разработка урока внеурочной деятельности "шахматы". Тема урока "Ход конем"
план-конспект на тему

Шахматы – игра интеллектуальная, требующая усидчивости, концентрации внимания и тщательного продумывания ходов. Играя в шахматы, ребёнок анализирует действия соперника и просчитывает ходы, которые могут привести к победе. Таким образом, развивается аналитическое мышление. Ребёнок учится задумываться над результатами какого-либо действия, прежде чем его совершить, - разве не этого качества не хватает многим из нас в повседневной жизни? А соревновательный элемент, который является неотъемлемой частью шахмат, только подогревает интерес ребёнка, не давая ему забросить это непростое занятие, ведь для детей важно не только участие, но и победа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka_na_21.12.2016.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №44 ИМЕНИ С.Ф.БАРОНЕНКО

Копейского городского округа

Разработка урока

внеурочной деятельности

«шахматы»

Тема урока: «Ход конем»

                                                                           Разработала:   Шатова Мария Вадимовна

                                                                                учитель физической культуры                                                                       первой  квалификационной категории

Копейск

2016

Тема урока:  «Ход  конем»

Цель урока: Формирование мотивации занятий шахматами Изучение шахматной фигуры «Конь».

Задачи урока:

  • закрепить ранее полученные знания шахматных терминов: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр;
  • изучить место положения шахматных фигур;
  • ознакомить учащихся с шахматной фигурой «Конь». Место коня в начальном положении фигур. Ход Коня. Взятие.

Формируемые на занятии  универсальные учебные действия:

  1. Личностные результаты, достигаемые в ходе изучения темы «Ход конем» отражают:
  • формирование мотивации занятий шахматами;
  • формирование уважения к сопернику.

  1. Метапредметные результаты, достигаемые в ходе изучения темы «Ход конем» отражают:

Регулятивные УУД:

  • формирование умения  корректировать свои действия в процессе игры;
  • составление плана игровых действий, промежуточный и итоговый анализ.

Познавательные УУД:

  • формирование логического мышления (целеполагания, алгоритма действий, анализа, синтеза);
  • формирование представления о шахматных комбинациях, возможностях фигур.

Коммуникативные УУД:

  • развитие доброжелательности и уважения к сопернику по игре;
  • оценка действие партнера по игре и своих действий;
  • умение работать в сотрудничестве с учителем, со своими сверстниками.
  1. Предметные результаты, достигаемые в ходе изучения темы «Ход конем» отражают:

  • знания шахматных терминов: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр;
  • правильная расстановка фигур перед игрой;
  • умение  ориентироваться на шахматной доске;
  • правила хода и взятия шахматной фигуре «Конь».

Место проведения занятия:  шахматный класс.

Время проведения: 9.45 – 10.15.

Необходимое оборудование и инвентарь:

  • шахматные доски;
  • демонстрационная шахматная доска;
  • мультимедийный проектор и экран– 1 шт.

Использование современных образовательных технологий:

  • технологии разноуровнего обучения: обеспечение свободы в выборе средств обучения посредством создания условий для выполнения учебных заданий различного уровня сложности с учетом уровня обучаемости, необходимого времени для освоения учебного материала;

  • технологии коллективного обучения: обучение посредством организации групп обучающихся для обучения в сотрудничестве, работающих совместно над решением какой-либо задачи, в процессе которой возникает необходимость адаптироваться к индивидуальным особенностям учащихся,  устанавливая социальные контакты

  • компьютерные технологии: использование ЭОР в рамках урока

Дата проведения урока: 21.12.2016г.

Этап урока

Действия учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент

-Здравствуйте дорогие ребята, уважаемые гости!

Рада  приветствовать всех на очередном шахматном занятии.

Желаю всем доброго дня и интересного занятия!

Эмоциональный настрой к познавательной деятельности.

  1. Актуализация знаний

-На свете есть забавная волшебная игра.

В нее с утра до вечера играет детвора.

Там мчатся кони резвые, трубят поход слоны.

И клетки черно-белые чудес и тайн полны….

Что же это за волшебная страна?

Верно!

Эта чудесная страна вам известна с детства,

Называется она шахмат королевство.

  1. Быть особо защищенным - у него такая роль, это правило резонно, потому что он - ...(король)
  2. Обитает он в саванне, и не так огромен он, но такое же названье у фигуры этой ...(слон)
  3. Это правило известно, короля нам есть нельзя, но свободно можешь есть ты вместо этого ...(ферзя)
  4. Это есть не пораженье, не фиаско, и не крах, а всего лишь нападенье - королю объявлен ...(шах)
  5. Если в шахматы играешь, то, конечно, это знаешь - будет лучший результат, если ты поставишь …(мат)

Он не цокает, конечно, но легко перешагнём через ряд фигур и пешек этим шахматным ...(конем)

Повторение пройденного материала:

  • знания шахматных терминов: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр;
  • ответы на вопросы по пройденному ранее материалу;
  • ставим начальное положение фигур без пешек. Игра «Покажи фигуру»
  • решаем задачи

Отгадывают интерактивные загадки.

Решают задачи  и записывают ответы в нужное место на раздаточном материале.

Использование дополнительных атрибутов, для ответов (веер с цифрами, фонарик, шахматные фигуры).

  1. Определение темы занятия

- Ребята, а сейчас мы посмотрим мультфильм, и вы поймете о какой же шахматной фигуре сегодня мы будем говорить?

Верно, сегодня на занятии мы поведем речь о самой, пожалуй, загадочной интересной и хитрой шахматной фигуре - коне

После просмотра видеоролика – обсуждение с детьми того, что они увидели и запомнили по теме занятия.

Диалог учащихся с учителем, активное слушание , просмотр, анализ и обсуждение отрывка из мультфильма.

Дети должны сами открыть новое знание

  1. Объяснение нового материала

- Итак, фигура эта (показывает большую фигуру шахматного коня) не проста,

Грива есть, но нет хвоста,

Ход похож на уголок –

2 клетки прямо, клетка вбок!

Объяснение учителем на интерактивной доске место коня на шахматной доске, хода коня, правил взятия конем фигур.

Учащиеся слушают учителя и работают параллельно на шахматных досках в парах.

  1. Динамическая пауза

А сейчас объявляется физкультминутка.

Пожалуйста, встаньте!

Представьте себя шахматной фигурой конь! Сейчас мы узнаем , кто лучше всех запомнил как ходит конь.

Повторяйте движения коня на шахматной доске!

Приготовились! Вперед!

(муз сопровождение-«Песенка про моего любимого КОНЯ»

Выполняют физические упражнения, повторяя под руководством учителя движения коня на интерактивной доске.

  1. Закрепление нового материала

А сейчас, ребята, конь предлагает вам немного поиграть

Доберись белой фигурой до черных фигур (и наоборот) и побей их, избегая полей, атакованных фигурами неприятеля

7.  Рефлексия

-Игроки устали, фигуры побиты, шахматный турнир объявляю закрытым!

-Наше очередное путешествие по стране шахмат завершено!

Подведем итоги того, что же мы нового узнали на занятии.

Откройте нужные слова!

Если вы сегодня все хорошо запомнили про шахматную фигуру конь и научились решать задачки, поставьте, пожалуйста, на шахматную доску белого коня, а если не очень хорошо что то поняли – черного! Спасибо!

Выполняют все вместе интерактивное упражнение, открывая верные слова

Самоанализ урока по внеурочной деятельности

«шахматы»

Тема урока: «Ход конем»

  1. Подготовленность класса к коллективно - распределительной деятельности выявляется в следующих показателях:
  • умение работать в группах;
  • способность оценивания действия одноклассников во время выполнения задания.

  1. Общая характеристика класса:
  • В классе преобладает стремление к лидерству некоторых учащихся, это проявляется  в манере поведения  и общения
  • На данном этапе освоения учебного материала класс достиг определённого  уровня   подготовки для дальнейшего совершенствования достижения и закрепления  учебного материала

  1. Анализ эффективности урока:

Цель урока:  Формирование мотивации занятий шахматами Изучение шахматной фигуры «Конь». Место коня в начальном положении фигур. Ход Коня. Взятие.

 Целями урока   были определены следующие задачи:

  • закрепить ранее полученные знания шахматных терминов: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр;
  • изучить место положения шахматных фигур;
  • ознакомить учащихся с шахматной фигурой «Конь».

    Коллективно-распределительная деятельность на уроке распределена была   следующим образом:

- проверка заданий у соседей по парте;

- коллективные ответы с помощью вспомогательного материала;

- элементы игры в шахматы с партнером.

         На уроке планировалось совершенствовать навыки игры в шахматы, закрепить ранее полученные знания, сформирование умения  корректировать свои действия в процессе игры.

       Основными понятиями  урока являлись понятия шахматных терминов: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.  Оценка действий  партнера по игре и своих действий. Правила хода и взятия шахматной фигуры «Конь».

         Ученики узнали, правила хода и взятия шахматной фигуры «Конь», об ошибках во время  игры. Закрепили ранее пройденный материал.

          Ученики имеют представление об изучаемом материале:        

  • Для освоения и закрепления изучаемого материала урока, учащимся необходимо  освоить учебные действия, которые способствовали закреплению и пониманию поставленных задач для формирования общеучебных знаний умений и навыков в процессе развития физических качеств, организаторских способностей и   умением понимать смысл заданных упражнений и заданий.
  • Для понимания учебной задачи урока перед учащимися ставились задачи в виде  осмысления, диалога - общения для осмысления цели данного урока.
  • Осуществление остальных задач урока строилось на принципе владения  обстановкой урока, состоянием внимания, работоспособностью учащихся; в процессе урока приходилось корректировать ход занятия, для смены  эмоционального настроя учащихся.

      В ходе урока возможны были возникновения и трудности в проведении отдельных  этапов урока, что было бы вызвано некоторыми особенностями в поведении  отдельных учеников, чем может быть обусловлен определённыё тип и склад  характера, а также и состояние погоды и настроения ребёнка.

       Данный урок  был направлен на совершенствование техники игры в шахматы, а также  на дальнейшее развитие логического мышления (целеполагания, алгоритма действий, анализа, синтеза). Формирование представления о шахматных комбинациях, возможностях фигур.

       В целом урок направлен на формирование мотивации занятий шахматами и по общей оценке достиг поставленных задач  

  1. Как был осуществлён урок, исходя из его замысла:
  • Цель урока в итоге  совпала с результатами занятия. Намеченная цель считаю выполнена по тем показателям, что ученики смогли выполнить поставленные задачи без  особых трудностей.
  • Считаю что мною была достигнута роль равноправного члена дискуссию при проведении урока.
  •  В начале урока мною была предложена атмосфера доброжелательности на урок,  

 добрый тон интонации и полное желание провести урок в хорошей атмосфер доброты

  • Для выполнения задач урока был выбран демократический стиль общения и работы, который выражался в выполнении некоторых указаний учителя самими учениками.
  • Мною были предложены некоторые формы игры, которые позволили  детям самим  моделировать и создавать ситуацию в процессе урока (личный пример, голосовая  дикция, мимика, жестикуляция и т.д.).
  • Контроль выполнения отдельных частей  и задач урока осуществлялся строго в  индивидуальном порядке, но  с привлечением оценки и самооценки самих учащихся и      их одноклассников.

  1. Оценка целостности урока:
  • Оценку уровня коллективно-распределительной деятельности урока считаю можно  признать удовлетворительной т.к. в ходе урока возникали некоторые трудности в   общении с некоторыми учащимися  из за проблем в поведении, чем обусловлен их тип характера ( человек -настроения).
  • В целом учитывая характер коллективно-распределительного построения урока   предполагаю, что в целом положительно повлиял на степень освоения поставленных  задач урока, о чём свидетельствуют показатели выполнения заданий.

  1. Анализ самооценки воспитательной стороны урока:
  • Доброжелательное поведение учителя на уроке всегда способствует достижению любой   цели урока;
  • Нравственные аспекты в поведении учителя и способность донести их до учащихся  важная цель и задача каждого занятия; способность проявления в этом весьма сложный процесс, но все же это удаётся и тогда понимаешь пользу проведённого урока .
  • Считаю, что проведённый урок продолжил улучшать и формировать нашу  дальнейшую плодотворную и коллективную работу на развитие нравственных и

эстетических качеств для формирования и становления глубокой личности человека.

       Каждый новый урок – это переход от простого к сложному: поэтому трудно сказать о   проведённом уроке, перечислив его плюсы и минусы:

недостатки – трудность  в восприятии и поведении,

положительные моменты - стремление детей получить заряд бодрости,   всплеск положительных эмоций и научиться чему-то новому для себя на каждом уроке  для дальнейшей жизни.  

 Считаю, что заявленной цели и поставленных задач проведённый урок достиг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по английскому языку в 7классе по теме :Разработка урока-экскурсии по теме "Достопримечательности Лондона"

познакомить с достопримечательностями Лондона,научить ориеноваться в городе по плану и карте...

Методическая разработка урока по технологии Тема « Использование кейс-методов на уроках технологии»

В связи с реформами образования в нашей стране, происходит постоянный поиск эффективных методов обучения, одним из них являются так называемые кейс-технологии.Кейс-технологии объединяют в себе одновре...

Урок PBL. Разработка урока литературы по теме «В чем суть истинного героизма? (Обобщающий урок по рассказу Л.Н.Толстого «Петя Ростов» (отрывок из романа «Война и мир»)).

Цель:Определение значения героизма в жизни человека через анализ образа Пети Ростова.Задачи:Образовательные:1. Формирование навыков анализа различного рода эпизодов в тексте, умение пересказывать их и...

Методическая разработка урока информатики на тему «Наглядные формы представления информации», ориентированного на формирование навыка самооценки на внеурочных занятиях в 5 классе.

В данной методической разработке урока информатики на тему "Наглядные формы представления информации" рассмотрены пути создания ситуаций для формирования адекватной самооценки школьников....

Методическая разработка урока (внеурочного занятия) по технологии на тему применения фокального метода на уроках технологии « Создание настенной полки»

Данная методическая разработка может быть полезна учителям технологии, работающим по учебнику под редакцией В.М. Казакевича. Разработка выполнена в соответствии с ФГОС НОО. Использование фокального ме...