"Социализация и развитие детей-инвалидов в условиях дополнительного образования"
учебно-методическое пособие (9 класс) на тему

Алмаева Елена Николаевна

 

     В настоящее время процесс социализации является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, философы, социологи, педагоги, социальные психологи вскрывают различные аспекты этого процесса, исследуют механизмы, этапы, стадии и факторы социализации. Однако проблемы социализации инвалидов, особенно детей-инвалидов, в отечественной науке все еще не являются предметом специального исследования, хотя данная проблема весьма актуальна, и в теоретическом, и в практическом отношении

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ СКОШИ  VI ВИДА №31

ВЫСТУПЛЕНИЕ

 НА ПЕДСОВЕТЕ

ПО ТЕМЕ:

«СОЦИАЛИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ  ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ».

Воспитатель: АЛМАЕВА Е.Н.

Февраль 2013 г.

«Детское сердце чутко к призыву творить красоту…
важно только, чтобы за призывом следовал труд»
 
                                                                                                В.А.Сухомлинский

                                                                                                 
    В настоящее время процесс социализации является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, философы, социологи, педагоги, социальные психологи вскрывают различные аспекты этого процесса, исследуют механизмы, этапы, стадии и факторы социализации. Однако проблемы социализации инвалидов, особенно детей-инвалидов, в отечественной науке все еще не являются предметом специального исследования, хотя данная проблема весьма актуальна, и в теоретическом, и в практическом отношении

 
     Главная проблема детей-инвалидов заключается в нарушении их связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и образования. Эта проблема является следствием не только субъективного фактора, каковым является состояние физического и психического здоровья ребенка, но и результатом социальной политики и сложившегося общественного сознания, которые санкционируют существование недостаточно доступной для инвалида архитектурной среды, общественного транспорта, социальных служб.

       Следствием этих ограничений является ощущение детьми неуверенности в себе, страха перед жизнедеятельностью в обществе здоровых людей.

 
     Среди многочисленных проблем, с которыми сталкиваются дети-инвалиды и их родители, на первый план выступают две наиболее значимые. Первая и основная - отношение окружающих: у большинства, как детской, так и взрослой части населения не сформировано восприятие инвалидов как полноценных членов общества, имеющих иной, чем у здорового человека, путь развития. Вторая же является и государственной, и общественной проблемой - невозможность получить необходимое образование детьми-инвалидами.

 
    Дети, имеющие инвалидность, могут быть также способны и талантливы, как и их сверстники, не имеющие проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу им мешает неравенство возможностей. Дети-инвалиды не пассивные объекты социальной помощи, а развивающиеся личности, которые имеют право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, общении, творчестве.


    Инвалидность у детей означает существенное ограничение жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками.

     Освоение детьми-инвалидами социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от общества определенных дополнительных мер, средств и усилий (это могут быть специальные программы, специальные центры по реабилитации, специальные учебные заведения и т.д.).

 
   И дополнительное образование детей является – неотъемлемой частью общего образования, которая выходит за рамки государственных образовательных стандартов, и предполагает свободный выбор ребенком сфер и видов деятельности, ориентированных на развитие в процессе практико-ориентированных занятий таких его личностных качеств, способностей, интересов, которые ведут к социальной и культурной самореализации, к саморазвитию и самовоспитанию с каждым ребёнком.


   Основным предназначением дополнительного образования является раскрытие индивидуальных способностей детей, развитие творческих способностей, профилактика противоправных действий, решение проблемы занятости детей.

Задачи дополнительного образования:

 Способствовать развитию:

- индивидуальных творческих способностей личности, формированию стремления ребенка в направлении «я – хочу» и «я – могу»

 
-основ творческого мышления и воображения

 
-механизмов самостоятельного творчества


-системы трудовых навыков, овладение элементарными профессиональными умениями и ознакомление с профессиями


-способствовать воспитанию патриотизма, трудолюбия, коллективизма, добропорядочности и милосердия, ответственности


-социальная адаптация учащихся с ограниченными возможностями здоровья.


    Огромнейшее внимание уделяется работе с детьми,  и к каждому ребенку педагог старается найти индивидуальный подход, учитывая его особенности физического и умственного здоровья.

    На протяжении учебного года реализуются дополнительные образовательные программы.


   Дети выступают на районных семинарах и фестивалях, творческих отчётах, участвуют в выставках. Педагоги стараются увлечь детей на своих занятиях, используя разные методы и приемы работы.

      В нашей школе ведется кружок «Художественная фотография и компьютерная грамотность». Эти занятия способствуют реабилитации физических недостатков – развитие мелкой моторики, коррекция представлений об окружающем мире через фотографию. Способствует расширению духовного мира, развитию творческого потенциала, художественного и эстетического вкуса. Данная программа однопрофильная. Однако связь ее с другими науками (геометрией, физикой, химией) и изобразительным искусством характеризует ее в то же время как интегративную. Дети обрабатывают фотографии в программе «Пикассо», что способствует формированию у них потребностей в непрерывном самосовершенствовании и создании условий для реализации их творческих возможностей.

      Во многих случаях такое дополнение оказывается более эффективным,  даёт возможность сочетать разнообразные средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала,  насыщает его информацией, расширяет кругозор, прививает познавательный интерес.

      При работе с детьми по социализации я поставила  такую цель: создать педагогические и социально-психологические условия, позволяющие учащимся овладеть навыками социализации.

     В современных условиях все больше требуются активные волевые личности, умеющие организовать свою работу и себя, способные проявлять инициативу и самостоятельно преодолевать трудности. В этой связи возникла необходимость акцентировать внимание на регуляцию социального поведения ребенка.

Во внеурочной деятельности развиваются социальные качества такие как:

  • Товарищество.
  • Доброта.
  • Честность.
  • Трудолюбие.
  • Бережливость.
  • Дисциплинированность, соблюдение порядка.
  • Любознательность.
  • Любовь к прекрасному.
  • Стремление быть сильным, ловким.

      Система дополнительного образования детей сегодня является неотъемлемой частью непрерывного педагогического процесса. Дополнительное образование – это профессионально организованное педагогическое взаимодействие детей и взрослых во внеурочное время, основой которого является свободный выбор ребенком вида деятельности, а целью – удовлетворение познавательных интересов детей и их потребностей в социальных связях, творческой самореализации и саморазвитии в разновозрастном коллективе единомышленников. Безусловно, что система дополнительного образования имеет свою специфику. Эта специфика связана не только с особенностями психолого-педагогического взаимодействия между педагогами и их воспитанниками, но и с тем, что современное дополнительное образование детей представлено двумя основными блоками: образовательным и культурно-досуговым. Именно в рамках этих блоков осуществляются основная педагогическая деятельность педагогов и творческо-познавательная деятельность детей.

 

      Технический прогресс навязывает  свои новые ценности и правила жизни, которые порой противоречат естественному и гармоничному  развитию. Очень важно, чтобы достижения техники не мешали, а способствовали духовному развитию детей.

    Создалась необходимость научить детей готовить несложные блюда, так как, в основном семьи неполные и скоро придется выходить детям в самостоятельную жизнь. И хотелось бы, в  некоторой степени подготовить и научить детей готовить.

       В нашем классе ведется кружок «Добрый повар». В системе воспитания школьников важное место занимает трудовое, нравственное, эстетическое, экологическое воспитание подрастающего поколения.

      Основные цели кружка: развитие эстетического  вкуса учащихся, расширение знаний учащихся в кулинарии, формирование культуры общения и экологических убеждений, развитие творческих способностей учащихся.

     Дети с большим желанием самостоятельно находят, в интернете на различных сайтах, несложные рецепты и предлагают приготовить понравившееся им блюдо. При демонстрации приготовления различных блюд мы фотографируем все этапы приготовления и создаём отдельные папки по занятиям. А затем записываем рецепты приготовления. Дети по выходным дням, стараются продемонстрировать свои кулинарные способности перед членами семьи. Дети занимаются с большим желанием. Главное – возникла положительная мотивация приобретения и усвоения знаний, пробудился интерес у детей к познанию нового.

 Вся работа по социализации поможет ребенку приобрести:

  • Четкие представления о нормах и правилах, существующих в обществе;
  • Научиться чувствовать и понимать других людей;
  • Произойдет приобщение к общественным ценностям: добру, красоте, здоровью, счастью как условию духовно-нравственного развития человека;
  • Увидят ценность каждого и всего живущего и растущего на Земле.

В будущем  планирую продолжить работу по этому направлению. Цель организовать работу так, чтобы она активизировала каждого отдельного учащегося. Это могут быть различные физические и психические качества и состояния личности, особенности всех познавательных процессов и памяти, свойства нервной системы, черты характера и воли, мотивация, способности, одаренность, постоянные или временные дефекты органов чувств и всего организма.  

   

Список литературы.

  1. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. –М.: Педагогика, 1980.

  1. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. –М.: Педагогика, 1982.

  1.        Иванова Л.А. Активизация познавательной деятельности                     учащихся. - М.: Просвещение, 1986.

  1.       Кулюткин Ю.Н.  Личностные факторы развития познавательной активности учащихся в процессе воспитания, ж. «Вопросы психологии»., 1985, №5, с.41-44.

                5.      Маркова А.К. Формирование мотивации в школьном возрасте. - М.:Просвещение, 1985.

                6.      Организация познавательной деятельности учащихся. Ред. В.Д         Семенов. – Свердловск, 1985.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« СОЦИАЛИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ».

Слайд 2

« Детское сердце чутко к призыву творить красоту… важно только, чтобы за призывом следовал труд» В.А.Сухомлинский

Слайд 3

Способствовать развитию: - индивидуальных творческих способностей личности, формированию стремления ребенка в направлении « я – хочу» и «я – могу» - основ творческого мышления и воображения - механизмов самостоятельного творчества - системы трудовых навыков, овладение элементарными профессиональными умениями и ознакомление с профессиями - способствовать воспитанию патриотизма, трудолюбия, коллективизма, добропорядочности и милосердия, ответственности - социальная адаптация учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Слайд 4

Художественная фотография и компьютерная грамотность.

Слайд 5

«Добрый повар»

Слайд 6

« Красное море» Салат

Слайд 7

Создалась необходимость научить детей готовить несложные блюда.

Слайд 8

Вся работа по социализации поможет ребенку приобрести: Четкие представления о нормах и правилах, существующих в обществе; Научиться чувствовать и понимать других людей; Произойдет приобщение к общественным ценностям: добру, красоте, здоровью, счастью как условию духовно-нравственного развития человека; Увидят ценность каждого и всего живущего и растущего на Земле.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого мышления детей в условиях дополнительного образования детей

Понятие «творческое мышление»охватываетмыслительныепроцессы, приводящиек получению решений, созданию необычныхи оригинальных идей, обобщений, теорий, а такжехудожественных форм.У многих из нас творчес...

СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТЕКСТИЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ.

Государственная политика в области традиционной художественной культуры, к сожалению, пока не дает основания говорить, что этот уникальный вид культурной деятельности имеет устойчивую и эффективную за...

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Примеры форм социального партнерства в условиях детского эколого-биологического центра на обоюдо выгодных условиях....

Развитие научно-технического творчества в условиях дополнительного образования по Саратовской области

На сегодняшний день важными приоритетами государственной политики в сфере образования становится поддержка и развитие детского технического творчества, привлечение молодежи в научно-техническую сферу ...

Статья "Влияние занятий по хореографии на формирование эстетической культуры и социализации личности ребенка в условиях дополнительного образования"

В данной статье анализируется как влияют занятия по хореографии на формирование эстетической культуры и социализации личности ребенка в условиях дополнительного образования....

Развитие музыкального образования учащихся МОБУ СОШ №27 ГО "Город Якутск" в условиях дополнительного образования

Выволнение задач проекта "Музыка для всех" в год 8-летия со дня начала проекта...