Программа детского объединения "Начальное техническое моделирование и конструирование"
методическая разработка на тему

Стародубцева Людмила Александровна

Программа расчитанана на 3 года обучения для детей младшего и среднего школьного возраста .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx66.47 КБ

Предварительный просмотр:

                                     Пояснительная записка

      Дополнительная общеобразовательная программа  «Начальное техническое моделирование» разработана на  основе типовой  программы  «Начальное техническое моделирование» А.П. Журавлёвой 2003.

Вид программы – модифицированная.

      Программа разработана, отредактирована в  соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» (21.12.2012 №273-ФЗ).

Приказа  Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 г. №1008  «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

Концепция развития дополнительного образования (утверждена Постановлением правительства РФ от 04.09. 2014 года №1726-р)

Приказ Минобразования России от 28.12.2010 г. №2106 «Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»"

Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей", утвержденные Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14,  зарегистрировано в Минюсте РФ 20.08.2014 N 33660.

       Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  «Начальное техническое моделирование»  соответствует начальному общему  уровню  образования и имеет научно-техническую направленность.  Программа построена с учетом возрастных ,  умственных , физиологических особенностей детей . Рассчитана на детей младшего и среднего школьного возраста от 7 до 13 лет .

      Актуальность, педагогическая целесообразность

Мир техники велик. Нас окружают различные машины, механизмы, приборы,

аппаратура. Обучающиеся младших классов знают марки автомобилей, самолетов, кораблей, Они пользуются разными видами транспорта и бытовой техникой. Желание узнать и понять, почему движется или работает тот или иной технический объект, не только пробуждает их любознательность, но и стремление сделать что-то своими руками. Программа «Начальное техническое моделирование»  вводит ребенка в удивительный мир технического творчества и дает возможность поверить в себя, и  свои

способности. Начальное техническое моделирование  –  путь к овладению техническими специальностями в жизни человека, развитие  интереса к технике, развитие конструкторской мысли и привитие трудолюбия во всем.

Занятия начальным техническим моделирование дают возможность обучающимся участвовать в полном цикле познавательного процесса от приобретения, преобразования знаний до их применения. Помимо средства занятости свободного времени они еще и помогают адаптироваться к новым экономическим условиям современной жизни. Соединение обучения, труда и игры в единое целое обеспечивает решение познавательных, практических и игровых задач. Все поделки функциональны: ими можно

играть, их можно использовать в быту, их можно подарить.

Программа направлена на получение обучающимися знаний в области

конструирования и технологий, что дает возможность по окончании обучения в кружке не только определиться с выбором занятий в профильных кружках  –  авиамодельном, судомодельном, архитектурном и других, но и нацеливает их на осознанный выбор профессии, связанной с техникой: инженер-конструктор, инженер-технолог, проектировщик.

   

      Новизна    данной  программы      заключается,  в  том,  что  в  содержание  изучаемого   курса   введены   темы     «Оригами»,   «Астрономия»,   «Космос»,  «Экология»;     при  проведении  занятий  используются  игровой  и  проектный методы;    имеются    авторские    методические     разработки    по  проведению  учебных   игр,   викторин,    чертежи   технических   объектов   и   технические задания.

      Цель программы  формирование у детей начальных научно – технических знаний и создание условий для самореализации личности ребенка в окружающем мире .

     Задачи :

      Обучающие

-знакомить с историей развития отечественной и мировой техники, с  ее создателями;

-знакомить      с  технической    терминологией      и  основными     узлами  технических объектов;

-обучать работе с технической литературой;  

-формировать  графическую  культуру  на  начальном  уровне:    умение читать простейшие чертежи, изготавливать        по ним модели, навыки работы с  чертежно-измерительным   и      ручным   инструментом   при   использовании  различных материалов;

-обучать  приемам  и  технологии  изготовления  простейших  моделей технических объектов;

-развивать   интерес   к   технике,   знаниям,   устройству   технических  объектов.

      Развивающие:

-формировать   учебную   мотивацию   и   мотивацию   к   творческому  поиску;  

развивать       у     детей     элементы      технического      мышления,

изобретательности, образное и пространственное мышление;

 развивать волю, терпение, самоконтроль.

      Воспитательные:

  воспитывать   дисциплинированность,   ответственность,   социальное  поведение, самоорганизацию;  

воспитывать трудолюбие, уважение к труду;

 формировать чувство коллективизма, взаимопомощи;

 воспитывать      у   детей   чувство    патриотизма,    гражданственности,  

гордости за  достижения отечественной науки и техники.

       Программа     рассчитана     на   три   года   обучения     детей   младшего и среднего   школьного возраста от7-13 лет.

       Программа  является     первой  ступенью  в  освоении  программ  научно- технической     направленности.     «Начальное   техническое   моделирование»         выпускники   могут     продолжить  обучение  по   программам       научно-технической       направленности      более  высокого уровня сложности.

       Программа     построена     с   учетом    возрастных     и   индивидуальных, умственных, физиологических  особенностей     детей.   Дети           возраста   располагают  значительными   и незначительными     резервами     развития.    Их    выявление      и   эффективное  использование     –   одна   из   главных    задач   педагога.    В   младшем и среднем   возрасте  закрепляются     и   развиваются    основные     характеристики      познавательных  процессов  (восприятие,  внимание,  память,  воображение,  мышление,  речь),  которые  начали формироваться  у  ребенка  в дошкольный период.  Основные  виды деятельности, которыми занят ребенок: учение, общение, игра и труд.  

         Коллективные      формы     работы,    стимулирующие        общение,     в  младшем  школьном  возрасте  наиболее  полезны  для  общего  развития  и  должны  быть  обязательными  для  детей.  Детские  игры  приобретают  более  совершенные  формы, становятся развивающими.

       В среднем школьном возрасте самооценка ребенка зависит от характера  оценок,    даваемых     взрослыми     успехам     ребенка    в  различных      сферах  деятельности.   В   этом   возрасте   дети   узнают   многое   о   самих   себе,   об  окружающем  мире  и  отношениях  с  близкими  людьми.  На  данном      этапе  обучения     детей    важными      составляющими        содержания      деятельности  дополнительного      образования     являются    развитие    речи,   как   основного  способа     общения,     формирование       научно-популярной       картины     мира,  этическое      и    эстетическое      воспитание,      развитие      стремления к  самосовершенствованию.    

                             Отличительные особенности.

 Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа «Начальное техническое моделирование» отличается от типовой программы, на основе которых она разработана следующим:

Программа «Начальное техническое  моделирование»

Типовая программа «Начальное техническое моделирование» А.П. Журавлёвой

                            Изменена цель образовательной программы

- Формирование у детей начальных научно-технических знаний и создание условий для самореализации личности ребенка в окружающем мире.

-  Постепенный переход от начального технического моделирования к конструированию простейших технических объектов и игрушек.

                                 Задачи образовательной программы

-  Сформулированы обучающие,

воспитательные и развивающие задачи.

- Сформулированы общие задачи .

                              Изменён возрастной диапазон обучающихся

- 7-13 лет

- Дети младшего школьного возраста

                                Изменены формы занятий с обучающимися

  - объединением                            

- фронтальная,

- индивидуальная.

                     Изменены сроки реализации программы

-  Программа рассчитана на три  года обучения.

- Программа рассчитана на два года обучения.

                                  Содержание программы изменено  

Программа включает тему:

- «Конструирование макетов и сувениров из разных материалов».

Программа включает темы:

-  «Технические занятия и декоративно-прикладные работы».

-  «Техническое моделирование из наборов готовых деталей».

- «Простейшие электромонтажные работы»

    Критерии оценки знаний, умений и навыков обучающихся

- Разработаны.

- Не разработаны.

Режим занятий

        Программа рассчитана на 3 года обучения. Режим занятий:

-  1  и  2  и 3 год  обучения:  3 раза  в  неделю  по  2  часа  с  перерывом     между  занятиями  (всего 216 часов  каждый год).

                    Методическое обеспечение образовательной программы

1-й год обучения

№ п/п

Тема

Форма занятия

Приемы и методы

Дидактический материал и

техническое оснащение

Форма подведения итогов

1

Вводные основы конструирования

1.1

Вводное занятие

Беседа

Словесные, наглядные, практические

Диагностические тесты, инструкция по технике безопасности, работы воспитанников предыдущих лет обучения

Стартовая диагностическая методика

1.2

Материалы и инструменты

Объяснение

Словесные, наглядные, практические

Ножницы, различные виды бумаги, ластик, карандаши, клей, нож, циркуль

Опрос, беседа

1.3

Знакомство с технической деятельностью человека

Рассказ, Беседа,

Словесные, наглядные, практические

Электронная презентация, слайдовые фильмы, мультимедийный проектор

Опрос, беседа

1.4

Знакомство с некоторыми условными обозначениями графических изображений

Объяснение

Словесные, наглядные, практические

Образцы графических изображений, чертежей

Опрос, беседа

2

Конструирование

2.1

Конструирование поделок путём сгибания бумаги

Групповая, индивидуальная

Словесные, наглядные, практические

Шаблоны, чертежи, образцы моделей

Чертёжный инструмент, клей, режущий инструмент

Самооценка и коллективная оценка модели, выставка лучших моделей

2.2

Конструирование макетов и моделей технических объектов и игрушек из плоских деталей

Групповая, индивидуальная

Словесные, наглядные, практические

Эскизы, образцы моделей, технологическая карта изготовления моделей

Материалы: плотная бумага, картон, цветная бумага, краска. Инструмент: чертёжный инструмент, клей, режущий инструмент, кисти

Оценка качества изготовления, чувствование  в соревнованиях.

2.3

Конструирование макетов и моделей технических объектов и игрушек из объёмных деталей

Групповая, индивидуальная

Словесные, наглядные, практические

Эскизы, образцы моделей, технологическая карта изготовления моделей

Материалы: плотная бумага, картон, цветная бумага, краска. Инструмент: чертёжный инструмент, клей, режущий инструмент, кисти

Оценка качества изготовления, чувствование  в соревнованиях.

2.4

Работа с наборами готовых деталей

Индивидуальная

Словесные, наглядные, практические

Технологические схемы, образцы

Материалы: фанера (готовый набор), краска

Инструмент: режущий инструмент, наждачная бумага, кисти

Самооценка и коллективная оценка модели, выставка лучших моделей

3

Творческие проекты

Индивидуальная, групповая

практические

Эскизы, образцы моделей,

Материалы: плотная бумага, картон, цветная бумага, краска готовый набор деталей. Инструмент: чертёжный инструмент,  режущий инструмент, кисти

Защита проектов

4

Заключительное занятие.

Подведение итогов и анализ работы за год

Беседа

Словесные, наглядные, практические

Диагностическая методика

Тест

Итоговая диагностическая методика выставка лучших моделей

2-й год обучения

Тема

Форма занятия

Приемы и методы

Дидактический материал

Техническое оснащение

Форма подведения итогов

1

Основы конструирования

1.1

Вводное занятие

Беседа

Словесные, наглядные, практические

Диагностические тесты, инструкция по технике безопасности, работы воспитанников предыдущих лет обучения

Стартовая диагностическая методика

1.2

Первоначальные графические знания и умения. Умение пользования чертёжным инструментом.

Объяснение

Словесные, наглядные, практические

Ножницы, различные виды бумаги, ластик, карандаши, клей, нож, циркуль, шило, игла, линейка, угольник,  кисти и др.

Опрос, беседа

2

Постройка моделей

2.1

Конструирование макетов и моделей технических объектов и игрушек из плоских деталей

Групповая, индивидуальная

Словесные, наглядные, практические

Развёртки и образцы геометрических фигур, технологическая карта изготовления моделей

Материалы: плотная бумага, картон, цветная бумага. Инструмент: чертёжный инструмент, клей, режущий инструмент.

Самооценка и коллективная оценка объёмных моделей.

2.2

Постройка простых объёмных моделей по шаблонам и готовым выкройкам

Групповая, индивидуальная

Словесные, наглядные, практические

Эскизы, образцы моделей, технологическая карта изготовления моделей

Материалы: плотная бумага, картон, цветная бумага, краска. Инструмент: чертёжный инструмент, клей, режущий инструмент, кисти

Самооценка и коллективная оценка модели, выставка лучших моделей.

Оценка качества изготовления, участие  в соревнованиях.

2.3

Постройка сложных объёмных

моделей

Групповая, индивидуальная

Словесные, наглядные, практические

Эскизы, образцы моделей, технологическая карта изготовления моделей

Материалы: плотная бумага, картон, цветная бумага, краска. Инструмент: чертёжный инструмент, клей, режущий инструмент, кисти

Самооценка и коллективная оценка изготовленных моделей.

3

Творческие проекты

Индивидуальная, групповая

практические

Эскизы, образцы моделей,

Материалы: плотная бумага, картон, цветная бумага, краска готовый набор деталей. Инструмент: чертёжный инструмент,  режущий инструмент, кисти

Защита проектов

4

Заключительное занятие.

Подведение итогов и анализ работы за год

Беседа

Словесные, наглядные, практические

Диагностическая методика

Тест

Итоговая диагностическая методика выставка лучших моделей

                         3-й год обучения

Тема

Форма занятия

Примеры и методы

Дидактический материал

Техническое оснащение

Форма проведения

Постройка моделей

Индивидуальная

Практические, наглядные, словесные

Чертежи, сборочные схемы, эскизы деталей.

Материалы: бумага, картон, краски, проволока,

клей ПВА, Момент, UHU

Инструменты: Специальные ножи, обрабатывающий инструмент, паяльник, наждачная бумага

Оценка качества изготовления деталей и модели, участие в выставках и конкурсах.

Беседы

Групповая

Словесно наглядные

Видеоматериалы, чертежи, словарь терминов, пособие.

DVD проигрыватель, видеомагнитофон, телевизор

Беседа

Участие в выставках и конкурсах

Индивидуальная

Практические

Модели, правила выставок и конкурсов

Паспорт модели

Результаты выставок и конкурсов

        Программа решает следующие задачи по годам обучения:

                   Ожидаемые результаты 1года обучения

       Обучающийся будет знать:

      - правила безопасного пользования инструментами;

      - материалы и инструменты, используемые для изготовления         моделей;

      - основные линии на чертеже;

      - основные простейшие технические термины;

      - простейшие конструкторские понятия;

      - основные узлы транспортных, военных, космических моделей;

      - базовые формы и приемы складывания в технике оригами;

      - начальные понятия в астрономии.

      Обучающийся будет уметь:

      - соблюдать технику безопасности;

      - читать простейшие чертежи;

      - изготавливать простейшие чертежи моделей методом копирования;

      - находить линии сгиба;

      - владеть элементарными графическими навыками;

      - изготавливать простейшие технические модели;

      - изготавливать изделие в технике оригами по образцу с пояснениями  

педагога;

      - находить планеты на карте Солнечной системы;

      - организовать рабочее место.

                   Ожидаемые результаты 2 года обучения

      Обучающийся будет знать:

      - правила безопасного пользования инструментами;

      - виды чертежей;

      - линии на чертежах;

      - виды соединений на модели;

      - способы изготовления моделей;

      - маркировки в авиации, что они обозначают;

      - основные термины в технике, в моделировании;

      - виды энергий, их использование в технике, виды двигателей;

      - влияние технического прогресса на экологию;

      - отличие планет от звезд;

      - основные этапы освоения космоса;

      -  элементарные понятия о цветовой гамме и технической эстетике;

      Обучающийся будет уметь:

      -  соблюдать технику безопасности;

      -  читать простейшие чертежи;

      -  работать с доступной технической литературой;

      -  чертить простейшие чертежи разверток;

      -  изготавливать усложненные модели;

      -  подбирать материал для модели;

      -  определять недостающие детали в модели и вычерчивать их;

      -  анализировать свою модель;

      -  изготавливать   простые   изделия   в   технике   оригами   по   схеме   с  рекомендациями педагога;

      - презентовать собственный проект;

      - проявлять усидчивость в достижении конечного результата.

                   Ожидаемые результаты 3 года обучения

      Обучающийся будет знать:

      - правила безопасного пользования инструментами;

      - чертежные инструменты;

      - основные узлы технических объектов;

      - теорию полетов;

      - основные понятия о Вселенной;

      - историю развития космонавтики;

      Обучающийся будет уметь:

      - соблюдать технику безопасности;

      - пользоваться чертежными инструментами;

      - изготавливать простые развертки;

      - выполнять сложные модели;

      - находить рациональный способ использования материала;

      - находить способы соединений в моделях;

      - работать с технической литературой;

      - изготавливать изделия в технике оригами по схеме;

      - самостоятельно находить техническое решение;

      - анализировать модель своего товарища;

      - самостоятельно выбирать дизайн модели;

      - проявлять усидчивость и волю в достижении конечного результата;

      - конструктивно работать в коллективе.

                   Ожидаемые результаты по окончании обучения

      -  наличие положительной мотивации к обучению и творчеству;

      -  проявление  устойчивого  интереса  к  технике,  знаниям,  устройству  

технических объектов;

      -  знание  основных  сведений  об  истории  развития  отечественной  и  мировой техники, ее создателей;

      - владение необходимой терминологией;

      - умение работать с научно-технической литературой;

      -  элементарные   графические   умения,   навыки   работы   с   чертежно- измерительными и ручным инструментом;

      -  владение    приемами     и  технологиями     изготовления    простейших  моделей    технических     объектов,   проявление     творческой    активности    в  создании собственных проектов;

      - аналитические умения;

      - умение   анализировать свои модели, провести их презентацию;

      -  умение    оценивать   свои   результаты   и   планировать   дальнейшую  работу;

      - проявление усидчивости и воли в достижении конечного результата;

      -  проявление   на   занятиях   дисциплинированности,   ответственности,  

культуры поведения;

      - умение работать в коллективе, проявление коммуникативных умений и навыков.

      Диагностика         эффективности          образовательного         процесса  осуществляется в течение всего срока реализации программы. Это помогает  своевременно     выявлять     пробелы    в   знаниях,   умениях     обучающихся,  планировать коррекционную работу,  отслеживать динамику развития детей. Для    оценки     эффективности       образовательной      программы      выбраны  следующие      критерии,    определяющие       развитие    интеллектуальных     и  технических  способностей  обучающихся:  развитие    памяти,  воображения, образного,   логического       и  технического    мышления.     Итоговая    оценка  развития личностных качеств воспитанника производится по трѐм уровням:  

      -   «высокий»:     положительные      изменения     личностного     качества  воспитанника     в  течение    учебного   года   признаются     как  максимально  возможные для него;

      - «средний»: изменения произошли, но воспитанник потенциально был  способен к большему;  

      - «низкий»: изменения не замечены.  

      Результатом   усвоения   учащимися   программы   по   каждому   уровню  программы являются: устойчивый интерес к занятиям по НТМ, сохранность  контингента    на  протяжении  3-х  лет  обучения,  результаты  достижений  в  соревнованиях,   выставках   и   конкурсах   внутри   объединения,   областных  конкурсах-выставках.  

                               

                                     Формы и методы контроля

                                       1-й год обучения

Сроки

Какие знания, умения и навыки  контролируются

Форма контроля

Методы контроля

Знания

Начало года

Текущий (по мере изучения материала)

Середина года

1.Технология изготовления моделей методом сгибания из бумаги и картона

2.Судо-,   авиа-, автостроительная терминология.

3.Технология изготовления плоских и объёмных моделей.

Изготовление моделей из бумаги и картона в соответствии с технологией.

Знание специализированных названий деталей.

Знание технологии изготовления контурных моделей.

Наблюдение, контрольные работы, опрос, тестирование.

Опрос, тестирование

Наблюдение

Умения

Начало года

Начало года

Середина и конец года

Текущий (по мере готовности моделей)

1.Разметка: точность и правильность.

2.Изготовление деталей моделей по шаблону.

3.Изготовление деталей по эскизу и чертежу.

4.Окраска

Умение работать с чертёжными инструментами, точность разметки деталей.

Работа с шаблонами деталей моделей.

Умение вычерчивать детали по эскизу, точность изготовления деталей и сборки.

Умение окрасить детали модели кистью.

Наблюдение, контрольное задание.

Наблюдение.

Наблюдение, контрольное задание.

Наблюдение.

Навыки

Текущий

Текущий (по мере изучения материала)

Постоянно

Итоговый (в конце года)

1.Работа ручным инструментом.

2.Качество изготовления деталей и модели в целом.

3.Самостоятельность в работе. Самоконтроль.

4.Участие в конкурсах и выставках

Правильность работы инструментами. Техника безопасности при работе.

Навыки работы чертёжным, ручным и др. инструментом, качество изготовления деталей и моделей.

Умение организовывать рабочее место, соблюдение правил техники безопасности, сообразительность, творческий подход к работе.

Результативность участия в выставках и конкурсах.

Наблюдение.

Наблюдение, контроль за работой.

Наблюдение.

Грамоты.

                     

                                   2-й  год обучения

Сроки

Какие знания, умения и навыки  контролируются

Форма контроля

Методы контроля

Знания

Начало года

Текущий (по мере изучения материала)

1.Технологии, применяемые при изготовлении корпусов и деталей моделей.

2.Устройство технических объектов

Изготовление моделей из бумаги и картона в соответствии с технологией.

Знание названий и назначение деталей технических объектов.

Наблюдение

Опрос

Умение

Начало года

Середина года

Текущий (по мере готовности моделей)

Коней года

1. Изготовление корпуса модели

2.Изготовление деталей модели.

3.Окраска.

4.Подготовка модели к выставкам и конкурсам. Составление паспорта модели

Умения в постройке корпуса модели: работа с теоретическим чертежом, чертёжным инструментом, точность разметки и изготовления деталей модели.

Умения работы с чертежом и эскизами деталей насыщения: правильность и точность.

Умения в окраске корпуса и деталей кистью.

Умение подготовить модель к выставкам и конкурсам.

Наблюдение, контроль за работой.

Наблюдение, контроль за работой.

Наблюдение, контроль за работой.

Наблюдение.

Навыки

Текущий

Постоянный

Постоянный

Итоговый (в конце года)

1.Работа с ручным инструментом

2.Качество изготовления деталей и модели в целом

3.Самостоятельность в работе. Самоконтроль.

4.Участие в выставках и конкурсах.

Правильность работы инструментами. Техника безопасности при работе.

Навыки качественного изготовления деталей и модели.

Умение организовывать рабочее место, соблюдение правил техники безопасности, сообразительность, творческий подход к работе.

Результативность участия в выставках и конкурсах.

Наблюдение.

Наблюдение, контроль за работой.

Наблюдение.

Протоколы выставок, дипломы, грамоты

                                             3-й год обучения

Сроки

Какие знания, умения и навыки  контролируются

Форма контроля

Методы контроля

Знания

Начало года

Текущий (по мере усложнения материала)

1.Теоретические

2.Устройство технических объектов

Теоретический чертёж. Основы теории судо-, авто, авиастроения, технология изготовления моделей.

Знание названий и назначение деталей технических объектов.

Наблюдение, опрос

Опрос, использование терминов в работе.

Умение

Постоянный

Текущий (по мере готовности моделей)

Итоговый (в конце года)

1.Качественное изготовление моделей.

2.Окраска.

3.Подготовка к выставкам и конкурсам моделей.

Умения изготовлении корпуса и деталей модели, работа с чертежами.

Окраска моделей кистью.

Умение подготовить модель к выставкам и конкурсам.

Наблюдение, контроль за работой.

Наблюдение, контроль за работой.

Наблюдение.

Навыки

Постоянный

Постоянный

Итоговый (в конце года)

1.Работа с ручным инструментом

2.Самостоятельность в работе. Самоконтроль.

3.Участие в выставках и конкурсах

Правильность работы инструментами. Техника безопасности при работе.

Умение организовывать рабочее место, соблюдение правил техники безопасности, сообразительность, творческий подход к работе.

Результативность участия в выставках и конкурсах.

Наблюдение.

Наблюдение.

Протоколы выставок, дипломы.

                                    Учебно - тематический план

1-й год обучения

№ п/п

Раздел, тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Основы моделирования и конструирования

10

6

4

1.1.

Вводное занятие

2

1

1

1.2.

Материалы и инструменты

2

1

1

1.3.

Знакомство с технической деятельностью человека

2

2

-

1.4.

Знакомство с некоторыми условными обозначениями графических изображений

4

2

2

2.

Первые модели

50

       10

40

2.1.

Техника «Оригами»

- технология сгибания и складывания бумаги;

- выполнение моделей наземного транспорта;

- выполнение моделей воздушного транспорта;

-выполнение моделей водного транспорта;

10

16

14

10

       2

          2

          2

        2

       8

      14

     12

       8

2.2.

Конструирование макетов и моделей технических объектов и игрушек из плоских деталей

- технология работы с бумагой по шаблонам;

- технология сборки плоских деталей;

- выполнение моделей наземного транспорта

- выполнение моделей воздушного транспорта

-выполнение моделей водного транспорта

60

16

44

2.3.

Конструирование макетов и моделей технических объектов и игрушек из объёмных деталей

- конструирование моделей и макетов технических объектов из готовых объёмных форм;

- конструирование моделей и макетов технических объектов из объёмных форм с добавлением дополнительных деталей, необходимых для конкретного изделия;

- конструирование моделей и макетов технических объектов из объёмных деталей, изготовленных на основе простейших развёрток;

- изготовление упрощённой модели автомобиля.

48

12

14

14

8

6

2

2

2

-

42

10

12

12

8

2.4.

Работа с наборами готовых деталей

- Ознакомление с деталями набора;

- Сборка макетов и моделей по образцу;

- Сборка макетов и моделей по рисунку- схеме;

- Сборка макетов и моделей по собственному замыслу.

24

6

8

4

6

4

         2

2

1

1

20

4

6

3

7

3.

Творческие проекты

-основные этапы разработки проекта, выбор тематики и технологий выполнения проектных работ;

-выполнение проектов;

- оформление работ;

-защита проектов

-оформление итоговой выставки  работы объединения.

22

2

10

2

2

2

2

2

-

-

-

-

20

-

12

2

2

2

4.

Заключительное занятие.

Подведение итогов и анализ работы за год

2

2

-

ИТОГО:

216

42

174

Содержание деятельности

1-й год обучения

1. Основы моделирования и конструирования

  1. 1. Вводное (организационное) занятие.

Знакомство с правилами поведения в объединении. Задачи и  содержание занятий по техническому моделированию в текущем году с учётом конкретных условий и интересов учащихся. Расписание занятий, техника безопасности при работе в объединении.

Практическая работа.

Изготовление изделий на тему «Моя любимая поделка» с целью выявления интересов обучающихся. Игры с поделками.

1.2. Материалы и инструменты.

Некоторые элементарные сведения о производстве бумаги, картона, об их видах, свойствах и примени. Простейшие опыты по испытанию различных образцов бумаги на прочность и водонепроницаемость.

Инструменты ручного труда и некоторые приспособления (нож, ножницы с круглыми концами, шило, игла, линейка, угольник, кисти и д.р.)

1.3. Знакомство с технической деятельностью человека.

Беседа о техническом конструировании и моделировании как о технической деятельности. Общие элементарные сведения о технологическом процессе, рабочих операциях. Просмотр журналов и фотографий, где обучающиеся могут познакомиться с технической деятельностью человека.

1.4. Знакомство с некоторыми условными обозначениями графических   изображений.

Условные обозначения на графических изображениях – обязательное правило для всех. Знакомство в процессе практической работы с условным обозначением линии видимого контура (сплошная толстая линия). Знакомство в процессе практической работы с условным изображением линии сгиба и обозначением места для клея.

Практическая работа.

Изготовление моделей различных самолётов из плотной бумаги (разметка по шаблону), где на выкройке модели присутствует линия сгиба, а по краю – линия видимого контура. Изготовление упрощённых моделей транспорта.

2. Первые модели

2.1.  Техника «Оригами»

Сгибание – одна из основных рабочих операций в процессе практической работы с бумагой. Определение места нахождения линии сгиба в изображениях на классной доске, на страницах книг и пособий. Правила сгибания и складывания.

Практическая работа.

Изготовление моделей путём сгибания бумаги: модели наземного и воздушного транспорта. Игры и соревнования.

2.2. Конструирование и моделирование макетов и моделей технических объектов и игрушек из плоских  деталей.

Совершенствование способов и приёмов работы по шаблонам. Разметка и изготовление отдельных деталей по шаблонам и линейке. Деление квадрата, прямоугольника и круга на 2, 4 (и более) равные части путём сгибания и резания. Деление квадрата и прямоугольника по диагонали путём сгибания и резания. Соединение (сборка) плоских деталей между собой: а) при помощи клея; б) при помощи щелевидных соединений «в замок»; в) при помощи «заклёпок» из мягкой тонкой проволоки.

Практическая работа.

Конструирование из бумаги и тонкого картона моделей технических объектов – транспорт водный, воздушный, наземный. Окраска модели.

2.3. Конструирование и моделирование макетов и моделей технических объектов и игрушек из объёмных деталей.

Конструирование моделей и макетов технических объектов:

 а) из готовых объёмных форм;

б) из объёмных форм с добавлением дополнительных деталей, необходимых для конкретного изделия;

в) из объёмных деталей, изготовленных на основе простейших развёрток .

Практическая работа.

Изготовление упрощённой модели автомобиля. Окраска модели. Игры и соревнования с моделями.

2.4. Работа с наборами готовых деталей.

- Ознакомление с деталями набора. Название и назначение входящих в конструктор деталей. Способы и приёмы соединения деталей.

Практическая работа.

Выполнение соединений различных деталей конструктора.

- Сборка макетов и моделей по образцу.

Знакомство с последовательностью и технологией сборки предложенной модели.

Практическая работа.

Выполнение сборки макетов и моделей конструктора по предложенному образцу.

- Сборка макетов и моделей по рисунку- схеме.

Знакомство с основными принципами и технологией сборки макетов и моделей по рисунку- схеме.

Практическая работа.

Выполнение сборки макетов и моделей конструктора по рисунку- схеме.

- Сборка макетов и моделей по собственному замыслу.

Знакомство с основными принципами и технологией сборки макетов и моделей по собственному замыслу.

Практическая работа.

Выполнение сборки макетов и модлей конструктора по собственному замыслу.

3.Творческие проекты

-основные этапы разработки проекта, выбор тематики и технологий выполнения проектных работ;

-выполнение проектов;

- оформление работ;

-защита проектов

-оформление итоговой выставки  работы объединения.

Банк проектов:

- модель «Космическая паутинка»;

- модель «Робот»;

- модель «Автомобиль моей мечты»;

- модель «Многоэтажный дом»;

- модель «Жираф»;

- модель «Человечек»;

- модель «Гусеница»;

- модель «Гусеничный трактор"

4.Заключительное занятиеПодведение итогов и анализ работы за год. Планы на следующий год обучения.

2-й год обучения

№ п/п

Раздел, тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Основы конструирования

8

4

4

1.1.

Вводное занятие

2

2

-

1.2.

Первоначальные графические знания и умения. Умение пользования  чертёжным инструментом.

6

2

4

2.

Постройка моделей

40

10

30

2.1.

Конструирование макетов и моделей технических объектов и игрушек из плоских деталей

- технология работы изготовления модели из плоских деталей;

 - изготовление модели «Космонавт»;

- изготовление модели «Грузовик»;

- изготовление модели «Вертолёт»;

16

4

4

4

4

4

1

1

1

1

12

3

3

3

3

2.2.

Постройка простых объёмных моделей по шаблонам и готовым выкройкам

- технология изготовления моделей из бумаги и картона

- изготовление сложных геометрических фигур из бумаги

- построение выкроек деталей

- сборка отдельных узлов и деталей в единое целое

- изготовление и установка деталировки

- окраска и отделка деталей модели

- сборка модели

- Изготовление коллективной модели «Танковое сражение»

46

6

4

6

8

6

16

6

2

2

2

40

4

4

4

6

6

16

2.3.

Постройка сложных объёмных моделей

-изготовление моделей из готовых геометрических форм;

- постройка моделей наземного транспорта

-постройка моделей воздушного транспорта

-изготовление модели движущегося человечка;

- изготовление моделей домашней мебели;

- изготовление моделей художественных образов.

48

6

8

8

8

8

10

8

2

2

2

2

40

4

6

6

6

8

10

3.

Изготовление моделей из деталей конструктора.

- постройка моделей наземного транспорта;

-постройка моделей воздушного транспорта;

- постройка моделей водного транспорта;

20

8

6

6

3

1

1

1

17

7

5

5

4.

Творческие проекты

-выбор идей, выбор тематики, формирование творческих групп для выполнения коллективных проектов и индивидуальное выполнение проектов;

- выполнение проекта;

- защита проекта;

-оформление итоговой выставки работы объединения

28

4

16

4

4

2

2

26

2

16

4

         4

4.

Заключительное занятие

Подведение итогов и анализ работы за год

2

2

-

ИТОГО:

216

43

173

Содержание деятельности

2-й год обучения

1.Основы конструирования

1.1.Вводное (организационное) занятие.

Знакомство с правилами поведения в объединении. Анализ работ выполненных летом. Знакомство с планом работы. Расписание занятий, техника безопасности при работе в объединении.

1.2.Первоначальные графические знания и умения. Умение пользоваться чертёжным инструментом.

           Закрепление и расширение знаний о некоторых чертёжных инструментах и принадлежностях: линейка, угольник, циркуль, карандаш, чертёжная ученическая доска. Их назначение, правила пользования и правила безопасной работы. Способы и приёмы построения параллельных и перпендикулярных линий с помощью двух угольников и линейки. Приёмы работы с циркулем и измерителем. Условные обозначения на графическом изображении такие, как линия невидимого контура, осевая или центровая линия, сплошная тонкая, (вспомогательная, размерная) линия, диаметр, радиус. Расширение и закрепление знаний об осевой симметрии, симметричных фигурах и деталях плоской формы. Увеличение и уменьшение изображений плоских деталей при помощи клеток разной площади.

Практическая работа.

Изготовление из плотной бумаги и тонкого картона самолётов, кораблей, автомобилей с применением знаний об осевой симметрии, уменьшении увеличении выкройки по клеткам.

2.Постройка моделей

2.1.Конструирование и моделирование макетов и моделей технических объектов и игрушек из плоских деталей.

Технология работы изготовления модели из плоских деталей. Изготовление моделей: «Космонавт», «Грузовик», «Вертолёт».

Практическая работа.

Изготовление из плотной бумаги и тонкого картона самолётов, кораблей, автомобилей с применением знаний об осевой симметрии, уменьшении увеличении выкройки по клеткам.

2.2.Постройка простых объёмных моделей по шаблонам и готовым выкройкам.

Знакомство с технологией изготовления моделей из бумаги и картона.

Изготовление сложных геометрических фигур из бумаги, построение выкроек деталей, сборка отдельных узлов и деталей в единое целое.

Изготовление и установка деталировки. Окраска и отделка деталей модели.

Сборка модели.

Изготовление коллективной модели «Танковое сражение»

2.3. Постройка сложных объёмных моделей

Изготовление моделей из готовых геометрических форм.

Постройка моделей наземного и воздушного транспорта.

Изготовление моделей художественных образов.

3. Изготовление моделей из деталей конструктора.

Беседа о возможностях и разнообразии конструкторов (метталический, деревянный, магнитный, конструктор из многоугольников, пластмассовый: «Лего», «Брики».)

Практическая работа.

- Сборка макетов и моделей по образцу.

- Сборка макетов и моделей по рисунку- схеме.

- Сборка макетов и моделей наземного, воздушного и водного транспорта по собственному замыслу.

3. Творческие проекты

-выбор идей, выбор тематики, формирование творческих групп для выполнения коллективных проектов и индивидуальное выполнение проектов;

- выполнение проекта;

- защита проекта.

Банк проектов:

- модель «Автобус»;

- модель «Грузовик»;

- модель автомобиль «Жигули»;

- модель «Танк»;

- модель «Ракета»;

- модель «Паровоз»;

- модель «Космический корабль»;

- модель «Гусеничный трактор"

- коллективный проект «Автопарк»;

- коллективный проект «Космическая станция»;

- коллективный проект « Виды спорта».

5.Заключительное занятие

Подведение итогов и анализ работы за год. Планы на следующий год обучения.

   3-й год обучения

№ п/п

Раздел, тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Введение

Вводное занятие

2

2

-

2.

Постройка моделей

2.1.

Постройка сложных объёмных моделей с самостоятельно разработанными элементами по чертежам и эскизам  

180

24

156

2.2.

Подготовка моделей к выставкам и конкурсам

8

-

8

3.

Выставки

Участие в выставках и конкурсах на уровне города, области, России

24

-

24

4.

Заключительное занятие

Подведение итогов и анализ работы за год

2

2

-

ИТОГО:

216

28

188

                                 3-й год обучения

1.Введение

Вводное (организационное) занятие.

Знакомство с правилами поведения в клубе и кружке. Знакомство с планом работы, распределение подобранных к изготовлению моделей с учётом конкретных условий и интересов учащихся. Расписание занятий, техника безопасности при работе в кружке.

2.Постройка моделей

2.1.Постройка объёмных моделей.

Построение моделей из альбомов, по самостоятельно построенным выкройкам по чертежам и эскизам. Технологии изготовления корпуса моделей, надстроек и деталировки из бумаги и картона. Использование других материалов (рейки, фанера, проволока, нитки и др.) для улучшения внешнего вида модели.

Практическая работа.

Построение выкроек деталей. Сборка отдельных узлов и деталей в единое целое. Изготовление и установка деталировки. Окраска и отделка деталей модели. Сборка модели.

2.2.Подготовка моделей к выставкам и конкурсам.

Ознакомление с правилами проведения выставок и конкурсов. Составление презентации модели (домашнее задание с родителями)

Практическая работа. 

Составление паспорта модели.

3.Выставки

Участие в выставках и конкурсах на уровне города, области, России.

4.Заключительное занятие

Подведение итогов и анализ работы за год.

                          Литература для педагога.

1.Закон    Российской Федерации «Об образовании» (с изменениями и

дополнениями)

2.Конституция РФ.

3.Конвенция ООН о правах ребёнка.

4.Федеральная программа образования на 5 лет.

5.Андрианов П.М. Техническое творчество учащихся. Пособие для учителей

и руководителей кружков. - М.: «Просвещение», 1986.

6.Архипова Н.А.  Методические рекомендации.      М.:  Станция  юных

техников им. 70-летя ВЛКСМ, 1989.

7.Боровков   Ю.А.   Технический   справочник   учителя   труда.        М.:

«Просвещение», 1971.

8.Журавлёва А.П., Болотина Л.А. Начальное техническое моделирование:

Пособие для учителей  нач.  классов     по  внеклассной работе.      М.:

Просвещение, 1982.

9.Заворотов В.А. От идеи до модели. - М.: «Просвещение», 1988.

10.Тимофеева М.С. Твори, выдумывай, пробуй. - М.: «Просвещение», 1981.

11.Кравченко А.С., Шумков Б.М. Новые самоделки из бумаги. 94 современные модели. - М.: Лирус, 1995.  

12.Майорова И.Г. ; Романина В.И. . Дидактический материал по трудовому обучению 1 кл.  Пособие для учащихся нач. шк. М.:  Просвещение, 1986 – 96 с.  ил.    

13.Программы  для внешкольных учреждений  и         общеобразовательных

школ. Техническое творчество учащихся. М.: Просвещение ,  1988 .

14.Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования: учебное пособие для студ. учреждений  сред. проф. Образования / В.П. Голованов- М.: Гуманитар. изд. центр  ВЛАДОС, 2004.  

15.Дополнительное образование детей: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений  / Под  ред. О.Е. Лебедева. – М.: Гуманитар. изд. центр  ВЛАДОС , 2003.    

16.Методист. Научно -  методический журнал . № № 1,2,3,4,5     2008.  

17.Бюллетень программно – методических материалов для учреждений дополнительного образования детей (региональный опыт) . № №  1,2,З      2008.

18.Проснякова Т.Н. Технология. Уроки мастерства: Учебник для третьего класса.- 3-е изд., испр. и доп. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2008. – 120 с.

19. Крулехт М.В., Крулехт А. А. Самоделкино. Методическое пособие для педагогов ДОУ. – СПб.: «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2004. – 112 с.

20. Цирулик Н. А., Проснякова Т. Н. Уроки творчества: Учебник для второго класса. 3-е изд., исправленное.- Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2006.- 112 с.

21. Цирулик Н. А., Проснякова Т. Н. Умные руки. Учебник для 1-го класса. – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2005. – 80 с.

22. Чернова Н. Н. Волшебная бумага. – М.: АСТ, 2005. – 207с.

                             Литература для обучающихся

  1. Загайкевич Д.Н. Общее устройство судна. – Л.: «Судпромгиз», 1956.
  2. Журнал «Моделист – конструктор» М.: 1973 – 2005 гг.
  3. Кравченко А.С., Шумков Б.М. Новые самоделки из бумаги. 94 современные модели. – М.: Лирус, 1995.
  4. Лагутин О.В. Самолёт на столе. – М.: Изд-во ДОСААФ, 1988.
  5. Целовальников А. С. Справочник судомоделиста. –  М.: ДОСААФ, 1978, 1981, 1983 гг, ч. 1, 2, 3

6. . Цирулик Н. А., Проснякова Т. Н. Уроки творчества: Учебник для второго класса. 3-е изд., исправленное.- Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2006.- 112 с.

7. Проснякова Т.Н. Технология. Уроки мастерства: Учебник для третьего класса.- 3-е изд., испр. и доп. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2008. – 120 с.

8. Цирулик Н. А., Проснякова Т. Н. Умные руки. Учебник для 1-го класса. – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2005. – 80 с.