Методическая разработка программы обучения игре на фортепиано
методическая разработка на тему

Веденко Ольга Александровна

Эта программа – результат многолетней работы по обучению игре на фортепиано детей разного возраста в разных городах (Киев, Донецк, Кагарлык Киевской обл., Гомель, Санкт-Петербург). Работа в классе фортепиано проходила в Школах Искусств, что подсказало одну истину: «Всё, что находится во взаимосвязи, должно преподаваться в такой же взаимосвязи».

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Думаем на досуге, размышляем – в работе.»

«Пока есть искания, будут и находки»

Н. Перельман

Пояснительная записка

Эта программа – результат многолетней работы по обучению игре на фортепиано детей разного возраста в разных городах (Киев, Донецк, Кагарлык Киевской обл., Гомель, Санкт-Петербург). Работа в классе фортепиано проходила в Школах Искусств, что подсказало одну истину: «Всё, что находится во взаимосвязи, должно преподаваться в такой же взаимосвязи».

Искусство родилось не случайно. Оно всегда, даже в первобытные времена, было зеркалом жизни, отражением в художественных образах мыслей и чаяний человека. Оно сеяло зерна добра и красоты. Подлинное правдивое искусство всегда несёт людям радость познания, зовет к раздумьям, к переживанию увиденного и услышанного. Каждое из искусств, чтобы обрести большую наглядность и действенность, большую доходчивость, часто вступают в союз с другими искусствами. Именно интегрированные уроки, где искусства не просто дополняют друг друга, а раскрывают сущность и глубинный смысл каждого, так необходимы детям, ибо они помогают в познании окружающего мира, в целостном его восприятии, позволяют развить способность к творческому мышлению, учат сопереживанию, воспитывают чувства. В конечном итоге это приводит к тому, что искусство с раннего возраста станет для детей эстетической ценностью, жизненной потребностью. Конечно, как узкий специалист, акцент в своей работе я делаю на «принятие» любви к фортепиано, я с самых первых занятий «приучаю» ученика относиться к своему инструменту трепетно, с истинно искренней любовью. Надеюсь, что мой труд не пропадет даром и все мои ученики станут хорошими, интеллектуально и социально развитыми людьми, способными понимать и ценить прекрасное и, возможно, когда-нибудь передадут полученные знания другим людям.

Цели программы

  1. Научить любить хорошую музыку, уметь воспроизвести замысел композитора путем исполнения его произведения на фортепиано. Одним словом – обучить любого желающего играть на фортепиано.
  2. Воспитать как можно большее число истинных ценителей классической музыки, научить детей отличать хорошее от плохого, побудить их почаще посещать Филармонию и другие концертные площадки в качестве слушателя.
  3. Каждого ребенка научить понять, найти, реализовать себя посредством искусства. Настоящая духовность – высшая цель искусства!
  4. Особо одаренным детям дать возможность получить такую основную базу, которая бы позволила им в дальнейшем стать профессиональными музыкантами.
  5. Воспитание самостоятельности, желание к самообразованию и творчеству вне занятий. Каждый учащийся должен понять, почувствовать, что занятие за фортепиано – это кропотливый труд, который в результате приносит удовлетворение, радость, удовольствие.

Итак, целями данной программы являются: воспитание культуры, чувства нравственности, трудовое воспитание, психологическая коррекция, профессиональная ориентация.

Задачи программы

  1. Выявить и развить природные способности у детей.
  2. Научить при помощи воображения и фантазии верить в предполагаемы чувства или обстоятельства и выразить их как можно точнее звуками.
  3. Развить внимание и чуткость к образной природе музыки, языку, которым она написана.
  4. Развить образное, ассоциативное мышление через музыкальный материал предлагаемых произведений.
  5. Познакомить детей со страничками истории и быта, относящихся ко времени написания музыкального произведения.
  6. Познакомить учащихся с биографией композитора, его эпохой и особенностями стиля.
  7. Помочь детям путем показа их работы (концерты для одноклассников, родителей, участие в других концертах и конкурсах) достичь чувства собственной значимости  и необходимости их труда.

Особенность преподавания в Школах Искусств и домах творчества является возможность получать комплексное творческое образование детьми. Так, занятия живописью помогают и в музыке слышать красочно, иметь представление о миниатюре и о крупной форме (ассоциация с многоплановыми полотнами великих художников). На занятиях историей искусств дети получают представление о различных эпохах, стилях, школах. Рассматривая картины при посещении музеев, дети знают, что такое первый и второй план, фон. Конечно же все это помогает при работе над музыкальным произведением. Занятия хореографией помогают в работе над ритмом, над характером пьес танцевального плана.

Все это дает очень хорошую возможность проводить интегрированное обучение, давать детям уроки, где искусства не просто дополняют друг друга, не только раскрывают сущность и глубинный смысл каждого, не только необходимы детям, ибо они помогают в познании окружающего мира, в целостном его восприятии, развивают способность к творческому мышлению, учат сопереживанию, воспитывают чувства, но еще и помогают в конкретном узкоспециализированном занятии – обучении игре на фортепиано.

Методические пояснения

1. Художественный образ музыкального произведения

Работа над художественным образом должна начинаться одновременно с первоначальным обучением игре на фортепиано и усвоением нотной грамоты. Любую простую мелодию ребенок должен воспроизвести выразительно: как можно раньше от ребенка нужно добиться, чтобы он сыграл грустную мелодию грустно, бодрую – бодро, торжественную – торжественно и т. д.

Что же такое «художественный образ произведения», если то не сама музыка, живая звуковая материя, музыкальная речь с ее закономерностями и составными частями, именуемыми мелодией, гармонией, полифонией и т. д., с определенным формальным строением, эмоциональным и поэтическим содержанием.

«Лучше не допускать ошибок, чем исправлять их потом». Поэтому никогда не позволяю я ни себе (во время показа), ни ученикам «бренчать» за инструментом. От самых первых звуков до сложных («профессиональных») произведений я стараюсь при первом показе исполнить нужным звуком, в нужном темпе, в таком характере, чтобы оно прозвучало ясно, осмысленно и выразительно, т. е. адекватно своему содержанию. И учеников, даже при разборе нотного текста, я прошу играть музыкально, не толкать, не стучать, внимательно слушать. Иначе «грязное» звучание засоряет слух и детям потом трудно услышать исполняемое произведение «как надо». Когда пройден этап усвоения текста, практически все внимание уделяется работе на художественным образом. И отработка мелких деталей, и проигрывание произведения целиком – все должно подчиняться замыслу композитора. Это творческий процесс, детям он очень нравится. Тут-то и помогает им тот багаж знаний, моторных и эмоциональных ощущений, которые они получают «извне». Я предлагаю им перед проигрыванием представить себя на месте человека, написавшего эту музыку (предварительно мы знакомимся с биографией, эпохой композитора, его страной, архитектурой города, в котором писалась или могла исполняться музыка). Иногда пытаемся «поставить театральную пьесу» по этому музыкальному произведению. Иногда придумываем танец или целый балет, обязательно танцуем (я играю, ребенок танцует или ребенок играет, другой ребенок танцует). Очень часто сочиняем рассказ, а если укладываемся по ритму – стихи к музыкальному произведению. Сопоставляем со знакомыми картинами или рисуем свою. Часто дети сами предлагают варианты творческого подхода к изучению того или иного произведения. Так поразмыслив, дети могут положить руки на инструмент. И… волшебный взмах… Но что-то не получается или почти все не получается – тут главное знать, чего хочешь и добиваться этого с радостью и упорством, учиться работать, трудиться, слушать мастеров в концертных залах почаще, а дома, перед сном – в записях. Конечно, тут подключаются родители. Их искренняя заинтересованность – огромная часть успеха в обучении ребенка.

Хорошо выученное произведение я предлагаю «сыграть» на крышке инструмента для того, чтобы не слыша – услышать внутри себя музыку. Еще очень хорошо играть в полумраке или с закрытыми глазами, чтобы ребенок мог «отключиться» от всего лишнего и полностью уйти в мир музыки. Одна девочка сказала мне: «Когда я играю – я ухожу в другой мир, мне кажется, что я сама написала эту музыку и живу в ней, общаюсь с тем миром, в котором живет музыка». Конечно, герои этого мира часто бывают наивно-игрушечными, но простое переходит в сложное, из шестилетних детей вырастают во взрослых людей с более трезвыми и реальными мыслями. Но обогащённая музыкой душа уже никогда не станет черствой; с каждым новым музыкальным открытием дети все лучше и тоньше будут понимать и передавать в своей игре «художественный образ» музыкального произведения.

2. Работа над техникой

Чем яснее цель – тем яснее она диктует средства её достижения. Греческое слово «технэ» означало искусство. Любое усовершенствование техники есть усовершенствование самого искусства. Все усилия в работе над техникой должны сводиться к достижению желаемого музыкального звучания. То есть сама музыка диктует над каким местом можно поработать отдельно, чтобы добиться ровного звучания, ритмичного исполнения, удобных игровых приёмов. Очень многое зависит от постановки рук, ощущения свободы и веса. Л. Годковский, один из великих пианистов виртуозов, говорил, что никогда не учил гамм, а играл он их с таким блеском, ровностью, быстротой и красотой звучания! Он играл наилучшим образом гаммы, которые показались в пьесах, и таким образом научился идеально играть «гамму как таковую». Конечно же, я на уроках работаю с учениками и над гаммами, и над этюдами. Иногда в иных музыкальных произведениях приходится повторять одно место «по 100 раз», пока не отыщется удобное движение и нужное «туше».

Но и в работе над техникой не должны отключаться уши и сердце, все игровые приемы используются во благо музыкальной мысли, интонации.

3. Работа над интонацией

Искусство интонаций следует так же тренировать как искусство скачков, октав, трели и пр. Мечтаю о сборнике этюдов с такими названиями: №1 – этюд вопросительный, №2 – этюд восклицание, №3 – этюд удивление, №4 – этюд огорчение, №5 – этюд радости и т. д. и т. п. Эти этюды – только искры, способные, однако, воспламенить интонационную фантазию. Можно провести аналогию между музыкальной и словесной речью. Слушая актера-чтеца, мы обращаем внимание не столько на распределение динамических оттенков, не столько на ритм и пластику выражения, сколько на верность интонаций и правильное выполнение знаков препинания. Когда ребенок понимает язык (родной, а не незнакомый иностранный), в нашем случае – музыкальный, он не ошибется в интонациях. Когда знаешь, что сказать и что выразить – обязательно найдешь нужную интонацию. Музыкальность – это с чувством интонированная мысль.

4. Работа над звуком

Для музыканта звук – творение, обладающее вкусом, цветом, объемом, красотой или уродством, силой, весом, длиной и всем, чем только может наделить обладающий фантазией музыкант. Звуку приписывают даже нравственный категории, например – благородный.

5. Аппликатура

Стараюсь приучить детей заучивать аппликатуру сразу, активно, уже при первом прочтении текста, зазубривать как таблицу умножения. Жаль, что часто в новых редакциях не проставлена аппликатура и приходится много времени проводить с карандашом в руке.

Объясняю детям, что пальцы обладают очень хорошей памятью, помогают быстрее запомнить текст.

6. Читка с листа

Если не подгонять события, не начинать в первые же дни обучения готовить ребенка к «показательному» выступлению, можно научить каждого легко читать с листа. Главное, побольше играть нового музыкального материала, не опережать естественное развитие событий, почаще хвалить ребенка и внушать, что ноты читать также легко и интересно, как любые другие книги. Золотое правило – смотреть немного вперед.

7. Об ансамблевой игре

Этот вид деятельности очень обогащает запас музыкальных знаний. Сейчас можно найти большое количество мировой музыкальной литературы в легких музыкальных переложениях (например – переложения Ж. Металлиди «Мой Чайковский», «Мой Верде», «Мой Бизе» и т. д.). На первых уроках ансамбль – это исполнение «песенки» ребенком под аккомпанемент педагога. В дальнейшем – исполнение ансамбля учащимися одного или разных классов.

Тематический план

Разделы и темы

(этапы образовательного процесса)

Количество часов

1 год

2-3 годы

4-7 годы

1.

Нотная грамота

8

-

-

2.

Работы над техникой (гаммы, этюды, упражнения)

8

10

10

3.

Читка с листа

10

8

6

4.

Работа над музыкальным произведением (художественный образ, форма, педализация, звук…)

28

22

24

5.

Музицирование

4

4

4

6.

Ансамбли

6

6

6

7.

Экзамены, зачеты, подготовка к ним

6

12

12

8.

Концертная деятельность

2

6

6

9.

Культурно-массовая работа

-

4

4

Итого:

72ч

72ч

72ч

Формы и методы оценки результативности

Результаты работы по данной программе оцениваются на экзаменах, которые проводятся в декабре и мае, где дети исполняют программу из 3 произведений: полифония, крупная форма, пьеса (или цикл пьес). На технических зачетах, которые проходят 2 раза в год играются гаммы, один или 2 этюда.

Очень интересна такая форма подведения итогов, как родительское собрание, на котором дети играют не только экзаменационную программу, но и другую музыку, разучиваемую в классе или самостоятельно дома, а именно: творческое музцицирование, ансамблевая игра, джазовые композиции, собственные сочинения. Собрания проходят в непринужденной обстановке. Помещение оформляется детскими рисунками. Перед выступлением каждый ребенок, по желанию, читает любимые стихи. Иногда это может быть вечер, посвященный памяти одного композитора; или вечер польки, вальса. Всё это интересно и взрослым, и детям.

С более продвинутыми в профессиональном смысле учениками мы принимаем участие в конкурсах, фестивалях, любых концертах, на любых площадках, куда нас только могут пригласить.

Часто устраиваем лекции-концерты для одноклассников играющих детей или просто для любых других младших школьников, в детских садах. Темы лекций выбираем самые различные: «Фортепиано – король всех инструментов», «Детство великих композиторов», «Времена года в музыки» и другие.

Юные пианисты с большим удовольствием принимают участие в подобных мероприятиях. Это является стимулом для их занятий и творческого роста.

Заключение

Реализация этой программы возможна при индивидуальных занятиях с учениками. Параллельно должно проходить обучение сольфеджио, музыкальной литературе, камерному и концертмейстерскому классу, хору. По возможности, учащиеся должны стать слушателями абонементных концертов, чтобы расширять свой кругозор, уметь понимать язык симфонической музыки, слушать хороших скрипачей, вокалистов и других солистов, камерные ансамбли, хоры. Это поможет им лучше овладеть искусством игры на фортепиано.

Учащиеся могут продолжить образование по профилю программы в профессиональных учебных заведениях, а также путём самообразования.

Список используемой литературы

  1. Н. Перельман, «В классе рояля», Изд. 3-е, доп. - Л.: Музыка, 1981. - 96 с.
  2. Г. Нейгауз, «Об искусстве фортепианной игры», Изд. 5-е, «Музыка», 1987. – 240 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка "Основы обучения игры в волейбол"

разработка занятий по волейболу расчитана на 3 года учитель физической культуры Абиленцев А.А....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ «Формирование навыков игры на фортепиано в работе над музыкальным произведением на уроках «Индивидуальное обучение игре на фортепиано и детских музыкальных инструментах »

Данная методическая разработка посвящена рассмотрениюнекоторых методов и приемов, способствующих формированию навыков игры на фортепиано. Методы и приемы, перечисленные в данной работе, являются актуа...

Основные методические положения начального обучения игре на фортепиано

Основные методические положения начального обучения игре на фортепиано...

Методические рекомендации "Начальное обучение игре на фортепиано детей старшего возраста"

Данная работа посвящена проблеме обучения игре на фортепиано детей старшего возраста (13-17 лет)...

Методическая разработка " Методика обучения игры в футбол"

Обучение игре в футбол начинается со знакомства с ее правилами и характером действий игроков. Изучив их, занимающиеся переходят к освоению техники и тактических действий. Одновременно развивают необхо...

МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД «Начальное обучение игры на фортепиано»

Одним из самых важных этапов в профессиональном обучении музыканта является начальный период, когда происходит первое знакомство ученика с инструментом, закладываются базовые слуховые и физические ощу...