Святец. Что такое именины?
методическая разработка (русский язык, 5 класс) по теме

Орлова Валентина Михайловна

Праздник твоего имени. Мероприятие может проводится в 5 классе после темы "Имена существительные и нарицательные"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon svetec.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Святец. Что такое именины?

(Праздник твоего имени)

Цели:

- познакомить ребят с одной из старейших традиций на Руси - празднованием именин;

- дать информацию об этой традиции;

- познакомить ребят с толкованием их имен, развивать способность ценить разные имена;

- показать обряд проведения праздника именин;

- развивать позитивную мотивацию на работу и общение в группе;

- воспитывать уважение к семейным ценностям;

- воспитывать бережное отношение к народным традициям.
Задачи:

- заинтересовать детей участием в мероприятии;

- содействовать формированию коллектива класса;

- способствовать становлению и раскрытию творческой индивидуальности каждого ребёнка;

- создать атмосферу доброжелательности и творчества.

Оборудование и реквизит:

- исследовательские работы учащихся о происхождении своих имён;

игрушки, банты, ленты, обёрточная бумага, ножницы;

- две открытки, разрезанные на несколько частей;

- следы из картона;

- магнитофон и записи музыки;

- именинный пирог.

Оформление доски:

  1. Стихотворение:

Имена становятся отчеством –

Это наши уже имена!

Пусть достойно звучат – мне хочется –

И в грядущие времена.

И не просто так, по традиции, -

Чтоб звучали, смысла полны,

И могли бы ими гордиться

Наши дочери и сыны…

(А.Романов)

2. Плакаты с именами детей.

Ведущий: Именины, или День Ангела - день памяти своего святого. Его считали гораздо более важным, чем день рождения, потому что этот день означает рождение духовное. Святой, имя которого носит человек, считается его покровителем, его ангелом-хранителем.

Как же узнать день своих именин?

Надо посмотреть в Святцы. Святцы - это православный календарь, в котором на каждый день указаны имена святых, память которых в этот день отмечается. И еще в Святцах есть перечень всех имен, а возле них указаны дни памяти святых с этим именем. Если возле имени, которое носит человек, стоит только одна дата, то все явно. Например, возле имени Татьяна указано 25 января. И все Татьяны празднуют свои именины одновременно, в Татьянин день. Но часто возле имени стоит несколько дат. Что это значит? Во-первых, может быть несколько святых с одним и тем же именем. Например, апостол Петр (ученик Христа) и Петр - митрополит Московский (глава русской церкви при князе Иване Калите). А во-вторых, бывает, что отмечают не один день памяти святого, а больше. Например, Сергия Радонежского - два раза в году: 8 октября и 18 июля. Осенью отмечают кончину преподобного Сергия, а летом - обретение его мощей. Через 30 лет после его кончины рыли траншею под фундамент Троицкого собора и выкопали (обрели) гроб с его останками (мощами), так как он был похоронен под полом деревянной церкви, на месте которой решили построить каменный храм. Как же быть? Надо по Святцам найти то число, которое ближе всего ко дню рождения человека. Например, человека зовут Сергей. Возле этого имени в Святцах стоит 9 дат - дни памяти святых с этим именем. Допустим, Сергей родился 8 марта. Значит, следует выбрать ближайший день - 2 апреля.

Как праздновали раньше именины?

Утром этого дня именинник или именинница посылали гостям именинные пироги. Гости сходились за стол по приглашению, приносили подарки. Когда именинник садился за стол, разламывали над его головой пирог с кашей. Чем больше на него сыпалось каши, тем, считалось, будет счастливей его жизнь в течение года. Еще разбивали что-нибудь из посуды - "на счастье". На стол ставили пироги с рыбой, а в постные дни - с грибами, горохом, репой, капустой, маком. На Масленицу пекли пироги с творогом и яйцами. В скоромные дни могли быть пироги с мясом, часто с добавлением каши и лапши. И, конечно, всегда пекли сладкие пироги - с изюмом, ягодами. Гости пели имениннику "Многие лета".

Ученики рассказывают о своём имени всё, что они могли узнать сами и у своих родителей.

Ведущий оценивает правильность знаний, дает дополнительную информацию об имени каждого участника (как переводится имя, с какого языка, когда празднуются именины в зависимости от дня рождения).

Ведущий: Как же получилось так, что в России имена иностранные? с чем это связано? Христианская вера пришла к нам из Византии (988г.). А там был обычай давать детям имена в честь какого-либо человека, который прославлен церковью как святой. Имена святых перечислены в Святцах. Своих святых вначале на Руси не было. Поэтому имена стали давать по византийским святцам. А в них были имена греческие, римские, древнееврейские и других народов. Вот и получилось, что имен со славянскими корнями, таких, как Светлана, Людмила, Владимир, у нас мало.

Как раньше выбирали имя? В старину имя выбирал священник по Святцам. Смотрел, имена каких святых записаны в Святцах на день крещения ребенка, и давал одно из этих имен. Бывало иногда, священник рассердится за что-либо на родителей и даст такое имя, с которым жить человеку неудобно. Например, мальчика назовет Иудой, а девочку - Февронией. Имя Феврония в народе произносили как Хавронья, а Хавроньей звали свинью. Так что девушку с таким именем непросто было и замуж выдать. В более поздние времена, особенно в высших классах общества, родители стали выбирать имя, какое нравится. Так обычно делают и теперь.

Какие же имена были до принятия христианства? До принятия христианства (в период язычества) имя воспринималось как вполне материальная часть каждого человека. Выбор имени практически ничем не ограничивался: Волк, Муха, Рыба, Камень, Топор, Гроза, Горячка и др. Каждому человеку пытались найти «соответствие» в окружающем мире. Любое древнерусское имя можно назвать, в определённой степени, оберегом.

Далее обыгрывается обряд празднования именин. Приносятся именинный пирог, исполняется напев "Многие лета!" и вручаются подарки.

Конкурсная программа.

Конкурс «Производных от имён».

Учащимся предлагается назвать как можно больше ласковых и шуточных производных от их имен.

Конкурс «Имя-тёзка».

Ребята должны вспомнить и назвать имена исторически известных людей, киногероев, писателей, художников.

Конкурс «Назови растение».

Ребята должны вспомнить названия растений (цветов, трав, деревьев), которые созвучны с женскими и мужскими именами. (Анисья, Василий, Василиса, Лилиана, Лилия, Роза, Маргарита, Агата, Снежана).

Конкурс «Назови песню».

Ребята должны вспомнить и назвать песни, в которых звучат женские и мужские имена.

Конкурс «Назови произведение».

Ребята должны вспомнить и назвать произведения, в названиях которых звучат женские и мужские имена.

Викторина «Сказочные имена».

  1. Она попала в страну чудес. (Алиса).
  2. У неё голубые волосы. (Мальвина).
  3. Он ездил на печке. (Емеля).
  4. Мальчик – луковичка. (Чиполлино).
  5. Продавец пиявок. (Дуремар).
  6. Кот из Простоквашино. (Матроскин).
  7. Князь из сказки о царе Салтане. (Гвидон).
  8. Папа Буратино. (Карло).
  9. Дурак из русских сказок. (Иван).

10.У него длинный нос. (Буратино).

11. Живёт на крыше. (Карлсон).

12. Кого нанял поп? (Балда).

13. Маленькая девочка, которая жила в цветке тюльпана. (Дюймовочка).

14. Девочка, спасшая своего брата из царства Снежной Королевы. (Герда).

15. Кто 1001 ночь рассказывал сказки султану? (Шахерезада).

16. Как звали сестру доктора Айболита? (Варвара).

17. Премудрая в русских сказках? (Василиса).

18. Как звали атамана 40 разбойников? (Али-Баба).

19. Как звали джина, которого освободил из бутылки Волька? (Хоттабыч).

20. У кого в голове опилки? (Вини-Пух).

Конкурс «Подарок».

Участники распределяются по парам. Взявшись за руки, они должны свободными руками завернуть игрушку-подарок в бумагу и красиво его оформить. Разъединять руки при этом нельзя.

Конкурс «Собери открытку».

В игре участвуют две команды по пять человек. Два стула для каждой команды ставят на расстоянии 4-5метров друг от друга, от одного стула к другому ведут картонные следы. На стульях лежат конверты с открытками, рядом со стульями выстраиваются игроки команд. Нужно взять  из конверта часть открытки, пройти по следам и положить на другой стул, вернуться к команде и передать эстафету следующему игроку. Когда все части открытки будут, таким образом, перенесены с одного стула на другой, нужно собрать открытку по рисунку и громко прочесть поздравление.

Конкурс "Защита имени».

Ребята должны придумать визитную карточку своего имени с помощью музыки, стихотворения, загадок и пословиц.

Ведущий: Вот и подощла к концу наша познавательная конкурсная программа. Думаю, что сегодняшний праздник сплотил вас ещё больше, и вы узнали много интересного о своём имени, именах друг друга и о празднике «Святец». А закончим мы русской игрой «Каравай».


Игра "Каравай".

Все участники встают в круг, в центре которого "именинник". Все водят хоровод, то расширяя круг, то сужая, то поднимая руки, то опуская, - в зависимости от текста песни:
Как на... именины
Испекли мы каравай!
Вот такой вышины, вот такой нижины,
Вот такой ширины, вот такой ужины.
Каравай, каравай, кого хочешь выбирай!
Именинник: Я люблю, конечно, всех, но... больше всех! (Меняется местами с тем, кого он назвал, игра продолжается).





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценическая постановка «Что такое хорошо и что такое плохо»

Задача данного мероприятия - через сатиру и юмор показать отрицательное влияние вредных привычек на здоровье и моральный облик человека...

Конкурс- соревнование "Что такое хорошо и что такое плохо"

Данный конкурс- соревнование позволит обучающимся расширить знания о правилах хорошего тона, о культуре поведения  Ц...

Интеллектуально - позновательная игра "Что такое? Кто такой?"

 Перед нами игровое поле с квадратами разных цветов. Каждый цвет представляет собой категорию с вопросами. На игровом поле семь катего...

Интеллектуально - позновательная игра "Что такое? Кто такой?" (текстовый вариант)

Перед нами игровое поле с квадратами разных цветов. Каждый цвет представляет собой категорию с вопросами. На игровом поле семь категорий: красный цвет – категория «Имена собственные», оранжевый ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия   «Что такое коррупция?»  составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика»   для обучающ...

РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ» СЛУШАТЕЛЯ ПДК УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ МОУСОШ №57 Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ СВЯТЕЦ НАТАЛЬИ Н

РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ» СЛУШАТЕЛЯ ПДК УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ УЧИТЕЛЯ МА...