Главные вкладки

    Рабочая программа по дополнительному образованию кружок «Ручеёк» для учащихся 7 «В» класса.
    рабочая программа (7 класс) на тему

    Лютая Оксана Михайловна

    Рабочая программа по дополнительному образованию кружок "Ручеёк" может использоваться для развития и обучения детей в школах.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ДЕПАРТАМЕНТ  ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

    УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

    «ШКОЛА №90 «МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС»

    ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Е.Г. ЛАРИКОВА»

    125130, г. Москва, 4-й Новоподмосковный пер., д. 2А (юр. адрес)

    125252, г. Москва, 2-я Песчаная, д. 4 А (фактич)

    Телефон (факс) (499) 157-10-66                                                                                                                    E-mail: 162-77@mail.ru

    ОГРН 102770481160, ИНН/ КПП 7743043649/ 774301001

    «Согласовано»

    Ответственный за учебную работу

    _________________________ ФИО

    «___» __________________ 20 __ г.

    «Утверждаю»

    Директор ГБОУ Школа №90

    ______________________________ФИО

    Приказ №___ от «___» ________ 20 __ г.

     Рабочая  программа по дополнительному образованию кружок «Ручеёк» для учащихся 7 «В» класса.

    Автор-составитель:

                                                                                                                  Лютая О. М.  

                                                        Москва, 2016

                                           

                                       Пояснительная записка.

    Программа кружка «Ручеёк» духовно-нравственного направления.

    Рассчитана  для учащихся 7 «В» класса. Срок реализации - 1 год.

    Русская народная культура является богатейшим материалом не только для введения ребёнка в мир искусства, знакомства с традициями русского народа, художественно-эстетического воспитания, формирования способности видеть красоту и гармонию окружающего мира, но и способствует развитию таких психических процессов, как восприятие, мышление, воображение, эмоционально-положительное отношение к объектам эстетического содержания. Именно родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность.

    Современное общество переживает в настоящее время нравственно-патриотический кризис. Русская народная культура в обучении и воспитании подрастающего поколения  в системе образования оказалась сведена к минимуму. Следствием этого стало то, что совокупность ценностных установок, присущих массовому сознанию, в том числе и детскому,

    во многом  разрушительна  с точки зрения развития личности, семьи и государства. Поэтому нет другого выхода из сложившегося кризиса, кроме возрождения самобытной российской цивилизации на традиционных ценностях отечественной культуры. А это возможно лишь при условии восстановления духовного, нравственного и интеллектуального потенциала носителя русской культуры.

    Ведущая педагогическая идея – пробудить у детей интерес к освоению художественного пространства, в котором переплелись прошлое и настоящее, возникло много нового и сохранились различные пласты художественного наследия народа. Знания народно - художественных традиций являются фундаментом национального мышления, которое

    формирует основы культуры. Чем культурнее человек, тем осознаннее он относится к историческим памятникам.

    В основе содержания и структуры программы лежит идея школьного литературно-эстетического образования на основе фольклора и творческой деятельности.

    Устное народное творчество (фольклор)  как художественная форма отражения нравственно-эстетических идеалов народа активно использовался и используется в народной педагогике. Народные песни, сказки, игры, пословицы составляют питательную почву для нравственно-эстетического развития детей. Фольклорное произведение изучается как результат творческой деятельности, как культурное явление, как эстетическое преображение реальности. Одно из главных мест в фольклоре принадлежит песне. Ведь именно в народной песне отражена жизнь человека, стремление к добру, к счастью. С помощью песенного фольклора ученики приобщаются к истории и культуре своего народа, растут духовно, у них развиваются разные взгляды на жизнь.

    Цель и задачи программы:

    Цель: формирование учащегося, способного к полноценному восприятию   фольклорных произведений в контексте духовной культуры человечества, к самостоятельному общению с народным искусством.

    Задачи:

    образовательные:

    - дать знания о различных видах народного творчества;

    - развивать интерес к русской народной культуре;

    развивающие:

    - способствовать развитию практических навыков по использованию народного творчества;

    - развивать творческие способности в процессе художественной деятельности;

    - развивать коммуникативные способности;

    воспитательные:

    - формировать у детей эстетические чувства, художественный вкус;

    - способствовать воспитанию уважения к народным традициям и культуре России.

    Условия реализации программы:

    - Творческий подход к отбору содержания образования, построенного на основе интеграции, а также к организации занятий с детьми, к использованию разнообразных методов и приёмов воспитания и обучения.

    - Внимательное, тактичное отношение к каждому ребёнку, уважение к процессу и результатам его творчества, создание доброжелательной атмосферы на занятиях; формирование такого же отношения к детскому творчеству.

    Основные виды творческой деятельности:

    - импровизация поэтического текста;

    - импровизация движений и пластики играх;

    - варьирование и импровизация изученного  текста.

      Импровизационная основа устного народного творчества дает исключительные возможности для свободного раскрытия творческой фантазии и способностей детей. Фольклор рассматривается, как средство духовно-нравственного воспитания. Приоритетное внимание уделяется специфическим детским видам деятельности: игре, изобразительной, театрализованной, конструктивной, культурно-досуговой.

    Школьникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому, при

    ознакомлении с народной культурой по возможности используются не только художественная литература, иллюстрации, шутки и т.д., но и «живые» наглядные предметы и материалы: национальные костюмы, предметы быта. Создаются различные воображаемые ситуации, «переносящие» детей в русскую избу, на народные праздники, благодаря чему для них открывается возможность первого проникновения в историю родного края, русского народа. При изучении русского и национального фольклора школьники приходят к выводу, что каждый народ – это ветви одного дерева.

     Программа предусматривает сочетание групповых, индивидуальных и коллективных, теоретических и практических форм работы.

     Ожидаемые результаты обучения и способы их проверки:

     В результате занятий в кружке «Ручеёк» учащиеся

    должны знать:

    - о фольклоре как источнике народной мудрости;

    - пройденный фольклорный материал;

    -основные русские календарные праздники и уметь рассказывать о них, особенности традиционных календарных праздников.

    уметь:

    -уметь выделять в изученном  материале главную мысль (народную мудрость) – с помощью учителя;

    - применять пословицы, считалки, скороговорки, прибаутки и т.д.;

    - играть в народные игры и организовывать их.

    Учебно-методическое обеспечение:

    Литература:

    Гамидова Э.М. Игры. Забавы. Развлечения. Праздники. В.: Учитель, 2008.

    Куприянова Л. Л. Русский фольклор. Программно-методические материалы –

    М.: Мнемозина.2008.

    Куприянова Л. Л. Русский фольклор, учебники для 1,2,3,4 классов четырехлетней начальной школы – М.: Мнемозина, 2002.

    Рокитянская Т.А. Воспитание звуком, методические занятия с детьми от трех до девяти лет.

    Я.:ООО Академия развития, 2001.

    Чаморова Н.В. Жил-был у бабушки серенький козлик: Любимые игровые песни

    ЗАО «БАО-ПРЕСС», 2006.

    Чаморова Н.В. Сорока-белобока: Любимые игровые песни. М.: ЗАО «БАО-ПРЕСС»,2006.

    Электронно-образовательные ресурсы:

    Энциклопедия школьника. Русские праздники, обряды и обычаи, ООО «Бизнес софт», 2007 г.

    Видеофильм «Из истории русского костюма», М.: «Кварт».

    Видеофильм «Народные промыслы», М.: «Кварт».

    Видеофильмы «Декоративно-прикладное искусство», М.: «Кварт».

    Материально-техническое обеспечение:

    Магнитофон -1

    Ноутбук -1

    Шумовые музыкальные инструменты.

    Тематическое планирование – 29 часов:

    тема

    дата

    1.

    Что такое устное народное творчество?

    02.11

    2.

    Виды устного народного творчества.

    09.11

    3.

    Песня.

    16.11

    4.

    Былины.

    23.11

    5.

    Былины о богатырях.

    30.11

    6.

    Мифы.

    07.12

    7.

    Легенды.

    14.12

    8.

    Потешка.

    21.12

    9.

    Народные потешки.

    28.12

    10.

    Авторские потешки.

    11.01

              11.

    Прибаутка.

    18.01

    12.

     Русские народные прибаутки: «Рябинушка», «Рыбак», «Петушок»…

    25.01

    13.

    Шутки прибаутки Прокофьева: «Грачи», «Шёл кот скороход», «Зайка»…

    01.02

    14.

    Считалка.

    08.02

    15.

    Считалки: «Раз, два, три, четыре, пять…», «На златом крыльце сидели…»,  «За морями, за горами…».

    15.02

    16.

    Считалки: «Тучи, тучи, тучи…», «Сидел петух на палочке…», «Жили были утюги…».

    22.02

    17.

    Пестушка.

    01.03

    18.

    Пестушки: «Зайчик, ты, зайчик..», «Потягушеньки, порастушеньки…», «Кую, кую ножки…».

    15.03

    19.

    Пестушки: «Гулю, гулю..», «Галки летят..», «Тяни холсты…».

    22.03

    20.

    Сказка.

    29.03

    21.

    Сказки – волшебные.

    05.04

    22.

    Сказки – бытовые.

    12.04

    23.

    Сказки о животных.

    19.04

    24.

    Загадка.

    26.04

    25.

    Загадки- народные, авторские, загадки – рифмы, загадки – путаницы.

    03.05

    26.

    Пословица.

    10.05

    27.

    Поговорка.

    17.05

    28.

    Скороговорка.

    24.05

    29.

    Итоговое занятие.

    31.05


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа дополнительного образования «Компьютерный клуб» для учащихся 5 классов

    Программа дополнительного образования «Компьютерный клуб» предназначен для учащихся 5 классов и нацелен на:развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, их образного, а...

    Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

    Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

    ПРОГРАММА И УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЭЛЕКТИВОНОГО КУРСА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КУЛЬТУРА АНГЛИИ» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССА

    Сравнивая себя с зарубежными сверстниками, учащиеся учатся выделять общее и специфическое. Целью данной программы является расширение и углубление  страноведческих знаний учащихся. Практическая з...

    Рабочая программа по дополнительному образованию кружок «Колобок» для учащихся 1-х классов.

    Рабочая программа по дополнительному образованию кружок "Колобок" может использоваться в детских садах, начальной школе для развития и обучения....

    Программа дополнительного образования по математике для учащихся 9 класса "На пути к ГИА"

    Курс на "Пути к ГИА" направлен на восполнение  недостоющих  знаний, отработку приемов решения заданий различных типов и уровня сложности вне зависимости формулировки, а также отраб...

    ПРОГРАММА дополнительного образования: кружок интеллектуалов учащихся 8-11 классов и учителей СОШ № 19 «Эрудит»

      Занятия в интеллектуальном клубе «Эрудит» помогают развить интеллектуальную и познавательную активность обучающихся....