Лепка из глины. Вводное занятие
методическая разработка на тему

Бигильдина Татьяна Ефимовна

Вводное занятие объединения "Художественная керамика"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЯНАУЛА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОМ ПИОНЕРОВ И ШКОЛЬНИКОВ Г. ЯНАУЛ ЯНАУЛЬСКИЙ РАЙОН

Мастер-класс

«Вводное занятие по лепке из глины»

Объединение «Художественная керамика» (7-12лет)

                                                Составила:

                                                педагог дополнительного образования

                                                Бигильдина Т.Е.

 17.04.2013г.

г. Нефтекамск

Тема: Вводное занятие по лепке из глины.

Цель занятия: Познакомить детей с одним из видов декоративно-прикладного творчества – керамикой; научить приёмам лепки из глины изделия малой формы – ежа.

Основные задачи:

Обучающие:

 - изучение произведений пластических видов искусства;

- формирование чувства пропорции, ритма и объёма;

- формирование навыков работы с глиной.

Развивающие:

-развитие мелкой моторики рук;

- развитие глазомера;

-развитие творческих способностей;

Воспитательные:

-воспитание усидчивости, аккуратности, трудолюбия;

-развитие коммуникативных качеств: умение трудиться в коллективе;

-формирование целеустремлённости, настойчивости, трудолюбия;

- воспитание любви к природе и бережного отношения к ней.

-формирование понятий о безопасности жизнедеятельности.

Зрительный ряд:

  1. Предметы декоративно прикладного творчества из глины;
  2. Презентация:

        а). Изображения  предметов народных промыслов из глины;

        б). Изображения произведений известных художников из         керамики;

        в). Изображения изделий объединения «Художественная                                керамика» МБОУДОД ДПШ.

Инструменты и материалы:

1.Глина;

2.Стеки;

3.Подставки для лепки фигурок;

4.Мокрые тряпочки и сухие полотенца.

План занятия:

1. Приветствие. Введение в тему занятия ...…………………………….2мин.

2.  Теоретическая часть……………..…………………………………….8 мин.

3. Практическая работа по лепке ……………. …………………………14мин.

4. Завершение занятия ……………………………………………………1мин.

Ход занятия:

1.

        Здравствуйте ребята!

 «Был я на копанце, был я на топанце, был я на кружале, был я на пожаре, был я на обваре. Когда молод был, то людей кормил, а стар стал, пеленаться стал».

О чём эта старинная загадка?

 (о глиняном горшке)

2.

  - Гончарное ремесло существует с давних пор. Из глины делают посуду, предметы обихода, игрушки для детей и даже украшения. В России большое разнообразие малых форм представляют народные промыслы:  «Дымковская», «Каргопольская», «Филимоновскя» игрушка.

        - Скажите, кто из вас лепил из глины?

- Насколько прочными были ваши изделия?

- Перед вами предметы, изготовленные в нашем Доме Пионеров.

- Кто скажет, что с ними делали, чтобы они стали прочными? (Изделия из глины обжигают в муфельной печи при температуре 900 градусов. При этом глина, потеряв воду, меняет свою структуру и превращается в силикат, а изделие приобретает красивый терракотовый цвет. Обожжённую глину называют керамикой).

        Многие известные художники увлекались керамикой и создавали свои произведения искусства: М.А. Врубель «Волхова»; И. Барковская «Лев»; В. Малолетков «Двое»; Д. Конелл «Красный чайник»; Ю. Бугуева «Рождение единорога».

        Дети тоже очень любят лепить из глины. Глина, как материал, объединяет конструкцию, форму, цвет и может сохранять свои свойства в течение очень длительного времени. Объединение «Художественная керамика» нашего дома пионеров создаёт свои творческие работы и участвует в различных конкурсах городского, республиканского и всероссийского масштаба:

 

3.

        Сегодня мы с вами будем лепить из глины, и пользоваться острыми инструментами.

Во время работы нужно соблюдать:

Правила безопасного обращения с ними:

1. Работать с глиной нужно чистыми и сухими руками. Для этого у вас есть мокрые тряпочки  и сухие салфетки.

2. Острыми предметами нужно пользоваться осторожно: не размахивать ими, не направлять остриё в сторону соседа или к себе, передавать их друг другу только тупым концом.

3. В муфельной печи изделие обжигает только педагог. После обжига нельзя открывать печь до полного её остывания.

4. Ни в коем случае не пытайтесь обжигать поделки из глины в домашних условиях в печи, духовке или костре. Это может привести к тяжелейшим травмам лица и глаз во время взрыва изделия!

        

   В траве живой Колючий мяч

   Щетинится и ёжится.

   -Ну, покажись, дружок, Не прячь

    Свою смешную рожицу!

Как вы уже догадались, мы будем лепить ежа.

Практическая работа

        Ёжик лепится из небольшого, цельного куска глины.

  1. Чтобы исключить присутствие пузырьков воздуха в изделии, промешиваем глину путём скатывания из неё жгутов, их складывания пополам. Эту операцию проделываем 3-4 раза.
  2. Руки моем и вытираем сухой салфеткой.
  3. Отделяем от куска глины одну третью часть. Она пойдёт на изготовление лапок, ушек и глаз.
  4.  Туловище лепим из овоида, на котором пальчиками выдавливаем шубку ёжика и наносим стеком насечки, имитирующие иголки.
  5. Формируем носик путём вытягивания, На кончике носика прилепляем маленький шарик. Надрезаем стеком рот, пальчиками заостряем нижнюю губу.
  6. Скатываем два одинаковых маленьких шарика – это глаза. Прилепляем их, слегка приплющивая, и протыкаем посредине спицей.
  7. Лепим ушки в виде двух плоских треугольников. Затем треугольники поочерёдно прижимаем к кончику мизинца, придавая ушкам характерный изгиб, прилепляем их к голове и приглаживаем место присоединения пальчиком.
  8. Формируем попарно лапки и прилепляем их к туловищу, стеком надрезаем на них коготки.
  9. Можно пофантазировать, добавив ёжику шляпку, грибочки, яблоко или даже цветы.
  10.  Для предотвращения взрыва изделия во время обжига, прокалываем его толстой спицей снизу вверх так, чтобы иголка не выходила на поверхность.

Поэтическая минутка:

- Если Ежик не пьет молоко, 
Значит, где-то в лесу далеко 
Под кустами, в гнезде из листочков, 
Есть у ежика сын или дочка. 
Значит, надо ежика взять 
И в лес отнести опять. 
(автор - Ю.Щербаков)

-Скажите, а нужно ли брать ежа из леса домой? (Нет)

- Почему?

- Потому, что у ежа в лесу могут быть детки. Кроме того, они являются переносчиками таких опасных паразитов как клещи. Поэтому ежей не только нельзя приносить домой, но и даже брать в руки!

4.

- Скажите, вам понравилось лепить из глины?

Если не понравилось, то почему?

Завершение занятия.

 Уборка рабочих мест.

        

 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект занятия "Лепка из глины композиции по сказкам о животных"

План - конспект занятия по теме "Лепка из глины коллективной композиции "Сказки о животных"....

"Природа и творчество. Пробуждение творчества на учебных занятиях по лепке из глины". Методическая разработка.

В данной разработке представлены материалы для проведения учебных занятий по лепке с использованием методов и приемов пробуждения творчества и раскрываются такие вопросы: пробуждение творчества на уче...

План-конспект занятия по лепке из глины на тему: "Маме посвящается!"

Данное занятие предназначено для организации совместной творческой деятельности учащихся и их мам (бабушек) в рамках учебных занятий....

Методическая разработка учебного занятия по теме «Лепка из глины «Русский самовар»

Методическая разработка учебного занятия по теме «Лепка из глины «Русский самовар»...

Методическая разработка занятия по лепке из глины «Лепка инопланетянина»

Методическая разработка занятия по лепке из глины «Лепка инопланетянина»...

Методическая разработка занятия по лепке из глины «Лепка Подставки для яйца»

Методическая разработка занятия по лепке из глины «Лепка Подставки для яйца»...