Программа курса дополнительного образования "Русская словесность. Культура речи. История русского языка". 9 класс
рабочая программа (9 класс) на тему

Молоснова Екатерина Николаевна

Программа курса дополнительного образования "Русская словесность. Культура речи. История русского языка". 9 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

РУССКАЯ СЛОВЕСНОСТЬ.  КУЛЬТУРА РЕЧИ.

ИСТОРИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА

Программа курса дополнительного образования.

                                            Пояснительная записка

  1. Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательный процесс.

В настоящее время очень актуальной становится проблема формирования  у школьников представления о сущности, назначении и функциях языка, о месте и значимости его в жизни человека, об организующей роли языка. Одновременно с этим одной из важнейших задач педагогической науки и практики является возвращение школе ее национального характера, а значит, проблему осознания языка как национально-культурного феномена можно считать ведущей в современной теории и методике преподавания  русского языка как родного: через освоение языка происходит становление личности, формируется ее ментальность. Язык есть мир, который окружает человека, без языка невозможны ни жизнь, ни сознание, ни мышление, ни чувства, ни история, ни общество.

      Изучение взаимосвязи между языком, бытием и сознанием лежит в основе исследований по философии языка и имеет давнюю отечественную традицию.

       У русского народа поразительна вера в силу слова. Именно в языке запечатлен весь познавательный и исторический опыт народа, его духовные, нравственные,  социально-эстетические, художественные и воспитательные идеалы. Следовательно, посредством изучения языка можно учить понимать мировоззрение русского народа и воспринимать язык  не только как грамматическую систему.

       В современной школе  изучение русского языка представлено только с позиции синхронии. Предъявление учебного материала на уровне сформированной нормы позволяет учащимся увидеть логику языка и его социальную обусловленность, однако оставляет за пределами обучения язык как онтологическое и феноменальное явление.

       В настоящее время исторический компонент носит характер знаний по фактическому типу, чем определяется  наличие в современных школьных учебниках историко-лингвистических и этимологических комментариев к отдельным языковым фактам. Такой подход можно назвать объясняющим. Однако принцип историзма  в изучении русского языка  предполагает иное направление его изучения: от фактического знания и объяснения к выявлению особенностей динамики языковых явлений, к пониманию и оценке закономерностей языка как развивающейся системы, формированию ценностного, эмоционально-личностного отношения к жизни языка, целенаправленного развития чувства языка в процессе освоения его системных связей.

                                2. Цель и задачи программы.

         Цель курса – целенаправленное формирование у учащихся определенного объёма знаний и представлений  о сущности языка как национально-культурного и исторически сложившегося феномена, а следовательно, ряда значимых  для личности и общества ценностных ориентиров; дать понятие  о закономерностях  бытия русского языка во времени и пространстве; показать связь этой вечно изменяющейся системы с жизнью каждого человека.

        Обучающие задачи:

  • развитие познавательного интереса к родному языку;
  • познание истоков национальной и духовной культуры народа, отраженной в русском языке;
  • усвоение учащимися закономерностей исторического развития  языка, выдающихся достижений в области развития лингвистической мысли;
  • формирование личностного ценностно-ориентированного языкового мировоззрения учащегося, основанного на традициях русской национальной духовности;
  • выработка навыка грамотного, правильного(с точки зрения языковых норм) построения речевого высказывания.

                      Воспитательная задача: формирование культуры общения и речевого поведения  в социуме, формирование бережного отношения к родному языку.

                      Развивающие задачи: развитие личностных свойств – языкового чутья и оценочного отношения  к своей и чужой речи; формирование у учащихся  стремления к самообразованию, развитие самостоятельного лингвистического  мышления.

                                         3. Отличительные особенности программы.

                  Курс «История русского языка» в своей основе направлен на языковое развитие, нравственно-патриотическое, духовное и эстетическое воспитание школьника, формирование у него ценностной ориентации – на осознание русского языка как духовной ценности, его значимости в жизни современного общества; на формирование любви и уважения к родному языку. Выделение в курсе русского языка исторической составляющей может помочь решить проблему востребованности обучения  родному языку в школе, а также может сформировать новый, более осознанный взгляд на язык.

                  Технологии, используемые в процессе обучения, ориентированы на то, чтобы ученик получил такую практику, которая поможет ему лучше овладеть общеучебными  умениями и навыками, что позволит успешно осваивать программу старшей школы (решение языковых задач, лингвистический и филологический анализ текста, поиск информации по имеющимся источникам, ответы на вопросы  в процессе дискуссии, самостоятельная исследовательская работа с языковым материалом, выразительное чтение).

                 Развивающий, деятельностный характер обучения в курсе «История русского языка» усиливает в базовом содержании образования по русскому языку практическую направленность и процессуальный компонент.

                 Признание за школьником его индивидуальности, его значимости как субъекта познания – важная составляющая  будущего ответственного выбора профессии.

                 Данный курс имеет серьезный научный потенциал и позволяет школьникам  приобрести опыт самостоятельной учебно-исследовательской деятельности в процессе рассмотрения исторически развивающейся системы языка.

                  Представленная программа  является первой частью целостного курса, рассчитанного на 2 года.

                                   4. Особенности возрастной группы.

  • учащиеся 9-го класса, мотивированные на изучение русского языка в историческом аспекте;
  • профильная группа постоянного состава;
  • свободный набор учащихся;
  • 15 человек.

                                  5. Режим занятий.

Продолжительность

          занятий

   Периодичность

         в неделю

     Кол-во часов

        в неделю

       Кол-во часов

              в год

        2 часа

         3 раза

          6 часов

         216 часов

                       6. Прогнозируемые результаты и способы их проверки.

      В ходе занятий по предлагаемой программе учащиеся должны получить более глубокие знания по истории русского языка в диахроническом аспекте, о культуре речи, о связи славянских языков и о причинах возникновения закономерностей функционирования языка. Овладеть навыками распознавания древних примет современных слов, узнать о причинах появления определенных орфографических и орфоэпических норм, что будет способствовать повышению грамотности; уметь грамотно, логично, доказательно строить речевое высказывание (устное и письменное).

        Контроль знаний, умений и навыков учащихся  будет осуществляться в ходе проведения практикума после лекции учителя, а также на занятиях  в ходе и после самостоятельного знакомства с теоретическим материалом и последующим его обсуждением. Также для контроля будет применена новая для учащихся девятого класса форма контроля – семинар и конференция.

                  7. Учебно-тематический план занятий по курсу «История русского языка»

                                  1-ый год обучения._

 

разд.

темы

 Название разделов и тем                           

Кол-

во

часов

Теоре-

тичес-

ких

Прак-

тичес-

ких

Семи-

нар,

конф.

1.

Введение

1

1

2.

О русском языке

1

1

2.1

Первоучители словенские  

3.              

           

Графика                                  

8          

6            

2

3.1      

Славянская азбука                

2          

2

3.2      

Азбучный имяслов

4

4

3.3

Практическое занятие

2

4.

Фонетика

24

14

8

2 с.

4.1    

История гласных русского языка

2

2

4.2

Падение редуцированных и последствия

этого процесса в истории языка                    

6

4

2

4.3

Фонетические старославянизмы в

русском языке

4

2

2

4.4

Современные приметы старинных

Слов

2

2

4.5

История согласных русского языка

1

1

4.6  

Исторические чередования звуков

5

3

2

4.7

Южнославянские влияния в русском

Языке

4

2

2

5.

Орфография

28

5.1

Формирование орфографических норм

2

2

5.2

Вариативные написания и их происхождение

1

1

1

5.3

История буквы Ь

4

2

2

5.4

Связь этимологии и орфографии

2

2

5.5

Этимологический словарь. Словарная

Статья.

6

2

4

5.6

Этимологический анализ слова    

4

2

2

5.7

Этимологическое объяснение правописания исконно русских слов

4

2

2

5.8

Изучение правописания иноязычных слов с применением этимологического словаря

4

2

2

6.

Орфоэпия

24

13

11

2с. 2к.

6.1

Московская норма произношения

4

2

2

6.2

Орфоэпический словарь. Словарная статья

4

1

3

6.3

Как говорят в моей семье

4

4

6.4

Говоры и диалекты русского языка

2

2

2

6.5

Распад русского языка на 3 ветви

2

2

6.6

Язык москвичей в древности

2

2

2 с.

6.7

«Говорите по-русски!»

2

2 к.

7.

Лексика

34

13

19

2 к.

7.1

Живое слово В.И. Даля

2

2

7.2

Подвиг В.И. Даля

2

2

7.3

Лексическое значение слова. Словарная статья

6

1

5

7.4

Заимствованные слова в русском языке

4

2

2

7.5

Заимствования из латинского языка

4

2

2

7.6

Связь русского языка с индоевропейскими языками

4

2

2

7.7

Синонимы и антонимы

4

1

3

7.8

Историзмы и архаизмы

4

1

3

7.9

Толковые словари. Словари синонимов и антонимов

2

2

7.10

Лексическое богатство русского языка

2

2 к.

8.

Фразеология

10

3

7

8.1

Происхождение и ЛЗ фразеологизмов

6

3

3

8.2

Фразеологические словари

4

4

9.

Морфология. Имя существительное.

16

6

10

9.1

Происхождение названия русских падежей

4

2

2

9.2

История падежных форм имени существительного

6

2

4

9.3

Категория числа имен существительных

6

2

4

10.

Морфология. Имя прилагательное

18

9

19

10.1

Происхождение полных прилагательных

6

4

2

10.2

Особенности склонения имен прилагательных

6

3

3

10.3

Краткие прилагательные. Происхождение наречий

4

2

2

10.4

Чтение древнерусских текстов

2

2

11.

Морфология. Глагол

16

6

10

11.1    

История  глаголов

4

2

2

11.2

История неопределенной формы глагола

4

2

2

11.3

Формирование парадигмы спряжения

4

2

2

11.4

Чтение древнерусских текстов

4

4

12.

Синтаксис и пунктуация.

4

2

2

12.1

История знаков препинания      

4

2

2

13.        

Исторические изменения в русском языке

18

8

10

13.1

Русский язык ХI    века

4

2

2

13.2    

Русский язык ХII века

4

2

2

13.3

Русский язык ХIII века

6

2

4

13.4

Русский язык ХIХ века

4

2

2

14.

Повторение

6

2

4

14.1

Великое русское слово

4

2

2

14.2

Наш дар бесценный - речь

2

2

15

Развитие речи

15.1

Творцы языка словенского    

2

2

15.2

Выдающиеся ученые-слависты

2

2

15.3

Писатели о русском языке

2

2

15.4

История языка – история народа

2

2 к.

Итого

216

                   8. Содержание программы.

  1. Введение. Цели и задачи курса.
  2. Первоучители словенские. – Как, кем и когда была создана славянская азбука. Об апостольском служении, жизни и деятельности святых равноапостольных Кирилла (Константина) и Мефодия.
  3. Графика. – Как возникла кириллица и как она стала основной нашей азбукой.

                             - Различение по начертанию букв глаголицы и кириллицы. Уметь читать буквы кириллицы. Духовность букв  кириллицы. Высокое предназначение церковнославянского языка.

       4.Фонетика. – История гласных. Процесс падения редуцированных и последствия этого  в русском языке. Системность языка. Красота и выразительность старославянских слов в современном русском языке.Объяснение написания слов  в соответствии с падением редуцированных. Фонетические приметы старославянских слов. Основные виды исторических чередований в русском языке.

      Умения: находить слова с полногласием и неполногласием, находить исторические параллели  таких слов, находить слова с историческими чередованиями, умение записывать слова в фонетической транскрипции.

       5. Орфография. -  Формирование орфографических норм. Вариантные написания слов и причина появления этого явления. Связь  этимологии и орфографии. Этимологический анализ слова,  объяснение правописания исконно русских слов.  История  буквы Ь.

       Умения: чтение слов с буквой Ь , работа с этимологическим словарем.

       6. Орфоэпия. – Современные нормы произношения.  Особенности московского произношения. Историчность формирования норм произношения. Формирование диалектов и говоров. Как ученые узнают об этом? Аканье и оканье. Появление восточнославянских языков.

       Умения: сделать фонетическую запись реи и соотнести записанное с московской нормой произношения. Работа с орфоэпическим словарем.

        7. Лексика – «Корневое значение слова», «ветвенное значение слова». Строение словарной статьи  в словаре В.И.Даля. Заимствования в русском языке. Синонимы и антонимы, историзмы и архаизмы: их употребление и роль в речи.

          Умения: найти толкование слова в словаре Даля,  определять лексическое значение слова, находить однокоренные слова, знать основные иноязычные аффиксы и уметь их правильно писать, объяснение значения  заимствованных лингвистических терминов.л

8. Фразеология. – Происхождение и ЛЗ фразеологизмов, употребление их в речи.

           Умение правильно употреблять фразеологизмы. Работа с фразеологическим словарем.

        9. Морфологи. Имя существительное. – Происхождение названий русских падежей.

Звательный и двойственный падеж и остатки этого явления в современном русском языке. История возникновения парадигмы склонений. Категория числа имени существительного.Связь славянского и русского языков. Пути развития системы русского языка (сокращение парадигмы склонений).

       Умения: находить звательную форму в тексте, проверять падежные окончания.

  1. Морфология. Имя прилагательное. – Происхождение полных  прилагательных от краткой формы.  Различение кратких прилагательных и усеченных форм полных прилагательных. Происхождение наречий.

Умения:  находить в произведениях русской литературы старославянские формы имен прилагательных, читать  и понимать тексты на древнерусском и старославянском языке.

  1. Морфология. Глагол. - История формирования парадигмы спряжений глагола.  История инфинитива. Происхождение глагольных форм.

Умения : самостоятельная исследовательская работа, умение читать и понимать тексты на древнерусском и старославянском языке.      

  1. Синтаксис, пунктуация. – История современных знаков препинания.

Умение: интонационно  правильно прочитать текст.

  1. Исторические изменения в русском языке. – Изменеия в русском языке Х  ! в..

 Появление официально-делового стиля. Появление и распространение двуязычия  в языке семнадцатого века. Светская и богослужебная литература и разговорный язык. Развитие двуязычия в начале восемнадцатого века. Петровские реформы. Появление гражданской азбуки. Иноземные влияния. Развитие литературного языка во второй половине восемнадцатого века. Роль М.В. Ломоносова. Букварь  Н.И. Новикова. Язык рубежа восемнадцатого-девятнадцатого века. Роль Н.М. Карамзина в развитии русского литературного языка. Роль А.С. Пушкина в становлении современного русского литературного языка. Полемика  Шишкова и Карамзина.

           Умение: увидеть черты времени в произведениях разных веков.

  1. Повторение. – О величии русского слова. О речи как о бесценном даре.

           Умения: выразить  чувства и переживания, вызванные чтением произведений о русском языке. Знать наизусть поэтические произведения о русском языке. Уметь объяснить свое ценностное  отношение к русскому языку.

  1. Развитие речи. – Роль выдающихся личностей в истории языка. Связь языка и

 национального характера

        Умения: рассказать о жизни и деятельности выдающихся просветителей и ученых-славистов. Уметь отвечать на вопросы о русском языке. Умение логически выстроить свое сообщение..

                                                                                                              .

       

                      9. Методическое обеспечение программы.

       Описание форм и методов работы  с детьми.

       Форма занятий – лекция  учителя, на основе которой учащимися выполняются  практичекие задания. Кроме того, знакомство с теоретическим материалом по ряду тем курса учащиеся осуществляют самостоятельно (по выбору учителя), в результате чего учащиеся  ( по желанию) готовят сообщение. Для повышения эффективности обучения также будет осуществляться беседа по сообщенным фактам.

        Практические занятия носят  как репродуктивный, так  и поисковый характер, ряд из них – комбинированные

       Основные методы и приемы работы:

  1. Слово учителя и сообщение учащихся.
  2. Беседа по сообщенным фактам.
  3. Анализ языковых фактов, явлений, процессов в истории русского литературного языка.
  4. Решение лингвистических задач, отражающих историю языка.
  5. Решение     учебных задач   в конкретных областях лингвистики с привлечением исторического материала.
  6. Анализ художественных текстов с использованием знания фактов «жизни языка».
  7. Выполнение творческих работ исследовательского характера.
  8. Профильные экскурсии

Основные формы учебно-воспитательной работы, помогающие существенно обогатить содержание преподавания по истории языка;

  1. Использование иллюстративного материала.
  2. Экскурсии.
  3. Участие в предметной неделе.

Основные дидактические материалы для учащихся :

  1. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Универсальные дидактические материалы по русскому языку (5-9 класс). СПб., 1997.
  2. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М.     А.С. Пушкин на уроках русского языка. Дидактические материалы. Пособие для учащихся. М., 1999.
  3. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М.  В.И. Даль и его словарь. Русский язык. Дидактические материалы.- М., 2001.
  4. В.Г. Костомаров. Жизнь языка от вятичей до москвичей. М. «Педагогика-Пресс», 1994.
  5. Шанский Н.М.  Русский язык на «отлично». – Ростов н/Д, 1998.
  6. Энциклопедия для детей. Языкознание. Русский  язык.- М. «Аванта+», 1997.

Характеристика средств, необходимых для реализации программы.

       Реализацией программы занят учитель Молоснова Е.Н., имеющая первую квалификационную категорию по должности «учитель»;  обучающиеся  по данной программе снабжены основными дидактическими материалами (см. выше).

                   Список литературы для учителя.

  1. Иванов В.В., Потиха З.А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе: Пособие для учителя. 2-е изд., перераб. – М., 1985.
  2. О.Н.Зайцева. Уроки истории русского языка в средней школе. Предпрофильное обучение. Методическое пособие для учителя. М., - 2005.
  3. Львова С.И. Русский язык. Орфография, Этимология на службе орфографии. Пособие для учителя. – 2-е изд., М., 2001.
  4. Василенко И.А. Историческая грамматика русского языка: Сборник упражнений. – М., 1965.
  5. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4 т.
  6. Лингвистический энциклопедический словарь. – М., 1990.
  7. Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи. – М., 1972.
  8. Русинов Н.Д. Древнерусский язык. – М., 1977.
  9. Русский язык. Энциклопедия. / Гл. ред. Ф.П. Филин. – М., 1979.
  10. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Этимологический словарь русского языка. М., 1994.
  11. Югов А.К. Думы о русском слове. – М., 1972

          Список литературы для учащихся.

  1. Давыдова Е.Н. Евангелие и древнерусская литература. – М., 1995.
  2. Колесов В.В. История русского языка в рассказах. СПб., 2005.
  3. Матвеева Н.П. Свидетели истории народа: наследие пращуров. – М., 1993.
  4. Миронова Т.А. Необычайное путешествие  в Древнюю Русь: Грамматика

древнерусского языка для детей. – М., 1994.

      5.   Шанский Н.М. Занимательный русский язык: в 2 т. – М., 1996.

 

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

кружок «Культура речи" по русскому языку в 8 классе

Владение грамотной речью является непременным условием активного творческого участия каждого ученика в настоящее время в жизни школы, в будущем в производственной и общественной жизни. Необходимо прив...

Рабочая программа курсов дополнительного образования по обществознанию "Человек и общество" 9 класс

.Рабочая программа составлена для занятий с одаренными учащимися в Центре дополнительного образования. Обществознание 9 класс....

Программа курса дополнительного образования "Физика и окружающий мир". 7-8 класс. 72 часа.

Программа курса дополнительного образования "Физика и окружающий мир" может быть использована как непосредственно в дополнительном образовании, так и во внеурочной деятельности. Построена на основе Ос...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РАЗДЕЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «Лексика и фразеология. Культура речи» ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 6 КЛАСС

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАЗДЕЛА «Лексика. Фразеология»ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ ВОСПРИЯТИЯ И ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА УЧАЩИМИСЯ В СООТВЕТСТВИИ С ВОЗРАСТНЫМИ ОСОБЕНН...

Программа курса по выбору "Работа с тестами по русскому языку"

Программа курса по выбору "Работа с тестами по русскому языку" позволит начать подготовку учащихся к сдаче ОГЭ...

Программа курса подготовки к ЦТ( централизованному тестированию) по русскому языку

Цель курса: подготовка учащихся к ЦТ по русскому языку. Занятия включают в себя все темы русского языка  в определённой последовательности: «Фонетика», «Лексика», &la...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования«Классный сайт, или создание web-сайта класса» (центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования«Классный сайт, или создание web-сайта класса»(центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста») Напр...