кружок «Культура речи" по русскому языку в 8 классе
рабочая программа по русскому языку (8 класс) на тему

Владение грамотной речью является непременным условием активного творческого участия каждого ученика в настоящее время в жизни школы, в будущем в производственной и общественной жизни. Необходимо привлекать воспитанников объединения дополнительного образования к активной борьбе за чистоту и правильность русской речи, так как родной язык не только предмет изучения, но и средство обучения основам всех других наук. Объединение дополнительного образования «Культура речи" по русскому языку в 8 классах - это самодеятельное объединение воспитанников дополнительного образования под руководством учителя русского языка, в рамках которого проводятся систематические занятия во внеурочное время. Цель занятий - повышение уровня речевой культуры воспитанников объединения дополнительного образования. Задачи курса: - привитие интереса воспитанников объединения дополнительного образования к русскому языку; - обогащение словарного запаса и грамматического строя речи воспитанников объединения дополнительного образования - формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме; - научить самостоятельно работать с книгами, словарями; - развитие языкового кругозора, мышления, исследовательских умений; - воспитание инициативы, целеустремленности; - повысить общую языковую культуру; - формирование навыков выразительного чтения; - развивать у воспитанников объединения дополнительного образования стремление следить за правильностью речи, учиться анализировать свою речь и речь своих товарищей с точки зрения её соответствия литературным нормам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_kultura_rechi.docx33.71 КБ

Предварительный просмотр:

                                      Пояснительная записка

    Владение грамотной речью является непременным условием активного творческого участия каждого ученика в настоящее время в жизни школы, в будущем в производственной и общественной жизни. Необходимо привлекать воспитанников объединения  дополнительного образования к активной борьбе за чистоту и правильность русской речи, так как родной язык не только предмет изучения, но и средство обучения основам всех других наук.

Объединение дополнительного образования  «Культура речи" по русскому языку в 8 классах - это самодеятельное объединение воспитанников дополнительного образования под руководством учителя русского языка, в рамках которого проводятся систематические занятия  во внеурочное время.

Цель  занятий - повышение уровня речевой культуры воспитанников объединения дополнительного образования.

Задачи курса:

- привитие интереса   воспитанников объединения дополнительного образования к русскому языку;

- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи  воспитанников объединения дополнительного образования

- формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме;

- научить  самостоятельно работать с книгами, словарями;

- развитие языкового кругозора, мышления, исследовательских умений;

- воспитание инициативы, целеустремленности;

- повысить общую языковую культуру;

- формирование навыков выразительного чтения;

- развивать у воспитанников объединения дополнительного образования стремление следить за правильностью речи, учиться анализировать свою речь и речь своих товарищей с точки зрения её соответствия литературным нормам.

Основные принципы организации объединения дополнительного образования:

- принцип добровольности ;

- принцип равного права как сильных, так и слабых школьников на участие в любом внеклассном мероприятии по языку;

- принцип индивидуального подхода к воспитанникам объединения дополнительного образования ;

- принцип систематичности;

- принцип занимательности;

- принцип укрепления связи обучения с жизнью.

Организация работы объединения дополнительного образования

Основой работы объединения дополнительного образования по русскому языка является принцип добровольности. Объединение дополнительного образования могут посещать как хорошо успевающие учащиеся 8классов, так и все желающие.

На одном из первых уроков русского языка учащимся объявляется, что для желающих будет организовано  объединение дополнительного образования «Культура речи», рассказывается, чем будут заниматься воспитанники объединения дополнительного образования, что нового и интересного они узнают, в чем польза этих занятий, как они будут проходить. Оптимальное количество для занятий в  объединении дополнительного образования - от 5 до 15 учащихся.

Работа объединения дополнительного образования начинается в середине сентября, а завершается в начале мая. В течение года  занятия увязываются с другими формами внеклассной работы по русскому языку, в подготовке и проведении которых активное участие должны принимать члены  объединения дополнительного образования.

Занятия  объединения дополнительного образования проводятся 2 раза в неделю, продолжительность занятий  - 4,5 часа..

В результате изучения курса  воспитанники объединения  дополнительного образования должны уметь:

- передавать мысли правильно, точно и выразительно;

- самостоятельно работать с книгами, словарями справками, подбирать материал;

- выступать перед аудиторией, в стенной печати, организовывать вечера, конкурсы;

-создавать самостоятельные устные или письменные сообщения, использовать при этом изобразительные средства языка;

- вести полемику аргументировать свои суждения, приводить контраргументы; пользоваться основными источниками информации, владеть приемами работы с информацией.

- выразительно читать: различать звуки в слове, отчётливо произносить слова, различать ударные и безударные слоги, определять границы предложения, повышать и понижать голос, убыстрять и замедлять темп речи.

По данной программе в занимательной, доступной для  воспитанников объединения дополнительного образования форме повышается уровень речевой культуры . Творческие задания, игровые формы проведения занятий объединения дополнительного образования: конференции, телепередачи, диалоги, исследование, комментарии, интервью, репортаж стимулируют развитие творческих способностей каждого воспитанника объединения дополнительного образования, формирует творческую личность  .


Учебно-тематический план

№ п/п

Название тем курса

Всего часов

Содержание занятия и виды деятельности учащихся

1

2

3

Что такое культура речи?

 Понятие "культура речи".

Два уровня речевой культуры

 

2,5

2

2,5

Понятие "культура речи".

2 уровня речевой культуры. Труды Ф.И.Буслаева, К.Д.Ушинского, С.И.Ожегова, Л.В.Щербы, В.В.Виноградова, А.М.Пешковского.

Беседа. Сопоставление плана, тезисов и конспектов статей.

4

5

6

Задача культуры речи.

 

Четыре основных аспекта понятия культуры речи.

 Тренировочные упражнения.

2

2,5

2

4 основных аспекта понятия культуры речи. Лекция, тренировочные упражнения.

7

8

Типы речевой культуры.

Типы речевой культуры.

2,5

2

10 типов речи. Диалог с собой. Составление плана. Подбор материала.

9

10

11

Особенности устной публичной речи.

Термин "ораторская речь".

Термин "публичная речь".

2,5

2

2,5

Термин "ораторская речь", "публичная речь". Беседа.

12

13

14

15

 Понятие "оратор", "аудитория".

Оратор и его аудитория.

Признаки аудитории слушателей.

 Коллективная работа в группах.

2

2,5

2

2,5

Понятие "оратор", "аудитория". Признаки аудитории слушателей.

Навыки и умения оратора.

Работа со словарём. Коллективная работа в группах.

16

17

18

Ораторское искусство России.

Анализ системы ораторского искусства.

Подбор материала.

2

4,5

Анализ системы ораторского искусства в России. Труды М.Усачёва, М.Ломоносова, М.М.Сперанского.

Подбор материала.

19

20

21

22

Произносительные нормы русского языка.

Основные черты русского литературного произношения.

Классификация стилей.

Выполнение игровых упражнений.

2,5

2

Термин "орфоэпия". Основные черты русского литературного произношения. Классификация стилей. Выполнение игровых упражнений.

23

24

25

26

Требования к правильной речи.

Письменная речь.

 Основные требования к правильной речи.

Высказывание своей точки зрения.

2,5

2

Письменная речь. Правильная речь. Язык. Основные требования к правильной речи. Высказывание своей точки зрения.

27

28

29

30

Интонация.

Интонация как семантико-стилистическое средство в русском языке.

Основные принципы риторики.

 Тренировочные упражнения.

2,5

2

Интонация как семантико-стилистическое средство в русском языке. Основные принципы риторики. Тренировочные упражнения.

31

32

33

34

35

Ударение.

Синтагматическое членение предложения и логическое ударение.

Работа с карточками над синтагматическим ударением.

Упражнения с текстами, скороговорками.

 Упражнения с текстами, скороговорками.

2,5

2

2,5

2

2,5

Синтагматическое членение предложения и логическое ударение. Работа с карточками над синтагматическим ударением. Упражнения с текстами, скороговорками.

36

37

38

39

Важнейшие показатели уровня речевой культуры личности.

Важнейшие показатели уровня речевой культуры личности.

Логичность речи.

Беседа по вопросам.

2

2,5

2

2,5

Показатели уровня речевой культуры личности. Информативная насыщенность. Логичность речи.

Беседа по вопросам.

40

41

42

43

Правила художественной декламации.

Практикум.

Чтение стихотворений и отрывков прозаических отрывков.

Практикум.

2

2,5

Задачи, цели декламации. Беседа. Чтение стихотворений и отрывков прозаических отрывков.

44

45

46

47

Словарный состав русского языка.

Практикум

Упражнения в выявлении лексических пластов художественных произведений.

Подготовка докладов.

2

2,5

2

Упражнения в выявлении лексических пластов художественных произведений. Подготовка докладов.

48

49

50

51

52

53

Выразительность русской речи.

Практикум

Эпитет.

Метафора.

Сравнение.

Олицетворение.

2,5

2

2,5

2

2,5

Понятие "выразительность русской речи". Эпитет. Метафора. Сравнение. Олицетворение. Выполнение тестовых заданий.

54

55

56

57

58

59

Благозвучие.

Практикум.

Практикум

Исправление ошибок в сочинениях учащихся.

Исправление ошибок в сочинениях учащихся.

Исправление ошибок в сочинениях учащихся.

2

2,5

2

2,5

2

2,5

Важное свойство устной речи. Практикум. Исправление ошибок в сочинениях учащихся.

60

61

62

63

64

Этикетные формулы русского языка.

Этикетные формулы русского языка.

Составление памяток.

Подбор материала. Игровые задания.

 Игровые задания.

2

2.5

2

2,5

2

Установленный порядок поведения. Этикетные формулы русского языка.

Составление памяток. Подбор материала. Игровые задания.

65

 Давайте поиграем!

Лингвистические игры.

2,5

2

66

67

68

 Откроем шкатулку с богатствами русского языка.

Практикум

Шкатулка с богатствами русского языка.

Практикум.

2,5

2

2,5

2

Практикум.

69

70

 «Рождается внезапная строка»

 

Речетворческий тренинг: «Композитор», «Ассоциативные шаги»).

2,5

2

71

72

Итоговое занятие в форме конференции учащихся.

Подведение итогов работы объединения дополнительного образования.

2,5

2

Подведение итогов работы объединения дополнительного образования.


Содержание программы

1. Что такое культура речи? Понятие "культура речи". Два уровня речевой культуры: высший и низший. Труды Ф.И.Буслаева, К.Д.Ушинского, С.И.Ожегова, Л.В.Щербы, В.В.Виноградова, А.М.Пешковского. Важнейшая закономерность культуры языка и мышления, значение культуры речевого поведения в жизни, формирование чувства уместности высказывания.

Форма занятия: викторина.

2. Задача культуры речи. Основные аспекты понятия культуры речи: коммуникативный, нормативный и этический компоненты. Этикет как внешняя оболочка высказывания. Язык - постоянно изменяющаяся система.

Форма занятия: лекция.

3. Типы речевой культуры. Классификация типов речи. Значение внутреннего диалога в жизни человека .

Форма занятия: проект.

4. Особенности устной публичной речи. Основа ораторского искусства. Публичная речь.

Форма занятия: беседа.

5. Оратор и его аудитория. Понятие "оратор", "аудитория". Признаки аудитории слушателей. Навыки и умения оратора.

Форма занятия: турнир.

6. Ораторское искусство России. Анализ системы ораторского искусства в России. Труды М.Усачёва, М.В.Ломоносова, М.М.Сперанского.

Форма занятия: устный журнал.

7. Произносительные нормы русского языка. Термин "орфоэпия". Основные черты русского литературного произношения. Полный и неполный стили произношения. Классификация стилей.

Форма занятия: игра.

8. Требования к правильной речи. Письменная речь. Правильная речь. Язык. Основные требования к правильной речи.

Форма занятия: интерактивный опрос"микрофон".

9. Интонация. Интонация как семантико-стилистическое средство в русском языке. Основные принципы риторики.

Форма занятия: практическая работа на основе различных печатных пособий.

10. Ударение. Синтагматическое членение предложения. Логическое ударение.

Форма занятия: практическая.

11. Важнейшие показатели уровня речевой культуры личности. Показатели уровня речевой культуры личности. Информативная насыщенность. Логичность речи. Точность и ясность речи. Чистота речи.

Форма занятия: дискуссия.

12. Правила художественной декламации.  Задачи, цели декламации.

Форма занятия: беседа.

13. Словарный состав русского языка. Лексические пласты художественных произведений.

Форма занятия: семинар.

14. Выразительность русской речи. Понятие"выразительность русской речи". Эпитет. Метафора. Сравнение. Олицетворение.

Форма занятия: лекция, тест.

15. Благозвучие. Важное свойство устной речи.

Форма занятия: практикум.

16. Этикетные формулы русского языка. Установленный порядок поведения. Этикетные формулы русского языка.

Форма занятия: ролевая игра.

17. Итоговое занятие в форме конференции учащихся. Подведение итогов работы кружка.


Список  литературы

1. Григорян, Л.Т. Язык мой - друг мой. ( Материалы для внеклассной работы по рус.яз.).Пособие для учителей.- М.: Просвещение, 1976.

2. Кривоплясова, М. Е. Русский язык и литература. Средства и приемы выразительной речи. - 5-9классы: тренинговые задания на уроках. -Волгоград: Учитель, 2007.

3. Москвин, В. П. Стилистика русского языка: Приемы и средства выразительной и образной речи(общая классификация). Ч. I , II: Пособие для студентов. - Волгоград: Учитель, 2004.

4. Мурашов, А.А. Культура речи: Учебное пособие /А.А.Мурашов.- 3-е изд., стер.- М.: Издательство МПСИ; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", -2006.

5. Плёнкин,  Н..А. Уроки развития речи: 5-9 кл.: Кн. для учителя : Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1995.

6. Программы для общеобразовательных школ,гимназий, лицеев: Русский язык. 5-9 кл. / сост.Л.М.Рыбченкова. - М.: Дрофа, 2001.

7. Ситникова, Л. Н. Сочинения по русскому языку и литературе для учащихся 5-8 классов. - Волгоград:Учитель, 2003.

8. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. проф. В.И.Максимова.- М.: Гардарики,2002.-413с.

9. Современная энциклопедия. Этикет/ Авт.сост.И.Е.Гусев - Минск- Харвест, 1999.

10. Формановская, Н.И. Вы сказали: "Здравствуйте!"( Речевой этикет в нашем общении.) -М.: Знание, 1982.-160 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружок "Занимательный русский язык. 7 класс".

    Данная программа представляет собой полный курс по разделам языкознания «Фонетика», «Орфоэпия», «Графика», «Словообразование», «Морфология», предназначенный  обучающимся 7-х ...

Кружок "Систематизация и обобщение знаний по русскому языку" 9 класс

Кружок предусматривает подготовку учащихся к сдаче ОГЭ...

Программа курса дополнительного образования "Русская словесность. Культура речи. История русского языка". 9 класс

Программа курса дополнительного образования "Русская словесность. Культура речи. История русского языка". 9 класс...

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «ФОНЕТИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ» русский язык 5 класс

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «ФОНЕТИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ» русский язык 5 класс с ответами...

Рабочая программа внеурочной деятельности. Кружок «Тайны русского языка», 6 класс

Цель курса: формирование орфографической грамотности учащихся....

Приказ № 161-О от 16.09. 2022 г. Об определении состава жюри муниципального этапа Всероссийского конкурса на лучшее сочинение о своей культуре на русском языке и лучшее описание русской культуры на родном языке

Приказ № 161-О Об определении состава жюри муниципального этапа Всероссийского конкурса на лучшее сочинение о своей культуре на русском языке и лучшее описание  русской культуры  на родном я...

Приказ № 169-О от 23.09. 2022 г. Об итогах проведения муниципального этапа Всероссийского конкурса на лучшее сочинение о своей культуре на русском языке и лучшее описание русской культуры на родном языке

Приказ № 169-О  от 23.09. 2022 г. Об итогах  проведения муниципального этапа Всероссийского конкурса на лучшее  сочинение о своей культуре на  русском языке и лучшее описание русск...