Внеклассное мероприятие "Березкины Именины"
классный час на тему

Праздник «Завивание березки»,

проводимый в рамка Дней славянской письменности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_prazdnika_berezkiny_imeniny.docx26.83 КБ

Предварительный просмотр:

Праздник «Завивание березки»,

проводимый в рамка Дней славянской письменности.

Место проведения:  Апанасенковский район, село Дивное, МБОУ СОШ№2

Время проведения: 24.05.2013

Цели:

  1. Познакомить учащихся 5-6 классов с традициям, обрядам, обычаями  русского народа.
  2. Прививать любовь к русскому устному народному творчеству, к русской  песне, русскому народному танцу.
  3. Развивать коммуникативные умения.

Ведущие: учащиеся 7 «Б» класса

Участники: учащиеся 5-6 классов

Руководители:  учитель русского языка и литературы

                           Журавлева Марина Витальевна,

                           

 (Тихий колокольный звон) (фото1, 2)

1 вед: «Троицино утро, утренний канон

 В роще по березкам белый перезвон.

 Тянется деревня с праздничного сна,

 В благовесте ветра хмельная весна…»

2 вед: Ах, Троица, ах Троица!

 Зеленая пора!

 Как дышится, как молится,

 Как звонится с утра!

 Лишь только солнце двинется

 И заблестит росой,

 Земля, как именинница,

 Возрадует красой.

 Лежит пучками полными

 Во всех углах полынь

 И голубыми волнами

 Плывет землей теплынь.

1 вед: Добрый день, дорогие гости! Мы очень рады видеть вас сегодня в зале!

2 вед: Ведь сегодня праздник – Березкины именины!

1 вед: Празднование его приурочено  ко Дню Святой Троицы, которая празднуется в 50-й день после Пасхи.

2 вед:   На Троицу поминали предков, ходили на кладбище, украшали могилу цветами. Также прославляли и расцветающую природу. Символом этого расцвета была молодая березка.

1вед: Четверг перед Троицей назывался зелеными святками. В этот день девушки и молодые женщины рано утром, чтобы их никто не видел, гурьбой отправлялись в лес, зеленые ветки и траву собирали, чтобы на Троицу - в воскресенье, чтобы украсить ими свой дом.

2 вед: Там они выбирали молодую березку — сочную, кудрявую, с длинными пушистыми ветками. И как в песне поется: «Белую березку заломаю...». Молодое деревце «завивали», то есть завязывали его ветви в кольца, заплетали в косичку, пригибали ветви к земле и прибивали их колышком, украшали березку ленточками и платками. Этот обряд назывался «Завивание березки».

1 вед:  Обряд «завивания березки» пришел из далекой древности. Девушки верили, что так они крепко-накрепко свяжут свои мечты и думы с полюбившимся парнем. Затем вокруг «заломанной» березки начинался веселый хоровод.

2 вед: Перенесемся в прошлое и посмотрим, как это было.

(Совершение обряда)

Играет музыка, девушки читают стихи, украшают березку лентами, «заплетают косы».

(фото 3,4,5)

 девушка: Береза, моя березонька, береза моя белая, береза кудрявая!

Стоишь ты, березонька, посредь долинушки,

На тебе, березонька, листья зеленые,

Под тобой, березонька, трава шелковая.

2 девушка: - Пойдем, девочки,

   Завивать веночки!

   Завьем веночки,

   Завьем зеленые,

  Стой, мой веночек,

   Всю недельку зелен,

   А я, молодёшенька,

   Увесь год веселёшенька!              

3 девушка:  Праздник начинается,

 Березка наряжается,

 Праздник начинается,

 Березка завивается!

 4 девушка: Наряд ее мягкий чудесен,

 Нет деревца сердцу милей,-

 И сколько задумчивых песен

 Поется в народе о ней.

5 девушка:  На поляне, на лугу

 Гнулася березонька,

 Ветки раскудрявые,

 Словно длины косыньки,

 Завивали девушки,

 Лентой украшали.

6 девушка:  Белая березонька,

 Ходи с нами гулять,

 Пойдем песни играть,

 Птиц зазывать!

(Девушки становятся в хоровод и танцуют) (видео 1)

1 дев:   День Троицы – именины земли - матушки. В этот день нельзя вскапывать (тревожить) землю.

2 дев: После праздника пойдём на речку, гадать на будущее, пускать по воде Троицкие венки.

3 дев:  А мой венок-то лучше твоего!

4 дев: А чем это он лучше?         

3 дев: На нем цветочков больше и я в нем краше тебя.

4 дев: А вот и нет – и ростом ты мала, и собой невидная.

5 дев: Стойте, что это – ссора? В девичий праздник ссориться нельзя, а ну, помиритесь.

3 и 4 дев: А как?

5 дев: Возьмите в руки венок, да сквозь веночек поцелуйтесь. Это называется – покумиться.  Давайте, покумитесь.

3 дев: -Кумушка голубушка, Серая кукушечка! Давай с тобой, девица, Давай покумимся.

4 дев: -Ты мне кумушка, Я тебе голубушка! Кумушка, голубушка. Горюшко размыкаем. Будешь мне помощница, Рукам моим пособница!

1 вед:  Есть в зале ребята, которые сегодня поссорились? Выходите сюда.

2 вед: Кумитесь и вы.

(Обряд примирения, все желающие) (фото 6)

(Под русскую народную мелодию, входят Дед и Бабка, слегка пританцовывая, обходят зал и садятся перед детьми на лавку.) (фото 7,8 )

Бабка: Молодцы, ребята, так весело вы празднуете Троицу! В благодарность за ваши песни и пляски я вам принесла  угощение. Положу их на стол, оставим на конец гуляний.

Бабка: Дед Фома, рассказал бы что пока...

Дед: Что вам, детки, рассказать?

Я ведь не умею врать... (Последующий текст читает очень медленно, не спеша, с паузами.)

 Ехала деревня мимо мужика,

Вдруг из-под собаки лают ворота,

Выхватил телегу он из-под кнута

И давай дубасить ею ворота.

Крыши испугались, сели на ворон,

Лошадь погоняет мужика кнутом.

1 вед: Чудеса!

2 вед:  Право слово, чудеса!..

 (Важно показать реакцию бабки на дедовы небылицы.) 

Б а б к а: А хвалился-то, хвалился,

Чуть - что с лавки не свалился

(Говорит, передразнивая деда):

«Я — правдивей всех на свете,

Доверяют мне все дети.

Я нисколько не солгу,

Правду чистую скажу»...

Ну, и где ж твоя правда-то?

Дед: Правда-то?

На сорочьем на хвосточке,

На овсяном колосочке,

На березовом пенечке,

Да на девичьем веночке!

1 вед: Какой же праздник без плетения венков? Девочки, кто умеет плести венок? А кто хочет посоревноваться / научиться?

(Выходят желающие, им помогают дед и баба)

2 вед: Посередь долинушки,

 На тебе, березонька

 Листья зеленые,

 Под тобой, березонька,

 Травка шелковая,

 Близ тебя березонька,

 Красные девицы

 Венки вьют, плетут.

1 вед: А пока ребята заняты плетением венков мы поразгадываем загадки:

2 вед:  Крашеное коромысло над лугом повисло. (Радуга)

 1 вед:  Меня ждут не дождутся, как увидят – разбегутся. (Дождь)  

 2 вед:  Был тугим он кулачком, а разжался – стал цветком. (Бутон)

 1 вед:  Без рук, без топоренка построена избенка. (Гнездо)

 2 вед:  Какое дерево поит нас сладким соком? (Береза)  

 1 вед:  Какое дерево – самый лучший медонос? (Липа)

2 вед:  Какие цветы расцветают ранней весной? (Мать и мачеха, ландыш, одуванчик, подснежник)

1 вед:  Какой цветок облетает от ветра, словно он тает? (одуванчик)  

2 вед:  В белом сарафане

 Стала на поляне,

 Летели синицы,

 Сели на косицы. (Береза)

(Если венки еще не готовы, то просят из зала загадать загадки)

1 вед: Ребята, а вы знаете загадки? Идите к микрофону и загадайте, а мы все вместе угадаем! (Дети выходят и загадывают)

(Если венки готовы, выходят участницы, становятся перед зрителями)

2 вед: Ну вот наши участницы и готовы!

1 вед: На праздник нельзя было явиться в будничном платье, поэтому девушки появлялись в нарядах, сшитых или украшенных своими руками. Существовал даже своего рода конкурс на лучший наряд, а членами «жюри» становились многочисленные зрители со всей деревни.

2 вед: А мы сейчас проведем конкурс на лучший венок. В роли жюри будете выступать вы. А победителя мы определим по самым громким аплодисментам.

1 вед: Итак, участница под номером 1, участница под номером 2, участница под номером 3, участница под номером 4.

2 вед: Победителя определить было очень трудно. Мы считаем, что победила дружба. А веночки, сплетенные девочками, пусть останутся им на память.

Дед: Бабка, а что там у тебя в корзинке?

Бабка: Троицын день праздник любили отмечать на природе — в лесах и рощах. Горожане выезжали на загородные вечеринки. В деревнях с утра пекли караваи и созывали гостей. А после обеда начиналось самое веселье для молодежи. Гуляли весело и шумно. В роще расстилались скатерти, на которые ставили угощение и украшенные цветами караваи, устраивали праздничную трапезу с яичницей, пирогами, лепешками

 

Дед: Так что главное праздничное блюдо – яичница!

Баба: Ребята, кто любит яичницу?

Дед: А сейчас все приглашаются к столу.(Девушки в костюмах угощают детей яичницей) (фото 9,10)

Баба: Молодцы! Посидели, посмотрели, загадки поразгадывали, даже перекусили. Но чего-то не хватает.

1вед: Да, наш праздник подходит к концу.

Мы в лесу деревьев много видим разных,

Не бывает между ними безобразных.

Но красивей той березки не найти,

Что попалась нам сегодня на пути.  

2 вед: Вся мила она от края до вершины,

Мы решили, что справляет именины,

Здесь в лесу она средь близких и друзей,

И приносим поздравления мы ей.

1 вед: Заглянули в старину мы –

Будто дождь омыл сердца.

Только не допели струны

Нашу песню до конца

2 вед: Всех не спеть нам славных песен.

Не сказать всех добрых слов,

Край российский наш чудесен

Вечно юн и вечно нов.

1 вед: А чтобы у нашего праздника было завершение, мы приглашаем всех гостей и участников  во двор школы, где всех ждет веселый хоровод!

(Участники праздника вместе с ведущими выходят в школьный двор, строятся в хоровод, водят хоровод. На этом праздник заканчивается.) (видео 2)

Участники праздника (фото 11-15)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник "Книжкины именины"

В помощь учителю литературы....

конкурсно-развлекательное мероприятие "Куриные именины"

Знакомство детей с традиционным русским праздником «Кузьминки», «Кочеты»...

Святец. Что такое именины?

Праздник твоего имени. Мероприятие может проводится в 5 классе после темы "Имена существительные и нарицательные"...

Праздник "День весенних именин"

Ощешкольный праздник "День весенних именин"...

Игровая программа для детей "РЯБИНКИНЫ ИМЕНИНЫ"

Данная программа разработана для досуга детей с  элементами театрализации. Может быть использована педагогами для проведения осенних праздников в начальной школе....

Внеклассное мероприятие "Матрешкины именины"

Мероприятие для учащихся 5 класса, проведенное в форме сказки, в котором учащиеся знакомятся с историей русской матрешки, традициями народной игрушки...

Внеклассное мероприятие презентация "Матрешкины именины"

Цели – знакомство с историей русской матрешки, традициями народной игрушки, воссоздание традиции оформления русской матрешки....