Общеразвивающая программа «Начальное техническое моделирование и конструирование». Составитель педагог дополнительного образования Тогмитов Жаргал Батоевич
рабочая программа

Тогмитов Жаргал Батоевич

Актуальность и целесообразность образовательной программы

обосновывается  острым  востребованием научно-технических, инженерных и технических кадров для прогрессирующего развития экономики страны.  Техническая направленность программы   предусматривает удовлетворение интереса к технике и техническим знаниям, воспитание упорства в достижении творческих целей, развитие трудовых навыков, технического кругозора, обучение конструктивному мышлению, разъяснение значимости и престижности политехнических профессий в современном обществе. Программа  ориентирована на учащихся 3-8 классов, с учетом подростковых особенностей этого возраста. В этом возрасте происходит формирование основных качеств подростка, которые в дальнейшем определяют черты характера, это пора стремлений  к  достижению  знаний, умений, навыков, пора интенсивного духовного и физического развития  всего, что  формирует социально-активного члена общества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Администрация муниципального образования «Баргузинский район»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ «БАРГУЗИНСКИЙ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

            Рассмотрена:                                    Согласована:                                                    УТВЕРЖДАЮ:

на заседании мет.совета                  председатель профкома                           директор МБУДО «Баргузинский

                                                                                                                                             дом детского творчества

Протокол №___________              __________Позднякова И.В.              _______________Федотова Р.Н.

«____»_________20    года          «____»______________20    года                 «____»_____________20   года

Дополнительная  общеобразовательная

(общеразвивающая) программа

технической   направленности

«Начальное техническое моделирование и конструирование»

Возраст обучающихся: 7-17 лет

Срок реализации: 3 года

          Автор –  составитель:

Тогмитов Жаргал Батоевич,

педагог дополнительного образования

                                               

с. Баргузин, 2025г.

                                                 Оглавление

  1. Комплекс основных характеристик дополнительной

общеразвивающей программы

  1.     Пояснительная записка                                                                      
  2. Цель, задачи, ожидаемые результаты                                          
  3. Содержание программы                                                              
  1. Комплекс организационно педагогических условий
  1. Календарный учебный график                                                      
  2. Условия реализации программы                                                  
  3. Формы аттестации                                                                          
  4. Оценочные материалы                                                                  
  5. Методические материалы                                                              

3. Воспитательная деятельность

4.Список литературы                    

                                                   

1.Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

1.1. Пояснительная записка

 Нормативные правовые основы разработки ДООП:

  •  Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (статья 75, пункт 2) «Об образовании в РФ» https://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/75/
  • Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403709682/
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 ".

https://docs.cntd.ru/document/420207400 

  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;

https://rg.ru/documents/2015/06/08/vospitanie-dok.html

  • Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». https://summercamps.ru/wp-content/uploads/documents/document__metodicheskie-rekomendacii-po-proektirovaniyu-obscherazvivayuschih-program.pdf
  • Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"// Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №2. https://укцсон.рф/upload/documents/informatsiya/organizatsiya-otdykha-i-ozdorovleniya-detey/3.%20%D0%A1%D0%9F%202.4.3648-20.pdf
  • Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020г. № ВБ – 976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий»

https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73931002/

  • Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”
  • https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405245425/ 
  • Положение о дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе МБУДО «Баргузинский дом детского творчества»  Приказ № 25, от 31.05.2023г.

Пояснительная записка.

Направленность

Дополнительная общеразвивающая программа «Начальное техническое моделирование и конструирование» относится к технической направленности и разработана для детей, проявляющих интерес и способности к моделированию так и для детей, которым сложно определиться в выборе увлечения.

Новизна программы состоит в комплексном подходе изучения технического конструирования авто-, авиа- и судомоделей, четкого ориентирования на учебно- исследовательскую деятельность обучающихся и целенаправленного развития творческих, дизайнерских возможностей детей. Данная программа предоставляет возможность познакомиться с основами конструирования и моделирования, приучает ребят самостоятельно решать технические задачи и одновременно проблемы художественно-эстетической направленности, плавно подводит к исследовательской деятельности. В соответствии с этим в программе заложено значительное количество практических часов, разделы программы спланированы с учетом упора на самостоятельную работу обучающихся.

Актуальность программы заключается в потребности детей в моделировании и конструировании. Программа, прежде всего, служит для развития у ребенка образного и элементов наглядно-схематического мышления, формировании у него представлений о целостном образе предмета. Так как ребенок, создавая конструкцию, т.е. модель какого- либо реального объекта, начинает совершенно иначе воспринимать сам предмет, качество его восприятия неизмеримо возрастает. С дидактической точки зрения проектирование, конструирование и изготовление технического устройства – это применение своих знаний на практике, развитие самостоятельности мышления, любознательности и инициативы. Важную роль        в        формировании        творчества        играют        специфические        виды        детской технической деятельности, к которым относится техническое конструирование.

Педагогическая целесообразность программы «Начальное техническое моделирование и конструирование» в том, что дети знакомятся с миром конструирования авто, авиа, судомоделей. Трехгодичный курс обучения строится на основе принципа последовательного углубления знаний и формирования устойчивого умения в самостоятельном выполнении мини - моделей, начиная от задумки до авторского дизайна. Любое моделирование невозможно без базовых знаний черчения, поэтому в начале курса учащиеся знакомятся с графической грамотой, одновременно выполняют работу по моделированию, изготавливая макеты из объемных деталей по шаблонам и по образцу. Учащиеся учатся работать с предложенными инструкциями, формируется умение сотрудничать с партнером, работать в коллективе. Далее учащиеся прошедшие первую ступень обучения и получившие первоначальные навыки в конструирования начинают самостоятельно проектировать и создавать свои модели эстетически их оформляя. Позднее в деятельность учащихся вводится исследовательский метод, посредством которого активизируется познавательная деятельность ребят. Программным курсом предполагается, что учащиеся самостоятельно будут изучать дополнительную литературу, проводить исследовательскую работу по структуре строения авто-, авиа-, судомоделей. В  процессе обучения активно используются проблемные методы обучения (метод «проб и ошибок» и «мозговой штурм»). Большое внимание уделяется решению технических задач на доконструирование (доработку и поиск отсутствующего звена или узла устройства). Таким образом, техническое моделирование имеет большое значение не только для трудового обучения, но и для нравственного воспитания подрастающего поколения.

В конце учебного года ребята защищают проекты, и демонстрируют свою практическую работу на выставках. Результатом деятельности является приобретенный опыт самостоятельной и творческой работы, опыт сбора и систематизации материала в ходе исследований. Кроме этого, реализация этого курса в рамках дополнительного образования помогает развитию коммуникативных навыков за счет активного взаимодействия детей в ходе групповой проектной деятельности.

Педагогическая целесообразность программы заключается и в раскрытии индивидуальных способностей ребенка не только в сфере моделирования, но и в творческом подходе к любому виду деятельности, в повышении самооценки. В процессе волевого действия формируются определённые качества, такие как аккуратность, находчивость, умение самостоятельно принимать технические и творческие решения. Все это происходит при соблюдении принципов дидактики: сознательности и активности, систематичности и последовательности, доступности и научности.

Основная цель программы: Развитие творческих способностей через приобщение к начальному техническому моделированию и конструированию.

Задачи:

Обучающие:

  • Научить детей технологии изготовления макетов и моделей машин;
  •         сформировать систему конструкторских знаний, умений и навыков из области начального технического моделирования;
  • выработать технологические умения и навыки работы с простейшими инструментами по обработке различных материалов;
  • формировать умение организовывать свою деятельность и находить информацию в разных источниках;
  • познакомить с миром профессий, связанных с техническим моделированием.

Развивающие:

  • Способствовать развитию различных видов мышления (теоретического, логического, абстрактного, системного и др.);
  •         развивать потребности в самообразовании, накапливать опыт познавательной деятельности;
  • развивать общие и специальные способности.

Воспитательные:

  • Воспитывать добросовестное отношение к труду, потребность в нем, ответственность и чувство долга;
  • создать условия для самоутверждения через участие в техническом творчестве;
  • формировать активную жизненную позицию.

Отличительная особенность данной программы состоит в том, что объединяет в себе обучение ребят построению различных моделей машин, судов и самолетов с тем, чтобы каждый мог выбрать своѐ направление в занятиях моделизмом, и рассчитана, кроме того, на подготовку моделистов-спортсменов. Предлагаемая программа, в качестве мотивирующего фактора в занятиях моделизмом, предусматривает постройку учащимися действующих моделей, участвующих в конкурсах, выставках и соревнованиях и конструктивно обеспечивающих стабильность траектории движения; ходкость, маневренность и устойчивость корабля на воде; дальности полета и маневренности, а также точности, качества изготовления моделей. Программа личностно-ориентирована и составлена так, чтобы каждый учащийся имел возможность свободно выбрать конкретный объект работы, наиболее интересный и приемлемый для него на различных этапах обучения. Программа носит вариативный характер, может быть дополнена или частично изменена.

Возраст детей

Согласно большинству программ по начальному моделированию, обучение должно начинаться с 10-ти лет. К этому возрасту, в силу сложившихся обстоятельств, ребята имеют различный уровень подготовки к техническому творчеству. Вследствие этого некоторые ребята в ходе обучения начинают отставать, это ранит их самолюбие, у них появляется чувство досады, неудовлетворенности. Интерес к творчеству у них может угаснуть, и они прекратят посещать занятия. К тому же различный уровень подготовки затрудняет работу педагога: времени на индивидуальную работу с каждым моделистом не хватает, т. к. слабые ребята требуют к себе большего внимания. Сегодня наблюдается пробуждение интереса к техническому творчеству с более раннего возраста. Принимая во внимание перечисленные причины, было принято решение набирать в мастерскую по начальному моделированию ребят с 7 лет. Выравнивая для ребят стартовые условия, можно получить в результате более высокий уровень знаний, умений и навыков обучающихся, повысить наполняемость объединения.

Сроки реализации программы.

Программа «Начальное техническое творчество» - модифицированная, и при составлении программы использован опыт руководителей авто, авиа, судомодельных объединений: Крылова Ю.Н., Козловского В.С., Щетанова Б.В., а также современные источники информации: электронные журналы и сайты тематической направленности.

Программа составлена на 3 года обучения с последовательным усложнением заданий, и предусмотрена для обучения детей школьного возраста от 7 до 17 лет. Набор в группы свободный, состав групп является постоянным, количество обучающихся в группе для 1года – 12-13 человек, второго и последующего – 8-10 человек.

Формы и режим занятий.

Занятия проводятся по 2 часа.

Для первого года обучения 4 часа в неделю: 2 занятия по 2 часа. Для второго года обучения 6 часов в неделю: 2 занятия по 3 часа. Для третьего года обучения 6 часов в неделю: 2 занятия по 3 часа.

Основной формой организации учебно-воспитательной работы в техническом моделировании является занятие. Известны четыре формы ведения занятий: групповая (фронтальная), звеньевая, бригадная и индивидуальная. В той или иной мере в моделировании можно использовать их все.

Однако для каждого года занятий наиболее целесообразна своя, конкретная форма, которая и принимается за основную. Для групп 1-го года наиболее оправдана фронтальная форма организации работы. При такой форме занятий все дети одновременно выполняют одно и то же задание, т.е. каждый член объединения изготовляет модель из заранее намеченных материалов по заранее разработанному чертежу, в определенной последовательности. Объяснения преподавателя относятся ко всем кружковцам и воспринимаются ими одновременно. Фронтальная форма работы должна быть принята основной при ведении занятий в группе 1-го года обучения.

В группе 2-го года наиболее целесообразно сочетание фронтальной и индивидуальной форм работы. При этом каждый кружковец изготавливает модель индивидуально. Фронтальность же достигается подбором моделей хотя и разных классов, но примерно одинаковых по сложности их изготовления. Это позволяет проводить теоретические и большинство практических занятий одновременно всем объединением. На втором году занятий продолжается изучение устройства технических объектов, таких как: самолёт, корабль, наземная техника, осваиваются технологии изготовления объёмных моделей и их деталей, а так же обучающиеся знакомятся с теорией движения технических объектов: как и почему плавает судно, летают самолёты и т. д. Основное внимание в программе уделено практической работе. Практические задания подобраны разной степени сложности. На практических занятиях идет отработка умений, навыков работы с инструментами и материалами при изготовлении авто-, авиа-, судомоделей, а также отработка умения применять полученные навыки для решения практических задач. Подбор моделей для изготовления производится с учетом интересов и способностей учащихся, проявленных ими на первом году обучения. Важно организовать работу учащихся таким образом, чтобы она способствовала не только углублению и закреплению их знаний, умений и навыков, но и умения самостоятельно планировать свою работу, способности к самооценке и самоконтролю.

Для реализации поставленных задач немалую роль играет умение педагога осуществлять связь обучающего и воспитательного процесса с семьей. Участие родителей обучаемого в организации и проведении выставок работ мотивирует ребенка к дальнейшей более активной деятельности.

Во время выполнения учебных заданий предусматривается сообщение учащимся сведений по материаловедению, устройству и техническим характеристикам машин, судов и самолетов, моделированию, осуществляется профориентационная работа, знакомятся с историей развития авиации, флота, бронетанковой техники. Учащиеся должны знать и строго соблюдать правила безопасности при обработке различных конструкционных материалов.

Группа третьего года формируется из ребят, прошедших обучение по плану второго года обучения, и ребят 13-14 лет, вновь поступивших и имеющих достаточные навыки в техническом творчестве.

К работе в кружке дети приступают после проведения руководителями соответствующего инструктажа по правилам техники безопасной работы каким-либо инструментом или приспособлением.

В процессе реализации данной программы предусмотрено использование следующих методов:

  • наблюдение;
  • беседа;
  • лекция;
  • анкетирование (проводится с целью выявления отношений учащихся к занятиям объединения по моделированию);
  • тестирование (проводится с целью выявления: склонностей учащихся к моделированию; статуса ученика в группе и в классе; самооценки; мотивации; познавательных интересов в связи с задачами профориентации);
  • экскурсия (в пожарную часть, с целью ознакомления с машинами спец.назначения);
  • практическая работа по конструированию и моделированию.

Чтобы добиться в своей работе предполагаемых результатов, при выполнении учебной программы используются следующие методы обучения:

  • объяснительно-иллюстративный: при нем педагог, проводя беседы, рассказывает и показывает на схемах, чертежах, макетах и моделях новый материал;
  • репродуктивный: при использовании этого метода ребята изготавливают модель, деталь модели по образцу (делай, как я);
  • диалогический: применение этого метода предусматривает диалог между педагогом и учащимся, обеспечивает более прочное усвоение знаний, путем обсуждения возникающих проблем при постройке модели;
  • частично-поисковый: обучающиеся совместно с педагогом проводят поиск новых решений, это может быть технология, новые материалы, применяемые в практической работе, выбор способа изготовления деталей и т. д. При реализации программы применяются разнообразные формы контроля: проведение открытых занятий, выставок, конкурсов, соревнований, викторин, игр-путешествий, ролевых игр, тесты, тренировки, постоянный контроль над успеваемостью в школе.

Высшей оценкой успехов являются итоги соревнований, показательных выступлений, конкурсов. Соревнования и связанные с ними процессы играют важную роль в общении и дружбе детей, формируют идеи коллективизма, патриотизма, позволяют выявить индивидуальные качества, присущие лидеру.

Успешное проведение занятий достигается с соблюдением основных дидактических принципов: систематичности, последовательности, наглядности и доступности, при этом учитываются возрастные и индивидуальные особенности ребенка. По мере накопления знаний и практических умений по моделированию педагог привлекает обучающихся самостоятельно проводить анализ моделей, участвовать в проектной деятельности и защите своих проектов. При анализе модели и защите проекта от обучающихся требуется применение  правильной  технической  терминологии.  Анализ  модели  позволяет

воспитанникам вспомнить предыдущий материал, упражняет их в наблюдательности, в выделении главного, в возможности самостоятельного применения приобретенных опыта и знаний. Защита проекта позволяет обучающимся получить опыт публичного выступления, развивает у них умение слушать других, развивает мотивацию к саморазвитию.

В процессе обучения важным является проведение различных ролевых игр, небольших соревнований по мере изготовления движущихся и летающих моделей, работа по устранению недочетов и ошибок, ремонт моделей. Все это позволяет закрепить и повторить пройденный материал.

Методические пособия и материалы (чертежи и шаблоны, выкройки деталей) для изготовления моделей на первом году обучения разрабатываются автором программы и должны быть адаптированы к требованиям по обучению знаниям и конкретным навыкам работы, заложенным в программе. Для работы на втором и третьем году обучения используются чертежи и материалы, как публикуемые в различных технических изданиях, так и разработанные автором программы, с целью усовершенствования кружковцами приобретённых навыков.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

К концу первого года обучения обучающиеся:

должны знать:

  • основные свойства материалов для моделирования;
  • принципы и технологию постройки плоских и объёмных моделей из бумаги и картона, способы применения шаблонов;
  • названия основных деталей и частей техники;
  • необходимые правила техники безопасности в процессе всех этапов конструирования.

должны уметь:

  • самостоятельно построить модель из бумаги и картона по шаблону;
  •         определять основные части изготовляемых моделей и правильно произносить их названия;
  • работать простейшими ручным инструментом;
  • окрашивать модель кистью.

К концу второго года обучения обучающиеся:

должны знать:

  • основные свойства материалов для моделирования;
  • простейшие правила организации рабочего места;
  • принципы и технологию постройки простых объёмных моделей из бумаги и картона, способы соединения деталей из бумаги и картона;
  • названия основных деталей и частей техники.

должны уметь:

  • изготавливать объемные модели из бумаги, картона и бросового материала;
  • выполнять разметку несложных объектов на бумаге и картоне при помощи линейки и шаблонов;
  • работать простейшими ручными инструментом;
  • окрашивать детали модели кистью.

К концу третьего года обучения обучающиеся:

должны знать:

  • материалы, применяемые в моделизме;
  • технологии изготовления корпуса и деталей моделей;
  • основы технологии и устройства технических объектов;
  • классификацию моделей и правила проведения выставок и конкурсов;
  • названия деталей и устройств технических объектов

должны уметь:

  • работать с чертежом и эскизами реальных технических объектов;
  • выбрать технологию изготовления, обусловленную спецификой конкретных деталей и модели в целом;
  • изготавливать корпус и детали моделей из различных материалов;
  • окрашивать модель и детали различными способами;
  • пользоваться различным инструментом и приспособлениями в работе над моделями.

Учебно - тематический план 1-й год обучения

№ п/п

Раздел, тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Вводные основы конструирования

10

5

5

1.1.

Вводное занятие

2

1

1

1.2.

Материалы и инструменты

2

1

        1        

1.3.

Знакомство с технической деятельностью человека

2

2

_

1.4.

Знакомство с некоторыми условными обозначениями графических изображений

4

1

3

2.

Конструирование

104

20

84

2.1.

Конструирование поделок путём сгибания бумаги

28

4

24

2.2.

Конструирование макетов и моделей технических объектов и игрушек из плоских деталей

28

4

24

2.3.

Конструирование макетов и моделей технических объектов и игрушек из объёмных деталей

48

8

40

3.

Работа с наборами готовых деталей

24

4

20

4.

Экскурсии.

Экскурсия в пожарную часть села Баргузин.

2

-

2

5.

Организация годовой выставки. Заключительное занятие.

Подведение итогов и анализ работы за год

2

2

- 2

2

-

Итого:

144

31

113

Календарный учебный график 1-й год обучения

Мес

Чис

Форма

Кол-

Тема занятия

Место

Форма

п/п

яц

ло

занятия

во

прове

контроля

часо

дения

в

I

10

Вводные основы конструирования

1.

сент

групп.

2

Вводное занятие. План работы. Показ готовых работ.

Инструктаж по ТБ, правила поведения в мастерской.

масте рская

наблюд., стартовое тестирование (прил.)

2.

Беседа, групп.

2

Материалы и инструменты.

масте рская

наблюд., устный опрос.

3.

Беседа, презент, групп.

2

Знакомство с технической деятельностью человека

наблюд., устный опрос.

4.

презент, групп.

2

Знакомство с некоторыми

условными обозначениями графических изображений

наблюд., устный опрос.

5.

презент, групп.

2

Линии чертежа: линия видимого контура (сплошная толстая)

В конце занятия контр. раб.(прил)

II

104

Конструирование

28

Конструирование поделок путём сгибания бумаги.

6.

7.

презент., объяснение,

2

Технология сгибания и складывания бумаги;

набл, самост. работа.

2

Основные приемы работы с бумагой.

набл, самост. работа.

8.

беседа,

8

Выполнение моделей наземного

набл, самооценка

9.

групп.,

транспорта;

оценка качества

10.

индивид.

изготовления,пок

11.

моделей

12.

беседа,

8

Выполнение моделей воздушного

набл, самооценка оценка качества изготовления,пок моделей

13.

групп.,

транспорта;

14.

индивид.

15.

16.

беседа,

8

Выполнение моделей водного

набл, самооценка оценка качества изготовления,пок

моделей

17.

групп.,

транспорта

18.

индивид.

19.

20.

презент., объяснение.

28

2

Конструирование макетов и

моделей технических объектов и игрушек из плоских деталей: Понятие о контуре технического объекта, плоские геометрические фигуры, их элементы;

наблюд., устный опрос.

21.

практ.рабо та

2

Выполнение геометрических фигур: прямоугольников, треугольников, квадратов и т.д;

правильность выполения разметок

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

35.

36.

37.

38.

39.

40.

41.

42.

43.

44.

45.


беседа, групп., индивид.

беседа, групп., индивид.

беседа, групп., индивид.

беседа, групп., индивид.

беседа, групп., индивид.


8        Выполнение моделей наземного транспорта

8        Выполнение моделей воздушного транспорта;

8        Выполнение моделей водного транспорта

48        Конструирование макетов и

моделей технических объектов и игрушек из объёмных деталей

12        Конструирование моделей и макетов технических объектов из готовых объёмных форм;

12 Конструирование моделей и макетов с дополнительными деталями, необходимых для конкретного изделия


набл, самооценка оценка качества изготовления,пок моделей

набл, самооценка оценка качества изготовления,пок моделей

набл, самооценка оценка качества изготовления,пок моделей

набл, самооценка знание терминол оценка качества изготовления,пок моделей

набл, самооценка знание терминол оценка качества изготовления,пок моделей

46.

47.

48.

49.

50.

51.


беседа, групп., индивид.


12 Конструирование моделей и макетов технических объектов из объёмных деталей, изготовленных на основе простейших развёрток;


набл, самооценка знание терминол оценка качества изготовления,пок моделей

52.

53.

54.

55.

56.

57.

58.

59.

60.

61.

62.

63.

64.

65.

66.

67.

68.


беседа, групп., индивид.

беседа, групп., индивид.

беседа, групп., индивид.

беседа, индивид., соревнован


12        Изготовление упрощённой модели автомобиля.

24        Работа с наборами готовых деталей:

8        Сборка макетов и моделей по образцу

8        Сборка макетов и моделей по рисунку- схеме;

8        Сборка макетов и моделей по собственному замыслу.


набл, самооценка знание терминол оценка качества изготовления,пок моделей

набл, самооценка знание терминол оценка качества изготовления,пок моделей

набл, самооценка знание терминол оценка качества изготовления,пок моделей

набл, самооценка знание терминол оценка качества

69.

ие

изготовления,пок моделей

70.

Занятие- экскурсия

2

Экскурсии.

Экскурсия в пожарную часть села Баргузин

музей

набл, опрос.

71.

2

Организация годовой

выставка

выставки.

72.

2

Заключительное занятие

Учебно - тематический план 2-й год обучения

№ п/п

Раздел, тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Основы конструирования

9

4

5

1.1.

Вводное занятие

3

2

1

1.2.

Первоначальные графические знания и умения. Умение пользования чертёжным инструментом.

6

2

4

2.

Постройка моделей

165

24

141

2.1.

Постройка простых объёмных моделей по шаблонам и готовым выкройкам.

90

12

78

2.2.

Постройка действующих моделей.

54

9

45

2.3

Техническое моделирование из наборов готовых деталей. (Лего- конструктор)

21

3

18

3.

Творческие проекты

39

9

30

4.

Заключительное занятие Подведение итогов и анализ работы за год

3

3

-

Итого:

216

42

174

Календарный учебный график 2-й год обучения

№ п/п

Мес яц

Чис ло

Форма занятия

Кол

-во часо в

Тема занятия

Место прове дения

Форма контроля

I

9

Основы конструирования

1.

сент

групп.

3

Вводное занятие. План работы. Показ готовых работ.

Инструктаж по ТБ, правила поведения в мастерской.

масте рская

наблюд., стартовое тестирование (прил.)

2.

3.

Беседа, групп.

6

Первоначальные графические знания и умения. Умение пользования чертёжным инструментом.

масте рская

наблюд., устный опрос.

2.

165

Постройка моделей

4.

5.

6.

7.

беседа, групп., индивид.

12

Постройка простых объёмных моделей по шаблонам и готовым выкройкам:

1.1        технология        изготовления моделей из бумаги и картона;

набл, самооценка, знание терминол., оценка качества изготовления

8.

9.

10.

беседа, групп., индивид.

9

1.2 изготовление сложных геометрических фигур из бумаги;

набл, самооценка, знание терминол., оценка качества изготовления

11.

12.

13.

14.

групп., индивид.

12

1.3. построение выкроек деталей;

набл, самооценка

15.

16.

17.

18.

19.

коллект, практ.работ а

15

1.4. сборка отдельных узлов и деталей в единое целое;

набл, самооценка, знание терминол., оценка качества изготовления

20.

21.

22.

23.

практ.работ а

12

1.5.        изготовление        и        установка деталировки

набл, самооценка, знание терминол., оценка качества

изготовления

24.

25.

26.

показ, практ.работ а

9

1.6. окраска и отделка деталей модели

набл, самооценка, знание терминол., оценка качества изготовления

27.

28.

29.

Практ. работа, индивид.

9

1.7. сборка модели

Опрос, наблюд, самооценка

30.

31.

32.

33.

Беседа, показ, игра.

12

1.8. Изготовление коллективной модели «Танковое сражение

Групповая оценка работ, викторина.

34.

35.

36.

37.

38.

беседа, презент, практ. работа

15

Постройка        действующих моделей:

1.1. постройка моделей наземного транспорта

акт. зал, масте рская

набл, самооценка, знание терминол., оценка качества изготовления

39.

40.

41.

42.

43.

беседа, презент, практ. работа

15

1.2. постройка моделей воздушного транспорта

контроль над правильностью изготовления, опрос

44.

45.

46.

47.

беседа, презент, практ. работа

12

1.3.изготовление модели движущегося человечка;

контроль над правильностью изготовления, опрос

48.

49.

50.

51.

беседа, презент, практ. работа

12

1.4. изготовление моделей домашней мебели;

контроль над правильностью изготовления, опрос

52.

53.

54.

55.

56.

57.

58.

Беседа, показатель ная сборка, практ.работ а, индивид, соревнован ие

3

6

6

6

Техническое моделирование из наборов готовых деталей. (Лего- конструктор):

  1.  ​Понятие о машинах и их сборочных единицах;
  2.  Сборка макетов и моделей по образцу;
  3. Сборка макетов и моделей по рисунку- схеме.
  4.         Сборка макетов и моделей наземного, воздушного и водного транспорта по собственному замыслу.

наблюдение , анализ

3.

59.

60.

61.

62.

63.

64.

65.

66.

67.

68.

69.

70.

71.

Консультац ия, мозговой штурм, обсуждение мастер- класс, презентаци я защита проектов

6

18

3

6

6

Творческие проекты:

  1. Основные                этапы разработки проекта, выбор тематики        и        технологий выполнения проектных работ;
  2. Выполнение проектов;

  1. Оформление работ;
  2. Защита проектов;

  1.  Оформление        итоговой выставки                работы объединения.

Акто вый зал учре жден ия

наблюдение , анализ, конкурс творческих проектов,

НПК

3

72.

3

Заключительное занятие Подведение итогов и анализ работы за год

Выставка

Учебно – тематический план 3-й год обучения

№ п/п

Раздел, тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Введение Вводное занятие

3

3

-

2.

Изобретательство и рационализация.

3

3

-

3.

Электромеханический привод управления моделью

15

3

12

4.

Основы моделирования технических устройств.

48

6

42

5.

Конструирование моделей наземных технических устройств.

66

6

60

6.

Изготовление и сборка моделей или конструкций по выбору

60

12

48

7.

Соревнования по действующим моделям

6

-

6

8.

Подготовка к участию в выставках и конкурсах.

9

-

9

9.

Экскурсия на производство

3

-

3

10.

Заключительное занятие Подведение итогов и анализ работы за год

3

3

-

ИТОГО:

216

36

180

Календарный учебный график 3-й год обучения

№ п/п

Мес яц

Чис ло

Форма занятия

Кол- во часо в

Тема занятия

Место провед ения

Форма контроля

1.

сент

групп.

3

Вводное занятие.

Повторение пройденного материала. Инструктаж по ТБ.

масте рская

наблюд., устный опрос.

2.

Беседа, групп.

3

Изобретательство и рационализация.

масте рская

наблюд., устный опрос.

презент,

15

Электромеханический привод управления моделью:

  1. Электрические батареи и аккумуляторы, специальные горючие смеси для П.ДВС.
  2. Виды двигателей для моделей и передаточных механизмов.

наблюд.,

практ.работа,

устный опрос.

3

показ нагл.

6

4.

материалов

5.

9

6.

7.

презент,

48

Основы моделирования

набл,

практ.работа,

технических устройств:

самооценка,

8.

показ нагл.

12

1.1.        Современные

знание

9.

материалов

конструкционные материалы и

терминол.,

10.

технологии;

опрос

11.

12.

12

1.2.        Классификация моделей и

13.

технических устройств;

14.

15.

16.

12

1.3.        Теория создания моделей;

17.

18.

19.

20.

12

1.4.        Двигатели и движители.

21.

22.

23.

66

Конструирование        моделей

наземных технических устройств:

24.

18

1.1.        Изучения задания. Выбор

25.

беседа,

пути и средств решения;

набл,

26.

групп.,

самооценка,

27.

индивид.

знание

28.

терминол.,

29.

оценка

30.

24

1.2.        Компоновка модели.

качества

31.

Определение окончательной

изготовления

32.

формы;

33.

34.

35.

36.

37.

38.

24

1.3.        Подготовка к изготовлению

39.

объекта.

40.

41.

42.

43.

44.

45.

беседа,

60

Изготовление и сборка моделей

набл, самооценка знание терминол. оценка качества изготовления,пок моделей

групп.,

или конструкций по выбору:

46.

индивид.,

3

1.1.        Создание технического

работа в

проекта;

47.

парах, метод

6

1.2.        Разработка корпуса, кузова

48.

сравнения.

моделей или конструкций;

49.

6

1.3.        Составление

50.

кинематической схемы;

51.

6

1.4.        Определение количества

52.

деталей и их функций;

53.

6

1.5.        Выбор механизмов

54.

управления и контроля;

55.

15

1.6.        Изготовление деталей

56.

модели;

57.

58.

59.

60.

9

1.7.        Сборка, подгонка и

61.

регулировка деталей узлов и

62.

механизмов;

63.

6

1.8.        Отделка и окраска модели;

64.

65.

3

1.9.        Испытание модели.

66.

беседа,

6

Соревнования по действующим

Знание правил

67.

групп.,

моделям

соревнований

индивид.

и судейства,

оценка

моделей.

68.

беседа,

9

Подготовка к участию в

качество,

69.

самост.

выставках и конкурсах.

эстетичность и

70.

подготовка

законченность,

моделей.

фото и

видеоматериал

на изделие.

71.

беседа, показ, коллект. поход.

3

Экскурсия на производство.

Устный опрос.

72.

3

Заключительное занятие Подведение итогов и анализ работы за год

Выставка

Содержание деятельности

  1. й год обучения
  1. Вводные основы конструирования 1.1.Вводное (организационное) занятие.

Знакомство с правилами поведения в объединение "Техническое моделирования". Задачи и содержание занятий по техническому моделированию в текущем году с учётом конкретных условий и интересов обучающихся. Расписание занятий, техника безопасности при работе в объединение.

Практическая работа.

Изготовление изделий на тему «Моя любимая поделка» с целью выявления интересов учащихся. Игры с поделками.

1.2.Материалы и инструменты.

Некоторые элементарные сведения о производстве бумаги, картона, об их видах, свойствах и примении. Простейшие опыты по испытанию различных образцов бумаги на прочность и водонепроницаемость.

Инструменты ручного труда и некоторые приспособления (нож, ножницы с круглыми концами, шило, игла, линейка, угольник, кисти и д. р.)

Практическая работа.

Изготовление из плотной лодки-плоскодонки (Приложение 2). 1.3.Знакомство с технической деятельностью человека.

Беседа о техническом конструировании и моделировании как о технической деятельности. Общие элементарные сведения о технологическом процессе, рабочих операциях. Просмотр фильмов, журналов и фотографий, где обучающиеся могут познакомиться о технической деятельности человека.

1.4.Знакомство с некоторыми условными обозначениями графических изображений. Условные обозначения на графических изображениях – обязательное правило для всех. Знакомство в процессе практической работы с условным обозначением линии видимого контура (сплошная толстая линия). Знакомство в процессе практической работы с условным изображением линии сгиба и обозначением места для клея.

Практическая работа.

Изготовление моделей различных самолётов из плотной бумаги (разметка по шаблону), где на выкройке модели присутствует линия сгиба, а по краю – линия видимого контура. Изготовление упрощённой модели автобуса.

  1. Конструирование
  1. Конструирование поделок путём сгибания бумаги.

Сгибание – одна из основных рабочих операций в процессе практической работы с бумагой. Определение места нахождения линии сгиба в изображениях на классной доске, на страницах книг и пособий. Правила сгибания и складывания.

Практическая работа.

Изготовление поделок путём сгибания бумаги: парашют, катамаран. Игры и соревнования.

  1. Конструирование макетов и моделей технических объектов и игрушек из плоских деталей.

Совершенствование способов и приёмов работы по шаблонам. Разметка и изготовление отдельных деталей по шаблонам и линейке. Деление квадрата, прямоугольника и круга на 2, 4 (и более) равные части путём сгибания и резания. Деление квадрата и прямоугольника по диагонали путём сгибания и резания. Соединение (сборка) плоских деталей между собой: а) при помощи клея; б) при помощи щелевидных соединений «в замок»; в) при помощи «заклёпок» из мягкой тонкой проволоки.

Практическая работа.

Конструирование из бумаги и тонкого картона моделей технических объектов – таких как самолёт, парусник. Окраска модели.

  1. Конструирование макетов и моделей технических объектов и игрушек из объёмных деталей.

Конструирование моделей и макетов технических объектов: а) из готовых объёмных форм – спичечных коробков; б) из спичечных коробков с добавлением дополнительных деталей, необходимых для конкретного изделия; в) из объёмных деталей, изготовленных на основе простейших развёрток – таких, как трубочка, коробочка.

Практическая работа.

Изготовление упрощённой модели, гоночного автомобиля. Окраска модели. Игры и соревнования с моделями.

Практическая работа.

Конструирование различных макетов и моделей. Игры с моделями.

  1. Работа с наборами готовых деталей.
  • Ознакомление с деталями набора. Название и назначение входящих в конструктор деталей. Способы и приёмы соединения деталей.

Практическая работа.

Выполнение соединений различных деталей конструктора.

  • Сборка макетов и моделей по образцу.

Знакомство с последовательностью и технологией сборки предложенной модели. Практическая работа.

Выполнение сборки макетов и моделей конструктора по предложенному образцу.

  • Сборка макетов и моделей по рисунку- схеме.

Знакомство с основными принципами и технологией сборки макетов и моделей по рисунку- схеме.

Практическая работа.

Выполнение сборки макетов и моделей конструктора по рисунку- схеме.

  • Сборка макетов и моделей по собственному замыслу.

Знакомство с основными принципами и технологией сборки макетов и моделей по собственному замыслу.

Практическая работа.

Выполнение сборки макетов и модлей конструктора по собственному замыслу.

  1. Экскурсии

Экскурсия в пожарную часть с.Баргузин. 5.Заключительное занятие

Подведение итогов и анализ работы за год. Планы на следующий год обучения. Банк проектов:

  • модель «Космическая паутинка»;
  • модель «Робот»;
  • модель «Автомобиль моей мечты»;
  • модель «Многоэтажный дом»;
  • модель «Жираф»;
  • модель «Человечек»;
  • модель «Гусеница»;
  • модель «Гусеничный трактор"

Содержание деятельности

  1. й год обучения
  1. Основы конструирования
  1. Вводное (организационное) занятие.

Знакомство с правилами поведения в кабинете. Анализ работ выполненных летом. Знакомство с планом работы, распределение подобранных к изготовлению моделей с учётом конкретных условий и интересов учащихся. Расписание занятий, техника безопасности при работе в объединение.

  1. Первоначальные графические знания и умения.

Закрепление и расширение знаний о некоторых чертёжных инструментах и принадлежностях: линейка, угольник, циркуль, карандаш. Их назначение, правила пользования и правила безопасной работы. Способы и приёмы построения параллельных и перпендикулярных линий с помощью угольника и линейки. Приёмы работы с циркулем и измерителем. Условные обозначения на графическом изображении такие, как линия невидимого контура, осевая или центровая линия, сплошная тонкая, (вспомогательная, размерная) линия, диаметр, радиус. Расширение и закрепление знаний об осевой симметрии, симметричных фигурах и деталях плоской формы. Увеличение и уменьшение изображений плоских деталей при помощи клеток разной площади.

Практическая работа.

Изготовление из плотной бумаги и тонкого картона самолётов, кораблей, автомобилей с применением знаний об осевой симметрии, уменьшении увеличении выкройки по клеткам.

  1. Постройка моделей
  1. Знакомство с технологией изготовления моделей из бумаги и картона.

Изготовление сложных геометрических фигур из бумаги, построение выкроек деталей, сборка отдельных узлов и деталей в единое целое.

Изготовление и установка деталировки. Окраска и отделка деталей модели. Сборка модели.

Изготовление коллективной модели «Танковое сражение»

Практическая работа.

Изготовление из плотной бумаги и картона отдельных деталей модели и её сборка. Изготовление сложных геометрических фигур из бумаги таких как: конус, цилиндр, купол. Построение выкроек деталей. Сборка отдельных узлов и деталей в единое целое. Изготовление и установка деталировки. Окраска и отделка деталей модели. Сборка модели.

  1. Изготовление моделей из готовых геометрических форм. Постройка моделей наземного и воздушного транспорта. Изготовление моделей художественных образов.
  2. Техническое моделирование из наборов готовых деталей. (Лего-конструктор)

Беседа о возможностях и разнообразии конструкторов (метталический, деревянный, магнитный, конструктор из многоугольников, пластмассовый: «Лего», «Брики».) Практическая работа.

  • Сборка макетов и моделей по образцу.
  • Сборка макетов и моделей по рисунку- схеме.
  • Сборка        макетов        и        моделей        наземного,        воздушного        и        водного        транспорта        по собственному замыслу.
  1. Творческие проекты

-выбор идей, выбор тематики, формирование творческих групп для выполнения коллективных проектов и индивидуальное выполнение проектов;

  • выполнение проекта;
  • защита проекта.
  1. Заключительное занятие, организация выставки в Доме творчества Подведение итогов и анализ работы за год. Планы на следующий год обучения.

Содержание деятельности

  1. й год обучения
  1. Введение

Вводное (организационное) занятие.

Знакомство с правилами поведения в объединение "Техническое моделирования". Знакомство с планом работы, распределение подобранных к изготовлению моделей с учётом конкретных условий и интересов учащихся. Расписание занятий, техника безопасности при работе в кружке.

  1. Изобретательство и рационализация.

Что такое изобретательство и рационализация? Основные положения и цели. Последовательность моделирования и конструирования.

  1. Электромеханический привод управления моделью.

Назначение электромеханического привода. Редуктор. Соединение узлов, их назначение и порядок работы. Техника электробезопасности.

  1. Основы моделирования технических устройств.

Виды конструкционных материалов. Технологические процессы, применяемые для изменения формы, размеров и свойств материалов. Стендовые модели, действующие модели, схематические модели, комплексные модели, модели-полукопии. Спортивная классификация. Классификация по способу управления. Основные этапы создания моделей. Прямое моделирование. Метод аналогии. Полное, неполное и приближенное моделирование. Технологические операции при изготовлении моделей и конструкций. Типы двигателей: первичные и вторичные двигатели, КПД двигателей, основные характеристики. Устройство, и принципы работы.

Практическая работа. Компоновка модели. Разработка корпуса, деталей и узлов. Проектирование ходовой части.

  1. Конструирование моделей наземных технических устройств.

Обоснование потребностей и требования к качеству конструкции. Выбор функциональной структуры технического объекта. Поиск и выбор наилучшего технического решения. Ознакомление с прототипами и аналогичными конструкциями. Определение взаимного расположения деталей и узлов модели на несущей конструкции. Соединение деталей, узлов и механизмов. Обеспечение

необходимых движений модели. Дизайн модели. Подбор оборудования, материалов, инструментов и приспособлений.

Практическая работа. Разработка вариантов конструкции, выполнение схем и чертежей, эскизов. Разработка и выбор вариантов модели, определение окончательной формы, установочных поверхностей и крепежных элементов. Настройка и наладка оборудования, инструментов и приспособлений. Разработка технологической схемы изготовления.

  1. Изготовление и сборка моделей или конструкций по выбору

Разработка чертежей общего вида, сборочных чертежей узлов, рабочих чертежей основных деталей. Определение базы, формы, и габаритных размеров модели. Выбор силовой установки, типа передачи и передаточных отношений. Определение взаимного расположения деталей и узлов модели на несущей конструкции.

Соединение деталей, узлов и механизмов. Обеспечение необходимых движений модели. Определение количества деталей, подлежащих самостоятельному изготовлению (кронштейнов, опор, валов, подшипников и т.д.). Возможность использования готовых унифицированных сборочных единиц. Составление схемы связей командных и исполнительных механизмов, выбор типа механизма управления. Конструктивное оформление деталей управления и контроля. По имеющимся чертежам, эскизам, техкартам изготовление деталей, узлов и механизмов. Доводка, подгонка и подборка деталей. Установка и сборка деталей, узлов, механизмов на соответствующие места.

Практическая работа. Разработка вариантов чертежей, технологического процесса изготовления изделий. Компоновка деталей и сборочных единиц. Определение окончательной формы, установочных поверхностей и крепежных элементов конструкции. Разработка технологической схемы изготовления механизмов управления. Выполнение слесарных, столярных и других операций с заготовками. Сборка технического устройства. Доводка и испытание узлов, механизмов и технического устройства. Технология отделки. Отделочные материалы и покрытия. Получение данных о работе модели и отдельных ее узлов.

2.2. Подготовка моделей к выставкам и конкурсам.

Ознакомление с правилами проведения выставок и конкурсов. Составление презентации модели (домашнее задание с родителями)

Практическая работа.

Составление паспорта модели.

  1. Участие в выставках и конкурсах на уровне района, республики, России.

3.2. Экскурсии на СТО - в мастерскую по ремонту автомашин, магазин автозапчасти, музей школы и т.д. для ознакомления воспитанников с разнообразием технических объектов, изучение формы, устройства, назначения и принципа работы некоторых несложных технических объектов, которые рассматриваются.

  1. Заключительное занятие

Подведение итогов и анализ работы за год и за весь период обучения.

Формы и методы контроля

  1. й год обучения

Сроки

Какие знания, умения и навыки контролируются

Форма контроля

Методы контроля

Знания

Начало года Текущий (по мере изучения

1.Технология изготовления моделей методом сгибания из бумаги

Изготовление моделей из бумаги и картона в соответствии с

Наблюдение, контрольные работы, опрос,

материала) Середина года

и картона

2.Судо-, авиа -, автостроительная терминология. 3.Технология изготовления плоских и объёмных моделей.

технологией.

Знание специализированных названий деталей.

Знание технологии изготовления контурных моделей.

тестирование. Опрос,

Наблюдения

Умения

Начало года Начало года Середина и конец года Текущий (по мере готовности моделей)

  1. Разметка: точность и правильность.
  2. Изготовление деталей моделей по шаблону.
  3. Изготовление деталей по эскизу и чертежу.
  4. Окраска

Умение работать с чертёжными инструментами, точность разметки деталей.

Работа с шаблонами деталей моделей.

Умение вычерчивать детали по эскизу, точность изготовления деталей и сборки.

Умение окрасить детали модели кистью.

Наблюдение, контрольное задание.

Наблюдение. Наблюдение, контрольное задание.

Наблюдение.

Навыки

Текущий Текущий (по мере изучения материала) Постоянно Итоговый (в конце года)

  1. Работа ручным инструментом.
  2. Качество изготовления деталей и модели в целом.
  3. Самостоятельность в работе.

Самоконтроль.

  1. Участие в конкурсах и выставках

Правильность работы инструментами. Техника безопасности при работе.

Навыки работы чертёжным, ручным и др. инструментом, качество изготовления деталей и моделей. Умение организовывать рабочее место, соблюдение правил техники безопасности, сообразительность, творческий подход к работе.

Результативность участия в выставках и конкурсах.

Наблюдение. Наблюдение, контроль за работой.

Наблюдение. Грамоты.

  1. й год обучения

Сроки

Какие знания, умения и навыки контролируются

Форма контроля

Методы контроля

Знания

Начало года Текущий (по мере изучения материала)

  1. Технологии, применяемые при изготовлении корпусов и деталей моделей.
  2. Устройство технических объектов

Изготовление моделей из бумаги и картона в соответствии с технологией.

Знание названий и назначение деталей технических объектов.

Наблюдение Опрос

Умение

Начало года Середина года Текущий (по мере готовности моделей) Конец года

1. Изготовление корпуса модели 2.Изготовление деталей модели. 3.Окраска. 4.Подготовка модели к выставкам и конкурсам. Составление паспорта модели

Умения в постройке корпуса модели: работа с теоретическим чертежом, чертёжным инструментом, точность разметки и изготовления деталей модели.

Умения работы с чертежом и эскизами деталей насыщения: правильность и точность.

Умения в окраске корпуса и деталей кистью.

Умение подготовить модель к выставкам и конкурсам.

Наблюдение, контроль за работой.

Наблюдение, контроль за работой.

Наблюдение, контроль за работой.

Наблюдение.

Навыки

Текущий Постоянный Постоянный Итоговый (в конце года)

  1. Работа с ручным инструментом
  2. Качество изготовления деталей и модели в целом 3.Самостоятельность в работе. Самоконтроль.

4.Участие в выставках и конкурсах.

Правильность работы инструментами. Техника безопасности при работе.

Навыки качественного изготовления деталей и модели. Умение организовывать рабочее место, соблюдение правил техники безопасности,

Наблюдение. Наблюдение, контроль за работой.

Наблюдение. Протоколы выставок, дипломы, грамоты

сообразительность, творческий подход к работе.

Результативность участия в выставках и конкурсах.

  1. й год обучения

Сроки

Какие знания, умения и навыки контролируются

Форма контроля

Методы контроля

Знания

Начало года Текущий (по мере усложнения материала)

  1. Теоретические 2.Устройство технических объектов

Теоретический чертёж. Основы теории судо-, авто, авиастроения, технология изготовления моделей.

Знание названий и назначение деталей технических объектов.

Наблюдение, опрос Опрос,

использования терминов в работе.

Умение

Постоянный Текущий (по мере готовности моделей) Итоговый (в конце года)

  1. Качественное изготовление моделей.
  2. Окраска.
  3. Подготовка к выставкам и конкурсам моделей.

Умения изготовлении корпуса и деталей модели, работа с чертежами.

Окраска моделей кистью.

Умение подготовить модель к выставкам и конкурсам.

Наблюдение, контроль за работой.

Наблюдение, Контроль за работой.

Наблюдение.

Навыки

Постоянный Постоянный Итоговый (в конце года)

  1. Работа с ручным инструментом 2.Самостоятельность в работе. Самоконтроль

3.Участие в выставках и конкурсах

Правильность работы инструментами. Техника безопасности при работе.

Умение организовывать рабочее место, соблюдение правил техники безопасности, сообразительность, Творческий

Наблюдение. Наблюдение. Протоколы выставок, дипломы, грамоты.

подход к работе. Результативность участия в выставках и конкурсах.

Методическое обеспечение образовательной программы

  1. й год обучения

Тема

Форма занятия

Приемы и методы

Дидактический материал

Техническое оснащение

Форма

подведения итогов

Конструиро- вание поделок путём сгибания бумаги

Групповая, индивидуаль ная

Словесные, наглядные, практические

Шаблоны, чертежи, образцы моделей

Чертёжный инструмент, клей, режущий инструмент

Самооценка и коллективная оценка модели, выставка лучших моделей

Конструирова ние макетов и моделей технических объектов и игрушек из объёмных деталей

Групповая, индивидуал ьная

Словесные, наглядные, практические

Эскизы, образцы моделей, технологическая карта изготовления моделей

Материалы: плотная бумага, Картон, цветная бумага,Краска. Инструмент: чертёжный инструмент, Клей, режущий инструмент, кисти

Оценка качества изготовления, чувствование в соревнования х.

Работа с наборами готовых деталей

Индивидуаль ная

Словесные, наглядные, практические

Технологически е схемы, образцы

Материалы: фанера (готовый набор), краска Инструмент: режущий инструмент, наждачнаябум ага, кисти

Самооценка и коллективная оценка модели, выставка лучших моделей

Беседы

Групповая

Словесные, наглядные.

Видеоматериал, словарь терминов, краткое пособие судо и авиамоделистов

Компьютер

Беседа, опрос.

  1. й год обучения

Тема

Форма занятия

Приемы и методы

Дидактический материал

Техническое оснащение

Форма подведени я итогов

Постройк а моделей

Индивидуальн ая

Практическ ие, наглядные,

Чертежи технических объектов,

Материалы: плотная бумага, картон, цветная

Оценка качества изготовлен

словесные

эскизы деталей

бумага, краска. Инструмент: чертёжныйинструм ент, клей, режущий инструмент, кисти

ия деталей и моделей, участие в выставках и конкурсах.

Бесед ы

Группова я

Наглядные словесные

Видеоматериа лы, словарь терминов, краткое пособие моделисту

DVD

проигрыватель, видеомагнитофон, телевизор

Беседы, опрос

Участие в выставка х и конкурс ах

Индивидуальн ая

Практическ ие

Модели, правила проведения выставок и конкурсов

Паспорт модели

Результаты выставок и конкурсов

  1. й год обучения

Тема

Форма занятия

Пример ы и методы

Дидактическ ий материал

Техническ ое оснащение

Форма проведен ия

Постройка моделей

Индивидуаль ная

Практически е, наглядные, словесные

Чертежи, сборочные схемы, эскизы деталей.

Материалы: бумага, картон, краски, проволока, Клей ПВА, Момент, UHU Инструменты: Специальные ножи, обрабатывающ ий инструмент, паяльник, наждачная бумага

Оценка качества изготовления деталей и модели, участие в выставках и конкурсах.

Беседы

Групповая

Словесно наглядные

Видеоматериалы

, чертежи, словарь терминов, пособие.

Проектор и компьютер

Беседа

Участие в выставках и конкурсах

Индивидуаль ная

Практически е

Модели, правила выставок и конкурсов

Паспорт модели

Результаты выставок и конкурсов

Личностный рост учащихся в объединении «Техническое моделирование»

уровне ОУ, района

1-й год

Выставка, конкурсы на местном уровне

Литература для педагога

  1. Васильев Д.В. Мир парусов. - СПб.: Кристалл, 1998.
  2. Геронимус Г.М. 150 уроков труда в 1-4 классах. - М.: Новая школа, 1984.
  3. Глущенко А.Г. Трудовое воспитание младших школьников. - М.: Просвещение, 1985.
  4. Горский В.А. Техническое творчество школьников. - М.: Просвещение, 1980.
  5. Журавлёва А.П. Начальное техническое моделирование. - М.: Просвещение, 1995.
  6. Журналы: "Начальная школа", "Моделист-конструктор", "Сделай сам", "Юный техник", "Левша", АИФ "Пилот" для мальчиков.
  7. Заворотов В.А. От идеи до модели. - М.: Просвещение, 1988.
  8. Карпинский. Модели судов из картона. - Л., 1988.
  9. Марина З. Техническое моделирование. - СПб.: Кристалл, 1997.
  10. Программа начального обучения (1-3 класс). - М.: Федеральный научно-методический центр им. Л.В.Занкова.
  11. Дети творчество и мир Пуровский Дом Детского Творчества «Тарко-Сале» 2004- 2012год.

Литература для детей

  1. Загайкевич Д. Н. Общее устройство судна. – Л.: «Судпромгиз», 1956.
  2. Журнал «Моделист – конструктор» М.: 1973 – 2005 гг.
  3. Кравченко А. С., Шумков Б. М. Новые самоделки из бумаги. 94 современные модели. – М.: Лирус, 1995.
  4. Лагутин О. В. Самолёт на столе. – М.: Изд-во ДОСААФ, 1988.
  5. Целовальников А. С. Справочник судомоделиста. – М.: ДОСААФ, 1978, 1981, 1983 гг, ч. 1, 2, 3
  6. Журналы: "Юный техник", "Левша", АИФ "Пилот" для мальчиков, "Моделист- конструктор"
  7. Дети, техника, творчество С.К. Никулин 2011 год

Приложение 1

Модель лодки-плоскодонки из плотной бумаги

Предлагаемая модель лодки-плоскодонки изготавливается кружковцами на начальном периоде обучения из плотной бумаги или картона. Осваивается работа с чертёжным инструментом, навыки работы ножницами и клеем, узнают о развёртках объёмных деталей на плоскость. Учащиеся работают по шаблонам деталей модели, подготовленными руководителем, а учащиеся второго и третьего годов обучения – по чертежу.

3-й год

Выставки, конкурсы на уровне города, республики, России

2-й год

Выставки, конкурсы на

Рис. 1. Модель лодки-плоскодонки: 1 – корпус лодки; 2 – носовая часть; 3 банка. Изготовление модели начинается с корпуса. Шаблон (дет. 1) обводиться карандашом, по линейке проводятся линии сгиба бортов и приклеек. Затем выкройка вырезается ножницами. Линии сгибов продавливаются тупым концом ножниц, или каким-либо другим приспособлением, так же по линейке, для того, что бы картон сгибался точно по намеченным линиям сгиба. Все части выкройки загибаются в одну сторону (вверх или вниз) и затем корпус склеивается. В начале склеиваются борта между собой в носовой части, а затем в кормовой. Все приклейки должны располагаться внутри корпуса.

Затем изготавливают носовую часть (дет. 2), банку-скамейку (дет. 3) и приклеивают к корпусу.Когда модель собрана, её следует покрасить. На бортах лодки проводят карандашом ватерлинию на расстоянии 5 мм от днища. Борт ниже ватерлинии окрашивается в красный цвет, а бортвыше ватерлинии, фальшборт изнутри – в цвет, выбранный по усмотрению кружковцем. Если используются краски, которые разводятся водой (акварель, гуашь), то модель затем необходимо покрыть лаком. Для большей устойчивости лодки-плоскодонки на воде следует положить на дно корпуса груз.

Поскольку днище модели плоское и не имеет выступающих частей кильблок (подставку) для модели можно не делать.

Во время работы над моделью учащиеся не только учатся способам изготовления моделей из картона и их окраске, но и знакомятся с судостроительными терминами, применяемые в моделизме и частями, деталями судов.

Приложение 2

Как сделать модель автомобиля с резиномотором

Как сделать модель автомобиля своими руками. Когда среди школьников, освоивших лишь первоначальные азы автомоделизма, заходит разговор о классе простейших моделей автомобилей с резиномотором, о нем сразу же выносится однозначное мнение —

«детский лепет». Мол, в век радиоуправления, сверхмощных электрических двигателей и моторов внутреннего сгорания весьма популярный и распространенный в свое время класс — теперь анахронизм и годится разве что для знакомства с миром моделей автомобилей.

А так ли это на самом деле? Может быть, они судят о технике, которую, по сути, и не знают? Ведь стандартизованные решения и конкретные разработки по резиномоторным моделям относятся к более чем десятилетней давности, за исключением разве что одной- единственной статьи, опубликованной в «Моделисте-конструкторе» несколько лет назад и посвященной перспективам школьных микроавтомобилей со жгутом, работающим на скручивание. А за такие промежутки времени меняются не только представления о технике, но и спектр применяемых материалов, технологии и вообще конструкторские подходы и приемы. Попытку вдохнуть новую жизнь в «вымерший» подкласс сделали

мальчишки в нашем кружке. Практически первые же их попытки сделать своими руками что-либо свое, оригинальное в абсолютно «детских» моделей автомобилей с резиномотором, работающим на растяжение, вызвали неподдельный интерес сверстников.

Надеемся, что он передастся и вам, когда вы познакомитесь с предлагаемой разработкой. Тем более что ребятам, как представляется нам, удалось не только выйти на новые дизайнерско-конструкторские приемы, но и придать простейшей технике удивительные ходовые качества (какие могут смутить даже составителей «Правил по автомодельному спорту»!).

К вопросу о дизайне моделей автомобилей класса РМ-1 (в соответствии с правилами это — контурные модели автомобилей с резиновым двигателем, работающим на растяжение) мы вернемся чуть позже. А вначале о главном — о ходовой части. По сути, она как основная часть любой спортивной модели не претерпела революционных изменений. Те же ролики, через которые проводится удлиненный резиновый жгут, та же система привода оси ведущих колес с помощью наматываемой на нее при запуске и соединенной со жгутом нити. Здесь к эффективности и лаконичности давно найденных решений нам добавить нечего, кроме разве что использования современных энергоемких сортов резины и вставок из бронзокерамики или фторопласта в подшипниковые узлы.

Коренных улучшений как скоростных, так и дистанционных показателей хода удалось добиться за счет одного лишь изменения — замены «стандартной» капроновой нити кевларовой. Сейчас этот материал, именуемый иногда еще СВМ, стал гораздо более доступен, чем два года назад, и его использование можно рекомендовать даже для школьных моделей. Так вот, именно кевларовая нить позволила стать энергетике микромашины попросту неузнаваемой. Дело в том, что при относительно небольшой толщине (используемая нами плетеная нитка из СВМ имеет диаметр около 0,1 мм — точнее замерить этот размер не удалось из-за сплющивания материала мерительным инструментом) она имеет фантастический предел прочности на разрыв — приблизительно 70 кг! Что это дает? Судите сами. В качестве примера рассмотрим конкретную конструкцию, представленную на чертежах. При двух обводных роликах общая длина трассы двигателя составляет около 600 мм. При коэффициенте растяжения материала

«мотора», который для лучших сортов резины достигает 900 процентов, можно с небольшим запасом на прочность принять длину жгута, равную 100 мм (в нашем случае коэффициент растяжения составит 600 процентов). А это означает, что на ведущую ось может быть намотано 500 мм длины промежуточной нити. Или, перейдя к более интересующим нас критериям, при диаметре оси 2 мм на нее может быть намотано до 80 витков той же нити (полезно заметить, что при расположении витков один к одному общая ширина намотки составит всего лишь 8 мм!). Теперь несложно подсчитать и проходимый моделью путь при одном полном заводе двигателя. Он оказывается равным 12,5 м. Таким образом, по дистанции, проходимой моделью, мы, правда, почти без запаса, удовлетворяем требования правил соревнований в классе РМ-1. Ну и что, казалось бы?

Типовая конструкция, типовые результаты... Но вспомните, какую прочность имеет кевларовая нить. Исходя из этой величины, обоснованно предположим, что допустимое сечение нерастянутого резиномотора может составить 70 мм2. При этом усилие растянутого резинового жгута как раз и будет равно 70 кг (точнее, чуть меньше, с обеспечением требуемого запаса прочности).

И теперь представьте, что произойдет с двухмиллиметровой осью, если к ней приложить поперечную нагрузку указанной величины. Конечно же, она попросту прогнется. Выход в введении в ходовую схему повышающего редуктора с передаточным отношением i=0,5. Нетрудно пересчитать новые характеристики привода. Условно сохранив прежним диаметр «барабана», на который наматывается нить, получим новую величину дистанции хода — 25 м. Таким образом, перекрываются даже требования, предъявляемые в классе РМ-2 (объемная модель автомобиля с резиновым двигателем, работающим на скручивание). А что с быстроходностью модели? Давайте подсчитаем поначалу кажущуюся бессмысленной для «детских» микромашин величину — потенциальное ускорение на старте. Оно зависит от соотношения диаметров «барабана» и ведущих колес, от передаточного отношения редуктора, максимального натяжения резинового жгута и общей массы самой модели. В результате несложных математических

операций при массе модели порядка 700 г получаем... 10 g! Такой энергетикой не обладает ни одна из известных машин, будь то настоящий автомобиль или любая автомодель.

Чтобы представить себе эту величину, достаточно заметить, что современные реактивные истребители во время выполнения самых «крутых» маневров испытывают перегрузку 8 g

— при превышении ее летчик временно теряет сознание. Следствием приведенных расчетов является вопрос: как при разгонном усилии в 7 кг не допустить проскальзывание ведущих колес модели? Ответ простой: никак. Необходимо либо загружать модель автомобиля чуть ли не до 7 кг по массе, либо соответственно уменьшать сечение резиномотора. Конечно, можно пойти и несколько иным путем. Достаточно поднять коэффициент передачи редуктора хотя бы до трех, чтобы коэффициент растяжения резины при всех прочих неизменных параметрах уменьшился до 400 процентов. Тогда и резиномотор будет меньше изнашиваться, и максимальное усилие на нем снизится до 2,5—3,5 кг (зависимость усилия от коэффициента растяжения модельных сортов резины явно нелинейная, особенно в области максимально допустимых удлинений). Итак, что же мы получили?

Из области древних моделей автомобилей мы перебрались, образно говоря, чуть ли не в завтрашний день. Похоже, не было еще ситуаций, когда потенциальные возможности машин приходилось бы искусственно занижать даже из-за сцепления колес с дорогой. При этом можно заметить, что есть и другой путь реализации сверхэнергетики предложенной машины. Это переход сразу на большие величины передаточного отношения редуктора с соответственным ростом длины проходимой моделью дистанции до 100 м и более. Что касается конструктивных особенностей, то их, в общем-то, и нет, все узлы достаточно традиционны и автомоделистам знакомы. Поэтому обращаем ваше внимание лишь на то, что диаметр «барабана» мы все же оставили в пределах 2 мм. Дело в том, что при гигантских усилиях, развиваемых резиномотором указанного или даже в два раза уменьшенного сечения, традиционные подшипники вала изнашиваются слишком быстро, да и потери на трение в них слишком велики. Поэтому мы перешли на использование шарикоподшипников. А с учетом ширины навивки нити вдоль оси

«барабана», равной при двухслойной укладке примерно 3 мм, прогибом этого вала можно пренебречь.Промежуточные же ролики располагаются на жестких осях в бронзокерамических подшипниковых вкладышах — здесь число оборотов деталей намного меньше, да и потери на трение не столь значимы. В заключение несколько слов о дизайне модели. Считая, что нам в кружке удалось создать перспективную ходовую часть с уникальными ходовыми качествами, как-то неудобно было устанавливать на нее упрощенный плоский «довесок». Поэтому мы пошли по пути имитации современного гоночного «болида» одной из наиболее популярных «формул». И, разработав несложный имитационный кузов, выклеиваем его из наиболее доступных и простых в работе материалов — картона и плотного ватмана. При этом на склейку одного кузова уходит всего лишь два вечера, хотя внешняя доводка и окраска занимают гораздо больше времени. Соревнования с похожими микромашинами класса РМ-1 мы проводим наравне и одновременно с РМ-2 по правилам последних (естественно, с замером максимальной скорости на базе 20 м). А вот прежние конструкции класса РМ-1 стали для нас действительно «живой историей» и теперь лишь пылятся на полках кружка. Возможно, когда-нибудь мы дождемся, что подобные подклассы автомоделей выйдут из рамок

«простейших» и займут более подобающее им место в перечне классов.

Резиномоторная модель автомобиля переходного подкласса с имитационным кузовом в форме современного гоночного автомобиля: 1 — имитатор носового воздухозаборника; 2

— антикрыло переднее; 3 — колесо переднее; 4 — кузов; 5 — козырек прозрачный; 6 — имитаторы боковых радиаторов; 7 — заголовник; 8 — имитатор выходного канала охлаждающего воздуха (выполнять по желанию); 9 — «шайба» антикрыла; 10 — стойка антикрыла; 11 — колесо ведущее; 12 — антикрыло.

Конструкция ходовой части модели автомобиля (предварительный вариант): 1 — основание шасси (заготовку клеить из четырех слоев фанеры s1); 2 — ролик обводной; 3

  • место проведения жгута резиномотора и промежуточной нити; 4 — плата прижимная (латунь, лист s1); 5 — винт М2,5; 6 — ось передняя (сталь «серебрянка», проволока диаметром 2); 7 — шайба (латунь, паять на оси); 8 — подшипник передней оси (бронзовая трубка диаметром 3); 9,10,11,16 — переборки корпуса (фанера s2); 12 — кронштейн задней оси (дюралюминиевый профиль); 13 — подшипник задней оси (бронза или бронзокерамика); 14 — ось задняя («серебрянка», проволока диаметром 2); 15 — спецшайба для крепления конца нити резиномотора; 17 — шайба дистанционная (латунь); 18 — ступица заднего колеса (дюралюминий, на ось ставить на резьбе с проклейкой соединения эпоксидной смолой); 19 — шина заднего колеса (микропористая резина); 20
  • контргайка страховочная; 21 — стойка навески переднего конца резиномотора; 22 — ступица переднего колеса (дюралюминий, на оси крепить эпоксидной смолой); 23 — шина переднего колеса (микропористая резина); 24 — ось обводного ролика (стальной спецвинт МЗ); 25 — корпус (выклейка из ватмана и тонкого картона).

Приложение 3

Тестовые задания

ФИ         Возраст         Группа        

  1. Выберите составные части авиамодели:

а) фюзеляж

б) стабилизатор

в) киль балка

  1. Графическое изображение предмета, выполненное с помощью чертежных инструментов в определенном масштабе с точным соблюдением размеров – это

а) технический рисунок;

б) чертеж;

в) эскиз;

  1. Определите правильный порядок

1.        ; 2.        ; 3.         _         _         .

  1. – линия сгиба        а) 2; 3; 1.
  2. – линия контура        б) 3; 2; 1.
  3. – центровая (осевая)        в) 2; 1; 3.

г) 1,2,3.

  1. Горизонтальное оперение – это:

а) крыло с элеронами; б) киль и руль поворота;

в) стабилизатор и руль высоты.

  1. Разность давлений впереди крыла и сзади является причиной возникновения:

а) подъемной силы; б) высокой скорости; в) высоты полета.

  1. Среди предложенных инструментов найдите лобзик, столярные клещи, тиски, напильник, отвертка.

  1. Элероны крыла регулируют:

а) повороты модели;

б) высоту полета; в) и то и другое;

  1. Остойчивость – это характеристика
  1. авиамоделей;
  2. автомоделей;
  3. морских судов.

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа детского объединения "Начальное техническое моделирование и конструирование"

Программа расчитанана на 3 года обучения для детей младшего и среднего школьного возраста ....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Начальное техническое моделирование" 2017

В написании программы учитывались знания основ теории и практики дополнительного образования, педагогики, психологии и возрастной физиологии, методики обучения и воспитания, а также личный педагогичес...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Начальное техническое моделирование" (базовый уровень)

Формирование   специальных компетентностей у учащихся в области технического моделирования и конструирования, способствующих развитие творческих способностей личности ребёнка....

План-конспект открытого занятия «Ознакомление с новым видом деятельности в соответствии с дополнительной общеобразовательной программой «Начальное техническое моделирование»» «Моделирование ракеты»

План-конспект открытого занятия«Ознакомление с новым видом деятельности в соответствии с дополнительной общеобразовательной программой«Начальное техническое моделирование»»...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая разноуровневая программа «Начальное техническое моделирование «Конструкторы»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая разноуровневая программа«Начальное техническое моделирование  «Конструкторы»...

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа "Начально-техническое моделирование"

Реализация Программы "Начально-техническое моделирование" на всем периоде обучения происходит по разнообразной тематике. На занятиях обучающиеся конструируют из разного материала летающие мо...

Общеразвивающая программа «Начальное техническое моделирование и конструирование». Составитель педагог дополнительного образования Тогмитов Жаргал Батоевич

Актуальность и целесообразность образовательной программыобосновывается  острым  востребованием научно-технических, инженерных и технических кадров для прогрессирующего развития экономики ст...