Повторение, закрепление и обобщение знаний - урок в 8 классе
методическая разработка по химии (8 класс) на тему

Гершановская Евгения Владимировна

Конспект и презентация к уроку в 8 классе по трем темам: "Соединения химических элементов (классы веществ), "Изменения, происходящие с веществами", "Реакции в растворах электролитов". Решение различных заданий по данным темам позволяет подготовиться к контролю знаний.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_klass_razrabotka.rar1.89 МБ

Предварительный просмотр:

Гершановская Евгения Владимировна

учитель  химии

ГБОУ СОШ № 880 г. Москва

8 класс

Разработка урока

Тема: «Закрепление, совершенствование и обобщение знаний и умений и  подготовка к контролю по темам:

  1. Соединения химических элементов (классы неорганических веществ)
  2. Изменения, происходящие с веществами (уравнения реакций и их типы)
  3. Реакции в растворах электролитов (ионные уравнения, причины необратимости реакций обмена)»

Цели:

  1. Воспитывающая – воспитание  у учащихся самостоятельности, их активности при работе в парах и при индивидуальной работе, а также при выполнении  самостоятельной работы, взаимопомощи и поддержки при работе в парах, самоконтроля при выполнении заданий.
  2. Развивающая – развитие интеллектуальных способностей при выполнении мыслительных операций: анализа, синтеза, оценки, сравнения, логики при выполнении различных разноуровневых дидактических  заданий.
  3. Обучающая – организовать учащихся на закрепление:

Знаний:

классификации неорганических веществ, определения всех классов веществ, электролитов и неэлектролитов, степени окисления элементов, химических свойств классов веществ

Умений:

составлять  формулы различных веществ, проставлять в них степени окисления, подбирать к данным оксидам гидроксиды,  составлять  ионные уравнения  реакций, по предложенному тексту находить пропущенные термины

Навыков: самостоятельной работы при химическом диктанте: выбор истинных и ложных утверждений, работы в парах по предложенному тексту.

Задачи:

  1. С помощью предложенных различных заданий добиться поставленных целей
  2. Осуществить наглядность материала с помощью мультимедийной презентации
  3. Использовать на уроке различные формы и методы работы для активизации деятельности и переключения внимания

Тип урока: обобщающий – совершенствование и закрепление ранее изученного материала (наглядность: материал представляется в сопровождении  мультимедийной презентации)

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах

Оборудование: мультимедийный проектор,  компьютер, смарт-доска,  раздаточный материал на столах

Методы обучения: словесные,  наглядные,  репродуктивные, частично-поисковые, практические (решение упражнений, заданий), интерактивные, самостоятельной работы.

Ход урока:

1 этап: Озвучивание учителем темы урока и цели, представленной на экране (слайд № 2):

«Совершенствовать, закреплять, повторять, обобщать знания и  умения

по темам:

  1. Соединения химических элементов (классы неорганических веществ), их химические свойства
  2. Изменения, происходящие с веществами (уравнения реакций и их типы)
  3. Реакции в растворах электролитов (ионные уравнения, причины необратимости реакций обмена)»

2 этап: Актуализация опорных знаний.

                           Учителем предлагается  на экране  схема классификации неорганических веществ   (слайд 4):

Беседа с учащимися:

  1. Прокомментируйте данную схему, дайте определение каждому представленному классу веществ
  2. Определите, какие из данных веществ электролиты, а какие неэлектролиты и дайте определения этим понятиям

3 этап – основной: Решение различных заданий на закрепление, повторение, обобщение знаний и умений

  1. На экране демонстрируются различные формулы соединений (слайд 5):

              Вопросы учителя:

  1. Вспомните, что обозначает химическая формула, какое из предложенных веществ лишнее и почему?
  2. Дайте название каждому из соединений
  3. Запишите эти формулы у себя в тетради и проставьте степени окисления элементов в данных соединениях (после нескольких минут работы идет проверка выполнения задания)

  1. Учитель предлагает выбрать каждому учащемуся любую из представленных на экране формул, которая им больше нравится.

Задание - химический диктант (самостоятельная работа – работа на листочках).

                    Учитель  зачитывает  учащимся 10 утверждений, ребята работают с выбранными веществами: нужно определить, какие из них ложные, а какие истинные.

Если истина, то ставите знак «+», если нет, то « - «.

Утверждения:

1.Это вещество считается бинарным

2. В это вещество входит элемент – металл

3. Это сложное вещество

4. Его количественный состав больше 6 атомов

5. Это - электролит

6. Оно диссоциирует на ионы

7. Это вещество принадлежит к классу солей

8. Оно находится в газообразном агрегатном состоянии

9. В нем присутствует ковалентная полярная связь

10. В нем ионная кристаллическая решетка

Сразу же после выполнения листочки с работами собираются, результат будет оглашен на следующем уроке.

  1. На экране  даны картинки с различными  летними пейзажами (слайд 6).

Учитель предлагает учащимся  прослушать стихотворение, в котором заключен для них вопрос…

                                               СТИХ:

Лежу на берегу, вокруг одни оксиды,

Куда не погляжу – прекраснейшие виды:

Песочек, пляж, вода морская,

А с моря бриз, волна крутая,

А воздух – дышится легко… вода – парное молоко…

Забудешь беды и обиды…

Но все же, а где же здесь оксиды?

Хотя бы три мне назовите

И к следующему заданию переходите….

            (Учащиеся находят: вода, углекислый газ, песок)

Далее учитель задает учащимся вопросы:

  1. На какие три группы делятся  все оксиды?
  2. Какие из них способны реагировать с водой?

  1. На экране появляются формулы оксидов (слайд 7):

CaO

SiO2

Na2O

FeO

CuO

ВаО

Обсуждение:

  1. С какими из перечисленных веществ не реагирует вода:
  2. Какой из данных оксидов лишний и почему? (проверка происходит на экране, изменение анимации)
  3. Запишите формулы  гидроксидов, которые  соответствуют каждому оксиду. Каков  их характер? (сразу же проходит проверка)

  1. Работа в парах – вставить пропущенные слова и знаки препинания:  (на каждую парту) парам учащихся  раздаются тексты, где пропущены разные химические  термины, а также знаки препинания (с целью проверки знаний по теме ТЭД):

Предлагаемый вариант текста для работы (текст может быть и на экране) (слайд 8):

Многие …….. веществ,  попадая в воду, способны …… на ….. и ……

Если ….. осуществилась то данное вещество будет ….., а значит его раствор проводит…….

К …….относят …..  …… и ……….

В растворе могут реагировать только те ……, которые при «встрече» образуют ….., ….. или …….

Для уравнений ……. реакций…… можно составить  ионное уравнение.

Дается время для работы парам, затем коллективная проверка и обсуждение данного задания.

  1.  Учитель:

Взгляните: на экране представлен  очень красивый осенний пейзаж (слайд 9).

Внимание: стихотворение (слайд 10): прочитайте внимательно и вставьте пропущенное слово в стихотворении Великого русского поэта А.С.Пушкина:

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в ……. одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

(пропущено «золото»)

             Задание на экране (слайд 11):

Составьте уравнение реакции между хлоридом золота(3) и гидроксидом натрия в молекулярном и ионном видах.

  1. Назовите продукты реакции
  2. Назовите признак необратимости данной реакции

 Ученица разбирает это уравнение на доске, все работают в тетрадях.

Затем коллективная проверка и  обсуждение результата.

 

  1. На экране даны знаки металлов, на основе которых записывались многие формулы на уроках (слайд 12).  

Учащимся зачитываются  учителем стихи, по которым надо определить, о каких металлах идет речь.

Металл пластичен, но

с трудом  расплавится,

Имеет желто-красный цвет

И знает сплавов главных он рецепт.

В его одноименный век, и в бронзовый –

С каких уж давних пор - он – господин,

И  правда в том, да-да, что

Он   нам дан для памятников и

скульптур на долгие года.

(металл «медь»)

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

А этого металла всех больше в земной коре,

Он серебристо-белый,  он красив, пластичен, легок он вполне,  

И он, по праву, металл космического века,

А покорение Космоса – какое достижение человека.

Ракеты, самолеты, корабли –

Они необходимы для мощности страны.

Есть у него  оксид  с  названием - корунд,

А если красный, то  его зовут рубин –

             И он в кремлевских звездах господин.  

( металл «алюминий»)  

Задание на обобщение:

  1. Составить формулы оксидов, гидроксидов для данных металлов и определить их характер
  2. Составить формулы хлоридов, нитратов, сульфатов, фосфатов, определить, к какому классу веществ они относятся и почему? (сразу же проводится проверка с классом)

4 этап. Подведение итога урока.

Беседа:

Учитель предлагает вернуться к темам (слайд 2), которые нужно было закрепить и обобщить сегодня.

Все ли было рассмотрено с помощью  предложенных  разобранных  заданий?

Помогли ли решенные задания добиться цели: совершенствование и закрепление  предложенного материала и подготовка  к последующему контролю знаний и умений? Все ли сделано из запланированного на уроке?

5 этап: Домашнее задание: повторить материал по параграфам 35-42, а также все понятия, которые закреплялись и повторялись на данном уроке (слайд 13).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок 8 класс Закрепление и обобщение знаний уч-ся по темам: «Обращение», «Вводные слова и предложения», «Междометия», проверка знаний уч-ся.

Открытый урокПо русскому языкуУчитель :Леденёва Светлана МБОУСОШ №4 г. СветлоградТема:              Закрепление темы: «Предл...

открытый урок 8 класс Закрепление и обобщение знаний уч-ся.

Рукоделие и труд  В жизни рядышком идут«Путешествие в страну рукоделия»Открытый урок в 8 В классеЦели урокав доступной и увлекательной форме введение учащихся в мир рукоделия;развитие позн...

УРОК ЗАКРЕПЛЕНИЯ И ОБОБЩЕНИЯ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ: "III-I группы главные подгруппы"

11 класс Характеристики металлов III-I групп  А подгрупп и их соединений. Химические свойства оксидов и гидроксидов данных металлов....

Открытый урок в 9 классе ,урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений

Урок повторения ,систематизации знаний ,закрепления умений ао теме"Толерантность "...

Статья "Интеллектуальные игры на уроках истории, как средство закрепления и обобщения знаний."

Современный урок, согласно ФГОС должен способствовать развитию интеллектуально-познавательных способностей школьников.Лучше всего этому способствует игра, как вид учебной деятельности. Многие великие ...