Дополнительная образовательная программа Кружок «Швейное дело»
рабочая программа (10 класс) на тему

Программа содержит учебно – тематический план кружка «Швейное дело», содержание занятий, методы обучения, формы контроля, материально-техническое оснащение.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4kruzhok_shveynoe_delo_novyy.docx40.6 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Нижегородской области

Государственное автономное

профессиональное образовательное учреждение

«Городецкий губернский колледж»

                                   

Дополнительная образовательная программа

Кружок «Швейное дело»

(Возраст детей-с 15 лет-18 лет

срок реализации-240 часов)

                                                                                                 

                                                                                                        Автор программы

                                                                                                                 Крамскова А.Д.,

                                                                                              педагог  дополнительного                                            

                                                                                                                          образования

                                 

г. Городец

2016  г.

Учебно – тематический план

кружка «Швейное дело»

Разделы темы

Всего часов

В том числе

контроль

теорит

практ

Вводное занятие

6

5

1

Изготовление поделок из тканей

20

5

15

Шторы

14

3

11

Вышивка на ткани крестом

48

6

40

Вышивка лентами на ткани

16

3

15

Цветы и поделки из ткани

34

4

30

Столовое белье

8

2

6

Диванные подушки

24

4

20

Пэчворк-особый вид шитья

42

6

36

Канзаши

28

3

25

итого

240

51

189

Тема №1 Вводное занятие

           Основные теоретические сведения.

 Содержание программы кружка, правила поведения в кабинете. Правила безопасной работы и личной гигиены. Организация рабочего места. Соблюдение правил по технике безопасности. Проведение входного контроля. Экскурсия в выставочный зал.

 

. Тема №2. Изготовление поделок из тканей.

 

Поделки из ткани их назначение. Оборудование, инструменты и приспособления для шитья: материалы, подбор тканей и фурнитуры для поделок. Лекала различных поделок. Способы их изготовления проверка знаний по ручным и машинным работам.

Тема №3 Шторы

Значение штор в интерьере. Фасон, цвет штор .Штанги и карнизы. Замер окон.

Практические занятия

 Раскрой и пошив штор из шелка и органзы; техника кроя, изготовление ассиметричной шторы и шторы для кухни

Тема №4 Вышивка на ткани крестом

Основные теоретические сведения.

 Основные приемы вышивания

Технология   выполнения свободных швов: шов “вперед иголку”, шов “строчка”, шов “за иголку”, “стебельчатый” шов, “тамбурный шов” и его варианты. Технология  выполнения счетных швов: шов “роспись”, шов “козлик”, шов “косичка”, счетная гладь, зигзаг (словацкий шов), гобеленовый шов, крест с горизонтальными стежками на изнанке, крест с вертикальными стежками на изнанке. крест простой – редкий..Вышивка тесьмой  в современном мире моды. Вышивка атласными лентами. Другие виды вышивок, их использование.  Полезные советы. Расход материала. Оформление края изделия.

Практические занятия :выполнение вышивки по орнаменту.

Тема №5 Вышивка лентами  на  ткани

Вышивка лентами цветов, картин – занятие  которое развивает моторику и помогает расслабиться.

Основные теоретические знания. Подготовительный этап вышивки. Материалы и инструменты для вышивки: атласные и шелковые ленты, ткани, иглы, пяльцы. Выполнение  простых стежков ,подбор рисунков, перевод рисунков на ткань.

Тема №6  Цветы и поделки из ткани

Цветы и поделки  из ткани. Ткани для изготовления .

Практические занятия: декоративные цветы, подвески из лент, тюльпаны из фетра, шляпки из картона и ткани, игрушки из ткани, цветы из кружков, ангелочки из лент ,бабочка из ткани, пасхальные корзиночки, поделки из пуговиц ,аппликации, куклы примитивы, елки из ткани.

                                           Тема №7 Столовое белье

История столового белья. Дорожки, салфетки.

Изготовление дорожек, салфеток

Тема №8  Диванные подушки

Диванные подушки и их характеристика. Детские подушки и их разновидности.

Изготовление диванных подушек с аппликацией, вышивкой

Тема №9 Пэчворк – особый вид шитья  .

Основные теоретические сведения.

Законы и правила орнаментной композиции. Составление узора квадратов и треугольников. Изготовление шаблонов. Подбор материалов. Раскрой лоскутных деталей. Пошив узора.

Практические занятия: 

изготовление прихватки, различных техник «витражи», «русский квадрат»,  «пуфики» и др.

Тема №10 Канзаши.

Канзаши -украшения для волос. История возникновения канзаши.

Изготовление заколок ,брошей, ободков.

Методы обучения

  • Лекции
  • Беседы
  • Практические занятия
  • Демонстрация образцов узлов и изделий.

Выделяют пять этапов, через которые обычно проходит познавательная деятельность кружковцев на практических занятиях:

1. Объяснение. Этап теоретического осмысления работы.

2. Показ. Этап инструктажа.

3. Проба. Этап, на котором два-три кружковца выполняют работу, а остальные   наблюдают и под руководством педагога делают замечания, если в процессе работы допускается ошибка.

4. Выполнение работы. Этап, на котором каждый самостоятельно выполняет задание. Педагог на этом этапе особенное внимание уделяет тем кружковцам, которые плохо справляются с заданием.

5. Контроль. На этом этапе работы кружковцев принимаются и оцениваются. Учитывается качество выполнения, бережное отношение к времени, материалам, скорость и правильное выполнение задания.

Практический метод лучше других способствует приучению обучаемых к добросовестному выполнению задания, способствует формированию таких качеств, как хозяйственность, экономность и т.д. У учащихся формируется привычка тщательной организации трудового процесса (осознание целей предстоящей работы, анализ задачи и условий ее решения, составление плана и графика выполнения работы, подготовка материалов и инструментов, тщательный контроль качества работы, анализ выводов).

Большое место на занятиях отводится инструктажу, который включает как словесные, так и практические методы обучения. Он используется при объяснении и показе технологии выполнения швов, последовательности выполнения каждой операции. Такой инструктаж проводится фронтально для всей группы. Инструктаж может быть вводным, текущим и заключительным.   Дополнительный инструктаж проводится с кружковцами, не усвоившими задание. Заключительный инструктаж проводится в конце каждого занятия, при этом демонстрируются лучшие образцы, отмечаются характерные недостатки и указываются типичные ошибки. Во всех случаях необходимо обращать внимание  на форму изделия, цветовые сочетания, на применение изделия в быту.

Ожидаемые результаты.

Планируемые результаты по программе внеурочной деятельности “Швейное дело” будут трех уровней.

Первый уровень результатов:

– знания – название и назначение материалов; название назначение ручных инструментов; правила безопасности труда и личной гигиены;

– умения – правильно организовывать свое рабочее место; соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены; экономно использовать материалы;

– личностное развитие (воспитание) – приобретение учащимися социальных знаний, обогащение своего опыта трудовой деятельности.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие учащегося  со своим педагогом, как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта. Формы работы: сообщение информации о материалах и инструментах, показ действия, беседы, экскурсии.

Второй уровень результатов:

– знания – приемы выполнения работы; средства для достижения результата;

– умения – анализировать изделие; работать по заданному образцу, технологическим картам, вносить коррективы;

– личностное развитие – формирование позитивных отношений учащегося к базовым ценностям общества (таким как человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), получения опыта переживания и равноправного взаимодействия обучаемого с другими сверстниками на уровне колледжа ,района ,области.

Именно в такой близкой социальной среде ученик получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). Формы работы: КТД, работа в группе и в паре.

Третий уровень результатов:

– знания – самостоятельное выполнение работы; составления алгоритма деятельности;

– умения – самостоятельное моделирование и изготовление изделий ; составление алгоритма деятельности;

– личностное развитие – получение учащегося опыта самостоятельного социального действия.

Результатом реализации данной образовательной программы являются выставки творческих работ на базе школы и района. Использование поделок-сувениров в качестве подарков для дорогих и близких людей, дошкольников, ветеранов, учителей и т.д.

Прогнозируемые результаты для всех групп учащихся:

 По окончании курса обучения воспитанники должны знать:

- историю возникновения швейного дела ;

- инструменты  и материалы для ручных и машинных работ;

- технологию изготовления шейных изделий ;

- охрану труда, санитарно-гигиенические требования.

Должны уметь:

- составлять план последовательности выполнения работы;

- выполнять и использовать в  изготовлении швейных изделий простейшие швы;

- оформлять образец и изделие.

Должны владеть:

- навыками работы с инструментами;

- навыками подбора ниток, игл и ткани;

- навыком выполнения ручных, машинных  швов.

    Формы и виды контроля.

В процессе реализации программы используются следующие формы и методы контроля:

Виды контроля

Цель организации контроля

Формы организации контроля

1.

Предварительное выявление уровня знаний и умений.

Выявление знаний, умений и навыков учащихся по курсу, который они будут изучать

Индивидуальный устный контроль

2.

Текущий контроль

Осуществляется в повседневной работе с целью проверки усвоения предыдущего материала и выявления пробелов в знаниях учащихся.

Устный фронтальный контроль

3.

Тематический контроль

Осуществляется периодически по мере прохождения нового раздела и имеет целью систематизации знаний учащихся

Комбинированный контроль

4.

Итоговый контроль

Проводится по окончании каждого года обучения с целью выявления уровня знаний учащихся

Индивидуальный контроль

В процессе реализации программы учитываются следующие критерии оценок успешного её освоения:

Почти каждая тема завершается подведением итогов по данной теме. Это могут быть конкурсы, выставки.

При оценке готовых изделий необходимо обращать внимание на:

 - оригинальность;

- степень проявления мастерства, технологически верное исполнение, аккуратность, качественное выполнение работы.

  5.Формы проведения занятий  .

Формы реализации - теоретические и практические занятия.

Режим работы:

Понедельник, среда, пятница-1 час 45мин 

Промежуточная аттестация по итогам года имеет следующую форму : конкурс лучший по профессии ,участие в выставках.

Прогностичность : учащиеся в дальнейшем могут использовать полученные знания и навыки в повседневной жизни ,развивать моторику рук.

        6.Результаты обучения

По окончании курса учащиеся должны знать:

1.Правила техники безопасности при выполнении ручных и машинных работ.

2.Последовательность операций при раскрое и пошиве и вышивке изделий.

3.Назначение  и виды машинных и ручных строчек

Уметь:

1.Выполнять работы по выбору ткани.

3.Работать на стачивающей машине.                        

4.Правильно производить влажно-тепловую обработку.

5.переводить рисунки на ткань.

6.Выполнять  обработку изделий согласно технологической последователь -  ности.

7.Материально-методическое обеспечение

-швейные стачивающие машины

-столы для ручных работ

-утюг

-гладильная доска

-стол для раскроя тканей

-парты

-стулья

-шкафы для хранения тканей

-ткани для пошива образцов и изделий

-различная фурнитура

-пяльцы

                           

                                   Методические указания

        На занятиях используются различные методы обучения – объяснительные, демонстрационные, практические.

Практические работы включают сборку образцов узоров, графические зарисовки, изготовление изделий (прихватка, декоративная салфетка, диванная подушка, грелка на чайник, панно, подставка под горячее и т.п. по выбору учащихся). Все объекты труда должны быть максимально познавательными, иметь эстетическую привлекательность и давать представление о технике лоскутного шитья.

        Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда, возбуждает желание к последующей деятельности.

        Учащиеся  учатся изготавливать изделия, при этом проявляют изобретательность, фантазию и творчество. Они знакомятся с основами композиции, видами орнаментов, цветовой гаммой и сочетаниями цветов, придумывают свои орнаменты, подбирают ткани по фактуре, волокнистому составу, цвету, учатся делать стёжку изделия, создают индивидуальные, неповторимые изделия. Работая с тканью, ищут более рациональные варианты их использования.

        Формой активизации учебно-воспитательного процесса является встречи с народными мастерами.

        Лучшие работы учащихся  выставляются на выставках.

                                Поурочный план кружка

«Швейное дело»

№п.п.

Содержание

Продолжи-

тельность

занятий

1

Значение рукоделия. Техника безопасности при выполнении работ

2

2

Ткани , инструменты ,оборудование. Пошив игольницы.

2

3

Экскурсия в выставочный зал

2

4

Изготовление галстука – «бабочка»

2

5

Раскрой прихватки. Пошив прихватки.

2

6

 Раскрой косметички.

2

7

 Пошив косметички.

2

8

Изготовление мешочка для подарка с именными инициалами.

2

9

Оформление работы.

2

10

Аппликация.

2

11

Выбор эскиза.

2

12

 Изготовление детской картины дерево из пуговиц.

2

13

 Изготовление мягких плечиков для одежды

2

14

 Значение штор в интерьере. Фасон, цвет штор.

2

15

Штанги карнизы. Замеры окон.

2

16

Раскрой и пошив комплекта штор из

 2-х полос

2

17

Раскрой и пошив штор из тюля и органзы

2

18

Пошив штор из органзы

2

19

Раскрой короткой шторы на завязках

2

20

Пошив  короткой шторы на завязках

2

21

Вышивка на ткани крестом. Орнамент «Богородица с младенцем»

2

22

Вышивка на ткани крестом.

2

23

Вышивка на ткани крестом.

2

24

Вышивка на ткани крестом.

2

25

Вышивка на ткани крестом.

2

26

Вышивка на ткани крестом.

2

27

Вышивка на ткани крестом.

2

28

Оформление картины в рамку

2

29

Вышивка на ткани крестом. Орнамент «Синички»

2

30

Вышивка на ткани крестом.

2

31

Вышивка на ткани крестом.

2

32

Вышивка на ткани крестом.

2

33

Вышивка на ткани крестом.

2

34

Вышивка на ткани крестом.

2

35

Вышивка на ткани крестом.

2

36

Оформление картины в рамку

2

    37

 Вышивка на ткани крестом.

2

38

Вышивка на ткани крестом.

2

39

Вышивка на ткани крестом.

2

40

Вышивка на ткани крестом.

2

41

Вышивка на ткани крестом.

2

42

Вышивка на ткани крестом.

2

43

Вышивка на ткани крестом.

2

44

Оформление картины в рамку

2

45

Вышивка лентами

2

46

Вышивка лентами

2

47

Вышивка лентами

2

48

Вышивка лентами

2

49

Вышивка лентами

2

50

Вышивка лентами

2

51

Вышивка лентами

2

52

Вышивка лентами

2

53

Изготовление ангелов из ткани

2

54

Изготовление ангелов из ткани

2

55

Изготовление ангелов из ткани

2

56

Изготовление грелки .

2

57

Изготовление грелки .

2

58

Изготовление поделок из драпа.

2

59

Изготовление поделок из драпа.

2

60

Изготовление поделок из драпа.

2

61

Изготовление поделок из драпа.

2

62

Изготовление поделок из драпа.

2

63

Изготовление поделок из драпа.

2

64

Изготовление цветов из ткани

2

65

Изготовление цветов из ткани

2

66

Изготовление цветов из ткани

2

67

Изготовление цветов из ткани

2

68

Изготовление цветов из ткани

2

69

Изготовление цветов из ткани

2

70

Дорожки ,салфетки, сеты

2

71

Дорожки ,салфетки, сеты

2

72

Дорожки ,салфетки, сеты

2

73

Дорожки ,салфетки, сеты

2

74

Диванные подушки и их характеристика. Изготовление диванной подушки с оборкой

2

75

Диванные подушки и их характеристика. Изготовление диванной подушки с оборкой

2

76

Изготовление подушки с ,украшенной шнурами  и кистями

2

77

Изготовление подушки с ,украшенной шнурами  и кистями

2

78

Детские подушки и их разновидности

2

79

Детские подушки и их разновидности

2

80

Изготовление подушки валик с кистями.

2

81

Изготовление подушки валик с кистями

2

82

Изготовление подушки валик с кистями

2

83

Изготовление подушки -лев

2

84

Изготовление круглой подушки

2

85

Изготовление круглой подушки

2

86

Лоскутная  техника .

2

87

Орнамент. Составление узора. Пошив лоскутного узора из квадратов и треугольников.

2

88

 Пошив лоскутного узора из квадратов и треугольников.

2

89

Изготовление прихватки в стиле пэчворк

2

90

Изготовление прихватки в стиле пэчворк

2

91

Узор лоскутного узора из многоугольников.

2

92

Узор лоскутного узора из многоугольников

2

93

Пошив из многоугольников. Изготовление изделия.

2

94

Пошив из многоугольников. Изготовление изделия.

2

95

Лоскутная техника «Пуфики».

2

96

Лоскутная техника «Пуфики».

2

97

Изготовление изделия в технике «Пуфики».

2

98

Изготовление изделия в технике «Пуфики».

2

99

Лоскутная техника «Витражи».

2

100

Лоскутная техника «Витражи».

2

101

Изготовление изделия в технике «Витражи».

2

102

Изготовление изделия в технике «Витражи».

2

103

Лоскутная техника «русский квадрат»

2

104

Лоскутная техника «русский квадрат»

2

105

Лоскутная техника «русский квадрат»

2

106

Лоскутная техника «русский квадрат»

2

107

Ленточная фантазия.

2

108

Изготовление панно из лент

2

109

Изготовление панно из лент

2

110

Изготовление панно из лент

2

111

Изготовление букета из лент

2

112

Изготовление букета из лент

2

113

Изготовление букета из лент

2

114

Изготовление букета из лент

2

115

Изготовление заколок из лент

2

116

Изготовление заколок из лент

2

117

Изготовление заколок из лент

2

118

Изготовление броши из лент

2

119

Изготовление броши из лент

2

120

Изготовление броши из лент

2

Итого

240


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа кружок "Юный эколог"

Программа кружка предназначена для обучающихся средней школы. Занятия проводятся один разв неделю. Цель программы: формирование экологической культуры школьников в процессе кружковой работы....

Авторская дополнительная программа по швейному делу «Маленькие секреты элегантности»

Программа предусматривает более углубленное изучение темы "Шитье по журналам мод"....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ЛИТЕРАТУРНО-ДРАМАТИЧЕСКИЙ КРУЖОК «ВДОХНОВЕНИЕ»

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:1. Развивать творческие возможности детей2. Воспитание наблюдательности, внимания, волевых качеств, воображения3. Развитие творческой инициативы, эмоциональной отзывчивости на художестве...

Дополнительная образовательная программа" Гармония" ( вокальный кружок)

Дополнительная образовательная программа«Гармония» Возраст детей:  9– 15 летСрок реализации: 4 года   СодержаниеПояснительная записка…………………………………………………3-15Учебно-темати...

Адаптированная дополнительная образовательная программа по швейному делу "Мой стиль"

Данная программа разработана для учащихся 10-11 классов, имеющих повышенный интерес и способности к швейному делу, и предполагает включение  их  в активную творческую и значимую деятельность...

Дополнительная образовательная программа кружок "Текстильная кукла"

Программа кружка «Текстильная кукла» является  программой художественно-эстетической направленности, позволяющей плодотворно организовывать досуг ребенка. Про...