Использование педагогических технологий в условиях дополнительного образования в объединении социально - педагогической направленности
статья на тему

Учреждение дополнительного образования детей – не просто место обучения детей, но и место разнообразных форм общения. Педагог дополнительного образования должен уметь организовать естественные виды деятельности детей  и управлять системой взаимоотношений в этих видах  деятельности.

В учреждениях дополнительного образования имеются все условия для того, чтобы разделять детей по их индивидуальных особенностям и интересам,  корректировать содержание и методы обучения  в зависимости от уровня умственного развития, возможностей, способностей и запросов каждого ребенка. Для этого существуют программы разных направленностей. Увлеченность ребенка той деятельностью, которую он выбирает - есть главное условие эффективного освоения любой учебной программы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_pedagogicheskih_tehnologiy.docx20.54 КБ

Предварительный просмотр:

Использование педагогических технологий
в условиях дополнительного образования в объединении
социально - педагогической направленности

Учреждение дополнительного образования детей – не просто место обучения детей, но и место разнообразных форм общения. Педагог дополнительного образования должен уметь организовать естественные виды деятельности детей  и управлять системой взаимоотношений в этих видах  деятельности.

В учреждениях дополнительного образования имеются все условия для того, чтобы разделять детей по их индивидуальных особенностям и интересам,  корректировать содержание и методы обучения  в зависимости от уровня умственного развития, возможностей, способностей и запросов каждого ребенка. Для этого существуют программы разных направленностей. Увлеченность ребенка той деятельностью, которую он выбирает - есть главное условие эффективного освоения любой учебной программы.

В литературных источниках дается множество определений понятия «педагогическая технология».

  Педагогическая технология — это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя.

Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.

Педагогическая (образовательная) технология – это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам.

Таким образом, можно сделать вывод, что педагогическая технология – это выбор наиболее рациональных, эффективных способов, приемов, методик образовательной деятельности, продуманность каждого шага в реализации программы.

Критерии, которые  составляют сущность педагогической технологии:

  • однозначное определение целей обучения (почему и для чего?);
  • отбор и структура содержания (что?);
  • оптимальная организация учебного процесса (как?);
  • методы, приемы и средства обучения (с помощью чего?);
  • учет необходимого  уровня квалификации учителя (кто?);
  • объективные методы оценки результатов обучения (так ли это?).

Технология личностно-ориентированного обучения предполагает максимальное развитие  индивидуальных познавательных способностей ребенка, основанных на  использовании имеющегося у него опыта жизнедеятельности. Задача педагога – пробудить интерес, раскрыть возможности каждого ребенка, организовать совместную познавательную, творческую деятельность. Широкий спектр программ разных направленностей в учреждении дополнительного образования способствует  реализации данной технологии, так как выбор программы учащимися осуществляется исходя из их интересов. В ходе реализации программы учащиеся развивают свои умения в выбранной ими области, а педагог помогает им раскрыть свои возможности.

 Групповые технологии  предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимоконтроль.  Особенности групповой технологии заключаются в том, что учебная группа делится на подгруппы для решения и выполнения конкретных задач; задание выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого обучающегося. Во время групповой работы педагог выполняет различные функции: контролирует, отвечает на вопросы, регулирует споры, оказывает помощь.

Виды работ в рамках данной технологии (объединения «Школа раннего развития», «Занимательный английский»): групповой опрос, учебные встречи (когда на одном занятии присутствуют дети из двух групп, которые занимаются обычно отдельно, и выполняют определенные учебные задачи), смотры знаний.

Технология коллективной творческой деятельности. Цель технологии - выявить, учесть, развить творческие способности детей и приобщить их к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт, который можно фиксировать (изделие, модель, макет, произведение, исследование и т.п.) Технология предполагает такую организацию совместной деятельности детей и взрослых, при которой все члены коллектива участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и анализе любого дела. Организация коллективного дела основана на принципах состязательности, игры, импровизации, которые работают  потому, что они опираются на глубокие психологические основания: потребности человека в самоутверждении, самовыражении, общении.                    

Наши традиционные коллективные дела в объединении «Школа раннего развития»: сочинение коллективных сказок, их иллюстрирование и оформление книги, тематические  стенгазеты («С Новым годом!», «Моя мама лучшая на свете», «Вот какие наши мальчики/девочки!», «Весна пришла», «День Победы»), участие в Международной акции «Гирлянда дружбы»  и др.

Технология индивидуализации обучения. В школе индивидуализация обучения осуществляется со стороны учителя, а в учреждении дополнительного образования детей – со стороны самого ребенка, потому что он выбирает то направление, которое ему интересно. Индивидуальное обучение позволяет адаптировать содержание, методы, формы, темп  обучения к особенностям каждого ученика, следить за его достижениями в обучении, вносить необходимые поправки. Данная технология осуществляется мною при работе в объединении «Введение в научно-исследовательскую деятельность». Это творческое объединение учащихся, занимающихся исследовательской работой и стремящихся совершенствовать свои знания в определенной области науки.  В объединении занимаются трое учащихся разных возрастов. Каждый из них работает над выбранной им темой исследования в течение учебного года, а затем представляет свою работу на конкурсах различных уровней. Также  учащиеся выполняют другие работы исследовательского характера дистанционно на различных образовательных сайтах (олимпиады, экспериментальные задания и т.п.)

Технология исследовательского (проблемного) обучения предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит овладение знаниями, умениями и навыками. Ребенок самостоятельно постигает ведущие понятия и идеи, а не получает их от педагога в готовом виде. Ребенок должен сам открыть явление, закон, закономерность, свойства, способ решения задачи, найти ответ на неизвестный ему вопрос.

Данная технология в полной мере реализуется на занятиях в объединении «Введение в НИД». Элементы частично-поисковой деятельности также  применяются мною на занятиях в объединениях «Школа раннего развития» и «Занимательный английский».

Игровые технологии обладают средствами, активизирующими деятельность учащихся. В их основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение общественного опыта. Игровые технологии применяются педагогами в работе с учащимися различного возраста и используются при организации занятий по всем направлениям деятельности, что помогает детям ощутить себя в реальной ситуации, подготовиться к принятию решения в жизни.

Игровые технологии я применяю на каждом занятии в своих объединениях ввиду того, что возраст обучающихся в «Школе раннего развития» - 5-7 лет, в объединении «Занимательный английский» - 7-9 лет. Это игры на запоминание лексики,  усвоение грамматических правил, развитие устной и письменной речи, на формирование и развитие фонематических навыков, математических представлений и др. Также я провожу уроки в игровой форме (путешествие, турнир, приключение и др.)

Технология проектного обучения – технология, при которой не даются готовые знания, а используется технология защиты индивидуальных проектов. Проектная деятельность в рамках кружковой работы дает возможность школьнику активно включаться в процесс поиска необходимой информации, ее критического и творческого осмысления, освоения способов самостоятельных действий при решении образовательной проблемы и актуализации  получаемых таким образом знаний.

Данную технологию я активно реализую  на занятиях в объединении «Занимательный английский».  После изучения тем, учащиеся готовят мини-проекты («Моя семья», «В магазине», «Зоопарк», «Мои любимые игрушки» и т.п.)  

Информационно-коммуникативные технологии - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которого является компьютер.  Наряду с традиционными формами обучения (лекции, семинары) при формировании компетентности слушателей применяются презентации, видеофильмы, индивидуальные компьютерные тренинги, коллективные тренинги и др.

На занятиях в своих объединениях я использую обучающие видеоролики, обучающие презентации и презентации - тренажеры, которые я создаю сама, исходя из потребности их использования на занятиях (ввиду отсутствия конкретных учебных пособий) или заимствую их у коллег из сети Интернет. Также активно принимаю участие как педагог в различных конкурсах по использованию ИКТ в образовательном процессе.  

Здоровьесберегающие технологии - это система, создающая максимально возможные условия для сохранения,  укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (обучающихся, педагогов и др.)

Виды работ по реализации данной технологии  в моих объединениях: исполнение песен на английском языке, через которые заучивается лексика и грамматические структуры, часто они сопровождаются движениями, поэтому помогают расслабиться и благоприятно воздействуют на чувства и эмоции детей на занятии; динамические паузы (физкультминутки, в том числе и для глаз, пальчиковая гимнастика); подвижные игры и игры с мячом, в ходе которых идет заучивание или повторение учебного материала; стимулирование деятельности на занятиях с помощью сигнальных карточек.

Все образовательные технологии, используемые в дополнительном образовании детей, направлены на то, чтобы разбудить активность детей, вооружить их оптимальными способами осуществления деятельности,  подвести эту деятельность к процессу творчества и опираться на самостоятельность, активность и общение детей.

Педагоги дополнительного образования могут в своей деятельности при реализации программы  использовать  как образовательные технологии в полном объеме,  так и элементы той или иной технологии.

В условиях дополнительного образования ребенок развивается, участвуя в игровой, познавательной, трудовой деятельности.  Цель внедрения образовательных  технологий - дать детям почувствовать радость труда в учении, пробудить в их сердцах чувство собственного достоинства, решить социальную проблему развития способностей каждого ученика, включив его в активную деятельность, доведя представления по изучаемой теме до формирования устойчивых понятий и умений.

Современные технологии в работе учреждений дополнительного образования детей сочетаются со всем ценным, что накоплено в отечественном и зарубежном опыте, в семейной и народной педагогике, они позволяют выбирать наиболее эффективные способы и приемы организации деятельности детей и создавать максимально комфортные условия для их общения, активности и саморазвития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Занимательные опыты и эксперименты»

Программа «Занимательные опыты и эксперименты» создана для детей младшего школьного возраста и рассчитана на один год. Учебные занятия поводятся два раза в неделю по 2 часа. В год – 144 часа.Цель прог...

Программа дополнительного образования по социально-педагогическому направлению «Вдохновение» Для воспитанников 11-14 лет коррекционной школы VIII вида

Программа кружка « Вдохновение» развивает творческие способности у детей с ОВЗ, воспитывает трудолюбие, усидчивость, терпеливость, взаимопомощь и взаимовыручку.Учит изготавливать поделки и сувениры с ...

Использование современных педагогических технологий в дополнительном образовании.

В настоящее время современная педагогика не мыслит себя без педагогических технологий. Использование педагогических технологий приводит к качественному изменению обучаемого процесса. Позволяет более т...

«Современные формы занятий с использованием новых педагогических технологий в дополнительном образовании – основа мастерства педагогов»

            Среди наиболее важных факторов, которые влияют на развитие личности детей в системе дополнительного образования, важнейшим является профессионализм, ма...

Первичная психолого-педагогическая профилактика аддиктивного поведения учащихся в условиях дополнительного образования

Для создания конструктивной альтернативы употребления наркотиков, реализации вышеназванных потребностей необходимо активнее вовлекать учащихся в современные интерактивные формы внеучебной и внеурочной...

Методические рекомендации "Использование современных педагогических технологий в организации образовательного процесса в условиях дополнительного образования детей"

В методических рекомендациях представлен теоретический обзор понятия «педагогические технологии». Дана характеристика наиболее актуальных педагогических технологий, которые успешно могут п...

Эффективные практики организации психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях дополнительного образования.

В статье рассматривается одна из эффективных практик по профессиональному самоопределению обучающихся  в условиях дополнительного образования- проект "Моя будущая профессия", который бы...