занятие "Влияние алкоголя на организм человека"
методическая разработка (9 класс) на тему

Сынча Алена Анатольевна

Занятие разработано для старших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_alkogol.docx26.94 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное учреждение Республики Коми

«Детский дом №4 для детей – сирот и детей, оставшихся  без попечения родителей»

г. Усинска

Занятие

«Влияние алкоголя на организм человека»

Подготовила педагог:

Сынча А.А.

Усинск

2017 г

Цель занятия:

Сформировать у воспитанников  чёткие знания о влиянии алкоголя  на здоровье человека.

Задачи: 

Показать последствия употребления и злоупотребления алкоголем.

Вырабатывать негативное отношение к алкоголю.

Возраст:14-18 лет

Ход занятия:

1.  Вступительное слово.  Сегодня мы обсудим очень важную и актуальную тему – алкоголь и алкоголизм. Согласно исследованиям, первый контакт с алкоголем происходит в подростковом возрасте. По результатам опросов, проведенных специалистами, многие российские подростки употребляют алкоголь с разрешения своих родителей – детям не составляет труда достать спиртные напитки. Для молодого поколения алкоголь в основном является групповым переживанием: выпивают, прежде всего, по вечерам с друзьями, на вечеринках или при другом приятном совместном общении. То есть, вряд ли среди молодежи есть пьяницы – одиночки.

  1. Основная часть.

  Страницы истории «С ЧЕГО ВСЁ НАЧАЛОСЬ»

Человек не знал алкоголя долгие сотни тысяч лет.

Приобщение к пьянству сравнительно молодая ошибка человечества. Перейдя на оседлый образ жизни, люди стали заниматься земледелием, овладели гончарным искусством и...приобщились к алкоголю. Они заметили, что достаточно оставить в закрытом сосуде раздавленные ягоды винограда или какие-либо другие плоды, через некоторое время можно обнаружить напиток, обладающий странными и, как им казалось, чудодейственными свойствами.

У людей появлялись болтливость, хвастливость, агрессивность. Но надо сказать, что наши далёкие предки пили только в строго определённых случаях, связанных с обрядами или обычаями.

Явление сбраживания было открыто одновременно во многих местах, и сейчас нам не с кого спрашивать за то, что зеленый змий был выпущен из сосуда.

Водка появилась в России в 16 веке, когда алхимиками был освоен способ перегонки алкогольсодержащих жидкостей. Было высказано предположение об особых, целебных свойствах спирта, и растворы его поначалу продавались в аптеках под названием «ВОДА ЖИЗНИ» или «ОГНЕННАЯ ВОДА».

В 1552 году царь Иван Грозный устраивает первый в России кабак, только для опричников. Пить царёву водку - большая честь!

Царёвы кабаки, как приносящие прибыль, быстро распространились и с конца 16 века уже существовали во всех крупных городах.

Спаивание народа становится безудержным в конце 19 века, когда в России складывается своеобразная питейная процедура, согласно которой ни одно знаменательное событие не проходит без вина.

Постепенно культ пития в России приобретает особые черты: это был культ не вина, а водки. Алкоголь употребляли во всех жизненных ситуациях и в больших количествах, что связывалось с «широтой» русской души.

Вот что говорит о главенстве вина английский поэт Роберт Берне:

Для пьянства есть такие поводы:

Поминки, праздник, встреча, проводы,

Крестины, свадьба и развод,

Мороз, охота, новый год,

Выздоровленье, новоселье,

Печаль, раскаянье, веселье,

Успех. Награда, новый чин

И просто пьянство без причин.

В настоящее время производство и потребление спиртных напитков значительно увеличилось. Пить стали чаще и больше! Только за последнее десятилетие этот прирост составил более 120%. На душу населения  сейчас приходится (из расчета на чистый спирт) в России-11 литров, в Италии-16 литров, в США-10,7 литра, в Швеции-7,4 литра. На учете в медицинских учреждениях состоят 4,6 миллиона больных алкоголизмом, что в 3 раза больше, чем 20 лет назад.

  Алкоголь - древнейший наркотик.

Алкоголь - древнейший наркотик, который является средством для понижения психоэмоционального напряжения, веществом, активизирующим механизм положительных эмоций. Малые дозы его снимают усталость, вызывают заряд бодрости и согревают тело. Не случайно, наверное существует легенда о том, что когда бог разгневался на людей и устроил всемирный потоп, спасся только Ной-праведник, но отчаянный пьянчуга.

Однако не всё так оптимистично, и вскоре малые дозы вина уже не приносят желаемого эффекта, приходится для этого переходить к средним, а затем и к большим дозам. Постепенно возникает психологическая и физическая зависимость человека от спиртного развивается алкоголизм с его тяжёлыми последствиями.

Ни для одной из систем органов принятие больших доз алкоголя не проходит без последствий. Давайте рассмотрим каждую из систем в отдельности:

1. Влияние алкоголя на дыхательную систему заключается в следующем:

- при употреблении спиртного происходит нарушение водно-электролитного баланса, что приводит к нехватке кислорода в тканях, т.е. нарушается газообмен.

2. Сердечно - сосудистая система страдает от алкоголя сильнее. От употребления горячительных напитков развивается атеросклероз сосудов, который ведет к развитию инфарктов и инсультов.

3. Пищеварительная система. Здесь алкоголь способствует развитию хронического панкреатита(воспаления поджелудочной железы), появлению или обострению язвенной болезни желудка, развитию цирроза печени.

4. Мочеполовая система. Регулярное употребление алкоголя приводит к хронической почечной недостаточности, нарушению детородной функции у женщин и бесплодию у мужчин.

5. Нервная система. Употребление спиртного приводит к нарушению проводимости нервной ткани, развитию алкогольной полинейропатии

( нарушение чувствительности). Страдает головной мозг- развивается алкогольная энцефалопатия (появляется слабоумие), постепенно разрушаются центры мышления, речи, памяти. Могут наблюдаться различные болезненные эффекты: видения, слуховые галлюцинации, амнезии. То есть происходит разрушение (деградация) человеческой личности.

         Демонстрация опыта

«Нарушение свойств белков при воздействии на них алкоголя».

 Цель опыта: убедить учащихся, что спирт денатурирует белки, необратимо нарушает их структуру и свойства.

 Ход опыта: в две пробирки налить по 2 мл яичного белка. В одну добавить 8 мл воды, а в другую столько же спирта 80 - 90 %

 Результат опыта: в первой пробирке белок растворяется, так как он является легкорастворимым белком и хорошо усваивается организмом. Во второй пробирке образуется плотный белый осадок - в спирте белки не растворяются, спирт отнимает у белков воду. В результате этого нарушаются структура и свойства белка, его функции.

Нарушения деятельности центральной нервной системы при приёме алкоголя развиваются постепенно. Токсичность алкоголя обусловлена продуктами его окисления. Наибольшей токсичностью обладает основной метаболит спирта - уксусный альдегид, который в 30 раз токсичнее самого алкоголя.

Алкоголь, попадая в головной мозг, воздействует на центр положительных эмоций, расположенный в гипоталамусе. При этом на короткое время снимается напряжение, исчезает чувство тревоги и страха. У людей, злоупотребляющих спиртными напитками, определённая часть клеток гипоталамуса превращается в «приобретённый центр алкоголизма». В случае снижения концентрации алкоголя он начинает посылать сигналы, требующие введения в организм дозы алкоголя для выравнивания его концентрации. Так возникает стремление к спиртному. Постепенно разрушается воля, память, появляется озлобленность, агрессивность, что приводит к деградации личности.

Рассмотрим влияние алкоголя на отдельные отделы нервной системы. На стадии легкого опьянения происходит ослабление процессов торможения нервной системы, возникает возбуждение речевых зон коры, речь становится громкой, бессвязной, внимание легко отвлекается. При опьянении средней степени ослабляется торможение подкорковых зон.

Возбужденное состояние этих зон И. П. Павлов назвал «бунтом подкорки». Начинаются не только оскорбления окружающих, но и драки. Нарушается координация движений, т. е. деятельность /мозжечок, при этом походка становится шатающейся, не соразмеряется сила движения, в глазах двоится - нарушение зрительной зоны коры.

При тяжёлой степени опьянения наблюдается особая бессмысленность поведения: беспричинная агрессивность, невнятная речь, резкие нарушения координации движений. Затем наступает глубокий сон, при котором человек ни на какие раздражители не реагирует, а затем - полная амнезия - человек не помнит ничего из того, что с ним было в период опьянения. Именно в стадии тяжёлой степени опьянения совершаются преступления, происходят пожары, аварии на транспорте, при этом нередко гибнут не только пьяные люди, но и оказавшиеся рядом с ними по воле случая, страдают дети, члены семей алкоголиков. Алкоголизм - заболевание, которое осознают не сразу, и наша задача - предупредить его появление.

  Беседа «ПУТЬ ДЛИНОЮ В 40 ГРАДУСОВ» 

Знаете ли вы, что работа участковых, патрульных бригад, медвытрезвителя не прекращается ни днем, ни ночью. По статистике 50% всех совершаемых преступлений происходит в состоянии алкогольного опьянения, из них:

-76% детских преступлений

-96% всех убийств.

Давайте обратимся к жизненным ситуациям и дадим опровержение этим и другим мифам о пользе алкоголя.

Большинство несчастных случаев происходит именно с пьяными людьми. За летний период, по отчёту спасателей на водах, большинство утоплений произошло именно с людьми, находящимися в стадии алкогольного опьянения. По статистике инспекторов ДПС- чаще всего в ДТП страдают пьяные люди, так как при принятии алкоголя время реакции организма снижается, нарушается координация движений, мозг не успевает среагировать на опасность в полной мере.

Влияние алкоголя на половую сферу так же только негативно:

При употреблении спиртных напитков родителями у детей проявляются физические и психические недостатки. Знаете ли вы, что такое АСП-алкогольный синдром плода. Многим приходилось встречаться с ДСП физического характера- «Заячья губа», «Волчья пасть», сращение пальцев рук и ног, изменение формы головы и груди и т.д.

АСП психического характера заключается в том, что дети пьющих родителей обычно более беспокойны, постоянно плачут, или наоборот, слишком спокойны – аппатичны ко всему происходящему. Они развиваются медленнее своих ровесников - позже начинают ходить, плохо говорят.

  1. Итог. Алкоголь может иметь положительное воздействие на организм:

Мы знаем много примеров того, как спиртные напитки спасают от простудных заболеваний;

Их можно применить в экстренных случаях, чтобы продезинфицировать раны, спасая человека от возможной гангрены, и для частичного обезболивания;

Врачи подтверждают, что многие спиртовые настойки на лечебных травах и кореньях лечат;

- А теперь я напомню отрицательные стороны алкоголя:

Продолжительность жизни реально зависит от выпитого вами;

Не случайно алкоголь оценивается вкусовыми рецепторами как невкусный, неприятный. Первоначальный прием его часто вызывает защитную реакцию организма из-за токсичности вещества, точнее яда. Это тошнота или рвота, головокружение, головная боль и т.д. Сразу после приема алкоголя возникает особое состояние – эйфория: в течение некоторого времени человек переживает приятные эмоции. Появляется стремление пережить его вновь и вновь, развивается зависимость от алкоголя;

При систематическом употреблении спиртных напитков происходят необратимые функциональные изменения: страдают головной мозг, что может привести к инсульту, и печень – тогда вас ждет цирроз. Желудок может  «подарить» гастрит, язву или рак, а сердце – «наградить» гипертонией. Часто пьяницы не следят за собой, поэтому они сами болеют и являются переносчиками многих инфекционных заболеваний.

Очень часто человек в состоянии алкогольного опьянения опасен для окружающих. Именно пьянство в ответе за разрушение семей. Ссоры, ругань, драки… Пьянство несет большой вред формированию личности детей в этих семьях;

Человек в пьяном виде не может контролировать свои поступки, что приводит к ужасным последствиям: самоубийствам, ДТП, различным преступлениям;

Многие люди умирают из-за употребления суррогатных спиртных напитков – они просто травятся ими, как ядом!

Рефлексия.

-  Я от всей души желаю вам противостоять всем тем негативным явлениям, которые нас окружают!

Пить или не пить?

Решайте сами.

Ведь лучше жить!

Тогда нам с вами!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние алкоголя на организм человека.

Краткий конспект о влиянии алкоголя на организм человека. Материал может быть использован на уроках биологии в 8 классе, на класных часах....

Классный час на тему:"Пагубное влияние алкоголя на организм человека "

Цель: • Формирование у учащихся представления об опасности воздействия алкоголя на здоровье и жизнь Задачи: • Дать учащимся первоначальную информацию о влиянии алкоголя на р...

Влияние алкоголя на организм человека

Метод проектов. Исследовательская работа группы воспитанников под моим руководством. Профилактика вредных привычек. Привитие навыков ЗОЖ....

О вреде алкоголя для организма человека

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"5131000","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"383"}}]] [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"513101...

круглый стол "Влияние алкоголя на организм человека"

круглый стол "Влияние алкоголя на организм человека"...

Влияние алкоголя на организм человека

Класснвй час посвященный вредним привычкам  - алкоголь...

Влияние алкоголя на организм человека

Показать влияние алкоголя на растения, насекомых, на организм подростка, женщины, мужчины;  заставить учащихся задуматься над проблемой пьянства,отказаться от употребления спиртных напитков....