Кружок "Систематизация и обобщение знаний по русскому языку" 9 класс
элективный курс по русскому языку (9 класс) на тему

Смирнова Людмила Валентиновна

Кружок предусматривает подготовку учащихся к сдаче ОГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_office_word_97_-_2003.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

     Государственная итоговая  аттестация по русскому языку в 9 классе требует от девятиклассников умения работать с текстом с позиций определения темы, идеи, проблемы. Учащимся  необходимо выработать умение сокращать прослушанный текст до минимума информации без ущерба для смысла, опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа. Настоящая программа предметного кружка предусматривает подготовку учащихся к сдаче ОГЭ: написанию сжатого изложения, а также выполнению различных видов анализа языковых единиц.    Занятия строятся в соответствии с видами заданий, предложенных в демо-версиях для подготовки к ОГЭ по русскому языку. Программа базируется на учебно-методических материалах по русскому языку и анализе результатов выполнения заданий ОГЭ по русскому языку  предыдущих лет.

Цели: 

  • развитие творческих способностей личности;
  • овладение учащимися способами и приемами компрессии текста;
  • подготовка учащихся к сдаче ОГЭ по русскому языку.

        Задачи:

  • помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к выполнению  заданий  ОГЭ по русскому языку;
  • совершенствовать практическую грамотность;
  • совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей;
  • развивать умение опознавать языковые единицы и проводить различные виды их анализа;
  • совершенствовать умение адекватно понимать и сокращать прослушанный текст с использованием различных способов компрессии.

     Цели и задачи реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого учащегося при его взаимодействии с учителем и другими учащимися. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися. Формы проведения занятий: занятие-лекция с элементами исследовательской деятельности, практические занятия, лабораторные работы. Основные организационные формы вовлечения учащихся в учебную деятельность: работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала);  самостоятельная работа;  работа в группах, парах; индивидуальная работа.

     Всего на занятия кружка предусмотрено 34 часа (1 час в неделю).

 

 

Содержание учебного курса

Структура ОГЭ по русскому языку в 9 классе. (1ч.)

Способы компрессии (сжатия) текста. (7ч.)

Способы компрессии (сжатия) текста: исключение, замена, обобщение. Что нельзя удалять из текста? Компрессия текста: применения способов замены, исключения, обобщение. Сочетание замены и исключения, исключение и обобщения, замены, исключения и обобщения.

Сочинение – рассуждение (1ч.)

Требования к сочинению – рассуждению Структура сочинения – рассуждения. Критерии оценивания сочинения – рассуждения.

         Анализ текста. Фонетика. Морфология. Орфография. Лексика, фразеология. Синтаксис. Пунктуация.  (25ч.)

         Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Лексическое значение слова. Выразительные средства лексики и фонетики. Фонетика. Звуки и буквы. Фонетический анализ слова. Правописание корней. Правописание приставок. Слитное, дефисное, раздельное написание. Правописание суффиксов различных частей речи. Синонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Словосочетание. Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Осложненное простое предложение. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Синтаксический и пунктуационный анализ сложного предложения.

 

Требования к уровню подготовки обучающихся

Учащиеся  должны совершенствовать и развить  следующие умения и навыки:

  • Адекватно понимать прослушанный текст. Письменно воспроизводить текст  с заданной степенью свернутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста). Использовать различные способы компрессии текста.
  • Опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа.
  • Адекватно понимать информацию письменного сообщения. Определять  тему,  основную мысль текста, явную и скрытую информацию.
  • Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации.

 

 

 

 

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Дата

1.

Структура ОГЭ по русскому языку в 9 классе.

1

2.

Способы компрессии (сжатия) текста: исключение, замена, обобщение. Что нельзя удалять из текста? (Повторение).

1

3.

Компрессия текста: применение способа замены.

1

4.

Компрессия текста: применение способа обобщения.

1

5.

Компрессия текста: применение способа исключения.

1

6.

Сочетание замены и исключения.

1

7.

Сочетание исключения и обобщения.

1

8.

Сочетание замены, исключения и обобщения.

1

9.

Требования к сочинению – рассуждению. Структура  сочинения – рассуждения. Критерии оценивания сочинения – рассуждения.

1

10.

Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста.

1

11

Анализ текста.

1

12

Лексическое значение слова.

1

13

Выразительные средства лексики и фонетики.

1

14

Анализ средств выразительности

1

15

Фонетика. Звуки буквы.

1

16

Фонетический анализ слова.

1

17

18

Правописание корней.

Правописание корней.

1

1

19

20

Правописание приставок.

 Слитное, дефисное, раздельное написание.

1

1

21

22

Правописание суффиксов различных частей речи.

Правописание суффиксов различных частей речи.

1

1

23

Лексика и фразеология. Синонимы. Фразеологические обороты.

1

24

Группы слов по происхождению и употреблению

1

25

Словосочетание. 

1

26

Замена синонимичных словосочетаний

1

27

28

Предложение.

Грамматическая (предикативная) основа предложения.

1

1

29

30

Осложненное простое предложение.

Осложненное простое предложение.

1

1

 

31

32

Пунктуационный анализ. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения.

Пунктуационный анализ предложения.

1

1

33

34

Синтаксический и пунктуационный анализ сложного предложения.

Синтаксический и пунктуационный анализ сложного предложения

1

1

 

                                                                                               Итого:

34

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повторение, закрепление и обобщение знаний - урок в 8 классе

Конспект и презентация к уроку в 8 классе по трем темам: "Соединения химических элементов (классы веществ), "Изменения, происходящие с веществами", "Реакции в растворах электролитов". Решение различны...

Обобщение знаний по географии.7 класс

Данная работа подходит для обобщения и контроля знаний изученного материала за весь курс "Материки и океаны"...

Урок обобщения знаний « Межотраслевые комплексы» 9 класс

Цели урока: Обобщить и закрепить знания о составе  МОК , факторах и принципах размещенияПредприятий.Оборудование: карты « Металлургия»  , « Топливная промышленность» , « Энергетика» ,« Машин...

Презентация к уроку по русскому языку на тему "Обобщение знаний об имени существительном" (урок-обобщение в 6 классе)

Презентация к  уроку по русскому языку на тему "Обобщение знаний об имени существительном" (урок-обобщение в 6 классе)...

Конспект урока "Обобщение знаний по теме «Основные классы неорганических соединений»"

Конспект обобщающего урока по химии в 8 классе   с применением АМО...

Рабочая программа по русскому языку9 класс

Рабочая программа составлена по учебнику Русский язык. 9 класс. Учеб.для общеобразоват. Организаций /  (Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова; науч. ред. Н.М. Шанский)...