

15.09,16.09,20.09

Цветная бумага, стикеры, цветной картон, клей ПВА, ножницы, карандаши

9

Выполнение серии заданий по сгибанию листа в разных направлениях (6часов)

Фигуры с помощью листа

1

Работа с готовыми выкройками, .), конструирование объектов различной формы. (домик, лодочка и т.д)

5

20.09,22.09,23.09

Цветная бумага, стикеры, цветной картон, клей ПВА, ножницы

10

Конструирование из объемных деталей. (6часов)

Примеры объемных деталей

1

работа со схемами, чертежами и их составление

5

27.09,29.09,30.09

Бумага, линейка, карандаш, ножницы, краски

11

Моделирование из бумажных полос. (6часов)

Знакомство с техникой- квилинг

1

работа со схемами, чертежами и их составление

5

30.09,04.10,06.10,07.10

Цветная бумага, ножницы, зубочистки, цветной картон, клей ПВА

12

Бабочка(6часов)

Конструирование  бабочки.

1

Графические работы (работа со схемами, чертежами и их составление).

5

07.10,11.10,13.10

13

Лягушонок(6часов)

Конструирование  лягушонка

1

Графические работы (работа со схемами, чертежами и их составление).

5

14.10,18.10,20.10

14

Лев(6часов)

Конструирование  фигурки льва

1

Графические работы (работа со схемами, чертежами и их составление).

5

20.10,21.10,25.10

15

Ежик(6часов)

Конструирование  фигурки ежа

1

Графические работы (работа со схемами, чертежами и их составление).

5

27.10,28.10,01.11

II раздел. Техника будущего, робототехника (60 часов) 5+55

16

Робототехника(7часов)

Какие бывают роботы?

1

Демонстрация примеров

6

01.11,02.11,03.11,08.11

Иллюстрици, демонстрация мультфильма "Нехочуха"

17

История развития робототехники(7часов)

Я- изобретатель

1

Подготовка материалов для сбора робота

6

10.11,11.11,15.11

Пластиковые бутылки, коробки, спичечные коробко, контейнеры от киндер-сюрпризов, пластиквые крышки, клей, проволока, краски Акварль, Гуашь, Аэрозольные, воздушные шары, скотч, одноразовая посуда: тарелки, стаканы, ложки, вилки, ножи

18

Робот из бросового материала(7часов)

Набор и подготовка бросового материала

1

Изготовление модели робота из бросового материала

6

17.11,18.11,22.11

19

Робот из геометрических фигур(7часов)

Изготовление  робота из объемных геометрических фигур.

1

Проектирование, конструирование и изготовление моделей-копий.

6

24.11,25.11,29.11

20

Космические исследователи(6часов)

Проектирование, конструирование и изготовление моделей-копий.

6

01.12,02.12,06.12

21

Изготовление космоцикла(7часов)

7

06.12,08.12,09.12,13.12

22

Изготовление модели - космические исследователи-2. (6часов)

6

13.12,15.12,16.12

23

Изготовление робота – 1(6часов)

6

20.12,22.12,23.12

24

Изготовление робота – 2(6часов)

6

23.12,27.12,28.12,29.12

25

Соревнования по запуску «летающих тарелок». (1час)

Соревнования летающих тарелок

1

29.12

Модель млечного пути

III раздел. Конструирование (130 часов) 22+108

26

Автомоделирование. (2часа)

Ознакомление учащихся с историей автомобиля, с профессиями в автомобильном хозяйстве. Автомобиль: прошлое, настоящее, будущее. Автомобиль-воин и труженик. В погоне за скоростью.

1

Экскурсия на улицу, внешнее оформление

1

30.12

Тематические картинки, картон, чертежи

27

Общие понятия о машинах, механизмах, видах транспорта. (1час)

Экскурсия на улицу, с целью наблюдения за различными видами транспорта

1

30.12

Иллюстрации, загадки,

28

Мой автомобиль(5часов)

Основные части автомобиля и его модели

1

Основные части автомобиля и его модели, двигатель, движитель, передающий механизм, механизм управления, основание –рама. Сведения о технике безопасности при работе с различным инструментом

4

Январь2017 г.

03.01,05.01,06.01

Тематические картинки. Ножницы, чертежи-заготовки, линейка, карандаш, клей ПВА, краски.

29

Легковой автомобиль(5часов)

Изучение конструкции двигателей, принцип их работы.

1

Освоение навыков запуска и регулировки двигателей. Определение и устранение неисправностей.

4

06.01.10.01,12.01

30

Знакомство с терминологией, применяемой в автомобилестроении. (4часа)

Проектирование модели гоночных автомобилей. Умение учащихся выполнять детали моделей с повышенной точностью. 

4

12.01.13.01

31

Работа над чертежами легковых автомобилей. (4часа)

Проектирование, конструирование и изготовление гоночных моделей. Испытания. Тренировочные запуски.

4

17.01,19.01

32

Ознакомление учащихся с историей развития авиаконструирования в нашей стране. (3часа)

Первые попытки создания самолета: А. Ф. Можайский, братья Райт. Развитие авиации в нашей стране и за рубежом. Рекордные полеты экипажей В. П. Чкалова, М. М. Громова, В. С. Гризодубовой. Отечественная авиация в годы Великой Отечественной войны. Развитие военной и гражданской авиации в послевоенные годы.

1

Основные части самолета и модели. Условия, обеспечивающие полет, центр тяжести, угол «У», угол атаки. Три принципа создания подъемной силы: аэростатический, аэродинамический и реактивный. Воздух и его основные свойства.

Основные режимы полета самолета. Силы, действующие на самолет в полете.

2

20.01

Иллюстрация моделей, деревянные, пластмассовые и металлические авиа-конструкторы

33

Технология изготовления авиамоделей из бумаги и картона. (2часа)

Технология сборки моделей автомобилей.

2

Сборка авиамоделей из бумаги и картона

24.01

Использование цветной бумаги и  картона при изготовлении  автомобилей.

34

Устройство самолета: крыло, фюзеляж, стабилизатор, киль. (5часов)

Способы  регулировки моделей

1

Технология сборки моделей. Основные части самолетов: крыло, фюзеляж (кабина), шасси, стабилизатор, киль.

4

26.01,27.01

Плотная бумага, цветной картон, краски, клей ножницы

35

Работа над чертежами модели самолета. (4часа)

Сборка, монтаж, регулировка, испытания. Пробные и тренировочные запуски. Отработка навыков управления моделью.

4

31.01.02.02

Чертежи самолетов, клей, краски

36

Ознакомление учащихся с историей развития кораблестроения, судомоделизма в нашей стране. (1час)

История развития кораблестроения, судомоделизма в нашей стране.

1

Просмотр видеоролика о истории развития кораблей.

03.02

37

Водный транспорт: речной и морской. (2часа)

Основные элементы судна: нос, корма, палуба, борт. Надстройки, мачты, киль, паруса.

1

Знакомство с технической терминологией: корпус, рубка, иллюминатор, трап, леерное ограждение, резиномотор

1

03.02

Иллюстрация моделей, деревянные, пластмассовые и металлические судо-конструкторы

38

Важнейшие качества судов: плавучесть, устойчивость, непотопляемость. (1час)

Значение морского и речного флота.

Классификация моделей кораблей и судов, их назначение: гражданские суда, военные корабли, подводные лодки, яхты. Краткие сведения о маломерных парусных судах

1

07.02

Плотная бумага, цветной картон, краски, клей ножницы

39

Архитектура города – какая она? (1час)

Экскурсия на улицу

1

07.02

40

Современные достижения и задачи дальнейшего развития автомобильного транспорта. (1час)

Техническая эстетика автомобиля.

1

09.02

Иллюстрации

41

Изготовление модели легкового автомобиля «Мерседес». (4часа)

Проектирование, конструирование и изготовление моделей-копий.

4

09.02.10.02

Иллюстрация моделей, деревянные, пластмассовые и металлические авто- и судо-конструкторы, плотный картон, коробки, ножницы, клей, краски

42

Изготовление модели «Мерседес".(4часа)

Проектирование, конструирование и изготовление моделей-копий.

4

14.02,16.02

43

Изготовление модели легкового автомобиля «Тойота» (4часа)

Проектирование, конструирование и изготовление моделей-копий.

4

17.02,21.02

44

Изготовление модели легкового автомобиля «Лотус». (4часа)

Проектирование, конструирование и изготовление моделей-копий.

4

21.02,23.02,24.02

45

Изготовление модели легкового автомобиля с открытым верхом(4часа)

Проектирование, конструирование и изготовление моделей-копий, работа над чертежами.

4

24.02,28.02

46

Изготовление модели гоночного автомобиля(4часа)

Проектирование, конструирование и изготовление моделей-копий.

4

02.03,03.03

47

Изготовление модели «Искра». (4часа)

Проектирование, конструирование и изготовление моделей-копий.

4

03.03,07.03,9,03

48

Изготовление модели «Альбатрос». (4часа)

Проектирование, конструирование и изготовление моделей-копий.

4

09.03,10.03

49

Изготовление модели «Парашют». (4часа)

Проектирование, конструирование и изготовление моделей-копий.)

4

14.03,16.03

50

Изготовление модели «Вертолет» (4часа)

Проектирование, конструирование и изготовление моделей-копий.

4

17.03,21.03

51

Изготовление простейшей лодки. (4часа)

Проектирование, конструирование и изготовление моделей-копий.

4

21.03,23.03,24.03

52

Изготовление катер(4часа)

Проектирование, конструирование и изготовление моделей-копий.

4

24.03.28.03

53

Изготовление военного корабля(4часа)

Проектирование, конструирование и изготовление моделей-копий.

4

30.03,31.03

54

Значение и виды ж/д транспорта(2часа)

Выяснить знания детей о профессии их родителей

Расширить знания о профессиях, связанных с железнодорожной отраслью. Беседа, рассматривание иллюстраций.

1

Игра "Будь внимателен"

1

31.03,04.04

Иллюстрации, методические заготовки

55

Моделирование железнодорожного транспорта. (5часов)

Сюжетно–ролевая игра Игра"Волшебный мяч".

1

Лепка

4

06.04.07.04.

Пластилин

56

Изготовление вагонов. (2часа)

Разучить с детьми песню «Голубой вагон»

1

Чтение рассказов "Паровозик из Ромашкова"

«Не послушный Паровозик"

1

11.04,13.04

Плотная бумага, цветной картон, краски, клей ножницы, пластилин

57

Изготовление тепловоза(2часа)

Занятие - путешествие

1

Игра "Кто быстрее составит поезд".

1

14.04

58

Изготовление тепловоза. (1час)

Сюжетно-ролевая игра

"Как вести себя в поезде"

1

14.04

59

Изготовление макета железнодорожной станции. (1час)

Ролевая игра Зимний спортивный праздник на улице по теме:   «Мы юные железнодорожники»

1

18.04

60

Быть примерным пассажиром разрешается. (1час)

Сюжетно-дидактическая игра по основам безопасности жизнедеятельности " Мы едем в поезде".

1

18.04

61

Железнодорожный транспорт(1час)

Экскурсия

в Локомотивное Депо.

1

20.04

62

Умники и умницы! (2часа)

Подвести итог проведенной работе, выяснить знания детей о железнодорожном транспорте, профессиях людей, работающих в этой сфере.

1

Конкурс эрудитов «Ребенок в мире железнодорожных профессий»

1

20.04,21.04

Конструирование «Квартира моей семьи».

63

Мой дом(4часа)

Что ты хотел бы построить. Зарисовка плана постройки

1

Конструирование собственной модели.

3

21.04,25.04

Плотная бумага, цветной картон, краски, клей,ножницы, коробки, бросовый материал

64

Что есть в моем дворе(4часа)

Что вокруг нас. Зарисовка этапов постройки

1

Проектирование, конструирование

3

27.04,28.04

65

Улица, по которой я иду(4часа)

1

Проектирование, конструирование

3

28.04,03.05

66

Наш любимый город (коллективная работа) (4часа)

Зарисовка плана постройки

1

Конструирование собственной модели.

3

04.05,05.05

67

Город будущего(4часа)

1

Проектирование, конструирование

3

05.05,08.05,11.05

IV Раздел.  Внеаудиторная деятельность. (42 часа)

68

Индивидуальные занятия по всем темам программы(28часов)

Проектирование, конструирование.

28

11.05,12.05,16.05,18,05,19.05,

23.05,22.05,26.05,30.05,01.06,

02.06,06.06,08.06

69

Выставки по всем темам программы. (1час)

Выставка

1

08.06

Демонстрация готовых моделей по всем темам

70

Мастер-классы по всем темам программы. (1час)

Экскурсии в дошкольные и учебные учреждения

1

09.06

71

Конкурс «Корабль будущего» (2часа)

Конструирование кораблей

2

09.06

Соревнования с использованием готовых моделей

72

Конкурс «Новогодний кубик» (2часа)

Конструирование новогодних поделок

2

13.06

73

Конкурс «Мы и космос» (2часа)

Конструирование космических кораблей и ракет

2

15.06

74

Конкурс «Мой  город» (2часа)

Конструирование города

2

16.06

75

Конкурс «Юный техник» (2часа)

Конструирование собственной модели

2

16.06,20.06

76

Конкурс «Создай автомобиль для моего города» (2часа)

Конструирование автомобилей

2

22.06

ИТОГО 294    часа.

44

250



Предварительный просмотр:

Проблемы и перспективы развития дополнительного образования в РФ

Целик Наталья Васильевна

(naclik@yandex.ru),

 педагог дополнительного образования

МБОУ ДО "ДДТ г. Ершова" Саратовской области»

Аннотация: в статье анализируются проблемы дополнительного образования в РФ. Актуальным становится такое образование, которое позволяет каждому включаться в общественные и экономические процессы. Проходя через дошкольное, общее, профессиональное образование, дополнительное образование выступает в качестве социокультурного стержня взрослеющего человека, реализующегося через познание в творчестве, игре, труде и исследовательской деятельности.

Дополнительное образование детей носит  ярко выраженный инновационный характер, отрабатывая новые модели воспитания, образования, в целом являясь «навигатором» в образовательной системе.

В период становления представлений о дополнительном образовании детей имеет смысл уточнить ключевое понятие. Обычно термином "дополнительное образование детей" характеризуют сферу неформального образования, связанную с индивидуальным развитием ребенка в культуре, которое он выбирает сам (или с помощью значимого взрослого) в соответствии со своими желаниями и потребностями. В ней одновременно происходит его обучение, воспитание и личностное развитие. Дополнительное образование оказывается встроенным в структуру любой деятельности, в которую включен ребенок, создает "мостики" для перехода личности из одного образования в другое, оно может предшествовать стандартизированным видам деятельности, а может следовать за ними, создавая возможность для личности для перехода. Структурно дополнительное образование вписывается в систему общего и профессионального образования, а также в сферу образовательно-культурного досуга, сближает и дополняет эти системы: предметные области общего, профессионального образования и культурно-образовательного досуга пересекаются между собой (например, математикой или физкультурой можно заниматься в разных планах). Эта область пересечения и представляет собой область дополнительного образования.

Дополнительное образование может дополнять три обозначенные сферы по-разному: оно может расширять предметные знания, добавлять новые компоненты; оно может увеличивать "вооруженность" личности, оснащая человека новыми средствами познания, труда и общения; оно способно усиливать мотивацию образовательной деятельности, вызывая необходимость личности полнее проявить себя.

По своему «местоположению» в системе образования это - вся та область образовательной деятельности, которая находится за пределами государственного образовательного стандарта, включая изучение тех областей культуры и науки, которые не представлены в школьных программах.

Многообразие в определении дополнительного образования объясняется многоаспектностью этого педагогического явления, но парадокс заключается в том, что сам термин "дополнительное образование" до сих пор не имеет научного определения, не нашел он своего места и в новой "Российской педагогической энциклопедии", в то время как понятия «внеурочная работа», «внешкольная работа» и «досуг» раскрываются.

Почему-то данное определение вообще не содержит упоминания об основном назначении этого образования, никак не согласуется с Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей, в соответствии с которым цель дополнительного образования детей - развитие мотивации детей к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства. Это - вариативная цель в системе образования, которая определяется не столько государственным заказом, сколько индивидуальными потребностями, интересами детей, родителей, семьи и т.д.

Ценность дополнительного образования детей определяется его направленностью на создание условий, благоприятных для получения ребёнком образования по актуальных для него направлениям. Назначение дополнительного образования детей, созданного в структуре российской образовательной системы, определяется не приставкой «вне», а прилагательным «дополнительное».

С принятием ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», полномочия в сфере дополнительного образования детей переданы на муниципальный уровень. Однако на практике значительное число муниципальных образований не имеют достаточных ресурсов для финансирования учреждений дополнительного образования детей. Для органов местного самоуправления характерны недостаточность управления и выстраивания долгосрочной политики, механизмы учета заказа местного сообщества не выстроены. Остаточный принцип финансирования на местах не обеспечивает достаточных условий для развития, материально-технического оснащения учреждений. 50% зданий дополнительного образования требуют капитального ремонта.

Я думаю, что плюсы дополнительного образования:

  • расширяется кругозор;
  • полезные навыки;
  • организован досуг ребенка;
  • сплочение классного коллектива;
  • рациональное питание;
  • бесплатные кружки;
  • дополнительно приобретаемое для занятий оборудование универсально, его можно использовать и на уроках;
  • занятия начинаются чаще во второй половине дня;
  • мы занимаемся с классами, но не целыми;
  • доп.образование отличается большим разнообразием. Один педагог может вести различные предметы;
  • Ну и конечно не надо ставить оценки и проверять тетради.

Минусы дополнительного образования:

-у детей недостаточно свободного времени для общения с друзьями вне школы, чтобы побыть наедине с собой;

  • -санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования ---ограничивают группу для занятий до 15 человек
  • перегрузка детей;
  • уменьшилась воспитательная роль семьи;
  • оплата труда не соответствует затраченному на подготовку к занятиям времени;
  • не хватает специально оснащенных площадей, нет возможности разнообразить занятия;
  • недостаточно средств на оборудование, расходные материалы и канцелярские принадлежности.

Согласно Указу Президента Правительству Российской Федерации поручено обеспечить достижение следующих показателей в области образования: увеличение к 2020 году числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в общей численности детей этого возраста до 70- 75%, предусмотрев, что 50% из них должны обучаться за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также подготовить предложения о передаче субъектам Российской Федерации полномочий по предоставлению дополнительного образования детям, предусмотрев при необходимости софинансирование реализации названных полномочий за счет средств федерального бюджета.



Предварительный просмотр:

Начальное техническое моделирование

 в условиях учреждения дополнительного образования

На сегодняшний день важными приоритетами государственной политики в сфере образования становится поддержка и развитие детского технического творчества, привлечение молодежи в научно-техническую сферу профессиональной деятельности и повышение престижа научно-технических профессий. В настоящее время, когда осуществляется государственный и социальный заказ на техническое творчество обучающихся, перед образовательными организациями нашего региона стоит задача модернизации и расширения деятельности по развитию научно-технического творчества детей и молодежи. Занятия студии "Кузница Гефеста" проводятся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе начального технического моделирования, которая носит техническую направленность и способствуют формированию у обучающихся целостного представления о мире техники, устройстве конструкций, механизмов и машин, их месте в окружающем мире, а также творческих способностей. Объединения технической  направленности  в  нашем учреждении дополнительного образования  являются стартовой площадкой для будущих инженеров, изобретателей, конструкторов, людей рабочих профессий, владеющих современной техникой. В системе образования Ершовского муниципального района лишь одно  образовательное учреждение дополнительного образования детей реализует техническую направленность. Это МБУ ДО "Дом детского творчества г. Ершова Саратовской области". В  объединениях технической направленности Дома детского творчества  в настоящее время занимается 35 детей. В ДДТ  имеется достаточный кадровый ресурс, многолетний опыт работы по дополнительным образовательным программам технической направленности,  частично оборудованные учебные кабинеты. Для реализации программы используется учебный план; методическая литература для педагогов дополнительного образования и обучающихся; ресурсы информационных сетей по методике проведения занятий. Учебно-наглядные пособия: плакаты, схемы, модели, демонстрационный материал, методические пособия, дидактические игры, художественная и вспомогательная литература, фотографии, иллюстрации, разработка бесед, игр, образцы, диагностические тесты. По результатам анкетирования, учащиеся  2 - 6  классов школ города наибольший интерес проявляют к специальностям, связанным с информационными технологиями, конструированием, моделированием, техническими видами спорта (авиамоделизм, судомоделизм, робототехника). Актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на получение обучающимися знаний в области  конструирования и технологий и нацеливает детей на осознанный выбор профессии, связанной с техникой: инженер-конструктор, инженер-технолог, проектировщик.  В ДДТ  ориентируют обучающихся на получение допрофессионального образования  и  дают возможность обучающимся начального, среднего и старшего звена приобрести теоретические и практические навыки по начальному техническому моделированию; авиамоделированию; судомоделированию; автомоделированию;  робототехнике; моделированию из бумаги и бросового материала; конструирование  железнодорожного транспорта. Техническое творчество детей неразрывно связано с развитием системы учебно-исследовательских, научно-технических мероприятий: слетов юных техников, выставок технического творчества, учебно-исследовательских конференций и других. В целях повышения мотивации детей к изобретательской и рационализаторской деятельности проводятся  мероприятия  как на уровне учреждения, так и на муниципальном уровне. Обучающиеся нашего технического объединения на региональном и муниципальном уровнях занимают первые места.  Вместе с тем необходимо отметить, что в дополнительном образовании технического направления обозначились регрессивные процессы, которые обусловлены спецификой данного профиля. Техническое творчество является самым ресурсоемким направлением дополнительного образования детей, требующим значительных финансовых вложений, дорогостоящего оборудования и инструментов, специализированных помещений. Первые занятия по данной программе, конечно же, являются теоретическими. У ребят воспитывается  дух коллективизма, развивается внимательность, целеустремлённость,  интерес к технике и техническое мышление. А затем уже  вводятся практические занятия, на которых ребятам  получают  возможность свободно планировать и проектировать, преобразовывая своё предположение в различных мыслительных, графических и практических вариантах. Стремление научиться самостоятельно строить модели из различных материалов, научиться пользоваться ручным инструментом, изучить основы машиностроения, участие в соревнованиях и конкурсах по моделизму с построенными своими руками моделями способно увлечь ребят, отвлечь от пагубного влияния улицы и асоциального поведения.  Конструируя  то или иное техническое изделие, обучающиеся знакомятся не только с его устройством, основными частями, но и их  назначением. Получают сведения общеобразовательного характера, учатся планировать и исполнять намеченный план, находить наиболее рациональное конструктивное решение, создавать свои оригинальные модели. Наблюдая, ребенок анализирует изображение изделия, пытается понять, как оно выполнено, из каких материалов. Далее он должен определить основные этапы работы и их последовательность, обучаясь при этом навыкам самостоятельного планирования своих действий. В большинстве случаев основные этапы работы показаны в пособиях в виде схем и рисунков. Однако дети имеют возможность предлагать свои варианты, пытаться усовершенствовать приёмы и методы, учиться применять их на других материалах. Дети могут изготавливать изделия, повторяя образец, внося в него частичные изменения или реализуя собственный замысел.

В целях повышения мотивации детей к изобретательской и рационализаторской деятельности   15  мая  2016 года на базе ГБУ СОДО "Областной центр экологии, краеведения и туризма"  ( ГБУ СОДО ОЦЕКИТ) была  проведена областная выставка стендового моделирования, посвященная 71-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне, на которой  объединения  Лего - студия и «Кузница Гефеста»  Дома детского творчества предоставили свои  работы.  Жюри  и  участники выставки  оценили работы юных техников ДДТ, признав их победителями в областном конкурсе.   Опыт работы объединения «Кузница Гефеста» был представлен мастер-классом, включенным в программу семинара. Конструирование макета космического аппарата "Буран" из бросового материала вызвало бурю положительных эмоций и восторга среди детей и преподавателей. Так же мы с ребятами проводим открытые мастер-классы для ребят, педагогов, родителей города Ершова и  района.

          Развитие научно-технического творчества является одним из вариантов дополнительного образования для школьников, дающее начальное (базовое) технические знания и понятия, позволяющие выработать навыки работы с материалами и инструментами, с их практической реализацией. В целом же, техническое направление дополнительного образования является важной составляющей общей профориентационной деятельности системы образования.  В современных условиях техническое творчество - это основа инновационной деятельности, поэтому процесс его развития  является важнейшей составляющей современной системы образования, которая требует больших  материальных вложений. И шагая в ногу со временем, не имея достойной материальной базы, мы реализуем это направление путем распространения среди обучающихся знаний по основам машиностроения, воспитания у них интереса к техническим специальностям. Робототехника – это здорово и очень дорого!  И - это готовые детали. Мы же самостоятельно создаёт эскизы, чертежи и уже по ним конструируем  роботов, космические корабли,  машины и даже целые города!  Мы творим! А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности. У ребёнка огромный потенциал фантазии, который с возрастом снижается, поэтому нашей задачей  является удержать и развить этот потенциал, формировать и совершенствовать уникальные детские способности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «НАЧАЛЬНОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ»

направленность: научно-техническаяуровень: начального общего образованияОбъединение формируется из учащихся 6-10 летСрок реализации программы 1 год...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА творческого объединения «НАЧАЛЬНОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ»

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА творческого объединения «НАЧАЛЬНОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ» ...

Программа детского объединения "Начальное техническое моделирование и конструирование"

Программа расчитанана на 3 года обучения для детей младшего и среднего школьного возраста ....

Рабочая программа объединения "Начальное техническое моделирование"

Интерес к технике дети проявляют с ранних лет.Технические объекты они видят повсюду: ...

Общеобразовательная программа объединения: «Начальное техническое моделирование»

Настоящая программа предлагает использовать  интеграционные основы на занятиях начально-технического моделирования,  дает возможность обучающемуся в объединении сделать осознанный выбор...

Открытое занятие для родителей в объединении "Начальное техническое моделирование"

Конспект  открытого занятия для родителей в объединении "Начальное техническое моделирование". Тема занятия : Экскурсия "В мире техники"....

«Развитие творческой активности, изобретательности на занятиях в объединении «Начальное техническое моделирование»

Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики.  Одной из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе стало формирование творческой лично...


 

Комментарии

Елезова Людмила Андреевна

Спасибо. Очень интересная программа