"Личностная толерантность в условиях дополнительного образования"
материал на тему

Яричевская Лариса Ивановна

Сегодня требует внимания программа «Формирование устано­вок толерантного сознания, веротерпимости, миролюбия и профилак­тики экстремизма в гражданском обществе».

К реализации Программы подключены Всемирная организация ОРТ, Правительство Швеции, ЮНИСЭВ, ЮНЕСКО, Министерство культуры, Министерство труда и социального развития России, Министерство образования России и целый ряд других правительств, ведомств, уч­реждений и организаций

В основу Программы положена необходимость поиска путей формирования толерантности в массовом сознании и конструк­тивной профилактики различных видов экстремизма, которые в по­следнее время в многонациональной России приобрели особую актуальность. Растут межэтническая и религи­озная напряженность, сепаратизм и национальный экстремизм, несу­щие прямую угрозу системе национальной безопасности государства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное казённое общеобразовательное учреждение Ростовской области «Новочеркасская специальная

школа-интернат №1».

Выступление на тему:

«Личностная толерантность в условиях дополнительного образования»

Подготовила: Яричевская Л.И.

Новочеркасск – 2017 г.

Личностная толерантность в условиях дополнительного образования

 

 

         Школа как основной компонент образовательной системы  должна иметь базовый аспект, содержащий  основные ценности национальной культуры, доступные и целесообразные для познания и усвоения растущей личности в школьном возрасте: она должна характеризоваться нравственно-психологической атмосферой, с присущими ей такими феноменами, как русская духовность, национальная самобытность; в ней должно осуществляться воспитание любви  к своему Отечеству и своему народу, уважение к людям  другой национальности и их культуре. Образовательная деятельность в школе должна опираться на знание учащимися и педагогами обычаев и традиций своего народа, ценностей национальной культуры; на привитие интереса детям и взрослым к занятиям народными промыслами, к изучению народного творчества и искусства, наличие тесных контактов и взаимодействия с окружающим социумом.

        Ростовская область – многонациональный регион. Поэтому педагогам нужно учитывать этнические корни учащейся молодёжи (села, региона, города); создавать методику обучения для своей работы в рамках конкретной школы, гимназии, лицея. Любая педагогическая система рано или поздно устаревает. Поэтому сам процесс осуществления педагогической деятельности должен иметь вариативный (постоянно обновляющийся) характер, связанный с реальными (местными, региональными) потребностями обучения и воспитания. Сегодня это направление весьма актуально. Так, в принятых на Х1 Всероссийской конференции «Русская школа» рекомендациях прямо указывается на необходимость создания варианта программы с углубленным изучением русского народного искусства. Несмотря на существующие проблемы, народное искусство остается плодотворным источником формирования трудовой и художественной культуры. Оно всегда украшало народный быт, труд и праздники.

        Национально-региональный компонент на занятиях по программе внеурочной деятельности «Родник творчества» применяется при изучении раздела «Декоративно-прикладное творчество». Учащиеся получают основные теоретические сведения. Знакомятся с традиционными видами декоративно-прикладного творчества и народных промыслов, а также ремесел Донского края; ролью декоративно-прикладного творчества в создании объектов рукотворного мира; получают сведения об эстетических и эргономических требованиях к изделиям НДПИ, об учете технологии изготовления изделия и свойствах материала, основных средствах художественной выразительности, видах поделочных материалов и их свойствах. Узнают о видах и правилах построения орнаментов, различных композиций.

            Через технологию изготовления обучающиеся получают знания о национально-региональных особенностях. Во многих регионах России состав учащихся в школах традиционно многонационален. Планируя свои уроки и занятия, педагог должен ставить задачу – расширять и углублять знания и представления учеников не только о русской, но и о других национальных культурах, быте и традициях народов, живущих в данном регионе.

        При изучении декоративно-прикладного искусства необходимо знакомить с историей развития ремёсел, историческими корнями, традиционными ремёслами многонациональной Родины. В связи с этим немаловажным в организации учебно-воспитательного процесса становится понятие этнической толерантности. В него входит уважение к ценностям и культурным особенностям других этнических групп, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности.

Понятие толерантности, заложенное в «Декларации принципов толерантности ЮНЕСКО», исходит, в первую очередь, из социального (социокультурного) подхода и поднимает одновременно его значение в индивидуальном этическом плане.

С этих позиций толерантность есть уважение, принятие и высокая оценка богатого разнообразия мировых культур, форм выражения и способов человеческого бытия... Она не есть лишь моральный долг, но также политическое и правовое требование». Таким образом, по своему содержанию толерантность, не являясь синонимом терпимости, становится целевым устремлением, направленным против любой ксенофобии и способствует предотвращению конфликтов в мире.

В своих проявлениях толерантность меняет формы в зависимости от культурного, территориального контекста. В обществе и государстве она может быть (по Л.Н. Коноваловой) политической, социальной, религиозной, этнической, экономической. Именно в преломлении к среде возникают ростки нетерпимости и насилия, особенно когда явно проявляется ущемление прав и свобод личности.

Социальная толерантность – это форма партнёрского взаимодействия между различными социальными группами общества, его властными структурами, когда признаются необходимость такого сотрудничества и уважение позиций сторон. Она направлена на равновесие в обществе и признаёт право на объединение людей для защиты своих прав и интересов. В социально направленном обществе создаются условия для формирования толерантного сознания личности, её ответственности, в том числе правовой.

Важно отметить, что процесс воспитания толерантной личности неразрывно связан с развитием форм толерантности в государстве и обществе и не может быть сведён только к социо-психологическим свойствам человека.

Кто же занимается воспитанием толерантной личности нового времени? Такое доступно только педагогу с высоким инновационным потенциалом. Высокий инновационный потенциал определяется как совокупность социокультурных и творческих характеристик личности, выражающей готовность совершенствовать педагогическую деятельность. В инновационный потенциал педагога также включается желание и возможность развивать свои интересы и представления, искать собственные нетрадиционные решения возникающих проблем, воспринимать и творчески воплощать уже существующие нестандартные подходы в образовании.

Для успешной работы в области инновационной педагогики необходимы следующие характеристики:

– творческая способность генерировать и продуцировать новые идеи, проектировать и моделировать их в практических формах, в конкретной деятельности;

– культурно-эстетическая развитость и образованность, что предполагает интеллектуальную и эмоциональную развитость и высокий уровень культурной грамотности педагога;

– открытость личности к новому, что базируется на толерантности личности и гибкости мышления.

Также необходимо отметить, что реализация на практике инновационного потенциала отдельного педагога оказывается особенно результативной при наличии педагогического коллектива единомышленников, способных к реализации в сфере образования инновационных идей, проектов и технологий.

Отсутствие индивидуального подхода к ребёнку, неадекватность оценивания и воспитательных мер, непонимание внутреннего состояния воспитанника, грубое, оскорбительное отношение к нему - характеристики взаимоотношений с учащимися.

С другой стороны, психическое состояние учителей и педагогов дополнительного образования само по себе представляет собой серьёзную проблему: педагог – одна из наиболее подверженных психоневрологическим расстройствам профессий.

Уровень сформированности самосознания педагога оказывает непосредственное влияние на профессиональную деятельность. Недостаточная сформированность влечёт за собой неадекватное поведение по отношению к детям. Тенденция смотреть не на людей, а на своё отражение в их реакциях, являющаяся следствием непрофессионализма, порождает отсутствие понимания мотивов поведения детей и неадекватную реакцию на него (часто наказание представляет собой месть за то, что ребёнок задел чувство «Я»).

Формирование установок толерантного поведения, веротерпимости, миролюбия, противодействие и конструктивная профилактика различных видов экстремизма имеет для многонациональной России особую актуальность.

Формирование межнациональной и межконфессиональной толерантности – длительный, сложный процесс, начинающийся в раннем детстве и протекающий в течение всей жизни. Этот процесс идёт под воздействием множества факторов, и решающим среди них является образование.

Целенаправленное воспитание, организуемое обществом (школой, семьёй, общественными организациями), протекает тем успешнее, чем полнее оно учитывает влияние, которое оказывают на человека общественные условия его жизни. Индивид не только объект воздействия общественных отношений, но и субъект, который, усваивая социальный опыт, избирательно относится к окружающей действительности. Воздействие национальных отношений на человека приобретает значимость не само по себе, а через индивидуальную позицию личности.

Главная педагогическая задача заключается в том, чтобы помочь учащимся обрести уважение к чести и достоинству каждого народа, доказать, что нет народа лучше или хуже другого. Главное в каждом: каков он человек, а не к какой национальности он принадлежит.

Обсуждая тему толерантности как способности, качества личности, отметим неприемлемость авторитарной позиции в общении педагога с учениками. Но подчеркнём необходимость развития диалога, сотрудничества, субъект-субъектных отношений.

Мастерство взаимодействия с подопечными жизненно необходимо специалисту-педагогу. Без этого не может состояться профессионал.

Коммуникативная неподготовленность и некомпетентность являются причиной того, что хороший музыкант не может преподавать, работать с учащимися и коллективом.

Качество решения педагогических, художественно-творческих задач зависит от умения строить отношения с коллегами и учениками, устанавливать оптимальные межличностные контакты, основанные на толерантности. В её структуру входит: знание правил поведения в коммуникативных ситуациях, умение устанавливать контакты, культурно и корректно отстаивать свою точку зрения в спорах, умение понимать личностные особенности и эмоциональное состояние собеседника, управлять собственным эмоциональным состоянием.

Мастерство педагогического общения особенно важно в сфере искусства, поскольку оно часто носит иррациональный характер и связано с эмоциональной стороной жизни человека. При воспитании толерантности значимо чувствовать и понимать нюансы диалогического общения. По мнению психолога Баклановой Н. К., диалогическое общение подразумевает: умение вслушиваться в собеседника, избегать оценочных суждений, способность видеть ситуацию глазами партнёра по общению, уважение к личности с малых лет, естественность поведения.

Развивая в себе способность толерантности, педагог должен учитывать факторы не только вербальной коммуникации. Мало обладать лишь теоретическими знаниями построения взаимоотношений, важно также как бы видеть по внешнему виду ученика его внутреннее состояние. Успех педагогического взаимодействия часто зависит от проницательности учителя, его чуткого внимания к жестам, интонации, речи, позе и другим средствам невербальной передачи информации.

Следует отметить, что толерантность представляет собой не только внешнее проявление терпимости и понимания, но и чуткое, неподдельно-искреннее отношение к ученику. Подчеркнём, что формирование толерантности связано с непрерывным самосовершенствованием педагога, наращиванием им профессионального и коммуникативного мастерства, развитием своих собственных внутренних, человеческих качеств. 

Сегодня требует внимания программа «Формирование установок толерантного сознания, веротерпимости, миролюбия и профилактики экстремизма в гражданском обществе».

К реализации Программы подключены Всемирная организация ОРТ, Правительство Швеции, ЮНИСЭВ, ЮНЕСКО, Министерство культуры, Министерство труда и социального развития России, Министерство образования России и целый ряд других правительств, ведомств, учреждений и организаций

В основу Программы положена необходимость поиска путей формирования толерантности в массовом сознании и конструктивной профилактики различных видов экстремизма, которые в последнее время в многонациональной России приобрели особую актуальность. Растут межэтническая и религиозная напряженность, сепаратизм и национальный экстремизм, несущие прямую угрозу системе национальной безопасности государства.

Толерантность – это терпимое, уважительное отношение к людям, признание права каждого человека и индивидуальное поведение в рамках законов, принятых обществом.

Культура и философия толерантности базируются на признании за каждым человеком права иметь собственные взгляды, принципы, отношение к происходящему, свои национальные и религиозные воззрения, своё отношение к культуре и моде, к людям и окружающему миру. Задача педагога в том, чтобы изучить особенности поведения школьника и оказать ему необходимую педагогическую поддержку.

Педагогическая толерантность требует соблюдения некоторых основных принципов:

все работники образовательного учреждения и родители в общении с детьми должны проявлять к ним доброжелательность, терпение, уважение;

– педагоги должны относиться к ученикам с одинаковым уважением, не возвышая одних за счёт унижения других;

–оценки должны способствовать развитию ребёнка, стимулировать получение знаний и умений, а не быть кнутом в руках педагога;

– процесс обучения невозможен без продуктивного позитивного общения, в ходе которого  закладываются нормы и правила поведения, формируется отношение к людям и к жизни.

Демократизация воспитательного процесса предполагает:

 учёт интересов всех участников воспитания;

– поощрение и поддержку самодеятельности и самоуправления;

– формирование паритетных отношений вместо административно-командных;

– принятие педагогическим сообществом норм и правил, которые должны осознанно и неукоснительно выполняться;

готовность педагогов и администрации к равноправному партнёрству со всеми участниками педагогического процесса;

– готовность к защите интересов меньшинства, способность к переговорам, соглашениям и договорам в интересах дела;

– переход от субъект-объектных отношений к субъект-объект-субъектным.

          2 марта 2017 года, в преддверии Международного женского дня, в ГКОУ РО Новочеркасской школе-интернате №1 состоялось праздничное шоу красоты и грации всех времён и народов «Красота спасёт мир».

           Целью данного мероприятия было не только формирование уважительного отношения к женщине, к женской красоте, но и формирование положительного отношения и чувства симпатии ко всем расам и народам. Главной задачей мероприятия было - развитие национальной толерантности, формироватние у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений людей разных культур.

          Воспитанники школы и педагоги заранее готовились к этому празднику: изготовляли национальные костюмы и атрибуты; разучивали танцы народов мира, стихотворения и песни. В шоу участвовали воспитанники 1-9 классов, представившие своё творчество - яркие и красочные миниатюры, в которых были собраны образы разных национальностей. Присутствующие на празднике гости отметили буйство красок и эмоций на сцене, красоту национальных костюмов.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание социокультурной толерантности личности ребенка в условиях дополнительного образования детей.

В настоящее время вопрос воспитания социокультурной толерантности личности ребенка чрезвычайно злободневен, в том числе и в условиях дополнительного образования детей: сейчас все больше людей признают...

Методическое объединение педагогов дополнительного образования «Профилактика девиантного поведения в условиях дополнительного образования».

Повышение психологической компетентности и коммуникативной грамотности педагогов.План работы МО:Современное состояние детства как социальные проблемы.Девиантное поведение, виды Д.П. Роль УДОД в профил...

Тренинг личностного роста для педагогов дополнительного образования

 Профессия педагога дополнительного образования  относится к разряду стрессогенных, требующих от него больших резервов самообладания и саморегуляции.Психологическим условием эффективности профилактики...

Тренинг личностного роста для педагогов дополнительного образования

 Профессия педагога дополнительного образования  относится к разряду стрессогенных, требующих от него больших резервов самообладания и саморегуляции.Психологическим условием эффективности профилактики...

Развитие музыкального образования учащихся МОБУ СОШ №27 ГО "Город Якутск" в условиях дополнительного образования

Выволнение задач проекта "Музыка для всех" в год 8-летия со дня начала проекта...

Инклюзивная компетентность педагога дополнительного образования. Особенности организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дополнительного образования

Реализация прав детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в системе образования. Работа с детьми с ОВЗ, детьми-ин...

Выступление на семинаре ШСПМ на тему "Воспитание толерантной личности в дополнительном образовании"

Понятие Толерантность, использование игровых моментов на занятиях по воспитанию талерантной личности обучающихся...