Опыт реализации дополнительной общеразвивающей программы «Правознайка» по формированию правового сознания детей старшего дошкольного возраста.
рабочая программа

Тарасова Татьяна Александровна

Для повышения уровня правовых знаний детей дошкольного возраста мною  была разработана и реализована дополнительная общеразвивающая программа  «Правознайка».

Цель программы: формирование  правового  сознания ребёнка для облегчения его социализации: вхождения в социум, расширения кругозора и формирования  устойчивой привычки в получении жизненно необходимых знаний.

Для реализации цели были поставлены следующие задачи:

познакомить с Конвенцией о правах ребенка;

формировать у детей навыки социальной  ответственности, способности чувствовать, понимать себя и другого человека;

закрепить представления детей о своих правах в процессе организации детских видов деятельности;

развивать у детей  навыки общения в различных жизненных ситуациях;

воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tarasova_ta_statya.docx25.56 КБ
Microsoft Office document icon lukina_mv_tarasova_ta_lepbuk_mir_finansov.doc1.02 МБ

Предварительный просмотр:

                                                                                         Т.А. Тарасова, воспитатель

МБОУ «Пинежская СШ №117»

СП «Детский сад» п. Пинега

        

Опыт реализации дополнительной общеразвивающей программы

«Правознайка» по формированию правового сознания

детей старшего дошкольного возраста.

С древних времен человечество понимало, что жизнь начинается с детства. Ребенок приходит в мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь полностью зависит от взрослых. Многие философы, мыслители поднимали в своих трудах проблему защиты детей. Так, Антуан де Сент-Экзюпери писал: “Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил”.

Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан правового, демократического государства, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, проявляющих национальную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов.

Правовое воспитание – это целенаправленное и систематическое влияние на сознание и поведение ребенка с целью формирования у него правовой воспитанности, то есть комплексного качества личности, которое характеризуется наличием и степенью сформированности у дошкольников глубоких и устойчивых правовых знаний и убеждений в правильном правовом поведении, реализация которого в практической деятельности отвечает требованиям общества. В детях должна воспитываться уверенность в себе, самоуважение и уважение к другим. Каждый ребенок должен знать свои права, обязанности, чтобы с легкостью ими оперировать в нужной для него ситуации.

Правовое обучение необходимо начинать в дошкольном возрасте, так как уже с первых шагов юного гражданина должны формироваться нравственно-правовые качества личности, эмоции и поведение. Все граждане должны знакомиться с законами нашего государства, четко и ясно представлять себе свои права, обязанности и учиться защищать свои права.

В ходе диагностической беседы по правовому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста был выявлен низкий уровень представлений о правах и обязанностях, знаний о правилах и нормах поведения в детском саду, в семье и обществе.

Для повышения уровня правовых знаний детей дошкольного возраста мною  была разработана и реализована дополнительная общеразвивающая программа  «Правознайка».

Цель программы: формирование  правового  сознания ребёнка для облегчения его социализации: вхождения в социум, расширения кругозора и формирования  устойчивой привычки в получении жизненно необходимых знаний.

Для реализации цели были поставлены следующие задачи:

познакомить с Конвенцией о правах ребенка;

формировать у детей навыки социальной  ответственности, способности чувствовать, понимать себя и другого человека;

закрепить представления детей о своих правах в процессе организации детских видов деятельности;

развивать у детей  навыки общения в различных жизненных ситуациях;

воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека.

Данная программа предназначена для детей 5-7 лет. Программа предполагает  проведение образовательной деятельности один раз в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия - 25-30 минут. Срок реализации –    2 года.

Учебно-тематический план  включает в себя 16 разделов. Названия разделов взяты из Конвенции о правах ребёнка. В ходе образовательной деятельности дети познакомились с Конвенцией о правах ребёнка, в которой отражены  такие  права, как право жить и воспитываться в семье; право на имя, отчество и фамилию; право на образование; право на охрану здоровья и медицинское обслуживание; право на жильё и его неприкосновенность; право на отдых и т.д.

Планируя систему работы по данному направлению, мы ориентировались на основные  виды детской деятельности: игровую, продуктивную, коммуникативную, трудовую и чтение художественной литературы, а также  учитывали   возрастные особенности  и возможности  детей старшего дошкольного возраста.

Например, раздел 4. «Право на семью».

1. «Без семьи нет счастья»

Цель: познакомить детей с правом иметь семью, с правом на любовь и заботу родителей. Формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся о близких.

Форма проведения: беседа

 2. «Древо семьи»

Цель: познакомить детей с понятием «генеалогическое древо», учить рассказывать о своей родословной.

Форма проведения: презентация детско-родительского проекта «Древо семьи»

3. «Моя дружная семья»

Цель: продолжать учить изображать членов своей семьи.

Раздел 9. «Право на игру и образование».

1. «Как важно грамотным быть»

Цель: формировать у детей представления о значимости образования в жизни каждого.

2. Экскурсия в школу

Цель: познакомить детей со школой, учителями.

3. Сюжетно-ролевая игра «Школа»

Цель: закрепить знания о школе, об организации урока, деятельности учителя.

Форма проведения: сюжетно – ролевая игра

4. «Вечер игр»

Цель: познакомить  детей с правом каждого ребенка на игру.

Форма проведения: игровые задания.

В конце учебного года результаты диагностики показали, что уровень знаний повысился. Так, количество детей с высоким уровнем стало – 10 %, со средним – 75%, низким – 15 %.

Эффективность осуществления правового воспитания старших дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации возможна в контексте общей системы нравственного воспитания при следующих условиях:

  • использование в комплексе разнообразных средств и методов воспитания, позволяющих детям глубже осознать гуманную сущность прав человека, его обязанностей, норм и правил поведения;
  • создание в группе детей атмосферы, стимулирующей проявление гуманных чувств и уважительных отношений;
  • обеспечение преемственности воспитательных усилий педагогов и родителей.

Сейчас в нашем обществе значительно возрастает роль правового образования граждан. Правовому воспитанию  дошкольников стали уделять большое внимание, так как  дошкольное детство – наиболее благоприятный период для становления  личности ребенка. В дошкольном возрасте можно существенно активизировать познавательные интересы ребенка, способствовать воспитанию  его уверенности в себе, воли,  доброжелательного отношения к людям, ощущение себя Человеком Земли и гражданином  собственной страны.

Список информационных источников:

  1. Беседы о правах ребёнка. Методическое пособие для занятий с детьми 5-10 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2007.-144с.
  2. Голицына Н.С, Огнева Л.Д.  Ознакомление старших дошкольников      с Конвенцией о правах ребёнка. – М.: «Издательство Скрипторий», 2003.– 93 с.
  3. Давыдова О.И., Вялкова С.М. Беседы об ответственности и правах ребёнка. – М.:ТЦ Сфера, 2008. – 112 с.
  4. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Я – ребёнок, и я имею право. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007.– 96 с.
  5. Знакомим дошкольника с Конвенцией о правах ребёнка: Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений/ Авт.-сост.: Е.В.Соловьёва, Т.А. Данилина, Т.С.Лагода, Н.М. Степина. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004.-88с.
  6. Козлова С.А. Мы имеем право!: [учеб. – метод. пособие для пед. коллективов дет. дошк. учреждений] / С.А.Козлова. – М.: Обруч,2010. – 208с.
  7. Копытова Н.Н. Правовое образование в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 80с.
  8. Мячина Л.К. и др. «Маленьким детям – большие права»: Учебно – методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2007. – 144с.

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы «Культурно-досуговая деятельность как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня».

МБДОУ «Детский сад «Мастерок» Опыт работы «Культурно-досуговая деятельность как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня». Учитель-л...

Практико-значимый проект.Тема "Роль семьи в формировании личности ребёнка старшего дошкольного возраста"

Презентация проекта по учебному модулю "Актуальные вопросы социально-личностного развития детей дошкольного возраста"....

Программа дополнительного образования декоративно-прикладной направленности "Посиделки" для детей старшего дошкольного возраста

      Цель программы: ознакомление старших дошкольников с доступным их возрасту видом художественного труда - вышиванием, формирование основ базовой культуры личности, созд...

Баршевская И.И. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Занимательное краеведение для детей старшего дошкольного возраста"

 Программа была создана в 2007 году на основе занятий, проводимых в подготовительных группах детских садов, начиная с сентября 2006 года. Знания профессионального историка-краеведа ...

Интегрированное занятие «МОЯ СЕМЬЯ» старшая группа Цель: способствовать формированию у детей старшего дошкольного возраста представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. Образовательные задачи: расширя

Интегрированное занятие «МОЯ СЕМЬЯ»старшая группа Цель: способствовать формированию у детей старшего дошкольного возраста представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга...

Развлечение с целью формирования у детей старшего дошкольного возраста правил поведения на воде во время летнего отдыха

Актуальность:В целях реализации конкурса «Город детей-город семей» и Месячника безопасности на воде был составлен сценарий развлечения «Здравствуй, речка синяя»Практическая значимость: Данный сценарий...

Дополнительная общеразвивающая программ в области музыкального искусства ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА К ИГРЕ НА МУЗЫКАЛЬНОМ ИНСТРУМЕНТЕ АККОРДЕОН У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ

         Программа учебного предмета «Программа формирования интереса к игре на музыкальном инструменте аккордеон  у детей старшего дошкольного возраста, в у...