Занятие по изготовлению игровой куклы "Зайчик на пальчик"
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
МОУ «Визимьярская средняя общеобразовательная школа»
Занятие
по изготовлению народной куклы
«Зайчик на пальчик»
Психолого-педагогическое сопровождение
этнокультурного развития детей.
Разработала: Зурагаева Юлия Карловна педагог-психолог, учитель истории и культуры народов Марий Эл
Цель:
- развитие и укрепление интереса к народному творчеству, к традициям наших предков;
- формирование национального самосознания в этнокультурном обществе.
Задачи:
- Знакомство с традиционными народными куклами и их ролью в жизни человека, семьи, рода.
- Создание обереговой куколки по традиционной технологии.
- Работа над гармонизацией психологического состояния личности автора – «творца» куклы.
- Развитие мелкой моторики и первичных навыков рукоделия.
- Способствовать процессу самопознания через создание условий для самовыражения.
- Воспитывать доброе отношение к окружающим людям, этнокультурное поведение во всех сферах жизни.
Формирование УУД
- Личностные: воспитание доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия;
- Метапредметные: устанавливать соответствие поступков нравственным правилам, классифицировать материал по темам, устанавливать аналогии и причинно-следственных связей.
- Коммуникативные: ведение диалога, признание существования других точек зрения, выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения, уважительное восприятие других точек зрения.
Оборудование:
Мультимедийный проектор, компьютер, плетеный короб, самопрялка, образцы народных тряпичных кукол, разноцветная ткань, нитки, ножницы.
Методы обучения: словесные – рассказ, беседа, инструктаж; наглядные – демонстрация образцов кукол и приемов работы, просмотр презентации; практические- проблемно- поисковый, игровой.
План:
- Организационный момент.
- Рассказ о куклах.
- Практическая работа.
- Применение знаний.
- Рефлексия.
- Домашнее задание.
- Игра «Пирамида добра»
Ход занятия
- Психологический настрой на работу.
- Добрый день, ученики. Добрый день, уважаемые гости! Мы очень рады видеть вас сегодня на нашем занятии. Ребята, поприветствуйте наших гостей.
– Сегодня на занятии мы отправимся путешествовать в мир кукол, научимся делать кукол так, как их делали прабабушки.
– Скажите у вас есть куклы? (Ответы детей.)
– А что вы с ними делаете? (Ответы.)
– Вот видите – кто-то играет куклами, кому-то они уже не нужны и их спрятали, а у кого-то они красуются на полке. Но они все были когда-то у вас любимыми.
2. А в нашем бабушкином сундуке есть самые старинные куклы, такими считаются тряпичные куклы. На Руси в куклы играли и девочки и мальчики (даже цари). Тряпичная кукла была самой распространенной игрушкой. Кукол берегли: вырастает девчонка, становится мамой и передает куклу дочке. Тряпичная кукла жила в каждой семье, в некоторых домах их насчитывалось до сотни. Дети делали их сами и начинали “вертеть” куклу лет с пяти, учились при этом шить вышивать, прясть. Но кроме игровых кукол, в доме всегда были куклы – обереги, которые отводили от хозяев болезни и несчастья. Эти куклы не имели лица, считалось, что в безликую куклу не может вселиться злой дух и навредить. Такие куклы еще называют куклы-скрутки. Это – удивительные создания, для изготовления которых нужно иметь лишь несколько лоскутков, кусочки тесьмы и нитки. Ни иголка, ни ножницы не пригодятся при изготовлении этой затеи: кукла-скрутка изготавливается БЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГЛЫ и ножниц. И в этом тоже был заложен огромный смысл. (слайд 1)
Куклы делятся на игровые и обрядовые, причем четкую границу между ними провести не всегда удается.
Бессонница
Магическая колыбельная кукла изготавливалась матерью когда, без видимой причины, начинал плакать младенец. Чтобы успокоить его и защитить от злых духов, быстро сворачивала она из 2 лоскутков ткани куклу-оберег и клала ее в колыбель, приговаривая:
Сонница-бессоница,
Не играй моим дитятком,
А играй этой куколкой.
После этого Бессонница, которая играла малышом, оставляла его в покое и бралась играть тряпичной куколкой, а ребенок засыпал.
Кубышка-Травница - древняя Целительская кукла-оберег. Родом эта куколка из Тульской губернии. Она наполнена душистыми лечебными травами, и оберегает дом от болезней. Кубышку ставили у колыбели младенца, а если в семье кто-то заболевал, куклу ставили у постели больного и разминали в руках, чтобы травный дух наполнил дом.
Неразлучники
Традиционная Свадебная кукла. Такую куколку - символ крепкой Семьи, дарили в день свадьбы жениху и невесте. Обычно Неразлучников всю жизнь хранили в Красном углу. Посередине руки, между папой и мамой, со временем привязывали кисточки из ниток или колокольчики, по числу появлявшихся в семье деток.
Крупеничка
Куклу Крупеничку делали на Руси во время сбора урожая, наполняя лучшей крупой (чаще всего гречкой), наряжали и ставили в Красный Угол. А весной, во время сева, первые горсти зерна брали из этой куколки. Она отвечает за Достаток в семье, следит, чтобы в доме было сытно и богато. Дарили Крупеничку с пожеланиями благополучия и добра.
Вепсская куколка - это символ благополучия и достатка, а её большая грудь - символ сытого, здорового ребенка
Марийская народная игрушка Пупашкар(деревянная малютка) не просто игрушка - это кукла-обережка, даже кукла- двойник. Например, когда младенца вынимали из люльки, туда взамен клали куклу - чтобы ненароком не проник злой дух. Если ребенок заболевал, то куклу выбрасывали, полагая, что вместе с ней уходит и недуг.
Удмуртская кукла мунё. Вообще, такие куклы издавна делались в деревнях. Есть разные способы изготовления, например есть похожая кукла еще и с руками. Есть куклы-закрутки, распространенные в разных регионах
Как вы думаете, легко ли сделать такую куклу? Прочитайте на доске поговорку.
Нетрудное дело, да не всякому дается.
3.Практическая работа
А вы хотели бы сделать такую куколку себе?
Сегодня мы будем делать куклу«Зайчик на пальчик» – это оберег для детей. (слайд 2)
В старину родители делали куклу и давали детям, когда уходили из дома.
Зайчик надевается на пальчик и крепко держится в ладошке.
Этапы изготовления куклы «Зайчик на пальчик». (Презентация.)
1.Для выполнения куклы берем ткань 6 Х 15 см, нитки, синтепон (слайд 3)
2. Складываем ткань вдвое по длине, лицевой стороной наружу.
С одного края закладываем угол ткани внутрь. (слайд 4)
3. Посередине наклонной линии собираем ткань в пучок и туго перевязываем одним концом нити – формируем ушки.
Нить на протяжении всей работы не обрезаем. (слайд 5)
4. Формируем голову зайца, наполнив её синтепоном. (слайд 6)
5. Свободным концом нити перевязываем ткань на шее и закрепляем нить петлёй. (слайд 7)
6. Укладываем ткань в три слоя. (слайд 8)
7. Свободный конец ткани скручиваем примерно на третью часть длины лоскута – формируем лапки. (слайд 9)
8. Прикладываем лапки к шее зайчика сзади. (слайд 10)
9. Закрепляем ткань к туловищу под лапками. (слайд 11)
10. Оставшимся концом нити перевязываем туловище крест-накрест,
закрепляем нитку на шее и обрезаем её. (слайд 12)
11. Оформляем зайчика.(слайд 13)
Помните: оберег – это не украшение. Его не стоит носить на виду. Да играть с подружками с такой куклой не стоит. Это очень личная вещь…(слайд 14)
4. Применение знаний.
– Вот и кукла – оберег готова. Вы почувствовали какой прилив радости, спокойствия, нежности вселилось в вас, пока вы мастерили эту куклу. Она ваша, в ней часть вашей души. Кукла, сделанная своими руками всегда будет самой любимой и близкой. Хотите поменяться с соседом? (Нет, она стала своей, родной.)
– Где можно видеть куклы-обереги в наши дни?
5. Рефлексия.
- Понравилась ли вам работа?
- Что интересного вы сможете рассказать своим близким после нашего
занятия?
- Пусть куколка, сделанная вашими умелыми руками, станет украшением и защитой вашему дому!
Изучение прошлого о жизни наших бабушек помогает нам лучше узнать традиции и обычаи наших предков. Будем любить наш богатый красивый край, наш родной коми язык, культуру, и тем мы будем сильны.
6.Домашнее задание.
Уборка рабочих мест. Спросите у родителей, бабушки или дедушки о том, каких кукол (тряпичных, соломенных, деревянных и т.д.) умели или умеют делать ваши родные. Спросите, почему обрядовые куклы безликие.
- Ирга «Пирамида добра»
По окончании работы дети встают в круг и строят «Пирамиду добра».
«Что доброго хорошего вы пожелали человеку, которому сделали оберег ? Кто придумал – выйдет в круг, произнесет свое доброе пожелание, вытянет руку вперед и положит ее сверху на мою ладонь или на ладонь ребенка, уже высказавшего свое пожелание».
Начинает ведущий (например:«Я хочу вам всем мира и добра!»)
После того как все выскажут свои пожелания – возведут пирамиду добра, учитель тихонько раскачивает ее со словами: «Пусть наши пожелания услышат все и пусть они сбудутся!» - подталкивает лежащие на его ладони , ладони детей вверх, рассыпая пирамиду.
Спасибо за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/27/picture-37036.jpg)
«СИСТЕМА ЗАНЯТИЙ ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ ДИНАМИЧЕСКОЙ ИГРУШКИ НА ОСНОВЕ РЫЧАЖНОГО МЕХАНИЗМА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» (методическая разработка)
В методической разработке я предлагаю систему занятий по конструированию игрушек из бумаги на основе рычажного механизма.Это интересные, веселые игрушки. Привлекательность их для ребят, как пока...
Доклад на тему "Игровые технологии в процессе занятий физической культурой Игровые технологии в процессе занятий физической культурой
Игровая деятельность на уроках физической культуры занимает важное место в образовательном процессе. Ценность игровой деятельности заключается в том, что она учитывает психо...
![](/sites/default/files/pictures/2024/03/10/picture-40917-1710082514.jpg)
Игровая программа "Весёлые пальчики"
Я работаю с детьми со сложной структурой дефекта. Материала для них очень мало, поэтому я разработала, учитывая особенности детей моей группы, иговую програму "Весёлые пальчики"....
![](/sites/default/files/pictures/2012/04/20/picture-79659.jpg)
Конспект открытого занятия по изготовлению мягкой игрушки
Конспект открытого занятия по изготовлению мягкой игрушки гриб....
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/04/picture-116389-1349351677.jpg)
Методические рекомендации проведения занятий по изготовлению сувенирной куклы
Планирование блока занятий по изготовлению сувенирной куклы...
ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В 7 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ:«КОНТРОЛЬНО-ИГРОВОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ ДЕТСКОЙ ПИЖАМЫ»
С большой радостью приходят учащиеся на контрольно-игровые уроки, которые проводятся в конце каждой четверти.Начинается урок , как и любой с повторения. Они заполняют инструкционную карту, фланелеграф...
Проект "Изготовление игрового тактильного панно". Панно - коврик "Мир вокруг меня".
Игровое тактильное панно «Мир вокруг меня» предназначено для развития у обучающихся, воспитанников многогранного полифункционального представления об окружающей дей...