Организация внеурочной деятельности современных школьников (2017г.)
учебно-методический материал по теме

Дмитриев Сергей Михайлович

Цель исследования — определить место внеклассной работы в процессе социализации подростков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizatsiya_vneurochnoy_deyatelnosti.doc196 КБ

Предварительный просмотр:

ГБУДО ДМЦ

Кронштадтского района Санкт-Петербурга

«Юный моряк»

 «Организация внеурочной деятельности

 современных школьников».

                                       

                            Дмитриев Сергей Михайлович

                                        педагог дополнительного образования

                                                      высшая квалификационная категория

                                                     

г. Санкт-Петербург

2017

Содержание

Введение …………………………………………………………………………3

Глава 1.   Роль внеклассной работы в процессе социализации……………….6

1.1. Внеурочная работа и социализация школьников: формы и

функции внеклассной работы…………………………………………………...6

1.2. Динамика развития внеклассной работы в России ………………………24                                

Глава 2.    Практическая часть работы по теме «Организация внеурочной

деятельности по социальному творчеству со школьниками»………………...32                2.1.Принципы построения внеурочной деятельности по социальному  

творчеству………………………………………………………………………..32                                                                                                   2.2.Современные наработки в организации внеурочной деятельности

по социальному творчеству……………………………………………………..35                                                                        

Заключение……………………………………………………………………….39                                                                                                        

Список литературы .……………………………………………………………..41                                                                                          

       

Введение.

Воспитание школьника происходит в учебной (урочной и внеурочной) и во внеучебной (внеклассной и внешкольной) деятельности, которая осуществляется в школе – в деятельности специальных субъектов воспитания (заместителя директора школы по воспитательной работе, классных руководителей или воспитателей) и вне школы – в деятельности руководителей кружков, секций, клубов, детско-взрослых многопрофильных объединений.  

Процесс воспитания в учебной и внеучебной деятельности, хотя и имеет много общего, но, тем не менее, у каждого из этих видов воспитания есть своя специфика: обязательный и избирательный характер деятельности учащихся, определенность и вариативность содержания, заданная структура, логика обучения и свободное общение во внеучебной деятельности; одновозрастной или разновозрастной  состав учащихся; постоянный и изменчивый состав групп учащихся и другие особенности.

Одна из главных проблем общественного развития является гармонизация взаимоотношений общества с каждой отдельно взятой личностью, то есть её социализация. Особенно актуальной  для общества является социализация подрастающего поколения.

Социализация подрастающих поколений есть сложный непрерывный процесс, при котором, с одной стороны, потребности отдельно взятой личности адаптируются к потребностям общественным, но эта адаптация не носит пассивный характер, приводящий к конформизму. Это активный творческий процесс приобретения общечеловеческих ценностей, когда индивид пытается проявить внутреннюю силу, выстраивая свою роль в обществе. С другой стороны, общество формирует норму морали и поведения, педагогически целесообразных форм отношений между людьми в семье, в школе, во внешкольных учреждениях, в других иных социальных средах.

Организация досуга  для творческого развития детей, подростков и юношества является важным стимулом созидательной активности. Внешкольные объединения, где процесс формирования и развития индивида не ограничивается «социальным заказом», а осуществляется на основе доминирующих потребностей и мотивов поведения, являются учреждениями проведения досуговой деятельности.

Как показывает практика, организация деятельности и изучение особенностей внеклассной и внешкольной  работы с подрастающим поколением помогает выявить как положительные стороны, так и недостатки, которые приводят к деструктивному формированию личности ребенка, нарушениям поведения, и проблемам мотивизации и постановки целей.

Теоретической и методологической основой исследования являются философские положения о целостности и целеустремлённости развивающихся систем и подсистем, социальной роли экономических условий, диалектический подход к развитию системы, а также совокупность психологических и педагогических знаний о системности образования, тенденции её развития; о проблемах непрерывного образования и его составной части – дополнительного образования.

Проблемами и вопросами социализации занимались многие учёные социологи, психологи и педагоги:  Г. Салливан, Ж. Пиаже, И. С. Кон, С.Л. Рубинштейн, А. С. Макаренко, А. В. Мудрик, В. А. Сухомлинский и др.

Объектом исследования данной работы является непосредственно процесс социализации ребёнка.

Цель исследования — определить место внеклассной работы в процессе социализации подростков.

Задачи исследования:

 1. Изучение внеурочной работы и социализации школьников: форм и функций внеклассной работы;

2. Анализ динамики развития внеклассной работы в России.

Цель исследования является изучение особенностей организации деятельности по социальному творчеству со школьниками разных возрастов.

Задачи исследования:

— рассмотреть понятие: внеурочная деятельность, социальное творчество;

— раскрыть особенности организации внеурочной деятельности со школьниками разных возрастов;

—  раскрыть значимость социального творчества при организации внеурочной деятельности.

Глава 1.  Роль внеклассной работы в процессе социализации.

1.1.  Внеурочная работа и социализация школьников: формы и функции внеклассной работы.

На современном этапе развития общества отечественная школа нуждается в организационных структурах, которые выполняли бы функции прогнозирования и коррекции конфликтных и других негативных явлений в школьном коллективе, социальной защиты каждого его члена. Социально-экономическая нестабильность, повышение темпа жизни, сокращение рабочих мест ослабляют интерес родителей ко многому из происходящего в обществе, а самое главное — к воспитанию подрастающего поколения. Размыты идеалы, подвергаются сомнению образы многих положительных героев, которые долгие годы служили молодым неким нравственным ориентиром. Вместе с тем рынок «развенчивает» и такие извечные ценности, как бескорыстие, коллективизм, общинность. В настоящее время существует определенный разрыв в деятельности общеобразовательной школы и внешкольных учреждений, который вызван, прежде всего, отсутствием преемственности и координации усилий между социальными институтами. Внеурочная работа понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая с классом, группой обучающихся во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге (праздники, вечера, дискотеки, походы), их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности, детских общественных объединениях и организациях. Эта работа позволяет выявить у своих подопечных потенциальные возможности и интересы, помочь ребенку их реализовать. Внеурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения ребят одного класса или учебной параллели, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность (дискуссионные клубы, вечера встреч с интересными людьми, экскурсии, посещение театров и музеев с последующим обсуждением, социально значимые дела, трудовые акции).

В процессе многоплановой внеурочной работы можно обеспечить развитие общественных интересов школьников, способствовать их творческой деятельности.

Несомненно, внеурочная работа тесно связана с дополнительным образованием детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность.

Очень важно создавать благоприятные условия для детей:

— широко использовать их творческие возможности в подготовке внеклассных, общешкольных мероприятий;

— демонстрации личных достижений;

 — авторские выставки, сольные концерты, презентации, показы, выступления.

Главная цель современного демократического общества — формирование гармонически развитой, социально активной личности. Прежде всего, это относится к подрастающему поколению.

Социализация и социальное творчество детей  - большое поле деятельности для педагогов. Фактически основу внеурочной культурно-творческой деятельности составляет способность школы планировать и осуществлять осознанное включение детей и подростков в коллективно-полезное дело, вызывать их отклик и инициативу, развивать у них позитивное преобразовательно-организационное отношение к делу. Эффективность данного направления связана с последовательным раскрытием сознания ребенка и побуждением его личности к самостоятельной работе по выстраиванию пути своего развития через специально проектируемые и реализуемые события роста сознания, развития мыслительной деятельности и участия в социально значимой творческой деятельности.

Сегодня определены три группы задач социализации:

—  естественно-культурные;

— социально-культурные;

— социально-психологические.

Естественно-культурные задачи подразумевают достижение на каждом возрастном этапе определенного уровня физического развития.

Социально-культурные задачи —  познавательные, морально-нравственные, специфичные для каждого возрастного этапа.

Социально-психологические задачи предполагают становление самосознания личности, ее самоопределение в актуальной жизни, самореализацию и самоуправление.

Решение задач всех трех названных групп является объективной необходимостью для развития ребенка. Если какая-либо группа задач остается нерешенной на том или ином возрастном этапе, то это либо задерживает развитие, либо делает его неполным. Следовательно, важную роль в развитии и формировании творческой личности занимают социальные институты.

Школа является общественным институтом, где учащийся не пассивный объект воздействия, а активный субъект формирования своей личности. Таким образом, сущность концептуального подхода к функциям внеурочной деятельности заключается в создании научно обоснованной системы социально необходимой, психологически действенной подготовки учащихся в их свободное время к разносторонней самостоятельной жизнедеятельности.

Эта система предполагает эффективное взаимодействие всех внешкольных, культурно-просветительных и спортивных учреждений с общеобразовательными школами, с семьями учащихся.

Составляющими такого взаимодействия являются следующие факторы:

— культурно-просветительные, спортивные учреждения в деловом сотрудничестве с детскими и подростковыми организациями не только продолжают начатое в семье и школе воспитание, но и создают оптимальные условия для повышения плодотворности всего процесса формирования личности;

— все воспитательные институты строят свою работу на основе совместного определения перспектив, взаимной ответственной зависимости, информированности, помощи, согласования результатов анализа и корректировки деятельности;

— все учреждения и организации, участвующие во внешкольном воспитании, всемерно способствуют активизации роли детей и подростков как субъектов обеспечения своего гражданского становления, жизненного самоопределения. Это достигается целенаправленными, взаимосвязанными, постоянно усложняющимися социально значимыми действиями учащихся вне школы по развитию и реализации своих интересов и способностей.

Главная задача внеурочной деятельности в школе заключается в том, чтобы организуемая в стенах учреждения деятельность способствовала более устойчивому, творческому и гармоничному развитию детей.

Такое развитие отвечает общей цели: находить оптимальные и интересные способы жизни в широком диапазоне различных внутренних и внешних сред, жизненные технологии, позволяющие поддерживать психологическое, физическое, социальное и духовное здоровье, сохранять разнообразные формы жизни, не пасовать перед ударами судьбы.

Исходя, из психологически благоприятных для ребенка условий и возможностей внеурочной деятельности, вырисовываются следующие перспективные ориентации его развития:

—  традиционная ориентация на более искусную организацию внеурочной деятельности ребенка (художественной, технической, туристской, спортивной);

— ориентация на развитие общей культуры жизнедеятельности ребенка.

Внеурочная деятельность в кружках, как правило, имеет более выраженный творческий, игровой, и, что очень важно, преимущественно практический характер. Протекает в более благоприятной психологической атмосфере, затрагивает в большей степени образный и наглядно-действенный языки психической деятельности, больше связана с дальнейшим профессиональным самоопределением занимающихся. Однако этого сегодня уже недостаточно. Если мы хотим, чтобы во внеурочной деятельности развивались дети, мы обязаны позаботиться о целостном, общекультурном их развитии.

Следовательно, внеурочная деятельность должна ориентироваться на общечеловеческие ценности построения жизни.

Задача целостного гармоничного развития детей во внеурочной деятельности включает в себя два основных направления работы:

1) организацию развития специализированных, предметных творческих интересов и умений;

2) организацию педагогом воспитательных деятельностей с целью развития общекультурных стремлений и навыков.

В настоящее время дополнительное образование в форме добровольных объединений менее регламентировано и более способно (нежели общеобразовательная школа) к построению и поддержке диалогических, субъект-субъектных отношений. Поскольку здесь осуществляется взаимное освоение образовательных, профессиональных, культурных ценностей детьми и взрослыми как равноправными субъектами, то и поисковый режим образования наиболее полно может быть реализован именно в сочетании с дополнительным образованием. Это становится более актуальным в связи с тем, что в реальной жизни игровая деятельность занимает все более значимое место, так как ведет к творческому развитию личности.

Таким образом, обращение к проблеме взаимосвязи и взаимодействия внеурочного и дополнительного образования сегодня весьма актуально и является отражением потребности педагогической практики. В общеобразовательной школе, где по-настоящему можно решить эту проблему, где нет непреодолимой стены между внеурочной и дополнительной деятельностью, возможен переход к качественно иной стадии развития творческого потенциала детей и подростков. Тем более что и внеурочное, и дополнительное образование ведет к наиболее эффективной взаимосвязи этих двух сфер во благо детей.

Необходимо подчеркнуть, что эта взаимосвязь помогает решить стратегические задачи современного образования:

— обеспечить непрерывность образования;

— развивать в полной мере технологии и идеи личностно-ориентированного образования;

— осуществлять программы социально-психологической адаптации;

— проводить профориентацию;

— развивать творческие способности личности и создавать условия для формирования опыта творческой самодеятельности ученика и учителя.

Совершенно очевидно, что столь сложные, многоплановые задачи невозможно реализовать силами только одной какой-то сферы образования.

Следовательно, область взаимодействия внеурочной и дополнительной сфер является пространством наиболее благоприятного развития творческой, познавательной, социальной активности ребят. Именно взаимопроникновение этих двух сфер может обеспечить целостность системы и в то же время ее многообразность, определенную стабильность и постоянное развитие. И, задумываясь над тем, как лучше реализовать эту проблему, стоит вспомнить слова В. А. Сухомлинского, который утверждал, что каждый учитель, давая предусмотренный программой круг знаний, в то же время раскрывает вторую программу — знаний необязательных. А от единства обязательной и необязательной программы зависит разностороннее развитие детей.

Творческое самоосуществление личности ребёнка — актуализация генетически запрограммированных задатков, а также реализация сформированных в процессе социальной деятельности способностей как нельзя лучше протекают во внеурочное время, сущностью которого является свободная творческая деятельность. Детский досуг это своеобразная «зона невмешательства» так необходимая для самопроверки, оценке собственного «Я». Внеурочная деятельность для детей — это сфера, в которой, выступая в новых ролях, отличных от семейных и школьных, они особенно остро и полнокровно раскрывают свои естественные потребности в свободе и независимости, активной деятельности и самовыражении.

Во внеурочное время дети, подростки, юноши (девушки) более открыты для влияния и воздействия на них самых различных социальных институтов, что позволяет с максимальной эффективностью воздействовать на их нравственный облик и мировоззрение. В процессе коллективного досугового времяпрепровождения происходит упрочение чувства товарищества, возрастание степени консолидации, стимулирование трудовой активности, выработка жизненной позиции, наущение нормам поведения в обществе.

Отличительной особенностью детской внеурочной деятельности является её театрализация.

Художественные образы, воздействуя через эмоциональную сферу, заставляют его переживать, страдать и радоваться, их воздействие часто намного острее жизненных коллизий. Иначе говоря, детский досуг благоприятен для формирования возвышенных идеалов и выработки системы ценностных предпочтений.

Внешкольное время подрастающего поколения оказывает огромное влияние на познавательную деятельность детей, подростков и юношества. В это время происходит узнавание нового в самых разнообразных областях знаний: расширяется художественный кругозор; постигается процесс технического творчества; происходит знакомство с историей спорта и так далее; наконец, осуществляется вооруженность досуговыми видами деятельности. Это значит, что внеурочной деятельности свойственна просветительская функция.

Одна из важных задач внешкольной работы — помочь в выборе профессии. От первого периода детства до юношеского возраста все актуальней становится вопрос об избрании профессии. От тривиального: «Кем быть?» в детстве, до мучительного поиска своего места в жизни в юношеские годы, вопрос выбора профессии волнует все возрастные группы подрастающего поколения.

Большинство детей находят ответ на этот важный вопрос в сфере досуга. Во внеурочное время дети читают книги, смотрят кинофильмы, спектакли и телепередачи, где открывают для себя мир профессий. А наметив для себя профессиональный путь, преимущественно на досуге, приобретают знания и развивают способности, навыки специфические для того или иного вида деятельности. И, наконец, внешкольные учреждения целенаправленно осуществляют профориентационную деятельность, то есть, внешкольная работа предполагает осуществление профориентационной функции.

Жизнедеятельность современных детей, подростков и юношества предельно насыщена и относительно строго регламентирована, а потому требует больших затрат физических, психических и интеллектуальных сил. На этом фоне детский досуг, осуществляющийся преимущественно на основе игровой деятельности, помогает снять создавшееся напряжение. Именно в рамках досугового времени происходит восстановление и воспроизводство утраченных сил, то есть, реализуется рекреационная функция.

Более того, заложенное от природы стремление человека к получению удовольствия также преимущественно реализуется в сфере внеурочной деятельности. Дети, подростки и юноши получают наслаждение от самых разнообразных занятий: игры и победы в ней; узнавание нового и возможность творить на этой основе. Иными словами, внешкольной деятельности свойственна гедонистическая функция.

Разнообразные по форме, содержанию и эмоциональной насыщенности внешкольные занятия детей, подростков и юношества вызывают широкий резонанс в их душах, в кругу друзей и знакомых, в классе и семье, порождая, таким образом, заданное внеурочным мероприятием общение на предмет услышанного, увиденного, совершенного. Как результат, осуществляются виды деятельности, которые сам ребенок не совершил бы, не будь побуждения извне. То есть внеурочная деятельность предполагает прокреативную функцию.

Принципы внеклассной работы:

Всякая деятельность зиждется на общих закономерностях ее развития. Внеклассная деятельность детей, подростков и юношества развивается по своим законам, принципам, теоретически обоснованным и апробированным на практике.

К ним относятся:

1. Принцип всеобщности и доступности, то есть, возможность приобщения, вовлеченности всех без исключения детей, подростков и юношества в сферу внеклассной деятельности с целью удовлетворения творческих потенций подрастающего поколения, их досуговых запросов и интересов.

2. Принцип самодеятельности — реализуется на всех уровнях внеклассной деятельности: от любительского объединения до массового праздника.

Самодеятельность, как сущностное свойство личности, обеспечивает высокий уровень достижений в любой индивидуальной и коллективной деятельности. Принцип самодеятельности зиждется на творческой активности, увлеченности и инициативе детей.

3. Принцип индивидуального подхода — предполагает учет индивидуальных запросов, интересов, склонностей, способностей, возможностей, психофизиологических особенностей и социальной среды обитания детей, подростков и юношества при обеспечении их досуга. Дифференцированный подход обеспечивает комфортное состояние каждого участника акции.

4. Принцип систематичности и целенаправленности  — предполагает осуществление этой деятельности на основе планомерного и последовательного сочетания непрерывности и взаимозависимости в работе всех социальных институтов, призванных обеспечивать досуг детей, подростков и юношества. Важно направлять детей, подростков и юношество на дела общественно значимые, поскольку богатство творческих сил индивида зависит от всестороннего и полного проявления этих сил в жизни общества. Это процесс ограниченного превращения человека в общественное существо, в активную и творческую личность, живущую полной жизнью в согласии с самим собой и обществом.

5. Принцип преемственности — в первую очередь предполагает культурное взаимодействие и взаимовлияние поколений. Необходимо активизировать деятельность родителей, всех взрослых на передачу детям социального знания и опыта на проведение разумного досуга, его философии.

Принцип преемственности означает также поддержание норм и традиций при перемещении детей из одной возрастной общности в другую, из одного социально-воспитательного учреждения в другое.

6. Принцип занимательности  — заключается в создании непринужденного эмоционального общения посредством выстраивания всего досуга на основе игры и театрализации, ибо сухость, блеклость, отсутствие эмоциональной привлекательности способны обречь на неудачу любые формы и методы работы. Детский досуг должен быть красочно оформлен и дополнен самой разнообразной атрибутикой. Все это превращает досуг детей, подростков и юношества в праздник.

Реализация принципов организации внеклассной работы на практике по своим масштабам воздействия на личность выходит далеко за рамки этой деятельности, это крупномасштабная социальная акция, цель которой — разностороннее развитие личности ребенка, подростка, юноши (девушки).

Актуальные цели и задачи воспитания учащихся.

Система школьного внеклассного воспитания должна быть направлена на разностороннее развитие учащихся. Разностороннее развитие учащихся возможно только в том случае, если весь набор воспитательных технологий и методик работы с детьми создает условия для самореализации ребенка. Самореализации учащихся способствуют развитие у них познавательной мотивации и познавательного интереса, творческих способностей, умение находить необходимую информацию и т. д.

Главные идеи:

— формирование культуры общения учащихся, осознание учащимися необходимости позитивного общения, как с взрослыми, так и со сверстниками;

— передача учащимся знаний, умений, навыков социального общения людей, опыта поколений;

—воспитание стремления учащихся к полезному времяпровождению и позитивному общению.

Главная цель:

Создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за ее пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, интереса к внеклассной деятельности на всех возрастных этапах.

Задачи воспитания:

— знакомить учащихся с традициями и обычаями общения и досуга различных поколений;

—использовать активные и творческие формы воспитательной работы;

— создавать кружки, клубы, секции с учетом интересов и потребностей учащихся;

— демонстрировать достижения учащихся в досуговой деятельности;

— воспитывать силу воли, терпение при достижении поставленной цели;

—способствовать качественной деятельности школьных внеклассных объединений.

Исходя из выше сказанного, можно вывести некоторые формы внеклассной работы:

— дискотеки к праздничным и памятным датам;

—концерты и конкурсы самодеятельного творчества и искусства;

—чествования спортсменов школы, учащихся-победителей олимпиад,     конкурсов, конференций;

— конкурсы состязания талантов;

— дни творчества школы;

— театральные премьеры и спектакли школьных и классных арт-студий.

Разнообразие форм воспитательной работы.

Внеурочная работа помогает удовлетворять потребности детей в неформальном общении в клубах, любительских объединениях, музеях, во время школьных вечеров, праздников, фестивалей и т. п. К специфической форме внеурочной работы относится организация продленного дня.

Организация внеурочной деятельности детей, в том числе досуговой, в любой школе всегда была и останется очень важной сферой деятельности учителей. Занятия с детьми помимо уроков, общение с ними в более или менее свободной обстановке имеют существенное, а нередко и решающее значение для их развития и воспитания. Они важны и для самого учителя, классного руководителя, так как помогают сблизиться с детьми, лучше их узнать и установить хорошие отношения, открывают неожиданные и привлекательные для учеников стороны личности самого учителя, наконец, позволяют пережить счастливые минуты единения, совместных переживаний, что часто делает учителя и учеников друзьями на всю жизнь. Это дает учителю ощущение необходимости его работы, ее социальной значимости, востребованности,  как сейчас говорят.                                 Однако чтобы это происходило, надо знать, как организовать такую работу.

Форму внеурочной воспитательной работы с детьми можно определить как конкретный способ организации их относительно свободной деятельности в школе, их самодеятельности при педагогически целесообразном руководстве взрослых. В воспитательной практике имеется большое разнообразие форм работы, они с трудом поддаются классификации. Попытаемся, однако, упорядочить формы воспитательной работы путем выделения преобладающего, главного, компонента воспитательного дела. Можно сказать, что в основе нашей типизации — главные средства (методы, типы) воспитательного воздействия, которых мы выделили пять: слово, переживание, деятельность, игра, психологические упражнения (тренинг). Отсюда пять типов форм воспитательной работы со школьниками: словесно-логические, образно-художественные, трудовые, игровые, психологические.

Словесно-логические формы.         

Основным средством воздействия является слово (убеждение словом), вызывающее ответные эмоции у детей. К этому типу форм относятся беседы на самые разные темы, классные дискуссии, собрания, конференции, лекции и пр. Главное здесь - обмен информацией, сообщения учеников, учителей и других взрослых, обсуждение проблем. Такой тип воспитательного воздействия имеет место в практике школ всего мира, хотя методика, техника или даже технология его проведения могут быть различными.

Образно-художественные формы.

Они объединяют в себе такие дела детей, где главным средством воздействия является совместное, преимущественно эстетическое переживание. Главное здесь  — вызвать сильные, глубокие и облагораживающие коллективные эмоции, подобные тем, которые люди испытывают в театре, на праздниках, в других сходных ситуациях. Великие педагоги, психологи, деятели искусства, политики и общественные деятели хорошо понимали огромную возвышающую и объединяющую силу совместно переживаемых чувств, знали и их разрушительные возможности. Воспитатель должен уметь обеспечить совместные переживания детей, благодаря которым они станут лучше. Большой потенциал имеют такие формы, как концерт, спектакль, праздник и т. п.

В связи с этим можно заметить, что коллективные, массовые переживания вроде бы занимают большое место в современной жизни, особенно молодежи: рок—концерты, дискотеки, «тусовки» неформалов. Но, увы, не говоря уж о содержании и характере этих представлений, шум и внешние эффекты там часто заполняют внутреннюю пустоту, не оставляют места глубокому внутреннему переживанию. В современной жизни, очевидно, вообще много шума и нет тишины, которая помогла бы человеку открыть самого себя. При организации жизни школьников надо предусмотреть, чтобы в ней были моменты молчания, наполненного созерцанием, проникновением в явления, открытием нового в окружающем мире, людях, себе.

Трудовые формы внеурочной работы. 

Положительно воздействует на детей совместная работа, шире — различная деятельность, любой труд. Это разные виды работ в школе, от ежедневной уборки до ремонта школы, разбивки и устройства сада, парка, организации школьного кооператива, типографии, информационного центра. Также развитию трудовых навыков подчинена работа кружков, процесс дежурства по школе и по уборке помещений,  территории, уход за парками, памятниками, летняя трудовая практика в базовом хозяйстве,  работа на учебно-опытном участке и т. п.

Это также разная помощь нуждающимся, работа в органах самоуправления, общественных движениях и организациях. Совместный труд может вдохновлять не меньше театра, эстетического зрелища или праздника.

Трудовое воспитание является практической подготовкой молодого поколения к участию в общественном производстве и вместе с тем важнейшим элементом нравственного, интеллектуального и эстетического воспитания.

Трудовое воспитание школьников - это:

—воспитание отношения к труду как к высшей ценности жизни, развитие потребности в творческом труде;

—воспитание социально значимой целеустремленности в трудовых отношениях;

— развитие навыков самообслуживания;

—формирование уважительного отношения к материальным ценностям.

В современных условиях необходимо делать упор на личностную значимость труда, когда ребёнок осознаёт, что приобретаемый навык пригодится ему в жизни, когда он заинтересован в итоге своего труда. Применяются такие формы как оформление кабинетов, благоустройство и озеленение школьного двора, посадка аллей, создание классной библиотеки; ярмарка-распродажа семейных и классных поделок, выставки «Мир наших увлечений» и др.

Игровые (досуговые) формы работы. 

Роль игры в организации досуга занимает важное место в жизни ребёнка, и поэтому рассматривается педагогами как одно из главных средств воспитания. Игры, совместный отдых, содержательные развлечения. Игры могут быть спортивные, познавательные, соревновательные, конкурсные. Все они, равно как и выше названные типы форм воспитательной работы, нередко совмещают различные средства воздействия: слово, образ, чувства, работу. Игра поможет воспитателю сплотить детский коллектив, включаясь в активную деятельность, дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других. В связи с этим приводятся совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей, просмотр и обсуждение фильмов, спектаклей, соревнования, конкурсы, КВНы, туристические походы и слеты, экскурсионные поездки.

Особое внимание следует обратить на психологические формы работы с учащимися. В формах этого типа основными средствами воздействия являются элементы психологического тренинга, методы практической психологии, индивидуальной и групповой психотерапии. Это лекции, беседы, дискуссии, психологические упражнения, консультации. Они требуют некоторых специальных знаний и умений воспитателя.

Для успеха дела при использовании разных форм работы с детьми педагог должен представлять их скрытые возможности и на основе этого наиболее оптимально их организовывать. Следует помнить, что, как мы уже заметили, почти любая форма работы предполагает и воздействие словом, и чувственные переживания, и игру (соревнование), и труд (работу). На этом основании можно выделить такие обязательные элементы всех форм работы с учениками: информация, переживания, действия. Информация  — это то новое и важное, о чем узнают ученики, участвуя в том или ином деле. Переживания—это их эмоциональное восприятие информации и всего происходящего, оценка, отношение. Действия  - это их совместная (друг с другом и взрослыми) деятельность, которая обогащает и развивает. Воспитателю следует помнить об этом, организуя любое дело с детьми. Дети, участвуя в различных видах деятельности, познают новое, переживают успехи и неудачи, счастливые минуты творчества. Таким образом, они приобретают необходимый им социальный опыт и одобряемую обществом направленность личности.

Формы внеурочных дел, их содержание очень разнообразны и с трудом поддаются учету. Приведем наиболее распространенные, чаще всего встречающиеся в практике школ. При этом будем помнить, что многие из них проводятся как в масштабе всей школы, так и в рамках класса или двух параллельных классов, лишь в начальной школе или только со старшеклассниками. В современной школе классные руководители, учителя организуют вместе с детьми следующие дела: праздники, вечера, ярмарки, «огоньки», дискотеки, обычно привязанные к календарной дате или связанные с традицией школы; традиционное дежурство по классу и школе, периодическая уборка школы; конкурсы, дни и недели знаний по учебным предметам; экскурсии в музеи, на предприятия, по достопримечательностям родного города, экскурсионные поездки в другой город, страну, выход в театр, реже кино; прогулки, походы в лес, к памятникам культуры и истории, многодневные походы и поездки (в основном летом); спортивные соревнования, дни здоровья; практикум по правилам поведения и безопасности на улице, во дворе, в подъезде; выпуск и конкурсы стенгазет, праздничных плакатов, открыток и многое другое.

Особо можно отметить такое явление, как классный час.                                Классный час имеет, по крайней мере, два значения, первое из которых - просто время работы классного руководителя с классом, поставленное в расписание уроков. В это время классный руководитель может заниматься с классом тем, чем он вместе с учениками посчитает нужным: беседы по самой разной проблематике, развивающие игры, дискуссии, чтение книг и др. К сожалению, обычно учителя собирают учеников только для решения организационных вопросов и «отчитывания» за плохое поведение и успеваемость. Поэтому есть второе значение понятия «классный час» - собрание учеников класса для обсуждения классных дел. Здесь и нужно дать слово ученическому самоуправлению, которое будет решать организационные и другие актуальные вопросы жизни класса. Думается, что классный час в первом и втором значениях не обязательно проводить каждую неделю, а достаточно раз—два  в месяц.

Часто граница между разного типа классными часами довольно условна: на классном собрании, посвященном обсуждению проблем класса, могут выступить с беседой, сообщением учитель, родители, какие-то гости. Остановимся на так называемых беседах классного руководителя на различные «воспитательные» темы. Прежде всего, скажем, что такие беседы не должны превращаться в персональные словесные выговоры и назидания. Индивидуальную работу надо проводить индивидуально.  Обсуждения возможны, но именно совместные. Они не должны превращаться в разносы одного ученика в молчаливом присутствии всех. При соблюдении названного условия, это действительно оптимальный метод. В данных конкретных условиях  ученики и  учитель готовы обсуждать острые вопросы, никому не причиняя зла, не унижая и пр.

Таким образом, на современном этапе развития общества отечественная школа нуждается в организационных структурах, которые выполняли бы функции прогнозирования и коррекции конфликтных и других негативных явлений в школьном коллективе, социальной защиты каждого его члена. Главная цель современного демократического общества — формирование гармонически развитой, социально активной личности. Эта система предполагает эффективное взаимодействие всех внешкольных, культурно-просветительных и спортивных учреждений с общеобразовательными школами, с семьями учащихся. Эта взаимосвязь помогает решить стратегические задачи современного образования:

— обеспечить непрерывность образования;

— развивать в полной мере технологии и идеи личностно-ориентированного образования;

—осуществлять программы социально-психологической адаптации;

— проводить профориентацию;

—развивать творческие способности личности и создавать условия для формирования опыта творческой самодеятельности ученика и учителя.

В настоящее время существует определенный разрыв в деятельности общеобразовательной школы и внешкольных учреждений, который вызван, прежде всего, отсутствием преемственности и координации усилий между социальными институтами.

В процессе многоплановой внеурочной работы можно обеспечить развитие общественных интересов школьников, способствовать их творческой деятельности.

Очень важно создавать благоприятные условия для детей:

—широко использовать их творческие возможности в подготовке внеклассных, общешкольных мероприятий;

—демонстрации личных достижений — авторские выставки, сольные концерты, презентации, показы, выступления.

Одна из важных задач внешкольной работы — помочь в выборе профессии. Большинство детей находят ответ на этот важный вопрос в сфере досуга.

  В данной подглаве выделены:

—актуальные цели и задачи воспитания учащихся;

—формы внеурочной воспитательной работы;

—классный час как важное явление в практике внеурочной работы.

1.2. Динамика развития внеклассной работы в России.

Появление первых организованных форм внеурочной работы с детьми специалисты относят к 30-м годам XVIII столетия, когда в Шляхетском кадетском корпусе в Петербурге воспитанники организовали литературный кружок, а позже стали издавать и свой печатный орган под названием «Праздное время, в пользу употребленное». Эти слова можно считать девизом той образовательно-досуговой деятельности, которая стала постепенно развиваться в России.

Примерно с этого же времени начинает свой отсчет история создания детских парков, первый из которых был создан по приказу Екатерины II для ее внука, будущего императора России Александра I.

В середине XIX века интересные предложения по развитию внешкольной деятельности детей были высказаны Н. И. Пироговым. Он считал чрезвычайно полезным в учебных заведениях устраивать литературные беседы и тем самым способствовать развитию самостоятельного мышления учащихся.

Великий русский педагог К. Д. Ушинский считал, что «нельзя преувеличивать влияние школы на развитие ребенка. Школа не имеет права вторгаться в чуждую ей область и мешать своими уроками влиянию других великих воспитателей человека: природы и жизни». Одной из основных задач учителя он видел в том, чтобы не только передавать знания, но и развивать в нем (в ученике) желания и способность приобретать новые знания.

В конце прошлого века при народных домах стали открываться первые клубы для детей.

Многие из них были прообразами станций юных техников и натуралистов.

В начале века были организованы первые внешкольные учреждения, деятельность которых связывалась в первую очередь с культурно-просветительной работой (посещение музеев, театров, загородные прогулки, участие в хоре, концертах и др.). Многие ребята с удовольствием учились рисованию, посещали библиотеку, участвовали в дискуссиях по прочитанным книгам.

На рубеже ХIХ-ХХ веков московское образование по праву слыло зеркалом российской школы, отражая практически все стороны. Сеть его учреждений представляла собой несколько типов учреждений: огромное разнообразие школ, училищ, лицеев, гимназий, институтов. Сеть образовательных учреждений города была децентрализованной. Основная масса горожан не имела возможности получить начальное и тем более среднее образование. Сочувствуя им, лучшие представители московской интеллигенции предпринимали шаги по созданию образовательных курсов для малограмотной молодежи. Особую популярность получили курсы на заводах Бромеля, Михельсона, на Покровке — для рабочих сахарного завода, при типографии печатников. Наибольшей популярностью пользовались Пречистенские рабочие курсы, основанные, а 1897 году. В разные годы здесь преподавали И. М. Сеченов, И. Е. Репин, Е. Б. Вахтангов, выступали перед слушателями такие выдающиеся артисты, как А. Б. Гольденвейзер, К. Н. Игумнов, Л. В. Собинов и др.

Таким образом, возникновение внешкольного образования в Москве относится к концу XIX века. С момента возникновения кружков, курсов ликвидации неграмотности.

Идея демократизации образования, превращения его в действительно народное стала ведущей для прогрессивной педагогической мысли начала XX века. На деле она реализовывалась в открытии новых типов образовательных учреждений, ориентированных на детей разночинцев, рабочих.

Первыми внешкольными объединениями как факторами развития личности были клубные объединения, спортивные площадки, летние оздоровительные колонии. Заслуга в этом представителей прогрессивной интеллигенции:       П.Ф. Лесгафта, С. Т. Шацкого, А. У. Зеленко, К. А. Фортунатова и др. Они пытались противостоять консерватизму официального воспитания и образования. С этой целью стремились создавать благоприятные условия для развития, как индивидуальных качеств личности ребенка, так и формирования у него ответственности, солидарности, товарищества. Жизнь и разнообразные занятия в организованных ими клубах, несомненно, способствовала этому.

Идеи свободы и равенства, охватившие русское общество, нашли отражение и в области воспитания. Так, в 1906 году по инициативе К. Н. Вентцеля в Москве был открыт Дом свободного ребенка, а в 1905 году на окраине города, в Марьиной Роще, педагогом С. Т. Шацким основан первый «сеттльмент» (культурный поселок), где помимо опытной школы находились трудовые мастерские и летняя колония. В 1908 году этот поселок был закрыт за попытку «ввести социализм в среду детей»; в 1910 году Шацкий создал аналогичное общество — «Детский труд и отдых», а в 1911 году — летнюю колонию «Бодрая жизнь» в Калужской губернии, на земле, принадлежащей М. К. Морозовой.

Организатором активного досуга московских детей был преподаватель из Тулы Георгий Константинович Ремизов. По его инициативе с 1909 года в садах и скверах стали проводиться детские массовые игры («Волки и овцы», «Гуси и волки», «Третий лишний» и др.), собиравшие до 400 человек детей и взрослых. К 1912 году в Москве действовало 24 площадки для игр. В дальнейшем Московская городская Дума предусматривала создание сети специально оборудованных площадок по типу стадионов с детскими спортивными школами. Кроме игр Ремизов проводил с детьми экскурсии, устраивал дальние походы и поездки.

С 1895 года в Москве работала Комиссия по организации подвижных игр на открытом воздухе (в 1909 году преобразована в Общество физического воспитания, которая считала игры основным методом физического воспитания детей).

В предвоенные годы новым явлением в жизни средней школы было занятие спортом, который ранее признавался «неинтеллигентным» занятием. Создавались футбольные и теннисные клубы, стали возникать детские и молодежные гимнастические организации: «потешные» (в память детских игр Петра I), «соколы» (по типу чешских организаций) и «бойскауты» (по английскому образцу).

Правительство придавало большое значение развитию скаутского движения, получившего в начале XX века широкое распространение в Англии, Германии, Франции, Австрии и даже в Китае. В России первый отряд скаутов был создан в 1909 году гвардейским офицером О. И. Пантюховым в г. Павловске. К 1917 году дружины и отряды скаутов действовали в 143 русских городах и насчитывали около 50 тыс. человек. В Москве отряды юных разведчиков возникли в 1910 году по инициативе преподавателя Александровского военного училища штаб-ротмистра Григория Алексеевича Захарченко. Оживлению скаутского движения способствовало создание в 1914 году Московского общества содействия юных разведчиков «Русский скаут» (под председательством генерал-майора в отставке И.И. Чайковского). Покровительницей этого общества была великая княгиня Елизавета Федоровна.

В летние месяцы для скаутов открывались специальные лагеря, где каждый мог провести около двух недель. Девизом скаутов были слова: «Будь готов!», заимствованные впоследствии пионерской организацией вместе с атрибутикой этого движения.

Таким образом, развитие внешкольных учреждений в дореволюционный период показывает, что, возникнув как самостоятельная деятельность, внешкольная работа приобрела педагогический статус благодаря многообразию видов, форм демократической организации детей и взрослых, опирающихся на прогрессивные традиции народной педагогики.

Являясь частью социокультурной среды, внешкольные объединения всегда своей деятельностью реализовывали принцип связи образования с жизнью, активно откликаясь на все изменения, как в потребностях самого ребенка, так и общества.

Первые годы после Октябрьской революции стали временем расцвета внешкольного образования. Именно тогда стали входить в жизнь интересные педагогические начинания, появляться оригинальные формы организации детской жизни, шло интенсивное становление научно-методической базы внешкольного движения, внешкольной работы, велись серьезные научные исследования и наблюдения за развитием самодеятельности, творческих способностей личности, ее интересов и потребностей, изучались коллективные и групповые формы работы.

После Октябрьской революции внешкольное образование наряду с дошкольным воспитанием было включено в общую систему народного просвещения. В Народном Комиссариате просвещения в ноябре 1917 года был создан отдел внешкольного образования. Основная задача отдела заключалась в развертывании культурно-просветительной работы.

После революции деятельность внешкольных учреждений начиналась в центральных станциях юных натуралистов и опытников сельского хозяйства, станциях юных техников, детских спортивных школах, детских парках, домах культуры. Она была направлена на удовлетворение интереса детей к одной из отраслей знаний, организацию досуга школьников, оказание помощи в выборе занятий, обучение навыкам участия в общественной работе, развитие творческих и познавательных интересов.

Особый импульс развитию внешкольного образования, отделу внешкольных учреждений дал Первый Всероссийский съезд по просвещению, проходивший в Москве 25−28 августа 1918 года. На съезде работала внешкольная секция, разработавшая основные положения внешкольного образования.

В Москве в апреле 1918 года детям был передан особняк купца Свешникова (Б. Полянка, д. 45), в котором открыт Дом ребенка «Пчелка». С этого Дома ведет свою историю современный центр дополнительного образования — Центр досуга и творчества «На Полянке».

В июне 1918 года открылась биологическая станция юных любителей природы. Организатором и бессменным руководителем на протяжении многих лет был впоследствии основоположник школьного курса биологии и методов ее преподавания Борис Васильевич Всесвятский. С первых же дней своего существования биостанция стала застрельщиком юннатского движения, она вела большую опытническую работу. На станции были организованы курсы для учителей, издавался «листок юных натуралистов». В основе образовательной деятельности были экскурсионный и исследовательский методы.

Станция стала организационным и инструктивно-методическим центром юннатской работы в стране. Непосредственная работа с детьми, выполнение функций собственная внешкольного учреждения имели уже второстепенное значение.

Особую ценность в разработке теории внешкольного образования представляет «Энциклопедия внешкольного образования» профессора Е. Н. Медынского, изданная в 1923 году. Это было одно из фундаментальных исследований, имеющих теоретико-методологический характер. Е. Н. Медынский подошел к определению целей и содержания внешкольного образования, определяя его как непрерывный процесс, сопровождающий развитие и формирование личности на протяжении всей жизни человека.

В 1920 году создан и начал действовать Государственный театр для детей, позднее Детский театр под руководством   Н. И. Сац.

Картина развития внешкольного образования, внешкольной работы в 20−30-е годы XX века была очень яркой, наполненной событиями и противоречиями. Издавались десятки журналов, где регулярно публиковались научно-педагогические и методические материалы по внешкольному образованию, создавались все новые и новые организационные системы, способствующие включению детей в активную созидательную деятельность по интересам, помогающие содержательно проводить досуг и получать основы профессионального мастерства. Поражает уже само обилие форм: детские лагеря отдыха, школы-клубы, опытные станции, избы-читальни, трудовые коммуны, детские театры и библиотеки, научные и экскурсионные станции, туристские и краеведческие центры, спортивные клубы.

Об огромном значении, которое придавалось этой работе в 1920−30-е годы, говорит хотя бы тот факт, что Моссовет и МГК ВКП (б) принимали специальные постановления о проведении школьных каникул. Так, в мае 1931 года Президиум Моссовета решил устроить 1 июня общегородской День школы с «мобилизацией внимания всей широкой пролетарской общественности вокруг вопросов школьной жизни и летней работы с детьми».

В строго секретном постановлении о проведении зимних каникул, принятом бюро МГК ВКП (б) в декабре 1935 г., предусматривалась организация первого Московского детского фестиваля искусств, «похода юных техников — отличников учебы в научно-исследовательские институты и встречи детей с академиками и профессорами в их лабораториях», а также костюмированный бал, лыжные пробеги, «зимний праздник счастливого детства» и т. д. К внешкольному воспитанию привлекались видные деятели культуры: так, в 1919 году в качестве инструктора МОНО по изобразительным искусствам работал известный художник К. Ф. Юон.

Особое внимание уделялось летнему отдыху детей. Уже с 1918 года Наркомпрос и  МОНО занимались организацией детских колоний, как в Московской, так и в других губерниях. Организация отдыха стала прочной традицией. В 1925 году был открыт Всесоюзный пионерский лагерь «Артек».

В 1936—1937 годах открываются детские спортивные школы и стадионы. Позже появляются и такие учреждения, как детские автотрассы, клубы юных моряков со своими флотилиями и пароходствами, дома детской книги, картинные галереи, киностудии.

Проведённый ретроспективный анализ внешкольного образования, внешкольного воспитания, внеурочной работы в отечественной педагогической науке и практике позволяет увидеть теоретические, методические и практические основы, на которых в 90-х годах начала создаваться система дополнительного образования детей в РФ.

Глава 2. Практическая часть работы по теме «Организация внеурочной деятельности по социальному творчеству с младшими школьниками».

2.1. Принципы построения внеурочной деятельности по социальному творчеству.

Примерная программа внеурочной деятельности школьников по социальному творчеству основывается на принципах неадаптивной социализации, природосообразности, культуросообразности, коллективности, патриотической направленности, проектности, поддержки самоопределения воспитанника.

Принцип неадаптивной социализации является альтернативой образовательному принципу социальной адаптации. «Социальная адаптация» предполагает воссоздание в педагогическом мышлении или образовательной реальности некоторой устойчивой социальной конструкции, к жизни в которой педагоги готовят воспитанников. Традиционно это сводится к составлению набора необходимых социальных «умений и навыков». Однако в условиях нестабильного, развивающегося социума подобный подход имеет существенные ограничения.

Неадаптивная социализация предполагает образовательное обеспечение возможности создания школьником собственной модели поведения и самоопределения в меняющихся социальных условиях. Важным технологическим условием выступает создание специальных социальных сред с ориентирующей функцией, где предусмотрена возможность самостоятельных проб, действий, имеющих реальный эффект, что, в частности, имеет значение и для повышения уровня социальной ответственности молодого поколения. Основной образовательный результат возникает за счёт педагогического сопровождения индивидуального социального действия и рефлексии школьника.

Подход, связанный с неадаптивной социализацией, будучи адекватным, современным социальным вызовам, является новым для системы образования. Данный подход предполагает выход не только за рамки классно-урочной формы организации образовательного процесса, но и за рамки образовательного учреждения. Поэтому возникает необходимость параллельно решать целый комплекс задач, имеющих отношение не только к сфере образования, но и к социальной сфере.

Принцип природосообразности предполагает, что социально преобразующая деятельность школьников должна основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту, а также формировать у него ответственность за развитие самого себя.

Возрастосообразность — одна из важнейших конкретизаций принципа природосообразности. На каждом возрастном этапе перед человеком встаёт ряд специфических задач, от решения которых зависит его личностное развитие. Это естественно-культурные (достижение определённого уровня биологического созревания, физического развития), социально-культурные (познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые), социально-психологические (становление самосознания личности, её самоопределение в жизни) задачи.

Принцип культуросообразности предполагает, что социальное творчество школьников должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур, специфическими особенностями, присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащих общечеловеческим ценностям.

Трактовка принципа коллективности применительно к социальному творчеству предполагает, что социально преобразующая добровольческая деятельность детей, осуществляясь в детско-взрослых общностях, детско-взрослых коллективах различного типа, даёт юному человеку опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, может создавать условия для позитивно направленных гражданского самопознания, самоопределения и самореализации.

Принцип диалогичности предполагает, что духовно-ценностная ориентация детей и их развитие осуществляются в процессе такого взаимодействия педагога и учащихся в социальном творчестве, содержанием которого является обмен гражданскими ценностями (ценностями, выработанными историей культуры конкретного общества; ценностями, свойственными субъектам образования как представителям различных поколений и субкультур; индивидуальными ценностями конкретных субъектов образования), а также совместное продуцирование гражданских ценностей.

Диалогичность воспитания не предполагает равенства между педагогом и школьником. Это обусловлено возрастными различиями, неодинаковостью жизненного опыта, асимметричностью социальных ролей. Но диалогичность требует не столько равенства, сколько искренности и взаимного понимания, признания и принятия.

Принцип патриотической направленности предусматривает обеспечение в процессе социального творчества субъективной значимости для школьников идентификации себя с Россией, народами России, российской культурой и историей. Реализация принципа патриотической направленности в программе внеурочной деятельности предполагает использование эмоционально окрашенных представлений (образы политических, этнокультурных, исторических, гражданско-политических явлений и предметов, собственных действий по отношению к Отечеству; стимулирование переживаний, которые выступают регуляторами конкретных действий, ориентируют субъекта на действия, приносящие благо Отечеству).

Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку и выведение школьника в самостоятельное проектное действие, разворачивающееся в логике замысел — реализация — рефлексия. В ходе проектирования перед человеком всегда стоит задача представить себе ещё не существующее, но желаемое и будучи осуществлённое в результате его активности. Это может быть и событие, и предмет, - главное, что ученик должен себе представить, что это должно быть и чем это должно быть для него. Если школьнику предварительно задали то, к чему он должен прийти, и он не может ничего изменить, то для него проектирования нет. Он может программировать свои шаги, составлять план исполнения, но проектировать в таком случае он ничего не будет.

Принцип поддержки самоопределения воспитанника. Самоопределение в социальном творчестве - процесс формирования личностью собственного осмысленного и ответственного отношения к социальной действительности. Приобретение школьниками опыта социального самоопределения происходит в совместной с взрослыми и сверстниками социально-значимой деятельности.

Таким образом, для построения программ по внеурочной деятельности  школьников по социальному творчеству необходимо основываться на следующих принципах: неадаптивной социализации, природосообразности, культуросообразности, коллективности, патриотической направленности, проектности, поддержки самоопределения воспитанника.

2.2.  Современные наработки в организации внеурочной деятельности по социальному творчеству.

В современной литературе встречается большое количество наработок в данной сфере. Рассмотрим схему построения программы внеурочной деятельности по социальному и техническому  направлениям на примере:

1. Проект.  «Моя семья в годы Великой Отечественной войны».  

Важно прививать школьникам чувство патриотизма на этапе 5-8 классов, когда приходит понимание ценности человеческой жизни, уважения достоинства, способности к состраданию, приходит осознание того, что настоящий гражданин любит свою Родину, сохраняет и преумножает историко-культурное наследие; происходит осознание учащимися смысла своего существования на планете, любовь и бережное отношение к природе.

Данный проект был посвящен 70-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. В проекте приняли участие дети, их родители, педагоги, которые рассказали о жизни своих близких в те тяжёлые годы, принесли фотографии, семейные реликвии, архивные документы. Не у всех сохранились документы, фотографии, но у всех сохранилась память.

Все  документы, сочинения детей, никогда не видевших ужаса войны, но знающих о ней по рассказам своих бабушек и дедушек были собраны в одну большую книгу «Война в сочинениях школьников Кронштадта».

Книга была издана Местной Администрацией по решению Муниципального Совета города Кронштадта при непосредственном участии школьников и их учителей и уже в этом учебном году каждому участнику      проекта «Моя семья в годы Великой Отечественной войны» книга была торжественно вручена.

2. Проект.  «Кронштадт – город воинской славы».

У школьников активно развивается интеллектуальная сфера, предыдущий социальный опыт становится основой личной ответственности в принятии самостоятельных решений, самореализации, самовоспитания при изучении подвига многонационального Советского народа в годы Великой Отечественной войны.

Во время летних каникул я со своими учениками хожу в морские походы на форты Кронштадта.  Форты Кронштадта — оборонительные сооружения в годы Великой Отечественной  стали надежным щитом Ленинграда. На фортах в катакомбах ребята собирают мусор, наводят порядок. А у памятника морякам — защитникам Ленинграда в ВОВ несут памятную вахту.

3. Проект. Соревнования по стрельбе на Кронштадтском форте «Обручев» .

Участвуют в соревнованиях по стрельбе, изготовлении поделок и других мероприятиях, посвященных  «Кронштадту – городу воинской славы».

4. Проект. Конкурс рисунков на тему «Кронштадт в годы Великой Отечественной войны».

5. Проект. Изготовление поделок, посвященных «Кронштадту – городу воинской славы».

Патриотическое воспитание школьников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа,  которое возведет Россию на пьедестал, сможет приумножить национальные богатства, а уровень жизни сделает качественнее. Поэтому внеурочная работа с детьми в области формирования  патриотизма является актуальной задачей в настоящее время.

Такой вид деятельности, как техническое творчество предполагает уделять большое внимание значению труда в жизни человека. Он является источником материальной и духовной культуры, средством воспитания, условием правильного физического, умственного, нравственного и эстетического развития.

Трудовые качества не даются человеку от природы, они воспитываются в нем в течение жизни, начиная с детства. Школьник приобщается к труду через самообслуживание, бытовой и учебный труд и общественно – полезный труд. Активное участие детей в общественно-полезной деятельности имеет глубокий смысл. Дети учатся относиться к труду как к деятельности, которая требует усилий, напряжения, но доставляет радость, осознаётся как общественно полезная.

Общественно-полезная работа строится на основе инициативы и заинтересованности школьников, способствует формированию коллективного мнения, учит самокритично оценивать свои поступки.

Для организации внеурочной работы  и творческой деятельности школьников, мною составляется программа проведения мероприятий, которые уже в основном стали традиционными:

— конкурс творческих работ ко «Дню Защитника Отечества»;

—персональные выставки школьников;

— прогулки по «Кронштадтским мостовым и памятным местам»;

— встречи с ветеранами ВОВ и  жителями блокадного Ленинграда;

— спортивные состязания, посвященные Великой Победе;

— конкурс рисунков «Великая Победа»;

—уроки мужества, посвященные ВОВ;

— акция «Цветы пожилому человеку»;

— беседа «Твои  земляки в боях за Родину»

и др.

Цель программы: создание условий для организации социально-значимой деятельности школьников.

Задачи:

—привлечь всех детей к активному участию в делах школы, класса;

—учить детей навыкам общественной работы;

—воспитывать ответственное отношение к поручению коллектива;

—развивать организационные и коммуникативные компетенции;

—создание атмосферы сотрудничества между всеми участниками проекта;

—сделать территорию школы комфортной для учебы и отдыха.

Предполагаемые результаты:

— каждый день дети будут решать практически ту или иную, пусть простую и маленькую, задачу общего труда. В течение всего учебного года ведётся опытная работа, приобретаются в процессе труда первоначальные знания и умения, необходимые для успешной совместной и индивидуальной работы;

— трудовые навыки, приобретённые во время работы над проектами, помогут учащимся успешно выполнять общественные поручения, положительно скажутся на развитии самостоятельности учащихся, заставят серьёзно относиться к любому труду.

Таким образом, внеурочная деятельность по социальному (техническому) творчеству предполагает, взаимодействие детей в группе. Эта работа строится на основе инициативы и заинтересованности школьников, способствует формированию коллективного мнения, учит самокритично оценивать свои поступки, учиться руководить и самому выполнять распоряжения других.

Заключение

Внеурочная работа — это деятельность, организуемая в свободное от уроков время для реализации интересов и потребностей учащихся одного класса, для организации содержательного культурного досуга. Внеурочная работа решает, прежде всего, задачи воспитательного и просветительского характера и организуется классными руководителями, вожатыми, воспитателями при активном участии самих школьников.                      Выделяют следующие направления внеурочной деятельности:                спортивно-оздоровительная, художественно-эстетическое направление, научно-познавательное направление, социальное направление, военно-патриотическое, техническое направление.

Одним из видов деятельности в социальном направлении является социальное творчество. Под социальным творчеством можно понимать добровольное посильное участие детей в улучшении, совершенствовании общественных отношений, преобразовании ситуации, складывающейся в окружающем их социуме. Ученые выделяют два подхода к пониманию социального творчества: обществоведческое и педагогическое, но мы исходим из второго определения, а именно, что социальное творчество - это активная деятельность молодых людей в социуме и конструирование социальной среды с целью социализации и развития личности. В общем смысле определение социальное творчество подразумевает наиболее зрелую форму социальной активности, высшую форму социальной деятельности, это созидательный процесс, направленный на преобразование сложившихся и создание качественно новых форм социальных отношений и социальной действительности. Оно предполагает мобилизацию всех интеллектуальных, духовных и физических сил, позволяет личности предельно полно раскрыть свои способности, направить энергию на достижение интересов общества, коллектива.

Для построения программ по внеурочной деятельности  школьников по социальному творчеству необходимо основываться на следующих принципах: неадаптивной социализации, природосообразности, культуросообразности, коллективности, патриотической направленности, проектности, поддержки самоопределения воспитанника.

Таким образом, внеурочная деятельность по социальному творчеству предполагает, взаимодействие детей в группе. Эта работа строится на основе инициативы и заинтересованности школьников, способствует формированию коллективного мнения, учит самокритично оценивать свои поступки, учит руководить и самому выполнять распоряжения других.

Список литературы:

1.  Л.И.Грищенко «Теория и методика воспитания»,  изд-во «Академия»,    2005;
2.  В.В.Краевский «Методология педагогики», изд-во «Академия», 2006;

3.  И.Ф.Харламов «Педагогика», изд-во «Университетское», 2002;
4. В.В.Анисимов, О.Г.Грохольская, Н.Д.Никандров  «Общие основы педагогики», изд-во «Просвещение», 2006;
5. В.А.Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н.Шиянов «Педагогика», 2008;

6. Радугин А.А. «Психология и педагогика» – Москва, 2000;

7. Столяренко А.М. «Психология и педагогика» – Москва, 2001;

8. Харламов И.Ф. «Педагогика» – Москва, 1994;

9. Балясной. Л.К. Воспитание школьников во внеурочное время.- М.: Просвещение, 2009.-78 с.;

10. Бурченкова А.А. Внеурочная деятельность школьников как условие гуманитарного влияния на учащихся сельской малокомплектной школы: 1-9 классы. - Смоленск: Педагогика-Пресс, 2006.-125 с.;

11. Верзилин Н.М. Проблемы методики преподавания. - М.: Просвещение, 2005.-142 с.;

12 Григорьев Д.В., Куприянов М.С.: Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество. 2011.-76 с.;

13 Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. - М.: Просвещение, 2010.-128 с.;

14 Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. - М., 2010;

15. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков. В.А Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России - М.: Просвещение, 2010.- 98 с.;

16. Дик Н.Ф. Увлекательная внеклассная работа в начальных классах - М.: Национальный проект "Образование", 2008. -89 с.;

17. Ивочкина Т.Н. Внеурочная деятельность в продуктивно ориентированной открытой школе: сборник. - Новокузнецк: Изд-во МОУ ДПО ИПК, 2006.-124с.;

18. Ковалёвой Г.С., Логиновой О.Б. Планируемые результаты начального общего образования, - М.: Просвещение, 2010.- 110 с.;

19. Ковалько В.И. Младшие школьники на уроке. - М.: Эксмо, 2007.- 168 с.;

20. Ковалько В.И. Младшие школьники после уроков. - М.: Эксмо,          2006.-178 с.;

21. Кондаков А.М. Методический конструктор по введению внеурочной деятельности. - М.: Просвещение, 2010. - с. 84;

22. Кузнецов В.И. Принципы активной педагогики - М.: Академия,            2010 - 95 с.;

23. Кузнецовой Л.В. Воспитательная работа в школе. - М.: Просвещение, 2002.-150 с.;

24. Ланина И.Я. Развитие интереса школьника к предмету. - М.: Просвещение, 2001.-24 с.;

25. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. - М., 1999.-156 с.;

26. Маленкова, Л.И. Теория и методика воспитания - М.: Педагогическое общество России, 2002.- 256 с.;

27. Никишов А.М. Организация воспитания школьников. - М.: Просвещение, 2005.- 58 с.;

28. Панчешникова Л.М. Методическое пособие для вузов. - М.: Просвещение, 2009.- 187 с.;

29. Родин А.А. Массовые формы внеклассной работы в школе. - М.: Просвещение, 2008.- 183 с.;

30. Савинов. Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа М.: Просвещение, 2010. 67с.;

 31. Степанов Е.Н. Методические советы по организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов (проект). - Псков, 2011. - 89 с.;

32. Усова А.В. Об организации обучения школьников. - М.: Просвещение, 2008.- 67 с.;

33. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология - Педагогическое общество России, 2005.- 160 с.;

34. Якиманская И.С. Личностно - ориентированное обучение в современной школе. - Москва, 2006.- 95 с.;

35. Якиманская И.С. Технология личностно - ориентированного образования. - Москва: Издательство «Сентябрь», 2000. -175 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа организации внеурочной деятельности школьников "Люби и изучай родной край"

Программа "Люби и изучай родной край" несет в себе  возможность комплексного формирования личности на основе исследования  преемственности разнонаправленного исторического опыта поколен...

Организация внеурочной деятельности школьников

В данной работе представлен опыт  формирования ключевых компетенций обучающихся через организацию внеурочной деятельности школьников на основе проектно-исследовательской деятельности.В рабо...

Аннотация к работе Педагогический проект «Организация внеурочной деятельности школьников»

В современном обществе на сегодняшний день неизбежно возникают вопросы: чему учить? зачем учить? как учить?, но, вместе с тем, появляется еще один: как учить результативно? ...

Формирование УУД при организации внеурочной деятельности школьников

Работа в 1 классе по органицазии внеурочной деятельности (кружковая работа)...

Программа организации внеурочной деятельности школьников "Исследовательская и проектная деятельность обучающихся физике"

Включение обучающихся в исследовательскую и проектную деятельность является одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности. Организация учебно-исследовательских и проектных ра...

Игры с применением компьютера как способ организации внеурочной деятельности школьников

Представлен опыт организации и проведения игр по станциям с применением компьютера для учащихся начальной школы...