Компетентностный подход в образовательном процессе теоретические основы знаний и умений в условиях преподавания английского языка
статья

Агадуллина Флюза Мадхатовна

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД        - совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кирюшкинская средняя общеобразовательная школа»

«Компетентностный подход в образовательном процессе: теоретические основы знаний и умений в условиях преподавания английского языка»

2019 г.

Компетентностный подход в образовательном процессе: теоретические основы знаний и умений в условиях преподавания английского языка

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД         - совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов.

Специфика компетентностного обучения состоит в том, что усваивается не «готовое знание», кем-то предложенное к усвоению, а «прослеживаются условия происхождения данного знания». Подразумевается, что учащийся сам формирует понятия, необходимые для решения задач. При таком подходе учебная деятельность, периодически приобретая исследовательский характер, сама становится предметом усвоения. Другими словами, компетентный подход предполагает, что учить следует не просто конкретным «застывшим» знаниям; следует «учить учиться». Будущий выпускник должен быть не просто учеником «знающим», а учеником «умеющим». Такое качество обучения и призван обеспечить компетентный подход.

Учебный предмет «Английский язык» можно считать  компетентностным, поскольку  основа  его  содержания  является  практическая  деятельность, т.е.  преобладает  деятельностное  содержание. Данный предмет обладает  большим  потенциалом  для  формирования  ключевых  компетенций. К ключевым компетентностям относятся:

-личностные, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;

-метапредметные, включающие освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные);

-предметные,  включающие освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области.

 Особое значение придается умениям, позволяющим действовать в новых, неопределенных, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующих средств. Их нужно находить в процессе решения подобных ситуаций и достигать требуемых результатов.

Таким образом, применительно к иностранному языку, компетентность – это просто умение общаться на этом языке.

Исследователи компетентностного подхода к обучению предлагают несколько классификаций ключевых компетенций. По одной из них (автор А.В. Хуторской), ключевыми образовательными компетенциями являются:

1.   Ценностно – смысловая.

2.   Общекультурная.

3.   Учебно – познавательная.

4.   Информационная.

5.   Коммуникативная.

6.   Социально – трудовая.

7.   Личностного совершенствования.

Данная классификация оказалась наиболее отвечающей требованиям компетентностного подхода, так как составлена на основе главных целей общего образования, основных видов деятельности обучающегося.

1. Ценностно-смысловая компетенция обеспечивает механизм самоопределения учащегося в ситуациях учебной и иной деятельности. Она демонстрирует ценностные ориентиры, умение выбирать установки для своих решений и поступков, ответственность к выбору решения. Учащиеся овладевают данной компетенцией, участвуя в нравственных беседах, в ситуациях морального выбора поступков.

2.   Общекультурная компетенция, а  в изучении иностранного языка, социокультурная компетенция позволяет учащимся понять основы семейных, социальных явлений и традиций и сравнить, обобщить культуроведческую информацию, получаемую из разных источников и на разных языках.

3. Учебно-познавательная компетенция включает в себя элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной со знаниями и умениями организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. Так, например, учащимся предлагается еще раз проверить собственную работу (грамматический тест, сочинение), уже проверенную учителем, но без исправленных ошибок. После обсуждения причины ошибок, учащиеся выполняют работу над ошибками, проделывают еще ряд упражнений, направленных на лучшее усвоение материала, анализируют неточности стиля и формы.

4. Информационная компетенция, учащийся учится  находить нужную информацию в различных источниках, как на бумажных, так и на   электронных носителях, на разных языках, отбирать необходимую информацию, выделяя главное и второстепенное, определять степень достоверности информации путем сравнения с информацией из других источников и ставить ее под сомнение, эффективно использовать полученную информацию. Именно информационная компетенция в современном мире является залогом успешной реализации в различных сферах общения, в том числе и профессиональной. При написании реферата или эссе, необходимо обращаться к дополнительным информационным источникам, за получением какой – либо интересной информации или каких-то неизвестных фактов, представляющих ценность для раскрытия темы. Естественно, что для выполнения такого задания учащиеся прибегают к помощи современных СМИ, таким способом совершенствую свою информационную компетентность.

5. Коммуникативная компетентность включает знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.

 Одной из основных целей обучения иностранному языку является развитие коммуникативной компетенции.

Выделяются следующие компоненты коммуникативной компетенции:

· Лингвистическая (linguistic) компетенция – систематическое знание грамматических правил, словарных единиц и фонологии, которые преобразуют лексические единицы в осмысленное высказывание.

· Социолингвистическая компетенция (sociolinguistic competence) – способность выбирать и использовать адекватные языковые формы и средства в зависимости от цели и ситуации общения, от социальных ролей участников коммуникации, т.е. от того, кто является партнером по общению.

· Дискурсивная компетенция (discourse competence) – способность построения целостных, связных и логичных высказываний разных функциональных стилей в устной и письменной речи на основе понимания различных видов текстов при чтении и аудировании; предполагает выбор лингвистических средств в зависимости от типа высказывания.

- Социокультурная компетенция (sociocultural competence) – знание культурных особенностей носителей языка, их привычек, традиций, норм поведения и этикета и умение понимать и адекватно использовать их в процессе общения, оставаясь при этом носителем другой культуры; формирование социокультурной компетенции предполагает интеграцию личности в системе мировой и национальной культур.

Заслуживает внимания деятельностная форма представления коммуникативной компетенции А.В. Хуторского.

Автор приводит следующие примеры формулировок коммуникативной компетенции в деятельной форме:

· Уметь представить себя устно и письменно, написать анкету, заявление, резюме, письмо, поздравление, эссе, отправить сообщение по электронной почте.

· Уметь представлять свою группу, колледж, страну в ситуациях межкультурного общения в режиме диалога культур, использовать для этого знание иностранного языка.

· Владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог.

· Владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, полилог, чтение, письмо).

· Владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы.

· Иметь позитивные навыки общения в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе, основанные на знании исторических корней и традиций различных национальных общностей и социальных групп.

При решении всех этих коммуникативных задач, студенты практикуют устную речь и речевые клише социокультурной направленности, проявляют креативность мышления, которая способствует формированию компенсаторной компетенции - умения выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передачи информации.

6. Социально-трудовая компетенция тесно связана с коммуникативной компетенцией. Социально-трудовая компетенция проявляется в ролевой игре в сфере гражданско-общественной и социально - трудовой деятельности, где учащиеся овладевают различными социальными ролями. Участвуя в решении ситуаций, от самых простых (типа «Узнай у прохожего, который час») до более сложных (ситуации для тех, кто желает устроиться на работу «Твой друг собирается пройти собеседование с работодателем, он очень нервничает, обсуди с ним возникшую проблему, попробуй дать несколько дельных советов»), учащиеся не просто практикуются в употреблении лексики и грамматики, а готовят себя к будущим социальным ролям, к жизни в обществе со своими законами и правилами.

7. Компетенция личностного самосовершенствования направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и само поддержки. В данной формации большую роль играет сам учитель, его стиль общения с людьми, его духовные ценности и приоритеты.

Подведем итог. В основе обучения иностранному языку в большей степени находятся не предметные компетенции (хотя они имеют отражение в государственных стандартах), а ключевые компетенции, как более универсальные. Именно они дают возможность для формирования учащегося как субъекта учебной деятельности и воспитания его личности.

Список литературы

 

1. Гальскова, Н.Д. Теория и практика обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: Учеб. пособие для студ. лингв. ун-ов и фак. ин. яз. высш. пед. учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.-336 с

2.   Журнал «Иностранный язык в школе». 2009.

3.   Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / Авторская версия / И.А. Зимняя. М.: Московский исследовательский центр подготовки специалистов. 2007.        

4.  Комков И.Ф. Методика преподавания иностранных языков. – Минск, 2008.

5. Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. / под ред. А.В.Хуторского. – М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. - 327 с.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Совершенствование содержания и методики преподавания физики через развитие творческих способностей учащихся и компетентностного подхода к образовательному процессу"

Как слезы Бога... в утренней росе!И ангелы их собирают....Чтобы напиться чистоты...И радости...А Вы...хотите испытать блаженство?Тогда-напейтесь утренней росы…...

Педсовет"Компетентностный подход в образовательном процессе"

Проведение педсовета это ответственное и важное мероприятие.В соей работе использую различные формы проведения.вашему вниманию предлагается педсовет"Компетентностный подход в образовательном процессе"...

Системно-деятельностный подход в образовательном процессе как основа реализации ФГОС

Любая образовательная система имеет свои корни, свой психолого-педагогический фундамент, свою научную школу. Системно-деятельностный подход ориентируется на отечественную советско-российскую психолого...

«Повышение качества образовательного процесса через внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках английского языка »

Специфика иностранного языка как предмета, прежде всего, заключается не столько в формировании у учащихся знаний о языке, сколько выработка определенных навыков и умений в различных видах речевой деят...

СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС

Качество образования - это востребованность полученных знаний в конкретных условиях и местах их применения для достижения конкретной цели и качества жизни....