«ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ЛИЦЕЯ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В ЛЕТНЕМ ПРОФИЛЬНОМ ЛАГЕРЕ «INTELLETO».
статья на тему

Югринова Валентина Владимировна
Данная работа знакомит с образовательной средой лицея, как одним из условий работы с одаренными детьми в летнем профильном лагере. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования. В лицее организовано образовательное пространство, где главной целью деятельности является развитие индивидуального потенциала детей, через: создание условий для самореализации учащихся, удовлетворение их образовательных возможностей и потребностей; - формирование пространства, где стало бы возможным проявление разных (культурных) форм творческой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtor.docx22.33 КБ

Предварительный просмотр:

 «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ЛИЦЕЯ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В ЛЕТНЕМ ПРОФИЛЬНОМ ЛАГЕРЕ «INTELLETO».

Данная работа знакомит с образовательной средой лицея, как одним из условий работы с одаренными детьми в летнем профильном лагере. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования. В лицее организовано образовательное пространство, где главной целью деятельности является развитие индивидуального потенциала детей, через: создание условий для самореализации учащихся, удовлетворение их образовательных возможностей и потребностей; - формирование пространства, где стало бы возможным проявление разных (культурных) форм творческой деятельности.

Cтремительно развивающееся информационное общество запрашивает выпускника мобильного, инновационно-мыслящего, способного эффективно работать в команде и самостоятельно. Лицей №9 – многопрофильное образовательное учреждение с углубленным изучением физики, математики, общественных наук. Качественное образование – главное, что дает лицей своим выпускникам за свою без малого вековую историю. В ходе углубленного изучения предметов, при условии грамотного выбора педагогических технологий, возможно, успешно развивать одаренность учащихся, т.к. в процессе ее преподавания присутствуют различные виды учебно-познавательной деятельности: работа с учебной и дополнительной литературой, проведение наблюдений и выполнение эксперимента, решение задач и т.д. Летние каникулы составляют значительную часть годового объёма свободного времени детей и занимают особое место в образовательной среде лицея.  Восемь лет, в период летних каникул, в лицее работает летний профильный лагерь для одаренных детей «Intelleto». В этом году, мы его преподаватели, постарались сделать жизнь в нашем виртуальном городе насыщенной, интересной и запоминающейся. Основная задача лицея - создание условий для развития каждого ребенка, в том числе и для развития одаренных детей. А период летних каникул, когда можно и отдохнуть и получить знания, особенно благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.В работе с одаренными детьми педагоги лицея ставят целью создание оптимальных условий для гармоничного развития личности и их творческой самореализации. Работа по изучению и выявлению одаренности учащихся традиционно является приоритетным направлением деятельности в лицее. В рамках образовательного пространства лицея работа по выявлению одаренных детей начинается на уроках. Учителя лицея на своих уроках не только закладывают базовые знания по предметам, но и создают условия для развития и проявления детской одаренности. Это достигается за счет использования эффективных образовательных технологий и педагогических приемов и методов на основе индивидуального подхода. Основной прием – индивидуализация заданий. Для эффективной организации работы на этом этапе важно не только иметь богатый инструментарий для формирования у детей базовых предметных знаний. Важно иметь широкий арсенал индивидуальных, нестандартных, творческих заданий или заданий повышенной сложности. Изучение элективных и факультативных курсов, участие в днях науки, конкурсах, соревнованиях, в  творческих и научно-исследовательских лабораториях, научных обществах, в рамках, работы которых дополнительные занятия проводятся в малых группах учащихся, что является важным условием для развития одаренности. Опыт показывает, что гораздо большее значение по сравнению с формами организации обучения имеют его методы. На первое место ученые выносят проблемный, проблемно-поисковый, исследовательский. Применение данных методов в сочетании с другими способствует творческому развитию, росту интеллектуального  потенциала.
Большие возможности для применения исследовательского метода у одаренных в летний период времени. Учащиеся под руководством учителя находят область исследования, составляют план этапов его реализации, изучают источники, осуществляют исследование, затем оформляют все в научную работу.

В настоящее время важной является проблема выявления одаренности в сфере новых информационных технологий (И.Т.), а также изучения роли компьютеров в обучении и развитии одаренных детей. Научные исследования выделяют здесь два взаимосвязанных направления:

·         разработка эффективных методов использования компьютеров в процессе обучения и развития одаренных детей;

·         создание научно обоснованных методов выявления детей и подростков, проявляющих одаренность в сфере (И.Т);

Учебная программа составлена на основании Положения о профильном лагере лицея и рассчитана на 40 учебных часов.   Программа  разработана  специально  для  занятий в профильном  лагере  и носит прикладной характер.

Цели:

1.    Создание  развивающей образовательной среды, способствующей развитию коммуникативных, информационных, гражданских и личностных компетенций обучающихся.

2.    Углубление знаний в области информатики и информационно – коммуникационных технологий;

3.    Обучение детей проектной деятельности в области информационных технологий.
Задачи:

·         разработать  и  реализовать систему деятельности  профильного  лагеря,  позволяющую совмещать  активный  отдых  и  обучение  лицеистов  в летнее каникулярное время;

·         организовать  занятия  по математике, физике, информатике, общественным наукам и иностранному языку,  с целью углубления знаний обучающихся;

·         формировать у детей мотивацию к творческому преобразованию с привлечением новых информационных технологий;

·         формировать  коммуникативные навыки.

Ожидаемые результаты:

1)    углубление знаний обучающихся по профильным предметам;

2)    повышение уровня владения лицеистами ключевыми компетенциями;

3)    укрепление  психического и физического здоровья детей;

4)    разработка материалов  для  видеоролика;

5)    Умение использовать Internet технологии.

      Формы работы

практические занятия;
конкурс проектов;
экскурсии;
поиск информации и знакомство с образовательными ресурсами в сети Интернет; 

 коллективно-творческие дела и спортивные мероприятия                          - самостоятельная работа;

   С учётом требований здоровьесберегающих технологий при организации занятий в лагере соблюдаются следующие условия:

·         ежедневно проводятся 3 занятия по 40 минут, между занятиями – 15 минутный отдых,

·         ежедневно проводится час досуга,

·         В ходе изучения курса учащиеся работали в программах MsWord,MsExcel, MsPowerPoint, Paint, MsMovieMaker, познакомились  с издательской программой Publisher.

В течение всей профильной смены на учебных занятиях, в досуговой  и проектно-исследовательской деятельности лицеисты использовали информационно-коммуникационные технологии.Программа была направлена на решение учебно-воспитательных задач в трех областях: технологическая грамотность, формирование навыков совместной деятельности, направленной на развитие критического мышления и личностно-ориентированное обучение. Комплексность подхода являлась еще одной интересной характеристикой программы, поскольку не только позволила накопить опыт работы с компьютером, но и развить навыки, необходимые для успешной адаптации в обществе, умение работать в сотрудничестве с другими людьми. Итогом  изучения курса стали творческие работы обучающихся: материалы  для  публикаций, презентации учебных занятий профильной смены и др. Одаренные дети представляют собой потенциал российского общества, от них зависит, как будут развиваться наука, техника и культура в будущем.Что считать результатом работы профильного лагеря – новые знания по изучаемому предмету, возросшую мотивацию к изучению предмета, появление новых друзей, появления опыта разумной организации своего свободного времени?

·         Летний профильный лагерь имеет большое воспитательное значение, расширяет общий кругозор школьников, повышает их культурный уровень, развиваются фантазия, воображение, творческие способности.

—  Оказывает положительное психологическое воздействие на взаимоотношения учителя и учащихся, создаёт атмосферу сотрудничества и творчества, способствует достижению общих целей.

—  Помогает лучше решать задачи учебного процесса: усиливает мотивацию к изучению предметов, способствует развитию логического мышления,  развивает коммуникабельность, толерантность, стимулирует в целом их интеллектуальную активность.

Список использованных источников

  1. 1. Одарённые дети / Под редакцией Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого, - М. 2003.
  2. 2. Рабочая концепция одарённости. – М. 2004.
  3. 6. Учителю об одаренных детях. / Под ред. В.П. Лебедевой, В.И. Панова. – М.: Молодая гвардия, 1997.

Библиографическая ссылка

Югринова В. В. «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ЛИЦЕЯ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В ЛЕТНЕМ ПРОФИЛЬНОМ ЛАГЕРЕ «INTELLETO». // VII Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция «Информационные технологии в образовании» (дата публикации 02.11.2015) [Электронный ресурс] URL: http://edu.evnts.pw/materials/142/19472/ (дата обращения 24.01.2017)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ В ОБУЧЕНИИ ФИЗИКИ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

Одарённый ребенок, какой он?  Возможности использования  компьютера  в преподавании. Направления применения информационных технологий на уроках физики....

Выступление на заседении педагогического совета на тему "Работа с одаренными детьми в летней школе".

Работа с одаренными детьми в летней школе. Когда я начинала работать, на одном из заседаний кафедры математики, рассматривая вопрос о работе с одаренными детьми, наш руководитель -  ди...

Использование дистанционных технологий обучения – одна из форм работы с одаренными детьми.

Статья посвящена актуальной проблеме – перспективам использования одной из форм ИКТ – дистанционного обучения. На примере разработанного собственного дистанционного курса автор показывает, эффективнос...

Проектная методика как одна из форм работы с одаренными детьми

Работа, посвященная использованию методу проектов при работе с одаренными детьми....