Программа дополнительного образования "Смотрю на мир глазами художника"
рабочая программа на тему

Программа дополнительного образования "Смотрю на мир глазами художника" разработана на основе примерной программы художественно-эстетического направления «Смотрю на мир глазами художника». Автор Е.И. Коротеева. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под редакцией В.А. Горского. Москва, «Просвещение», 2011г. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_izo_mir_glazamidocx.docx51.27 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ ИРМО «Уриковская средняя общеобразовательная школа»

Согласовано

«__»_______2015г

Зам директора по ВР

Воропапева Н.В.

________/_____________/  

 

Утверждаю

Приказ № ________

от «___»_____2015г.

Директор МОУ ИРМО «Уриковская СОШ»

________ Голяковская Е.Ю.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ

СМОТРЮ НА МИР ГЛАЗАМИ ХУДОЖНИКА

Образовательная область: дополнительное образование

Кишова Ольга Анатольевна,

учитель изобразительного искусства и технологии,

       I       квалификационной категории

                             

2015-2016 учебный  год.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Смотрю на мир глазами художника» разработана на основе примерной программы художественно-эстетического направления «Смотрю на мир глазами художника». Автор Е.И. Коротеева. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под редакцией В.А. Горского. Москва, «Просвещение», 2011г.

Актуальность изучаемой деятельности обусловлена возрастанием в условиях современного общества роли культуры и искусства как важнейших механизмов саморазвития и самопознания человека в его взаимодействии с окружающим миром, как средства накопления и усвоения этого познания, как способа порождения и отбора специфических ценностных установок и актуализации этих ценностей.

Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:

 быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;

  быть ориентированными на лучшие конечные результаты.

Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. Среди многообразия видов творческой деятельности изобразительное искусство и художественно-творческая деятельность занимают одно из ведущих положений. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира.

Занятия художественной практической деятельностью, по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Важное направление в содержании программы «Смотрю на мир художника » уделяется духовно-нравственному воспитанию младшего школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:

- патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;

 - конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.);

- ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических ценностях (знакомство обучающихся с художественно-ценными примерами материального мира, восприятие красоты природы, эстетическая выразительность предметов рукотворного мира, эстетика труда, эстетика трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);

-ценностного отношения к природе, окружающей среде (создание из различного материала образов картин природы, животных, бережное отношение к окружающей среде в процессе работы с природным материалом и др.);

- ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).

 Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития обучающимся технологических знаний, трудовых умений и навыков программа «Смотрю на мир глазами художника» выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:

 - интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий; - формирование информационной грамотности современного школьника; - развитие коммуникативной компетентности;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся.

 Цель программы состоит в том, чтобы дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области изобразительного искусства и творческой деятельности… всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников, логического мышления, художественного вкуса, расширение кругозора.

 Учебные задачи программы: - развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в изобразительном искусстве и творческой деятельности. - научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства; - научить правильно использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства. - освоение детьми основных правил изображения; - овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности; - развитие стремления к общению с искусством.

Воспитательные задачи: - формирование эстетического отношения к красоте окружающего;

 - развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности;

 - формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности.

 Творческие задачи: умение осознанно использовать образно-выразительные средства для решения творческой задачи;

 - развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности.

Пути, средства, методы достижения цели. Связь изобразительного искусства и художественно-творческой деятельностью осуществляемой во внеурочное время, с содержанием обучения по другим предметам обогащает занятия и повышает заинтересованность учащихся. Поэтому программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.), окружающий мир (создание образов животного и растительного мира).

 Основополагающие педагогические принципы программы:

 принцип развивающего и воспитывающего характера обучения;

  принцип наглядности;

 опора на интерес ребенка;

 индивидуальный темп движения;

  гуманистичность.

Средства достижения цели:

1.Аудиовизуальные

2.Электронные образовательные ресурсы

3.Наглядные

4. Демонстрационные

 Методы достижения цели: 

1. Словесные, наглядные, практические.

2. Репродуктивные объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные.

3. Стимулирования, определенные поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями, навыками.

Сочетание репродуктивного, продуктивного и творческого метода в реализации программы помогает раскрытию творческих способностей ребенка, развивает его интерес. Методы обучения направлены на то, чтобы предлагаемая программа возникла в сознании ребенка как придуманная им самим, тогда у него появляется возможность ставить (выбирать) цель, принимать решение и намечать план действий для достижения цели, а в определенный момент оценить результаты своих действий.

Сведения о сроках реализации программы.

Продолжительность занятий строится в основной школе из расчёта 70 часов (по два часа в неделю).

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Тема

Количество

часов

1

Вводное занятие

2

2

Живопись

28

3

Графика

20

4

Аппликация

10

5

Бумажная пластика

9

6

Организация и обсуждение выставки детских работ

1

Итого

70

Предполагаемые результаты реализации программы.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников в сфере изобразительного искусства и художественного творчества распределяются по трем уровням.

 Первый уровень результатов - приобретение школьниками знаний о различных профессиях, элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях куль туры России, культур народов России, о принятых в обществе нормах отношения к природе, о правилах конструктивной групповой работы, о организации коллективной творческой деятельности, о способах организации взаимодействия людей и общностей, о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации. Второй уровень результатов развитие ценностных отношений к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества., стремление к сотрудничеству со старшими детьми , со сверстниками, взрослыми.

 Третий уровень результатов приобретение опыта участия в различных видах общественно полезной и личностно-значимой деятельности; выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности; мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно - полезной деятельности.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения курса «Мир глазами художника» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Мир глазами художника»:

— чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

— уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

 — понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

— сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

— сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;

— овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

— умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

— освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

— овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

— освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

— овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

— использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;

— умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

— осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ

Учащиеся должны знать:

  • названия главных и составных цветов;
  • правила смешения цветов.
  • произведения народного декоративно-прикладного искусства (Палех, Городец, Хохлома, Гжель);
  • жанры изобразительного искусства – батальный и исторический;
  • о многообразии различных явлений, событий и предметов действительности;
  • народные традиции, обычаи;
  • произведения народного декоративно-прикладного искусства;

Учащиеся должны уметь:

  • разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность;
  • применять приёмы рисования кистью;
  • рисовать гуашью, тушью, мелками;
  • правильно определять и выразительно передавать в рисунках особенности формы.
  • использовать в иллюстрации выразительные возможности композиций сюжета из сказки;
  • передавать динамику событий, действия героев сказки посредством цветовых и тональных контрастов цветной бумаги;
  • анализировать особенности конструктивно-анатомического строения птиц и животных;
  • самостоятельно выбрать сюжет из басни и проиллюстрировать его;
  • выделять главное в пейзаже;
  • определять изменение цвета и различать цветовой тон;
  • эмоционально воспринимать образ природы;
  • анализировать содержание и художественные особенности картин;
  • выполнять панно из цветной бумаги по эскизным рисункам.
  • выразить отношение к произведениям искусства, к собственному творчеству.

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИМЕНИТЕЛЬНО К РАЗЛИЧНЫМ ФОРМАМ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

Критерии оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества (Т.С.Комарова)

АНАЛИЗ ПРОДУКТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Форма:

3 балла – передана точно, части предмета расположены, верно, пропорции соблюдаются, чётко передано движение;

2 балла – есть незначительные искажения, движения передано неопределённо;

1 балл – искажения значительные, форма не удалась, части предмета расположены неверно, пропорции переданы неверно, изображение статическое.

2. Композиция:

балла – расположение по всему листу, соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов;

2 балла на полосе листа; в соотношении по величине есть незначительные искажения;

1 балл – композиция не продумана, носит случайный характер; пропорциональность предметов передана неверно.

3. Цвет:

3 балла – передан реальный цвет предмета, цветовая гамма разнообразна;

2 балла - есть отступления от реальной окраски, преобладание нескольких цветов и оттенков,

1 балл – цвет передан неверно, безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете.

4. Ассоциативное восприятие пятна:

3 балла – самостоятельно перерабатывает пятно, линию в реальные и фантастические образы;

2 балла – справляется при помощи взрослого;

1 балл – не видит образов в пятне и линиях.

АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Изобразительные навыки: 3 балла – легко усваивает новые техники, владеет навыками действия изобразительными материалами; 2 балла – испытывает затруднения при действиях с изобразительными материалами; 1 балл – рисует однотипно, материал использует неосознанно.

Регуляция деятельности: 3 балла – адекватно реагирует на замечания взрослого и критично оценивает свою работу; 2 балла – эмоционально реагирует на оценку взрослого, неадекватен при самооценке (завышена, занижена), заинтересован процессом деятельности; 1 балл – безразличен к оценке взрослого, самооценка отсутствует; заинтересован (равнодушен) продуктом собственной деятельности.

Уровень самостоятельности, творчества: 3 балла – выполняет задания самостоятельно, в случае необходимости обращается с вопросами, самостоятельность замысла, оригинальность изображения; 2 балла – требуется незначительная помощь, с вопросами обращается редко, оригинальность изображения, стремление к наиболее полному раскрытию замысла; 1 балл – необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается, не инициативен, не стремится к полному раскрытию замысла.

Шкала уровней: 0 – 8 – низкий уровень; 9 - 16 – средний уровень; 17 – 21 – высокий уровень.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

    Общие показатели развития детского творчества:

  • компетентность (эстетическая компетентность);
  • творческая активность;
  • эмоциональность (возникновение умных эмоций);
  • креативность (творческость)
  • производительность и свобода поведения;
  • инициативность;
  • самостоятельность и ответственность;
  • способность к самооценке.

Специфические показатели развития детского творчества в продуктивных видах деятельности:

Субъективная новизна, оригинальность и вариативность как способов развития творчества.

Нахождение адекватных выразительных средств для создания художественного образа.

Большая динамика малого опыта, склонность к экспериментированию с художественными материалами и инструментами.

Индивидуальный «почерк» детской продукции.

Самостоятельность при выборе темы, сюжета, композиции, художественных материалов и средств художественно-образной выразительности.

Общая ручная умелость.

ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ

Выставка работ. Конкурсы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алехин А.Д. Когда начинается художник. М., 2010г.
  2. Горский В.А., Тимофеев А. А., Смирнов Д.В. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование – М. «Просвещение», 2011 г
  3. Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. М., «Просвещение», 2011г.
  4. Конев А., Маланов И. - Учимся рисовать - Рисунок для изостудий. От простого к сложному – 2011
  5. Начинающему художнику. Основы рисунка - 2012
  6. Либралато Валерио - Школа акварели. Базовый курс – 2012
  7. Шалаева Г.И. - Учимся рисовать (Хочу стать художником) – 2011
  8. Щеблыкин И. К., Романина В. И. Аппликационные работы в начальных классах, М., «Просвещение», 2011г

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема

Всего часов

Дата

Корректировка

1 раздел. Вводное занятие

2

1

Давайте познакомимся.

1

 

2

Экскурсия на природу «Прекрасное вокруг

1

Живопись

28

3

Живопись. Начальные представления об основах живописи

1

4

Особенности акварельной живописи

1

5

Изучение основных, теплых и холодных цветов

1

6

Цветовая гармония и колористика.

1

7

Контраст тёплых и холодных цветов.

1

8

Фантазийное изображение.

1

9

 Изменение цвета по светлоте, насыщенности и тону

1

10

Изображение растений.

1

11

Изображение растений, акварель

1

12

Изображение трав.

1

13

Изображение трав, акварель

1

14

Изображение сказочных животных.

1

15

Сказочные животные. Цветовое решение

1

16

Образы природы в пейзаже

1

17

Пейзаж как образ Родины

1

18

Живописные зарисовки элементов пейзажа. Облака

1

19

Живописные зарисовки, краткосрочные этюды элементов пейзажа

1

20

Пейзаж в разное время дня. Этюды

1

21

Тоновые отношение между основными элементами пейзажа

1

22

Цветовая гармония пейзажа

1

23

Воздушное пространство в пейзаже

1

24

Эффект пространства. Работа по сырому.

1

25

Пейзаж. Времена года

1

26

Пейзажные зарисовки

1

27

Краски пейзажа

1

28

Пейзаж Живописная работа

1

29

Живописная работа

1

30

Выставка и обсуждение работ учащихся

1

Графика

20

31

Искусство рисунка

1

32

Знакомство с выразительными средствами графики

1

33

Выразительность линии

1

34

Линейный рисунок

1

35

Контраст темного и светлого пятен

1

36

Варианты создания тонового пятна в графике

1

37

Изображение объёмов предметов

1

38

Тоновые отношения в рисунке натюрморта

1

39

Тематический натюрморт

1

40

Натюрморт. Линейно-конструктивное построение предметов.

1

41

Натюрморт, работа в тоне на основном формате

1

42

Натюрморт, детальная проработка.

1

43

Варианты работы цветными карандашами и фломастерами

1

44

Варианты работы цветными карандашами и фломастерами

1

45

Изображение трав, деревьев, веток.

1

46

Изображение объектов природы и быта.

1

47

Изображение насекомых

1

48

Изображение животных

1

49

Графическая работа.

1

50

Выставка и обсуждение работ учащихся

1

Аппликация

10

51

Знакомство с различными техниками аппликации Айрис-фолдинг. Просмотр работ в этой технике

1

52

Айрис-фолдинг. Приёмы работы

53

Айрис-фолдинг. Радуга цветов

1

53

Композиция

1

54

Эскиз сюжетной композиции

1

55

Выбор цветового решения

1

56

Подготовка материала

1

57

Работа с засушенными цветами, листьями, травами (создание простых композиций)

1

58

Работа над композицией

1

59

Проработка мелких деталей.

1

60

Выставка и обсуждение работ учащихся

1

Бумажная пластика

9

61

Как родилась бумага Виды бумаги.

1

62

Инструменты и материалы. Правила техники безопасности.

1

63

Волшебные свойства бумаги.

1

64

Модульное оригами. Просмотр работ в этой технике.

1

65

Базовые элементы модульного оригами.

1

66

Изготовление базовых элементов модульного оригами

1

67

Поделка на свободную тему

1

68

Модульное оригами. Творческая работа

1

69

Выполнение декоративных элементов

1

70

Выставка и обсуждение работ учащихся

1

Итого

70


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по внеурочной деятельности (ФГОС) "Гляжу на Родину глазами художника"

Программа «Смотрю на Родину глазами художника» разработана для обучающихся 1 класса и составлена на основе примерных программ по внеурочной деятельности ФГОС.  В Программе представлена...

Программа кружка "Смотрю на мир глазами художника"

Программа рассчитана на 1 год обучения. При наборе в коллектив учитывается возраст, принимаются дети с 7 до 12 лет.Реализация программы основана на развитии детского творчества.В процессе занятий соче...

Рабочая программа по внеурочной деятельности по художественно-эстетическому направлению «Смотрю на мир глазами художника» для 1-4 классов

Рабочая программа по внеурочной деятельности  по художественно-эстетическому  направлению «Смотрю на мир глазами художника»  для 1-4 классов...

рабочая программа кружка "Смотрю на мир глазами художника"

Программа рассчитана на учащихся 1-4 классов...

Программа дополнительного образования "Подвиг Ленинграда глазами юных"

Программа  относится к туристско-краеведческой  направленности дополнительного образования детей. Целью программы является – героико-патриотическое воспитание учащихся через...