Развитие музыкального образования учащихся МОБУ СОШ №27 ГО "Город Якутск" в условиях дополнительного образования
методическая разработка по музыке

Скрябина Ирина Львовна

Выволнение задач проекта "Музыка для всех" в год 8-летия со дня начала проекта

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Развитие  музыкального образования учащихся МОБУ СОШ № 27 ГО «Город Якутск» в условиях дополнительного образования

Выполнение задач проекта «Музыка для всех»

В МОБУ СОШ № 27 г.Якутска

художественно-эстетического направления

 (в год 100-летия ЯАССР  в 2022 году исполняется 8 лет со дня начала проекта)

   В Концепции проекта «Музыка для всех»  в 2013 году были обозначены основные направления деятельности:

  1. Обеспечение доступности и полноценности музыкального образования для всех детей и подростков Республики Саха (Якутия) путем совмещения общего и музыкального образования в разных видах и формах, в том числе путем:

- раннего обучения основам игры на музыкальных инструментах

- увеличения объема учебных часов по предмету «Музыка» до 3 часов в неделю в I-IV классах, до 2 часов в неделю в   V-IX классах с учетом ФГОС (внеурочной деятельности);

- расширение музыкального образования и обучения детей на музыкальных инструментах, благодаря:

 - организации в экспериментальном порядке в разных городах и улусах Якутии интегрированных образовательных учреждений среднего общего и дополнительного (по типу ДМШ музыкального образования для всех учащихся);

- внедрению мирового опыта массового музыкального образования, в том числе:

 - создание школьных хоров, оркестров духовых и народных инструментов во всех учреждениях общего среднего образования республики согласно имеющемуся отечественному и зарубежному опыту;

   - организации школьных оркестровых коллективов по образцу оркестра русских народных  инструментов (Кемеровская область) с использованием групповых форм обучения и привлечением старших учащихся к занятиям с младшими.

      2. Обеспечение качества обучения и художественного уровня деятельности в рамках проекта «Музыка для всех» путем:

- систематической  переподготовки на современном научном уровне всех учителей музыки общеобразовательных школ республики (на базе СВФУ и других образовательных учреждений Министерства образования РС(Я):

-  непрерывного самообразования учителей музыки:

- обеспечение постоянной методической помощи преподавателям-музыкантам всех уровней, участвующих в проекте, в том числе путем организации для них творческих школ, мастер-классов, курсов повышения квалификации и других мероприятий на постоянной основе:

 - создание условий для совершенствования материальной базы во всех его формах, включая прежде всего, приобретение и ремонт музыкальных инструментов и т.д.

Реализация проекта «Музыка для всех» в школе № 27:

внедрено

внедрено

внедрено

 МОБУ СОШ № 27  получила статус школы художественно-эстетического направления в 2014 году.

Созданы хоровые и оркестровые коллективы, в 2014 году

Создан оркестр народных инструментов в 2015 году

Учителя музыки и педагоги дополнительного образования постоянно повышают свой профессиональный уровень на различных курсах повышения квалификации, все имеют высшую категорию профессиональной деятельности. 

Работают над различными темами самообразования, проводят мастер-классы, методические семинары, методические  марафоны, курсы повышения квалификации для начинающих педагогов.

Создана материальная база, имеются 2 кабинета музыки, актовый зал, приобретены  и ремонтируются музыкальные инструменты.

  1. Анализ уровня обученности учащихся проекта

Исследование проводится (в рамках Республиканского  проекта «Музыка для всех» к 8 –летию реализации проекта – завершающий этап):

1. Среди учащихся 8 классов, обучающихся  и обучавшихся музыкальной грамоте в разные годы, в классах поющих –  в хоровых коллективах  школы – Хор «Звукоряд» - 8 а, и посещающих уроки и кружки  музыки  (учителя музыки Милославская Татьяна Анатольевна, Тароева Лариса Александровна);

2. Среди учащихся 9, 10, 11 классов, посещающих занятия оркестра народных инструментов  (руководители Козлова Наталья Викторовна, Козлов Алексей Геннадьевич).

В школе ведется анализ уровня обученности учащихся по классам  и предметам, а так же по учителям в сравнении за несколько лет.  В Концепции выделено влияние музыки  на развитие математических способностей. Изучение музыки может помочь детям изучать математику, а познавание математики может облегчить ребенку изучение музыкальных законов. Поэтому были исследованы уровень обученности, и приведены средние баллы по годам в разноуровневых классах (в том числе музыкальном 8 а) по учебному предмету Математика  (учитель Петрова У.Г.):

6 а – 2019-2020 уч.г.

Класс

Период

Кол-во уч-ся

Оценки

н/а

осв.

% кач.

% усп.

СОУ

"5"

"4"

"3"

"2"

 

1

1 четверть

25

2

10

10

3

 

 

48,0

88,0

49,9

2 четверть

25

1

11

11

2

 

 

48,0

92,0

49,3

3 четверть

25

2

12

9

2

 

 

56,0

92,0

53,0

4 четверть

25

2

10

12

1

 

 

48,0

96,0

51,5

Годовая

25

2

11

11

1

 

 

52,0

96,0

52,6

Итоговая

25

2

11

11

1

 

 

52,0

96,0

52,6

 

7а – 2010-2021 уч.г.

Класс

Период

Кол-во уч-ся

Оценки

н/а

осв.

% кач.

% усп.

СОУ

"5"

"4"

"3"

"2"

 

1

1 четверть

23

 

11

12

 

 

 

47,8

100,0

49,4

2 четверть

24

4

11

9

 

 

 

62,5

100,0

59,5

3 четверть

24

3

7

13

1

 

 

41,7

95,8

51,3

4 четверть

24

1

7

13

3

 

 

33,3

87,5

44,3

Годовая

24

2

10

12

 

 

 

50,0

100,0

53,0

Выводы: в музыкальном классе – 8 а – по математике ( % успеваемости – в 6 кл – 96%, в 7 кл. -100%, % качества – 52% и 50%, а СОУ (степень обученности учащихся) – 52,6% и 53 %)  -  успеваемость, качество и СОУ -  находятся на достаточно высоком уровне, средний балл по математике – на достаточном уровне, средний балл по всем предметам 8а музыкального класса – выше, чем в параллельных классах

Средний балл по предмету за учебный период

Предмет: Математика В 6 а кл

Математика

3,44

3,68

3,58

3,55

Ср. балл по всем предметам

4,12

4,02

3,8

3,86

Учебный год: 2020/2021

Предмет: Алгебра

 

Алгебра

3,48

4

3,75

3,81

Ср. балл по всем предметам

4,18

4,09

3,88

3,95

Учебный год: 2019/2020

Средний балл по всем предметам 8а музыкального класса

Ежегодно проводится мониторинг оценки качества образования  по музыке и художественно-эстетическому воспитанию в школе

                           

   II.    Мониторинг оценки качества образования    

Критерии

Показатели оценки качества

Значения показателей по годам

Единица измерения

2016

2017

2018

2019

2020

2021-2022

1 четверть

1.Сроки реализации программы

Этапы

 1-2 этапы: 2016-2019 гг

 3 этап: сентябрь

2020 – июнь 2022 гг

  год

1-2 этап

1 -2

этап

1 -2 этап

1 -2 этап

3 этап

3 этап

2.Учебно-воспитательный процесс осуществляемый администрацией

Общее кол-во часов (распределить по часам)  

час.

3

3

3

3

3

3

3.

Уровень учебных достижений (оценка)

 

успеваемость учащихся реализующих образовательную программу  

%

100

100

100

100

100

100

успеваемость обучающихся по школе (в целом)

%

99

99

98,3

98

98

99

качество знаний обучающихся по школе (в целом)

%

51

38

39

36

44

56

кол-во уч-ся, оставленных на повторный год обучения

чел

3

1

5

11

2

2

Оценка индивидуальных достижений обучающихся по предмету математика

%

чел

57,5

61

62,5

62,7

59

62

Доля детей проявивших личный интерес к занятиям музыки

%

чел

100

100

100

100

100

100

Удовлетворенность учащихся

%

100

100

100

100

100

100

4.

Уровень освоения стандарта

Доля  выпускников от общего числа получивших аттестат без троек

%

чел

43

33

50

50

52

51

Доля  выпускников  от общего числа получивших аттестат (свидетельство)

%

чел

100

100

96

100

100

100

5.

Уровень вне учебных достижений

Доля  учащихся, участвующих в научно-исследовательской и проектной деятельности в республике

чел

80

80

80

80

106

92

Доля  участников в районных конкурсах,  соревнованиях

чел

13

161

234

128

128

250

Доля  участников во всероссийских олимпиадах, конкурсах

чел

321

495

384

322

210

280

Доля  победителей  в региональных конкурсах

чел

4

4

3

5

5

8

6.

Здоровье школьников

Доля  обучающихся, занимающихся в кружках, секциях

чел

760

899

878

877

1050

1162

Доля  несовершеннолетних, совершивших преступления

чел

1

0

0

0

2

0

7.

Развитие учительского потенциала

Доля  учителей музыки имеющих ВО

чел

2

2

2

2

2

2

Соотношение  численности преподавателей 1-й  и высшей категории

чел

Высшее - 2

Высшее - 2

Высшее - 2

Высшее - 2

Высшее - 2

Высшее- 2

Доля  учителей музыки, принимающих участие    в профессиональных конкурсах, грантах различного уровня

чел

3

3

3

3

3

3

Доля  педагогических  работников, прошедших курсы повышения квалификации от общей численности педагогических работников ОУ

чел

3

3

3

3

3

3

  1. Анализ уровня  воспитанности и эстетической культуры

При изучении организации внеурочной воспитательной работы и уровня воспитанности и уровня эстетической культуры  учащихся используются следующие методы:

  1. Изучение документации (планов, дневников классных руководителей, отчетов);
  2. Наблюдение за учащимися и учителями;
  3. Тематические проверки (посещение уроков, занятий, кружков, клубов);
  4. Достижения учащихся и творческих коллективов школы.
  5. Беседы, анкеты, интервью, отзывы и т. д.
  6. Проведение аналитических срезов, анкет, тестов, что позволяет в динамике отследить становление учащихся, занимавшихся музыкой в течение 8 лет.

Проведено социально-психологическое исследование  в следующих классах, в том числе -  8 а (музыкальном) и оркестре народных инструментов:

Выявление уровня воспитанности (приложение 3)

0,83

0,69375

0,716827

0,686328

оркестр

0,91023

Выявление уровня эстетической культуры  по самооценке учащихся (приложение 4)

низкий

средний

высокий

8а музыкальный (хор «Звукоряд»)

4

10

6

4

10

3

7

9

1

7

9

1

 (9, 10, 11 кл.) оркестр народных инструментов

1

6

12

Выводы: В музыкальном 8 а  классе и оркестре народных инструментов по самооценкам учащихся можно сделать следующие выводы, что в  этих классах уровень воспитанности и уровень эстетической культуры выше, чем в обычных классах: наблюдается  устойчивая и положительная динамика  в деятельности и поведении,  проявляется активная общественная и гражданская позиция.

         Главной целью современного образования является развитие и воспитание интеллектуальной, свободной, мобильной, нравственной и творческой личности. Ежегодно проводится оценка качества  художественно-эстетического воспитания в школе, проводятся мониторинговые исследования, и в год завершения эксперимента по проекту «Музыка для всех» за 8 лет,  мы пришли к такому выводу, что  дополнительное образование художественной направленности  оказывает  огромное влияние на повышение обученности, воспитанности,  на эстетическую культуру учащихся, на развитие личности:

  1. Уровень учебных достижений (оценка) высокий: успеваемость учащихся реализующих образовательную программу   100%, доля детей проявивших личный интерес к занятиям музыки и художественной направленности – 100%,

удовлетворенность учащихся – 100%.

  1. Уровень освоения стандарта  высокий– 100%, доля  выпускников от общего числа получивших аттестат без троек – 51%.
  2. Уровень вне учебных достижений высокий: доля  учащихся, участвующих в научно-исследовательской и проектной деятельности в республике – 92 чел,

доля  участников в городских конкурсах,  соревнованиях – 43% от общего числа учащихся школы, доля  участников во всероссийских олимпиадах, конкурсах – 24%, доля  победителей  в региональных конкурсах – 23%.

Скрябина Ирина Львовна, старший методист,

 кандидат педагогических наук,

учитель высшей категории,

Отличник образования РС(Я),

Почетный работник общего образования РФ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого мышления детей в условиях дополнительного образования детей

Понятие «творческое мышление»охватываетмыслительныепроцессы, приводящиек получению решений, созданию необычныхи оригинальных идей, обобщений, теорий, а такжехудожественных форм.У многих из нас творчес...

"Социализация и развитие детей-инвалидов в условиях дополнительного образования"

   В настоящее время процесс социализации является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, философы, социологи, педагоги, социальные псих...

СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТЕКСТИЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ.

Государственная политика в области традиционной художественной культуры, к сожалению, пока не дает основания говорить, что этот уникальный вид культурной деятельности имеет устойчивую и эффективную за...

«Учебная мотивация учащихся как показатель результативности в условиях дополнительного образования».

Цель: ознакомить педагогов с понятием мотивация, её разновидностями, сформировать навыки взаимодействия с детьми, придать педагогам мотивационный заряд и положительные эмоции....

«Развитие музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста в учреждениях дополнительного образования»

ВЫПУСНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Тема: «Развитие музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста в учреждениях дополнительного образования»...

«Развитие музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста в учреждениях дополнительного образования» презентация

laquo;Развитие музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста в учреждениях дополнительного образования» презентация...