Успешные практики реализации дополнительных общеразвивающих программ ("Теория и практика журналистики")
статья на тему

На протяжении 6 лет автор данной статьи реализует на базе МБУДО "Дом детского творчества" г. Заинск Республики Татарстан свою авторскую программу "Теория и практика журналистики" для обучающихся 14-18 лет. Каковы цели программы и результаты осуществляемой деятельности, рассматривается в предлагаемом материале.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_uspeshnye_praktiki.doc262 КБ

Предварительный просмотр:

В последние годы классическое понимание образования как обучения подвергается существенной ревизии. Все больше внимания исследователи уделяют самоформированию и саморазвитию человека. Подчеркивают принципиальную важность активной позиции и творческой составляющей обучающегося субъекта в образовательном процессе. В настоящее время, будучи встроено в российскую культуру,  образование активно влияет на формирование совокупности социальных норм, обладающих большей стабильностью, чем изменения в обществе. В условиях трансформирующегося социума  образование как социализирующий институт и как социальная практика для значительного слоя людей оказалось действенным фактором идентификации, ресурсом для инкорпорирования индивидов в изменяющуюся реальность.

Современные принципы государственной политики в области образования, сформулированные в Законе РФ «Об образовании», задают общую смысловую и содержательную рамку для определения целей и задач социализации обучающихся на современном этапе:

«…приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

…защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

… адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников» (Закон «Об образовании», 1) 

«В настоящее время в условиях информационной социализации дополнительное образование детей может стать инструментом формирования ценностей, мировоззрения, гражданской идентичности подрастающего поколения, адаптивности к темпам социальных и технологических перемен» (Концепция развития дополнительного образования, 2)

Социализация – это процесс формирования социального «Я». Именно по уровню социализации молодежи во многом можно судить о степени решенности ее социальных проблем в современном российском обществе. В социологической и педагогической литературе, среди практиков страны идет острая дискуссия об основе социализации детей и молодежи. Одни исследователи и практики видят ее в воспитании гражданственности, начиная с дошкольного возраста, другие полагают, что ядром является здоровый образ жизни, уважение к личности, высокая социальная активность и ответственность. И в этом процессе, безусловно, большое участие принимают дополнительные образовательные учреждения.

Каким же образом учреждения дополнительного образования помогают ребенку сформировать свое социальное мировоззрение и понять так называемые «правила игры» в обществе?

Исследователи утверждают, что дополнительное образование детей является важным фактором повышения социальной стабильности и справедливости в обществе посредством создания условий для успешности каждого ребенка независимо от места жительства и социально-экономического статуса семей. Оно выполняет функции «социального лифта» для значительной части детей, которая не получает необходимого объема или качества образовательных ресурсов в семье и общеобразовательных организациях, компенсируя, таким образом, их недостатки, или предоставляет альтернативные возможности для образовательных и социальных достижений детей, в том числе таких категорий, как дети с ограниченными возможностями здоровья, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации.

Исследователями выдвигаются три основные социально-педагогические задачи, стоящие перед современными образовательными учреждениями (в том числе перед учреждениями дополнительного образования) как института социализации:

- формирование коммуникативной компетентности подрастающего поколения;

- построение своей собственной позиции, своего отношения к усваиваемым нормам и ценностям;

- первичная профессиональная подготовка

Хорошие результаты по формированию социальной компетентности подрастающего поколения, на наш взгляд,  дает участие юного поколения в социально значимых творческих проектах,  в деятельности детских общественных объединений – в то же время в современной научной литературе недостаточно изучен такой вопрос, как выявление роли влияния на процесс социализации личности таких микросоциумов.

Подобным микросоциумом и инструментом по формированию социально значимых качеств стал творческий проект МБУДО «Дом детского творчества» города Заинск Республики Татарстан  - издание городской газеты для детей, подростков и молодежи на базе студии «Школа юного журналиста» в соответствии с авторской программой «Теория и практика журналистики». 

Актуальность данной дополнительной общеобразовательной программы обусловлена тем, что в настоящее время к числу наиболее актуальных проблем современного общества относится  проблема социализации подрастающего поколения, а успешная реализация данной программы как раз и создает предпосылки для более ранней и успешной социализации и профессиональной ориентации обучающихся: в условиях осуществления коллективного проекта по созданию городской детско-юношеской газеты – в нашем случае это газета «Лестница».  

Педагогическая целесообразность данной образовательной программы заключается в том,  что в процесс деятельности по созданию детско-юношеской газеты вовлекаются обучающиеся 14-18 лет, которым хорошо известны запросы их читателей-ровесников. Основным условием и необходимостью для жизнеспособности данного проекта является работа в команде, что является одним из самых важных социализирующих факторов для подрастающего поколения, а также существенным профориентационным фактором.

Программа по содержанию является социально-педагогической и направлена на

- создание условий для развития личности ребенка;

– развитие мотивации к познанию и творчеству;

– обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

– приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

– профилактику асоциального поведения;

– создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, се интеграции в систему мировой и отечественной культур;

– интеллектуальное и духовное развития личности ребенка;

– укрепление психического и физического здоровья;

– взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.

Новизна данной программы заключается в том, что  впервые практическим  результатом претворения в жизнь данной программы является реализация долгосрочного проекта по созданию городской детско-юношеской газеты. В программе существенно расширена  и углублена теоретическая часть, которая включает не только первичные сведения по истории, теории и законодательных аспектах журналистики, но и психологическую, этическую подготовку юного журналиста, а также специальный курс риторики и развития речи, который направлен на формирование речевых умений обучающихся и навыков публичного выступления.

Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что программа самостоятельно разработана автором, а  специфика предполагаемой деятельности детей обусловлена рамками долгосрочного проекта по созданию городской  молодежной газеты.  Практические занятия по программе связаны с использованием  современных IT- технологий по верстке газетной полосы, передовых технологий и методик по освоению риторики, психологических тренингов и т. д. В структуру программы входят три образовательных блока: теория, практика, проект.  Содержание курса объединено в  9 тематических модулей, каждый из которых реализует отдельную задачу. Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно - практического опыта. Практические задания способствуют развитию у обучающихся творческих способностей, умения создавать статьи различных газетных жанров, формированию коммуникативных качеств, ранней и успешной социализации, что обусловлено спецификой работы в качестве журналиста СМИ.

Цель программы – помочь обучающимся раскрыть свой творческий потенциал, адаптироваться в современных жизненных условиях и самоопределиться в выборе жизненного пути,  повысить речевую культуру и культуру общения в социуме.

В соответствии с Федеральными государственными требованиями в результате обучения основам журналистики и практической деятельности в молодежной газете обучающиеся должны продемонстрировать следующие личностные результаты, которые помогут им в будущем:

1) ощущать российскую гражданскую идентичность, проявлять патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордость за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (гербу, флагу, гимну);

2) демонстрировать гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои  конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

3) быть готовым к служению Отечеству, его защите;

4) проявлять толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

5) уметь использовать  навыки сотрудничества со сверстниками в ходе совместной деятельности в молодежной газете, а также с детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной,  общественно полезной,  учебно-исследовательской,  проектной и других видах  деятельности;

6) принимать и реализовывать ценности здорового и безопасного образа жизни, ощущать потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, негативно относиться к вредным привычкам: курению, употреблению алкоголя, наркотиков;

7) быть готовым к осознанному выбору будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов.

Таким успешным проектом, реализуемым  в этом направлении, я считаю городскую детско-юношескую газету «Лестница».  Газета выходит один раз в месяц в цветном формате на четырех полосах, тиражом 999 экземпляров и предназначена для бесплатного распространения в 15 школах Заинского муниципального района Республики Татарстан. Всего за период 2006-2016 гг. вышло 125 номеров. Юными корреспондентами, верстальщиками, дизайнерами газеты являются 45 воспитанников 1-2 года обучения. 

Важнейшей социально-педагогической задачей современного образовательного учреждения как института социализации, как я уже сказала выше, является формирование коммуникативной компетентности у подрастающего поколения.

Коммуникативная компетентность – это овладение правилами общения, способность и готовность человека к тому, чтобы действовать, совершать нужные поступки, координировать их в соответствии с действиями других.

Формирование у обучающихся  компетенций: социально-политических, экономических и психолого-педагогических, в том числе знаний о культуре своего и других народов, знания норм и правил общения и межкультурной коммуникации – несомненно, происходит у участников проекта в процессе совместной подготовки содержания газеты. Это как раз «тот самый «не аудиторный способ» узнавания новой информации, когда она добывается самостоятельно, подвергается анализу с точки зрения  ее ценности» (3, с.49). Газета, содержание которой является средоточием самого разнообразного материала на политические, экономические, культурные темы, интересующие представителей всех национальностей и культур данной территории  – просто кладезь, где и журналисту, и читателю можно почерпнуть новые знания, без которых не обойтись в современном социуме. При этом, получая информацию из различных источников: интервьюируя, анкетируя, опрашивая, - юные корреспонденты постоянно устанавливают новые связи с данными представителями и вращаются в различных микросоциумах, получая при этом бесценный коммуникативный опыт, усваивая нормы и правила общения. Коммуникативная направленность данного совместного творческого проекта дает возможность  и самим участникам, среди которых представители различных национальностей и культур (татары, русские, чуваши, кряшены) общаться и взаимодействовать, а деятельностный характер обучения позволяет каждому научиться работать как индивидуально, так и в команде. Молодежная газета, выпускаемая детьми, позволяет им реализоваться в интересном коллективном деле,  дает возможность самоутвердиться, достичь определенных успехов в микросоциуме, она создает особо благоприятные условия для активного включения подростков в окружающую их социальную среду.

Второй основной социально-педагогической задачей современного образовательного учреждения как института социализации является построение своей собственной позиции, своего отношения к усваиваемым нормам и ценностям, формирование социальных личностных качеств людей, то есть всей совокупности черт их психологического, духовного облика, формирующихся под воздействием  социальных факторов, общественной среды и проявляющихся в их социально значимом поведении, в образе жизни.

Совокупность социальных качеств личности можно представить в виде следующей системы:

- интеллектуальные: образованность, приобщенность к иным достижениям духовной культуры, умение обучаться, анализировать явления объективной действительности, способность предвидеть последствия своих поступков;

- мировоззренческие: общие представления о мироздании и миропорядке, о месте в нем человека, смысле его жизни;

-  нравственные: осознание требований общественной морали, способность руководствоваться им в своем реальном поведении, чувство долга, социальная ответственность, законопослушность, дисциплинированность, верность данному слову, обязательность;

- гражданско-политические: патриотизм, интерес к политической жизни, неравнодушие к проблемам жизни социума, стремление активно участвовать в их решении, толерантность, уважительное отношение к представителям других социальных слоев и другим народам, этническим группам;

-  эстетические: способность воспринимать проявление красоты в жизни и в искусстве, пристрастия к определенным видам искусства;

-  социально-хозяйственные: трудолюбие, бережливость, хозяйственная предприимчивость, новаторство;

-  социально-бытовые: коммуникабельность, общительность, чувство долга перед семьей, забота о ней, о ее крепости и благополучии, тактичность в отношениях с людьми.

Большинство социальных качеств личности (уровень образованности и культуры, нравственные и гражданско-политические качества) через формирование образа жизни людей оказывают большое воздействие на жизнь социума. Поэтому, если у значительных масс людей они оказываются слабо развитыми, это весьма негативно сказывается на функционировании и развитии общества. Тем более, что очень слабое развитие и отсутствие того или иного из этих качеств, имеющих большую социальную значимость, черт духовного облика и поведения человека оборачивается ее противоположностью, что придает соответствующему проявлению жизнедеятельности личности асоциальный и даже антисоциальный характер. «Отсутствие интереса к политике и политической активности оборачивается аполитичностью, отсутствие законопослушности — противоправным, вплоть до преступного, поведением, слабые нравственные устои — безнравственностью, непорядочностью, отсутствие толерантности — расовой, национальной, религиозной нетерпимостью и т.д.» (4, стр.112). Одной из главных социальных проблем современного мирового сообщества большинство исследователей называют «недостаточный уровень толерантности и милосердия» (7, 22).

О том, что процесс формирования социально значимых качеств активно идет в ходе осуществления нашего проекта, свидетельствуют разнообразные методы диагностики социального развития наших обучающихся: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование. Но основным в нашей работе остается метод коллективной экспертной оценки в силу того, что социальные качества должны проявляться в социальном окружении и оцениваться теми людьми, среди которых воспитанник живет и обучается.

Так, метод коллективной экспертной оценки был использован нами в ходе изучения развитости в наших обучаемых, например, такого качества, как толерантность.

В экспертизе, которая проводилась в объединении «Школа юного журналиста», приняли участие 46 человек. Из них - 38 девушек, 8 юношей в возрасте от 14 до 18 лет.

Среди участников экспертизы - 24 русских, 22 татарина. 21человек (87%) относит себя к представителям православного христианства, 20 (90%) человек -  к представителям ислама, 5 человек (11%) заявили о своих атеистических взглядах. Один из исследуемых (2%) относит себя к молодежной субкультуре «геймеры», один (2 %) ответил, что ему нравятся рокеры. Остальные 96 % обучающихся не причислили себя ни к одной молодежной группе.

В ходе проведенного опроса было выявлено, что лишь 18 учащихся  (40 % от количества респондентов) имеют высокий уровень толерантности, причем 11 -  православные христиане, 8 -  представителей ислама). Таким образом, эти респонденты полностью признают иные культуры, права людей на другой образ жизни, свободное выражение собственных взглядов и наличие иных ценностей, положительно относятся к отличиям в области культурного времяпрепровождения, способны находить в иной культуре что-то полезное и ценное для себя, а также предполагать альтернативные взгляды на проблемы, возникающие в поликультурном обществе.

26 учащихся (55 %) имеют средний уровень толерантности. Им присущ культурный плюрализм, уважительное отношение к разнообразным социокультурным группам. При этом данная группа обучающихся склонна использовать стереотипы в отношении представителей тех или иных культур. Они не способны самостоятельно рассмотреть  многие, особенно скрытые, проявления культурной дискриминации в окружающей их повседневной жизни. Им трудно представить,  какие проблемы существуют у культурных меньшинств, мигрантов или беженцев. Для них характерно непонимание другого человека, отсутствие умения увидеть человека изнутри, взглянуть на окружающее его глазами.

Во время проведения экспертизы было выявлено 2 учащихся (5 %) с низким уровнем толерантности. Характерно то, что на словах они могут признавать права других людей на культурные отличия, могут провозглашать принципы равенства людей вне зависимости от их религиозной, расовой, национальной принадлежности, но наряду с этим испытывают личное неприятие отдельных социокультурных групп. Эта позиция основана на культуроцентризме, ксенофобии, презумпции вины другого. Такого рода «толерантность» проявляется не только в неприятии других культур, но и в непонимании их, рассмотрении их сквозь призму только собственных культурных установок.

Вышеизложенное дает нам право предположить, что подавляющее большинство обучающихся объединения толерантны. Но уровень их толерантности нельзя считать слишком высоким. И это вполне объяснимо, поскольку в подростковом и юношеском возрасте характер человека и его жизненные установки проходят процесс формирования. Человек на протяжении всей своей жизни учиться быть терпимым к другим людям, уважать и принимать других такими, каковы они есть. И очень важно, чтобы в юношеском периоде человек понимал, что от уровня толерантного сознания и поведения зависит не только жизненный успех, карьера, но и, подчас, сама жизнь.

Итак, на основании вышеизложенного делаем вывод: значительная часть старшеклассников нуждается в осознанном повышении уровня толерантности. А работа по изданию газеты как нельзя лучше способствует формированию в воспитанниках этого качества, то есть уважения к представителям других рас, культур, вероисповедований;  приятия иных, отличающихся от твоей,  точек зрения.

Одно из важнейших социальных качеств личности – патриотизм, осознание себя гражданином своей страны.  Так, газета «Лестница» на протяжении многих лет публикует материалы, связанные с историей нашей страны и Республики Татарстан. Для участников проекта регулярно проводятся встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, организуется посещение краеведческих музеев, выезды в места боевой славы.

К 70-летию Победы в течение 2013-2015 гг. юными корреспондентами газеты были собраны материалы о 15 участниках Великой Отечественной войны - наших земляках. В эту работу были включены все участники проекта, которые исследовали домашние архивы потомков участников войны, выезжали на места захоронения павших бойцов, на раскопки в местах, где проходили сражения (члены клуба «Беркут»), и публиковали материалы своих изысканий в газете. Трое юных корреспондентов газеты по итогам этой работы были награждены Дипломами I, II степени Всероссийского творческого конкурса, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне «Подвиг нашего народа».

К 95-летию образования Татарской АССР в газете был опубликован цикл статей, освещающих основные вехи в истории развития республики, материал для которых в течение нескольких месяцев собирался корреспондентами молодежной газеты.

Большая исследовательская работа проводилась в объединении по изучению истории родного края. Материалы исследований регулярно печатались в газете «Лестница» и стали доступны для всех школьников города. Одна из юных корреспонденток газеты была награждена Дипломом III степени Всероссийского литературного конкурса «Культура и традиции моей Малой Родины».

Также планомерно и целенаправленно с участниками творческого проекта ведется просветительская работа с целью ознакомления их и юных читателей газеты с документами, где закреплены основные права и обязанности граждан нашей страны, а также с Конвенцией по правам ребенка и другими законодательными актами и документами, касающимися прав детей в нашей стране и  роли молодежи в укреплении государственности и права. 

Еще одним показателем активного включения в жизнь социума юных корреспондентов нашей молодежной газеты является их деятельное участие в социально значимых проектах - таких, как Республиканский антинаркотический проект «SаМоSтоятельные дети», направленный на формирование у молодежи негативного отношения к вредным привычкам и пропаганду здорового образа жизни. Учащиеся объединения не только принимают участие в проводимых в рамках проекта акциях: антинаркотических – «Сообщи, где торгуют смертью», «Будь готов! Скажи – НЕТ!», «Россия без табака», антиалкогольных – «Здоровая пробежка», «Здоровая мама – здоровый ребенок», «Количество свечек зависит только от тебя!» и других, но и освещают их на страницах нашей газеты.

Статьи, рассказывающие о событиях в стране, республике, городе, школе и дающие им оценку,  эссе, в которых юные журналисты рассуждают о поступках людей, о том, что такое хорошо и что такое плохо, и другие подобные материалы формируют нравственные и морально-этические качества подопечных. Этому также способствуют регулярные лекции, беседы, диспуты и дебаты по данной тематике, такие, как «Я – толерантная личность», «Какие нравственные и моральные качества в себе нужно развивать журналисту», «Мораль и моральные ценности», «Профессиональная этика журналиста»  и др.

Статьи на тему искусства развивают в учащихся эстетический вкус и регулярно публикуются в рубриках «Мое свободное время», «Я и музыка», «Палитра». Совместные посещения концертов, спектаклей, музеев и выставок, а также беседы, лекции о культуре и искусстве, регулярно проводимые для участников проекта, несомненно, способствуют этому. Одним из подпроектов действующего проекта по изданию молодежной газеты является деятельность литературного клуба «Ассоль», который существует с 2006 года. В клубе регулярно проходят мероприятия, посвященные памятным литературным датам, юбилеям великих русских писателей, традиционная Неделя детской книги и др.

Образовательная программа, реализуемая для участников проекта, предполагает и психологическую подготовку к вступлению в социум. Для этого с учащимися проводятся различные психологические тренинги и всеобучи, такие, как «Психология общения с источником информации», «Установка на достижение успеха», «Психологические основы работы в команде», воспитывающие в обучающихся такие качества, как демократичность, склонность к сотрудничеству, ответственность, уважительность.

Вся эта деятельность по формированию и корректировке социально значимых качеств личности, несомненно, дает свои результаты, которые обобщены в виде диаграммы, свидетельствующей о первоначальных результатах и результатах после проведения соответствующей работы и коррекции этих качеств. Сравнение показателей позволяет сделать вывод о положительной динамике уровня воспитанности учащихся (Приложение 1)

Выявив у обучающихся объединения изначальный уровень сформированности личностных качеств, необходимых для жизни в социуме, и установив те качества, которые нуждаются в корректировке, педагогом–руководителем проекта в образовательную программу были включены различные виды деятельности, формирующие и корректирующие их. После проделанной работы по коррекции социально значимых качеств личности в рамках итоговой аттестации наряду с тестированием, выявляющим знание основ журналистики, педагогом проводится тестирование по изучению социализированности личности учащегося по методике М.И.Рожкова (Приложение 2)

Так, по результатам 2015-2016 учебного года нами были получены следующие результаты (всего в тестировании принял участие  41 человек):

социальная адаптированность – средний балл 3,1 (высокий уровень)

автономность – средний балл 2,9 (средний уровень)

социальная активность – средний балл 3,4 (высокий уровень)

гуманистические нормы – средний балл 3,2 (высокий уровень)

Подобное тестирование может быть проведено и в начале обучения воспитанников, чтобы была возможность для сравнения первичного и конечного результатов  уровня  социализированности  группы.

Еще одним показателем эффективности и успешности проекта по изданию городской детско-юношеской газеты «Лестница» в отношении формируемых у юных журналистов профессиональных качеств, является высокая результативность участников проекта по итогам творческих конкурсов для юных журналистов.

Из профессиональных качеств, которые воспитываются в ходе совместной творческой деятельности, можно выделить такие, как умение правильно распределить свое время, четко и вовремя выполнить порученное дело, сознательность, дисциплинированность.  Работа в газете изначально предполагает привитие важнейших умений и навыков: коммуникативных (умение общаться, работать в команде, психологически правильно оценить ситуацию), навыков работы с информацией (сбор, обработка, оформление информации в виде статей различных жанров), навыков работы в сфере IT – технологий (компьютерная верстка и дизайн). С этой целью для обучающихся проводятся различные лекции и беседы на темы: «Умение наблюдать – главное качество журналиста», «Что такое творческая лаборатория журналиста?», «Мнемотехника – искусство запоминания» и др.

Газета, издаваемая юными журналистами, дает им возможность определиться в сфере массовой коммуникации, самореализоваться в интересном коллективном деле, утвердиться в общественном мнении. Подобная совместная творческая работа способствует налаживанию детьми системы новых отношений, помогающей выявлению их способностей, профессиональных качеств, определиться в мире профессий. Таким образом, в подобном проекте решается важная задача допрофессионального образования и профессионального самоопределения старшеклассников. 

О том, что в ходе осуществления проекта оно происходит, свидетельствует то, что 21 выпускник объединения «Школа юного журналиста», участвующий в осуществлении проекта по изданию городской детско-юношеской газеты «Лестница», закончил соответствующей направленности или обучается в нем. 10 выпускников работают по этому профилю в городских или районных средствах массовой информации, а часть выпускников - нынешних студентов - активно сотрудничает с пресс-центрами своих высших учебных заведений.

Итак, автор доклада попытался проанализировать результативность проекта, реализуемого на основе данной программы, и доказать, что она эффективна с точки зрения реализации таких важнейших социально-педагогических задач на современном этапе развития общества, как формирование коммуникативной компетентности подрастающего поколения, построение активной жизненной позиции, первичная профессиональная подготовка юных журналистов.

Таким образом, автор данной работы считает успешной практику реализации своей дополнительной общеобразовательной программы «Теория и практика журналистики».

                                     Список литературы

  1. Закон 273-Ф3 «Об образовании в РФ»
  2. Концепция развития дополнительного образования детей на период до 2020 года (№ 1726-р)
  3. Золотарева А.В. Современные проблемы дополнительного образования детей  / А.В. Золотарева. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2014
  4. Дармодехин С.В. О разработке современной стратегии воспитания и социализации детей: сборник научных статей. - Развитие методологии междисциплинарных исследований в области воспитания и социализации детей: сборник научных статей (под ред. Г.Н. Филонова, И.В.Усольцевой – М.: ИСВ РАО, 2014 – 149 стр
  5. Панченко Т.М. Школа как институт социализации. (Электронный ресурс) // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2013 № 1 (янв. – февр.). URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2013/1/Panchenko School-Socialization/
  6. Григорьев Д.В. Задачи социализации в новом ФГОС: решения для школы (Электронный ресурс) // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2015 № 3 (май-июнь.). URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2015/3/Grigorev School-Socialization/
  7. Жукова Е.В. Дополнительное образование как пространство для социализации детей. – Журнал «Большая перемена», 2014 г. № 3
  8. Татаришвили О.Н.Решение проблемы социализации детей и подростков средствами дополнительного образования, 2012, Pedsovet.Su
  9. Ковалева А.И. Методологические проблемы исследования социализации. (Электронный ресурс) // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2012 № 2 (март-апрель)

                                                                                   

                                                                                                    Приложение 1

Диаграмма уровней сформированности отношения учащихся

к социально значимым культурно-духовным нормам и ценностям

Сравнение показателей позволяют сделать вывод о положительной динамике уровня воспитанности учащихся

                                                                                                         Приложение 2                         

Изучение социализированности личности учащегося

(методика М. И. Рожкова)

 

Цель: выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся.

                                                    Ход опроса:

Учащимся  предлагается прочитать  (прослушать) 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:

4 - всегда;

3 - почти всегда;

2 - иногда;

1 - очень редко;

0 – никогда

1. Стараюсь слушаться во всем своих педагогов и родителей.

2. Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.

3. За что бы я ни взялся - добиваюсь успеха.

4. Я умею прощать людей.

5. Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.

6. Мне хочется быть впереди других в любом деле.

7. Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.

8. Считаю, что делать людям добро - это главное в жизни.

9. Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.

10. Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение.

11. Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.

12. Мне нравится помогать другим.

13. Мне хочется, чтобы со мной все дружили.

14. Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.

15. Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.

16. Переживаю неприятности других, как свои.

17. Стремлюсь не ссориться с товарищами.

18. Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие.

19. Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.

20. Стараюсь защищать тех, кого обижают.

Чтобы быстрее и легче проводить обработку результатов, необходимо изготовить для каждого учащегося бланк, в котором против номера суждения ставится оценка.

1                     5                    9                 13                17

2                     6                   10                14                18

3                     7                   11                15                19

4                     8                   12                16                20

                               Обработка полученных данных

Среднюю оценку социальной адаптированности учащихся получают при сложении всех оценок первой строчки и делении этой суммы на пять. Оценка автономности высчитывается на основе аналогичных операций со второй строчкой. Оценка социальной активности - с третьей строчкой. Оценка приверженности подростков гуманистическим нормам жизнедеятельности (нравственности) - с четвертой строчкой. Если получаемый коэффициент больше трех, то можно констатировать высокую степень социализированности ребенка, если же он больше двух, но меньше трех, то это свидетельствует о средней степени развития социальных качеств. Если коэффициент окажется меньше 2-х баллов, то можно предположить, что отдельный подросток имеет низкий уровень социальный адаптированности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Теория и практика подготовки к ЕГЭ по русскому языку"

Программа подготовки к ЕГЭ рассчитана на учащихся 10-11 классов из расчёта 3 часа в неделю....

Мониторинг результатов реализации дополнительной общеразвивающей программы при переходе на ФГОС

Особенности структуры программы внеурочной деятельности. Анализ личностных и метапредметных критериев и показателей результативности программ внеурочной деятельности. Сравнительная характеристика с до...

Методическая разработка Проведение контрольной работы по предмету История изобразительного искусства по теме «Искусство Древнего Египта» в первом классе при реализации дополнительной общеразвивающей программы в области изобразительного искусства «

        Данная методическая разработка создана для проведения в рамках текущей аттестации контрольного урока по учебному предмету «История изобразительного искусства&r...

Опыт реализации дополнительной общеразвивающей программы «Правознайка» по формированию правового сознания детей старшего дошкольного возраста.

Для повышения уровня правовых знаний детей дошкольного возраста мною  была разработана и реализована дополнительная общеразвивающая программа  «Правознайка».Цель программы: форми...

ТЕНДЕНЦИИ В ОБЛАСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ ПРОГРАММ ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

В статье рассматривается ключевые характеристики и современные технологии дополнительных общеобразовательных программ технической направленностиКлючевые слова: дополнительная общеразвивающая программа...

Реализация дополнительных общеразвивающих программ и курсов внеурочной деятельности в условиях общеобразовательной организаци

Материал предназначен для руководителей, заместителей руководителей общеобразовательной организации по вопросам организации и реализации дополнительных общеразвивающих программ и курсов внеурочной дея...

Подготовка учащихся к соревнованиям с элементами дистанционного обучения в рамках реализации дополнительных общеразвивающих программ

В данной статье рассматривается возможность подготовки учащихся к соревнованиям «Школа безопасности», «Зарничка», «Зарница» при переходе на дистанционный формат обу...