«Развитие творческой активности, изобретательности на занятиях в объединении «Начальное техническое моделирование»
материал

Целищева Наталья Юрьевна

Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики.  Одной из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе стало формирование творческой личности. Поэтому одной из целей является  воспитание у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_razvitie_tvorcheskoy_aktivnosti.docx17.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Куженерский центр дополнительного образования для детей»

 Развитие творческой активности,

изобретательности на занятиях в объединении

  «Начальное техническое моделирование»

                                                                                      Целищева Н.Ю.,

                                                                                      педагог дополнительного

                                                                                      образования Iкв. категории

пгт.  Куженер

2019 г.

Проблема творчества стала в наши дни настолько актуальной, что по праву считается "проблемой века".

Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики,  одной из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе стало формирование творческой личности. Одной из целей является  воспитание у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления. Мы должны воспитывать у детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию – все эти качества находят яркое выражение в творчестве детей.

 Творческая деятельность человека или коллектива - создание качественно нового, никогда ранее не существовавшего. Стимулом к творческой деятельности служит проблемная ситуация, которую невозможно разрешить традиционными способами. Творчество может иметь место в любой сфере деятельности человека: научной,  технической, художественной и других.

 

Техническое творчество – это деятельность учащихся в области техники, когда они  в процессе работы  что-то изменяют, дополняют, комбинируют, вносят «йоту нового».    В современных условиях интерес детей к технике возникает очень рано, еще в дошкольном возрасте проявляются у них явные технические наклонности. Взрослые часто сетуют на то, что не успеешь сыну купить игрушку, как он ее уже разобрал, сломал. Порой взрослым невдомек, что толкает ребенка на это жажда знания, стремление понять, почему автомат трещит и крутятся колеса машины. Интерес, как утверждают психологи, это мотив, стимул к действию. В чем он проявляется? Ребенку уже неинтересно вырезать из бумаги фигурки, ему нужно самому построить самолет или ракету, машину, обязательно действующую. Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка.

Широкие возможности и условия для успешного развития технических способностей учащихся создает познавательно – творческое обучение, основанное на системе творческих заданий. Поэтому даже при работе с детьми I года обучения, когда основные технологические процессы уже освоены, обращаю внимание на творческую сторону. Несмотря на то, что дети выполняют работу по шаблонам, всячески поощряю стремление детей внести в работу выдумку, стремление находить что – то новое, дополнять данную форму. В программе запланированы занятия по постройке моделей собственному замыслу в течение всего курса обучения. На этих занятиях у детей формируются умения самостоятельно решать вопросы конструирования и моделирования, развитие смекалки, творческой активности и изобретательности. С ребятами постарше выполняем сюжетные композиции, которые также являются творческими работами. Работа над сюжетными композициями состоит из нескольких этапов: выбор сюжета, выбор материалов, моделей техники для композиции, изготовление макета (подготовка основы, наброски, имитация поверхности земли, гор, реки, дороги и т. д. с применением разных материалов, покраска, эстетическое оформление), изготовление моделей техники для композиции.  Работа над сюжетными композициями носит творческий характер.

Техническое моделирование имеет большое значение не только для трудового обучения, но и для нравственного воспитания школьников, также работа в объединении содействует развитию у ребят технического мышления: анализ, синтез, конкретизация, обобщение – вот некоторые умственные операции, с помощью которых  учащиеся усваивают знания. Работа в объединении – это серьезный труд для школьника, требующий организованности, дисциплинированности, волевых усилий.

         

         Создавая работу, ребенок осмысливает качества предметов, запоминает их характерные особенности и детали, овладевает определенными навыками и умениями и учится осознанно их использовать. Обсуждение творческих работ детьми и педагогом помогает ребенку видеть мир не только со своей собственной точки зрения, но и сточки зрения других людей, принимать и понимать интересы другого человека.

В процессе работы у ребенка развивается: мелкая моторика рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга; сенсорное восприятие, глазомер, логическое воображение, фантазию, волевые качества (усидчивость, терпение, умение доводить работу до конца); художественные способности и эстетический вкус, влияет на формирование самостоятельности, уверенности в себе, самооценки.

Творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимают нервное напряжение, страхи, вызывают радостное, приподнятое настроение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние ребенка.

 Поэтому так важно широкое включение в педагогический процесс, в жизнь детей разнообразных занятий творческой деятельностью, создать обстановку эмоционального благополучия, наполнить жизнь детей интересным содержанием, предоставить каждому ребенку пережить радость творчества.

Результатом работы по данной теме является участие в выставках и конкурсах как районного, так и республиканского масштаба.

2018 г.- Всероссийский фестиваль – конкурс «Душа России»: Басов Данил –сертификат участника.

2018г. – 23 республиканская выставка-конкурс стендовых моделей: Басов Данил- II место (сюжетная композиция, танк Т-70), Никитин Костя- III место (сюжетная композиция, автомобиль ГАЗ 3937 Водник), Яндулин Николай –III место, модель PETERBILT 379 OPTIMUS PRIME).

2018 г. – Районный конкурс «Пасхальное чудо»: Еремеев Дмитрий – II место.

2018 г. – Районная выставка – конкурс творческих работ «Молодые таланты»: Светлаков Артур – I место, Оскин Максим – II место, Басов Данил – III место.

2018 г. Районный конкурс «Моя новогодняя фантазия». Изготовили новогодние игрушки на центральную елку. Сертификаты участников.

2018 г. – Районный конкурс «Новогодняя игрушка» - Измайлов Константин-IIIместо.

2018 г. – Районный конкурс творческих работ «Каким я хочу видеть свой поселок, село, деревню». Нигамедзянов Дмитрий – III место (макет «Новая Набережная»). Светлаков Артур и Седельников Артем – II место (макет «Цирк»).

2019 год-  Районный конкурс «Лучшая модель и макет военной техники»: в разных номинациях стали победителями: Швецов Петя, Оскин Максим, Басов Данил, Чирков Роман. призеры: Антипин Кирилл, Сидыганов Алексей.

 

Очень важно побудить у детей желание "хочу узнать". Но этого мало, необходимо подвести  их  к  следующему  этапу  "хочу сделать",   вселить   уверенность  "могу сделать"  и  помочь довести работу до конца - "я сделал!" Успех окрыляет, пробуждает желание узнавать новое, выполнять более сложную работу.

      Все дети – активные творцы. Они рисуют и поют, строят дома и покоряют неведомые миры, конструируют космические ракеты и летающие тарелки, создают свое, новое, никому ранее не приходившее в голову.  Наша задача – развивать это творческое начало, заложенное в детях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «НАЧАЛЬНОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ»

направленность: научно-техническаяуровень: начального общего образованияОбъединение формируется из учащихся 6-10 летСрок реализации программы 1 год...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА творческого объединения «НАЧАЛЬНОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ»

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА творческого объединения «НАЧАЛЬНОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ» ...

Программа детского объединения "Начальное техническое моделирование и конструирование"

Программа расчитанана на 3 года обучения для детей младшего и среднего школьного возраста ....

«Развитие творческой активности обучающихся на занятиях в объединении «Кристаллик» и «Живопись нитками»

детское творчество – явление уникальное. Природа щедро наделила каждого ребѐнка возможностью развиваться. Создание изделий своими руками – это универсальное образовательное средство, способное уравнов...

Открытое занятие для родителей в объединении "Начальное техническое моделирование"

Конспект  открытого занятия для родителей в объединении "Начальное техническое моделирование". Тема занятия : Экскурсия "В мире техники"....