ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА кружка «Основы православной культуры»
рабочая программа на тему

Данная образовательная программа педагогически целесообразна,  т.к. при ее реализации посещении музеев, храмов, церквей способствующим формированию исторического и гражданского сознания, воспитанию патриотизма, толерантного отношения к людям, способствует привитию навыков профессиональной деятельности: исследовательской, поисковой, литературоведческой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opk_2016.docx43.44 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Краснодарского края

государственное  бюджетное образовательное учреждение

начального профессионального образования

профессиональное училище № 5

Краснодарского края

Рассмотрено и одобрено на заседании                                      Утверждаю:

Методического объединения                                  Директор ГБПОУ КК АТОиИТ

ГБПОУ КК АТОиИТ                                                       _________ Е.П. Калугина

Протокол № 1 от __.__.2016 г.                                Приказ № _____________      

____________В.В. Обушинская                             От «______» ___________ 2016г.

                                                                         

                         

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ    ПРОГРАММА

кружка   «Основы православной культуры»

 (наименование программы, объединения)

 Направленность          

 Уровень             __________базовый ________________________________

        (ознакомительный, базовый, углубленный)

Рассчитана на детей   от 15 до 18 лет  

Срок реализации (общее количество часов)  1 год     (144 часа)

 

Разработчик:

педагог дополнительного образования

Обушинская Валентина Владимировна

Армавир. 2016 г.


  1. Пояснительная записка

Данная программа имеет социально- педагогический профиль.

Новизна данной образовательной программы опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие интеллекта студента, его морально-волевых и духовно-нравственных качеств

 Актуальность программы связана с острой необходимостью духовно-нравственного воспитания современных детей.  Без понимания «сегодняшних» детей и их проблем никакая педагогика невозможна. Первое, что сильно угнетает подрастающее поколение – это возросшая агрессивность среды. Речь идет о внутреннем состоянии нашего общества, которое породило поле недоверия человека к человеку. И если ребенка «загрузить» пораньше «жизнью» - потребления и удовольствия, на что направлены каналы СМИ, он станет приспосабливаться к жизни, будучи еще совершенно не сформированным ни в психологическом, ни в духовном смысле. А без высоких идеалов он человеком не станет. И начнет учиться не жить, а выживать. Таким образом, возрастает угроза падения творческой активности и воли у современных детей при укоренении конформизма. При этом отмечается пассивность детей при постоянном внешнем возбуждении, что свидетельствует об отсутствии гармонии жизни: «ничто не интересно», «нигде не хорошо».

Данная образовательная программа педагогически целесообразна,  т.к. при ее реализации посещении музеев, храмов, церквей способствующим формированию исторического и гражданского сознания, воспитанию патриотизма, толерантного отношения к людям, способствует привитию навыков профессиональной деятельности: исследовательской, поисковой, литературоведческой.

Наполняемость группы максимально15 человек, минимально 10 человек.

В кружок принимаются все желающие.Ограничений нет.

Форма обучения –очная

Программа «Основы православной культуры» рассчитана на 144 часа по 2 часа (45 минут)  2 раза неделю. Возраст  детей, участвующих в реализации данной образовательной программы 15-18 лет.

Цели  программы: 

-«Основы православной культуры» состоит в том, чтобы помочь студенту  стать  человеком нравственным: добрым и честным, трудолюбивым и ответственным, почтительным к родителям, любящим свою Родину, а также стремящимся помогать тем, кто нуждается в помощи, и благожелательно относящимся к людям других национальностей, верований и убеждений.

-воспитание духовно-нравственной личности ребенка через приобщение к духовному опыту, основанному на традициях Православия. . 

        Задачи:

-приобщение студентов к духовным, нравственным и культурным ценностям;

-формирование понимания смыслового  содержания исторических событий страны, произведений художественной литературы и искусства;

-формирование знаний о духовных истоках становления и развития культуры российского народа;

-возрождение духовно-нравственных традиций семьи;

-укрепление физического, духовно-нравственного здоровья подрастающего поколения.

– прививать уважительное отношение к Государственным символам России ;

– познакомить с важнейшими страницами родной истории

– прививать уважительное отношение к памятникам Великих Побед, к священным местам великих сражений;

– познакомить с именами и подвигами выдающихся правителей Руси;  

– познакомить с основными нравственными принципами, которые отразились в русских летописях, исторических повестях, сказаниях, преданиях, житиях святых, пословицах и поговорках, русских народных сказках, а также в выдающихся произведениях русской классической литературы;

– формировать основные нравственные понятия: добро, милосердие, совесть, заповедь, долг, честь, добродетель, а через это — социально значимых добродетелей: благодарность, дружба, ответственность, честность, трудолюбие, милосердие;

– формировать навыки уважительного отношения к родителям, воспитателям, попечителям, учителям, старшим, а также навыков заботы о младших;

– воспитывать дружелюбное отношение к одноклассникам, всем учащимся в школе, всем окружающим людям;

– формировать доброжелательное отношение к носителям иных религиозных культур, другого мировоззрения.

Программа кружка  «Основы православной культуры »  построена в соответствии с требованиями  нового поколения Федеральных Государственных образовательных стандартов второго поколения в сфере духовно-нравственного воспитания. В основу данной программы легло методическое пособие С. Ю. Афанасьевой «Основы христианкой культуры».

В программе кружка закладываются основы религиозно-эстетического восприятия и духовно-нравственных представлений об окружающей жизни, фундамент культурологических представлений, связи представлений учащегося  о его жизни с православной культурой.

Содержание программы

Раздел 1. Что такое религия

Теория. Вера, роль веры в жизни человека. Религиозная вера, ее особенности. Религия как учение о назначении и месте человека в мире, о смысле бытия и о мироустройстве. Различные определения религии. Историческая и общественная необходимость существования религии. Проблема происхождения первобытных религиозных верований. Научные трактовки генезиса религиозных верований. Свидетельства существования религиозных представлений, магических обрядов в эпоху верхнего палеолита. Формы и элементы первобытных верований. Магия, тотемизм, фетишизм, анимизм. Многообразие принципов классификации религии. Некоторые важнейшие схемы классификации религий: Гегеля, фон Гартмана, Тиле, Зибека. Мифология как проявление человеческой мысли, имеющее в основании опыт. Превращение мифа в аллегорию и историю. Источники мифа. Влияние языка на образование мифа. Природные мифы, их происхождение, толкование. Небо и земля как всеобщие родители. Звезды, луна, созвездия и их место в мифологии и астрологии. Философские мифы. Геологические мифы. Фантастические объяснительные мифы. Этимологически~ мифы О названиях племен, народов и стран.

Практика .  Составление таблицы «Формы и элементы первобытных верований». Посещение Свято-Никольского храма.

Раздел 2. Первобытные верования

Анимизм как учение о духовных существах. Историческое развитие учения о душах от эфирной души перв06ытной биологии до невещественной души современного богословия. Учение о существовании души после смерти. Теория возмездия. Учение о нравственном воздаянии. Фетишизм. Почитание камней и кусков дерева. Идолопоклонство. Остатки анимистической фразеологии в современном языке. Почитание деревьев. Почитание животных. Тотемизм. Высшие божества политеизма. Человеческие свойства, приписываемые божествам. Классификация божеств в соответствии с общим понятием о значении и функциях. Класс великих божеств политеизма, управляющих ходом природы и жизнью человека. Бог деторождения. Бог земледелия. Бог войны. Отличие учения о верховной власти божества от монотеизма. Религиозные обряды: их практическое и символическое значение. Молитвы; непрерывное развитие этого обряда от низших ДО высших ступеней культуры. Жертвоприношения. Приношение крови. Передача жертвоприношений посредством огня. Курение. Мотивы жертвоприношений. Принцип замены в жертвоприношениях: часть вместо целого, жизнь низшего существа вместо высшего, приношение подобий. Остатки жертвоприношений в религиях и в народных поверьях. Очищение огнем и водой. Очищение в первобытном обществе людей, осквернившихся кровопролитием или прикосновением к покойнику. Религиозное очищение на высших ступенях культуры.

Практика. Посещение Свято-Никольского храма, посещение Армавирского краеведческого музея. Экскурсия по городу

        Раздел 3 Типология религий.

Время существования ведийской культуры. Ведийская литература. Происхождение Вед. Ведийские божества: Адити, Митра, Варуна, Индра, Савит, Савитар, Вишну и др. Жертвенный огонь и божественный образ Агни. Сома. Культовые ведийские жертвоприношения. Жрец-чародей и священнослужитель браман, брахман. Значение слова  «браман». Смерть и загробная жизнь, обряд захоронения. Сведения о жизни и деятельности жрецов брахманского периода. Касты. Брахма как величайшее божество, чудодейственное слово и молитва Богиня Сарасвати. Философские сочинения веды - Упанишады. Космогония Упанишад. Браманические философские школы, секты.  Древнейшие культы и божества: Алфей, нимфы. Пан. ,Почитание священных растений и деревьев. Переход наследия древнего культа деревьев к Артемиде и Дионису. Культ животных: саламинская змея при служении Деметре в Элевсине, змея-хранитель в афинском Акрополе, змея - демон-покровитель Эллады и пр. Поклонение подземным силам, существам, умершим. Греческая теогония и мифология. Древнегреческий культ богов. Полубоги, герои, демоны. Культовые обряды, архитектура, искусство.  Божества древних римлян. Государственная религия и чуждые культы в Древнем Риме. Жреческие коллегии. Искусство Древнего Рима, нравы и обычаи. Славянское язычество. Значение слова «язычество». Кулы природы и культ предков. Божества и их взаимоотношения. Идолы, капища. Находки археологов. Обряды погребения умерших. Славянские празднования. Проявления язычества в современной жизни. Государственные, официальные и привилегированные религии в разных странах. Культурообразующая религия. Духовно-исторические традиции России. Стремление к свободомыслию, свободе вероисповедания и первые попытки отделения церкви от государства. Многообразие форм вероисповедания в США в XVIII веке и принцип отделения церкви от государства в Декларации о правах в 1789 г., поправка к конституции США. Революционные преобразования в России, декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» в феврале 1918 г. Декларация прав народов России (дек. 1917). Новая государственная идеология. Проблема культов личностей. Антирелигиозные мероприятия в Советской России. Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной ассамблеей ООН в Вене 10 декабря 1948 г. с участием Великобритании, СССР, Франции и др. стран.

Практика. Посещение Свято-Никольского храма, посещение Армавирского краеведческого музея. Экскурсия по городу

Раздел  4.Мировые и национальные религии.

Современная конфессиональная картина мира. Мировые и национальные религии, их особенности. История возникновения и распространения христианства. Раннее христианство. Возникновение и становление церковной организации. Вселенские соборы. Основы христианского вероучения и богослужение. Никео-Цареградский Символ веры. Монашество и его разновидности. Творения отцов Церкви. Православие. 15 Автокефальных Церквей, сохраняющих общую для всех православную веру. Православный календарь. Становление Русской Церкви как Автокефальной в 1448 г. Учреждение патриаршества в 1589 году. Церковные реформы Петра 1. Причины возникновения старообрядчества. Несколько направлений старообрядчества. Замена патриаршества Духовной коллегией, затем Синодом. Восстановление патриаршества в 1917 г. Судьба Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви в ХХ веке. Причины отделения Римской церкви. Католицизм в современном мире. особенности латинского вероучения, обрядовости и церковной организации. Униатские церкви и их взаимоотношения с Ватиканом. Протестантизм: история возникновения и распространения в мире. Особенности протестантизма.  Происхождение названия. Возникновение учения Жизненный путь Готамы (Гаутомы), духовные поиски. Повествования о жизни и деяниях Будды. Политеизм буддизма. Буддийская космогония и космология. Учение Будды о жизни и сознании как бесценном даре природы, о «колесе жизни», О сансарическом бытии. Культовая система буддизма. История распространения буддизма в 18 странах Центральной, Южной, ЮгоВосточной и Восточной Азии. Буддийские общины, храмы и центры в странах Европы, Америки, в Бурятии, Читинской и Иркутской областях, в Калмыкии. Культурно-исторические условия возникновения ислама. Важнейший хозяйственный и идейный центр Аравии начала VII века. Языческий центр Кааба, святыня разных племен. Рождение Мухаммада, жизнь и начало пророческой миссии. Написание священной книги мусульман - Корана. Суть учения Мухаммада, основные черты куль та. Система запретов и предписаний. Первый крупный раскол в исламе, выделение трех основных направлений: суннизма, шиизма и хариджизма. Многочисленные шиитские течения и секты: имамиты, исмаилиты, друзы, алавиты и другие, их исторические корни и основные идеи. Суфитские братства. Ислам в современном мире. Два современных направления исламской мысли. Мусульманские политические партии и общественные организации, сеть международных исламских организаций (Организация исламской конфедерации, Лига исламского мира и др.)  Основные этапы формирования индуизма. Представление об арийском цикле. Веды. Брахманизм, учение о кастах. Упанишады, обоснование основных положений индуистского учения. Возникновение джайнизма. Влияние ислама в VIII-XVI вв. Разнообразие ритуалов, жертвоприношений, божеств, священных сил. Святилища и храмы индусов. Китайские религии. Древняя государственная религия - синтоизм. Возникновение конфуцианства. Даосизм. Китайская философия. Иудаизм. Обычаи и верования израильтян до Моисея. Ветхий Завет и история  народа. Иегова. Моисей, его жизнь и выполнение пророческой миссии. Последующие пророки. Отношение к учению Христа. Современный иудаизм.  История возникновения слова «секта», его значение. Современные секты, действующие на территории нашей страны. Тоталитарные секты, их особенности.

Практика. Посещение Свято-Никольского храма, посещение Армавирского краеведческого музея. Экскурсия по городу

Раздел 5 Литература и православие.

Книга как источник нравственного воспитания . Проблема сыновства в Новом Завете и художественной литературе. Образ Креста в ветхозаветной, новозаветной и святоотеческой литературе. Урок Славянской Письменности и культуры. Древнерусская литература как исторический источник познания. Защитники Святой Руси. Защита Отечества: взаимосвязь Церкви и государства. Защита Православия в языческом мире. Физическая подготовка в православной народной традиции. Православные традиции почитания павших защитников Отечества. А.Невский, Д.Донской.

Практика. Посещение Свято-Никольского храма, посещение Армавирского краеведческого музея. Экскурсия по городу. Написание докладов по разделу.

Раздел 6. Православные и государственные праздники

Теория. Рождество . Крещение. Пасхалия. Традиция празднования Троицы на Руси. Благовещение как главная идея Священного Писания. «Рождество богородицы – Успение Богородицы». Круг жизни. Покров Пресвятой Богородицы . Великий пост . Традиции празднования Дня Победы. Молитва как разговор с Богом. Ценности истинные и ложные. Что такое паломничество. Аскетизм в Православной культуре. Любовь к Богу. Борьба за чистоту и сохранение Православия. Искушение – нравственная проблема. Молитвенный и жертвенный подвиг. Эмоциональные состояния человека: духовно-нравственные характеристики. Мир духовный и природный

Практика. Посещение Свято-Никольского храма, посещение Армавирского краеведческого музея. Экскурсия по городу. Написание докладов по разделу.

Ожидаемые результаты освоения программы:

Планируемые результаты освоения учащимися программы кружка «Основы православной культуры:

1. Личностные результаты:

–осознание себя ответственным членом семьи, школы, общества и Российского государства (российская идентичность);

–чувство преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям, а в дальнейшем — осознание ответственности за сохранение культурно-исторического наследия России;

–знание важнейших страниц священной истории Отечества, выдающихся имён в истории России, святынь земли Русской и знаменитых памятников православной культуры России;

-осознание необходимости для личностного развития таких черт характера, как благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие;

–умение следить за своими словами и делами; способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;

–настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими;

–уважительное отношение к людям других верований, другой национальной культуры, умение взаимодействовать с людьми других верований и убеждений.

2. Метапредметные результаты:

–развитие познавательной деятельности младшего школьника в гуманитарной сфере;

–любовь к родному языку, родной истории, литературе и культуре;

–умение сравнивать и анализировать документальные и литературные источники;

–умение описывать памятные события родного края, школы, семьи.

3. Предметные результаты:

-развитие чувства прекрасного в процессе знакомства с памятниками православной культуры;

–знание достопамятных событий отечественной истории, имён и подвигов величайших просветителей, государственных деятелей, героев и святых людей России;

–умение соотносить имена выдающихся исторических личностей с основными вехами и важнейшими событиями родной истории (к примеру, Александр Невский — Ледовое побоище);

–умение видеть в памятниках письменности и произведениях русской классической литературы славянизмы, их необычные формы и понимать их смысл;

–умение соотносить старый и новый стили (даты юлианского и григорианского календарей), знание причины расхождения этих календарей;

–приобщение к нравственным ценностям своего народа;

–усвоение нравственных норм и правил поведения в ходе знакомства с богатейшей православной культурой России, имеющей особое значение в истории России, в становлении её духовности и культуры;

–приобретение устойчивых представлений о нравственности и духовности в рамках понятий добро – зло, правда – ложь, свобода и ответственность, совесть и долг;

–формирование потребности в нравственном совершенствовании.

В ходе занятий учащиеся должны познакомиться с историческими и нравственными основами родной православной культуры. Федеральный Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997г.) подчеркивает «особую роль православия в истории России, в становлении её духовности и культуры».

I I . Комплекс организационно-педагогических условий.

Режим занятий детей в организации «Православная Кубань»

Направленность объединения

Число занятий в неделю

Число и продолжительность

«Православная Кубань»-социально-педагогичекая

1-2

1-3 по 45 минут

Учебный план

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации

/контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Что такое религия.

9

7

2

Тест

2.

Первобытные верования.

        14

10

4

Научно-практическая конференция

3.

Типология религий.

28

19

9

Презентации

4.

Мировые и национальные религии.

44

34

10

Проект

5.

Литература и православие.

23

19

4

Защита докладов

6.

Православные и государственные праздники

26

21

5

Презентации, круглый стол

Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение- наличие кабинета, проектора, выход в интернет, презентации.

Педагог Обушинская Валентина Владимировна- преподаватель общественных дисциплин, первая квалификационная категория.

Формы организации: при проведении занятий применяются индивидуальные, групповые, коллективные, лекция,  «мозговой штурм», наблюдение, олимпиада, открытое занятие, посиделки, поход, праздник, практическое занятие, представление, презентация,  размышление, семинар, смотрины, экскурсия, экспедиция.

Формы работы:

-беседа (собеседование) с использованием мультимедийной презентации;

- просмотр фильмов с собеседованием;

- совместное чтение фрагментов из летописей и других исторических источников;

-прослушивание лучших произведений русской духовной хоровой музыки;

- создание проектов;

-посещение храмов и церквей Армавира.

Способы определения результативности:

Для отслеживания результативности образовательного процесса используются следующие виды контроля:

  1. Начальный контроль (сентябрь);
  2. Текущий контроль (в  течение всего учебного года);
  3. Промежуточный контроль (январь);
  4. Итоговый контроль (май).

Для проведения педагогического мониторинга используются : контрольные задания и тесты, анкетирование, педагогические отзывы, журнал учета и др.

 Формой подведения итогов работы по теме, разделу:

-открытое занятие,

-взаимозачет,

-тест.

-защита презентации

При преподавании используются педагогические технологии: технология группового обучения, технология проблемного обучения, технология игровой деятельности, технология исследовательской деятельности, коммуникативная технология.

Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.

Список литературы

Для преподавателя:

Бородина Д. В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. Учебное пособие. 2-е изд. Испр. и доп. - М.: Покров, 2003.

Бородина Д. В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. Учебно-методическое пособие для учителя. - М.: Православная педагогика,2004 ..

.Бородина Д. В. История религиозной культуры: Преподавание курса в средней школе /1 Сто друзей (приложение к «Учительской газете»). - N2 50, 12 декабря 2002.

. Бородина Д. В. История религиозной культуры: Причины введения религиоведения в содержание образование/l Сто друзей (приложение к «Учительской газете»). - N2 52, 26 декабря 2002.

Бородина Д. В. О возвращении к истокам духовности /1 Вторые Арзамасские Соборные встречи. - Арзамас, 2004.

Великие духовные пастыри России. - М.: Владос, 1999.

 Взаимодействие государства и религиозных объединений в сфере образования. Материалы научно-практической конференции (10-11 октября 2002 года). - М., 2003.

Ганичев В. Н. Духовный диалог I/Новая книга России. - NQ З, 2004.

Громыко М. М., Буганов Д. В. О воззрениях русского народа. - М.: Паломник,2000.

Протоиерей Г. С. Дебольский. Православная церковь в ее таинствах, бо -

гослужениях, обрядах и требах. - М.: Отчий Дом, 1994.

Краткое объяснение всенощной, литургии или обедни, последований таинств, погребения усопших, водоосвящения и молебнов. - М.: Вика, 1991.

Для студентов:

Закон Божий / Сост. Серафим Слободской. - Свято-Троице-Сергиева Лавра, 1993.

Знаменитые колокола России / СОСТ. Козлов В. Ф. - М.: Отечество - Крайрут, 1994.

Колокола России /Авт.-СОСТ. Мишин В. В. - М.: Московский журнал, Красный звон., 1995.

Основы социальной концепции Русской Православной Церкви от 13-16 августа 2000 г.

Перевезенцев С. В. Россия. Великая судьба. - М.: Белый город, 2003.

Перевезенцев С. В. Святорусское царство // Вторые Арзамасские Соборные встречи. - Арзамас, 2004.

Перевезенцев С. В. Смысл русской истории. - М., 2004.

Полный православный богословский энциклопедический словарь. - М., 1992.

 Понкин И. В. Правовые основания преподавания православной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в вопросах и ответах. - М., 2003.

Православие для всех / Сост. Иеромонах Харитон (Просторов). - Кострома,20ОО.

Русские монастыри. - М.: Очарованный странник, 1995.

Русская икона: Детская энциклопедия. - М.: Белый город, 2002.

Святые земли Русской / Сост. С. С. Бычков.- М.: Белый город, 2002.

Священная библейская история: В изложении епископа Вениамина (Пушкаря) - Владивосток: Изд-во Дальневосточного ун-та, 2001.

Священная история в пересказе протоиерея Серафима Слободского

 Современное православное богослужение. - СПб., 1996.

Толковая Библия. - Стокгольм, 1987.

Трубецкой Е. Три очерка о русской иконе. - М., 1991.

Философия русского религиозного искусства XI-XX вв. 1 Сост. Н. К. Гаврюшин. - М.: Прогресс, 1993.

Флоренский П. Д. Иконостас. - М.: Искусство, 1994.

Христианство. Энциклопедический словарь. - М.: Большая энциклопедия, 1993.

Энциклопедия для детей. Т. 6. «Религии мира», ч. 2. - М.: Аванта +, 1999.

Энциклопедия православной иконы: Основы богословия иконы. - СПб.:2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка по Основам православной культуры (5-9 класс)

Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности ч...

Отчет Преподавателя Обушинской В.В. кружка «Основы православной культуры»

В результате освоения программы кружка «Основы православной культуры» закладываются основы религиозно-эстетического восприятия и духовно-нравственных представлений об окружающей жизни, фундамент культ...

Рабочая программа кружка "Основы православной культуры" 5-9 классы 2016-2017 уч.год

Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС ООО на основе авторской программы А. В. Бородиной. Расчитана на 5-ти дневную рабочую....

Календарно-тематическое планирование кружка "Основы православной культуры" 5-7 классы 2016-2017 уч. год

КТП составлено к рабочей программе кружка "Основы православной культуры"  и учебникам А.В. Бородиной из расчета 1 час в неделю при 5-ти дневной рабочей неделе....

Преподавание модуля «Основы православной культуры» в общеобразовательной школе.

Основой деятельности в сфере духовного воспитания, непосредственно связанной с преодолением духовного кризиса, может послужить интеграция идей православной и светской педагогики. Проблема духовного во...

Презентация "Преподавание модуля «Основы православной культуры» в общеобразовательной школе".

Преподавание модуля «Основы православной культуры» в общеобразовательной школе. Духовность- это основа жизни. Формирование духовно – нравственных ценностей среди подрастающего п...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающаяпрограмма "Фитнес аэробика"

Программа направлена не только на получение детьми углубленных образовательных знаний, умений и навыков по спортивной аэробике, а обеспечивает организацию содержательного досуга, укрепление здоровья, ...