Главные вкладки

    Тематический педсовет«Компетентносный подход в образовательном процессе: теоретические основы, критерии подхода, ключевые компетенции учащихся и преподавателей в условиях дополнительного образования»
    презентация к уроку по теме

    Кабилова Светлана Фаизовна

    Тематический педсовет

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Содержание педагогического совета

    1. Основной доклад:
    • «Компетентносный подход в образовательном процессе: теоретические основы, критерии подхода, ключевые компетенции учащихся и преподавателей в условиях дополнительного образования»

    Заместитель директора по УВР Кабилова С.Ф.

    1. Выступления в прениях:

    • «Развитие коммуникативных компетенций у учащихся в условиях занятий в духовом оркестре»

    Преподаватель ООИ Сандо Е.И.

    • «Развитие учебно-познавательных, общекультурных компетенций у учащихся в классе фортепиано»

    Заведующая ОФ Романова Л.Г.

    • «Развитие информационных технологий у учащихся на уроках коллективного музицирования»

    Заведующая ОНИ Велижанина О.С.

    • «Развитие коммуникативных компетенций у учащихся в условиях занятий в ансамбле скрипачей»

    Преподаватель ООИ Мальцева Т.Г.

    • Развитие компетентной личности учащегося на уроках изобразительного творчества и во внеклассной работе»

    Преподаватель ОИИ Карбовская А.В.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Предварительный просмотр:

    Педагогический совет по теме:

    «Компетентностный подход в образовательном процессе»

    Слайд 1 

    Система образования России сегодня претерпевает кризис знаниевого подхода в обучении, знаниевой парадигмы, существовавшей многие годы и признанной по официальным документам ЮНЕСКО уникальной за её фундаментальность и научность. В рамках знаниевого подхода всегда актуальной была проблема разрыва знаний от умений их применять, что в современных условиях,  в условиях рыночной экономики уже не удовлетворяет потребности общества. Поэтому и возникла необходимость перестроить систему образования – не теряя своей фундаментальности, она должна приобрести новое, практико-ориентированное содержание.

    Достижение нового качества образования – качества, отвечающего современным социально-экономическим условиям России и основным направлениям её развития, является основной целью правительственной стратегии модернизации образования сегодня.

    Слайд 2

    Образовательное пространство, направленное на личностно-ориентированное обучение, находится в активном поиске путей развития личности, способной к творческой инициативе, самостоятельности и непрерывному самоопределению не только в профессиональной деятельности, но и в общечеловеческих ценностях.

    Сегодня основным подходом в обучении становится компетентностный подход, который предполагает переход от трансляции готовых обобщённых знаний к личностным ценностям, от проверки памяти к способности мыслить, от авторитарного стиля преподавания к сотрудничеству между преподавателем, учеником и родителями.

    Современное общество в связи с доступностью информации расставляет свои приоритеты далеко не в пользу знаниям, умениям и навыкам, а отдавая предпочтения коммуникабельности, социализации и компетентности. Творчески мыслящий человек успешен не только в профессиональном плане, но и обладая коммуникативными качествами, прекрасно социализируется в обществе.

    Поэтому на современном этапе модернизации образования главной целью является формирование и развитие  в подрастающем поколении ряда ключевых компетенций, креативного мышления и творческих способностей, позволяющих успешно применять свои знания и умения на практике.

    Музыкальная педагогика, педагогика художественного образования не стоят в стороне от проблем общего образования, а наоборот активно доказывают свою состоятельность в решении обозначенных вопросов.  По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую активность, искусство занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему формирования и развития личности.

    Слайд 3

    Только искусство может помочь человеку научиться видеть и чувствовать присутствующую в мире истину, гармонию и красоту. Искусство всегда было полем борьбы разных представлений о том, что прекрасно и что безобразно. И его функция в том и состоит, чтобы вести человека в это проблемное поле и помочь построить личный  критерий не на случайных представлениях его окружения, а на более богатом, сложном фундаменте познания человеческой культуры, на сознательном выборе того, что для него близко и подлинно.

    Слайд 4

    Компетентностный подход широко изучается ведущими психологами и педагогами в нашей стране и зарубежом.

    В переводе с латинского языка competentia – круг вопросов, о которых человек осведомлен.

    Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней.

    Слайд 5

    Компетентностный подход  признан одним из наиболее актуальных инновационных способов построения новой образовательной парадигмы, а компетенции и компетентности – ведущими критериями подготовленности современного выпускника школы к различным условиям труда и социальной жизни.

    Слайд 6

    Направлениями реализации компетентностного подхода в деятельности  учреждения дополнительного образования, являются следующие:

    • описание целей и результатов образования на языке компетенций;
    • педагогически обоснованное использование соответствующих технологий обучения;
    • личностно центрированный характер образовательного процесса;
    • конструирование образовательных программ с учетом индивидуальной образовательной траектории учащегося;
    • формирование новой оценочной культуры – переход от оценки знаний к оцениванию компетенций.

    Слайд 7

    В ходе работы 16 стран, подписавших Болонскую декларацию,  по данному вопросу было выделено несколько групп компетенций. Среди них группа   ключевых компетенций, которые включают в себя:

    • Ценностно-смысловые компетенции.

    Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа  его жизнедеятельности в целом.

    • Общекультурные компетенции.

    Круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это – особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере. Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира.

     

    • Учебно-познавательные компетенции.

    Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности: знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.

    • Информационные компетенции.

    При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио -  видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

    • Коммуникативные компетенции.

    Включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др.

    • Компетенции личностного самосовершенствования.

    Направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данных компетенций выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.

    Формирование и развитие данных компетенций происходит во взаимосвязи между собой, и представляют процесс и результаты обучения и воспитания учащихся.

    Слайд 8

    Необходимо знать, что для развития компетентной личности учащегося очень важно развитие ключевых компетенций с опорой на личностные качества учащегося: познавательные, коммуникативные, креативные, методологические, мировоззренческие.

    Слайд 9

    Основой содержания музыкального и художественного образования, ориентированного на реализацию компетентностного подхода, являются следующие компоненты:

    • познавательный опыт личности, который включает в себя:
    • основные понятия и термины из теории музыки и искусства;
    • представления о жанрах, стилях, биографические знания, необходимые для музыкального исполнительства и художественного творчества;
    • оценочные знания, необходимые для анализа результата музыкальной и художественной деятельности.

    Слайд 10

    • эмоциональный опыт личности, который включает в себя:
    • образное восприятие искусства, музыкального содержания.
    • эмоциональная отзывчивость на музыку;
    • сопереживание.

    Слайд 11

    • опыт творчества и опыт музыкально-практической деятельности.
    • креативность  и критичность мышления;
    • гибкость ума;
    • образное мышление;
    • наличие собственного мнения;
    • вдохновлённость и фантазия.

    Все перечисленные компоненты становятся не только базой для осуществления музыкальной и художественной деятельности, но и сами формируются в процессе этой деятельности.

    Развитие ключевых компетентностей с опорой на познавательный опыт личности, эмоциональный опыт, опыт творчества и опыт музыкально-практической деятельности, с опорой на личностные качества учащихся приводит к тому, что человек способен моделировать и оценивать последствия своих действий заранее и на длительную перспективу, что позволяет ему осуществить переход от внешней оценки к выработке «внутренних стандартов» оценки своих планов, жизненных ситуаций и других людей. Развитие самооценки у учащегося является одним из важных моментов в развитии компетентной личности.

    Слайд 12

    Относясь к ядру личности учащегося, самооценка своих знаний и умений, является важным регулятором  его поведения  и учебной деятельности.

    Под влиянием самооценки  результатов обучения, в зависимости от направленности, характера, способностей учащегося складывается или правильное или неправильное  отношение к себе, вследствие чего самооценка учащегося может стать  либо стимулом, либо тормозом развития личности.

        Самооценка учащегося тесно связана с уровнем его притязаний. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями учащегося ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение и учебная деятельность становятся неадекватными. Самооценка  получает объективное выражение в том, как он оценивает и сравнивает способности, возможности и результаты деятельности других учащихся. Поэтому формированию этого качества необходимо уделять достаточное внимание в процессе обучения учащегося.

    Для успешного развития компетентной личности в учебной практике дополнительного образования используются различные педагогические технологии и методы, среди которых необходимо выделить технологии игрового, проблемного обучения, творческого развития детей, модульного и проектного обучения, а также различные творческие формы проведения уроков: уроки-викторины, КВНы, деловые игры и т.д.

    Слайд 13

    Фрагмент урока-викторины в 6 классе

    Слайд 14

    Большое значение в успешной реализации компетентностного подхода в современном образовании имеет компетенция преподавателя.

    К базовым педагогическим компетенциям с учетом специфики профессиональной деятельности преподавателя музыки и изобразительного искусства необходимо отнести следующие:

    • постановка и решение педагогических задач -умение осуществлять диагностику  музыкального и художественного опыта учащихся, уровня их музыкальной и эстетической культуры, способностей, эстетических пристрастий, качества восприятия музыки и окружающей действительности как основания выстраивания индивидуального маршрута погружения ребенка в музыку, в художественное творчество;
    • организация учебной деятельности учащихся – мотивирование учащихся к творческой деятельности, использование различных форм музыкальной деятельности, отбор учебного материала с учетом возможностей детей;
    • осуществление педагогической рефлексии – умение развивать и обогащать образовательную среду учреждения, умение осуществлять самореализацию, карьерный рост, самообразование, рефлексивную деятельность.
    • компетенция учителя в сфере педагогического общения - коммуникативная компетенция. 

    Умение выстраивать отношения с учениками  и родителями, с коллегами  является показателем компетенции преподавателя.

     Назову  основные трудности во взаимоотношениях «учитель-ученик» глазами ребёнка:

    • отсутствие общего языка, взаимопонимания, человеческой близости;
    • проявление неуважения к ученикам, несдержанность учителей, которые подавляют, не доверяют, слишком уверенны в своей непогрешимости, не признают своих ошибок, никогда не извиняются;
    • необъективность учителей.

    Глазами преподавателя:

    • Лень учащихся, нежелание учиться, сложность программы, систематическое невыполнение программы, слабый контроль родителей;
    • Невоспитанность, неблагодарность, примитивность, непочтительность учеников.

    Чтобы взаимоотношения с учениками, родителями, коллегами носили продуктивный характер, в процессе обучения и общения не возникало конфликтных ситуаций необходимо владеть знаниями психологической организации другого человека, механизмами установления продуктивных контактов, т.е. владеть коммуникативной грамотностью.

    Одним из средств мониторинга профессионального роста, отражающего уровень компетентности преподавателя и содержащее коллекцию дидактических и методических материалов, предназначенных для более совершенной организации учебного процесса является портфолио преподавателя. Портфолио преподавателя сегодня уделяется огромное внимание и в ближайшем оно станет непременным условием аттестации преподавателя (изменяются условия аттестации).

     Подводя итог своему выступлению, хочу сказать, что современный преподаватель должен понимать процессы, происходящие в рамках модернизации образования России, целенаправленно и успешно реализовывать компетентностный подход в практике обучения учащихся, стремиться самому быть компетентной личностью, способной решать все поставленные перед образованием задачи.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мастер-класс «Реализация метапредметного подхода как основа для формирования ключевых компетенций учащихся на уроках литературы. Японские хокку.»

    Краткое обоснование основных идей опыта. Сегодня с вашей помощью я смогу продемонстрировать те способы работы, которые ежедневно использую в своей педагогической практике. Её основу составляют ...

    Формирование ключевых компетенций через исследовательскую деятельность в учреждениях дополнительного образования детей

    Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать, не система знаний, умений и навыков, а способность человека действовать в конкретной жизенной ситуации, уметь самостоятельно...

    формирование ключевых компетенций учащихся на уроках химии как средство реализации личностно-ориентированного подхода в образовании.

    Работая одновременно с большими группами учащихся, учитель ориентируется на среднего ученика. При такой системе неизбежно задерживается развитие одних и создаются непреодолимые трудности для других уч...

    Информационная карта педагогического опыта "Комплексный подход в формировании ключевых компетенций учащихся в образовательном процессе"

    Новизна педагогического опыта заключается в системном подходе к  проблеме, в отборе и  оптимальном сочетании различных педагогических технологий. Инновационность и новизна достигаются также ...

    Отчетная работа Тема: «Индивидуальный подход в обучении с учетом особых образовательных потребностей учащихся в условиях дополнительного образования на примере физкультурно-спортивной направленности

    Дополнительное образование детей – целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовател...

    Системно-деятельностный подход в образовательном процессе как основа реализации ФГОС

    Любая образовательная система имеет свои корни, свой психолого-педагогический фундамент, свою научную школу. Системно-деятельностный подход ориентируется на отечественную советско-российскую психолого...

    Учебно-тематический план работы тренера-преподавателя Сиротенко Марины Сергеевны, МБОУ СОШ №4 по теме «Современный урок иностранного языка. Системно-деятельностный подход в образовательном процессе»

    Цель: повышение профессиональной компетенции учителей английского языка образовательных организаций автономного округа для улучшения качества преподавания английского языка и уровня подготовки обучающ...