Рабочая программа по дополнительному образованию кружок «Ручеёк» для учащихся 7 «В» класса.
рабочая программа (7 класс) на тему

Лютая Оксана Михайловна

Рабочая программа по дополнительному образованию кружок "Ручеёк" может использоваться для развития и обучения детей в школах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ  ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ШКОЛА №90 «МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС»

ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Е.Г. ЛАРИКОВА»

125130, г. Москва, 4-й Новоподмосковный пер., д. 2А (юр. адрес)

125252, г. Москва, 2-я Песчаная, д. 4 А (фактич)

Телефон (факс) (499) 157-10-66                                                                                                                    E-mail: 162-77@mail.ru

ОГРН 102770481160, ИНН/ КПП 7743043649/ 774301001

«Согласовано»

Ответственный за учебную работу

_________________________ ФИО

«___» __________________ 20 __ г.

«Утверждаю»

Директор ГБОУ Школа №90

______________________________ФИО

Приказ №___ от «___» ________ 20 __ г.

 Рабочая  программа по дополнительному образованию кружок «Ручеёк» для учащихся 7 «В» класса.

Автор-составитель:

                                                                                                              Лютая О. М.  

                                                    Москва, 2016

                                       

                                   Пояснительная записка.

Программа кружка «Ручеёк» духовно-нравственного направления.

Рассчитана  для учащихся 7 «В» класса. Срок реализации - 1 год.

Русская народная культура является богатейшим материалом не только для введения ребёнка в мир искусства, знакомства с традициями русского народа, художественно-эстетического воспитания, формирования способности видеть красоту и гармонию окружающего мира, но и способствует развитию таких психических процессов, как восприятие, мышление, воображение, эмоционально-положительное отношение к объектам эстетического содержания. Именно родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность.

Современное общество переживает в настоящее время нравственно-патриотический кризис. Русская народная культура в обучении и воспитании подрастающего поколения  в системе образования оказалась сведена к минимуму. Следствием этого стало то, что совокупность ценностных установок, присущих массовому сознанию, в том числе и детскому,

во многом  разрушительна  с точки зрения развития личности, семьи и государства. Поэтому нет другого выхода из сложившегося кризиса, кроме возрождения самобытной российской цивилизации на традиционных ценностях отечественной культуры. А это возможно лишь при условии восстановления духовного, нравственного и интеллектуального потенциала носителя русской культуры.

Ведущая педагогическая идея – пробудить у детей интерес к освоению художественного пространства, в котором переплелись прошлое и настоящее, возникло много нового и сохранились различные пласты художественного наследия народа. Знания народно - художественных традиций являются фундаментом национального мышления, которое

формирует основы культуры. Чем культурнее человек, тем осознаннее он относится к историческим памятникам.

В основе содержания и структуры программы лежит идея школьного литературно-эстетического образования на основе фольклора и творческой деятельности.

Устное народное творчество (фольклор)  как художественная форма отражения нравственно-эстетических идеалов народа активно использовался и используется в народной педагогике. Народные песни, сказки, игры, пословицы составляют питательную почву для нравственно-эстетического развития детей. Фольклорное произведение изучается как результат творческой деятельности, как культурное явление, как эстетическое преображение реальности. Одно из главных мест в фольклоре принадлежит песне. Ведь именно в народной песне отражена жизнь человека, стремление к добру, к счастью. С помощью песенного фольклора ученики приобщаются к истории и культуре своего народа, растут духовно, у них развиваются разные взгляды на жизнь.

Цель и задачи программы:

Цель: формирование учащегося, способного к полноценному восприятию   фольклорных произведений в контексте духовной культуры человечества, к самостоятельному общению с народным искусством.

Задачи:

образовательные:

- дать знания о различных видах народного творчества;

- развивать интерес к русской народной культуре;

развивающие:

- способствовать развитию практических навыков по использованию народного творчества;

- развивать творческие способности в процессе художественной деятельности;

- развивать коммуникативные способности;

воспитательные:

- формировать у детей эстетические чувства, художественный вкус;

- способствовать воспитанию уважения к народным традициям и культуре России.

Условия реализации программы:

- Творческий подход к отбору содержания образования, построенного на основе интеграции, а также к организации занятий с детьми, к использованию разнообразных методов и приёмов воспитания и обучения.

- Внимательное, тактичное отношение к каждому ребёнку, уважение к процессу и результатам его творчества, создание доброжелательной атмосферы на занятиях; формирование такого же отношения к детскому творчеству.

Основные виды творческой деятельности:

- импровизация поэтического текста;

- импровизация движений и пластики играх;

- варьирование и импровизация изученного  текста.

  Импровизационная основа устного народного творчества дает исключительные возможности для свободного раскрытия творческой фантазии и способностей детей. Фольклор рассматривается, как средство духовно-нравственного воспитания. Приоритетное внимание уделяется специфическим детским видам деятельности: игре, изобразительной, театрализованной, конструктивной, культурно-досуговой.

Школьникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому, при

ознакомлении с народной культурой по возможности используются не только художественная литература, иллюстрации, шутки и т.д., но и «живые» наглядные предметы и материалы: национальные костюмы, предметы быта. Создаются различные воображаемые ситуации, «переносящие» детей в русскую избу, на народные праздники, благодаря чему для них открывается возможность первого проникновения в историю родного края, русского народа. При изучении русского и национального фольклора школьники приходят к выводу, что каждый народ – это ветви одного дерева.

 Программа предусматривает сочетание групповых, индивидуальных и коллективных, теоретических и практических форм работы.

 Ожидаемые результаты обучения и способы их проверки:

 В результате занятий в кружке «Ручеёк» учащиеся

должны знать:

- о фольклоре как источнике народной мудрости;

- пройденный фольклорный материал;

-основные русские календарные праздники и уметь рассказывать о них, особенности традиционных календарных праздников.

уметь:

-уметь выделять в изученном  материале главную мысль (народную мудрость) – с помощью учителя;

- применять пословицы, считалки, скороговорки, прибаутки и т.д.;

- играть в народные игры и организовывать их.

Учебно-методическое обеспечение:

Литература:

Гамидова Э.М. Игры. Забавы. Развлечения. Праздники. В.: Учитель, 2008.

Куприянова Л. Л. Русский фольклор. Программно-методические материалы –

М.: Мнемозина.2008.

Куприянова Л. Л. Русский фольклор, учебники для 1,2,3,4 классов четырехлетней начальной школы – М.: Мнемозина, 2002.

Рокитянская Т.А. Воспитание звуком, методические занятия с детьми от трех до девяти лет.

Я.:ООО Академия развития, 2001.

Чаморова Н.В. Жил-был у бабушки серенький козлик: Любимые игровые песни

ЗАО «БАО-ПРЕСС», 2006.

Чаморова Н.В. Сорока-белобока: Любимые игровые песни. М.: ЗАО «БАО-ПРЕСС»,2006.

Электронно-образовательные ресурсы:

Энциклопедия школьника. Русские праздники, обряды и обычаи, ООО «Бизнес софт», 2007 г.

Видеофильм «Из истории русского костюма», М.: «Кварт».

Видеофильм «Народные промыслы», М.: «Кварт».

Видеофильмы «Декоративно-прикладное искусство», М.: «Кварт».

Материально-техническое обеспечение:

Магнитофон -1

Ноутбук -1

Шумовые музыкальные инструменты.

Тематическое планирование – 29 часов:

тема

дата

1.

Что такое устное народное творчество?

02.11

2.

Виды устного народного творчества.

09.11

3.

Песня.

16.11

4.

Былины.

23.11

5.

Былины о богатырях.

30.11

6.

Мифы.

07.12

7.

Легенды.

14.12

8.

Потешка.

21.12

9.

Народные потешки.

28.12

10.

Авторские потешки.

11.01

          11.

Прибаутка.

18.01

12.

 Русские народные прибаутки: «Рябинушка», «Рыбак», «Петушок»…

25.01

13.

Шутки прибаутки Прокофьева: «Грачи», «Шёл кот скороход», «Зайка»…

01.02

14.

Считалка.

08.02

15.

Считалки: «Раз, два, три, четыре, пять…», «На златом крыльце сидели…»,  «За морями, за горами…».

15.02

16.

Считалки: «Тучи, тучи, тучи…», «Сидел петух на палочке…», «Жили были утюги…».

22.02

17.

Пестушка.

01.03

18.

Пестушки: «Зайчик, ты, зайчик..», «Потягушеньки, порастушеньки…», «Кую, кую ножки…».

15.03

19.

Пестушки: «Гулю, гулю..», «Галки летят..», «Тяни холсты…».

22.03

20.

Сказка.

29.03

21.

Сказки – волшебные.

05.04

22.

Сказки – бытовые.

12.04

23.

Сказки о животных.

19.04

24.

Загадка.

26.04

25.

Загадки- народные, авторские, загадки – рифмы, загадки – путаницы.

03.05

26.

Пословица.

10.05

27.

Поговорка.

17.05

28.

Скороговорка.

24.05

29.

Итоговое занятие.

31.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования «Компьютерный клуб» для учащихся 5 классов

Программа дополнительного образования «Компьютерный клуб» предназначен для учащихся 5 классов и нацелен на:развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, их образного, а...

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

ПРОГРАММА И УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЭЛЕКТИВОНОГО КУРСА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КУЛЬТУРА АНГЛИИ» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССА

Сравнивая себя с зарубежными сверстниками, учащиеся учатся выделять общее и специфическое. Целью данной программы является расширение и углубление  страноведческих знаний учащихся. Практическая з...

Рабочая программа по дополнительному образованию кружок «Колобок» для учащихся 1-х классов.

Рабочая программа по дополнительному образованию кружок "Колобок" может использоваться в детских садах, начальной школе для развития и обучения....

Программа дополнительного образования по математике для учащихся 9 класса "На пути к ГИА"

Курс на "Пути к ГИА" направлен на восполнение  недостоющих  знаний, отработку приемов решения заданий различных типов и уровня сложности вне зависимости формулировки, а также отраб...

ПРОГРАММА дополнительного образования: кружок интеллектуалов учащихся 8-11 классов и учителей СОШ № 19 «Эрудит»

  Занятия в интеллектуальном клубе «Эрудит» помогают развить интеллектуальную и познавательную активность обучающихся....