Единый режим грамотного письма и культуры речи в образовательных учреждениях
статья на тему

В статье обосновывается необходимость соблюдения единого речевого режима в образовательных детских учреждениях

Скачать:


Предварительный просмотр:

      Сентябрь 2015 года был ознаменован тем, что было объявлено еще об одном нововведении в области усовершенствования российского образования. О какой инновации пойдет речь, я думаю, вы поймете из перечисленных мною следующих не очень приятных фактов.
    В конце февраля депутатов Госдумы, министров, губернаторов и мэров проверили на грамотность. Результаты получились не убогие, но весьма скромные. Много ошибок в устной речи. Есть проблемы с ударением (неправильный «нефтепрОвод» вытесняет литературный «нефтепровОд»), хромает знание фразеологизмов («вдохнуть второе дыхание») и норм лексического сочетания («реализуем все вопросы»). Слуги народа грешат тавтологией («работа с теми, кто работает...») и словами-паразитами. В общем, равняться на них специалисты не советуют.
    В течение нескольких последних лет в стране пишется так называемый
Тотальный диктант. Всего диктант 16 апреля 2016 года писали более 146 тыс. человек, в том числе более 18 тыс. человек за рубежом. И хотя эсперты отмечают, что  в этом году он был написан лучше, чем в предыдущие, фактом остается, что только 1% его участников получил "отлично".
    В минувшем учебном году в нашем муниципальном районе всех учителей-словесников (пока - словесников!) заставили написать диктант (с какой целью – остается только догадываться). Но к чему дело идет, учитывая предстоящую оптимизацию в образовательных учреждениях, понять уже можно. Это хороший рычаг для предстоящей чистки в рядах педагогических работников, ведь в соответствии с требованиями ФГОС правильная литературная речь является одной из наиболее значимых компетенций современного педагога. Каков результат в цифрах (информация не разглашается), мне выяснить не удалось, но он был бы еще хуже, если бы диктующие не проговаривали его буквально по слогам (по отзывам самих пишущих).
   К сожалению, современный человек не уделяет достаточного внимания развитию своей речи. Даже в школах формирование правильной и грамотной речи у детей отошло на задний план, потому что бьется над этим один несчастный учитель-словесник. Результат печальный – мы утрачиваем речевые навыки, которыми владели наши соотечественники. Если раньше они демонстрировали всю исконную красоту русского языка тем, кто незнаком с его особенностями, то теперь, по выражению
 заведующего отделом современного русского языка Института русского языка имени В. В. Виноградова РАН, доктора филологических наук, профессора Леонида  Крысина, у нас в стране «языковой беспредел» «Неграмотность устной и письменной речи связана с низким уровнем преподавания. В школе плохо учат. Получается замкнутый круг: учителей не очень хорошо готовят в пединституте, соответственно, они не очень хорошо преподают в школе». Обучают лишь основам своего учебного предмета, «а как ты при этом говоришь, какие средства лексические и синтаксические используешь - на это не обращают внимания. Для современного состояния системы образования, по-моему, это беда. Потому что образование планомерно разрушается. Учителей все время дергают - то одни методики, то другие, то одни требования, то другие». 

       Хочется верить, что положение дел хоть как-то улучшится с введением так называемого Единого речевого режима во всех образовательных учреждениях Российской Федерации, о чем было заявлено 30 сентября 2015 года на заседании Совета по русскому языку при Правительстве РФ во Владивостоке. В ходе реализации проекта, который возглавит И. П. Цыбулько, 200 педагогов и сотрудников региональных институтов повышения квалификации пройдут дистанционное обучение, станут тьюторами и начнут распространять полученную информацию дальше. Предполагается, что программа повышения квалификации будет иметь вариативный вид и сможет войти как самостоятельный модуль в программы профессиональной переподготовки. Следовательно, после прохождения очередных курсов повышения квалификации ни один педагог (вне зависимости от того, какой предмет и где он преподает) не сможет сказать: «Я не словесник и не обязан говорить правильно». ОБЯЗАН!
     Родной язык в любом образовательном учреждении - это средство обучения основам любого предмета. В связи с этим необходима такая постановка образовательного процесса,  при которой воспитание речевой культуры обучающихся осуществляется в единстве,  общими силами всего педагогического коллектива.  Требования,  предъявляемые на уроках русского языка в школе,  должны поддерживаться всеми педагогами, в том числе в учреждениях дополнительного образования детей.
    Практика показывает, что для того,  чтобы работа по совершенствованию культуры речи стала более эффективной,  нужно,  чтобы методикой формирования коммуникативной компетенции владел не только учитель-словесник,  но и преподаватель любого другого предмета.
   
 Единый режим грамотного письма и культуры речи (речевой  режим) в образовательной   организации   –   система   единых   для   всех требований,   предполагающих   строгое   соблюдение   всеми   педагогическими работниками и обучающимися литературной нормы в области орфоэпии, грамматики, логики, орфографии и каллиграфии; грамотное оформление всех  материалов, в том   числе   материалов   сайта   образовательной   организации, документов   и наглядных пособий; систематическое исправление всех ошибок и недочетов в устной и письменной речи учащихся с обязательной последующей работой над допущенными   ошибками;   система   овладения   терминами   и   специальными сочетаниями по всем предметам учебного плана; система ведения тетрадей и т.п.

Цели введения единого речевого режима в образовательных      учреждениях
 создание условий для воспитания у обучающихся бережного отношения к русскому языку как национальному достоянию народов России;
 повышение качества воспитания в образовательных учреждениях.

Задачи введения единого орфографического режима в образовательных учреждениях

 повышение орфографической и пунктуационной грамотности обучающихся  и педагогических работников;

 воспитание   речевой   культуры  обучающихся    общими   усилиями педагогических работников;

 эстетическое воспитание обучающихся,  привитие им эстетического вкуса;

 формирование   морально-этических   норм   поведения  обучающихся  через овладение ими навыками культурной речи.

   Работа педагогического коллектива по осуществлению единых требований к устной и письменной речи учащихся

    Речевая   культура   школьников   может   успешно   формироваться   только   в результате целенаправленных действий всего педагогического коллектива. С этой целью  каждому педагогу рекомендуется


 тщательно продумывать ход изложения материала, правильность и точность всех формулировок;

 грамотно оформлять все виды записей (на доске, в журнале,  в рабочих планах и т.п.);

 писать разборчивым почеркам;

 не   допускать   в   своей   речи   неправильно   построенных   предложений   и оборотов, нарушения норм произношения, небрежности в выборе слов и неточности в формулировках определений;

 на всех занятиях больше внимания уделять формированию умений учащихся анализировать, сравнивать, сопоставлять изученный материал, при ответе приводить необходимые доказательства, делать выводы и обобщения;

 на занятиях проводить специальную работу, направленную на полноценное восприятие учащимися учебного текста и слова учителя, которые являются не только основными источниками учебной информации, но и образцами правильно оформленной речи;

 любое высказывание учащихся в устной и письменной форме (развернутый ответ   на   определенную   тему,  доклад,   описание   физического   или химического опыта, рецензия) следует оценивать, учитывая содержание высказывания, логическое построение и речевое оформление, исправляя

допущенные ошибки;

 шире   использовать   выразительное   чтение   вслух   как   один   из   важных приемов   формирования   культуры   устной   речи   учащихся,   как   средство эмоционального и логического осмысления текста;

 настойчиво учить работать с книгой, пользоваться разнообразной справочной литературой по предмету, каталогом и картотекой, подбирать литературу   по   определенной   теме,   правильно   оформлять   результаты

самостоятельной   работы   с   книгой,   обучать   составлению   тезисов, конспектов, цитатного материала, списков литературы и т.д.;

 систематически   проводить   работу   по   обогащению   словарного   запаса учащихся, по ознакомлению с терминологией изучаемого предмета; при объяснении термины произносить четко, записывать на доске и в тетрадях, постоянно проверять усвоение их значения и правильное употребление в речи;  ФГОС: Раздел II, п.9, п.п.7.

 следить   за   аккуратным   ведением   тетрадей,   единообразием   надписей   и грамотным оформлением всех записей в них, не оставлять без внимания орфографические и пунктуационные ошибки.

                Всем педагогическим  работникам необходимо

 добиваться   повышения   культуры   устной   разговорной   речи   учащихся, исправлять неправильную речь, соблюдая  при этом необходимый такт, бороться с употреблением жаргонных, вульгарных, а также диалектных слов и выражений, как на занятии, так и вне его;

 шире использовать все формы внеклассной работы (олимпиады, конкурсы, диспуты,   собрания   и   т.п.)   для совершенствования речевой культуры учащихся;

 тщательно проверять грамотность лозунгов и плакатов, слайд-презентаций, объявлений, а также документов, выдаваемых на руки учащимся и их родителям (законным представителям);

 при   планировании   родительских собраний педагогам необходимо   предусматривать   беседы   с   родителями   по выполнению единых требований к речи обучающихся в образовательном  учреждении и дома.

                             Каждый педагогический работник 


несёт ответственность за ведение любой документации в соответствии  с требованиями единого речевого  режима и в соответствии   с   орфографическими   и   пунктуационными   нормами,     другими нормами русского литературного языка; за соответствие всех размещенных на всеобщем обозрении материалов (наглядный материал объявления, стенды, газеты и т.д.)   орфографическим   и   пунктуационным   нормам,   другим   нормам   русского литературного языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Говорим и пишем грамотно (тест по культуре речи)

Тест проверяет лексические и грамматические нормы русского литературного языка...

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА КАК ПОКАЗАТЕЛЬ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Психологический практикум общения, представленный на педдагогическом совете образовательного учреждения...

Методическая разработка раздела образовательной программы "письмо" подготовительный класс специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида. Развитие мелкой моторики руки (подготовка к письму)

Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья через систему корреционно-развивающих упражнений  МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА  РАЗДЕЛА ...

Рабочая программа по письму и развитию речи разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы.

Рабочая программа по письму и развитию речи разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, под редакцией доктора педагогических наук В. В...