Методическая разработка «Музыкальное сопровождение занятий партерной гимнастики»
методическая разработка на тему

Бородина Елена Владимировна

 Ритмика является одним из предметов, входящих в систему музыкального воспитания. В основе ритмики лежит изучение тех элементов музыкальной выразительности, которые наиболее естественно и логично могут быть отражены в движении. Задача педагога – научить детей двигаться в характере музыки, передовая её темповые, динамические, метроритмические особенности. Точно выразительной передачи посредством движений характера музыки достигает воплощение образного содержания музыкального произведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalnoe_soprovozhdenie_zanyatiy_parternoy_gimnastiki.docx24.91 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования детей

Дворец детского и юношеского творчества

Методическая разработка

«Музыкальное сопровождение занятий партерной гимнастики»

Составитель:

концертмейстер МБУ ДО ДДЮТ

Е.В. Бородина

г. Армавир

2016 г.

 Ритмика является одним из предметов, входящих в систему музыкального воспитания. В основе ритмики лежит изучение тех элементов музыкальной выразительности, которые наиболее естественно и логично могут быть отражены в движении. Задача педагога – научить детей двигаться в характере музыки, передовая её темповые, динамические, метроритмические особенности. Точно выразительной передачи посредством движений характера музыки достигает воплощение образного содержания музыкального произведения.

Занятия ритмикой помогают усвоить основные музыкально-теоретические понятия, развивают музыкальный слух и память, чувство ритма, активизируют восприятие музыки.

В процессе работы над движениями, связанными с музыкой, формируется художественный вкус детей, развиваются их творческие способности, чувство прекрасного.

Музыка играет особую роль при исполнении упражнений и обучении им. С помощью музыкального сопровождения занятий партерной гимнастики упрощается организационный процесс, эмоциональное состояние детей повышается, сохраняется высокая работоспособность на протяжении всего урока.

Музыкальное произведение наряду с замечаниями по ходу исполнения упражнения и показом является дополнительным раздражителем. Сопровождая то или иное движение, музыка становится "возбудителем" этого движения и облегчает его выполнение. Музыка должна задавать характер движения, темп и ритм.

Темп - это скорость исполнения музыкального произведения. Он может быть медленным, умеренным и быстрым. Медленный темп применяется для сопровождения движений, выполняемых с большой амплитудой, для статических (силовых) упражнений и при обучении новым упражнениям. Быстрый темп нужен для движений, выполняемых с небольшой амплитудой. Умеренный темп используется для большинства общеразвивающих упражнений.

Для овладения движением под разный музыкальный темп (медленный, умеренный, быстрый) обучаемые должны уметь его различать, а затем выполнить упражнение в соответствии с заданным темпом.

Ритм - это организованная последовательность длительностей звуков. Они бывают различной длительности и обозначаются нотными знаками. За единицу измерения принята целая нота. Она длится четыре счета. Остальные ноты ее доли: половина, четверть, восьмая, шестнадцатая и т.д. В музыке очень редко встречается ритм, состоящий из звуков одинаковой длительности. Организованное сочетание длительностей звуков называется ритмическим рисунком. Его можно воспроизвести движениями: хлопками, притопами, шагами.

Музыкальный размер - это метр, доля которого выражена определенной ритмической единицей. Метр - так принято называть чередование сильных и слабых долей через равные промежутки времени (через одну или две слабые доли).

Метр организует звуки во времени. Музыкальный размер обозначается в виде дроби. Цифра, стоящая в числителе дроби, указывает на количество долей в каждом такте. Знаменатель дроби обозначает длительность этих долей, т.е. ритм.

При подборе музыкальных произведений учитываются возраст и подготовленность учащихся. Для детей младшего школьного возраста рекомендуются произведения с простой мелодией и четким ритмом.

Содержание музыкальных произведений может быть самым разнообразным: лирическим, героическим, торжественным, веселым ит.д. Для сопровождения упражнений мелодии скорбного, меланхолического, упаднического характера не рекомендуется, так как отрицательно влияет на эмоциональное состояние занимающихся. Также не рекомендуется использовать большие по объему и сложные по содержанию произведения.

Наиболее распространенными музыкальными произведениями на уроке ритмики и партерной гимнастики являются песни и танцевальные мелодии. Они должны быть разнообразны. Длительное применение одних и тех же музыкальных произведение на протяжении многих уроков снижает внимание и интерес к занятиям. Кроме того, необходимо, чтобы музыкальное сопровождение нравилось большинству занимающихся и соответствовало музыкальным вкусам.

Преподавателю при составлении комплекса упражнений, следует придерживаться следующей последовательности:

-  Определить задачи и направленность комплекса упражнений;

-  Подобрать музыку;

-  Прослушать музыку несколько раз;

-  Определить характер музыкального произведения;

- Определить структуру музыкального произведения, схематично обозначить ее части;

- Выделить части музыкального произведения с основной мелодией (например, куплеты и припев);

- Подобрать основные движения для составления упражнения, соответственно характеру музыкального произведения и его структурным особенностям;

- Приступить к постановке комплекса упражнений под музыку;

- Апробировать составленный комплекс упражнений на небольшой группе детей и внести коррективы.

Помимо задач общего физического развития в процессе занятий с музыкальным сопровождением решаются и задачи эстетического воспитания. Хорошо подобранная к каждому движению музыка помогает детям закрепить мышечное чувство, а слуховым анализаторам запомнить движения совместно со звучанием музыкальных отрывков. Это постепенно воспитывает музыкальную память, вводит в привычку ритмично и красиво исполнять движения.

Упражнения для согласования движений с музыкой являются специальным разделом в ритмической гимнастике и подбираются для формирования знаний и умений различать средства музыкальной выразительности (темп, музыкальный размер, ритм, динамические оттенки, характер музыкального произведения и др.). Они помогают занимающимся лучше согласовывать движения с музыкой, регулировать скорость и силу мышечного напряжения. В связи с этим на каждом занятии по ритмической гимнастике, особенно у младших школьников, необходимо работать над согласованием движений со средствами музыкальной выразительности, систематически развивать у детей музыкальный слух.

Подбор и определение музыкального репертуара
для занятий ритмикой с детьми дошкольного возраста

Ритмика для детей 3-4 лет - это начальная форма обучения, элементарное познание танцевальных форм движения, первый раздел обучения хореографии.
Это во многом определяет подбор музыкальных произведений. На 4-5 году
жизни дети чувствуют смену контрастных частей музыки. Могут выполнить и усвоить небольшие музыкальные задания. Но они еще плохо ориентируются в пространстве, поэтому педагог учит двигаться в соответствии с ярко-контрастным характером музыки, в различном темпе реагировать на начало и окончание звучания музыки, исполнять простейшие движения, передавать несложные имитационные движения игровых образов (птички летают, лошади скачут, зайчики прыгают и т.д.)

На 5-6 году жизни у детей уже есть опыт слушания, они могут узнавать знакомые мелодии, определять характер музыки и некоторые средства музыкальной выразительности (динамика -громко, тихо; темп - быстрый, медленный). Движения становятся более ритмичными, четкими, согласованными с началом и окончанием звучания музыки. Дети выполняют более разнообразные движения (боковой галоп, движения парами, притоп одной ногой, выставление ноги на пятку и
т.д.) и могут двигаться в соответствии с менее контрастным характером музыки. Дети 6-7 лет уже произвольно владеют навыками выразительного и ритмичного движения. Они могут передавать движениями разнообразный характер музыки, несложный ритмический рисунок, изменять движения в связи со сменой частей музыкального произведения. Детям доступно овладение разнообразными движениями (от ритмичного бега с высоким подъемом ноги и подскоков с ноги на ногу до шага польки, полуприседаний и т.д.)

Как правило, музыкальные отрывки еще не требуют на уроках углубленного подхода к хореографическим формам, поэтому они не должны быть чересчур сложным по звучанию, размеру и характеру. Это несложные марши с легкой фактурой для хорошего усваивания учащимися ритма. Для упражнений по кругу используются несложные польки с ярко выраженным ритмом, например, чешская полька. В упражнениях по кругу хореографом часто применяется изменение темпа в музыке, которое служит более точному восприятию музыки учащимися, приучает реагировать на увеличение темпа или замедление, либо на внезапный переход к быстрому или медленному движению. Воспитывая эстетическое восприятие музыки, ритма, нужно подбирать музыкальные отрывки, согласованные с движениями, с характером танца, яркие по звучанию.

Роль концертмейстера незаменима. Его работу следует рассматривать как неотъемлемую часть процесса обучения искусству танца. Подбор осуществляется в специальном музыкальном материале, который, к сожалению, является редкостью в музыкальных библиотеках, и задача концертмейстера не только найти соответствующие нотные сборники, но и выбрать из них именно то, что пригодится на уроке хореографии. Иногда стоит обратиться к современным детским музыкальным произведениям, которые придется подбирать на слух, но в итоге они всегда будут приводить детей в восторг и хорошее настроение, благоприятствующее усвоению материала на уроке.

У хореографов существует такое понятие как «квадрат». Это период, состоящий из восьми или шестнадцати тактов, на логической законченности которого строится движения танца. Не все выбранные вальсы, польки, марши могут быть одобрены хореографом. Музыкальный репертуар необходимо постоянно пополнять. Действительно, частое звучание на уроке одного и того же марша или вальса ведет к механическому, не эмоциональному выполнению упражнений учащимися. Однако слишком частая смена сопровождения рассеивает внимание, не способствует усвоению и запоминанию движений. Давая определенный темп, метр и ритмический рисунок, музыка выявляет и подчеркивает характерные особенности движения, помогает его выполнению и одновременно приучает детей понимать соответствие между характером музыки и характером движения.

Музыка, движение и слово - эти «три кита» лежат в основе урока ритмики. Для понимания ритма и запоминания многих упражнений на занятиях используется стихотворная форма сопровождения.

Инстинктивно, начиная с пеленок, дети движением рук и ног реагируют на музыку, на ритм музыки. Подрастая, они через музыкальные игры, создают игровой образ, дети слышат музыку и передают в движении разнообразные чувства. От простого к сложному - вот принцип, который необходим для обучения детей танцам. Главное, учесть возрастные особенности ребенка, его физические возможности, музыкальный слух. Выразительное исполнение музыки побуждает ребенка качественно выполнять движения.

Музыкальные игры помогают развить эмоциональность и образность мышления у ребенка, чувство ритма, гармонический слух, ощущения музыкальной формы, память. Движения, органически связанные с танцами, с их характером (содержанием), способствуют целостному их восприятию. Танцы помогают прививать детям двигательные навыки и умения. Движения, связанные с музыкой, всегда сопровождаются эмоциональным подъемом, поэтому они благотворно влияют и на физическое развитие детей. Значительное место в работе с детьми дошкольного возраста занимают упражнения, передающие воображаемые действия и изобразительные движения, при выполнении которых детям приходится активировать свою зрительную память, наблюдательность, воображение (срывать цветы, перепрыгивать через ручеек). При систематической работе детьми усваиваются разнообразные двигательные и музыкальные навыки и умения, их движения становятся выразительнее, а музыкальное восприятие тоньше, у них появляется стремление исполнять движение лучше, выразитель нее, правильнее. При серьезном, продуманном отношении музыкально-двигательные упражнения не только служат необходимым дополнением к играм и пляскам, но наравне с ними сами являются средством музыкально-эстетического воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Музыкальная викторина - шуточка"

Методическая разработка в форме занимательного теста. Может быть использована педагогами дополнительного образования и учителями музыки на занятиях....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «МУЗЫКАЛЬНО-ОБРАЗНЫЕ ИГРЫ» на занятиях по хореографии

 Наибольшую сложность для педагога дополнительного образования представляет работа  с начинающими  детьми младшего возраста, которые быстро устают, допускают ошибки при исп...

Методическая разработка "Музыкальные способности и методы их развития"

Важнейшей в теории способностей является проблема их развития. С.А. Рубинштейн писал, что вопрос способностей должен быть слит с вопросом развития....

Методическая разработка "Музыкальный слух - направления и методы его развития"

Одной из главных проблем обучения музыкантов является развитие музыкального слуха до профессионального уровня. Большой процент лиц, получивших среднее музыкальное образование, но не сумевших из- за не...

Методическая разработка «Музыкальный брейн-ринг как инновационная форма работы с учащимися на уроках музыкальной литературы в ДШИ»

Работа, проводимая на теоретическом отделении нашей школы, гармонично сочетает в себе традиционные формы обучения на уроках сольфеджио и музыкальной литературы и инновационные формы работы. Игровая фо...

Методическая разработка «Музыкальные способности: музыкальность и её развитие у младших школьников в процессе обучения игре на фортепиано»

Данная разработка необходима для работы с учащимися младшего школьного возраста для обучения игре на фортепиано....

Методическая разработка музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста "Знакомство с русскими народными инструментами и их звучанием"

Технология деятельностного подхода «Ситуация» Л.Г.Петерсон Цель занятия: Создать условие для развития музыкальных и творческих способностей детей, через приобщение к русскому нар...