Статья "Создание коллекции этнографических кукол в национальном костюме народностей, населяющих Самарскую губернию, в условиях дополнительного образования"
статья на тему

Колесова Галина Васильевна

Описание работы, цель создания коллекции, краткая характеристика коллектива, в котором создавалась коллекция, национальные особенности костюма народностей, населяющих Самарскую губернию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_sozdanie_kukly.docx200.51 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Елена док\Документация\логотип ЧБ.jpg

Статья

«Создание коллекции этнографических кукол в национальном костюме народностей, населяющих Самарскую губернию, в условиях дополнительного образования»

Автор: Колесова Галина Васильевна, методист, педагог ДО МБУ ДО «ЦВО «Творчество» г.о. Самара

г. Самара 2015 г.


Содержание

  1. Характеристика коллектива «Студия моды «Вопреки».
  2. Описание работы по созданию коллекции этнографических кукол в национальном костюме народностей, населяющих Самарскую губернию.
  1. Общие положения.
  2. Цель создания коллекции кукол в национальном женском костюме народностей, населяющих Самарскую губернию.
  3. Этапы работы над коллекцией.

3. Национальный женский костюм народностей, населяющих Самарскую губернию:

3.1. Русский женский национальный костюм

3. 2. Татарский женский национальный костюм,

3.3. Мордовский женский национальный костюм,

3.4. Украинский женский национальный костюм,

3.5. Белорусский женский национальный костюм,

3.6. Немецкий женский национальный костюм,

3.7. Азербайджанский женский национальный костюм,

3.8.Узбекский женский национальный костюм,

3.9. Цыганский женский национальный костюм,

3.10. Грузинский женский национальный костюм.

4.Результаты работы по созданию коллекции кукол в национальном женском костюме народностей, населяющих Самарскую губернию


  1. Характеристика коллектива «Студия моды «Вопреки»

Коллектив «Студия моды «Вопреки» в условиях образовательной среды которого была создана коллекция кукол, на данный момент в г. Самаре и области является одним из наиболее стабильно работающих детских и молодежных коллективов среди театров и студий моды.

Программа студии реализуется с 1995 года. В течение данного срока она дополнилась новыми приемами и методиками и перестраивалась, учитывая конкретные возрастные и психофизиологические возможности учащихся, пополнилась материально-техническая база.

Цель студии: создание оптимальных условий для творческой образовательной среды, развития личности и самоопределения в процессе участия в различных видах учебной – теоретической, практической и проектной деятельностях средствами дизайна и конструктивного моделирования одежды.

Возраст учащихся студии – 13 лет – 21 год.

Студия моды «Вопреки» «ЦВО «Творчество» достойно представляет Самарскую область на российских, всероссийских, международных конкурсах и фестивалях по направлениям моды:

  • Межрегиональные конкуры, показы: «Шарм», «Зима», «Экспо - Мода» в г. Самара при АО «Экспо-Волга» муз. им. П. Алабина – дипломант и лауреат;
  • Областной конкурс театров детской и молодежной моды «Лабиринты моды» СДДиЮТ – лауреат, гран - при;
  • «Подиум» в г. Новокуйбышевске, Университет Художественных ремесел им. Демидовых - дипломант;
  • Специализированная выставка «Образование и Карьера 2008-14»- дипломант и лауреат;
  • Областной фестиваль детского и юношеского творчества «Символы великой России» СДДиЮТ – лауреат и дипломант;
  • специализированный показ «Pret-a-porte» в  г. Самара - дипломант;
  • российский фестиваль молодежной моды и театрального костюма А. Васильева – многократный победитель - финалист;
  • Всероссийский фестиваль «Таланты земли волжской» - лауреат;
  • Всероссийский фестиваль – конкурс «Триумф» - лауреат
  • и многих других.

В течение последних 10 лет студия является организатором зонального конкурса эскизных проектов «Ступени».

Актуальность программы студии - это возможность получения предпрофессионального образования, акцент делается на творческой деятельности человека в сфере дизайна одежды и умении применить полученные знания в современном мире. Собранные в программе знания, умения и навыки по проектированию костюма, анализ моды и работа над модным образом, использование имидж-технологий, помогут молодым людям в выборе будущей профессии и выявлении своего индивидуального стиля, актуального в данное время.

Обучение в рамках программы способствует адаптации учащихся к нестабильным социально-экономическим условиям, подготовке к самостоятельной жизни в современном мире и нацеливает на дальнейшее профессиональное обучение. Это является положительным фактором, влияющим на развитие мотивации детей к творчеству и познанию.

Социально-культурная среда студии представляет собой комплекс интегрированных условий, создающих необходимые предпосылки для формирования и развития общекультурных компетенций учащихся. Они не только становятся просвещенными в той или иной отрасли знаний, но и являются готовыми к социальной включенности в современное общество, психологически подготовленными к адаптации на рынке труда, ориентированными на конкурентоспособность и успех.

Новизну программы студии определяет принцип полихудожественной деятельности, как интегрирование различных видов искусства (дизайн, композиция костюма, рисунок, художественного оформления ткани, имидж-технологии, художественное конструирование и моделирование одежды, декоративно-прикладное искусство), положенный в основу содержания учебной деятельности студии моды.

Педагогическая целесообразность программы студии состоит в практико – ориентированной направленности. Овладение технологиями fashion - индустрии позволяет учащимся студии создавать  индивидуальный образ и развивать коммуникативные способности согласно специфике их будущей профессиональной сферы деятельности.

В рамках учебных дисциплин (модулей), практикуются встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов (ведущие дизайнеры-практики члены Союза дизайнеров России, Творческого союза дизайнеров и МОА, зарубежные и российские представители современных предприятий, арт – студий, модных домов и проектных мастерских индустрии моды). 

Отличительной особенностью программы студии является новый алгоритм творчества, состоящий из цепочки: образ – цвет – ткань – исполнение.

Креативность работы коллектива студии проявляется в готовности к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления, идет постоянный поиск новых способов проектирования костюма.

Разыскивая по всей Самарской области новых «дизайнеров», студия осуществляет целую программу открытия молодых талантов.

В рамках этой программы учащимся студии в течение одного календарного года предоставлялись бесплатные выставочные стенды в Региональной выставке «Expomoda» в выставочных павильонах музея имени П. Алабина.

Кроме того, они получают возможность продемонстрировать свои коллекции в интересном шоу «Студенческий подиум» в рамках Недели Российской моды в городе Самара, международном конкурсе Александра Васильева «Поволжские сезоны».

Совместно с Самарской Государственной Архитектурной Академией и Самарским Художественным музеем специалистами студии «Вопреки» осуществляется отбор для участия в проекте «Семь вечеров в мире моды» с А. Васильевым, «Мода и дети», «Мода и проект» - с Самарской школой моды.

Студия такого уровня - великолепная стартовая площадка для вхождения в индустрию моды. В России много очень талантливых и перспективных детей. Задача студии - помочь им встать на профессиональный и востребованный уровень.

Уникальность программы студии - в сочетании богатых традиций в области образования, передовых достижений и очевидных успехов в области дизайна.

Сегодня модный бизнес требует большой рафинированности, эстетической готовности, желания проявить через вещи собственное «я», пробовать новое. Поэтому важно научить чувствовать «дух времени», улавливать и отражать новизну, формировать у обучающихся и окружения новые представления, давать им упоительную возможность видеть в чем-то красивом свои собственные желания и мечты, выражать себя через одежду.

В 2016 году учащиеся студии выдвинули идею создания коллекции одежды не «на себя», а для этнографической куклы и посвятить ее 165 – летию Самарской губернии.

  1. Описание работы по созданию коллекции этнографических кукол в национальном костюме народностей, населяющих Самарскую губернию.
  1. Общие сведения

В январе 1851 года в Российской империи была образована новая губерния – Самарская. В 2016 году Самарской губернии исполнилось 165 лет. Сегодня наш Самарский край известен далеко за пределами России. Это космические корабли и ВАЗовские автомобили, шоколад кондитерского объединения «Россия», академические оперный и драматический театры, одна из крупнейших в стране областная библиотека, ежегодный Грушинский фестиваль авторской песни. Это – признанный центр науки и образования, всероссийский курорт «Сергиевские Минеральные Воды» и «волжская Швейцария» - национальный парк «Самарская Лука».

Самарский край и в этнографическом отношении является уникальным регионом России, где на протяжении веков взаимодействовали друг с другом разнородные этносы, представляющие различные языковые группы – славянскую, финскую, тюркскую, германскую; множество религий – православие, католицизм, все формы протестантизма, ислам, иудаизм.

2.2. Цель создания коллекции кукол в национальном женском костюме народностей, населяющих Самарскую губернию.

Цель создания коллекции кукол в национальном женском костюме народностей, населяющих Самарскую губернию: популяризация этнокультурного наследия народов Самарской области и воспитание детей и молодежи на традициях взаимодействия разных национальных культур через создание этнографической выставки.

Задачи:

  • Создание условий для формирования общей культуры детей и молодежи;
  • Содействие формированию основных коммуникативных компетенций средствами совместной деятельности по созданию коллекции кукол в национальных костюмах народов, населяющих Самарскую губернию;
  • Формирование у детей и молодежи представления о народных традициях и народном творчестве этнокультур Самарской губернии;
  • Популяризация народного творчества разных этнокультур Самарской области;
  • Сохранение народных традиций и народного творчества;
  • Поддержка детского творчества и одаренных детей;
  • Развитие патриотизма у детей и молодежи.

2.3.Этапы работы над коллекцией.

В течение 2015 – 2016 учебного года в результате долгой кропотливой работы учащимися совместно с педагогами студии моды «Вопреки» были созданы 20 кукол в костюмах разных народов, населяющих Самарскую губернию. Эти кулы стали экспонатами этнографической выставки, подобран лекционный материал для проведения экскурсий и подготовлены экскурсоводы из числа учащихся (5 человек) и педагогов (2 человека) МБУ ДО «ЦВО «Творчество» г.о. Самара.  

        Основа кукол изготовлена учащимися – мальчиками - в «Мастерской деревообработки «Интерьер» из дерева, фанеры по собственным моделям (сборно – разборная конструкция). Далее учащимися студии моды «Вопреки» - девочками были изготовлены манекены по размерам кукол и собрана общая основа.

Головы кукол слеплены из пластика, загрунтованы и расписаны акриловыми красками, волосы – из натуральной шерстяной и хлопчатобумажной пряжи.

Костюм кукол изготовлен из различных материалов – тканей, тесьмы, сетки, лент, фурнитуры (бусин, бисера, стекляруса, монет, цветов и т.д.).

Модели национального женского костюма народностей, населяющих Самарскую губернию, разрабатывались в соответствии с традиционным костюмом, с поправкой на современность.

Интерпретация традиционного костюма, головных уборов, причесок была предложена учащимися и положена в основу творческой мысли по созданию эскизов, собственно коллекции, а также послужила мощным стимулятором для активизации педагогического процесса.

  1. Национальный женский костюм народностей, населяющих Самарскую губернию:

3.1. Русский женский национальный костюм.

Наиболее ярко национальные особенности в одежде прослеживаются в женском костюме, в силу эмоциональности женщин и их внутренней потребности к красоте. При всей цветовой экзотичности он не выпадает из общей мировой тенденции моды: стремление к приталенному силуэту, отказ от больших плоскостей белого цвета, широкое применение продольного волана, использование в отделке объемных цветов, позументов, драгоценностей.

Различаясь отдельными элементами, русская народная одежда северных и южных областей содержит общие основные черты. Женский костюм в северных и южных областях различается отдельными деталями, расположением отделки. Главным различием является преобладание в северном костюме сарафана, в южном  - поневы. Основными элементами женского народного костюма являются рубаха, передник, сарафан или понева, нагрудник.

В XIX веке универсальным головным убором практически для всего женского населения России стал платок. Однако женщины разных национальностей носили его по-разному.

3.2. Татарский женский национальный костюм.

Верхняя одежда татар была распашной со сплошной приталенной спинкой. Поверх рубахи надевали безрукавный (или с коротким рукавом) камзол.

Женские камзолы шили из цветного, чаще однотонного бархата и украшали по бортам и низу позументной тесьмой, мехом.

Девушки носили мягкие белые калфаки, тканые или вязаные. Замужние женщины поверх них, выходя из дома, набрасывали легкие покрывала, шелковые шали, платки. Носили также налобные и височные украшения – полоски ткани с нашитыми бляхами, бусинами, подвесками. Обязательной частью женской одежды было покрывало.

Татарки плотно повязывали голову, надвинув платок глубоко на лоб и завязав концы на затылке – так его носят и сейчас.

Для одежды татар характерен традиционный трапециевидный силуэт с «восточной» насыщенностью цветов, обилие вышивок, применение большого количества украшений. Издавна татары ценили мех диких зверей – черно-бурой лисицы, куницы, соболя, бобра.

3.3. Мордовский женский национальный костюм.

Большим разнообразием отличалась женская мордовская одежда. Ее основу составляла рубаха панар. В комплект мордовского женского костюма входила также верхняя одежда – холщовый и суконный халаты. В традиционном мокшанском женском костюме присутствуют также штаны с широким шагом. Обязательной частью женского костюмного комплекса являлся пояс. Значительные расхождения наблюдаются в мокшанских и эрзянских головных уборах.

Старинным эрзянским женским головным убором является чепец («сорока») с высоким очельем на твердой основе. Его налобник, вышитый красно – коричневыми и черными нитями, украшался позументами, рядами блесток, бисера, цепочек.

Мокшанские головные уборы представляли собой сложное сооружение из собственно убора, закрывавшего голову, налобной повязки и наушников. Головной убор «панга» шился в форме прямоугольного мешка с продолговатой затыльной лопастью и украшался вышивкой, нашивками из лент, кружев и блесток. Чепец под названием «златой» шили из холста, украшали красным шелком и золотым шитьем. Мокшанские головные уборы по своей форме часто напоминали рога.

Среди поясных украшений, которые носили мокшанки, можно выделить длинные парные подвески: металлический каркас в виде нескольких рядов медной проволоки, скрепленных поперечными стержнями, на которые нанизывалась раковины каури. На конце подвески находилась, как правило, бахрома.

3.4. Украинский женский национальный костюм.

Традиционный украинский костюм долгое время сохранял свою этническую специфику. В описаниях ХVIII века П.С.Палласа костюм украинок села Кинель - Черкассы выглядел следующим образом: «Платье носят казацкое, с польским сходственное. Бабы летом ничего больше не носят, как одну только рубаху, с вышитым воротом, и вместо топки обертывают около себя клетчатую пеструю каразею, которую они сами ткут, и подвязывают широким поясом. Сие одеяние называется у них плахта, и как в цвете, так и в полосах великое имеет сходство с запаном горных шотландцев, который они планд называют. Черкаския жены носят на голове небольшие шапочки из пестрой материи, и повязывают сверх оных повязку, у которой назади от узла висят вышитыя лопости. Девки плетут свои волосы не так, как российские в одну, но в две косы, обвивают около головы, и повязывают пестрою повязкою, которая вынизана бисером».

3.5. Белорусский женский национальный костюм.

Женский костюм разнообразен, с выраженной национальной спецификой. Выделяются четыре комплекса: с юбкой и фартуком; с юбкой, фартуком и безрукавкой (гарсетом); с юбкой, к которой пришит лиф-корсет; с понёвой, фартуком, безрукавкой (гарсетом). Имеется три типа рубах: с прямыми плечевыми вставками, туникообразная, с кокеткой; большое внимание уделялось вышивкам на рукавах. Поясная одежда - разнообразного фасона юбки (андарак, саян, палатняник, летник), а также понёвы, фартуки. Юбки - красные, сине-зелёные, в серо-белую клетку, с продольными и поперечными полосами. Фартуки украшались кружевами, складками; безрукавки (гарсет) - вышивкой, кружевами.

Головной убор девушек - узенькие ленты (скидочка, шлячок), венки. Замужние женщины убирали волосы под чепец, надевали полотенчатый головной убор (намитка), платок; существовало множество способов их завязывать. В современном костюме используются традиции национальной вышивки, покроя, цветовой гаммы.

3.6. Немецкий женский национальный костюм.

Традиционной женской одеждой поволжских немцев была белая рубаха, синяя юбка, передник - фартук, шнурованный лифчик-корсаж и чепец.

В качестве головных уборов в немецких поселениях бытовали различного рода чепцы. У первых колонисток они закрывали всю голову или затылок. Такие чепцы шили из плотной ткани. Наряду с чепцами немки охотно пользовались разнообразными платками и шалями, а потом и вовсе стали покрывать голову только ими.

Женщины носили нижние вытканные шерстяные, с красными разводами, теплые юбки; поверх надевали короткие синие легкие юбки и короткие синие, с блестящими пуговицами на шнуре, душегрейки без рукавов, с широким круглым вырезом вокруг шеи и с зубцами в талии, обшитыми узкой цветной тесемкой. Под душегрейку одевалась белая бумажная рубаха, которая выглядывала буфами в талии и вокруг шеи; рукава рубахи, длинные и широкие, у кисти руки собирались буерами, плотно на шее привязывался шнур белых или желтых бус, которые колонисты называли кораллами.

Женский немецко - поволжский костюм довершал длинный белый бумажный фартук, который, как и рубашка, заменялся в праздник белым кисейным с большими цветами.

  1. Азербайджанский женский национальный костюм.

Азербайджанский женский национальный костюм состоял из рубахи с расширяющимися от локтя рукавами, широких шаровар до щиколотки и расклешенной юбки такой же длины. Одевали женщины также облегающую спину и грудь короткую кофту с длинными рукавами - «архаллыг», «кюляджа»), имела широкий вырез спереди. В талии она плотно стягивалась, а ниже расходилась сборками. Стёганная безрукавка носилась в холодное время. Верхняя плечевая одежда была длиннее рубахи.

Он состоял из накожников в виде мешка или шапочек разной формы. Поверх них надевали несколько платков. В «чутгу» — специальный накосный мешок женщины прятали свои волосы. Голова покрывалась невысокой цилиндрической шапочкой. Чаще она была из бархата. Поверх неё и повязывали чалму и несколько платков кялагаи.

3.8.Узбекский женский национальный костюм.

Женский национальный костюм состоит из халата, функционального платья простого покроя из хан-атласа, и шаровар - широких тонких брюк, зауженных внизу. Головной убор женщины состоял из трех основных элементов: шапочки, платка и тюрбана. Праздничный женский костюм отличается от повседневного добротностью и красотой тканей, из которых он выполняется. Детская одежда повторяла формы одежды взрослых. В последнее время одежда узбеков претерпела сильные изменения под влиянием европейской культуры, поэтому повсеместно можно встретить людей, одетых по последнему слову моды. Однако знаменитые узбекские вышивки и вышитая одежда, работы по металлу и драгоценным камням, традиционные головные уборы и ковры все еще пользуются заметно большей популярностью, чем европейские нововведения.

 Одним из наиболее популярных и повсеместно распространенных видов народно-прикладного искусства Узбекистана всегда была тюбетейка - твердая или мягкая шапочка на подкладке. Женщины пожилого возраста этот головной убор не носят. Готовая тюбетейка вышивалась шелковой нитью, золотой или серебряной канителью. Тюбетейки, созданные в различных районах, отличаются формой, орнаментом и цветовым решением.

3.9. Цыганский женский национальный костюм.

Длинная юбка, по обычаю, обязательно должна прикрывать ноги. Даже сегодня девушка-цыганка никогда не наденет короткую юбку, у цыган это считается верхом неприличия. Замужним женщинам нельзя надевать брюки, иначе осудит родня.

Цыганская кофта отличается разнообразием фасонов широкого рукава; он может иметь разную длину, прорези, оборки. При танце ничего не должно сковывать движения. Кофта всегда закрывает живот (цыганки никогда живот не оголяют). Кофта украшается бахромой, монетками, бисером, золотым или серебряным шнуром.

В старину цыганки носили обычные крестьянские рубахи с манжетами или простыми прямыми рукавами, но у испанских цыганок они увидели красивый расширяющийся силуэт рукавов кофт. В восьмидесятых годах XIX века появилась классическая цыганская женская кофта двух разновидностей: с рукавом до запястья или более коротким рукавом - до локтя. Шили эту кофту из тканей ярких цветов, часто брали не гладкую, а покрытую узорами ткань. Эта новая цыганская мода пошла на Балканы и в Россию. Важная и обязательная деталь цыганского костюма – шаль.

3.10. Грузинский женский национальный костюм.

Знатные грузинки шили платья из дорогих, чаще привозных шелковых тканей, из атласа ярко-красного, желтого, белого, голубого, синего, зеленого цветов. Верхнюю женскую одежду - катиби шили из яркого бархата или шелка на меховой или простеганной на вате шелковой подкладке.

Головной убор состоял из лечаки - треугольной белой тюлевой вуали (престижными считались лечаки из тончайшей марли, тюлевые или атласные), копи - тонкого валика из шелка и ваты и чихта - обшитого бархатом картонного ободка, который точно соответствовал размеру головы. Сверху накидывали гладкую, обычно темную, со скромным узором косынку багдади или большие коленкоровые покрывала чадри, в которые закутывались с головы до ног, оставляя открытым только лицо, иногда - только глаза.

Из украшений в моде были четки из мелкого красного коралла, гишера, янтаря. Традиционной была прическа из нескольких кос и коротких локонов, закрывавших виски.

  1. Результаты работы по созданию коллекции кукол в национальном женском костюме народностей, населяющих Самарскую губернию

В результате создания коллекции будет организована работа стационарной и передвижной этнографической выставки костюмов (кукол) «Истоки самарской моды». Данная выставка будет включена в образовательный ресурс МБУ ДО «ЦВО «Творчество» г.о. Самара, к ней получат доступ все 5398 его учащихся и более 150 его педагогов, а также учащиеся ОУ городского округа Самара.

Волонтёры из числа учащейся молодёжи в сотворчестве с педагогами «ЦВО «Творчество» продолжат работу по популяризации этнокультурного наследия народов Самарской области среди детей и молодежи, основанной на традициях взаимодействия разных национальных культур.

Работа над созданием коллекции кукол в национальном женском костюме народностей, населяющих Самарскую губернию, способствовала популяризации этнокультурного наследия народов Самарской губернии и воспитанию детей и молодежи на традициях взаимодействия разных национальных культур.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок технологии 7 класс "Национальные костюмы народов населяющих Кубань"

На Кубани   проживают люди разных национальностей, среди них армяне, дагестанцы, русские, украинцы, татары. Мы такие  разные, но мы живём все вместе. Посл...

Методическое объединение педагогов дополнительного образования «Профилактика девиантного поведения в условиях дополнительного образования».

Повышение психологической компетентности и коммуникативной грамотности педагогов.План работы МО:Современное состояние детства как социальные проблемы.Девиантное поведение, виды Д.П. Роль УДОД в профил...

Нравственное становление личности дошкольника средствами народного декоративно-прикладного искусства в системе дополнительного образования

В статье раскрыты аспекты работы педагога дополнительного образования по нравственному воспитанию  личности  дошкольника при обучении народному декоративно-прикладному искусству....

План проведения НОД в подготовительной к школе группе по теме «Народные промыслы Самарской губернии»

Закрепление знаний детей по  изделиям народных промыслов Самары и Самарской губернии.Закрепляем виды народного прикладного искусства (гжель, хохлома, дымковская игрушка), их характерные особеннос...

Русский народный костюм в разрезе регионов России. Видеоуроки. Русский национальный костюм. Народная одежда. Видеоцикл Красно-Кросно. КРК Уклад.

Видеопособие созданное специально для школьников и студентов в художественном сюжетном формате.Молодая девушка постепенно облачается, надевая элемент за элементом, в подлинный народный костюм. Видео с...

Развитие музыкального образования учащихся МОБУ СОШ №27 ГО "Город Якутск" в условиях дополнительного образования

Выволнение задач проекта "Музыка для всех" в год 8-летия со дня начала проекта...

Инклюзивная компетентность педагога дополнительного образования. Особенности организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дополнительного образования

Реализация прав детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в системе образования. Работа с детьми с ОВЗ, детьми-ин...