Главные вкладки

    Занятие по изготовлению игровой куклы "Зайчик на пальчик"
    методическая разработка на тему

    Зурагаева Юлия Карловна

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zanyatie.docx30.42 КБ

    Предварительный просмотр:

    МОУ «Визимьярская средняя общеобразовательная школа»

                                             Занятие

    по изготовлению народной куклы

    «Зайчик на пальчик»

    Психолого-педагогическое сопровождение

    этнокультурного развития детей.

    Разработала:                                                                                      Зурагаева Юлия Карловна педагог-психолог,                                                                                                 учитель истории и                                                                                     культуры народов                                                                                                   Марий Эл

                                                           

    Цель: 

    • развитие и укрепление интереса к народному творчеству, к традициям наших предков;
    • формирование национального самосознания в этнокультурном обществе.

    Задачи:

    • Знакомство с традиционными народными куклами и их ролью в жизни человека, семьи, рода.
    • Создание обереговой куколки по традиционной технологии.
    • Работа над гармонизацией психологического состояния личности автора – «творца» куклы.
    • Развитие мелкой моторики и первичных навыков рукоделия.
    • Способствовать процессу самопознания через создание условий для самовыражения. 
    • Воспитывать доброе отношение к окружающим людям, этнокультурное  поведение во всех сферах жизни. 

    Формирование УУД

    • Личностные: воспитание доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия;
    • Метапредметные: устанавливать соответствие поступков нравственным правилам, классифицировать материал по темам, устанавливать аналогии и причинно-следственных связей.
    • Коммуникативные: ведение диалога, признание существования других точек зрения, выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения, уважительное восприятие других точек зрения.

    Оборудование: 
    Мультимедийный проектор, компьютер, плетеный короб, самопрялка, образцы народных тряпичных кукол, разноцветная ткань, нитки, ножницы.

    Методы обучения: словесные – рассказ, беседа, инструктаж; наглядные – демонстрация образцов кукол и приемов работы, просмотр презентации; практические- проблемно- поисковый, игровой.

    План:

    1. Организационный момент.
    2. Рассказ о куклах.
    3. Практическая работа.
    4. Применение знаний.
    5. Рефлексия. 
    6. Домашнее задание.
    7. Игра «Пирамида добра»

    Ход занятия

    1. Психологический настрой на работу.

    -  Добрый день, ученики. Добрый день, уважаемые гости! Мы очень рады видеть вас сегодня на нашем занятии. Ребята, поприветствуйте наших гостей.

    – Сегодня на занятии мы отправимся путешествовать в мир кукол, научимся делать кукол так, как их делали прабабушки. 
    – Скажите у вас есть куклы? 
    (Ответы детей.)
    – А что вы с ними делаете? (Ответы.)
    – Вот видите – кто-то играет куклами, кому-то они уже не нужны и их спрятали, а у кого-то они красуются на полке. Но они все были когда-то у вас любимыми.

    2. А в нашем бабушкином сундуке есть самые старинные куклы, такими считаются тряпичные куклы. На Руси в куклы играли и девочки и мальчики (даже цари). Тряпичная кукла была самой распространенной игрушкой. Кукол берегли: вырастает девчонка, становится мамой и передает куклу дочке. Тряпичная кукла жила в каждой семье, в некоторых домах их насчитывалось до сотни. Дети делали их сами и начинали “вертеть” куклу лет с пяти, учились при этом шить вышивать, прясть. Но кроме игровых кукол, в доме всегда были куклы – обереги, которые отводили от хозяев болезни и несчастья. Эти куклы не имели лица, считалось, что в безликую куклу не может вселиться злой дух и навредить. Такие куклы еще называют куклы-скрутки. Это – удивительные создания, для изготовления которых нужно иметь лишь несколько лоскутков, кусочки тесьмы и нитки. Ни иголка, ни ножницы не пригодятся при изготовлении этой затеи: кукла-скрутка изготавливается БЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГЛЫ и ножниц. И в этом тоже был заложен огромный смысл. (слайд 1)

    Куклы делятся на игровые и обрядовые, причем четкую границу между ними провести не всегда удается.

    Бессонница

    Магическая колыбельная кукла изготавливалась матерью когда, без видимой причины, начинал плакать младенец. Чтобы успокоить его и защитить от злых духов, быстро сворачивала она из 2 лоскутков ткани куклу-оберег и клала ее в колыбель, приговаривая:

    Сонница-бессоница,

    Не играй моим дитятком,

    А играй этой куколкой.

    После этого Бессонница, которая играла малышом, оставляла его в покое и бралась играть тряпичной куколкой, а ребенок засыпал.

    Кубышка-Травница - древняя Целительская кукла-оберег. Родом эта куколка из Тульской губернии. Она наполнена душистыми лечебными травами, и оберегает дом от болезней. Кубышку ставили у колыбели младенца, а если в семье кто-то заболевал, куклу ставили у постели больного и разминали в руках, чтобы травный дух наполнил дом.

    Неразлучники

     Традиционная Свадебная кукла. Такую куколку - символ крепкой Семьи, дарили в день свадьбы жениху и невесте. Обычно Неразлучников всю жизнь хранили в Красном углу. Посередине руки, между папой и мамой, со временем привязывали кисточки из ниток или колокольчики, по числу появлявшихся в семье деток.

    Крупеничка

     Куклу Крупеничку делали на Руси во время сбора урожая, наполняя лучшей крупой (чаще всего гречкой), наряжали и ставили в Красный Угол. А весной, во время сева, первые горсти зерна брали из этой куколки. Она отвечает за Достаток в семье, следит, чтобы в доме было сытно и богато. Дарили Крупеничку с пожеланиями благополучия и добра.

    Вепсская куколка - это символ благополучия и достатка, а её большая грудь - символ сытого, здорового ребенка

    Марийская народная игрушка Пупашкар(деревянная малютка) не просто игрушка - это кукла-обережка, даже кукла- двойник. Например, когда младенца вынимали из люльки, туда взамен клали куклу - чтобы ненароком не проник злой дух. Если ребенок заболевал, то куклу выбрасывали, полагая, что вместе с ней уходит и недуг.
    Удмуртская кукла мунё. Вообще, такие куклы издавна делались в деревнях. Есть разные способы изготовления, например есть похожая кукла еще и с руками. Есть куклы-закрутки, распространенные в разных регионах

    Как вы думаете, легко ли сделать такую куклу? Прочитайте на доске поговорку.

    Нетрудное дело, да не всякому дается.

    3.Практическая работа

    А вы хотели бы сделать такую куколку себе?

    Сегодня мы будем делать куклу«Зайчик на пальчик» – это оберег для детей. (слайд 2)
    В старину родители делали куклу и давали детям, когда уходили из дома.
    Зайчик надевается на пальчик и крепко держится в ладошке.

    Этапы изготовления куклы «Зайчик на пальчик».  (Презентация.)

     1.Для выполнения куклы берем ткань 6 Х 15 см, нитки, синтепон (слайд 3)

    2. Складываем ткань вдвое по длине, лицевой стороной наружу.
    С одного края закладываем угол ткани внутрь. (слайд 4)

    3. Посередине наклонной линии собираем ткань в пучок и туго перевязываем одним концом нити – формируем ушки.
    Нить на протяжении всей работы не обрезаем. (слайд 5)

    4. Формируем голову зайца, наполнив её синтепоном. (слайд 6)

    5. Свободным концом нити перевязываем ткань на шее и закрепляем нить петлёй. (слайд 7)

    6. Укладываем ткань в три слоя. (слайд 8)

    7. Свободный конец ткани скручиваем примерно на третью часть длины лоскута – формируем лапки. (слайд 9)

    8. Прикладываем лапки к шее зайчика сзади. (слайд 10)

    9. Закрепляем ткань к туловищу под лапками. (слайд 11)

    10. Оставшимся концом нити перевязываем туловище крест-накрест,
    закрепляем нитку на шее и обрезаем её. (слайд 12)

    11. Оформляем зайчика.(слайд 13)

    Помните: оберег – это не украшение. Его не стоит носить на виду. Да играть с подружками с такой куклой не стоит. Это очень личная вещь…(слайд 14)

    4. Применение знаний.

    – Вот и кукла – оберег готова. Вы почувствовали какой прилив радости, спокойствия, нежности вселилось в вас, пока вы мастерили эту куклу. Она ваша, в ней часть вашей души. Кукла, сделанная своими руками всегда будет самой любимой и близкой. Хотите поменяться с соседом? (Нет, она стала своей, родной.)

    – Где можно видеть куклы-обереги в наши дни?

    5. Рефлексия. 

    - Понравилась ли вам работа?

    - Что интересного вы сможете рассказать своим близким после нашего

    занятия?

    - Пусть куколка, сделанная вашими умелыми руками, станет украшением и защитой вашему дому!

    Изучение прошлого о жизни наших бабушек помогает нам лучше узнать традиции и обычаи наших предков. Будем любить наш богатый красивый край, наш родной коми язык, культуру, и тем мы будем сильны.

    6.Домашнее задание.

    Уборка рабочих мест.  Спросите у родителей, бабушки или дедушки о том, каких кукол (тряпичных, соломенных, деревянных и т.д.) умели или умеют делать ваши родные. Спросите, почему обрядовые куклы безликие.

    1. Ирга «Пирамида добра»

    По окончании работы дети встают в круг и строят «Пирамиду добра».
    «Что доброго хорошего вы пожелали человеку, которому сделали оберег ? Кто придумал – выйдет в круг, произнесет свое доброе пожелание, вытянет руку вперед и положит ее сверху на мою ладонь или на ладонь ребенка, уже высказавшего свое пожелание».
    Начинает ведущий (например:«Я хочу вам всем мира и добра!»)
    После того как все выскажут свои пожелания – возведут пирамиду добра, учитель тихонько раскачивает ее со словами: «Пусть наши пожелания услышат все и пусть они сбудутся!» - подталкивает лежащие на его ладони , ладони детей вверх, рассыпая пирамиду.

    Спасибо за работу.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «СИСТЕМА ЗАНЯТИЙ ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ ДИНАМИЧЕСКОЙ ИГРУШКИ НА ОСНОВЕ РЫЧАЖНОГО МЕХАНИЗМА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» (методическая разработка)

    В методической разработке я предлагаю систему занятий по конструированию игрушек из бумаги на основе рычажного механизма.Это интересные, веселые игрушки. Привлекательность их для ребят, как пока...

    Доклад на тему "Игровые технологии в процессе занятий физической культурой Игровые технологии в процессе занятий физической культурой

         Игровая деятельность на уроках физической культуры занимает важное место в образовательном процессе. Ценность игровой деятельности заключается в том, что она учитывает психо...

    Игровая программа "Весёлые пальчики"

    Я работаю с детьми со сложной структурой дефекта. Материала для них очень мало, поэтому я разработала, учитывая особенности детей моей группы, иговую програму "Весёлые пальчики"....

    Конспект открытого занятия по изготовлению мягкой игрушки

    Конспект открытого занятия по изготовлению мягкой игрушки гриб....

    Методические рекомендации проведения занятий по изготовлению сувенирной куклы

    Планирование блока занятий по изготовлению сувенирной куклы...

    ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В 7 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ:«КОНТРОЛЬНО-ИГРОВОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ ДЕТСКОЙ ПИЖАМЫ»

    С большой радостью приходят учащиеся на контрольно-игровые уроки, которые проводятся в конце каждой четверти.Начинается урок , как и любой с повторения. Они заполняют инструкционную карту, фланелеграф...

    Проект "Изготовление игрового тактильного панно". Панно - коврик "Мир вокруг меня".

    Игровое  тактильное  панно  «Мир вокруг меня»  предназначено для  развития  у обучающихся, воспитанников многогранного полифункционального представления об окружающей дей...